Избавитель Духа



бет1/7
Дата25.07.2016
өлшемі0.89 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Джордж Фокс
1624 - 1691

Избавитель Духа

“Я был избавлен от океанов тьмы и смерти, а также от власти сатаны вечной и великолепной силой Христа… той тьмы… которая покрыла собой весь мир, спрятав все под своим покровом и отдав его в руки смерти. Та же вечная сила Бога, которая избавила меня от этих вещей, сотрясла впоследствии народы, священников, профессоров и простых людей”.1

Я долго думал о том, знает ли наше поколение, осознает ли, что многие из свобод, которыми мы сегодня наслаждаемся, стали результатом яркого служения одного из величайших пророков, живших когда-либо на этой земле, - Джорджа Фокса.

При упоминании его имени многие из нас правильно замечают, что Фокс был основателем движения квакеров, или “Общества друзей”. Некоторые считают эту религиозную конфессию малочисленной и изолированной группой тихих и кротких верующих, которые носят шляпы, живут на фермах в сельской местности и обладают репутацией честных и справедливых людей. Однако Джордж Фокс полностью посвятил свою жизнь не тому, чтобы создать лишь общий для верующих стиль одежды и их сельскохозяйственный образ жизни.

В действительности он был настолько энергичен в своем стремлении нести людям Евангелие, что спустя более двухсот лет была создана Армия Спасения (основатель — Уильям Бут), на которую сильнейшим образом повлияло его служение. Один из ранних представителей этой организации заявил, что, если бы “квакеры сохранили верность своим первоначальным принципам и основанному на Евангелии отношению к работе, потребности в Армии Спасения не возникло бы!“2

Фокс стал одним из лидеров “Радикальной Реформации”.3 На мой взгляд, это означает то, что он поднял Реформацию на следующую ступень - Фокс объединил Дух и Слово.

Джордж Фокс делал то же самое, что и первые апостолы, а позже этим же занимались и “возрожденцы”. Фокс восстановил первоначальное сочетание Духа и Слова и тем самым скрестил кальвинистский и религиозный типы мышления, сделав христианский образ жизни достижимым и доступным для каждого верующего. Квакеры сделали возможным возвращение Святого Духа в повседневную жизнь каждого верующего, что, как я считаю, заложило фундамент для великих служений восемнадцатого и девятнадцатого веков. Святой Дух стал личным Другом каждого, кто последовал за Фоксом.


Мы не осознаем, что многие из свобод, которыми мы сегодня наслаждаемся, стали

результатом яркого служения одного из величайших пророков, живших когда-либо на этой земле, — Джорджа Фокса


Благодаря своим отношениям со Святым Духом, “друзья” совершили революцию во многих из тех сфер христианства, которые пребывали в бездействии или же были забыты. Они стали одной из первых групп верующих, которые поощряли служение женщин, поддерживая их в проповедовании Слова по всему миру. Квакеры также стали известны как одни из немногих, кто изгонял демонов, исцелял больных и силой Божьей совершал чудеса. В то время, когда о духовной войне имели представление лишь несколько небольших и изолированных групп верующих, Фокс принимал в ней участие каждый день. Он с жаром проповедовал, что “…все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии”, и практиковал написанное в этом стихе в каждой сфере своей жизни. Фокс решительно учил верующих, что управление и помощь Святого Духа является самым важным условием в каждой без исключения области жизни.

Фокс был убежден в том, что быть христианином не означало просто родиться в христианской семье или креститься, посещать церковь. Вера в Бога не давалась в награду за получение ученой степени в теологической семинарии или школе. Для Фокса христианином являлся человек, лично знающий Иисуса Христа как Сына Божьего и каждый день полагающийся на помощь Святого Духа в понимании того, что написано в Библии и жизни в соответствии с заложенными в ней (в Библии) принципами посреди порочного и прогнившего мира. Говоря кратко, Фокс считал, что настоящий христианин должен жить в соответствии с исповедуемыми им ценностями.

Все это может показаться вам достаточно простым, но Фокс заплатил за понимание этой истины огромную цену. Читая эту главу, вы с удивлением сможете увидеть, что некоторые из свобод, которые сегодня вы воспринимаете как должное, были рождены благодаря стальным принципам и частым тюремным заключениям Фокса.

Некоторые моменты из жизни Фокса до сих пор окутаны туманом, поскольку многие документы оказались потеряны либо являются недостоверными. Однако обстоятельства всех произошедших событий нам известны. Поэтому в данной главе я буду говорить больше о личностных качествах и духовной мотивации Фокса. Он был настолько непростым и в то же время притягательным человеком, что я никогда не смогу перечислить все те смелые и иногда чрезвычайно резкие противостояния, сыгравшие значительную роль в борьбе Фокса за свои убеждения. Я настоятельно рекомендую вам самим поискать различные источники, рассказывающие о жизни Джорджа Фокса, чтобы проникнуться тем невероятным духом Реформации, который так сильно мотивировал его.


Фокс был убежден, что настоящий христианин должен лично знать Иисуса Христа и жить в соответствии со Словом Божьим и заложенными в нем принципами - его жизнь должна соответствовать тому, о чем он проповедует
Реформатор родился

Стоял 1624 год. Описываемые события происходили в английском графстве Лестершир. Мэри Фокс, ей было, наверное, чуть больше двадцати лет, с волнением ожидала рождения своего первого ребенка. Ее муж, Кристофер, человек сильного и искреннего характера, убежденный пресвитерианин, был на несколько лет старше своей жены. Фамилия Фокс в их районе была очень известной. Несколько веков назад один Фокс был мэром, а другой обладал своим собственным геральдическим гербом. Геральдика представляла собой систему, где семьи могли похвалиться своим именем, полученным благодаря проявленной храбрости, а также важностью своей родословной, от которой зависел социальный статус носителя определенной фамилии. Предки Фокса ранее оказывали существенную поддержку лоллардам. Эти люди жили во многих европейских странах, они самостоятельно читали и интерпретировали Библию, будучи членами государственной церкви, что вызывало резкое противодействие им со стороны властей.4

Являясь ткачом, Кристофер Фокс неплохо зарабатывал и был в состоянии построить дом для своей семьи. Благодаря высокому качеству выполняемой им работы, он сумел стать одним из самых влиятельных и обеспеченных людей в своем городе - Дрейтон-на-Клэйе. Этот городок был расположен на холмистой местности в Центральной Англии.

Наконец, наступил июль, а вместе с ним в семье Фоксов появился на свет и их первый ребенок — сын. Ему дали имя Джордж. Впоследствии у Кристофера и Мэри родились еще дети, скорее всего, четверо, однако, к сожалению, сохранившиеся документы не проливают на это достаточно света. В соответствии с одной из легенд, жена приходского священника использовала страницу, на которой было зарегистрировано рождение Джорджа Фокса, “для кухонных нужд”.5 Однако, несмотря на то, сколько детей родилось в семье Фоксов, их надежды, несомненно, были связаны со старшим сыном, Джорджем.


“Обладающий иным умонастроением”

Фокс не был похож на других детей. Джордж никогда не играл в игры, которыми были увлечены другие дети, а также не принимал участия в их проделках. Ему, наверное, не слишком нравилось быть в центре внимания, поскольку он сильно отличался от окружающих, хотя нельзя сказать о том, что Фокс был хмурым и неприветливым. Маленький Джордж любил сидеть в углу и размышлять. Даже в таком юном возрасте он уже умел составлять верное мнение о других людях, благодаря своей необыкновенной проницательности. Наблюдая за мужчинами, собирающимися посидеть у костра или пообщаться с его отцом, Джордж говорил себе: “Когда я вырасту, то не стану заниматься такими пустяками”.6


В детстве Фокс был непохож на других детей. Он часто сидел в углу и размышлял. Джордж умел составлять верное мнение о других людях, благодаря своей необыкновенной проницательности
Уильям Пени, человек, сыгравший значительную роль в истории квакеров (мы поговорим о нем немного позже), дал яркое описание детства Фокса: “Он обладал совершенно иным умонастроением, отличным от его братьев; будучи более набожным, думающим, тихим, твердым и не по годам наблюдательным. Это было особенно заметно в ответах, которые он давал, или же в вопросах, которые задавал… они демонстрировали, к удивлению слышавших его, замечательные познания в теологических вопросах”.7

Несмотря на то, что Мэри Фокс так никогда и не смогла полностью понять своего странного и не по годам взрослого сына, она была довольна тем, что мальчик смышленый и сведущий, и, воспитывая его, не пыталась заставить Джорджа быть похожим на маленького ребенка. У Фокса были хорошие отношения с матерью, хотя она так никогда и не поняла его дела и редко видела своего сына, когда тот вырос. Мэри Фокс прожила до глубокой старости; когда она умерла, Фокс, ему было тогда пятьдесят лет, глубоко скорбел.


Решительный характер Фокса

Несмотря на то, что семья Фоксов обладала прекрасной репутацией и была достаточно богатой, жизнь в семнадцатом веке была достаточно сложной. Люди того времени были неграмотными, ограниченными, грубыми и резкими. Жизнь общества была наполнена экономическими и социальными проблемами. Из-за экономической нестабильности жители Дрейтона ограничивали свою жизнь пределами города, мало беспокоясь о том, что происходит снаружи. Горожане и понятия не имели о том, что среди них живет и растет тот, кто сотрясет всю Англию.

Фокс не находил себе места в обществе, да и не особенно стремился к этому. В одиннадцать лет он впервые столкнулся с тем, что позже неоднократно называл “внутренним светом” Иисуса Христа. Глубокое понимание этого научило его тому, как ходить в чистоте посреди царящего вокруг зла. Оно настолько повлияло на жизнь Фокса, что, начиная с одиннадцати лет, он преданно следовал своему внутреннему голосу и продолжал полагаться на него вплоть до своей смерти. Еще в столь молодом возрасте Фокс установил четыре главных правила для своей жизни:

1. Он будет жить чистой и праведной жизнью.

2. Он будет честным во всех вещах, внутренне - перед Богом, а внешне - перед людьми.

3. Он будет всегда держать свое слово.

4. Он не будет злоупотреблять едой и питьем.8
“Внутренний свет ” Иисуса Христа научил Фокса пребывать в чистоте посреди царящего вокруг зла. С одиннадцати лет он преданно следовал внутреннему голосу
Когда родственники Фокса увидели его необычайную духовную дисциплинированность, они настояли, чтобы родители отправили мальчика в школу, где готовят служителей. Мне кажется, что Фокс не горел желанием стать подобием служителей, окружавших его в детстве. Он был уже настолько проницательным, что осознал: окружающие представители духовенства — безнравственные, лицемерные и лживые. Хотя Фокс и не мог выразить словами свои чувства, вскоре он понял, что многие служители получали занимаемые ими должности благодаря своему образованию и социальному статусу, а не духовному призванию.

Когда Фоксу было около пятнадцати лет, родители отправили сына обучаться ремеслу; его работа находилась менее чем в получасе ходьбы от дома. Фокс учился у сапожника, а также присматривал за овцами и коровами.

Несмотря на свою склонность к размышлениям, Фокс никогда не позволял ей быть помехой в выполнении рабочих обязанностей. Опыт, полученный Джорджем при обращении с крупными денежными суммами, посещении рынка и общении с различными людьми, помог ему подготовиться к различным выпадам в его адрес, которые поджидали его в будущем. Кроме того, Фокс научился делать обувь, что чрезвычайно пригодилось в недалеком будущем, когда он вынужден был проходить пешком тысячи миль. Фокс был очень смекалистым в различных деловых вопросах, благодаря этому его хозяин имел успех в своем деле. Джордж очень гордился тем, что мог принести хозяину высочайший доход, не обманывая при этом покупателей.

Фокс работал на протяжении семи лет. В 1643 году произошло событие, полностью изменившее его жизнь и вынудившее резко оставить работу, отправившись совершенно иным путем.


Пророческое призвание

Взрослея, Фокс все отчетливее стал замечать лицемерную безнравственность, окружавшую его со всех сторон. Он был родом из городка, жители которого поддерживали религиозную реформу, поэтому, видя, как его друзья и их родители злоупотребляют алкоголем (и любят это делать), у него внутри зрело еще большее отторжение этой аморальности. Фокс никак не мог понять, почему люди, верившие в необходимость нравственной чистоты перед Богом, пили так много, что потом просто не могли стоять на ногах, или же тратили свои с трудом заработанные деньги на удовлетворение иных похотливых желаний. Все это чрезвычайно возмущало его.

Фокс старался держаться подальше от подобных людей, из-за чего он снискал репутацию нелюдима. В отличие от них, он ел и пил только в необходимых для здоровой жизни количествах, а определенные дни полностью посвящал посту и чтению Библии. Другим горожанам Фокс казался очень странным человеком.

В свете всего этого неудивительной кажется реакция Фокса на одно событие, приключившееся с ним в девятнадцать лет.

На самом же деле оно навсегда изменило его жизнь.

В конце лета 1643 года Фокс торговал на рынке продукцией своего хозяина, когда неожиданно столкнулся со своим кузеном и его другом. Как и Фокс, эти два молодых человека были сторонниками реформаторской веры, поэтому, когда они предложили ему пропустить по кружке пива, он согласился. Было очень жарко, Фокс испытывал жажду, а также был очень рад возможности пообщаться со своим кузеном и его спутником.

Поймите одну вещь: употребление пива и вина не являлось для них грехом. В семнадцатом веке пиво было чрезвычайно распространенным напитком, как сегодня для нас лимонад. Вредит же человеку лишь чрезмерное употребление его.

Таким образом, молодые люди зашли в таверну; однако после того, как они выпили первую пинту, двое друзей Фокса решили продолжить, чтобы посмотреть, кто сможет выпить больше пива. Они договорились, что тот, кто первым прекратит пить, оплатит все выпитое пиво.

Фокс был ошеломлен. Рядом с ним сидели два христианина, предположительно выступавшие против потакания своим слабостям и желаниям, и тем не менее они собирались пить до тех пор, пока будут не в состоянии держать свои головы. Для Фокса это не было искушением. Наоборот, он резко поднялся и сказал: “Если вы сделает это, я покину вас”. С этими словами, он бросил на стол деньги и вышел из таверны, не оборачиваясь назад.9

Фокс поспешил закончить все свои дела и отправился домой. Произошедшее сильно взволновало его. Он был потрясен увиденным поведением и извращенностью своего поколения.

В ту ночь Фокс так и не смог заснуть. Вместо этого он плакал, ходил туда-сюда по комнате и молился. Молясь, он вдруг увидел, что, если для этого мира и существует какая-либо надежда, она должна прийти вместе с молодым поколением.10 Старое же поколение слишком прочно застряло в своих взглядах; оно было слишком довольным своим статус-кво, а также чрезвычайно пассивным, чтобы атаковать пороки формальной религии. Несомненно, перемены должны были прийти с молодыми людьми, одним из которых являлся он сам. С теми, кто восстал на защиту истины, выступал за праведную жизнь и противостоял тем людям, молодым и старым, чей дух был смертельно поражен грехом.

В ту летнюю ночь Фокс услышал голос Бога, прозвучавший в его сердце: “Ты видишь, как молодые выбирают суету, а старые - уходят в землю; поэтому тебе следует оставить всех и стать для них чужаком”.”

Услышанные слова стали основой пророческого призвания Фокса. На этом основании он вскоре начнет строить свое будущее служение. На короткое время сердце Фокса наполнилось миром. Первый раз в своей жизни он осознал, что призван идти иным путем. Джордж не переставал размышлять над тем, почему он был так непохож на других. Однако в тот момент, я уверен, он понял, что с момента рождения Бог готовил его к выполнению определенной цели, от которой Джордж никак не мог убежать. Да он и не пытался, Фокс полностью подчинился Богу.
Знает ли кто-нибудь Бога?

Спустя лишь несколько недель после этой судьбоносной ночи Фокс приступил к выполнению возложенной на него Богом миссии. Понимая, что он слишком молод и неопытен, Фокс разорвал все свои отношения с другими людьми и покинул дом, странствуя в поисках ответов на свои вопросы.


Фокс понял, что с момента рождения Бог готовил его к выполнению определенной цели, от которой он никак не мог убежать. Да Фокс и не пытался бежать. Наоборот, он полностью подчинился Богу
Как и все пророки, независимо от возраста, Фокс был способен различать плохое и хорошее. Пророки каждый вопрос в жизни рассматривают либо в белом, либо в черном цвете - для них не существует серых тонов. Они не говорят “возможно” - только “да” или “нет”. Иногда пророк может стремительно повернуть направо, чтобы избежать пороков, поджидающих слева; поэтому за ними и закрепилась репутация излишне резких людей. Как вы реагируете на что-то, что видите очень отчетливо? Пророки в этом ничем не отличаются от вас, за исключением того, что они видят или слышат об этом из духовного мира прежде, чем это смогут увидеть другие люди. Четкое видение ситуации вынуждает пророков действовать в абсолютной, пылкой манере, ибо они любят Бога и желают, чтобы Его воля совершалась на земле прежде всего.

Фокс ненавидел светское общество своего времени, так как его представители несправедливо отделяли себя от остальных людей. Сам Бог велел ему выступить против подобного порядка. Отказываясь стричь волосы и не снимая шляпы, невысокий и коренастый Фокс бродил по сельской местности, привлекая к себе людское внимание, куда бы он ни шел, своим серым кожаным нарядом.

Фокс путешествовал по Центральной Англии, конечной целью его пути был Лондон. Внутри Джорджа терзала глубокая печаль, он круглые сутки боролся со своим неудовлетворением и вопросами, на которые не мог найти ответ. Фокс настолько тщательно оберегал свое сердце, что не хотел ни с кем иметь дела - ни с христианином, ни с язычником. Он оставлял за своей спиной город за городом, нигде не задерживаясь надолго, везде пытался найти искренне верующих людей, которые могли бы помочь ему. В своем дневнике Фокс писал: “Я не рисковал останавливаться надолго… опасаясь как верующего, так и неверующего, ибо, будучи впечатлительным молодым человеком, я мог быть сильно задет разговором как с одним, так и с другим”.12

Прибыв в Лондон, Фокс был уверен, что найдет кого-ни- будь, кто ответит на все его вопросы и поможет выйти победителем из той отчаянной духовной битвы, полыхающей в его сердце. Находясь в столице, он слушал величайших проповедников своего времени, но и они ничем не смогли помочь молодому человеку. Одни советовали ему найти хорошую девушку, жениться на ней, и тотчас бы прекратились его внутренние терзания. Другие предлагали поступить на службу в армию, ибо тогда у него появилось бы достаточно времени для размышлений. Все эти советы вынуждали молодого Фокса убегать еще быстрее.

Покинув Лондон, Фокс встретил одного священника из своего городка. Естественно, он ответил на беспокойные и глубокие вопросы молодого человека. Но, как оказалось, служитель сам имел не меньше вопросов, и все закончилось тем, что уже Фокс стал помогать ему разбираться с одолевавшими его проблемами, и после некоторые из своих ответов Джордж услышал во время воскресной проповеди, с которой в конце недели выступил этот служитель.

Разочарованный, Фокс посетил другого служителя, трудившегося в соседнем городе. Услышав о духовных страданиях молодого человека, тот предложил ему расслабиться с помощью табака и попеть псалмы. Более того, этот служитель рассказал жителям города о своем разговоре с Фоксом, и теперь все они смеялись при виде его.

Фокс не сдавался; он посетил еще одного служителя уже в другом городе. Не успел молодой человек открыть рот, как служитель в гневе обрушился на него, громко крича, так как Фокс случайно наступил на его клумбу.

Последний из служителей, которых посетил Фокс, сказал Джорджу, что его уныние является результатом болезни, и предложил “пустить ему кровь” и тем самым вылечиться. “Кровопускание” являлось популярным медицинским средством того времени; для этого на теле больного делался надрез, из которого вытекала кровь, выносившая из тела инфекцию. Несмотря на то, что Фоксу это предложение показалось заманчивым, в своем дневнике он писал, что его тело было настолько иссушено печалью, скорбью и прочими проблемами, что из него сложно было выдавить хотя бы каплю. Он жалел, что был рожден на этот свет.13


Несколько слов о пророках

Здесь мне хотелось бы немного отступить от повествования и поделиться с вами некоторыми мыслями. Интересно, каким описывают Фокса в этот период его жизни книги представителей разных лагерей, существующих в “Обществе друзей”. Сегодня эта протестантская конфессия оказалась разделенной на несколько групп, о чем я подробнее расскажу далее в этой главе. Однако одна из них - либериты — в своей основе является светским сегментом, члены которого отрицают непорочное зачатие и полагаются на здравый смысл; а также создается впечатление, что они пишут больше всего книг о Фоксе.

После посещения современной штаб-квартиры Фокса в Лондоне я с сожалением могу сказать, что большую часть ее населения составляют именно либериты. Создается впечатление, что они совершенно забыли о истинах, касавшихся работы Святого Духа и библейских принципов, которые провозглашал их лидер, и вместо этого они стали полностью полагаться на разум, рационализируя все вокруг. Когда вы спросите их об этом периоде жизни Фокса, они, скорее всего, начнут говорить вам о его меланхолии или психологической депрессии. Мне кажется, они приписывали происходящее дефициту умственных или физических способностей Фокса. Однако все было совсем не так.
Джордж Фокс, основатель

религиозной организации квакеров. Копия с оригинала, сделанного Ханторстом в 1654 году Историческая библиотека “Друзья” при Свортмурском колледже


Пророки могут временами испытывать страдания, но, как правило, это не является признаком их внутренней слабости. Они видят окружающий мир по-другому, не так, как все остальные люди, и неоднократно ясно ощущают Божью волю в какой-либо ситуации. Когда пророк не может дать правильного объяснения тому, что он видит или ощущает, это приводит к сильным страданиям в его душе. Также он может испытывать это мучительное чувство в те моменты, когда оказывается неспособным установить правильный баланс между распределением времени и практичностью жизни. Иногда ситуация, которую видят пророки, кажется им настолько важной, что она является единственным посланием, которое необходимо проповедовать. Когда другие люди не могут увидеть происходящее вокруг глазами пророка (поскольку они не могут слышать гласа Небес), их реакция - слова и действия - могут причинить незрелому пророку боль. Пророк должен провозглашать Божье Послание, а результаты провозглашения должен оставить Богу. Пророки никогда не должны позволять своему посланию и сильному беспокойству о душах других людей оказывать давление на свободную волю тех же людей или на работу Господа в их жизни. Задача пророка заключается в том, чтобы в точности передать то, что он услышал, а остальное оставить Богу и людям, услышавшим через него Божью Весть.

Зрела ли ваша душа?

Фокс испытывал подобные страдания. Я уверен, что Бог провел его через всю эту боль, дабы укрепить душу своего пророка для будущего служения. Он развивал у Фокса то, что я называю “душевной зрелостью”.

Я имею в виду следующее. Вне зависимости от того, сколько раз Фокс попадал в тупик по вине церковных служителей, он все равно продолжал свой поиск. Естественно, иногда он впадал в депрессию и ощущал свою полную беспомощность, но даже это не могло остановить его. Фокс продолжал искать ответы на стоявшие перед ним вопросы, читать Слово Божье, наполняя им свое сердце и обращаться за помощью к Святому Духу. Именно таким образом человек может подготовить свою душу к будущим гонениям и критике.


Фокс понял, что в жизни реформатора только Бог может быть источником силы. Человек может ободрить, но силу даст только Бог
Господь уже научил Фокса беречь свое сердце, что тот и делал. Чтобы быть в состоянии успешно противостоять всему, что негативно может повлиять на душу, вы должны беречь свое сердце. Возьмите пример с Фокса, полностью погрузитесь в Слово, особенно в те его места, которые в наибольшей степени имеют отношение к вашей жизни. Позволив Святому Духу направлять вас и оказывать помощь, очень скоро вы избавитесь от всего того, что так сильно мешало вам в прошлом. Библия, Святой Дух и ваше стремление продолжать путь создадут внутри вас настоящую духовную твердыню.

То же самое произошло и с Фоксом. В скором времени те служители, от которых он убегал, стали для него самой желанной находкой. Будучи лидером, Фокс не мог в поисках утешения или же ответов на одолевавшие его вопросы полагаться на людей. В жизни настоящего реформатора только Бог мог являться постоянным источником духовной силы. Человек может ободрить, но силу даст только Бог. Фокс хорошо усвоил этот урок.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7


©dereksiz.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет