«Жанры инструментальной и вокальной музыки»



Дата06.07.2016
өлшемі166.48 Kb.
#181907
түріУрок
Открытый урок по музыке
Тема: «Жанры инструментальной и вокальной музыки»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Расширение представлений учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки.

Задачи урока:



  • Научить учащихся различать музыкальные жанры по характеру звучания;

  • Углубить знания школьников в области вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песни без слов, баркарола);

  • Раскрыть в понимании слушателей выразительные возможности музыкального языка, общность жанров произведений композиторов -классиков С.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф. Мендельсона, Ф.Шуберта;

  • Познакомить с понятием «баркарола», как жанром вокальной и инструментальной музыки;

  • Уметь оценить воздействие музыки разных жанров на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности;

  • Развивать умение слышать и выделять главное в музыке, высказывать свою точку зрения;

  • Уметь выражать особенности развития музыки через пластическое интонирование;

  • Уметь озвучить музыкальными инструментами вокальные произведения;

  • Проявить творческую активность в процессе сочинения мелодий на стихотворение И.Бунина;

  • Развивать навыки музыкального восприятия вокальных и инструментальных произведений путем сравнительного анализа;

  • Формировать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения через песенный материал;

  • Совершенствовать навыки выявления ассоциативных связей вокальных произведений «Баркарола» Ф.Шуберта, «Венецианская ночь» М.И.Глинки с картиной А.Мордвинова «Итальянский пейзаж»;

  • Освоить исполнение напевных, задушевных интонаций, характерных для вокализа и романса;

  • Воспитывать музыкальный вкус учащихся;

  • Расширять художественный кругозор школьников;

  • Воспитывать нравственно-эстетические качества личности, эмоционально-ценностное отношение к музыке и жизни.

Методы урока:

Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:



  • Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Метод эмоциональной драматургии;

  • Создание нравственных переживаний

  • Сравнение, анализ, обобщение

По источнику информации и характеру деятельности:

  • Словесные, наглядные, практические

По назначению и дидактическим задачам:

Форма обучения: фронтальная.

Технологическая карта урока




Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Показатели реального результата

Оргмомент (постановка цели, мотивации)

1 мин.

Актуализация

4 мин.


Сообщение темы, эпиграф

6 мин.


4 мин.

Восприятие и осознание нового материала

8 мин.

Осмысление учебной информации



физминутка

Осмысление учебной информации

10 мин.

Первичное закрепление нового материала


4мин.

Обобщение и систематизация знаний


5мин.

Итоги выводы

2мин.

Пожелания



Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами вокальной и инструментальной музыки, где музыкальные средства могут и без слов сказать очень многое. И я уверена, что каждый из вас, внимая музыке, разделит те же настроения, мысли, чувства, которые испытывал композитор и возьмет от музыки то, что ему нужно и близко.

Давайте вспомним: СЛАЙД №1

Верно ли утверждение

1. в основе произведения вокального жанра всегда заложен литературный текст.


А что стало бы с песней без стихотворного текста?
Верно ли 2.Музыкальные средства выражают мысли композитора

Правильно, мелодия – это мысль, выраженная звуком.

Композитор звуками словно говорит, рассказывает, выражает свои мысли.

Какие музыкально-выразительные средства помогают композитору создать музыкальный образ?

Верно ли

3. Вокализ – концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением.

СЛАЙД №2 (тема, эпиграф)

Сегодня на уроке:

«Мелодией одной звучит печаль и радость…»

Откройте, пожалуйста учебник стр.22

Исполним мелодии известных вам произведений.



Наигрываю мелодию «Вокализа» С.Рахманинова.

1.Узнали произведение?
СЛАЙД №3
2.Как звучит мелодия?
Давайте исполним мелодию.

3.Какие чувства возникают при исполнении этой музыки?

4.К какому жанру относится вокализ?

Неторопливость сближает его с

лирической народной песней.

СЛАЙД №4. (дирижер)
А теперь внимательно вслушаемся в музыку «Вокализа» С.Рахманинова и мягкими движениями рук выразим свои ощущения, чувствования музыки, проследим что происходит в музыке.

Обратите внимание на движение рук профессионального дирижера в видеозаписи, которую мы посмотрим, и ощутите себя в роли мастера.

Показ видеоролика с пластичным дирижированием дирижера-профессионала.

После видео включить текущий слайд с дирижером.
Нужны ли здесь слова?

Вывод: Голосом и исполнением можно выразить значительно больше, чем словами.

А теперь послушаем инструментальное подтверждение нашего вывода.

СЛАЙД №5 с воспроизведением мелодии романса.

Мы вспомнили с вами «Романс» Г. Свиридова.

Прочитайте определение романса.

Рома́нс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением[1].

К какому жанру относится произведение Г. Свиридова?

5.Почему Г. Свиридов назвал свое инструментальное произведение романсом?

Какие черты вокального жанра перешли в инструментальную музыку?

Исполняем по нотам.
Т.о. форма романса переходит

и в инструментальную музыку,

такие небольшие инструментальные пьесы лирического характера имеют название «песни без слов».
СЛАЙД №6

Немецкий композитор 19 века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов», предназначенных для домашнего музицирования. На картине «Песня без слов» (учебник стр.23) Дж.Баррабла вы видите момент такого музицирования.



Факты из биографии Мендельсона.

Среди этих «Песен без слов» есть «Песни венецианских гондольеров».

Слайд №7

Кто такие гондольеры?
Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. В переводе с итальянского баркарола можно перевести как качающаяся лодка.
Послушаем одну из «Песен венецианских гондольеров» Феликса Мендельсона.

1.Определите на каких инструментах исполнялась музыка?

2.Какие образы в ней нарисованы?

Слушание.
Инструменты?

3.Какое звучание у солирующего деревянно-духового инструмента – кларнета?
Образы?
Водная зыбь, или легкое волнение. Лодочник гребет веслом, мечтает о любви, поет.

5.К какому жанру относится эта баркарола?
Встали, отдохнем.

Для начала головой круг рисуем небольшой

(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем,
ноги наши укрепляем,
(Приседания.)
Напоследок потянулись,
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)

Уши наши разогрели,


И на место снова сели. (Дети садятся.)

Интонациями и ритмами итальянской баркаролы пронизан романс русского композитора М.И. Глинки «Венецианская ночь».



Слайд №8

Автор впечатлен южной природой, ласковым морем и "сладостными напевами" Италии, душа поет, испытывает наслаждение, восторг.



Послушаем романс Глинки.
Обратите внимание на особенности мелодии, темпа, лада, которыми композитор подчеркивает поэтичность образа Италии.

Видео с исполнением романса.

Возвращение на слайд №8



Как движется мелодия?

Плавное движение мелодии, словно под легкими всплесками весла непрерывно струится вода.

Звуки переплетаются и переливаются.

Нет ощущения конца мелодии. Ее хочется слышать еще и еще, как что-то неизбывно чарующее.

Интонационная идея проста: волнистость и струистость ритмоинтонаций обусловливают инерцию движения.

Какой характер?

Лад?

Мажорный

Какой жанр?

Вокальной баркаролы.

Разучивание куплета. Слайд №9

Слушаем себя и других хористов. Исполняем выразительно, свободным звуком, держим спину ровно.

Использование музыкальных инструментов.

Включение фонограммы.

Слайд №10

Познакомимся с романсом немецкого композитора Франца Шуберта «Баркарола».

Прочитайте стихотворение, положенное в основу романса.

Выберите те словосочетания, которые раскрывают образ природы, передают настроение человека.

Какой музыкой можно озвучить стихи?
Послушаем романс.

Обратите внимание и выделите общие черты романсов Глинки, Шуберта.



Видео «Баркарола».

Какие сходства и различия вы услышали в романсах Глинки, Шуберта, «Песни венецианского гондольера» Мендельсона?

Сравните настроение романса Ф. Шуберта с настроением картины «Итальянский пейзаж».

На картине и в музыке лирические зарисовки образов природы.


А если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили бы на стихи И. Бунина? (см. Творческую тетрадь).

Передайте чувства человека, любующегося природой.

Творческие импровизации
В ходе сегодняшнего урока мы расширили представления о вокальных и инструментальных жанрах.
Подведем итог. (тест)

Какие инструментальные жанры прозвучали на уроке?


Какие произведения вокального жанра вы запомнили?

Слайд №11


нет

Осталась бы мелодия – песня без слов.

да

музыкально-выразительные средства (динамика, ритм, темп, тембр, лад, определенные интонации).


верно


да

Очень певуче, протяжно, на пиано.


«Вокализ» пронизывают чувства задушевности, слышна печаль, тоска, одиночество.
Вокальный жанр

нет

К инструментальному


Выразительная мелодия, лирическое настроение, любовные переживания, воспринимаем как речь человека. Певучие, мелодичные интонации.

Лодочники, гребцы

кларнет, фортепиано

мягкое, певучее, подобно голосу певца
образ воды, покачивание лодки на волнах, удары весел,

инструментальный жанр

Движение спокойное, беззаботное, тихое, умиротворенное

нежный


напевный

изящный


Сходства:

Жанр вокальной баркаролы, образ воды, качающейся лодки, картины природы.

Различия: у Шуберта – тоска, грусть, воспоминание, лиризм; у Глинки – восторг, наслаждение, праздник. У Мендельсона инструментальный жанр, сочетающий в себе черты песни на воде.

Баркарола («Песня без слов» Мендельсона),

(«Романс» Г.Свиридова)

«Вокализ» С.Рахманино

ва, романс «Венецианская ночь» М.И.Глинки, романс «Баркарола» Ф.Шуберта.

Умение мыслить, высказывать свою точку зрения, размышлять о музыке, где нет стихотворного текста.

Закрепление изученного

Развитие певческой культуры

Пластическое интонирование.

Развитие ассоциативно-образного мышления

Закрепление изученного

Восприятие музыки через пластическое интонирование

Умение распознавать на слух изученные музыкальные произведения

Освоение знаний о жанре романс

Развитие ассоциативно-образного мышления

Самостоятельность мышления

Развитие певческой культуры

Музицирование

Развитие образного восприятия

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет