Исследовательская работа учащихся. Отслеживание получаемого результата. Презентация работы. Оценка



Дата26.06.2016
өлшемі77.09 Kb.
#159250
түріИсследовательская работа
Текст А.С.Пушкина «Анчар» как «гармоническое целое».
Форма работы: проектно-исследовательская деятельность.
Каждое слово в поэтическом произведении

должно до того исчерпывать всё значение

требуемого мыслью целого произведения,

чтобы видно было, что нет в языке другого слова,

которое тут могло бы заменить его.

В.Г.Белинский.


Данный проект соответствует следующим требованиям:

  1. Наличие социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной и практической.

  2. Планирование действий по разделению проблемы.

  3. Исследовательская работа учащихся.

  4. Отслеживание получаемого результата.

  5. Презентация работы.

  6. Оценка (подведение итогов).

По доминирующему виду деятельности – это исследовательский проект, краткосрочный, межпредметный.
Общая тема: «Пушкинский проект».

Возрастная реализация проекта – учащиеся 10-го класса.

Главный критерий выбора - подтемы общей темы.

Технология проекта – личностно ориентированная.

  1. Общий вид деятельности, направленный на всех участников проекта:

- «погружение в Пушкинскую эпоху»,

- изучение истории создания стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»,

- изучение эпохи, отраженной в произведении,

- А.С.Пушкин в период написания «Анчара».



  1. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».

  2. Работа с разными видами лингвистических словарей.


Всего создано четыре рабочих группы проекта.

  1. Наблюдения за звуковой стороной произведений Пушкина. (Народные истоки).

  2. «Анчар»: слово и звукообраз.

  3. «Анчар». Лексический уровень текста. Создание тематического поля.

  4. Скупость словесного материала в выражении: «Но человека человек».

Этапы реализации проекта

п/п

Этап

Задачи

Содержание этапа

Результат этапа

1

Организационно- подготовительный

- организация, планирование работы учащихся;

-формирование рабочих групп;

-определение основных направлений работы


1. Первоначальное знакомство с миром А.С.Пушкина в период написания «Анчара».

2. Организация работы микрогрупп по реализации проекта: определение участка и объёма работы, создание банка идей, распределение обязанностей между участниками микрогруппы



Вживание в языковую ситуацию

2

Моделирование

- реализация каждой группой своего направления работы

1. Детальная проработка основных этапов и направлений содержания по выбранной теме проекта.

Распределение ролей, планирование работы.

3

Реализация проекта (осуществление деятельности)

- консультирование и контроль

1. Самостоятельная активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, отбор содержания материала на основе литературоведческих источников).

2. Консультация с учителем.

3. Подготовка презентации результатов


Промежуточные исследовательские материалы.

4

Презентация

- обобщение результатов

Демонстрация результатов исследования по группам

Заседание малого научного общества любителей русской словесности

5

Оценка работы

- подведение итогов обучения, оценка умения исследователей

1. Коллективный анализ, определение положительных и отрицательных моментов реализации проекта с точки зрения его организаторов и участников.

2. Анализ каждой группой результатов выполнения работы.

3. Самоанализ каждым участником проекта своего участия.

4. Определение перспектив использования опыта, приобретенного в ходе подготовки проекта.



Взаимооценка


Текст А.С.Пушкина «Анчар» как гармоническое целое.

Языковой анализ произведения.

С самого начала и до конца жизни нас сопровождает имя А.С.Пушкина. Читая его произведения, мы не можем не обратить внимания на звуковую сторону его произведений, на музыку слова в пушкинских стихах, на несравненное умение поэта пользоваться там, где это нужно, выразительностью самих звуков, составляющих слова.

Откуда у Пушкина это внимание к отдельным звукам в стихотворной строке? Сам ли он изобрел этот способ делать свою поэтическую речь подчеркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения. Конечно, нет. Все это лежит в природе нашего родного русского языка. А язык создавался народом долгими и долгими веками. Именно народ слагал своё меткое образное слово, повинуясь природному вкусу и врожденному чувству красоты.

Поэт многому учился и научился у народа. Он жадно слушал сказки своей няни Арины Родионовны, у бродячих сказителей записывал на ярмарках песни, сам писал народным языком. Это позволило ему заложить прочные основы художественной речи, переданной им по наследству Гоголю, Тургеневу, Толстому.

В своё время Пушкина поразило то, что даже обиходные пословицы и поговорки, выражающие вековой опыт, разум, смекалку, народ не только оснащает рифмой, но и для прочности «прошивает» повтором того или иного гласного или согласного звука.

«Терпенье и труд все перетрут» («т»)

«Какова пава, такова и слава» («а» и «к»)

«Делай людям добро – будешь без беды» («д», «б»)

В литературоведении такой приём иногда называют «аллитерацией», «словесной (или звуковой) инструментовкой». («Литера» - по-латыни – «буква»). Смысл аллитерации заключается в том, чтобы в пределах определенного стихотворного размера создать повторением одного и того же звука (гласного или согласного) определенное художественное впечатление.

Пушкин замечательный мастер звукописи. С полной силой проявляется это в стихотворении «Анчар». В первоначальном заглавии стояло: «Анчар, древо яда». Помимо смысловой стороны, эти слова сочетанием из гласных (а, е, я) и согласных (нчр, дрв, д) создавали некие звукообразы. Если проанализировать звуковой состав строф, посвященных описанию Анчара, «древа яда», мы убедимся, что указанные звуки в них повторяются.

Особенно наглядно это видеть можно на слове Анчар. Сами звуки этого загадочного, непривычно звучащего для русского уха слова вызывают представление о чём-то зловещем, устрашающем: по звуковой ассоциации (ча, нчр) со словами «чары», «чёрный», «мрачный». Это представление усиливается и закрепляется сопровождающими слово Анчар и раскрывающими его значение словами древо яда, не дерево, а древо. И вот звукообраз, связанный со словом «Анчар», настойчиво повторяется поэтом снова и снова.

Звук ч принадлежит к числу звуков, относительно не часто употребляющихся в русском языке (особенно в сочетании ча и нчр). Тем не менее, вся первая строфа «Анчара» «инструментирована» в значительной степени именно на этом звуке и на этих сочетаниях:

В пустыне чахлой и скупой

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной.

Звуковые приметы слова Анчар (ч, чр, нчр) повторяются в дальнейшем ходе стихотворения и непрерывно повторяются: «ввечеру», «прозрачною смолою», «вихорь черный», «мчится прочь» . В результате возникает особая музыкальная атмосфера,связанная со словом и звукообразом Анчар.

Появляется особый, «анчарный», мрачный, черный колорит, создаваемый сочетанием самих звуков, их сгущениями и повторениями.

Художественная задача, которую решает автор литературного произведения, проявляется далее на лексическом уровне текста. Слова, представляющие тему речи и направления её развития, объединяются в тематическое поле. В стихотворении «Анчар» тематическое поле «пустыня» представлено словами: чахлый, скупой, почва, зноем раскаленная, жаждущие степи, зной, туча, песок горючий, вихорь черный, анчар.

Тематическое поле «анчар» выражают слова: в пустыне, стоит один, природа жаждущих степей его в день гнева породила, зелень мертвая, корни, яд, кора, к нему и птица не летит, и тигр нейдет, древо смерти, тлетворный, смола, ветвь с увядшими листами.

Обращаем внимание на строку:

Но человека человек

Послал к Анчару властным взглядом…

По своей этической сжатости и исключительной простоте она гораздо сильнее, чем самые громкие патетические восклицания. Именно она раскрывает всю глубочайшую бесчеловечность и аморальность отношений безграничной власти и абсолютного порабощения, которые существуют между рабом и владыкой.

Ведь какое бы общественное расстояние не отделяло раба от царя, они оба по своему естеству, по природе своей – люди; и в то же время в тех противоестественных социальных отношениях, в которых они находятся по отношению друг к другу, оба перестают быть людьми.

В дальнейшем обозначение человек ни к одному, ни к другому поэтом больше не прилагается : речь идёт далее либо о рабе, либо о владыке. В самом деле, отношение господства и рабства стерли, вытравили в каждом из них все человеческое.

Человек-царь – хладнокровно посылает другого человека-раба – во имя своих сугубо агрессивных целей на мучительную гибель. Поведение раба наглядно показывает, как рабский гнет затягивает человека, подавляет его человеческую сущность.

Эстетическую задачу, которую Пушкин неизменно ставил перед собой, создавая величайшие образцы поэзии, как искусства слова, сам определил так: «Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум».



Стихотворение «Анчар» - один из примеров того, каких изумительных успехов поэт достигал на пути своих творческих исканий.

Литература

  1. Благой Д. «Анчар», М. Просвещение, 1978г.

  2. Борисенко Н.А. «Как мы работали над проектом, или технологии исследовательской деятельности учащихся». «Литература в школе», 2002, №7.

  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пос.для учителей и студентов пед. Вузов – М. АРКТИ, 2005г.

  4. Рождественский Вс. «Читая Пушкина», 1962г.

  5. Соколова Ю.А., «Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка» РЯШ, 2007 №2.

  6. Чертов В.Ф. и др. «Слово. Образ. Смысл». Филологический анализ литературного произведения, Дрофа, М, 2006г.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет