История анархизма в России



жүктеу 316.41 Kb.
Дата23.06.2016
өлшемі316.41 Kb.
МОУ Одинцовский лицей № 10


Исследование на тему:

«История анархизма в России»



Автор: Карев Дмитрий Александрович
Научный руководитель:

г. Одинцово.


План – содержание

  1. Введение………………………………………………. 4 стр



  1. История анархизма в России

        • Возникновение анархистских идей

в России в 40-50-е гг. XIX в………………….. 5 стр.
        • Анархизм в России в период 1859-1861

        • .Нигилистское движение;………………………5-6 стр.

        • Революционные движения 70-х гг XIX в. Михаил Бакунин;………………………………………….6-8 стр.


        • Анархо-коммунистическая теория революции Петра Кропоткина……………………………………….8 -9 стр.

        • Деятельность русских анархистов в период революции 1905-07;…………………………………………11-12 стр.

        • Анархизм между двумя революциями

(1907-17 гг.)……………………………………….12-18 стр

        • Развития анархизма в СССР

в конце XX века… ……………………20-21 стр.

3. Заключение…………………………………………….22 стр

4. Литература

Введение

Выбор данной темы обоснован Меня всегда интересовали идеи анархизма, как голубая мечта о государстве без власти, государстве неограниченной свободы человека. Не могу сказать, что я во всем разделяю мировоззрение анархизма, а в особенности их методы борьбы, но, исследовать глубже историю этого политического течения мне показалось очень заманчивой идеей.

Анархизм в России вновь заявил о себе в обществе..

Политизированные группы, разделяющие анархистскую идеологию существуют и сейчас - как в России, так и в Европе, США, странах Латинской Америки и некоторых азиатских странах. Существуют, хотя в большинстве случаев и не поступающие в массовую розничную продажу, анархистские периодические издания(газеты, журналы), интернет-сайты, пропагандирующие анархистскую идеологию, а флаги с анархистской символикой(как правило - черные или черно-красные) можно увидеть иногда на уличных манифестациях так называемых «антиглобалистов». Все это позволяет заявить, что обозначенная тема может быть актуальна не только с точки зрения исторической, но и с точки зрения анализа современного мира вообще. История анархического движения насчитывает примерно 150 лет, однако, анархистские группы по прежнему возникают, умирают, перерождаются, но так или иначе существуют до сих пор.

Под анархизмом мы будем понимать социально-политическую философию и следующую из нее анархическую идеологию и практику, из которых следует необходимость уничтожения государства как социально-политического института.

Антигосударственность — это первое, что отличает анархизм от любой другой социально-политической философии.

Когда мы будем говорить об анархистских организациях и объединениях, мы будем иметь ввиду именно специфические анархистские объединения. То есть, политические группы, которые высказываются за уничтожение государства, не борются за захват государственной власти и принципиально не участвуют в парламентской жизни государства

Объектом исследования является анархизм как мировоззрение имеющее собственные этические и аксеологические предпочтения, а также вытекающие из них социально-политические представления и соответствующую им практику общественно-политической деятельности, а предметом исследования стал российский анархизм 1980-ых 1990-ых годов, с некоторыми его специфическими особенностями и общественно экономическими, политическими условиями, в которых он существовал

История анархизма в России (1840-1917).


Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е гг. XIX в.
В 40-50-е гг XIX в. в России непрерывно нарастал кризис крепостнического строя, отразившийся на всех сторонах общественной жизни. В сложившейся ситуации по всей России стали возникать кружки революционно настроенной молодежи. Не последнее место среди западных теоретиков, имевших немалое влияние на российских революционеров, занимали Прудон (1809-1865) и Штирнер (1806-1856), теории которых начинают появляться в России в 40-е годы.

Первой анархически настроенной работой, появившейся в России, была книга Прудона “Что такое собственность?” Прудон заявлял, что собственность влечет за собой неравенство, “ведет к эксплуатации слабого сильным”. Он требовал, чтобы “она была уничтожена для всех”. Работа Прудона произвела фурор в российской общественности.

Начало распространение анархических идей в России связано так же с именем Макса Штирнера и его работой “Единственный и его собственность” (издана в 1844 г.). В нем проповедовалась теория, названная позже индивидуалистическим анархизмом. Исходным пунктом своего анархистского учения Штирнер берет “Я” (личность). Личность, согласно его теории, должна стать эгоистом: эгоистически зрелый человек ставит собственный интерес превыше всего. “Нет ничего выше меня”. В России работа Штирнера воспринялась неоднозначно. Но его идеи были развиты в своих работах В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским.

Разумеется, проникновение в Россию произведений Прудона и Штирнера, пропагандировавших анархизм, нельзя рассматривать как начало истории российского анархизма. Эти годы представляют лишь предысторию возникновения анархических движений на русской почве. Анархизм как идейное течение в общественной мысли оформился в России позже, в следующем десятилетии.



Анархизм в России в период 1859-61 гг. Нигилистское движение.

Во второй половине 50-х – начале 60-х гг общественно-политическая ситуация в России обострилась. В этих условиях образовывались определенные политические направления, каждое из которых выдвигало собственную программу решения назревших социально-экономических и политических проблем. Основной движущей силой большинства движений 60-70-х гг. были разночинцы. Своим идеологом разночинцы считали А. Г. Чернышевского. С конца 50-х гг. в России складывается нигилизм, внутри которого возникают первые зародыши анархистского движения. В основе нигилистского движения “лежал безусловный индивидуализм”.

Идейным вождем нигилистского движения в 60-е годы считался Д. И. Писарев (1840-1868). Трибуной нигилистскому движению служил журнал “Русское слово”. Выступления Писарева в русском слове” привлекали внимание демократических читателей. В своем творчестве Писарев выражал круг идей и настроений революционного нигилизма. Он опирался на теорию “разумного эгоизма” как на орудие борьбы против “внешнего принуждения и средство преодоления самоограничения человека”.

Нигилизм, не имевший четкой программы и объединявший людей с радикальным отрицанием, неприятием существующей действительности, не мог быть принят сторонниками Чернышевского, но после многочисленных арестов последователей Чернышевского, нигилизм в России расширил свое влияние. Нигилистское движение не представляло собой однородной массы. Здесь имелись люди различных взглядов. Типичным представителем нигилистского движения Писарев считал героя романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” – Базарова.

Иной тип нигилиста представлял Николай Андреевич Ишутин (1840-1878), вольнослушатель Московского университета, идеолог подпольного тайного общества “Организация”, руководствовавшейся принципом “цель оправдывает средства”. Это общество провозгласило целью подготовку крестьянской социалистической революции и приняло тактику индивидуального террора. Общество было частично раскрыто царской жандармерией в 1866 г. после покушения Каракозова на императора Александра II.

К нигилистским или анархистским организациям того периода можно так же отнести кружок Козлова “вертепники”; екатеринославский кружок Н. П. Балина “Общество самоусовершенствования”; кружок Московского университета.

К 60-м годам в России окончательно оформился индивидуалистический анархизм. К его представителям можно отнести Н. В. Соколова, Д. Н. Ножина, Н. К. Михайловского, публиковавшихся в русской печати, и перенесших теории Прудона и Штирнера на российскую почву.

В 60-е годы идеологи революционно-анархических движений усиленно работали над теорией революции, но появилась она лишь в 70-х и связана с именем М. А. Бакунина.



Революционные движения 70-х гг XIX в. М. А. Бакунин.
В предыдущие два десятилетия анархизм лишь существовал в России, но окончательно оформился как революционное движение и начал играть определенную роль только в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х гг. XIX века под влиянием выдающегося мыслителя и революционера М. А. Бакунина (1814-1876).

Михаил Александрович Бакунин родился в Тверской губернии, в дворянской семье. В 14 лет он поступает в Артиллерийское училище, после его окончания в чине прапорщика он служил в воинской части, но в 1835-ом г. выходит в отставку и в 1840-ом уезжает в Германию. Там Бакунин поступает в Берлинский университет и вступает в некоторые кружки. Затем, покинув университет, он отправляется во Францию, где живет некоторое время в Париже. Большое влияние на политическое мировоззрение Бакунина оказали французские социалисты-утописты. После французской революции 1848-49 гг. Бакунин был арестован, дважды приговорен к смертной казни, но приговор был заменен пожизненным заключением. Бакунин сидел в Ольмюце, затем в Петропавловской крепости, а в 1857 г. он был отправлен на поселение в Восточную Сибирь, откуда бежал в Лондон в 61 г. Затем Бакунин участвовал в Польском восстании 63-го г., жил в Италии, побывал и в США. Умер Бакунин 1 июля 1876 г. в Берлине, где и был похоронен.i

Бакунин стремился осуществить в России социальную революцию, на первое место он выдвигал борьбу с государственностью, ибо государственность была для него источником всякого социального неравенства. “Мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, врагами государственного устройства вообще, и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда … он сам создаст свою жизнь”.*

Бакунин знал только единственную форму революционной борьба – немедленное всенародное восстание рабочих масс для разрушения государственного буржуазного строя и организацию на его развалинах снизу вверх “братского союза вольных производительных ассоциаций, общих и областных федераций, обнимающих безгранично людей всех языков и народностей”. Он указывал – долг каждого честного революционера поддерживать в народе инстинктивный дух протеста, его постоянную готовность к революции.

По мнению Бакунина, главным недостатком, парализующим и делающим невозможным всеобщее народное восстание в стране, были замкнутость общин, уединение и разъединение крестьянских местных миров. Поэтому, предлагал он, надо разбить эту замкнутость и провести между отдельными лицами “живой ток революционной мысли, воли и дела”. Это можно было сделать лишь посредством установления связи между городскими фабричными рабочими и крестьянством. Из лучших Бакунин предлагал сделать несокрушимую силу, которая и должна была общим натиском провести в России социальную революцию.

Под влиянием этих бакунистстких идей среди российской молодежи из первых революционных кружков зарождается идея “хождения в народ” с целью подготовки крестьянских выступлений.

В 70-х годах начинает формироваться анархическое мировоззрение князя П. А. Кропоткина. Кропоткин в 70_х был действительным членом кружка “чайковцев”. Он впервые выдвигает идею об объединенном восстании среди крестьянства и среди городских рабочих – “только тогда революция может рассчитывать на успех”. Свое дальней шее развитие анархистские идеи в России получили благодаря Кропоткину в 70-80-х годах.

Анархо-коммунистическая теория революции П. А. Кропоткина.
Дальнейшее развитие анархических идей в России связано с работами П. А. Кропоткина (1842-1876). Петр Алексеевич Кропоткин был выходцем из княжеской семьи, родословная которой восходила к Рюриковичам. После окончания Пажеского корпуса Кропоткин живет в Москве, а в 1872 г. отправляется в Швейцарию, где живет в Цюрихе. Из Цюриха он отправляется в Женеву. В Россию в 1873 г. Кропоткин возвращается уже убежденным анархистом. В России Кропоткин входит в кружок чайковцев, но после его выступлений в 1874 г. он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда бежал в июне 76 г. Кропоткин сначала эмигрирует в Англию, а затем в Швейцарию, где с 1879 г. издает газету “Le Revolte” (“Бунтовщик”). Так как Кропоткин принимал непосредственное участие в событиях описанных ниже, то к дальнейшей судьбе Петра Алексеевича мы еще будем возвращаться не раз.ii

В своих работах 70-90-х годов (“Речи бунтовщика”, “Завоевание хлеба”, “Анархия, ее философия, ее идеал”, “Государство и его роль в истории” и др.) Кропоткин вывел собственную теорию анархизма, положившую начало такому течению как анархо-коммунизм. Такие взгляды привлекли внимание революционной молодежи того времени попытками охватить все стороны общественной жизни, а так же проявлением гуманистических идей. Под анархией Кропоткин понимал “миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений”.

Но в своей теории Кропоткин не отрицал революцию, однако считал, что Россия еще не готова к “немедленному революционному выступлению”. Он считал необходимым прежде создать анархистские группы, которые будут вести “тихую подготовительную идейную работу”. Социальная революция, по его мнению, есть закономерное явление исторического процесса. В будущем она должна привести Россию к полному уничтожению все государственных институтов и учреждений. Анархо-коммунизм, считал Кропоткин, можно вводить сразу после разрушения старых порядков в ходе революции. В отличие от предыдущих идеологов анархизма Кропоткин относил к движущей массе социальной революции не только крестьянство и рабочих, но и “трудовые элементы из интеллигенции”. При этом он допускал возможность как мирной, так и “кровавой” революции.

Он так же отрицал необходимость революционного правительства и не признавал никакой революционной диктатуры, так как при диктатуре, по его мнению, “революция неизбежно вырождается в произвол и деспотизм”.

Однако в полной мере идеология Кропоткина раскрылась во время участия его в действиях анархо-коммунистов, чьим основным идеологом он являлся.

Течения в русском анархизме на рубеже веков.(XIX-XX)
К времени 1-ой русской революции в анархизме явственно определились три основных направления (анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм) с наличием у каждого из них более мелких фракций. Эти течения помимо различных программ имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.
Накануне революции 1905 г. большинство анархистов были приверженцами идей анархо-коммунистов (хлебовольцев). Свои задачи хлебовольцы утвердили на их 1-ом съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.). Главным своим идеологом хлебовольцы считали П. А. Кропоткина. В их программе выделялись следующие пункты:


  • Целью действия анархистов объявлялась “социальная революция”, т. е. Полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом.

  • Началом революции должна была явиться “всеобщая стачка обездоленных как в городах, так и в деревнях”.

  • Главными методами борьбы в России провозглашались “восстание и прямое нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров”. Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации.

  • Формой организации анархистов должно было быть “добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою”.

  • Анархисты отвергали возможность вхождения их в какие-либо органы управление (Государственная Дума или Учредительное собрание), а так же возможность сотрудничества анархистов с другими политическими партиями или течениями.

На 2-ом съезде в Лондоне (17-18 сентября 1906 г.) Кропоткиным была представлена резолюция об экономическом и политическом моменте революции, в которой он замечал, что налицо “народная революция, которая продлится несколько лет, низвергнет старый порядок вообще и глубоко изменит все экономические отношения вместе с политическим строем”. В вопросах организации Кропоткин всячески поощрял самостоятельность анархических групп.

Существенным для хлебовольцев был вопрос о будущем обществе, созданном по модели анархо-коммунизма. Сторонники Кропоткина представляли будущее общество как союз или федерацию вольных общин, объединенных свободным договором, где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности для развития. Для планомерного развития экономики Кропоткин предлагал децентрализовать промышленность. В аграрном вопросе Кропоткин и его соратники считали необходимым передать всю землю, захваченную в результате восстания, народу, тем, кто сам ее обрабатывает, но не в личное владение, а общине.

В условиях революции 1905-07 гг. в российском анархо-коммунизме образовалось еще несколько течений:


  • Безначальцы, возглавляемые С. М. Романовым (Бидбей) и Н. В. Дивногорским (Петр Толстой). В основу этого течения были положены проповедь террора и грабежей как способов борьбы с самодержавием и отрицание всяких нравственных устоев общества. Уничтожить самодержавие они хотели путем “кровавой народной расправы” с власть имущими.

  • Осенью 1905 г. оформились чернознаменцы. Организатором и идеологом чернознаменцев в России был И. С. Гроссман (Рощин). В революции 1905-07 гг. это течение играло одну из ведущих ролей. Социальную базу чернознаменцев составляли отдельные представители интеллигенции, часть пролетариата и рабочие-ремесленники. Своей главной задачей они считали создание широкого массового анархического движения, установление связи со всеми направлениями анархизма. В ходе боевых действий конца 1905 г. чернознаменцы раскололись на безмотивных террористов во главе с В. Лапидусом (Стригой) и анархистов-коммунистов. Первые считали основной целью организацию “безмотивного антибуржуазного террора”, а анархисты-коммунисты высказывались за сочетание антибуржуазной войны с серией частичных восстаний.

Крупными идеологами и организаторами следующего течения (анархо-синдикализма) в России являлись Яков Исаевич Кирилловский (Д. И. Новомирский), Борис Наумович Кричевский, Владимир Александрович Поссе. Основной целью своей деятельности синдикалисты считали полное, всестороннее освобождение труда от всех форм эксплуатации и создание свободных профессиональных объединений трудящихся как главной и высшей формы их организации.

Из всех видов борьбы синдикалисты признавали только непосредственно-прямую борьбу рабочих с капиталом, а так же бойкот, стачки, уничтожение имущества (саботаж) и насилие над капиталистами.

Следование этим идеалам привело синдикалистов к идее “беспартийного рабочего съезда”, а так же к агитации за создание общероссийской рабочей партии из “пролетариев независимо от существующих партийных делений и взглядов”. Некоторые из этих идей переняли у синдикалистов меньшевики.

В 1-ое десятилетие XX века в жизнь были воплощены некоторые идеи В. А. Поссе, выступавшего за создание особых кооперативов для борьбы рабочего класса за свои профессиональные, экономические интересы, минуя политические и вооруженные методы борьбы с самодержавием.

Д. И. Новомирский возглавлял в годы 1-ой русской революции организацию синдикалистов в Одессе, где издавал программные брошюры синдикалистов. Одесса считалась центром синдикализма в России.


В России к моменту первой русской революции так же зарождается такое течение как анархо-индивидуализм (индивидуалистический анархизм). Его основными представителями можно считать А. А. Борового, О. Виконта, Н. Бронского, которые брали за основу абсолютную свободу личности “как исходную точку и конечный идеал”.

В России времен 1-ой революции так же оформились такие разновидности индивидуалистического анархизма:



  • Мистический анархизм, основными представителями которого были интеллигенция: поэты и писатели – С. М. Гордецкий, В. И. Иванов, Г. И. Чулков, Л. Шестов, К. Эрберг и др.

  • Ассоциационный анархизм. Был представлен в России в лице Льва Чернова (псевдоним П. Д. Турчанинова), взявшего за основу труды Штирнера, Прудона и американского анархиста В. Р. Тэккера. Турчанинов выступал за создание политической ассоциации производителей. Основным методом борьбы считал систематический террор.

  • Махаевцы (махаевисты). Махаевцы высказывали враждебное отношение к интеллигенции, власти и капиталу. Создателем и теоретиком течения был польский революционер Я. В. Махайский.iii



Деятельность русских анархистов в период революции 1905-07.
По своему социально-экономическому и политическому характеру 1-ая русская революция была буржуазной и должна была устранить препятствия для дальнейшего развития капитализма.

В первый же день революции петербургские рабочие стали строить баррикады на улицах города. В их рядах активно действовали большевики, но было довольно мало представителей анархизма. Разработанная Кропоткиным анархистская теория “социальной революции” в 1905 г. была известна узкому кругу немногочисленных его приверженцев в России. В России было опубликовано 27 изданий, а так же около 85 брошюр и статей. В произведениях 1905-07 гг. Кропоткин продолжает развивать свою теорию революции, реагируя на текущие события. Он считал, что русскому народу следует произвести “великую революцию” и “глубокий экономический переворот”. Анархисты смешивали буржуазно-демократическую революцию с социалистической и выражали стремление перескочить через демократический этап.

На волне поднимающейся революции анархисты стали принимать более активные действия. С 1904-го по 1905-ой количество городов, в которых действовали анархистские организации, возросло с 15-и до 73-ех. Они охватили в себе всю Россию – от Санкт-Петербурга до Закавказья и Дальнего Востока. Но при этом единую анархистскую партию создать так и не удалось.

Добиваясь расширения своего влияния на массы, анархисты организовывали типографии (не меньше 16-ти), публиковали брошюры и листовки. В эмиграции и в России они издавали не менее 25-ти названий газет и журналов. Стремясь оторвать рабочий класс от марксистов, анархисты выступали с всякими нападками на большевиков. Отрицая необходимость какой-либо власти вообще, анархисты выступали против требований большевиков о создании временного революционного правительства.iv

На страницах анархистской прессы тактика анархизма характеризовалась как постоянный бунт, непрерывное восстание против существующего общественного и государственного строя. Анархисты нередко призывали народ готовиться к вооруженному восстанию. Анархистские боевые дружины осуществляли так называемый “безмотивный” террор. 17 декабря 1905 г., анархисты в Одессе бросили 5 бомб в кафе Либмана. Террористические акты совершались анархистами в Москве, на Урале, в Средней Азии. Особенно активно вели себя екатеринославские анархисты (около 70_ти актов). В годы 1-ой русской революции тактика политического и экономического террора у анархистов нередко выливалась в грабежи. За счет них некоторые анархистские группы создавали так называемые “фонды боевой кассы”, из которых часть денег отдавалась рабочим. В 1905-07 гг. к анархизму примкнуло немало преступных элементов, пытаясь так прикрыть свою деятельность.

Расширение сети анархистских организаций в 1905-07 гг. вызвало надежду у идеологов анархизма, что им удастся внедрить в сознание масс (и в первую очередь рабочего класса) идеи анархизма, свою программу и тактику.



Анархизм между двумя революциями (1907-17 гг.).
Анархисты анализировали уроки первой революции. “Да, пора иллюзий завершилась. Первый штурм отбит – и надо готовить второй”.

К 1914-ому году, по мнению Кропоткина, “наступило хорошее время”. Но к этому времени произошел раскол и среди анархистов на социал-патриотов (во главе с Кропоткиным) и интернационалистов. Кропоткин отошел от своих взглядов и основал группу “анархо-траншейников”. Анархисты не согласные с ними образовали интернациональное течение, но они были слишком малочисленны, что бы всерьез влиять на массы. В годы меж двух революций активизировались синдикалисты, издавая листовки и словесно призывая граждан к открытой борьбе.



В целом анархистам в этот период так и не удалось активизироваться. В целом число анархистских организаций в России упало. Однако после Февральской революции 1917 г. анархисты вновь резко активизировали свою деятельность. И этот период считается расцветом анархизма в России.
. Ко времени начала революции в России анархисты имели влияние преимущественно на юге страны(главные центры - Одесса, Екатеринослав, Елисаветград), а также на Кавказе и в Польше(Лодзь, Белосток, Варшава) [5, с. 29] . В Москве и Петербурге анархизм был представлен синдикалистами, ведущими пропаганду среди рабочих при активнейшом противодействии со стороны марксистов, а также значительной частью матросов Балтийского Флота. Чем же объясняется территориальное тяготение анархизма к югу? В основном это следует из классового состава анархического движения. Ведь основную поддержку анархисты получали в тогдашней России от мелкого собственника в лице крестьянина. В это время теоретические труды Кропоткина, в которых упор делался на крестьянство, уже успели стать главными в теории российского анархизма. Крестьянские отношения основывались обычно на обмене, на личном контакте с производителем в городе, поэтому крестьянам не доставляло почти никакой пользы государственное управление - ведь государство сосало крестьянскую кровь - зерно - чтобы продать его за границу, в то время как деревня иногда голодала. И царь поддерживал помещиков, которые и у общинников и у индивидуалистов норовили урвать кусок земли. Поэтому крестьяне, особенно зарождавшиеся фермеры(то есть их российский аналог), поддерживали идею анархического бунта, верили в идеал "вольного хлебороба", который обожествлял Кропоткин. А большевики на юге сосредоточились на пропаганде в армии и поэтому не составляли анархистам жёсткой конкуренции в крестьянской среде. Но ведь и солдат по сути своей - тоже рабочий или крестьянин, только в шинели. Поэтому идея анархии проникала в армию. Например, восстание на броненосце "Потёмкин", говорят, поднял матрос-анархист Матюшенко. В то же время в городах на юге анархисты вели пропаганду среди рабочих мелких и средних предприятий, которые мечтали взять власть на предприятиях в свои руки. Тем более, что и сами рабочие были выходцами из деревни, и посему их душевный склад был похож на крестьянский - они надеялись самостоятельно взаимодействовать с деревней на принципах обмена. Эти рабочие не дистанцировали себя от крестьянства, как потомственный пролетариат крупных городов. И агитация приносила свои плоды, что бы не говорили книжки Политиздата через десять-двадцать лет. Именно эта пропаганда сделала возможным существование потом "республики Махно", где городские рабочие-синдикалисты в союзе с крестьянством сумели долгое время удерживать Гуляй-Поле от посягательств как красных, так и белых, и националистических банд Петлюры. Подводя итоги, можно сказать, что агитация создала благоприятную почву на юге, на Украине и в Польше, где анархисты сливались с борцами за национальную свободу. В центральных районах конкурировать с эсерами и марксистами анархисты не могли.

* М. А. Бакунин “Революция и анархизм”.

i



iiОдним из проявлений анархизма можно назвать так называемую махаевщину. Её лидером был А. Махайский(Вольский). Сначала он был социал-демократом реформистского толка, а затем, будучи в ссылке в Сибири, создал собственную теорию развития революционного движения в России, изложив её в книге "Умственный рабочий". В ней излагалось мнение, что стоящая за спиной буржуазии интеллигенция выдумала идею социализма якобы для превращения рабочих в орудие для достижения своих целей. Махаевцы преставляли борьбу революционных партий в России как направленную на захват власти, так же как и борьбу евреев за свои права. К Махаеву примкнула часть ссыльных анархистов. Им удалось создать в Одессе группу "Непримиримые", а в Белостоке - группу "Борьба". А вот как характеризовал махаевскую программу один из лидеров русских анархистов Новомирский: "Она сводилась к трём пунктам: 1) рабочему классу не нужно идеалов, 2) нужна экономическая, революционно-террористическая борьба с капиталом и 3) интеллигенция - класс эксплоататорский, враждебный пролетариату". Он же сказал, что "махаевцы своим отрицанием политической борьбы поставили себя вне истории" [5, с. 31] . В итоге махаевщина не получила широкого распространения среди рабочего класса. Во время революции в России 1905-ого года анархисты действовали достаточно активно. Но почему же их действия не принесли успеха? Во-первых, анархисты не ставили конкретной задачи поддержать буржуазно -демократическую революцию. Они отрицали в большинстве своём необходимость этого этапа для перехода к анархо-коммунизму. Позорно, но факт - "в Москве в декабре 1905-ого года не было ни одной анархистской боевой дружины в то время, когда большевики и беспартийные рабочие сражались с оружием в руках на баррикадах" [5, с. 30] . Во-вторых(это вытекает из первого), избранными некоторыми анархистами методами были индивидуальный террор и экспроприация. А эти методы отталкивали революционно активные элементы, особенно рабочих, от анархистов и показывали их слабость. Лишь кое-где на юге анархо-синдикалисты участвовали в стачках и их организации. А вот, например, что пропагандировало течение "безначальцев" в 1905 - 1907 годах в своём печатном органе "Безначалие": "Беспощадная народная расправа. Признание краж и всяких открытых нападений на лавки и дома, совершаемых угнетаемыми классами". Им вторила и газета "Бунтарь" так называемых "чернознаменцев" [5, с. 32-33] . Часто агитация анархизма взывала к откровенно уголовным элементам - деклассированным выходцам из разорившейся мелкой буржуазии и люмпен-пролетариату. В одной из советских книжек я нашёл даже такую выдержку из речи одного из лидеров одесской группы анархо-коммунистов Гершковича: "Режь, грабь, бей, не надо никаких союзов, никаких организаций: грабь, режь, бей…" И в-третьих, анархистам не удалось, в целом, организовать в ответственный момент в зоне своего влияния поддержку крестьянством городских синдикалистов. Сказалась неподготовленность к бунту. Одним словом, непоследовательность действий анархистов во время Первой Русской Революции лишила их шанса на глобальную конкуренцию с большевиками в будущем. На мой взгляд, нужно было не заниматься терроризмом и экспроприацией, рассеивая силы, а создать боевые организации в Москве и Питере, поддержать марксистов, эсеров и буржуазно-демократическую революцию, затем сосредоточиться на пропаганде, вести её на юге России, попытаться вытеснить большевиков и эсеров, и работать в каждой отдельной губернии одновременно и по крестьянам и по рабочим в городе. И тогда, быть может, махновская республика, уже в годы II-ой Русской Революции, не была бы окружена кольцом враждебных армий… Нужно было также решительно отмежеваться от уголовных элементов и попробовать найти союзников среди оппозиционных марксистам партий, например, среди левых эсеров. Ведь Виктор Чернов, как известно, по многим позициям разделял рзделял идеи анархистов.а в XIX-ом веке. "Вольная республика" Михненко. Роль анархистов в Великой Октябрьской Социалистической Революции и гражданской войне. Как известно, социалистическая революция стала возможной во многом по причине империалистической войны. Партия большевиков, несмотря на то, что все политические партии России заняли оборонческую или умеренно пацифистическую позицию и поддерживали правительство, не предала интересы рабочего класса. Даже когда все европейские социалисты проголосовали за военные кредиты своим правительствам, партия Ленина показала последовательно революционное отношение к хищнической империалистической войне. Большевики выдвинули лозунг "поражнение своего правительства" и благодаря этому в конце концов оказались на гребне революционной волны. Но что же анархисты, призывавшие к немедленному введению коммунизма и классовой войне? По-моему, это наибольший позор анархического движения в XX-ом веке - анархисты решили поддержать, в большинстве своём, своё государство, которое до войны почему-то хотели разрушить. Эти настроения и выразил Кропоткин, бывший идеологическим вождём анархизма. А ведь, займи анархисты пораженческую позицию, это дало бы им возможность во время революции встать вместе с большевиками! Вот что писал Ленин с возмущением: "Виднейшие анархисты всего мира не менее, чем оппортунисты, опозорили себя социал-шовинизмом(в духе Плеханова и Каутского) в этой войне" [6, с. 204-205] . Итак, анархисты решили поддержать "свою" буржуазию в войне. Но когда началась революция, анархисты не поддержали восстание, поскольку под влиянием лидеров движения приняли решение не участвовать в борьбе за власть, пусть даже и рабоче-крестьянскую. Шла потихоньку агитационная работа, в августе и ноябре 1918-го года прошли конференции анархо-синдикалистов, но сильное влияние анархистов в Москве было только среди Московского Союза Пищевиков.Теперь костяки групп анархистов в крупных городах составляла интеллигенция. В 1920-ом году был создан "Союз анархо-синдикалистов-коммунистов города Москвы", однако через некоторое время он распался. Эта организация занималась пропагандой и попыталась объединить московских анархистов. Однако часть анархо-синдикалистов решила от бакунинского отношения к государству и принять участие в строительстве нового социалистического строя. Но им не удалось затормозить сосредоточение власти в руках большевиков. Некоторые "условно-анархисты" бандитского толка перешли к своей излюбленной тактике - экспроприациям и террору. Они захватили оружие и оперировали в Москве и Петрограде, грабили и арестовывали буржуев. Однако некоторое время эти дружины были полезны большевикам, как своеобразная "милиция". Когда надобность в них отпала, большевики разоружили эти группы, подстроив какую-то провокацию и использовав её для подавления анархического движения в Петрограде, Москве и их окрестностях. Другое проявление влияния анархо-синдикализма на ход революции - образование внутри ВКП (б) так называемой "рабочей группы". В неё входили Александра Коллонтай, Александр Шляпников, Мясников, Медведев и др.. Они сожалели о появлении новых партийных "верхов" и предлагали больше власти дать профсоюзам, рабочим комитетам на местах производства. Появление "рабочей группы" совпало с X-ым съездом ВКП (б) и кронштадтским мятежом в начале осени 1921-го года. Рабочая оппозиция требовала как свободы дискуссии, критики внутри партии, так и свободы слова и печати вообще, особенно Мясников. По характеру оппозиция была профсоюзной, синдикалистической, но не отрицала некоторой централизации власти. Если бы кронштадтский мятеж и "рабочая оппозиция" не были бы жестоко подавлены, то неизвестно, как могли бы они повлиять на ход революционных преобразований в России… А вот другое проявление анархо-синдикализма: мятеж в Кронштадте в 1921-ом году. Его поддерживали и одобряли петроградские и московские анархо-синдикалисты. Мятежники выдвигали лозунг: "Власть советам, а не партиям". Большевикам с огромным трудом и жертвами удалось подавить восстание. Характерно, что именно эти кронштадтские матросы боролись в 1917-ом бок о бок с большевиками. И в 1921-ом году они выдвигали истинно демократический лозунг в духе раннего социализма, и в этом была их сила; недаром Ленин говорил, что "кронштадтское восстание было опаснее Деникина, Юденича и Колчака, вместе взятых". К сожалению, анархо-синдикалистам не удалось вовремя дать решительный отпор белогвардейским элементам, проникшим в их ряды, и это стало ещё одним поводом для последующих репрессий против анархистов в России. Убеждения кронштадтских мятежников разделяла и "рабочая оппозиция". А что же происходило в те годы на юге и Украине? А на Украине пропаганда принесла наконец свои плоды: в районе Гуляй-Поля, города, где городские рабочие были тесно связаны с крестьянством, образовался союз для борьбы с интервентами. Его лидером стал видный анархист Нестор Михненко(Махно). В Гуляй-Поле стали стекаться анархисты, особенно из группы "Набат": Барон, Волин, Аршинов, Глагзон и другие. Это произошло в 1918-ом году, когда на Украину пришли австро-германские войска. Хотя ещё в сентябре 1917-ого года Махно, вернувшись с каторги по амнистии, фактически установил в районе Гуляй-Поля советскую власть, в настоящем смысле этого слова, с многопартийным представительством. Набатовцы подвели под махновское движение теоретическую и идеологическую базу, видоизменив учение Кропоткина и поставив во главу угла тесное взаимодействие между рабочими и крестьяами. В Гуляй-Поле почти все рабочие стояли к тому времени на анархо-синдикалистических позициях. В конце концов образовалась своеобразная "республика", где рабочие и крестьяне взаимно удовлетворяли нужды друг друга в сельскохозяйственных продуктах и промышленных продуктах. В начале Махно сотрудничал с Красной армией. Вместе они помогли восставшему пролетариату Екатеринослава выбить белогвардейцев из города. Армия Махно была очень интересно устроена: она мобилизовалась по мере надобности из крестьян, а костяк её составляли выходцы из городских рабочих. Армия эта действовала очень эффективно на благоприятной, родной местности и могла достигать огромного(в сравнении с населением) размера по мере мобилизации. Этим она чем-то напоминала революционную армию Кубы Фиделя Кастро. На неблагоприятной местности она теряла и тактическое и моральное преимущество. Махно и его командиры в корне пресекали акты мародёрства - это известно точно. В Екатеринославе махновцы вошли в контакт с эсерами, но вскоре петлюровцы заставили Красную армию и махновцев покинуть город. Махно засел в обороне Гуляй-Поля, но вскоре опять взял Екатеринослав. На конференции анархистов в Курске весной 1919-го года было вынесено решение, что "украинская революция будет иметь значительные шансы быстро стать идейно социально-анархической". И в то же время конфедерация заявила, что "анархист должен постоянно и упорно агитировать за создание вместо нынешних советов - истинных Советов рабочих и крестьянских организаций, беспартийных и безвластных". Это было время подъёма анархизма на юге России, проникнутом светлыми идеями безвластия. Но уже обострились противоречия с большевиками. "Рабоче-крестьяне" на верху новоявленной советской государственной системы почувствовали запашок неповиновения… В 1920-ом году товарищ Фрунзе, командующий Южным фронтом, выманил-таки махновцев на юг, в Крым, для борьбы с бароном Врангелем, в который раз угрожая крупномасштабным наступлением на Гуляй-Поле. Армия Махно поучаствовала в атаке на Перекоп и освобождении Крыма, но затем Фрунзе отдал приказ о расформировании отрядов анархистов. Они были окружены и частью разоружены, частью уничтожены. "Батько Махно" с группой единомышленников укрывался в Гуляй-Поле, но когда оборонить его от красных не удалось, он бежал в Румынию, а отт Мне кажется, что главной причиной конечной неудачи республики Махно было то, что военные соединения анархистов оттянулись от своей земли, оторвались от крестьянской почвы, дали Красной армии увлечь себя в Крым. Там они уже не могли противостоять её предательскому удару, поскольку, во-первых, там не было привычных махновцам природных условий, во-вторых, в Крыму не было крестьянской среды и сочувствущего анархистам города как опорного пункта. Ведь только в "своей" местности крестьянское ополчение могло обеспечить себя необходимыми продуктами и другими припасами, а также пополнить свои ряды. И в-третьих, крестьяне, воевавшие в армии Махно, не имели психологической поддержки: их ноги топтали не знакомую плодородную почву Украины, а крымские солончаки… Ведь и вообще, в начальный период борьбы и становления анархические сообщества, состаящие из синдикатов и земельных групп, характеризуются сильной привязанностью к земле или месту производства

iii

Развития анархизма в СССР-России в конце 20 века.

1988 год взят начальной точкой отсчета исключительно потому, что именно в 1988 году возникло первое в истории России конца 20 века открытое либертарное социально-политическое объединение. Оно появилось в Санкт-Петербурге(тогда - Ленинграде) и называлось - Анархо-Синдикалистская Свободная Ассоциация(АССА). 2002 годы выбран верхней хронологической рамкой только потому, что настоящее исследование написано в это время и соответственно, автор доводит его до 2002 года, с началом которого, по нашему мнению, связан новый этап развития анархизма в России. В конце 20 века многие анархистские объединения, возникшие в 1980-ые и начале 1990-ых годов исчезли, кризис отечественного анархического движения, начавшийся с 1993, продолжался примерно до 2001 года, а в 2002 году имело место попытка начать выбираться из этого кризиса, путем создания нового объединения, которое получило название движение Автономное Действие


Причины распостранения анархизма в России



ivПричины широкого распространения анархизма в России в конце XIX — начале XX вв. многообразны. Прежде всего они связаны с особенностями исторического развития России в этот период. Назревание и развитие буржуазной революции в стране соединилось с поражениями в Крымской войне и войне с Японией, с тяготами первой мировой войны, с подавлением революции 1905—1907 гг. Широкое проникновение капиталистических начал в экономику и запаздывание преобразований в политической сфере, праве создавало дополнительные противоречия. Сложное переплетение экономических, социальных, политических, идеологических, национальных противоречий отличали общественную жизнь и общественное сознание России этого периода. В начале XX в. в России возникает зона повышенного исторического напряжения. Накопившаяся и не имеющая возможности легально реализоваться, революционная энергия высвободилась, в катастрофической форме, разрушая и прошлое и представлявшиеся нерадикальными альтернативные варианты будущего развития (в том числе конституционный путь преобразований).
Вторичное развитие капитализма в России на более высоком историческом уровне и под влиянием опередивших ее стран происходило форсированно и требовало решительного разрешения накопившихся от разных эпох противоречий. Необходим был более энергичный исторический «рывок», «скачок». «Сжатие» в десятилетия и даже годы процессов, развертывавшихся в странах первичного буржуазного развития на столетия, "приводит, общества второго эшелона к гораздо большему социальному напряжению, диспропорциям, общественным противоречиям и конфликтам«. Дополнительное историческое напряжение вело к высокой степени поляризаций политического сознания, максимальному раскрытию возможностей его типов, а также к общей радикализации политической мысли. Это создавало благоприятную среду для развертывания и широкого распространения форм анархического сознания.
К существенным особенностям буржуазной трансформации в странах второго эшелона относится более значительная роль государства и государственного капитализма. При этом деятельность государства оказывалась весьма противоречивой: «активно насаждая технико-организационные формы буржуазного хозяйства», оно выступало как консервативная сила в общественно-политической жизни. Одновременно происходил быстрый рост российской бюрократии. Если в 1804 г. Российская империя имела примерно 13260 табельных чиновников, то в 1847 г. их было уже 61548 чел. (более чем в 4,5 раза больше). Согласно переписи 1897 г. численность служащих государственного аппарата составляла около 250 тыс. чел., а в 1917 г. по косвенным оценкам — примерно 600—700. тыс. чел.. Кстати, как известно, к 1986 г. в СССР в аппарате государственного управления работали 18—19 млн. чел. или было занято 32,6 млн. должностей. Быстрый рост бюрократии и бюрократизация разбухшего государственного аппарата всегда служили одним из факторов развития анархического сознания.
Российское самодержавие обнаруживало недальновидное упорство в неприятии хотя бы ограниченного конституционного строя, даже по сравнению с другими странами, относящимися ко второму эшелону капиталистического развития. Так, буржуазные конституции были приняты в Греции в 1844 г., в Румынии в 1866 г., в Сербии в 1869 г., в Болгарии в 1879 г., в Японии в 1840 г. и т. д. В России элементы конституционного строя появились лишь в 1906 г. Непоследовательные, противоречивые преобразования «сверху» в России вели к накоплению энергии мощного социального взрыва «снизу», к росту стихийности в революционном движении, к утрате веры в возможности использования прежних или реформированных форм государства и законодательства в интересах социального прогресса.
В период мировой войны анархические настроения получают новое развитие. Бессмысленность, бесперспективность, антинародность войны, принесенные ею бедствия, жертвы, утрата доверия правительству, антимилитаристская пропаганда, массовое дезертирство с фронта способствовали росту антигосударственных настроений. Содействовали этому и самораспад части государственных структур, паралич государственной власти, двоевластие, «слом» старого государственного механизма и отмена законодательства прежних правительств в 1917 г., формирование с 1905 г. альтернативных государственным структурам органов революционной власти и управления — Советов.
Геополитические факторы также наложили свой отпечаток на формы государства и политическое сознание России. Гигантскому по территории государству требуется значительно больше усилий для преодоления центробежных тенденций. Это влияет на численность государственного аппарата, формы правления и государственного устройства, политический режим. Евразийское географическое положение России ведет к синтезу в её политической культуре культурных традиций Запада и Востока, Европы и Азии, что и обогащает российскую политическую культуру, но и порождает некоторые дополнительные противоречия в политическом сознании.
Масштабы страны оказывают определенное влияние на противопоставление в обыденном сознании географически удаленной от многих мест империи, и как правило, идеализируемой центральной власти и власти местной, отношение к которой весьма критическое. Такое контрастное восприятие власти таило в себе опасность в случае разочарования в центральной государственной власти, в монархе, возможной экстраполяции этого разочарования, недоверия на государство в целом. И еще одно обстоятельство, связанное с геополитическим фактором. Расположенность государства на огромной территории, объединение им сотен больших и малых народов, связь и пограничные естественные контакты государства-гиганта с многочисленными государствами Европы, Азии, Америки и обусловленная этим повышенная заинтересованность его в состоянии дел во многих регионах планеты, — все это у подданных крупнейшего государства планеты формирует чувство причастности к мировым процессам, содействует более активному обращению к идеям и проблемам планетарного масштаба. Это в свою очередь питает идеи интернационализма и космополитизма, являющиеся, как правило, составной частью анархического

20 век


. 1988 год взят начальной точкой отсчета исключительно потому, что именно в 1988 году возникло первое в истории России конца 20 века открытое либертарное социально-политическое объединение. Оно появилось в Санкт-Петербурге(тогда - Ленинграде) и называлось - Анархо-Синдикалистская Свободная Ассоциация(АССА). 2002 годы выбран верхней хронологической рамкой только потому, что настоящее исследование написано в это время и соответственно, автор доводит его до 2002 года, с началом которого, по нашему мнению, связан новый этап развития анархизма в России. В конце 20 века многие анархистские объединения, возникшие в 1980-ые и начале 1990-ых годов исчезли, кризис отечественного анархического движения, начавшийся с 1993, продолжался примерно до 2001 года, а в 2002 году имело место попытка начать выбираться из этого кризиса, путем создания нового объединения, которое получило название движение Автономное Действие
Возрождение анархического движения к концу 1980-ых годов в России как отдельное явление пока не исследовалось ни отечественными ни зарубежными историками. Этот факт лишь частично освещался в немногих книгах по истории отечественного анархизма, изданных к концу 20 века. что около 60-ти лет, начиная с 1920-ых годов анархическое движение в России, задавленное большевистской диктатурой, фактически не существовало. Возможно, за эти шестьдесят лет в СССР имели место попытки создания (как правило, молодыми людьми и ,как правило, студентами университетов крупных городов) "кружков" по изучению анархизма, но говорить о каких-либо пусть даже подпольных анархистских организациях в этот период не имеет смысла. Если даже они и существовали, то, оказались настолько подпольными, что не оставили после себя никаких следов, которые могли бы стать для нас источниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Деятельность анархистов, как мы увидели выше, сводилась к борьбе с самодержавием. Не всегда им удавалось достичь своих целей, однако и нельзя отрицать, что анархическая мысль всегда была близка российской общественности, и анархисты сильно повлияли на ход истории нашего государства. В 1917 же году, в обстановке хаоса и многовластия (а фактически безвластия) анархисты чувствовали себя как рыбы в воде. В своем стремлении окончательно уничтожить власть в России они часто выступали как союзники большевиков, которые в свою очередь никогда не имели предрасположенности к анархистам, а лишь использовали их как ударную силу. А после того как большевики пришли к власти, они, естественно, забыли о своих бывших союзниках и начали преследовать их, за исключением тех анархистов, которые примкнули к новой большевистской власти.

Но на этом история анархизма в России не заканчивается. Но после Октябрьского переворота деятельность анархистов в России сводится к борьбе с только что сформировавшейся большевистской власти. Еще один пик деятельности анархизма наступит в годы гражданской войны, когда некоторые из них примкнут к белогвардейской армии, а другие будут действовать независимо, устраивая единичные террористические акты. Однако в 1922 г. анархистская партия в СССР будет запрещена, и, и так немногочисленные группы анархистов будут уничтожены.


  • В следующем году я надеюсь продолжить свою работу и проследить путь анархистов в России до современного времени., а так же, возможно, провести исследование.

«Оценка действий анархистов в современной литературе, в советскую эпоху и по периодической печати XX века.

Литература
А. Данилов, Л.Косулина «История Россиии»

Канев С. Н. “Революция и анархизм”. М., 1987 г.

История политических партий России. М., 1994 г.

Канев С. Н. “Октябрьская революция и крах анархизма”. М., 1974 г.



Знаменский О. Н. “Всероссийское Учредительное собрание”. Л., 1976 г.



©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет