История и теория искусства учебный словарь



бет1/13
Дата12.06.2016
өлшемі0.76 Mb.
#130675
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Негосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Высший юридический колледж

«Экономика, финансы: служба безопасности»

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИСКУССТВА
УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ



Ижевск, 2010

В оформлении обложки использована репродукция картины Ж.-Б.-С. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766)


Издание рассмотрено и рекомендовано к печати методической комиссией НОУ СПО Высший юридический колледж: «Экономика, финансы: служба безопасности». Протокол № 2 от 3.12.2010 г.
История и теория искусства: Учебный словарь / Автор-составитель Семёнов Д.Ю. Ижевск, редакционно-издательский центр «МВЕУ», 2010. - 95 с.
Учебный словарь предназначен для студентов, обучающихся по специальности 072501 «Дизайн» (по отраслям) НОУ СПО Высший юридический колледж: «Экономика, финансы: служба безопасности», и содержит основные понятия и термины истории и теории изобразительного искусства и архитектуры.


Редакционно-издательский центр «МВЕУ», 2010.

А
Абак (от греч. abax - доска) - верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры.
Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок - это название получили представители творческой интеллигенции, в основном московской, объединившиеся вокруг известного предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова (Россия). Художники и любители искусств собирались летом в подмосковном имении Мамонтова Абрамцево, расположенном близ Сергиева Посада. Кружок, никогда не бывший официальным обществом, просуществовал с 1878 по 1893 г. В имении были организованы мастерские старинных художественных ремесел, ставились любительские спектакли (способствовавшие созданию в 1890-х гг. Московской частной русской оперы). В Абрамцевский кружок входили А. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, В. А. Серов, К. С. Станиславский и другие.
Абстракционизм (от лат. abstractus - отвлечённый) - модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 1910-1913 г. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма и футуризма.
Авангардизм (от фр. avant-garde - передовой отряд) - художественные движения XX века, стремившиеся к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных содержания, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью.
Автогравюра (от греч. autos - сам и гравюра) - гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет сам художник - автор композиции.
Автолитография - вид , при котором изображение на камень наносит художник-автор, в отличие от репродукционной литографии, где оригинал воспроизводится на камне мастером-литографом или механическим устройством.
Автопортрет - портрет художника, выполненный им самим, большей частью при помощи зеркала.
Академизм - направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства.
Акант, аканф - декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант. Этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских капителей, характерен также для декора фризов и карнизов.
Акварель (от итал. acquerello, от лат.aqua - вода) - краски (обычно на растительном клее), растворимые водой, а также живопись этими красками.

Акватинта (от итал. acquaforte - офорт и tinto - окрашенный, тонированный) - вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль, создает эффект, близкий к тоновому рисунку.

Акрополь (от греч. akros - верхний и polis - город) - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, крепость.

Алла прима - техника масляной живописи быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнить картину (или ее фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок.

Аллегория (от греч. allegoria - иносказание) - в искусстве воплощение явления, а также умозрительные идеи в наглядном образе (например, женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия).

Алтарная живопись - иконописные произведения, предназначенные для украшения алтаря в христианском храме. Алтарная живопись включает в себя иконы с изображениями Христа, Богоматери и канонических святых, апостолов, пророков, расположенные в строго определенном порядке; сцены из Священного Писания – «Благовещение», «Рождество», «Успение», «Вознесение» и т. п. (в иконописи их называют «праздниками»).

Алтарь (от лат.alta ara - высокий жертвенник) - главная часть христианского храма, располагавшаяся в его восточной части. В православном храме отдел является алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол - возвышение для совершения главного христианского таинства - евхаристии.

Аль фреско, а фреско (от итал. fresco - по свежему, по сырому) - техника настенной живописи.

Альгамбра (от араб. аль-хамра - красная) - дворец-замок мавританских властителей в Испании близ Гранады. Построен в середине XIII - конце XIV веков. Является ярким образцом позднемавританской архитектуры с присущим ей изощренным декоративным богатством. Залы с пышной орнаментальной отделкой (Абенсеррахов, Послов, Двух сестер, Суда) группируются, как и другие помещения дворца, вокруг Дворика миртов и Дворика львов. В ансамбль входит и недостроенный дворец Карла V с круглым двором посередине - памятник испанского ренессансного зодчества (строительство начато в 1526; архитектор П. Мачука).

Альфрейная живопись - полноцветная настенная роспись, имитирующая различный виды декоративной отделки помещений, – например, имитация гипсовой лепнины, имитация шёлка на стенах, дорогих пород дерева и т. д. Нельзя исключить из этого списка и простую настенную роспись разнообразными узорчатыми орнаментами. Альфрейная живопись зародилась в эпоху Возрождения, но популярна и в настоящее время.

Ампир (от фр. empire - империя) стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы).

Амфипростиль - тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах. Продольные стены храма сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

Аналитическое искусство - метод, разработанный и обоснованный русским художником Павлом Филоновым (1881-1941гг.) в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-20-х гг. Отталкиваясь от принципов кубизма, Филонов считал необходимым обогатить его ограниченный рационализмом метод принципом «органического роста художественной формы» и «сделанности» картин. В своём искусстве Филонов шел от частного к общему, от «элементарных частиц» природного мира и живописного произведения к созданию целостной картины мира. В 1925 г. Филонов возглавил коллектив «Мастера аналитического искусства»

Английский парк - продолговатый, неправильной формы участок, главные элементы которого - река, извилистое озеро или пруд, зеленые луга на всхолмленной почве и тенистые купы деревьев и кустарников. В глубине островов как бы случайно располагаются беседки, павильоны, храмы, руины.

Андерграунд (от англ. underground - подполье) - понятие, возникшее в США и означающее «подпольную» культуру, противопоставляющую себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в обществе. В России в советский период понятие андерграунда стало обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т. п. В русле андерграунда развивались течения авангардизма, соц-арта и других оппозиционных направлений. После снятия ограничений на свободу художественного творчества в начале 1990-х годов андерграунд сошёл на нет.

Анималистический жанр (от лат. animal - животное) - вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных.

Ансамбль (от фр. ensemble - совокупность, стройное целое) - в архитектуре и градостроительстве - гармоничное единство пространственной композиции, включающей здания, инженерные сооружения и зелёные насаждения.

Антаблемент (от фр. table - стол, доска) верхняя, горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Членится на архитрав, фриз и карниз.

Антиискусство - термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года Mаpceль Дюшан. Примером антиискусства может служить сделанная им непристойная надпись и усы, добавленные к репродукции картины Мона Лиза Леонардо до Винчи. Термин включает также большинство анархических экспериментов дадаистов. Впоследствии термин использовали концептуалисты 1960-х годов для обозначений творчества художников отказавшихся от традиционной практики искусства или по крайней мере, от создания произведении, предназначенных на продажу. Выставка Джона Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.

Античное искусство (от лат. antiquus - древний) - название древнегреческого и древнеримского искусства с 1000 г. до н. э. до 500 г. н. э. Пережило наивысший расцвет в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. в эпоху рабовладельческой демократии. Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, до сих пор связаны с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.

Антропоморфизм (от греч. antropos - человек, и morphe - вид) - уподобление человеку, наделение человеческим обличьем и человеческими качествами предметов и явлений неживой природы, растительного и животного мира, воображаемых существ и божеств. Особенно отчётливо проявляется на ранних стадиях развития общества, однако присущ и позднейшему искусству (от эпохи Возрождения до символизма и сюрреализма).

Анфилада (фр. enfilade, от enfiler - нанизывать на нить) - ряд последовательно размещённых друг за другом помещений, дверные проемы которых расположены по одной оси.

Апси́да (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos - свод), абси́да (лат.absis)- выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

Ар деко, арт деко (от фр. art deco) - стиль декоративного искусства, дизайна и архитектуры, также называемый стилем модерн, появился в 1920-х годах и стал господствующим стилем в Западной Европе и Соединенных Штатах в 1930-х годах. Нетрадиционно элегантный и изящный стиль арт деко характерен простыми чистыми струящимися, угловатыми, симметричными геометрическими формами. Монументальные утяжеленные формы сочетаются с изощрённым украшательством. Типичные мотивы включали стилизованных животных, листву, обнаженные женские фигуры, и лучи солнца. Использовались дорогие естественные и новые материалы (нефрит, серебро, слоновая кость, обсидиан, хром, горный хрусталь, стекло, пластмассы, железобетон). сегодня стиль арт деко стал всемирно признанным синонимом эффектности. Во власти стиля находились индустрия развлечений и сферы искусства - его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах, плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях и сооружениях.

Арабеска (от фр. arabesque - арабский) - разновидность орнамента, состоящего из геометрических фигур, причудливого переплетения линий, завитков, растительных побегов, стилизованных цветов.

Арка (от лат. arcus - дуга, изгиб) криволинейное перекрытие проема в стене или пространстве между двумя опорами. Типы арок: полуциркульная, ползучая, килевидная, подковообразная, трехлопастная, многолопастная.

Арка триумфальная, триумфальные ворота - постоянное или временное монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Имеют один или три пролёта, перекрытие полуцилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются скульптурой и памятными надписями. Появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя.

Аркатура (от нем. Arkatur) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

Аркбутан (фр. arcboutant - опорные арки) - наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа.

Архаика (от греч. archaikos - старинный, древний) 1)ранний этап в развитии какого-либо явления; в искусствознании - ранний период развития искусства Древней Греции (VII-VI вв. до н. э.).

Архивольт (итал. Archivolto - обрамляющая дуга) - деталь архитектурного декора, окаймляющая проем арки.

Архитектоника - тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства; композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитекту́ра (греч. αρχη - здесь: основа, происхождение; и лат. tectum - дом, укрытие) - одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая любые пространственные задачи, от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек. По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: лат.firmitas - прочность, лат. utilitas - польза и лат.venustas - красота (т.н. Триада Витрувия) - и лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела. Много позже (в XV веке) Леон Баттиста Альберти добавил четвёртое начало - целесообразность, которую можно, впрочем, определить и как производную от первых трёх составляющих.

Архитрав (от греч. archi - главный и лат. trabs - балка) в архитектурных ордерах - балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн.

А секко (от итал. a secco - по сухому) разновидность техники стенных росписей, выполняется по высохшей штукатурке красками, растёртыми на растительном клее, яйце или смешанными с известью.

Ассамбляж (от фр. assemblage - соединение, сборка, монтаж) - вид произведения современного искусства, разновидность «искусства объекта», или артефакт, представляющий собой трехмерную композицию, составленную из каких-либо предметов утилитарного назначения или специально созданных объектов и заключенную в пространство какого-либо ящика или коробки; сюда же относятся и так называемые «падающие картины» (монтаж предметов на вертикальной плоскости). Термин был введен в 1953 г. Жаном Дюбюффе. В 1961 г. в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась выставка «Искусство ассамбляжа», включавшая в свой состав коллажи и ассамбляж поздних кубистов, дадаистов, футуристов, сюрреалистов, реди-мейд Дюшана, произведения де Кунинга, Раушенберга, Тенгели, Станкевича, Кин-хольца, спрессованные автомобили Цезаря Бальдаччини и т. п.

Атрибутация (от лат.attributio - приписывание) - установление принадлежности анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а также определение времени его создания (опирается также на научный анализ и результаты исследований).

Атрий (лат. atrium - помещение, почерневшее от копоти) - главное помещение римского дома.

Аттик (от греч. attikos - аттический) - стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями.

Б

Базилика (греч. basylicon - царский дом) - здание, разделенное внутри продольными рядами столбов или колонн на несколько частей - нефов. Средняя часть обычно шире и выше остальных и освещается окнами над боковыми частями. У древних греков и римлян - здание для суда, торговых сделок. Раннехристианская церковь.

Балдахин - нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарём. Первоначально матерчатый, позднее из камня, дерева, из камня.

Балюстрада - ограждение балконов, лестниц, крыш и т. п., часто в виде перил с невысокими фигурными столбиками - балясинами.

Баптистерий (греч. baptisterion - купель) - крестильня, помещение для купания. В эпоху раннего Средневековья в связи с необходимостью массовых крещений баптистерии строились отдельно от церкви. Чаще всего баптистерии строились круглыми или гранёными и перекрывались куполом.

Барабан - венчающая часть здания; цилиндр или многогранник, на который опирается купол.

Барбизонцы (от Barbison - название деревни под Парижем) - школа французских художников-пейзажистов, включавших Т. Руссо, Ш.Ф. Добиньи, Ж.Дюпре, Н.В. Диаз и др., работавших на пленэре, т.е. на открытом воздухе, но в отличие от импрессионистов, заканчивали писать картины в ателье.

Барельеф - нижний скульптурный рельеф, выступающий на плоской поверхности менее чем на половину толщины изображенного предмета.

Барокко (от итал. barocco - буквально причудливый, странный) - зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - сер. XVIII вв. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Человек в искусстве барокко предстает многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и конфликты среды. Характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место занимают сцены (в том числе морских) сражений и военных походов современности или прошлого.

Баухауз (нем. Bauhaus) - высшая школа строительства и художественного конструирования, основанная в 1919 г. в Веймаре (Германия) и упраздненная в 1933 г. фашистами. Руководители - В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мисс Ван де Роэ.

Бельведер - небольшая постройка на возвышенном месте или же на крыше здания, откуда любовались открывающимся далеким видом. Чаще всего круглая или многоугольная в плане.

Бидермейер, Бидермайер (от нем. Biedermeier) - направление, развивавшееся главным образом в немецком и австрийском искусстве около 1815-1848 гг. Для направления характерна переработка форм ампира (главным образом в интерьере и декоративно-прикладном искусстве) в духе интимности и домашнего уюта. В живописи (для нее характерен небольшой формат) - несет отголоски романтизма, созерцательность, идеализацию безмятежного семейного быта, интерес к простому человеку, маленьким радостям мелкого буржуа, бюргеров и крестьян, к окружающей природе. Типичные мастера направления - австрийский живописцы М. фон Швинд и Ф. Г. Вальдмюллер.

Биеннале (от исп. biennale - буквально двухлетний) - мероприятие (фестиваль, выставка), которое проводится регулярно раз в два года.

Бисквит (фр. biscuit) - белый неглазурованный матовый фарфор, служивший для изготовления скульптуры, декоративных медалей, рельефов на посуде и вазах.

Бодегон (от исп. Bodegon - съестная лавка, трактир, погребок) традиционный жанр испанской живописи, характеризующийся изображением сцен в трактире, на улице, в лавке, с участием небольшого количества персонажей и с элементами бытовой сцены и натюрморта.

Боди арт (англ. body art - искусство тела) - возникшее в 60-х гг. XX века направление художественного авангарда, в котором тело покрывается краской, гипсом, надрезается и выставляется как объект творчества.

Бодхисаттва (санскр. - стремящийся к просветлению) - в буддийской мифологии существо, достигшее духовного совершенства, готовое к уходу в нирвану, но остающееся в мире, чтобы спасать людей.

Бойница - отверстие в каменной или деревянной стене, сквозь которое производится ружейная пальба.

Болонская школа - одна из школ итальянской живописи. Заняла видное место уже в XIV веке, выделяясь острой характерностью и экспрессией образов. Однако термин связывают в основном с одним из течений в итальянской живописи периода формирования и расцвета барокко (возникла в Болонье около 1585 г. после основания Академии вступивших на правильный путь). Художники школы (конец XVI-XVII вв.) - Карраччи, Г. Рени, Гверчино, Доменикино.

Бочарный свод - имеет вид парусного свода т.е. купола, обрезанного по бокам вертикальными плоскостями.

Братство прерафаэлитов - объединение молодых английских художников, основанное в 1848 году. Неудовлетворённые состоянием упадка, в котором находилась современная британская живопись, прерафаэлиты поставили своей целью возродить искренность раннего итальянского искусства до Рафаэля и Высокого Возрождения. Их кумирами были Сандро Боттичелли и Филиппо Липпи. Прерафаэлиты часто изображали литературные, исторические и религиозные сюжеты, а в сценах из современной жизни всегда стремились дать моральный комментарий социальным отношениям. Картины прерафаэлитов демонстрируют все богатство фактуры и красоту декоративных деталей. среди которых их особенно привлекали ткани и цветы.

Брутализм, необрутализм (от англ. brutal - грубый) направление современной архитектуры, зародившееся в 1950-х гг. в Великобритании (архитекторы А. и П. Смитсон) и затем распространившееся в Западной Европе, США и Японии. Характерно стремление к обнажению конструктивной схемы построек, максимальному выявлению архитектоники простых и «грубых» архитектурных масс. Программным для направления является отказ от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали, железобетона, кирпича, стекла и др.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет