Жанровые процессы в поэзии российских немцев второй половины XX начала XXI вв. 10. 01. 08 Теория литературы. Текстология



бет1/4
Дата19.07.2016
өлшемі448.5 Kb.
#209815
түріАвтореферат
  1   2   3   4

На правах рукописи


ЗЕЙФЕРТ Елена Ивановна


ЖАНРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

В ПОЭЗИИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI вв.


10.01.08 – Теория литературы. Текстология



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора филологических наук



Москва

2008


Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы

Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова


Научный консультант: доктор филологических наук,

профессор В.В. Бадиков



Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор Г.Д. Гачев


доктор филологических наук,

профессор О.И. Федотов


доктор филологических наук,

профессор С.И. Чупринин



Ведущая организация: Московский педагогический

государственный университет

Защита диссертации состоится “____” ________ 2008 г. на заседании диссертационного совета Д 501.001.32 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, Москва, Воробьёвы горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 1 корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова.


Автореферат разослан “____” ________ 2008 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета М.М. Голубков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Жанр и этническая (этнокультурная) картина мира благодаря своему органичному сходству (оба умозрительных, исторически сложившихся явления представляют собой системные совокупности элементов как определённые образы мира) гибко сопрягаются и взаимодействуют. Обладая интерэтническими характеристиками, жанр является категорией, назначение которой состоит в создании образа мира как воплощения определённой эстетической концепции действительности, и обладает способностью адекватного отражения этнических устремлений.

Внимание современного литературоведения к жанровому сознанию (О. Зырянов) и метажанровым общностям (С. Ермоленко) открывает перспективы для изучения жанра в аспекте этнической картины мира. Исторически сложные для того или иного народа периоды вызывают резкое углубление и более чёткое проявление его этнической картины мира и, очевидно, обострённое сопряжение жанровых процессов и элементов с этническими. Но и в сложное историческое время литераторы, апеллируя к жанровым моделям, безусловно, руководствуются самыми различными причинами художественного порядка.

Судьба российских немцев – своеобразного этноса, завершающего своё формирование во второй половине XX века, – полна исторических перипетий, поэтому российско-немецкая литература оказывается выразительной для изучения сопряжения жанровых и этнических процессов и признаков. Российские немцы – потомки эмигрировавших в Россию германских немцев – в настоящее время живут в Германии и СНГ (России, Казахстане, Украине, Кыргызстане, Узбекистане и др.), а также в Прибалтике, Польше, Финляндии, Израиле, США и др. Термин “российские немцы” – калька с немецкого “die Russlanddeutschen” [“российские немцы”].



Актуальность настоящей диссертации обусловлена, с одной стороны, неисследованностью связей между категорией жанра, способного, как известно, хранить эстетико-философскую память эпохи, и этнической картиной мира и, с другой стороны, отсутствием комплексного аналитического исследования поэзии российских немцев.

История вопроса многопланова и касается главным образом трёх аспектов (жанра, явленной в литературе этнической картины мира и практически неизученной литературы российских немцев). Существу изучаемых проблемных понятий (жанр, этническая картина мира, российско-немецкая литература) и истории их вопроса посвящены отдельные подразделы (1.1, 1.2 и 2.1).

Современные жанроведы обращаются к историко-культурным аспектам жанра (А. Эсалнек), выходят на уровень феноменологического его понимания, рассматривая жанровое сознание (О. Зырянов), исследуют метажанровые общности (С. Ермоленко, Р. Спивак). Проблема соотношения жанровых и этнических процессов и признаков в жанроведении не рассматривалась. Исследователи этнической картины мира специально не задавались вопросом взаимодействия жанра и этнической картины мира.

В названиях стихотворных произведений российско-немецких авторов содержатся указания на такие жанры, как песня, идиллия, послание, элегия, поэма, басня, баллада, шванк, шпрух, сонет, хайку, молитва, псалом, отрывок и др. Упоминаются лирический цикл и лирическая книга. Отдельные из помет указывают на жанровые диффузии (гимн (ода+песня), элегическое послание). Основанием для включения текстов в исследуемый корпус стало авторское указание на жанр в заглавии, подзаголовке стихотворения или рубрики, а также явное наличие в стихотворном произведении тех или иных жанровых признаков.

Трансформация и инерция жанров под воздействием творческих импульсов субкультурного, маргинального народа представляют особый интерес: типологическое жанровое исследование с учётом историко-социологического опыта этноса позволяет приблизиться к постижению своеобразия его мышления. Понятие “маргинальность” автор диссертации вслед за Р. Парком и Э. Стоунквистом в основном использует в значении “пограничное состояние на рубеже двух культур”. В общем контексте изучения мировоззрения авторов – российских немцев настоящая работа поднимает проблему их идентификации. При исследовании как органичные элементы культуры российских немцев учитываются их билингвизм и бикультурализм (а также полилингвизм и поликультурализм). Российско-немецкая субкультура формируется, питаясь немецкими, русскими и собственными, российско-немецкими, традициями.

Обследование библиографических источников по истории и культуре российских немцев выявляет следующие тенденции:

– При обилии исторических, этнографических, музыковедческих, религиоведческих трудов, число которых заметно возросло в 1990-2000-е гг., обнаруживается крайне малое количество источников, посвящённых российско-немецкой литературе. Среди них преобладают (био)библиографические и критические издания. Имеются отдельные исследования российско-немецкой литературы в области частной поэтики, в основном критического характера, биобиблиографические изыскания, обзоры, служащие комментариями к отдельным антологиям литературы российских немцев, статьи в учебниках для школ c преподаванием немецкого (родного) языка.

– Из зарубежных учёных внимание к творчеству российских немцев проявляют по преимуществу немногочисленные исследователи из Германии (А. Энгель-Брауншмидт, А. Риттер). У современных австрийских и швейцарских учёных работы по литературе российских немцев, за редким исключением, отсутствуют.



Цель исследования – на материале российско-немецкой поэзии второй половины XX – начала XXI вв. установить связь между жанровыми и этническими процессами и признаками.

Поставленная цель обусловливает следующие задачи:

– разработать механизм сопряжения жанра и этнической картины мира, выявить закономерности взаимодействия этнических и жанровых процессов и элементов;

– реконструировать этническую картину мира российских немцев и их основные национальные ключевые понятия посредством изучения литературных источников в основном периода второй половины XX – начала XXI вв. (в связи с заявленной темой в преобладающем большинстве поэтических; прозаические источники привлекаются в качестве литературного фона), а также использования публицистических, эпистолярных, исторических источников;

– рассмотреть российско-немецкую литературу как субсемиосферу в контексте концепции Ю. Лотмана о семиосфере;

– после уточнения контингента российско-немецких авторов составить корпусы текстов в различных стихотворных жанрах, обращение к которым наблюдается у поэтов – российских немцев;

– сделать анализ поэтических произведений российских немцев в жанровом аспекте;

– проследить активизацию российскими немцами тех или иных жанров с учётом условий и возможностей создания текстов, а также историко-литературных периодов (1941-1956 гг., 1957-1990 гг., 1991-2006 гг.);

– проанализировать процессы жанровой инерции и трансформации в российско-немецкой литературе;

– обнаружить и рассмотреть сопряжение российско-немецкой этнической картины мира и различных жанровых моделей.

Процесс составления корпусов текстов осложнялся тем фактом, что литература российских немцев малодоступна, не систематизирована, разбросана по отдельным книгам, журналам, альманахам, газетам. С целью получения необходимых художественных источников (книг, журналов, альманахов, рукописей) были установлены контакты с германскими издательствами, а также частные контакты с писателями, родственниками писателей, литературными объединениями, общественными немецкими организациями Германии и СНГ. Проведено обследование библиотечного фонда Российско-Немецкого Дома (г. Москва).

Поскольку российско-немецкая литература не изучалась не только в заданном аспекте, но и в целом, особое внимание было уделено комплексному анализу поэтических произведений российских немцев, в том числе стиховедческому (методики Б. Ярхо, М. Гаспарова, П. Руднева, О. Федотова и др.). Малоизученностью российско-немецкой субкультуры и литературы в частности была вызвана необходимость выявления этнической картины мира российских немцев и основных национальных ключевых понятий, а также эмпирического анализа поэтического материала.

В ходе исследования выкристаллизовалась его сверхзадача – приблизиться к постижению литературы российских немцев (как субкультурного творчества) и творческого сознания российско-немецких литераторов. Сверхзадача обусловила исследовательский интерес не только к результатам творческого труда российских немцев, но и к этапам создания произведений, а также обострённое внимание к читательскому восприятию исследуемых текстов и бытованию их в печати.

Материалом исследования стали:

– 711 авторских и коллективных поэтических сборников российских немцев;

– периодические и непериодические издания (Германия, Россия, Казахстан): газеты “Diplomatischer Kurier. Russlanddeutsche Allgemeine Zeitung” [“Дипломатический курьер. Российско-немецкая всеобщая газета”], “Deutsche Allgemeine Zeitung” [“Немецкая всеобщая газета”], “Moskauer Deutsche Zeitung” – “Московская немецкая газета”, журналы “Edita”, “Volk auf dem Weg” [“Народ в пути”], “Gemeinschaft” [“Содружество”], альманахи “Phönix” [“Феникс”], “Morgenstern” [“Утренняя звезда”], “Wir selbst. Russlanddeutsche Literaturblätter” [“Своей рукой. Российско-немецкие литературные страницы”], “Berliner Li- teraturblätter russlanddeutscher Autoren” [“Берлинские литературные страницы российско-немецких авторов”], “Век XXI. Международный альманах”, “Portfolio”, “Пенаты”, “Literaturblätter deutscher Autoren aus Russland” [“Литературные страницы немецких авторов из России”], “Литературные страницы”, “Встреча”, “Берлинская лазурь”, “Семейка”, “Landsleute” [“Земляки”], “Родник”, “Пилигрим”, “Слово” и др.;

– рукописи К. Эрлиха, Р. Лейнонена, И. Гергенрёдера, И. Кайба, Н. Рунде, Г. Вормсбехера, В. Ванке, Э. Венца и других российско-немецких авторов;

– аудиокассеты, CD с записями песенного творчества В. Куземы, С. Янке, В. Гергенредера, А. Миллер и др.;

– web-страницы российско-немецких авторов в электронных литературных альманахах “Стихи.ru” (http://www.stihi.ru), “Рифма.ru” (http://rifma.ru), “Полутона.ru” (http://polutona.ru) и др., а также на общественном сайте “Информационно-справочное агентство российских немцев” (htpp://www.rusdeutsch.ru);

– переписка с Р. и И. Лейнонен (Лауша), Г. Бельгером (Алматы), В. Вебером (Аугсбург), Н. Рунде (Дингольфинг), Н. Ваккер (Кёльн), К. Эрлихом (Гамбург), А. Дитцелем (Гамбург), Г. Вормсбехером (Москва), Р. Кесслером (Ростов-на-Дону), Ю. Герловиным (Штутгарт), И. Кайбом (Берлин), А. Шмидтом (Берлин), И. Гергенрёдером (Берлин), С. Янке (Мемминген), В. Авценом (Вупперталь), В. Солдатовым (Москва) и др.

В общей сложности к анализу привлечено творчество 406 российско-немецких литераторов.

Автором диссертации с целью погружения в российско-немецкую действительность, приближения к психологии исследуемых авторов и популяризации их творчества предпринята серия литературно-критических очерков о российско-немецких литераторах (А. Шмидт, Р. Лейнонен, Н. Ваккер и др.) и ряд интервью с ними (И. Гергенрёдер, В. Вебер, Н. Рунде и др.), а также их родственниками (вдова В. Шнитке Е. Казённова и др.), издателями (Р. Бурау, А. Барсуков и др.), опубликованных в газетах “Deutsche Allgemeine Zeitung”, “Московская немецкая газета”, “Diplomatischer Kurier. Russlanddeutsche Allgemeine Zeitung”, “Ost-West-Panorama”, “Kontakt”, журналах “Простор”, “Нива”, альманахах “Пилигрим”, “Литературные страницы” и др.

Как фоновые для российско-немецкой поэзии второй половины XX – начала XXI вв. явления к анализу привлекались российско-немецкая проза, публицистика, эпистолярии исследуемого периода, а также литература предшествующего периода (Д. Шелленберг, Х. Эльберг, А. Райхерт, Г. Шнайдер, И. Шауфлер, Г. Гансманн и др.).



Объектом исследования предстаёт российско-немецкая литература второй половины XX – начала XXI вв.

Предметом исследования является взаимосвязь жанра и российско-немецкой этнической картины мира, явленной в поэзии российских немцев второй половины XX – начала XXI вв.

Методологической основой диссертации являются концепции:

– жанра как “отвердевшего содержания” (Г. Гачев, В. Кожинов), взаимосвязи тем, мотивов и общей структуры в процессе образования жанра (М. Гаспаров), “смещения жанра”, “империализма” конструктивного принципа (Ю. Тынянов), “памяти жанра” (М. Бахтина), “жанрового сознания” (О. Зырянов), “метажанровой общности” (Р. Спивак, С. Ермоленко);

– этнической (этнокультурной) картины мира, национального образа мира, этоса культуры в различных парадигмах: 1) эстетико-философской и литературоведческой (Г. Гачев); 2) культурологической (К.-Г. Юнг, Л. Леви-Брюлль, Я. Мукаржовский); 3) психологической (К. Клакхон, Р. Редфилд, В. Вундт, Р. Бенедикт); 4) лингвистической (В. Гумбольдт, Э. Сепир, Б. Уорф, А. Вежбицкая, Ю. Караулов); 5) психолого-лингвистической (Г. Шпет, В. Бехтерев);

– отражения в искусстве коллективных установок как доминирующего начала (Х. Ортега-и-Гассет);

– семиосферы (Ю. Лотман и московско-тартуская школа);

– национальной литературы как части мировой (И.-В. Гёте);

– этногенеза (Л. Гумилёв);

– структурной устойчивости (И. Пригожин, И. Стенгерс).

По мнению В. Жирмунского, Ю. Тынянова и других учёных, для получения объективных научных данных необходимо рассмотрение не только вершинных, но и не первостепенных произведений, поскольку массовые литераторы, как правило, бережно воспроизводят жанровые и стилевые приёмы. Вследствие этого в поле нашего зрения не только первостепенные поэты (В. Шнитке), но и представители массового литературного процесса (А. Пфейффер). Регистрация методом сплошной выборки всех российско-немецких литераторов, попавших в поле зрения исследователя, в настоящей работе родственна принципам С. Чупринина как составителя литературных словарей.

В диссертации использованы структурно-описательный, структурно-типологический, историко-типологический и статистический методы исследования.



Научная новизна. Впервые в литературоведении выявляется и изучается механизм сопряжения жанра и этнической картины мира как органически близких явлений, предлагается методика исследования жанровых процессов этноса, определяются закономерности взаимодействия жанров и этнической картины мира. Проблема выходит в научную область, которую можно назвать этнолитературоведением.

Исследуется практически не изученная российско-немецкая литература, которая представлена как часть мировой литературы, своеобразное национальное явление, испытывающее безусловное влияние немецкой и русской культур. В активный научный оборот вводятся ранее не изучаемые поэтические имена. Предмет исследования – взаимосвязь жанра и этнической картины мира – рассматривается на границе двух культур, русской и немецкой. Прослеживается динамика предмета исследования на протяжении второй половины XX – начала XXI вв. с учётом исторически обусловленных периодов: 1941-1956 гг., 1957-1990 гг., 1991-2006 гг.

Посредством изучения литературных, а также привлечения исторических, публицистических, эпистолярных российско-немецких источников реконструирована этническая картина мира российских немцев. Основными её элементами являются осознание окружённости своего чужим, бытование внутри другого, стремление к автономности, приоритет статики над динамикой, ощущение “нигде на родине” или “везде на родине”, генетический страх перед изгнанием, состояние постоянной уязвимости, страх быть заметнее других, повышенный интерес к растительной символике (слабые растения, растения без корней), обострённое желание законного отношения к родному этносу, стремление подчеркнуть своеобразие родного этноса, стремление к интеграции внутри своего этноса. Определены и охарактеризованы основные национальные ключевые понятия российских немцев – “das Heim”/“die Heimat”/“(родной) дом”/“Родина”, “die Angst”/“страх (из-за уязвимости)”, “der Weg”/“путь”, “die Verbannung”/“изгнание”, “das Recht”, “die Gerechtigkeit”/“право”, “справедливость”, “die Hoffnung”/“надежда”.

В контексте семиосферной концепции Ю. Лотмана российско-немецкая литература изучена как субсемиосфера. Показывается, что в условиях усиленного давления советского норматива российско-немецкая литература, находясь на отдалённой периферии, теряла специфику и потенциальное богатство, но в поле напряжения в условиях конфликта началось созревание её собственного ядра.

Продемонстрировано, что жанровое поле претерпевает перемещение материала из центра в периферию и обратно. Прогнозируется активизация российско-немецкой литературы: историческая маргинальность, порождая субкультуру, может стать мощным стимулом для генерации нового и поиска своего читателя.

Доказывается, что, притягиваясь к силовому полю этнической картины мира российских немцев, жанры активизируют признаки, способные отражать этнические устремления, жанровые процессы начинают взаимодействовать с этническими. Выявляются виды отражения жанрами этнических признаков – прямое, антонимическое и смешанное. Автор диссертации приходит к выводу, что поэты – российские немцы либо усиливают те или иные жанровые компоненты, либо активизируют не свойственные данным жанрам или свойственные им в малой степени элементы. Для второго вида жанрового бытования принципиально важным предстаёт процент вмешательства в жанровое поле – при значительном усилении доли нетипичных для жанра признаков, стимулированные жанрами-источниками, возникают новые, российско-немецкие, жанры или жанровые разновидности (так, Vierzeiler и Achtzeiler отталкиваются от шпруха, Dreizeiler – от хайку).

Показано, что апелляция к тем или иным жанрам в российско-немецкой поэзии обусловлена этнически. Отмечена прямая связь между историческими событиями в жизни этноса и жанровыми вспышками.

Проявляется постепенное возрождение российско-немецкой литературы, свидетельством которого выступает заметное развитие жанрового поля.



Основные положения, выносимые на защиту:

– жанр как воплощение определённой эстетической концепции действительности способен отражать те или иные фрагменты этнической картины мира;

– жанровые процессы и жанрообразующие признаки сопрягаются с этническими процессами и элементами этнической картины мира;

– углубление и более чёткое проявление в исторически сложные периоды этнической картины мира способствуют обострённому взаимотяготению жанровых и этнических моделей и активизации жанрообразующих признаков, способных отражать и маркировать этнические элементы;

– литературное творчество российских немцев не идентично фактам немецкой и русской литературы, а принадлежит особому, своеобразному российско-немецкому этносу;

– этническая картина мира российских немцев характеризуется такими элементами, как осознание окружённости своего чужим, бытование внутри другого, стремление к автономности, приоритет статики над динамикой, генетический страх перед изгнанием, состояние постоянной уязвимости, страх быть заметнее других, ощущение “нигде на родине” или “везде на родине”, повышенный интерес к растительной символике (слабые растения, растения без корней), обострённое желание законного отношения к родному этносу, стремление подчеркнуть своеобразие родного этноса, стремление к интеграции внутри своего этноса; отдельные черты носят гибридный, русско-немецкий характер (немецкая организованность + русская беспечность; немецкая дистантность + русская душевность, фамильярность и др.); по терминологии Г. Гачева, Космос российских немцев можно определить как путь к дому, Логос – как обострённое желание законного отношения к родному этносу, Психею – как состояние постоянной уязвимости; основными российско-немецкими национальными ключевыми понятиями предстают “das Heim”/“die Heimat”/“(родной) дом”/“Родина”, “die Angst”/“страх (из-за уязвимости)”, “der Weg”/“путь”, “die Verbannung”/“изгнание”, “das Recht”, “die Gerechtigkeit”/“право”, “справедливость”, “die Hoffnung”/“надежда”;

– по законам семиосферы (Ю. Лотман), российско-немецкая литература, соединяя и парадоксально разделяя немецкую и русскую картины мира, занимает пограничное положение; исследуемая литература находится на стадии пассивного насыщения, накопления потенциала; другое (в России – русское, в Германии – немецкое) используется для генерации новой художественной информации; развитие российско-немецкой литературы происходит по принципу “отрицания отрицания”: преобладание немецкого (тезис) – сближение с русским (антитезис) – утверждение собственно российско-немецкого (синтез); под особым давлением советских догм российско-немецкая литература теряет многие возможности, но начинает накапливать в себе творческую энергию; российско-немецкая литература готова к самоописанию; под историческим влиянием жанровое поле российско-немецкой литературы претерпевает смещение определённого материала из центра в периферию и обратно, внутри отдельных жанров происходят перераспределение жанровых признаков и активизация элементов, способных отражать этнические устремления;

– жанры в российско-немецкую литературу второй половины XX XX – начала XXI вв. вводятся порционно, на жанровое поле влияет историческая ситуация;

– российско-немецкие литераторы либо усиливают типичные для тех или иных жанров признаки (защищённость, ограждённость от другого в идиллии, направленность к собеседнику в послании, изображение человека в экстремальных условиях в балладе), либо активизируют несвойственные данным жанрам или свойственные им в малой степени компоненты (коллективный субъект, оппозиция асоциальности в шансонной песне, флористические аллегории в басне);

– наблюдается прямое, антонимическое и смешанное отражение жанрами этнических признаков.



Практическая ценность исследования. Автор показывает механизм и предлагает методику изучения взаимодействия жанровых и этнических процессов и элементов. Содержание и выводы диссертации могут быть использованы для сопоставления при аналогичных исследованиях сопряжения жанра и этнической картины мира, для характеристики литературы российских немцев в энциклопедических и справочных изданиях, в учебниках и учебных пособиях, для составления антологии литературы российских немцев, для преподавания теоретико- и историко-литературных курсов, а также ведения спецкурсов и спецсеминаров.

Автором работы составлена антология литературы российских немцев второй половины XX – начала XXI вв. Разработан спецкурс “Жанр и этническая картина мира (на материале поэзии российских немцев второй половины XX – начала XXI вв.)” для студентов и магистрантов филологических факультетов и факультетов иностранных языков. В процессе исследования производился подстрочный и художественный (В. Шнитке, Л. Франк и др.) перевод немецкоязычного литературного материала на русский язык.



Апробация работы. Фрагменты исследования опубликованы в материалах международных конференций и научных журналах в Москве, Санкт-Петербурге, Праге (Чехия), Гельзенкирхене (Германия), Фехта-Лангфёрдене (Германия), Ростове-на-Дону, Белгороде, Великом Новгороде, Самаре, Шуе, Ижевске, Екатеринбурге, Новосибирске, Кемерово, Томске, Тюмени, Барнауле, Чите, Днепропетровске, Астане, Алматы, Кокшетау, Павлодаре, Караганде и др. Положения и выводы диссертации были доложены и обсуждены на I и II международных симпозиумах “Русская словесность в мировом культурном контексте” (Москва, 2004, 2006), X Юбилейной международной конференции “Текст. Структура и семантика” (Москва, 2005), XI международной научной конференции “Российское государство, общество и этнические немцы: основные этапы и характер взаимоотношений (XVIII-XXI вв.)” (Москва, 2006), XII международной научно-практической конференции “Немцы России: исторический опыт и современные проблемы самоорганизации” (Москва, 2007), III, IV, V и IV международных конференциях Научного объединения немцев Казахстана (Алматы, 2001, 2003, 2005, 2007), республиканской научно-практической конференции “Актуальные проблемы функционирования и преподавания языков в межкультурном пространстве” (Караганда, 2004) и других научных мероприятиях, а также на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова и Научного объединения немцев Казахстана. Основные положения диссертации были представлены на 32 научных конференциях – международной научно-практической конференции “Наука: теория и практика” (Прага, Днепропетровск, Белгород, 2005), XI Всероссийской научно-практической конференции “Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования: наука – вуз – школа” (Екатеринбург, 2005), V международной конференции “Культура и текст” (Самара, Барнаул, 2005), II международной научно-практической конференции “Стеллеровские чтения”, посвящённой 60-летию окончания второй мировой войны (Тюмень, 2005), V и VI Всероссийских научных конференциях с международным участием “Духовные начала русского искусства и образования” (“Никитские чтения”) (Великий Новгород, 2005, 2006), международной научно-практической конференции “Проблемы и перспективы воспитания языковой культуры и формирования языковой личности молодого журналиста и филолога евразийского пространства” (Москва, 2006), II международной научно-практической конференции “Дни науки – 2006” (Днепропетровск, 2006), I международной научной конференции “Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и решения в лингвистике” (Кемерово, 2006), международном симпозиуме “Открытый мир: мультикультурный дискурс и межкультурные коммуникации” (Чита, 2006), международном симпозиуме “Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность”, посвящённом памяти А. Тарковского (Шуя, 2006), X Кормановских чтениях (Ижевск, 2007) международной научно-практической конференции, посвящённой году России в Казахстане и 60-летию КазЖенПИ (Алматы, 2004), и др.

Автор диссертации принял участие в работе научного совета по культуре комиссии при Президиуме Российской Академии наук “Искусство и духовная жизнь общества” (председатель комиссии – главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, доктор филологических наук Ю. Борев). Является членом Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (председатель – доктор исторических наук А. Герман).

В общей сложности диссертантом по проблемам жанра опубликовано 86 работ, из них по проблемам российско-немецкой литературы – 75. Монографий по проблемам жанра – 2 (1 по теме диссертации), учебное пособие – 1. Статьи по теме диссертации опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК России (“Вопросы филологии”, “Alma mater. Вестник высшей школы”, “Русский язык за рубежом”, “Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки”, “Вестник Томского университета”) и Комитетом по надзору и аттестации в сфере образования и науки Министерства образования и науки (ВАК) Республики Казахстан (“Вестник КазНУ им. аль-Фараби”, “Вестник Павлодарского университета”, “Евразия”, “Вестник университета “Кайнар”, “Поиск”, “Простор”).

В качестве референта секции “Литературный жанр” автор исследования провёл семинар для молодых российско-немецких поэтов и филологов на Зимней академии творческой молодёжи от Всероссийского немецкого молодёжного объединения “Jugendring” (Москва, 2006) и выступил составителем альманаха поэзии и прозы молодых российских немцев. Как член редколлегии журнала “АMANAT” (Алматы) подготовил материал для номера, посвящённого литературе российских немцев, проживающих в Германии (№ 2, 2005). Является автором разделов “Немецкая литература” в коллективной монографии “Литература народов Казахстана” и учебном пособии “Очерки по мировой литературе рубежа XX-XXI столетий”, выпущенных Институтом литературы и искусства им. М.О. Ауэзова Министерства образования и науки Республики Казахстан (Алматы, 2004, 2006).

С целью подтверждения отдельных результатов исследования было проведено 4 эксперимента с архичитателем. В первом случае 120 человек подтвердили определённые данные по этнической картине мира российских немцев. Во втором эксперименте для выяснения эффекта, производимого, по терминологии автора исследования, естественной и искусственной баснями, было задействовано 162 владеющих немецким языком реципиента (студенты факультета иностранных языков, слушатели языковых курсов, участники немецкого движения в СНГ и др.). Третий эксперимент проведён совместно со студентами отделения “Иностранная филология” в русле изучения проблем коммуникативной поэтики по дисциплине “Теория литературы” с целью уточнения жанровой природы лирического стихотворения с басенной ситуацией; в общей сложности проанкетировано 415 человек. В четвёртом эксперименте, проведённом с целью уточнения жанровой природы стихотворений в полижанровом цикле, участвовало 106 информантов.

Логика построения диссертационной работы обусловлена сочетанием диахронического и синхронического подходов.

Над историей литературы российских немцев разных периодов и её классификацией и периодизацией работали Ф. Шиллер, Э. Репина, В. Клейн, Д. Гольман, В. Эккерт, Г. Вормсбехер, Н. Паульзен, А. Дульзон, Д. Вагнер и другие учёные и деятели культуры. Общность их периодизаций – опора на историю советского и постсоветского периодов, однако исторический критерий служит здесь литературным целям. Так, одна из существующих периодизаций истории литературы российских немцев предложена Н. Паульзен. Будучи составителем 2-томного издания российско-немецкой литературы “Zwischen “Kirgisen-Michel” und “Wolga, Wiege unserer Hoffnung” [“Между “Kirgisen-Michel” и “Волга, колыбель наших надежд”], Н. Паульзен распределяет материал по заявленным ею во введении этапам. На исследуемый нами период – 1950-2000 гг. – по данной периодизации выпадают следующие этапы:

“Von 1941 bis 1956. Jahre des grossen Schweigens, Deportation, Arbeitsarmee, Gefängnisse, Verbannung, seelische Verkrüppelung der Volksgruppe.

Von 1956 bis 1990. Versuch eines Neubeginns, Jahre unbegründeter Erwartungen und völliger Trostlosigkeit; als Folge Ausreisestrom.

90-er Jahre. Konsolidierungsversuche in Russland – die Suche nach neuer Identität in Deutschland”.

[“С 1941 по 1956. Годы великого молчания, депортация, трудармия, тюрьмы, изгнание, психическое увечье этноса.

С 1956 по 1990. Попытка начать всё заново, годы необоснованных ожиданий и полной безутешности; как следствие поток эмиграции.

1990-е гг. Попытка консолидации в России – поиск новой идентификации в Германии”].

К периодизации Н. Паульзен близка периодизация Р. Кайля, который следующим образом характеризует важные для нашего исследования этапы:

“…c) Von 1941 bis 1957: die “Jahre des großen Schweigens”, der Deportation, Trudarmija, Gefängnisse, Verbannung und Katorga; und

d) von 1957 bis 1990: Jahre unbegründeter Erwartungen, gescheiterten Neubeginns, völliger Trostlosigkeit, dem Untergang geweihter Jahre”.

[“…с) с 1941 по 1957: годы “великого молчания”, депортация, трудармия, заключение, изгнание и каторга; и

d) c 1957 по 1990: годы необоснованных ожиданий, потерпевшего крушение начала новой жизни, полной безутешности, годы обречённости на гибель”].

Отвлекаясь от метафоричности, свойственной авторам периодизаций, отметим, что исторические периоды здесь фиксируют эволюцию литературы.

1940-е гг. для российских немцев, оказавшихся в условиях неволи, безусловно, скудны литературной продукцией, но интересуют нас как этап, предшествующий исследуемому нами периоду.

Композиция работы учитывает условия и возможности создания российскими немцами художественных произведений. Исследование материала показало, что в зависимости от исторического периода российские немцы активизировали тот или иной спектр жанров:

– 1941-1956. В трудных исторических ситуациях объяснима быстрая эмоциональная апелляция к определённым средним лирическим жанрам – песне, к тому же легко живущей в коллективном сознании, идиллии, посланию, элегии: средний лирический объём не требует особых условий для создания текста, лирическая тональность позволяет адекватно выразить переживания.

– 1957-1990. В период осмысления прошлого активизируются лиро-эпические и эпические жанры (поэма, басня, баллада, шванк), способные отразить историческую и социальную проблематику.

– 1991-2006. На новых этапах усиливается интерес к крупным концептуальным (лирическая книга, лирический цикл), экспериментальным (отрывок), религиозным (молитва, псалом) и “твёрдым” (сонет, триолет, хайку) жанровым формам, что свидетельствует о тенденции к обновлению российско-немецкой литературы. Рождаются российско-немецкие “строфические” жанровые формы (Dreizeiler, Vierzeiler, Achtzeiler).

Предложенное соотношение условий и возможностей создания произведений с историческими периодами говорит лишь о мере преобладания, носит характер тенденции. В творчестве российских немцев различных периодов наблюдается апелляция (высокочастотная, среднечастотная, редкая, единичная) к разнообразным жанровым моделям, в том числе с целью выражения этнических устремлений. В творчестве одного автора возможны все три указанных вида жанрового творчества.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, Основной части (5 разделов), Заключения, Библиографии, Примечаний и составляет 522 страницы.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении даётся общая характеристика работы, обозначается её актуальность, ставятся цель и задачи, указываются материал, объект и предмет исследования, определяются методологическая основа и методы исследования, раскрывается научная новизна, декларируются основные положения, выносимые на защиту, мотивируется композиция работы.

Первый раздел диссертации “Жанр и этническая (этнокультурная) картина мира” состоит из 3 подразделов.

В подразделе 1.1 “Жанр как формально-содержательная целостность и воплощение определённой эстетической концепции действительности” характеризуется категория жанра, даётся её трактовка на исторических и современном этапах литературоведения. Жанр как “формула добытой эстетической истины” (Ю. Стенник) создаёт и консервирует в себе определённую концепцию действительности. По О. Зырянову, жанр есть онтологическое свойство художественного мышления, категория феноменологического опыта, закрепляющая в индивидуальном творческом процессе связь художника с культурно-исторической “памятью жанра” (жанровой традицией).

В подразделе обозначены основные подходы к изучению жанра в русском литературоведении – формальный, типологический (содержательный), формально-содержательный, генетический формально-содержательный. Изложена суть концепций “памяти жанра” (М. Бахтин), “смещения жанра” (Ю. Тынянов), “жанрового сознания” (О. Зырянов) и др. Рассмотрены такие жанровые составляющие, как “носители жанра” (М. Липовецкий), жанрообразующие признаки, жанровая аура, жанровая ситуация, и такие творческие процессы, как “жанровое ожидание” (Л. Чернец), жизнь, или судьба жанра. Подчёркнута проблема жанровой дифференциации. Особое внимание уделено жанровым процессам и категории метажанра (Р. Спивак, С. Ермоленко). Обозначены функции жанра и дано его определение.

В подразделе 1.2 “Этническая картина мира: основные составляющие, явленность в искусстве. Национальная литература как часть мировой литературы в её многообразии” обобщаются научные данные об этнической (этнокультурной) картине мира (национальном образе мира, национальной модели мира, этосе культуры) и национальной литературе. Обращаясь к научной базе данных по этим проблемам (Р. Редфилд, Р. Бенедикт, Г. Гачев, А. Вежбицкая, В. Жирмунский, К. Трегер и др.), автор диссертации рассматривает составляющие “гносеологии” этноса – его Космос, Психею и Логос (Г. Гачев), категории этнической картины мира (пространство, время, я/другие, уникальное/общее, жизнь/смерть, отсутствие/бытие, движение/статика, автономия/зависимость и др.). Языковая картина мира, часть этнической картины мира, рассматривается как закрепление в языке (в том числе языке художественной литературы) национального образа жизни, национального характера. Этническая картина мира находит выражение в лингвоспецифичных словах (А. Вежбицкая).

Основываясь на научной теории и художественной практике, автор исследования декларирует возможность выявления черт этнической картины мира определённого народа с опорой на произведения художественной литературы и других видов искусства. Диссертант останавливается на проблеме современной глобализации и в связи с этим проблеме национального. В условиях “гуманной глобализации” (Ю. Борев) единение культур раскрепощает каждую из них и даёт возможность в свободных условиях укреплять своеобразие. Национальная литература предстаёт частью единой мировой литературы в её многообразии.

Разработанная автором диссертации теория взаимодействия жанровых и этнических процессов и признаков излагается в подразделе 1.3 “Механизм сопряжения жанра и этнической картины мира”. Литература в целом способна отражать этнические картины мира, а жанр – определённый фрагмент бытия этноса. Жанр является над- и интерэтнической категорией, однако он способен быть национально обусловленной формой мышления и в своих конкретных проявлениях отражать те или иные компоненты определённой этнической картины мира. Уникальность авторского сознания не противоречит общности установок, переживаний, устремлений различных представителей одного этноса, оказавшихся в общих исторических условиях, проявляющих порой комплекс сходных национальных чувств. Эта общность может ложиться на определённые, имеющиеся в арсенале литературы жанровые модели, побуждать жанровые трансформации, вызывать к жизни те или иные новые жанры и жанровые модификации.

Изучению жанра в аспекте этнической картины мира во многом способствует выход литературоведения на новый, феноменологический уровень исследования, когда жанр воспринимается как сущность, имеющая “внутреннюю энтелехию”, то есть “внутреннюю заданность, императив тождества самому себе” (С. Аверинцев). Жанр самостоятельно идёт по траектории своего внутреннего развития, проникаясь всеми нюансами авторского сознания, в том числе этническими.

По наблюдениям диссертанта, жанр и этническая картина мира обладают органичным сходством. Оба умозрительных явления предстают образами мира, элементами классификаций, исторически сложившимися данностями, совокупностями компонентов, открытыми системами с подвижными границами. Будучи соразмерными миру, жанр и этническая картина мира отражают определённое его видение. Прямо перекликаются отдельные параметры жанра и этнической картины мира: субъектно-объектная организация жанра / этнические оппозиции “я – другие”, “индивидуум – коллектив”; пространственно-временная организация жанра / пространство и время в этнической картине мира; и др.

Соотносимы между собой отдельные законы бытования жанра и этноса как носителя этнической картины мира:

1. Память жанра и этноса. По концепции “памяти жанра” М. Бахтина, жанр в течение всей своей жизни сохраняет те или иные признаки, имевшиеся в его первичном репертуаре, и тяготеет к ним, даже если теряет прямую связь с первоисточником. Народ в процессе своего бытования хранит черты этнической картины мира. Будучи отлучённым от родины, этнос в исторической памяти воспроизводит возможность возврата на исконные территории (Т. Иларионова).

2. Судьба жанра и этноса. Жанр и этнос развиваются по сходным фазам рождения, формирования, расцвета, возможного угасания, переживают ассимилятивные и дессимилятивные процессы (для жанра – диффузии, для этноса – смешения).

3. Положение жанра и этноса. И жанр, и этнос могут находиться в магистральном и маргинальном положении.

Сходство природы жанра и этнической картины мира способствует их гибкому сопряжению.

Из общих закономерностей взаимодействия этнических и жанровых процессов и признаков диссертант указывает следующие: в те или иные исторические периоды этнос активизирует или игнорирует определённые жанры; диалектическое развитие национальных жанров сопрягается с законом “империализма” конструктивного принципа (Ю. Тынянов), наследование становится возможным при условии замены старого новым; у каждого этноса своя комбинаторика жанров и уникальные метажанровые общности; на сложных этапах истории черты этнической картины мира углубляются и чётко обозначаются, и между жанром и этнической картиной мира как категориями ментального свойства возникает обострённое взаимотяготение; усиленная связь между жанровыми и этническими процессами и компонентами проявляется как в исторически трудный для нации период, так и в последующий за ним; на подобных этапах представители определённого этноса, оказавшись в общих исторических условиях, проявляют комплекс сходных национальных чувств, которые могут быть ориентированы на те или иные жанровые модели, побуждать процессы трансформации и диффузии жанров, а также про­цесс образования новых жанровых модификаций и жанров.

В диссертации подчёркивается, что и в исторически напряжённые периоды авторы свободно обращаются к различным жанрам, опираясь на свою художественную интуицию. У российских немцев, как и у любого народа, активно проявляется жанровая мотивация эстетического характера.

Жанры отражают в себе признаки этнической картины мира. С этническими элементами зачастую сопрягаются константы и доминанты жанров, хотя и факультативные признаки жизнеспособны в этой миссии. Под влиянием этнических процессов может происходить смещение константных, доминантных и факультативных признаков, их перераспределение.

Лексическое поле жанра может включать в себя национальные ключевые понятия, лингвоспецифичные слова этноса.

Под этническим влиянием жанр способен начать рождение множества модификаций, отдельные из которых могут быть эффективны в выражении национальных устремлений.

При сопряжении жанра и этнической картины мира либо усиливаются определённые жанровые элементы, либо активизируются признаки, свойственные жанру в малой степени, или вносятся элементы, не свойственные ему. Принципиально важной предстаёт доля вмешательства этнических процессов в жанровую модель, которая под активным воздействием в конкретных своих инвариантах может существенно мутировать.

Взаимодействуя с этнической картиной мира, жанр остаётся надэтнической категорией: этнос востребует те или иные жанры благодаря адекватности отдельных их элементов в данной ситуации. Используя одни и те же жанры, различные этносы отражают в них свойственные им компоненты.

Жанры кодируют в себе те или иные элементы этнической памяти определённого народа. Однако расшифровка их возможна лишь при исследовании динамически сложного процесса течения и взаимобытования различных жанров.

С этническими процессами и компонентами сопряжены жанровые процессы трансформации, инерции, диффузии. Авторы апеллируют к жанровым диффузиям при недостаточности “ментального” потенциала того или иного жанра. На поле скрещивания и срастания жанров образуются особые энергетические поля, импульсы которых позволяют полнее выразить устремления этноса.

Этнические процессы могут влиять на жанр, но благодаря памяти жанра он остаётся узнаваемым. Однако в отдельных случаях происходит деформация литературных явлений.

Жанры инонационального происхождения могут влиять на этнос, но народ не перестаёт обращаться к своему наследию.



В настоящей работе выявляется механизм сопряжения жанра и этнической картины мира. Он является одним из примеров взаимодействия литературы и действительности: в исторически сложные для этноса периоды авторское сознание активно привлекает жанровые модели, способные отразить и маркировать элементы этнической картины мира; притяжение друг к другу коррелирующих этнических и жанровых признаков, обусловленное и направляемое спецификой национальных и жанровых процессов, создаёт области непосредственного взаимодействия жанра и этнической картины мира. В диссертации предлагается методика исследования жанровых процессов этноса, включающая 14 пунктов: 1. По наиболее характерному, насыщенному историческими перипетиями периоду необходимо установить этническую картину мира и выявить национальные ключевые понятия. 2. Определить, какие жанры и – в новейшее время – жанровые ситуации используются этносом (период исследования жанровых процессов зависит от специфики развития данной национальной литературы). 3. Составить синхронический и диахронические реестры жанров. Периодизация обусловлена этапами эволюции изучаемой литературы. Если специальная периодизация не используется, то диахронические реестры целесообразно давать по десятилетиям, поскольку период в 10 лет позволяет увидеть взаимосвязь между поколениями литераторов. (Сложный характер бытования российско-немецкой литературы и связанное с этим нередкое отсутствие датировок текстов затрудняет данную задачу.) 4. Выявить частотность тех или иных жанров (высокая, средняя, низкая, единичные случаи). 5. Распределить жанры по различным критериям (традиционности – устоявшиеся и не устоявшиеся в традиции, принадлежности той или иной культуре – свойственные родной культуре и заимствованные из других культур; и др.). Классическое деление по критериям рода (эпос, лирика, драма) и типа художественной речи (поэзия, проза) и оценка полученных пропорций позволят получить первые, зримые результаты. 6. Рассмотреть отражение в жанрах и жанровых элементах признаков этнической картины мира. 7. Проанализировать соотношение национальных ключевых понятий и жанров. 8. Выявить жанровые тяготения всего этноса, отдельных литературных объединений и авторов. Исследовать частные жанровые системы – дать анализ жанров у отдельных авторов, а также в контексте литературных объединений. Особое внимание уделить творчеству массовых литераторов, в чьих произведениях бережно копируются жанровые и, возможно, этнические признаки. 9. Изучить непосредственные контакты между жанрами – в процессе жанровой диффузии, внутри книги, цикла, в контексте творчества одного автора, одного литературного объединения (изучается по коллективной печатной продукции и рукописным источникам литературного общества). 10. Обнаружить и проанализировать трансформации жанров, установить цели этих мутаций, их связь с этнической картиной мира. 11. Проследить специфику (в том числе национальную) функциональности художественных элементов в контексте жанра. 12. Исследовать читательское восприятие жанров (принимается во внимание мнение национальной и инонациональной аудитории). 13. Изучить фольклоризацию жанров и влияние фольклора на литературные жанры. 14. Установить виды сопряжения этнических и жанровых элементов (по нашей терминологии, прямое, антонимическое и смешанное).

Алгоритмически желательно выполнять пункты 1-5. Относительно пунктов 6-13 рекомендуется не последовательность, а синхронность действий.

Автором диссертации обнаружены такие виды отражения в жанрах этнических признаков, как прямое, антонимическое и смешанное. В случае прямого отражения тональность и семантика взаимодействующих этнических и жанровых признаков совпадают. В примерах антонимического отражения этнические признаки с негативной семантикой притягивают жанровые элементы с положительной. Порой на материале одного жанра наблюдается и прямое, и антонимическое отражение этнических признаков в жанровых. В этих случаях происходит смешанное отражение. Под влиянием этнических процессов нередко возникают жанровые диффуз­ные образования, поскольку признаки одного жанра оказываются недостаточ­ными для отражения сегмента этнической картины мира.

Механизм сопряжения элементов жанра и этнической картины мира российских немцев (прямое и антонимическое сопряжение) показан в подразделе на примерах жанров элегии и идиллии (схемы 1 и 2).



Второй раздел диссертации называется “Российско-немецкая литература как субсемиосфера” и включает в себя 2 подраздела.

В подразделе 2.1 “Идентификация и самоидентификация писателей – российских немцев” определяется контингент российско-немецких литераторов, изучается билингвальная природа их творчества (пункт 2.1.1 “Контингент российско-немецких писателей, их бикультурализм и билингвизм”) и выявляются факты, определяющие специфичность российско-немецкой культуры (пункт 2.1.2 “Субкультура российских немцев. Способы интеграции: российско-немецкие литературные объединения, издательства, издания”). Самоорганизация российско-немецких литераторов, с одной стороны, способствует их интеграции в российско-немецкой среде, с другой – может препятствовать их полноценной литературной коммуникации.

Автор диссертации останавливается на самоназваниях российских немцев – “die Russlanddeutschen” [“российские немцы”], “русские немцы”, “die Deutschrussen”, отмечая распространённость и устоявшийся характер первого из них (как в немецком, так и в русском вариантах). В работе приводятся мнения учёных (Г. Бельгер, составители энциклопедии “Немцы России”) в подтверждение расширительного понимания термина “российские немцы” как потомков германских эмигрантов в Россию. Диссертант даёт краткий обзор литературы российских немцев. Преобладающий массовый характер российско-немецкой литературы свидетельствует о стремлении интеллигенции сохранить этнос в младших поколениях, используя воспитательную силу поэзии, а также о необходимости отражения на бумаге тягот, выпавших на долю народа, и путей их преодоления.

В работе изложены результаты обследования (био)библиографических изданий, проделанного с целью обнаружения источников по литературе российских немцев второй половины XX – начала XXI вв.

Пристальное внимание уделено специальным, конкретно посвящённым теме российских немцев библиографическим изданиям – от систематического указателя Р. Губергрица до новейших изданий. Одним из наиболее авторитетных подобных источников является издание “Российские немцы. Отечественная библиография 1991-2000 гг. Указатель новейшей литературы по истории и культуре немцев России”, составленный Т. Черновой (М., 2001). Высокий интерес вызывают также библиографические справочники по истории и культуре российских немцев, вышедшие в Германии. Эти издания показывают, что учёные (А. Энгель-Брауншмидт, А. Риттер) в своих статьях касаются проблем культурной идентификации российских немцев, состояния российско-немецкой литературы, её основных тем, восприятия читателем, партийности, патриотичности, ассимиляции “чужого” в “родном”. Само возникновение в 1970-е гг. интереса к советской немецкой литературе, в том числе на Западе, обусловлено тем, что она вышла из подполья и стала заметным явлением художественного процесса. Однако научная активность по отношению к российско-немецкой литературе в Германии имела временный характер и не перешла в тенденцию. Одной из важных причин этого, на наш взгляд, явилось предложенное А. Риттером мнение о литературе российских немцев как о “литературе немецкой диаспоры”, то есть части немецкой литературы. В число обследуемых библиографических источников были включены наиболее современные германские и австрийские издания по литературоведению.

Обследование всех источников показывает, что российско-немецкой литературе в научной мысли уделяется крайне мало внимания. Среди трудов различных научных направлений доминируют исторические изыскания, а также этнографические исследования по регионам расселения российских немцев. Высока доля политологических, религиоведческих, музыковедческих трудов. Предпринимаются редкие попытки изучения ментальности российских немцев. Проблема этнической идентичности российских немцев начинает разрабатываться в социологии.

Диссертант останавливается на немногочисленных работах по литературе российских немцев, принадлежащих Л. Кирюхиной, Р. Кайлю, И. Варкентину, В. Ветренко, А. Скагиевой и др., литературно-критических обзорах бывших редакторов советских и постсоветских российско-немецких альманахов Г. Вормсбехера и Г. Бельгера.

Обзор энциклопедических изданий выявляет игнорирование литературы российских немцев в советское время и появление внимания к ней на постсоветском этапе. Так, умалчивание российско-немецкой литературы в энциклопедической 6-томной “Истории советской многонациональной литературы” (1970-1974) компенсировано затем её равноценным положением в ряду с творчеством других народов в новейшей энциклопедии “Литературы народов России: ХХ век” (2005).

Сложность определения контингента российско-немецких писателей обусловлена неоднозначностью идентификации российских немцев. Контингент российско-немецких писателей уточнён с опорой на работы Г. Бельгера и других исследователей.

Язык творчества – важный показатель идентичности российских немцев. Российские немцы проявляют явно выраженную тенденцию к русско-немецкому билингвизму. Генетически их родным языком является немецкий, но российско-немецкие писатели, по мнению Г. Бельгера, могут способствовать развитию своей литературы и с помощью другого языка. Понятие “художественный билингвизм” уточняется в диссертации вслед за В. Бадиковым. Диссертант приводит примеры русско-казахского, русско-корейского, русско-белорусского билингвизма.

В российско-немецкой литературной среде автором диссертации выделяются следующие виды использования языка в творчестве.

1. Полное (двустороннее) двуязычие (К. Эрлих, В. Шнитке).

2. Неполное (одностороннее) двуязычие.

2.1. Писатель пишет преимущественно на немецком языке, владея русским языком и переводя с русского на немецкий (И. Варкентин).

2.2. Писатель использует в своём творчестве русский язык, зная немецкий язык и прибегая к нему в переводах с немецкого на русский (Р. Лейнонен).

3. Одноязычие.

3.1. Автор использует в своём творчестве только русский язык (О. Берггольц), не в совершенстве владея (не владея) немецким.

3.2. Автор пишет только на немецком языке (Н. Дэс), не в совершенстве владея (не владея) русским.

Творчество одного автора может эволюционировать, к примеру, от третьего типа ко второму и даже к первому или – регрессивно – от первого типа ко второму.

В исследовании прослежены языковые тенденции у старшего, среднего и младшего поколений российско-немецких литераторов. Материал распределён по группам по критерию поколения.

О том, что российские немцы являются особым этносом, отличным от русского и немецкого, свидетельствуют прямые заявления российско-немецких литераторов (В. Гагин, И. Гергенрёдер, Н. Рунде и др.), мнения учёных – российских немцев (Г. Бельгер, К. Эрлих и др.), германских учёных (А. Энгель-Брауншмидт, А. Моритц и др.), учёных не немецкой национальности (С. Ананьева, Л. Бабкина, Ж. Ескуатова и др.), программные произведения российских немцев, существование российско-немецких объединений, издательств и изданий в Германии и СНГ. В концептуальных произведениях российских немцев отражаются темы судьбы их народа (рассмотрены примеры из В. Шнитке, А. Шмидта, Н. Рунде и др.), двуязычия (Н. Ваккер), раздвоенности между исторической и фактической родинами (Л. Розин). Изучены вкрапления немецких слов в русскоязычную ткань стиха, русских – в немецкоязычную. Показано, что ментальность автора проявляется на уровне хронотопа, субъектной организации его текстов (В. Шнитке).

В диссертации даётся обзор советских, постсоветских и современных российско-немецких объединений, издательств, литературных изданий Германии и СНГ, многочисленность и стабильность которых указывает на стремление российских немцев к интеграции внутри своего этноса.

Объект исследования в подразделе 2.2 – этническая картина мира российских немцев. В диссертации посредством изучения литературных источников, в связи с заявленной темой в большинстве своём поэтических (прозаические источники иногда использовались в качестве фона), в основном периода второй половины XX – начала XXI вв., а также привлечения исторических, публицистических, эпистолярных источников реконструирована этническая, в том числе языковая картина мира российских немцев, которая может быть спроецирована на будущие этапы развития российских немцев как этноса. Безусловно, на каждом историческом этапе этнос приобретает и новые черты.

Как показало исследование, модель мира для российских немцев – дорога к родному Дому, Родине. Это гибридный, русско-немецкий мирообраз: по Г. Гачеву, модель мира для немцев – Дом, для русских – направление в бесконечность, путь-дорога. У российских немцев наблюдается совмещение двух этих моделей. Отличие германской (Дом) и российско-немецкой (стремление к Дому) моделей мира – в наличии Дома и отсутствии его. Мирообраз российских немцев динамический, но для них характерен приоритет статики над динамикой, возникший в противостоянии вынужденному “кочевью”.

Осмысление материала позволяет сделать выводы, что основными элементами этнической картины мира российских немцев являются осознание окружённости своего чужим, бытование внутри другого, стремление к автономности, приоритет статики над динамикой, ощущение “нигде на родине” или “везде на родине”, генетический страх перед изгнанием, состояние постоянной уязвимости, страх быть заметнее других, повышенный интерес к растительной символике (слабые растения, растения без корней), обострённое желание законного отношения к родному этносу, стремление подчеркнуть своеобразие родного этноса, стремление к интеграции внутри своего этноса.

Отдельные русские и немецкие черты приобретают у российских немцев своего рода гибридный характер: немецкое трудолюбие + русская лень. Некоторые элементы немецкого или русского менталитетов российские немцы вообще не перенимают.

У российских немцев наблюдается бо́льшая склонность к немецким чертам, чем к русским, что объяснимо генетически. В то же время перенять весь спектр черт немецкой ментальности российские немцы не могли, так как их предки попали в Россию ещё до того, как окончательно сформировалась немецкая нация.

Каждый естественный язык отражает определённое мировоззрение, языковую картину мира. В научной мысли ставилась проблема изучения языковой культуры мира поликультурного объекта (А. Буров). Российские немцы пользуются словами двух языков – немецкого и русского, интуитивно принимая их смыслы как готовые истины. Поскольку российско-немецкий этнос является преимущественно двуязычным и своего рода двументальным, для языковой картины мира российских немцев важны и немецкие, и русские слова. Анализ немецкоязычных и русскоязычных произведений российских немцев определяет их интерес к лингвоспецифичным словам обоих языков. Комбинации данных слов составляют уникальные пары культурно значимых для российско-немецкого народа концептов.

Взаимопереводимость российско-немецких ключевых понятий (с русского языка на немецкий и с немецкого на русский) не всегда возможна. Автор диссертации считает, что при исследовании бикультурного или поликультурного объекта правомернее пользоваться термином “ключевое понятие” вместо “лингвоспецифичное слово”, хотя второй термин может применяться относительно одного из языков носителя билингвальной культуры.

В диссертации определены, охарактеризованы и проиллюстрированы примерами из российско-немецкой поэзии исследуемого периода основные национальные ключевые понятия российских немцев – “das Heim“/“die Неimat”/“(родной) дом”/“Родина”, “die Angst”/“cтpax (из-за уязвимости)”, “der Weg”/“путь”, “die Verbannung”/“изгнание”, “das Recht”, “die Gerechtigkeit”/“право”, “справедливость”, “die Hoffnung”/“надежда”. Особое внимание уделено национальному ключевому понятию “das Heim“/“die Неimat”/“(родной) дом”/“Родина”: приведены факты, доказывающие лингвоспецифичность понятия “das Heim” для российских немцев в отличие от его синонима “das Haus”; показано, что мотивы родины выражаются как через пространственные, так и временные (детство) образы. Отмечается ощущение российскими немцами родины “везде” или “нигде”. Не будучи в силах определить точное местонахождение родины, российский немец обретает её в душе, идентифицирует родину с любимым человеком; с родиной как местом вожделенной статики вследствие вынужденного движения у российских немцев ассоциируется могила. Продемонстрированы примеры воплощения подтем темы родины в жанрах гимна, идиллии, элегии, песни, послания.

Автор исследования с помощью универсальных элементов даёт определения национальных ключевых понятий с точки зрения их понимания российскими немцами. К примеру, осознавание родины/родного дома таково:
На таком пространстве хорошо



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет