Издательство



бет1/40
Дата17.06.2016
өлшемі2.22 Mb.
#143432
түріКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Элвин ТОФФЛЕР ШОК БУДУЩЕГО
АСТ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Москва 2002

УДК 821.111(73) ББК 84 (7США) Т50

Alvin Toffler

FUTURE SHOCK

1970

Серийное оформление и компьютерный дизайн А.А. Кудрявцева



Перевод с английского: Е. Руднева (введение, гл. 1-3); Л. Бурмистрова (гл. 4-5); К. Бурмистров (гл. 6-7); И. Москвина-Тарханова (гл. 8); А. Микиша (гл. 9, 15, 16); А. Мирер (гл. 10, 11): В. Кулагина-Ярцева (гл. 12-14); Н. Хмелик (гл. 17, 19, 20); Е. Комарова (гл. 18).

Научный редактор, автор предисловия - д.ф.н., проф. П.С. Гуревич

Печатается с разрешения автора и литературных агентств Curtis Brown, Ltd. и "Мэтлок".

Подписано в печать 06.02.02. Формат 84x108 1/32.

Усл. печ. л. 29,40. Тираж 1 500 экз. Заказ №154.

Тоффлер Э.

Т50 Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО "Издательство ACT", 2002. -557, [3] с. - (Philosophy).

ISBN 5-17-010706-4

Книга американского футуролога и публициста Э. Тоффлера "Шок будущего", несомненно, бестселлер последних десятилетий. Автор обращает внимание на неслыханный темп, который характерен для современных культурных, политических изменений. Человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Шок, который испытывают люди, приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество. Это главная угроза. Надо осознать ее и по возможности устранить. Автор надеется, что предложенные им меры смогут помочь человеку выжить в новой реальности и предотвратить шок будущего

УДК 821.111(73)

ББК 84 (7 США)

(c) Alvin Toffler, 1970

(c) Перевод. К. Бурмистров, 2001

(c) Перевод. Л. Бурмистрова, 2001

(c) Перевод. Е. Комарова, 2001

(c) Перевод. В. Кулагина-Ярцева, 2001

(c) Перевод. А. Микиша, 2001

(c) Перевод. А. Мирер, 2001

(c) Перевод. И. Москвина-Тарханова, 2001

(c) Перевод. Е. Руднева, 2001

(c) Перевод. Н. Хмелик, 2001

(c) Предисловие. П. Гуревич, 2001


БОГ ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЖЕНИЙ 5

ВВЕДЕНИЕ 11

ЧАСТЬ 1. КОНЕЦ ПОСТОЯНСТВА 13

Глава 1. 800-й ОТРЕЗОК ЖИЗНИ 13

НЕПОДГОТОВЛЕННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ 14

РАЗРЫВ С ПРОШЛЫМ 15

Глава 2. СИЛА УСКОРЕНИЯ 18

ВРЕМЯ И ПЕРЕМЕНЫ 19

ПОДЗЕМНЫЕ ГОРОДА 20

ЗНАНИЕ КАК ТОПЛИВО 23

ПОТОК СИТУАЦИЙ 24

Глава 3. ТЕМП ЖИЗНИ 26

ЛЮДИ БУДУЩЕГО 26

ОЖИДАЕМАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 29

КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕННОСТИ 30

ЧАСТЬ 2. НЕДОЛГОВЕЧНОСТЬ 31

Глава 4. ВЕЩИ: ПРИНЦИП ОДНОРАЗОВОСТИ 31

БУМАЖНОЕ СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ 32

ОТСУТСТВУЮЩИЙ СУПЕРМАРКЕТ 33

ЭКОНОМИКА НЕУСТОЙЧИВОСТИ 34

РАЗБОРНЫЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ 35

ПРОКАТНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 37

ПРОИЗВОДСТВО МОДНЫХ ПРИЧУД 41

Глава 5. ЖИЛИЩЕ: НОВЫЕ КОЧЕВНИКИ 44

КЛУБ ДЛЯ ПРОДЕЛАВШИХ ТРИ МИЛЛИОНА МИЛЬ 44

МИГРАЦИЯ В БУДУЩЕЕ 46

САМОУБИЙЦЫ И ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ АВТОСТОПОМ 48

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ТОСКА 50

ИНСТИНКТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ 51

КОНЧИНА ГЕОГРАФИИ 52

Глава 6. ЛЮДИ: МОДУЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК 54

ЦЕНА ДРУЖЕСКОЙ "ВОВЛЕЧЕННОСТИ" 54

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 56

ГОСТЕПРИИМСТВО В СПЕШКЕ 57

ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В БУДУЩЕМ 60

ДРУЗЬЯ ОТ ПОНЕДЕЛЬНИКА ДО ПЯТНИЦЫ 61

ЧЕЛОВЕК НАПРОКАТ 64

КАК ТЕРЯТЬ ДРУЗЕЙ... 65

СКОЛЬКО НУЖНО ИМЕТЬ ДРУЗЕЙ? 66

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВЫСОКИМ ТЕМПАМ ИЗМЕНЕНИЙ 67

Глава 7. ОРГАНИЗАЦИИ: ГРЯДУЩАЯ АДХОКРАТИЯ* 69

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 71

НОВАЯ АДХОКРАТИЯ 73

КРУШЕНИЕ ИЕРАРХИИ 76

ПОСЛЕ БЮРОКРАТИИ 79

Глава 8. ИНФОРМАЦИЯ: КИНЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ 84

ТВИГГИ и К-МЕЗОНЫ 85

ВОЛНА ФРЕЙДИЗМА 87

УРАГАН БЕСТСЕЛЛЕРОВ 88

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 89

УСКОРЕННЫЙ МОЦАРТ 90

ПОЛУГРАМОТНЫЙ ШЕКСПИР 92

ИСКУССТВО: КУБИЗМ И КИНЕТИЗМ 93

ВКЛАД СО СТОРОНЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 95

ЧАСТЬ 3. НОВИЗНА 98

Глава 9. НАУЧНЫМИ ПУТЯМИ 98

НОВАЯ АТЛАНТИДА 99

ГОЛОС ДЕЛЬФИНА 102

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАБРИКИ 102

ДОПРОЕКТНОЕ ТЕЛО 103

ИЗМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНЫ 107

КИБОРГИ СРЕДИ НАС 109

ОТКАЗ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ 112

Глава 10. ТВОРЦЫ ОЩУЩЕНИЙ 114

ПОЛУФАБРИКАТЫ ДЛЯ ДУШИ 115

"СЛУЖАНКИ" В НЕБЕСАХ 117

ИНДУСТРИЯ ОЩУЩЕНИЙ 118

ИМИТАЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 118

ЖИВОЕ ОКРУЖЕНИЕ 120

ЭКОНОМИКА ЗДРАВОГО СМЫСЛА 122

Глава 11. СЛОМАННАЯ СЕМЬЯ 123

ТАИНСТВО МАТЕРИНСТВА 124

УПРОЩЕННАЯ СЕМЬЯ 125

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ И РОДИТЕЛИ-ПРОФИ 125

КОММУНЫ И ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ПАПАШИ 126

У ЛЮБВИ МАЛО ШАНСОВ 128

ВРЕМЕННЫЙ БРАК 129

ТРАЕКТОРИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 130

ПЛАТА ЗА СВОБОДУ 132

ЧАСТЬ 4. МНОГООБРАЗИЕ 133

Глава 12. ИСТОКИ СВЕРХВЫБОРА 133

СКОНСТРУИРУЙТЕ "МУСТАНГ" САМИ 134

КОМПЬЮТЕРЫ И КЛАССНЫЕ КОМНАТЫ 137

ФИЛЬМЫ О ГОМОСЕКСУАЛИСТАХ-ТРАНСВЕСТИТАХ 140

Глава 13. ОБИЛИЕ СУБКУЛЬТУР 143

МАСТЕРА РАЗВЛЕЧЕНИЙ 145

МОЛОДЕЖНОЕ ГЕТТО 147

БРАЧНЫЕ КЛАНЫ 148

КОРПОРАЦИЯ ХИППИ 148

ТЕКУЧЕСТЬ КЛАНОВ 149

НИЗКИЙ ДИКАРЬ 151

Глава 14. РАЗЛИЧИЕ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ 153

МОТОЦИКЛИСТЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ 154

ЗАКОНОДАТЕЛИ СТИЛЯ И МИНИ-ГЕРОИ 155

ФАБРИКИ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ 156

ВЛАСТЬ СТИЛЯ 157

СВЕРХИЗОБИЛИЕ "Я" 159

СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО 161

ЧАСТЬ 5. ПРЕДЕЛЫ АДАПТАЦИИ 162

Глава 15. ШОК БУДУЩЕГО: ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 162

СМЕНА ОБРАЗА ЖИЗНИ И БОЛЕЗНЬ 163

РЕАКЦИЯ НА НОВОЕ 166

АДАПТИВНАЯ РЕАКЦИЯ 169

Глава 16. ШОК БУДУЩЕГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 172

ПЕРЕВОЗБУЖДЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ 173

БОМБАРДИРОВКА СОЗНАНИЯ 175

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА 176

СТРЕСС РЕШЕНИЙ 179

ЖЕРТВЫ ШОКА БУДУЩЕГО 180

ОБЩЕСТВО, ПОРАЖЕННОЕ ШОКОМ БУДУЩЕГО 183

ЧАСТЬ 6. СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ 185

Глава 17. КАК СПРАВИТЬСЯ С ЗАВТРА 185

СПОСОБНОСТЬ СПРАВЛЯТЬСЯ НАПРЯМУЮ 187

ЗОНЫ ЛИЧНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ 188

СИТУАТИВНОЕ ГРУППИРОВАНИЕ 191

КРИЗИСНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 192

ДОМА НА ПОЛПУТИ 194

АНКЛАВЫ ПРОШЛОГО 194

АНКЛАВЫ БУДУЩЕГО 195

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ КАРНАВАЛЫ 196

Глава 18. ОБРАЗОВАНИЕ В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ 198

ШКОЛА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭРЫ 199

НОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 200

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ АТАКА 202

ВЧЕРАШНИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - СЕГОДНЯ 204

РАЗНООБРАЗИЕ ДАННЫХ 206

СИСТЕМА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ 207

СТРАТЕГИЯ БУДУЩНОСТИ 209

Глава 19. УКРОЩЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ 215

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ РЕАКЦИЯ 216

ОТБОР КУЛЬТУРНЫХ СТИЛЕЙ 217

ТРАНЗИСТОРЫ И СЕКС 219

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОМБУДСМЕН* 221

ПРОВЕРКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЛАГОНАДЕЖНОСТИ 222

Глава 20. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФУТУРИЗМА 224

СМЕРТЬ ТЕХНОКРАТИИ 225

ГУМАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 227

ВРЕМЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ 230

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ 236

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ 244

ОБ АВТОРЕ 246

БИБЛИОГРАФИЯ 246

АДАПТАЦИЯ 246

АВТОМАТИЗАЦИЯ 248

БИЗНЕС. ЭКОНОМИКА. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТАНДАРТЫ 248

ОБРАЗОВАНИЕ. МОЛОДЕЖЬ 249

СЕМЬЯ. СЕКС 249

ПЕРСПЕКТИВЫ 249

ИНДИВИДУАЛИЗМ 251

ИНФОРМАЦИЯ. ЗНАНИЯ 251

ОБРАЗ ЖИЗНИ. СУБКУЛЬТУРА. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 251

МОБИЛЬНОСТЬ 252

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 252

СТАБИЛЬНОСТЬ. ПЕРЕМЕНЫ 253

НАУКА. ТЕХНОЛОГИЯ 253

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ПЛАНИРОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 254

ВРЕМЯ 255

ОБЩИЕ РАБОТЫ 255


БОГ ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЖЕНИЙ

Вы просыпаетесь утром и обнаруживаете, что мир, который долгие годы воспринимался как фон вашей жизни, переменился. Все, к чему вы привыкли, становится совсем иным. Причем в рекордные сроки, буквально ежесекундно. Скажем, еще в прошлом году этот день считался великим праздником. Вы сидели у экрана и смотрели демонстрацию. Вам звонили друзья, почтальоны приносили открытки. Этот день все еще считается праздником. Однако никто не звонит, не поздравляет. Осталась одна проформа. Зачем она?

Вы идете в магазин и поражаетесь, как выросли цены.

Нет, можно привыкнуть, что этот день совсем не праздник, но такие цены... Кто мог предвидеть, что пучок лука... Или, допустим, баночка с вазелином... Пора бы, наверное, смириться, ведь впереди еще множество испытаний. Но душа не поспевает за переменами. Мир кажется враждебным и страшит непостижимым.

Звонит знакомая и рассказывает, что пигалица из их класса стала валютной проституткой. Вы долго обсуждаете этот вопрос и даже успеваете поинтересоваться, как здоровье ее такой благовоспитанной мамы. А тот, кто сидел с пигалицей за одной партой и мечтал стать академиком, теперь, оказывается, ходит в роскошной кожаной куртке. Он подрабатывает дворником...

Сместились все представления. Знакомая назвала дурой приятельницу, которая поступила в аспирантуру. Подземный переход оглушает вас звуками аккордеона. Вы замед-

3

ляете шаг. Несколько месяцев назад вы видели этого музыканта на обложке модного иллюстрированного журнала... Вечером на экране появляется телевизионный ведущий и комментирует обвальное крушение рубля. Шахтеры перекрывают железнодорожные магистрали. Учителя и профессора ищут работу в коммерческих ларьках.



Говорят, что волка может поразить инфаркт, если пространство, на котором он обитает, вдруг окажется обуженным. А что происходит с человеком, который вдруг узнает, что не может показаться в другом районе, где живут люди иной национальности? Разом изменились все ценности. Учитель подчас не знает, что он должен теперь рассказывать детям - времена изменились. Ученый поражен тем, что утратил общественный статус. Рабочий еще недавно перспективного предприятия неожиданно оказался безработным. Красный директор, трижды орденоносный, все еще надеется, что все вернется на прежний курс. Однако надежды становится все меньше...

Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации. Специалист по атеизму носит православную бородку. Преподаватель научного коммунизма руководит кооперативом. Низвергаются святыни. Девушка, поступившая на работу в фирму, неожиданно получает приглашение переспать с шефом. "С какой стати?" - спрашивает она. Ей отвечают: "Ты что, психованная?" Политические домашние распри оборачиваются кровавыми расправами. Человек остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.

Когда в начале 70-х годов в наших журналах появились отдельные отрывки из книги Элвина Тоффлера "Шок будущего", мы читали эти страницы как некий фантастический роман. Нам, живущим в ритме застоя, в архаических социальных структурах, все это казалось далеким, хотя и заставляющим отдаться волнам воображения. Почти тридцать лет прошло с тех пор, как вышла книга американского журналиста и социолога.

Нужна ли она нам сегодня, на пороге нового тысячелетия? Найдет ли она отклик в сердцах россиян? Наконец,

4

сбылись ли прогнозы модного предсказателя? Ведь сам автор признавал, что его работа в потоке стремительных преображений тоже окажется устаревшей. Книга Тоффлера - продукт яркого социального воображения. Хотя автор постоянно ссылается на научные публикации, статистику, бытовые примеры, его работа раскрывает во многом мир фантазии, продуктивного заглядывания в будущее.



Тоффлер написал о том, что человечество захватывает неведомое ранее психологическое состояние, которое по своему воздействию может быть приравнено к заболеванию. Есть у этой болезни и свое название "футурошок" - "шок будущего". Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Люди вымрут из-за того, что не выдержат психологических нагрузок.

Футурошок характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким грядущим. Еще до начала XXI в. миллионы обычных физически здоровых и психически нормальных людей внезапно столкнутся лицом к Лицу с будущим. Смогут ли они приспособиться ко все более усиливающемуся давлению событий, знаний, науки, техники, различного рода информации? Не приведет ли это к серьезным социальным и психологическим последствиям?

Неужели человечество только теперь столкнулось с этими проблемами? Разве только в нашей стране человек вытолкнут из привычной ниши? Средневековому человеку будущее виделось как таинственная и темная сила. Даже радостный день он воспринимал с тревогой: а вдруг эти утехи обернутся казнями на Страшном суде. Войны, эпидемии, голод воспринимались как признаки надвигающегося конца света. Фрески храмов, изображающие эпизоды Страшного суда, заставляли трепетать сердца верующих при одной мысли о том, что ждет их по ту сторону бытия, в загробном мире.

Пушкин сказал о своем герое: "И жить торопится, и чувствовать спешит". И в ту пору были люди, гоняющиеся за модой, жаждущие перемен, склонные ощутить мимолет-

5

ность в своих чувствованиях. Но у поэта все-таки сквозит ирония, проступает дистанция. Мир все-таки был прочным или, во всяком случае, казался таким. Гоняясь за новизной, люди все-таки жили в привычном окружении, в оковах предрассудков и привычном течении жизни.



Однако в нашем столетии стали заметны поразительные преображения. Тоффлер показывает, что темпы перемен неслыханно возросли. Мы теперь не можем даже представить, что произойдет, скажем, через пару лет. Если бы несколько лет назад мне, профессору Института философии, сказали бы, что напротив нашего здания на месте бассейна вырастет храм Христа Спасителя или что останки последнего русского царя будут хоронить с участием президента нашей страны, я бы, несомненно, испытал шок...

В советские годы была такая эстрадная шутка. Конферансье говорит: "Я люблю эту женщину на всю жизнь, пропишите ее в моей квартире на три месяца". Кто мог подумать, что спустя десятилетие Тоффлер будет всерьез обсуждать в своей книге идею временного брака как социологическую реальность. Человек может прописать в своей квартире не одну жену, а целую череду: браки теперь не заключаются на небесах, не порождены любовью и вовсе не предполагают, что новобрачные станут жить вместе до конца своих дней.

По истечении многих веков, на пороге иного тысячелетия человечество, казалось бы, уже не должно страшиться своего будущего. Вооруженные новейшей техникой люди научились прогнозировать свою жизнь на несколько лет и даже десятилетий. Но вот беда - прогноз безрадостен. До дна исчерпаны кладовые земли. Нечем насыщать нашу прожорливую техническую цивилизацию.

Создав мощнейшую технику, человек изменил ритм и течение своей жизни. И тут действительно оказалось, что главнейшая беда - вовсе не дефицит сырья для производства, не разрушение экологической среды. Научная мысль пытается отвести эти катастрофы. Кошмар в ином: психологические ресурсы человека не безграничны. Дело не в том, что образуется озоновая дыра или иссякнет нефтяная скважина. И даже не в том, что, засыпая в одном государ-

6

стве, вы можете проснуться совсем в ином... Раньше всего может не выдержать человеческая психика.



Несколько десятилетий назад газета "Известия" напечатала фельетон "Воздушные хулиганы". Там рассказывалось о том, как пилоты, проходя мимо памятника Пушкину в Москве, увидели у монумента пьяного. Они бережно подобрали его, внесли в самолет и, закончив рейс, положили, сердечного, возле памятника Тарасу Шевченко, уже в Киеве. Представляете шок протрезвевшего, когда он очнулся?.. Впрочем, теперь это детские шалости. Вся страна может встретить рабочее утро возле новых скрижалей...

Книга Тоффлера еще надолго останется бестселлером. Однако не следует читать ее как безоговорочное откровение. Блестящему сочинению явно не хватает метафизической проработанности. Исследование весьма уязвимо с точки зрения культурологии, философской антропологии и психологии. Говоря о многообразии как воплощении свободы, автор опирается на чрезвычайно обуженный культурологический фон. Социолог заворожен американской моделью жизни. Бог немыслимых преображений - культ новизны - рожден именно в этой стране.

Тоффлер убежден, что сверхиндустриальная цивилизация - универсальный феномен. Но ведь в мире существуют сегодня самые разнообразные культуры. Станет ли модернизация вселенским процессом? - на этот вопрос человечество пока не располагает ответом. Да, многие страны Азии - Япония, Китай, Корея - продвигаются к сверхиндустриальной модели. Однако культурное своеобразие не стирается, не устраняется. Остается разным во многих культурах и образ времени.

Не случайно родился другой американский бестселлер, который предрекает не только мучительный процесс схождения цивилизаций, но и их грядущий конфликт. Читатель догадался, что речь идет о концепции Самуэля Хантингтона. Проблема человечества не только в том, чтобы привыкнуть к переменам. Она в ином - как сохранить ценностно-психологическое ядро культуры. В нашей стране тоже психологический взрыв от перемен. Но мы испытываем шок не только от

7

будущего, но и от прошлого. Для нас это далеко не психологическая только проблема...



Мир не внял предостережению Тоффлера. Мало ли чем может испугать нас современный футуролог. Только отдельные здравомыслящие люди поспешили изменить стиль жизни, точнее сказать, постарались оградить себя от радикальной динамики. Тоффлер не обращается к философской антропологии. Он, по существу, не пытается поставить вопрос о том, какова же человеческая природа. Кто человек по своей натуре - новатор или консерватор? Или иначе - какие тенденции в обществе могут преобладать? Не должны ли они находиться в некоей гармонии?

Не случайно после выхода книги Тоффлера во многих западных странах начала набирать силу консервативная волна. Философы, политики стали размышлять о том, насколько приспособлен человек к этим переменам как биологическое, психологическое существо. Неоконсерваторы заговорили о том, как важно для человека ощущать прочность бытия. Ведь в прошлом социальный цикл зачастую соотносился с культурным, последний чаще всего был длиннее. Теперь же на протяжении жизни одного поколения культурные циклы меняются один за другим, создавая лавину цивилизационных потрясений.

Тоффлер не ставит вопрос о том, что такое психологическая норма. Он полагает, что человек, мало приспособленный к меняющейся реальности, психологически ущербен. Ему надо разъяснить, что мир постоянно преображается. Если он хочет адаптироваться к реальности, ему важно перестроить свою психику, избежать футурошока. Но предположим, людям это удалось. Люди не ощущают дискомфортности от того, что все вокруг стремительно преображается, можно ли сказать, что человек, приладившийся к действительности, это не невротик, а полноценная личность.

Разве это психологическая норма - человек, выбитый из лона семьи, из привычного ландшафта, утративший привязанность и ощущение стабильности? Скорее всего такой человек, реализующий беспредельную свободу, как раз и окажется психопатом. Пожалуй, лучше всего об этом рассказывает наша российская жизнь.

8

Человек, рожденный в яранге, способен поступить в вуз и обрести совсем иной статус. Он же может вернуться в родное селение и привнести в его жизнь элементы еще незнакомой культуры. Тоффлер видел исток футурошока только в машине, в технологии. Это ее скорость рождает неслыханные темпы мутаций. Вот почему, как он считал, миллионы людей охвачены возрастающим чувством тревоги. Они не могут ориентироваться в окружающей жизни, теряют способность разумно управлять событиями, которые стремительной лавиной обрушиваются на их головы. Безотчетный страх, массовые неврозы, не поддающиеся разумному объяснению поступки, необузданные акты насилия - все это, по мнению американского эксперта, лишь слабые симптомы болезни, которая ожидает нас впереди.



Реальность российской действительности и тех стран, которые еще недавно составляли с ней единое пространство, значительно изменили экспертизу Тоффлера. Дело не только в машинах, не в темпах жизни, которые навязывает нам техническая цивилизация. Преображается социальное и культурное бытие. Человек не просто включается в темп неслыханных ускорений. Он вообще катапультируется, причем многократно, в иные миры.

Вчера еще респектабельный индивид вдруг становится изгоем. Тот, кто привык к земле предков, оказывается беженцем. Православный попадает в исламское окружение. Человек, который всю жизнь взращивал в себе нравственность, неожиданно обнаруживает, что ему надлежит обитать в воровской шайке. От бомжа ждут, что он развернет в себе качества умелого коммерсанта. Жертва синдрома "раскрестьянивания" приговаривается к владению земельным участком. Человеку, готовому променять свои акции на спирт и пачку гречки, предназначают роль совладельца капитала. Человеку, который впал в нищету от задержки пенсии, предлагают оплачивать жилье по западным стандартам...

Опять спросим: только ли нашему времени свойственно это явление? Конечно, похожие феномены можно проследить в любой исторической эпохе. Представьте себе состояние варвара-скифа, захваченного в плен и проданно-

9

го в рабство в какой-нибудь город античной Греции или Рима. Отрезанный от привычной среды, столкнувшийся лицом к лицу с незнакомой ему культурой, этот человек должен был пережить состояние шока.



Или пример другого рода. Вспомним известную повесть Марка Твена "Принц и нищий". Безродный и неимущий мальчик оказывается в положении наследного принца. Но вместо того чтобы возблагодарить судьбу, он испытывает постоянную тревогу, страх перед непривычной действительностью.

Однако большинство людей, попадающих в незнакомую обстановку, живут надеждой на возвращение в родную страну с привычным укладом жизни или находят утешение в том, что в любой момент могут оказаться в своей среде. Жертвы футурошока этой утешительной мысли лишены. В нашей стране масштабы социальных и культурных метаморфоз фантастически огромны. К тому же тот мир, куда зовет краснознаменная мечта и надежда, безвозвратно утрачен. Позади руины, впереди психологически непереносимые муки.

Оторвите человека от родной культуры и бросьте в совершенно новое окружение, где ему придется мгновенно реагировать на множество совершенно новых представлений о времени, пространстве, труде, сексе и т. п., и вы увидите, какая поразительная растерянность овладеет им. А если вы еще отнимете всякую надежду на возвращение в знакомую социальную обстановку, растерянность перерастет в депрессию. Психологическое онемение - жуткий синдром сегодняшних дней.

Возле Иванова разбился самолет. Погибли пассажиры, экипаж. Отказала техника? Ничуть не бывало. Печальное стечение метеорологических условий? Фатальное совмещение грозных факторов? Не гадайте... Эксперты обвинили во всем командира экипажа. Он действовал правильно, грамотно. Но в состоянии какой-то потрясающей медлительности. Командиру экипажа можно инкриминировать только одно - он руководил полетом в состоянии психологической прострации... Однако вменяем ли он?

Не достоин ли этот случай внимательного постижения? Томимые безмерной человеческой усталостью, требуют увеличения зарплаты авиадиспетчеры. На последнем пределе

10

действует оператор ядерного щита. Безропотный чиновник превращается в маньяка, последним всплеском истерзанной психики пытающегося восстановить утраченное равновесие. Спускается в забой шахтер, доведенный до отчаяния бессмысленностью борьбы за своевременную получку...



Представим себе, какой может оказаться дезориентация человека, если наступит хаос и вся иерархия ценностей станет постоянно меняться. Вообразим, что в обрисованный нами мир перенесли не отдельного человека, а целое общество разновозрастных людей, включая самых слабых, наименее интеллигентных, наименее приспособленных. Результатом будет не просто футурошок, а нечто большее, не имеющее пока своего обозначения.

Перемены, происходящие вокруг нас, приняли характер грандиозного снежного обвала. Большинство людей совершенно не подготовлены к ним. Бабушка, которая всю жизнь копила на похороны и теперь осознавшая, что уйдет в иной мир без должного погребения. Жильцы кооперативного дома, откладывающие деньги на капитальный ремонт дома и прознавшие, что этих денег не хватит даже на синьку. Академик, пестовавший атеизм. Физик, привыкший презирать "лириков", которому не видать отныне заказов на исследования... Беременная женщина, неожиданно столкнувшаяся с тем, что закон не охраняет ее право на материнство.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет