История зарубежной литературы ХХ века



бет1/4
Дата01.07.2016
өлшемі0.71 Mb.
#169617
  1   2   3   4




Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Кафедра классической и современной

зарубежной филологии




ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

Учебно-методические рекомендации

для студентов стационара филологического факультета
Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина

2010

СОДЕРЖАНИЕ



Раздел 1

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА………………………………………………….


5


Практическое занятие № 1

ПОВЕСТЬ-ПРИТЧА Ф. КАФКИ «ПРЕВРАЩЕНИЕ»……………………..

5


Практическое занятие № 2

ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»…………………………………………………………………………….

7


Практическое занятие № 3

ТЕОРИЯ ЭПИЧЕСКОГО ТЕАТРА Б. БРЕХТА. ПЬЕСЫ «МАТУШКА КУРАЖ И ЕЕ ДЕТИ», «ЖИЗНЬ ГАЛИЛЕЯ»……………………………….

10


Практическое занятие № 4

СЮРРЕАЛИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ…………………………

12


Практическое занятие № 5

КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ «ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ»…………………………………………………………….

15


Практическое занятие № 6

«ВЕК ДЖАЗА» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА……………….

18


Практическое занятие № 7

ЯВЛЕНИЕ ДИХОТОМИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Г. ГЕССЕ ……………………

20


Практическое занятие № 8

ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. МОРИАКА………………………………………………………………………

23


Практическое занятие № 9

ЛИТЕРАТУРА «ПОТОКА СОЗНАНИЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ. ДЖОЙСА……………………………………………………………………..

25

Раздел 2

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

II ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА…………………………………………………

29


Практическое занятие № 1

ЭСТЕТИКА И ПОЭТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА АБСУРДА………

29


Практическое занятие № 2

ПОЭТИКА БУНТА В РОМАНЕ

ДЖ.Д. СЭЛИНДЖЕРА «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ»………………….

32


Практическое занятие № 3

НОВЫЙ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ РОМАН И ТВОРЧЕСТВО Г.Г. МАРКЕСА…………………………………………………………………….

34


Практическое занятие № 4

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ. ОРУЭЛЛА…………….

37


Практическое занятие № 5

ТЕМА «НЕПРЕОДОЛЕННОГО ПРОШЛОГО» В РОМАНЕ Г. БЕЛЛЯ «ГЛАЗАМИ КЛОУНА»……………………………………………………………

39


Практическое занятие № 6

ЦИКЛ АБСУРДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. КАМЮ………………………………

41


Практическое занятие № 7

КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ В РОМАНЕ Ж.-П. САРТРА «ТОШНОТА»……..

44


Практическое занятие № 8

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ

В РОМАНЕ ПАТРИКА ЗЮСКИНДА «ПАРФЮМЕР»……………………...

46


Практическое занятие № 9

ПРИЕМЫ НЕЛИНЕЙНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ

В ТВОРЧЕСТВЕ М. ПАВИЧА…………………………………………………..

50


ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ I ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ПОВЕСТЬ-ПРИТЧА Ф. КАФКИ «ПРЕВРАЩЕНИЕ»


  1. «Целесообразная неразумность» мира – «формула» мирочувствования Ф. Кафки, страдание как абсолютная закономерность; «вина» мира и «вина» человека.

  2. Притчевые черты и «синкретизм» художественной формы как воплощение трагедии личности в современном мире (экспериментальность ситуации; высокая степень образного обобщения; иносказание; сплав условного и реально-достоверного; единство метафоры, фантастического и символа).

  3. Превращение Грегора Замзы – встреча с самим собой.

  4. Концепция художественного времени в повести. Художественное пространство новеллы (образы окна, лестницы).

  5. Образная система новеллы: оппозиция «Я» и «ДРУГИЕ» (Грегор Замза и патрон; Грегор Замза и отец; Грегор Замза и мать; Грегор Замза и сестра; Грегор Замза и портрет на стене; Грегор Замза и постояльцы).


Франц Кафка демонстрирует в своих произведениях совершенно особенную художественную манеру, перекликающуюся в некоторых аспектах с эстетикой экспрессионизма. Писатель часто прибегает к таким средствам сатирического иносказания и философского обобщения, как гротеск, аллегория, притча. Герой новеллы «Превращение» (1914) маленький чиновник Грегор Замза обнаруживает, что превратился в огромное насекомое. Это неправдоподобное событие изображается обстоятельно и подробно, с большим количеством натуралистических деталей и в результате вызывает жуткое ощущение достоверности. Но подлинно ужасное заключается в другом: Грегор Замза оказывается совершенно одиноким и беспомощным в своей беде. Добрые отношения, которые связывали героя с людьми, были лишь видимостью: даже семья Замзы не чает, как избавиться от чудовищного человека-насекомого, и в конце концов способствует его гибели. Мотив превращения, распространенный в фольклоре и литературе, в данной повести трактуется по-новому. Превращение у Кафки возможно только в одну сторону, в сторону зла, оно необратимо, так как посочувствовать, полюбить и тем самым спасти человека некому, одиночество непреодолимо. Роман «Процесс» (1914) – произведение, где особенно удалось сочетание фантастики и реальности, столь свойственное манере Кафки. Двое неизвестных бесцеремонно вторгаются в квартиру чиновника Йозефа К. и объявляют ему, что он арестован и против него возбуждено следствие. Йозефа К. обвиняет Суд – таинственная организация, всемогущество которой герой осознает лишь постепенно. Арест наложен на него формально и не мешает ему по-прежнему свободно передвигаться, исправно выполнять служебные обязанности, жить привычной жизнью, но непостижимая сила Суда преследует его ежечасно. Суд в романе – аллегорически-гротескное олицетворение власти, охраняющей жестокие законы общества. В жернова этой бездушной, обезличенной власти попадает Йозеф К. и погибает, как считает Кафка, не безвинно. Беда и вина Йозефа К. в том, что он пассивно и охотно следовал этим законам, не задумывался об их несправедливости до тех пор, пока сам не стал их жертвой. Смерть Йозефа К. воспринимается как возмездие за утрату человечности, как кара за бездумное отречение от исконного нравственного долга человека – служить добру. Глубокий трагизм «Процесса» отмечен печатью безысходности: человек, морально изувеченный обществом, не может вырваться из-под его губительной власти.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Гарин, И. Кафка / И. Гарин // Пророки и поэты : литературно-критические эссе / И. Гарин. – М. : ИТЕКО, 1992 – С. 617–682.

  2. Днепров, В. Метафорический роман Франца Кафки / В. Днепров // Идеи времени и формы времени / В. Днепров. – Л. : Знание, 1980. – С. 432–485.

  3. Затонский, Д. Кафка и проблемы модернизма / Д. Затонский. – М.: Художественная литература, 1979. – 214 с.

  4. Зарубежная литература ХХ века : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Толмачев и др. ; под ред. В.М. Толмачева. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 537 с.

  5. Зарубежная литература ХХ века : учебник для вузов / Л.Г. Андреев и др. ; под ред. Л.Г. Андреева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Высшая школа ; Изд. центр «Академия», 2000. – 559 с.

  6. Камю, А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки // Бунтующий человек / А. Камю. – М. : Изд. центр «Академия», 1990. – С. 93–100.

  7. Карельский, А Лекция о творчестве Франца Кафки / А. Карельский // Иностранная литература. – 1995. – № 8. – С. 241–248.

  8. Мейровиц, Д.З. Кафка для начинающих / Д.З. Мейровиц, Р. Крамб / пер. с англ. Е.Г. Гендель. – Минск : ООО «Попурри», 2004. – 176 с.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА

А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»


  1. Отражение взглядов А. де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц» и ее связь с эпохой войны и фашизма.

  2. Своеобразие жанра: почему сказка? почему философская? Черты фольклорной и литературной сказки в произведении Сент-Экзюпери.

  3. Синтез «детского видения», философского начала и условности как своеобразие художественного мира «Маленького принца».

  4. Соотношение философской идеи и системы образов в сказке Сент-Экзюпери. Образ рассказчика и его роль в произведении.

  5. «Маленький принц» Сент-Экзюпери и философско-интеллектуальная проза ХХ века.

Среди принципов, получивших наибольшее развитие в литературе реализма ХХ века прежде всего выделяются психологизм, историзм, философичность, интеллектуализм, документальность. Другие принципы, такие, как критический пафос, конкретно-социальный анализ, напротив, отходят на второй план. В произведениях реализма данного периода звучит трагическая боль за человека. Вера в человека, его благородство и доброту оказалась подорванной жестокими событиями новейшей истории.

Среди выдающихся памятников реалистической гуманистической литературы – творчество А. де Сент-Экзюпери. Уже в раннем произведении, повести «Южный почтовый» (1929), виден незаурядный художник с собственной манерой письма. Пустыня, небо, пески, красота планеты, когда глядишь на нее с высоты, внутренняя красота людей, покоряющих пустыни и небеса, – вот чем населен мир книги Сент-Экзюпери. Герой повести, молодой летчик Жак Бернис, работающий на линии Тулуза – Южная Америка, напряженно ищет смысл существования. В свой мир, в свою систему мысли и действия он пытается увлечь и ввести любимую женщину, но для Женевьевы мирок обывательского существования оказался сильнее любви. Женевьева умирает, погибает Жак, но он – победитель, потому что он – Человек...

Как бы ни был трагичен каждый конкретный кусок, каждый конфликт в повести Сент-Экзюпери, она проникнута оптимистической верой в созидательные возможности людей. В каждой главе «Южного почтового» – суровая и нежная дружба пилотов, занятых общим делом; порыв к преодолению одиночества; мотив детства, воспоминания о школьных годах, о юношеской любви; поиски нравственных формул, необходимых молодому мятущемуся герою; диалог летчика с тучами, с читателем, с самим собой.

В жанровом отношении проза Сент-Экзюпери представляет собой сплав разнородных литературных стихий, сплав органичный и редкий. Сюжетные куски, законченные вставные новеллы входят сюда как части сложного литературного организма. Интерес читателя поддерживается не только остротой событий, не только динамикой смены ситуаций, а прежде всего важностью их внутреннего смысла, неожиданностью авторского к ним подхода, новизной угла зрения, под которым они рассматриваются. Это – интеллектуально-лирическая проза, одновременно философская и художественная, документальная и «придуманная», это доверительный разговор с читателем, в котором автор предполагает единомышленника.

В прозе, которую создает Экзюпери, организующим смысловым и композиционным центром становится жизнь сознания героя, воплощенная в цепи душевных переживаний и мыслей. В поэтике произведений этого писателя переплетаются свойства лирики и эпоса. От лирики заимствуется субъективизация повествования, преломление мира в индивидуальном сознании. Кроме того, для произведений Экзюпери свойственны моноцентричность и монологизация повествования, единовластный монолог героя «впитывает» в себя весь мир, делая второстепенных персонажей своими объектами, лишенными смыслового и композиционного равноправия с главным героем. Явления и факты в книгах Экзюпери излагаются не в естественной последовательности, а в связи с воспоминаниями, осмыслением, по принципу ассоциаций и аналогий.

От эпоса подобная проза заимствует присутствие сюжета (в ослабленной, редуцированной форме), всестороннее раскрытие характера, осмысление социальных связей и мотивировок. Поэтика лирической прозы Экзюпери включает такие средства, как внутренний монолог, самоанализ, исповедь, дневник, ретроспективность, импрессионистичность повествования.

В философской сказке «Маленький принц» (1943) звучит любовь к жизни, чувство ответственности за будущее планеты, гордость за беспредельные возможности человека, поэтизация подвига, умение раскрыть героическое в будничном, неповторимая интонация раздумья и напряженного поиска идеала. Повесть «Маленький принц» носит не только приметы притчевого повествования, но и жанра сказки. Как отмечает Н.И. Полторацкая, «в ХХ веке, принёсшем с собою общественные катаклизмы… разительные перемены произошли в искусстве и литературе, в частности резко усилился процесс ломки, смешения границ жанров. Этот процесс, естественно, затронул и литературную сказку, которая отразила размывание жанровых границ и смешение форм… Современные авторы отнюдь не отказываются от найденных мастерами жанра удачных приёмов: подобно своим предшественникам, они вводят в сказку литературные реминисценции, анахронизмы…» [6, с. 7].

Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. «Сказки полны буйной фантазии, забавных и нелепых, комичных в своей нелепости выдумок, бросающих вызов рутине повседневной жизни. Они привлекают особой добродушно-иронической манерой повествования, которая – и в этом удивительное свойство сказки – оказывается одинаково пригодной как для фарсовой шутки, так и для назидания. Создавая миры, где волшебные силы вторгаются в реальную жизнь, писатели будят в нас творческую фантазию, воспитывают умение любить и ценить мечту» [6, с. 5]. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда.

«Прообразом» литературной сказки «Маленький принц» можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.

Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.

Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. А философской делают сказку присутствующие в произведении притчевые элементы повествования. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Буковская, А. Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма / А. Буковская / перев. с польского А.Н. Ермонского. – М. : Радуга, 1983. – 228 с.

  2. Ваксмахер, М.Н. Часовой в ответе за всю империю. Заметки об А. де Сент-Экзюпери / М.Н. Ваксмахер // Французская литература наших дней / М.Н. Ваксмахер. – М. : Художественная литература, 1976. – С. 3–67.

  3. Зарубежная литература ХХ века : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Толмачев и др. ; под ред. В.М. Толмачева. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 537 с.

  4. Зарубежная литература ХХ века : учебник для вузов / Л.Г. Андреев и др. ; под ред. Л.Г. Андреева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Высшая школа ; Изд. центр «Академия», 2000. – 559 с.

  5. Мижо, М. Сент-Экзюпери / М. Мижо. – М. : Молодая гвардия, 1965. – 212 с.

  6. Полторацкая, Н.И. Французская литературная сказка в ХХ веке / Н.И. Полторацкая // Сказки французских писателей / сост. Н.И. Полторацкая. – Л. : Лениздат, 1986. – С. 108–143.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
ТЕОРИЯ ЭПИЧЕСКОГО ТЕАТРА Б. БРЕХТА.

ПЬЕСЫ «МАТУШКА КУРАЖ И ЕЕ ДЕТИ», «ЖИЗНЬ ГАЛИЛЕЯ»


  1. Принципы «эпического театра» Б. Брехта. Отличие от «аристотелевской» драмы.

  2. Место и роль принципа очуждения в теории и практике «эпического театра». Эстетика парадокса.

  3. История создания пьесы «Матушка Кураж и ее дети». Антивоенный пафос произведения. Эффект очуждения и его роль в организации художественного пространства пьесы.

  4. Определение жанра пьесы Б. Брехта «Матушка Кураж и ее дети»; двуплановость пьесы и трактовка образа мамаши Кураж.

  5. Особенности жанра пьесы «Галилео Галилей»: пьеса-биография и пьеса-философия. Проблема двойственности образа Галилея. Тема ответственности ученого за свои открытия.


Бертольд Брехт оставил глубокий след в развитии немецкого и мирового театра. Эпический театр. Прежняя драма, названная Брехтом «аристотелевской», культивировала чувства жалости и сострадания к людям, основывалась на принципе катарсиса. Катарсис – необычайная, высшая эмоциональная напряженность. Эту сторону катарсиса Брехт признавал и сохранил для своего театра; эмоциональную силу, пафос, открытое проявление страстей мы видим в его пьесах. Но очищение чувств в катарсисе, по мнению Брехта, вело к примирению с трагедией, жизненный ужас становился театральным и потому привлекательным, зритель даже был бы не прочь пережить нечто подобное. Брехт постоянно пытался развеять легенды о красоте страдания и терпения, хотел, чтобы трагедия возбуждала размышления о путях предотвращения трагедии.

Взамен этих чувств Брехт призывает театр вызывать эмоции социального порядка – гнев против поработителей и восхищение героизмом борцов. Вместо драматургии, которая рассчитывала на сопереживание зрителей, Брехт выдвигает принципы построения пьес, которые бы вызывали в публике удивление и действенность, осознание общественных проблем. Брехт вводит прием, названный им «эффектом очуждения», состоящий в том, что хорошо известное преподносится публике с неожиданной стороны. Для этого он прибегает к нарушению сценической иллюзии «подлинности». Он добивается фиксации внимания зрителя на важнейших мыслях автора с помощью введения в спектакль песни (зонга), хора. Брехт полагал, что главная задача актера – общественная. Он рекомендует актеру подходить к образу, создаваемому драматургом, с позиций свидетеля на суде, страстно заинтересованного в выяснении истины, то есть всесторонне анализировать поступки действующего лица и их побудительные мотивы. Брехт допускает актерское перевоплощение, но только в репетиционный период, на сцене же происходит «показ» образа.



«Мамаша Кураж и ее дети» (1938) – пьеса-хроника из эпохи Тридцатилетней войны, задуманная Брехтом как предостережение простым людям, обманутым фашистской пропагандой.

Характеры героев в «Матушке Кураж» обрисованы во всей их сложной противоречивости. Наиболее интересен образ Анны Фирлинг, прозванной матушкой Кураж. Многогранность этого характера вызывает разнообразные чувства зрителей. Героиня привлекает трезвым пониманием жизни. Но она – порождение меркантильного, жестокого и циничного духа Тридцатилетней войны. Кураж равнодушна к причинам этой войны. В зависимости от превратностей судьбы она водружает над своим фургоном то лютеранское, то католическое знамя. Мамаша Кураж бредет вслед за армией, стараясь нажиться, и в то же время лелеет мечты, что своих-то детей, двух сыновей и дочь, она сумеет уберечь от гибели. Однако жизнь безжалостно рушит ее иллюзии: гибнут сыновья, умирает и дочь, немая Катрин. Один за другим исчезают друзья мамаши Кураж. Старая женщина, которая хотела нажиться на войне, остается одна, сломленная горем.

Волнующий Брехта конфликт между практической мудростью и этическими порывами заражает всю пьесу страстью спора и энергией проповеди. Помимо раскрытия конфликта посредством столкновения характеров Брехт дополняет картину жизни в пьесе зонгами, в которых дано непосредственное понимание конфликта. Наиболее значительный зонг – «Песня о великом смирении». Это сложный вид «очуждения», когда автор выступает словно от лица своей героини, заостряет ее ошибочные положения и тем самым спорит с ней, внушая читателю сомнение в мудрости «великого смирения».

Вся пьеса, критически изображающая практическую, полную компромиссов «мудрость» героини, представляет собой непрерывный спор с «Песней о великом смирении». Матушка Кураж не прозревает в пьесе, пережив потрясение, она узнает «о его природе не больше, чем подопытный кролик о законе биологии». Трагический опыт, обогатив зрителя, ничему не научил матушку Кураж и нисколько не обогатил ее. Катарсис, пережитый ею, оказался совершенно бесплодным.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Днепров, В.Д. Революционная мораль Брехта / В.Д. Днепров // Литература и нравственный опыт человека / В.Д. Днепров. – Л. : Знание, 1970. – С. 414–423.

  2. Зарубежная литература ХХ века : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Толмачев и др. ; под ред. В.М. Толмачева. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 537 с.

  3. Зарубежная литература ХХ века : учебник для вузов / Л.Г. Андреев и др. ; под ред. Л.Г. Андреева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Высшая школа ; Изд. центр «Академия», 2000. – 559 с.

  4. Копелев, Л.З. Б. Брехт / Л.З. Копелев. – М. : Урожай, 1965. – 323 с.

  5. Фрадкин, И.М. Бертольт Брехт. Путь и метод / И.М. Фрадкин. – М. : Высшая школа, 1965. – 211 с.

  6. Эткинд, Е. Бертольт Брехт / Е. Эткинд. – Л. : Знание, 1971, – 309 с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
СЮРРЕАЛИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ


  1. Сюрреализм и его место в художественном контексте эпохи. Дадаизм и сюрреализм; сюрреализм и психоанализ З. Фрейда.

  2. «Первый манифест сюрреализма» А. Бретона как программный документ направления. Поиски нового способа «чистой выразительности», принцип неожиданности, «автоматическое письмо», культ чудесного.

  3. Особенности сюрреалистического образа в литературе и живописи. Сюрреалистический образ – сближение нескольких удаленных друг от друга реальностей, прием коллажа, сон как источник порождения сюрреалистических образов.

  4. Преодоление сопротивления языка в творчестве Л. Арагона, Г. Аполлинера, А. Бретона, П. Элюара. Особенности жанровой природы произведений.

  5. Традиции и новаторство в живописи сюрреалистов (С. Дали, М. Эрнст, И. Танги, Р. Магрит).



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет