Жиздринский уезд



бет1/4
Дата16.07.2016
өлшемі413 Kb.
#202486
  1   2   3   4
Жиздринский уезд

(сборник различных источников)

Административное устройство края

17 октября 1777 года Жиздра получила статус города и уезда. Через 61 год - в 1838 году уезды Калужской губернии были поделены на станы, которые в России 19 века представляли собой административно-полицейский округ из нескольких волостей, называемым станом, во главе которого стоял становой пристав. Обычно в уезде было 2-3 стана, а Жиздринский уезд первоначально делился на 3 стана, впоследствии на 4 ввиду большой территории.


В 1 стан, входил Песоченский (сейчас Кировский) район и Мокровский (сейчас Куйбышевский) район;
2 стан - Думиничский район;
3 стан - Хвастовичский район, часть Ульяновского района и Чернышенская волость Думиничского района;
4 стан - Жиздринский и Ловатская волость Хвастовичского района.
Станы, в свою очередь, включали в себя несколько волостей. Волость представляла собой до 1861 года часть уезда.
В книге "Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба", которая была издана в 1861 году, пишется: "В настоящее время 2 уезда - Калужский и Жиздринский делятся на 3 стана, каждый из остальных 9 уездов на 2 стана, что составляет 24 стана по всей губернии". В 1900 годах Жиздринский уезд делился на 4 стана, в которых было 37 волостей. После Октябрьской революции 1917 года такое административное деление оставалось без изменений. В 1923 году был подготовлен проект нового административного деления, по которому основной административно-территориальной единицей должен стать район. Но этот проект был осуществлен только в 1929 году. 12 июля 1926 года Жиздринский уезд был упразднен. На его территории было образовано 7 районов: Жиздринский, Думиничский, Хвастовичский, Ульяновский, Людиновский, Песоченский (ныне Кировский), Мокровский (ныне Куйбышевский), и часть территории отошла к Дятьковскому району Брянской области.
Жиздринский район площадью в 2760 квадратных километров, вошел в состав Брянского округа, образованного из Брянской губернии. Ликвидировались и волости. Вместо них образовали сельские советы, но по территории значительно меньше чем волость. Их стало 17 - это Будылевский (позже Акимовский). Ослинский, Никитинский, Лукавский, Улемльский, Огорской, Устьевский, Улемецский, Калининский, Овсорокской, Младенский (позже переименован в Ульяно-Ленинский), Мурачевский, Зикеевский, Петровский, Полюдовский, Щигровский, Полянский, Ясеновский. Последний в 1963 году был передан в состав Думиничского района. В городе Жиздре был образован Городской совет. В 60 годах часть сельских советов были упразднены - Мурачевский, Полянский, Устьевский, Щигровский, Ослинский, Зикеевский, Калининский. В 1930 году округа были ликвидированы, а входившие в них районы остались в составе Московской и Западной областей с центром г.Смоленск.
В 1937 году Западная область была ликвидирована и были вновь образованы Орловская и Смоленская области. В состав Орловской области вошли Жиздринский район, а так же наши соседи Людиновский, Ульяновский и Хвастовичский районы. Остальные районы бывшей Западной области вошли в состав Смоленской.
5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Калужская область в состав которой вошли: Бабынинский, Спас-Деменский, Детчинский, Дугнинский, Калужский, Перемышльский, Тарусский (из Тульской области), Боровский, Высокиничский, Малоярославецкий, Угодско-Заводский районы (из Московской области), Барятинский, Дзержинский, Думиничский, Износковский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Мещевский, Мосальский, Спас-Деменский, Сухиничский, Юхновский. Из Орловской области вошли в состав Калужской области - Жиздринский, Людиновский, Ульяновский и Хвастовичский районы. В период хрущевского правления вновь были проведены административные преобразования, (1962-1963 гг.) когда из 27 районов области было образовано 6 сельских районов, а находящиеся на их территории промышленные предприятия вошли в состав промышленных районов. У нас был Сухинический промышленный район. Жиздринский территориальный район остался, но в него вошли сельскохозяйственные предприятия Думиничского, Хвастовичского и Людиновского районов, последний вскоре был передан Кировскому территориальному району.
Но вскоре эта волюнтаристская затея была ликвидирована.
Первые поселения в нашем крае

История Жиздринского края уходит в глубокую древность. Здесь были поселения людей, живших еще в период каменного века. Это подтверждают находки каменных орудий труда и предметов быта при раскопках древних захоронений на территории Жиздринского района в курганах у деревни Мужитино, в 1 километре на левом берегу Жиздры, через реку на правом берегу, а также восточнее города Жиздры - в 3 километрах от города. Такие захоронения были на левом берегу в местечке "Смыслово", в 4 километрах от города, у деревни Мурачевка.


Одиннадцать малых курганов находятся у местечка Кулики, их высота 2,5-3 метра, диаметр - 8 метров. 2 кургана у деревни Полом, в 5 километрах от города, диаметром до 50 метров, высотой до 3 метров. Еще есть захоронения в селении Павловские расчистки, они относятся ко второй половине второго тысячелетия до нашей эры; у села Улемец - первого тысячелетия нашей эры; у деревни Авдеевка - второй половины первого тысячелетия до нашей эры. Имеются такие городища у деревни Орля - первой половины первого тысячелетия до нашей эры, у деревни Сосновка, поселка Иночка, у деревни Петровка.
Люди в основном вели кочевой образ жизни, используя природные богатства растительного и животного мира. Они жили за счет даров леса. Лес их кормил, согревал, одевал, обувал, лечил. Охотой добывали мясо для питания, из шкур зверей шили одежду, обувь. Ягоды, грибы и другая растительность использовалась в пищу. Лес спасал человека от ураганных ветров и другой стихии. Человек в своем быту постепенно совершенствовал орудия труда и предметы быта, начинал развивать ремесла.
Из дерева делали посуду: чашки, ложки, блюда, плошки, солонки, кадки, бочки, гребни, донца, лопаты, ковши, короба и многое другое. Сначала производили поделки для личного пользования, а затем избыток этих поделок обменивали на другие изделия. Так начинался развиваться рынок. Налаживалась торговля с другими поселениями.
Но время преподносило человеку различные катаклизмы: опустошительные войны, массовые болезни, эпидемии, мор людей, природные явления - ливни, смерчи, ураганы, засухи. По этой причине часть поселений ликвидировалось, а в других местах образовывались новые. И что интересно, в большинстве случаев название им давали от имен или прозвищ этих первых поселенцев, или от природных источников.
Например, Акимовка названа по имени главы семейства Акимова, который владел большим участком земли. Поселок Гранки Полюдовского сельского совета был назван по имени зажиточных крестьян - Гранковых. Деревня Дюковка - от прозвища главы семейства Дюк, название населенного пункта Барановка произошло от разведения овец в этом селении.
По первоначальному заселению и направлению миграционного процесса можно судить о разных типах топонимов, отражающих физико-географические особенности местности, освоение и взаимодействие человека и природы.
Наиболее ценными являются свидетельства топонимов, отражающие подсеки или другие способы расчистки земли под пашню. Это названия со следующими корнями: Гар, Гор, Пал, Дор, Кор, Тереб, Чист, Сечь и другими. Топонимия этого рода широко представлена на нашей территории: с. Огорь, д. Полом, д. Коренево, д. Теребень, д. Палики, п. Павловские расчистки, пос. Коробино и т.д.
В топонимии физико-географическими особенностями встречаются много первичных славянских названий: с. Брынь, с. Клен, д. Устье, п. Гряда, д. Заболотье, п. Белые ямы, д. Озерская, д. Курган, д. Песочня, п. Дубище, п. Теплореченский, п. Грямучий Колодец, д. Березовка, п. Круча, п. Деберки и другие.
Многие населенные пункты упоминаются в исторических документах, относящихся еще к 15-17 векам. В писцовых книгах за 1450 год в вотчинах Свинского монастыря, что был под Брянском, упоминаются в числе многих и село Бояновичи, ныне Хвастовического района. В этих же документах, относящихся к 1595 году, упоминаются селения Дынное, Заболотье, Черный поток, Ослинка, Войлово, Подбужье, Пневичи (Пеневичи), Ходрыкина (Кондрыкино), Нехочи, Ловать, Хвастовичи. По спискам селений, относящихся в 1678 году к Батаговской волости, упоминаются: д. Высокое, с. Огорь, д. Улемец, д. Яровщина, д. Песочня, с. Овсорок, д. Орля, д. Авдеевка и д. Озерская.
В первом тысячелетии в середине 9-10 веков нашей эры в бассейнах рек Ока, Угра и Жиздра поселилось славянское племя вятичей, прибывшее сюда из северо-восточных земель. Называлось оно по имени предводителя племени Вятко.
Один из древнейших летописцев Земли Русской, летопиписец Нестор писал: "…Бяста бо два брата в лесах Родим, а друга Вятко, и пришедши на содества Родим на Сожу, прозвавшийся Родимичи, а Вятко сиде родом своим на Оце, от него же прозвался Вятичи". На современный язык это переводится примерно так: "Были два брата - Родим и Вятко, пришли и осели они. Родим на реке Собж (берет свое начало под Смоленском, течет по восточной части Белоруссии через город Гомель и впадает в реку Днепр), и прозвалось это племя Родимичи, а Вятко осел со своим родом на реке Оке, отсюда и название Вятичи".
Жили они родовым строем в небольших селениях, состоящих из хижин-землянок с коническими крышами или наземными деревянными постройками прямоугольной формы с каменными очагами, расположенными в центре жилья. Размер такого строения был, в среднем, 6 на 3 метра. Это племя в основном занималось скотоводством, охотой, рыбной ловлей, сбором меда диких пчел, несколько позже земледелием: вначале подсечным, затем пашенным.
Вятичи были язычниками, своих умерших сжигали, затем помещали прах в глиняные сосуды и хоронили в погребальной камере под насыпью в кургане.
Уровень развития наших предков - культуры, быта, ремесла, торговли и т.д. был на более высоком уровне. Топка по черному была древним, простым, единственно доступным и эффективным средством против эпидемий. Наши предки, естественно, ничего не знали о вирусах гриппа, дизентерийной палочке и микробах, но интуитивно, опытом нашли метод дезинфекции, что вместе с вымораживанием изб в трескучие морозы создавало более гигиеническую атмосферу в жилищах.
Использовались орудия труда: топор, мотыга, соха для пахоты земли, косарь, борона-суковатка (у хвойного дерева обрубались на определенный размер сучья, ими рыхлили землю, заделывали семена зерновых). Урожай зерновых убирали серпом, молотили цепом (к длинной палке на ремне привязывался валек из дерева и им обивали из колосьев зерно). Сеяли рожь, овес, просо, ячмень, репу.
Вятичи вначале были под властью хазар и платили им дань. В середине 10 столетия племена вятичей подчинил военной силой Киевский князь Святослав, освободив их от власти хазар. В этот период времени первобытнообщинный строй начинает распадаться и на смену ему складывается племенной союз. Пережитки родового строя продолжали сохраняться еще долго. Это подтверждают летописные данные из "Повести временных лет".
Вятичи стойко защищали себя при всяких попытках их покорить. В.А.Чивилихин пишет: "Отчаянно сражались вятичи на своих засечных границах, стойко держались в городах, в том числе и под Козельским Жиздринским курганом. Границы расселения вятичей, за исключением западных, менялись с 8 по 13 век, но географическим центром их земли всегда оставался район Козельска".
Но не единственное племя вятичей проживало в Калужском крае. По реке Протве и прилежащих к ней территориях проживало племя голядь, литовского происхождения, а также немногочисленные племена угро-финов. Племя голядь, по историку С.М.Соловьеву (первый том "Истории России), - немногочисленное литовское племя, проживало оно в третьем веке нашей эры на территории современных Орловской, Тульской, Калужской, Московской и частично Смоленской областей.
Их образ жизни сходен с вятичами.
Междоусобные княжеские войны еще долго продолжались, подчиняя себе территории соседних княжеств. С 1097 года земли вятичей вошли в состав Черниговского княжества, куда вошел и Жиздринский край. Земля вятичей была лесистой и болотистой. На юго-западе были дремучие Брынские и Брянские леса, которые считались непроходимыми. Они отделяли от Киева Суздальскую землю, куда киевляне ездили не прямой дорогой через земли вятичей, а окружной - по верховьям Днепра и Волги.
А вот Илья Муромец первым из Мурома в Киев попал "дорогой прямоезжею". В былине сказано так:
"А проехал я дорогой прямоезжею Из славного города из Мурома Через те леса Брынские, через те грязи Смоленские".
Таким образом, мы видим, что через Жиздру дороги прямоезжей в то время не было. И торговый путь через наши дебри был построен несколько позже.

История поселения Жиздры

В 12 веке в Калужском крае начинают образовываться города. Один из первых в древних летописях упоминаются Козельск - 1146 год, в 1147 году впервые упоминается Серенск, он был расположен на территории нынешнего Мещевского района. Позже был разрушен войнами. В 1155 году - Воротынск, в 1231 году - Мосальск, в 1243 году - Мещевск. Эти и другие возникшие города на территории Калужской области являлись укрепленными центрами и резиденциями князей и бояр.


Это были и места где селились ремесленники и торговые люди и где происходил обмен продуктов земледелия на ремесленные изделия. Изучая историю Калужского края, развитие поселений и городов читатель вправе задать вопрос: когда и как появилась Жиздра? ее первые истоки? Откуда это слово, что оно означает? Ведь это поселение связано и с одноименной рекой, которая делит город пополам. Быть может поселению дала название река, или же наоборот? Эти вопросы вызывают много домыслов.
В описании и алфавите к Калужскому атласу, ч.2, Московский областной архив (Калужского отдела), говорится: "С начала зарождения селения. Селение Жиздра под строением имело 6 дворов с поселением 9 мужчин и 8 женщин. Под усадьбой имелось 6 десятин земли". Эти данные обнаружены в Калужском областном архиве и относятся к 1146 году.
Изучая архивные данные того периода, политическую и экономическую обстановку, климатические условия задаешь себе вопрос, что заставило этих первых 17 человек поселиться в глубоких лесных дебрях и болотистых местах построить 6 дворов и раскорчевать 6 десятин земли, изолировавшись от внешнего мира?
Нам известно крупное событие которое произошло в конце 10 века, принятие христианства в 988 году. Анаши предки славяне исполняли языческую веру. И они с большим трудом принимали христианство, даже при этом применялось насилие. Ведь она вводилась на Руси около 300 лет. Нашим предкам не так было легко перестроить свое сознание к новому вероисповеданию. Язычники еще долго не могли примириться с этим. Возможно это и побудило наших предков уйти в глубокие дебри, чтобы поклоняться своим языческим богам, а их было много: бог солнца, бог воды, леса, урожая и т.п.   По преданиям такое первое поселение обосновалось на месте, где ныне расположены леспромхоз и пекарня именуемым старым городом. Здесь протекает река Жиздра и речка Бродна. Место для поселения было удобное и безопасное с двух сторон треугольником две речки, а остальная территория лесные дебри. Несколько позже по левой стороне реки Жиздры стали поселяться люди, именуемые эти поселения слободами и назывались они: Клюевка, Ефановка, Лагутинка, Ветошевка, Кошатино, Сетная, Песочня, Екатериновский выселок. Кстати, последний никакого отношения к выселкам Екатерины II не имеет. Большинство их названий и сейчас сохранились. Поселения Старого города называлось Соколье, по преданию эти поселенцы через 200 лет все же приняли православие и в 1361 г. построили церквушку с крестом наверху, и когда закончили работу вечером строители сели отдохнуть и увидели, что на крест села птица-сокол и они решили назвать это селение "Соколье". В старину оно так и называлось.
Вторая легенда гласит, что во время освещения церкви, когда верующие ходили вокруг храма и батюшка освещал его, то увидели на кресте птицу сокол, отсюда и назвали Соколье. Но это легенды и право читателя вести поиск.
Церковь эта была деревянная, располагалась она в предместье нынешней пекарни с северной стороны и называлась Сергиевской. Она несколько раз перестраивалась. В 1932 году сгорела от грозы. В районном музее имеется фотография этой церкви до пожара и после него. И вторая легенда поселения. В эти годы шла междоусобная княжеская война. В 1146 году Киевский князь Изяслав Мстиславович идет со своим войском по Калужской земле. Ив 1146 году происходит битва с войском Юрия Долгорукова, который стоял в Козельске. Это упоминается в летописях за 1146 год. Возможно спасаясь от военных действий, боясь быть уничтоженными, люди уходили вверх по течению реки Жиздры, которая протекала через Козельск и поселялись в лесных дебрях, которыми и был наш край.
Междоусобная война в Калужском крае происходила и в более позднее время, что заставляло людей уходить в более безопасные места. Возможно, со временем и появились вышеназванные слободы.
В Жиздре был мужской Троицкий монастырь. Основан в середине 16 века, в 1547 году. Находился он в лесной глухомани на правом берегу реки Жиздры (старый город). В писцовых монастырских книгах он упоминается под 1614-1616 г. г. Упоминается в них и один из строителей - Варлам Медведев. Всего в нем было 9 монахов мужского пола.
Одной из наиболее интересных описей монастыря является опись подьячего Константина Ушакова, составленная в 1683 году: "Монастырь по реке Жиздре, а в монастыре церковь во имя живоначальной Троицы (Троицкая); а на паперти выход один..." Вторая церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы так же деревянная. Колокольня о трех ярусах, на колокольне 5 колоколов. Самый большой весом 25 пудов. В кухне 13 медных кадок, весом 17 пудов, мельничные железные снасти, веретено, 3 обруча, коробка,2 шипа, поплица, клевец, буравль, большой безмен, пазник.
В этом документе перечисляются строения при монастыре: "келья строителей двойная новая; келья поваренная; келья хлебная новая; две старых кельи; два погреба; двор конюшенный, на нем изба с сеном, конюшня. Около монастыря ограда - забор в 59 звеньев. А в монастыре братия: строитель старец Сергий, казначей старец Никифор, 2 священника дьячка Калинко, Савельев, служка Семенко Лукьянов, повар СенькоТимофеев. В монастыре и за монастырем 17 ульев с пчелами. За монастырем двор гостиный, а в нем три избы. Двор воловый, а на нем 12 коров, 6 быков, 6 подтелков, 2 овцы".
Опись интересна и тем, что в ней упоминается гостиный двор при монастыре. Это привлекает к себе внимание тем, что в гостином дворе останавливались люди. Кто они?
Во второй половине 17 века после воссоединения Украины с Россией начала усилено развивается торговля между ними. Торговля велась через Брянск. В зимнее время товары в Брянск из Москвы доставлялись санным путем по замершим рекам: Оке, Жиздре, Болве. Товары везли через Калугу и Жиздру. В Жиздре, местом где могли останавливаться на отдых купцы мог быть (вероятнее всего и был) гостиный двор при монастыре, с чего монастырь имел доход. Кроме того монастырь мог быть тем центром, вокруг которого образовывались слободы, а в дальнейшем при их слиянии и образовали село Жиздру.
Шли годы. Эти малые поселения постепенно увеличивались. Люди все больше общались между собой. Появлялись новые семьи, расширялись границы поселений и соединялись между собой. Так и росло экономическое село Жиздра. Образование более крупного селения поставило вопрос как его назвать? Ведь мелких селений много и у них разные названия, выше о них упоминается. И назвали укрупненное селение селом Жиздра от названия реки, которая протекает через это поселение.
В Калужских краях еще долгое время проживало литовское племя голядь. Поэтому много названий рек, речек и населенных пунктов у нас литовского происхождения. В литовском словаре слово Жиздра означает крупный песок, в Литве известно озеро Жиздрас.
Есть легенда другая: "Якобы, когда стояли солдаты в древние времена и перекликались с одного берега на другой по утрам. Одни спрашивали "ЖИВ?", другие отвечали "ЗДРАВ!". По утренней заре слышалось "Жи...-здра". Если верить этому, то давайте рассмотрим исторически. Река Жиздра упоминается еще в 13 веке когда была битва с татаро-монголами под Козельском, где протекает наша река. А сторожевой полк солдат стоял на Жиздринской засечной черте при Иване Грозном 1530-1584 годы, когда он своим указом послал князя Серебряного на Жиздринский пост.
В Перемышльском районе также существует легенда но с перекличкой лодочников ранним утром с противоположных берегов реки Жиздры. В толковом словаре В.И.Даля слово Жиздар объясняется как вздорный человек. Жиздорить - вздорить, задирать быть сварливым, ссориться. Возможно, такой человек жил в этих краях и владел определенным участком реки, но по моим убеждениям село Жиздра было названо от названия реки, на котором оно стояло.
Несколько позже начали прокладываться грунтовые дороги, а они, как правило строились по самому короткому пути. И если в ранние времена из Москвы в Киев проходила она через смоленские земли, и другой путь через Волхов, Орел, Карачев и так далее. То самый короткий путь пролегал через Калугу, Брынские леса, Жиздру, Брянск. А это создавало благоприятные условия экономического развития Жиздры и ее округи. Бурно стали развиваться ремесла: кузнечное, деревообрабатывающее, кожевенное, пошивочное, кирпичное и т. п. Это создает хорошие условия для товарообмена. Из других селений привозили животноводческую продукцию, скот, продукты земледелия и обменивали на кузнечные поделки, деревообработку - бочки, кадки, дежи, сани, телеги, колеса и многое другое.
Как правило, торговля велась по воскресным дням, сюда съезжалось население близлежащих сел, деревень и поселков, а в ярмарочные дни сюда приезжали люди из соседних уездов - Мещевска, Брянска и др. Таким образом, нарождалось новое сословие - купечество. В те ранние времени они назывались торговые люди. Они закупали привозимые сюда товары и перепродавали в этом округе, одновременно скупали готовые изделия у своих ремесленников. Так развивались торговые отношения.
В более позднее время организовывались крупные ярмарки в Жиздре и ее округе, так ярмарки в Жиздре были - Троицкая 7 июня и Сергиевская 25 сентября и в уезде Дмитровская - 25 ноября. Кроме них были ярмарки в Брыни и других селениях уезда. На Троицкую ярмарку по данным на 1843 год привозилось товара на 10000 руб., было продано на 3000 руб., а на Сергиевскую привозили товара на 35000 руб. и продавалось на 10000 руб.
Как известно, деньги появились не сразу. В начале обменивался товар на товар, затем появились деньги, называемые рубли. Это когда ценный металл рубился на строго определенные части и вес. Как правило, это было золото и серебро.
О развитии торговых связей вятичей с Востоком, Югом и Западом свидетельствуют находки многочисленных кладов с арабскими серебряными монетами: а также монетами восточных стран, Византийских, Германских и других государств.
В 10-12 веках через землю вятичей шли торговые пути в Поволжье, Среднюю Азию, Закавказье, Иран, Византию, Венгрию, Польшу, Германию и Скандинавию. Река Ока и ее притоки, в том числе и наша река Жиздра, являлись связующим торговым звеном между перечисленными странами. Все это давало большой толчок к развитию ремесла, его совершенствования.
Но неспокойно жилось на Руси, вражеские набеги шли и с северо-запада, и с юго-запада, и с востока. Тяжким бременем для русского народа явилось татаро-монгольское нашествие в 1237 году, когда на Русь двинулись татаро-монгольские полчища хана Батыя, которые подвергли страшному опустошению русские земли. В это время Русь была раздроблена на княжества среди которых не было единства, а часто шли войны между княжествами, оттого она потерпела nopaжение. А.И.Герцен писал: "Татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили население и убивали."
С 1240 года русский народ попал под жестокое татаро-монгольское иго, которое продолжалось более 250 лет. Через нашу Жиздру татаро-монголы не проходили, но край задели при походе со смоленщины на Брянск и Орел, через западную часть Жиздринского района - Улемль, Улемец. Эти названия татаро-монгольского происхождения. Очевидно, эти населенные пункты входили во владения татаро-монголов и платили им дань. Но у местных жителей в названии села Улемль есть другая версия. Во время нашествия татаро-монголов, они своим варварством наводили ужас на наш народ, и при приближении к селению одна девушка Ульяна побежала предупредить население о приближении татар, но при переходе через речку ее схватили татары, убили и бросили в речку. Деревушка была полностью уничтожена. После этого селение начали строить на новом месте вдоль речки, которую назвали Улемлькой, а село Улемль.
Жиздре в свое время повезло. Через нее не проходили ни татаро-монгольские полчища, ни крымский хан Гирей, ни польско-литовское нашествие, ни французы 1812 года. Это объясняется тем, что Жиздра не стояла на главном пути этих завоевателей. А географическое положение (болота, непроходимый лес) создавало определенные трудности для продвижения вражеских войск. А вот наших соседей козельчан татаро-монголы жестоко разорили, хотя они мужественно вели с ними семинедельную битву. Но силы были не равны. Во время этой битвы много жителей было уничтожено, а часть их бежало в глухие дебри. Возможно, часть этих беженцев и поселилось вдоль реки Жиздры в наших краях.
Семинедельная оборона козельчан является выдающимся событием не только истории нашей родины, но и мировой истории. К.Маркс с глубокой симпатией относился к героической борьбе русского народа против татаро-монгольских завоевателей и дал высокую оценку сопротивлению русских городов и семинедельной обороне Козельска. "Батый изменил направление, испугавшись болот и непроходимых лесов, он двинулся в сторону Калуги, где взял приступом Козельск, оборонявшийся в течение семи недель" (Архив Маркса и Энгельса, том 8 стр. 114.)
Земли Калужского края много раз подвергались вражескому нашествию как со стороны татаро-монголов, так и польско-литовских захватчиков - отрядов Лисовского, панов Чаплинского и Опалинского. Очень сильно разорил Калужский край Гетман Сагайдачный. В это время происходило объединение северо-восточной Руси, а происходило оно не только в борьбе с татаро-монголами, но и с агрессией польско-литовских феодалов, которые в 14-15 веках захватили большую территорию центра России, такие города как Смоленск, Брянск, территорию центра Калужского края с городами Козельском, Мосальском, Мещевском, Серенском, Перемышлем, Воротынском и другими.
Граница между Литвой и Москвой была установлена по рекам Оке и Угре. Таким образом, всю южную часть от Калуги до Брянска и Северную Украину оккупировали польско-литовские захватчики. Сюда входил и наш Жиздринский край - Хвастовичи, Жиздра, Людиново, Киров и далее территория к Смоленску. В 1389 году впервые упоминается селение Хвастовичи. В духовной грамоте Московского великого князя Дмитрия Ивановича о наследовании земель после его смерти двум сыновьям - Юрию и Дмитрию от 13 апреля - 16 мая 1389 года перечисляются, кому из сыновей наследуются земли с городами и селениями, перечисляются: Калуга и прилежащих к ней территории - Медыни, Перемышля, Хвастович и другие поселения. Таким образом, в первой половине 14 века уже существовали Хвастовичи, которые позже вошли в Жиздринский уезд. 5 февраля 1494 года был составлен договор об установлении границы между Московским князем Иваном Васильевичем и Литовским Александром Казимиро-вичем. В этом договоре указывается граница, проходящая по Калужской земле, где называются города - Козельск, Таруса, Серенск и поселение Людиново. Его трижды называют в этом договоре как Людимеск.
Во втором договоре от 8 октября 1508 года между Московским и великим князем Василием Ивановичем с польским королем Сигизмундом о землях, признаных за Московским государством называются города Рыльск с волостями, Путивль с волостями, Стародуб с волостями, Чернигов с волостями, Почеп, Гомель, Трубчевск, Мосальск, Воротынск, и перечисляются они с волостями, а так же Козельск и Людимеск и другие населенные пункты. В этом документе, как видим, указываются южные и западные границы Московского государства. И мы видим, что Людиново уже существовало как поселение, упоминаемое как в 1389 году так и в 1508 году.
В этот период шло объединение мелких княжеств с Москвой. В том числе и присоединились княжества и города Калужского края: Перемышльское, Воротынское, Мосальское, Тарусское и ряд других. Это значительно усилило Московское государство. И привело к тому, что в 1500 году между Москвой и Литвой вспыхнула жестокая война, которая длилась три года. В итоге польско-литовские войска были разбиты и по перемирию в 1503 году была воссоединена Чернигово Северская земля. Были освобождены из-под гнета польско-литовских феодалов и земли нашей Калужской, часть Брянской и Смоленской областей.
Присоединение Калужских земель к Русскому государству имело большое значение для нашего края. Кончились междоусобные войны, создались лучшие условия для развития земледелия, ремесла, торговли и культуры. И все же наш край еще долго подвергался нашествию со строны польских панов и крымских татар. Это было в 1512 году. А вот, к счастью, Жиздра все время оставалась в стороне от этих событий.
Наши края страдали и от природных катаклизмов. Так в 1654 году население подверглось эпидемии и моровой язвы, т.е. чума, унесшая почти две трети населения городов и сельских поселений. Стихии природы и мор людей обрушивались на русские земли, в том числе и на наш край и в более позднее время. Войны и связанные с этим экономические и бытовые условия создавали трудности для жизни людей.
1372-1374 годы были исключительными в истории нашей земли. Об этом писал В.А. Чивилихин в своей книге "Память", стр.665. "Этот год венчает целую серию жестоких засух, охвативших русскую землю во второй половине 14 века. От жары и зноя в 1374 году погибло много скота. Потом перешел мор на людей по всей земле русской. Шло время, жизнь людей продолжалась. Однако население нашего Края продолжали трясти социально-экономические и политические неурядицы. Крепостническая политика Бориса Годунова еще более ухудшила экономическое положение большинства народа. Нарастало недовольство, начались массовые волнения крестьян. К тому же в 1601 -1603 годах Россию постигло бедствие - неурожай. Начался сильный голод, тысячи людей умирали, что резко обострило противоречия между массой бедных людей и кучкой богатых. Крестьяне громили помещичьи усадьбы, убивали бояр и князей. Развернулась крестьянская война под руководством Болотникова. Начало ее было в Комарицкой волости на Брянщине. На сторону И.И.Болотникова и его повстанческой армии перешел и Калужский Край активно поддержал его.
Василий Шуйский из Москвы послал против Болотникова, засевшего в Калуге, две армии с лучшими полководцами. Но в мае 1607 года под Калугой Болотников разгромил царские войска. В результате одна часть армии побросала оружие и бежала к Серпухову, другая часть сдалась Болотникову. После чего Болотников направился в Тулу. Крестьянская война продолжалась до 1608 года. Польские феодалы, видя такую обстановку,6 сентября 1607 года вновь двинулись на Москву из-под Стародуба, что на юге Брянщины по западным городам Калужского края в сентябре 1607 года, а весной 1608 года из Трубчевска на Москву через Волхов. Как видим, наш Жиздринский край как бы находился в вилке этих событий и не подвергался опустошению со стороны неприятельских войск.
Польские феодалы в 1610 г. разгромили Козельск и повторили зверства, которые испытывали козельчане в 1237 г. от полчищ татаро-монголов. В первой половине 17 века в результате польской интервенции большинство сел и городов Калужского края было разорено и сожжено, значительная часть жителей погибла. Таким образом, население сократилось на одну треть. Антисанитарное состояние улиц и дворов, сел и городов, связанное с войной, вызвало эпидемии, в результате которых в 1654 году постигло моровое поветрие - вымерла чуть ли не половина населения края.
1654 год был замечателен тем, что в этом году Украина воссоединилась с Россией. Таким образом, Калужский край, в том числе и Жиздринский, перестал быть пограничным, а по перемирию с Польшей в 1667 году полностью вошел в состав России.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет