Кафедра философии



Дата27.06.2016
өлшемі343.15 Kb.
#160136
түріКонтрольные вопросы


ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе



________ ____свящ. Г. Егоров

«___»________________2012 г.



В. П. ЛЕГА

Учебно-методический комплекс
НАУЧНАЯ АПОЛОГЕТИКА

По направлению 031900.62 (520200) – Теология

Москва


2012

Программа утверждена на заседании кафедры философии
06 февраля 2012 г.
Протокол № 3 от 06 февраля 2012 г.

Заведующий кафедрой доцент В.П. Лега, к. бог.


Автор программы доцент В.П. Лега, к. бог.

Рецензент: профессор В.Н.Катасонов, д.ф.н.

Тема 1. Введение.
Предмет и задачи курса. Восстановление целостной истины как главная задача научной апологетики. Связь с естественными и гуманитарными науками, с одной стороны, и с богословскими дисциплинами – с другой. Обзор основных источников и пособий.
Контрольные вопросы к занятию:

1 Каковы задачи апологетики?

2. Каким должен быть метод апологетики?

Литература

1. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ Общие понятия о науке Основного Богословия).



Тема 2. Исторический очерк апологетики

Апологетика в Средние века, в Новое время и в современном мире. Становление и развитие христианской апологетики в работах апологетов II-III вв.: св. Иустин Философ, Татиан, св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский, Тертуллиан, Климент Александрийский. Синтез богословия и философии в учении блаж. Августина и отцов-каппадокийцев – свв. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Развитие апологетики в работах препп. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Основные богословско-философские проблемы патристики, отличия западной богословской традиции от восточной. Западная схоластика и ее особенности. Апологетические работы Фомы Аквинского.

Особенности апологетики в эпоху Возрождения. Возникновение скептицизма и атеизма. Антисхоластические идеи: Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Раймунд Себундский, Савонарола.

Развитие христианской апологетики на западе в новое время: Галилей, Декарт, Паскаль, Ньютон, Лейбниц, Кант. Возникновение деизма. Протестантская апологетика. Апологетика XIX века: Шеллинг, Гегель, Шлейермахер.

Становление современного основного богословия в работах русских богословов и философов XIX века – прот. Ф.Голубинского, Рождественского, Кудрявцева-Платонова, Светлова и др. Православная апологетика в XX веке: свящ. Павел Флоренский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др. Развитие протестантской и католической апологетики на западе.



Контрольные вопросы к занятию:

1 Каковы были задачи апологетики в раннем христианстве?

2. Какие новые апологетические проблемы появились в период Нового времени?

3. В чем значение для апологетики классической философии XVII-XVIII вв.?



Литература

1. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ История христианской апологетики, или Основного Богословия).


Тема 3. Сущность религии.

Необходимость решения вопроса о сущности религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Лактанций, блаж. Августин, современные концепции. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и в сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Отличие Церкви от тоталитарной секты. Религиозно-философские учения (деизм, пантеизм), их отличие от религии.



Контрольные вопросы:

1. Можно ли дать определение религии?

2. Атеистическое определение религии, его недостатки.

3. Необходимые элементы религии.

4. Каковы отличия теизма от деизма и пантеизма?

5. В чем отличие религии от тоталитарной секты?



Литература

1. Лактанций. Божественные установления, IV, 28, 1-15.

2. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ О сущности религии).

3. Цицерон. О природе богов. Кн. II, 28.



Тема 4. Происхождение религии.

Атеистические концепции и их критика

Важность правильного решения вопроса об изначальном характере религии. Критический обзор различных атеистических теорий о происхождении религии: а) просветительская концепция (обман, страх, невежество как причины возникновения религии), б) учение Фейербаха, в) марксистская концепция (классовые корни религии), г) эволюционистская (анимистическая) теория, д) фрейдизм.



Контрольные вопросы:

1. Почему вопрос о времени возникновения религии является столь принципиальным?

2. Сущность просветительской концепции происхождения религии, ее ошибочность.

3. Сущность марксистской концепции происхождения религии, ее ошибочность.

4. В чем принципиальное отличие марксистской концепции от просветительской?

Литература


  1. Гольбах П. Система природы. Ч.2, гл.1. О происхождении наших идей о божестве.

  2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.

  3. Фейербах Л. Сущность христианства. Гл.2. Общая сущность религии.

  4. Фрейд З. Этот человек Моисей. 4 Приложение.


Христианская и современная научная концепции

Христианское учение об изначальности религии в человеческом роде. Прамонотеизм и возникновение политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма. Свидетельства современной науки (этнографии, социальной антропологии) о характере примитивных религий. Сравнение христианской и научной концепций.



Контрольные вопросы:

1. Каков взгляд науки на проблему возникновения религии?

2. Можно ли привести научные доказательства в пользу православного учения о прамонотеизме как первоначальной форме религии?

3. Как отвечает христианство на вопрос о существовании множества различных религий?



Литература

  1. Кабо В. Круг и крест. Канберра, 2002. Введение.

  2. Зубов А.Б. История религии. М., 1997. С. 3-23.


Тема 5. Вера и разум.

Исторический обзор

Философская апологетика: основные проблемы, методы их решения. Философия и христианство. Отношение отцов Церкви к философии. «Философия – служанка богословия» (Климент Александрийский). Возможность использования различных философских систем для нужд христианской апологетики.

Вера и разум. Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин («верую, чтобы понимать»), Тертуллиан («верую, ибо абсурдно»), Пьер Абеляр («понимаю, чтобы верить»), Сигер Брабантский (учение о двух истинах). Достоинства и недостатки каждого решения.

Контрольные вопросы:

1. В чем смысл существования различных философских систем?

2. Почему отцы Церкви обращались к различным философским учениям для развития своего богословского учения?

3. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?



Литература

  1. Лега В.П. Многообразие философских систем как сущностная черта философского знания // Вестник ПСТГУ. Вып. I:16. 2006. С. 45-54.

  2. Лега В.П. История западной философии. М., 2009. Т.1. С. 236-237, 241-248, 250-251, 258-265, 319-320, 327-328, 355, 361-362.


Православное учение о вере

«Вера не противоразумна, а сверхразумна». Психологическое и онтологическое понимание веры. Ап. Павел и отцы Церкви о вере. Вера как онтологическое свойство целомудренной души. Причины утраты веры после грехопадения. Два понимания веры отцами Церкви: «вера от слышания» и «вера как уверенность в невидимом». О возможности и ограниченности использования рациональных доказательств религиозных истин.



Контрольные вопросы:

1. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?

2. Какие можно назвать варианты решения вопроса об отношении веры и разума?

3. В чем смысл определения веры, данное апостолом Павлом (Евр. 11, 1)?

4. Каковы отличия католического и православного понимания веры?

5. Что означает сверхразумность веры?



Литература

  1. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. IV, 10-11.

  2. Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию, XXXIII.

  3. Лега В.П. Что такое вера? Учение апостола Павла и отцов церкви о сущности веры и отношении ее к знанию // Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд. М., 2008. – С. 165-182.

  4. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Т.1, гл.7-8.

  5. Франк С.Л. С нами Бог. М., 1992. Ч.1. Что такое вера?


Проблема истины

Различные определения истины. Критерий истины. Классическая концепция истины: Платон, Аристотель. Когерентная концепция истины: Гоббс, Кант. Марксистская концепция истины. Учение об истине в прагматизме и позитивизме, философии жизни. Недостаточность и противоречивость философского и научного понимания истины. Метафизический, логический и этический смысл истины. Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.



Контрольные вопросы:

1. В чем сущность и недостатки классической и когерентной концепций истины?

2. Каковы причины появления марксистского критерия истины как общественной практики?

3. В чем суть учения Ф.Ницше об истине?

4. Почему только христианство может дать удовлетворительное решение проблеме истины?

Литература

1. Лега В.П. Христианство как истинная религия // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 81-91.

2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С.10-35.

Тема 6. Доказательства бытия Бога.

Постановка проблемы

Вопрос о доказательствах бытия Бога. Суть проблемы, ее сложность, противоречивость и актуальность. Отцы Церкви о возможности и специфике доказательств бытия Бога: свв. Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин. Смысл фразы «доказательство бытия Бога». Классификация известных доказательств бытия Бога по двум группам: априорные и апостериорные. Методы доказательства существования Бога.



Контрольные вопросы к занятию:

1. Какова роль доказательств бытия Бога в христианском богословии?

2. Каково отношение отцов Церкви к доказательствам бытия Бога?

3. Можно ли доказать бытие Бога?


Литература

  1. Василий Великий, свт. Письмо 227, к Амфилохию.

  2. Кудрявцев-Платонов В.Д. Значение доказательств бытия Бога // Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 485-509.

  3. Лега В.П. О доказательствах бытия Бога // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 100-108.

  4. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Т.1. Ч.1. СПб., 1884. (§ Значение доказательств религиозных истин).

  5. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Т.1, гл.12. Долгопрудный, 2000. С. 69-73.


Историческое доказательство

Историческое доказательство. Основания аргумента: всеобщность религии в человеческом роде и необъяснимость этого универсального феномена конечными, относительными факторами человеческой истории. Данные истории, археологии, этнологии, в пользу исторического аргумента. Недостаток формально-логической строгости. Сила его как косвенного аргумента. Апологетическое значение его в современных условиях.

Контрольные вопросы:

1. В чем суть исторического доказательства бытия Бога?


Литература

  1. Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Историческое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 364-396.


Религиозно-опытное доказательство

Значение опыта в установлении и подтверждении истины. Христианство как живая связь человека с Богом. Бытие Бога - факт многообразного и многократно подтверждаемого опыта людей. Независимость и универсальность этого опыта от преходящих и относительных культурно-исторических и индивидуально-бытовых условий. Проверяемость и повторяемость духовно-опытных свидетельств о бытии Бога.



Контрольные вопросы:

1. Как современные научные исследования подтверждают справедливость исторического доказательства?

2. В чем различие религиозного и научного опыта?
Литература


  1. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993. (Лекция III).


Онтологическое доказательство

Этимология названия. Разработка данного аргумента архиеп. Ансельмом Кентерберийским. Логическая сущность аргумента: понятие о Всесовершенном («То, больше чего нельзя помыслить») и утверждение о Его нереальности логически несовместимы. Формулировка Бонавентуры («Если Бог есть Бог, то Он есть»). Формулировка онтологического аргумента Декартом. Невозможность человеку самому выработать идею о Том, Кто выше его разума. Споры вокруг онтологического аргумента. Критика онтологического доказательства Фомой Аквинским и Кантом. Критика Гегелем кантовских опровержений. Возрождение онтологического доказательства в русской философии (прот. Феодор Голубинский, еп. Михаил (Грибановский), С.Франк). С.Л.Франк об особенностях плотиновского варианта онтологического доказательства. Онтологическое доказательство в западной мысли XX века: Ч.Хартсхорн, Н.Малькольм, А.Плантинга, математический вариант К.Гёделя.



Контрольные вопросы:

1. В чем суть онтологического доказательства бытия Бога?

2. Почему критика Кантом онтологического доказательства бытия Бога не может быть признана состоятельной?

3. Как опровергают кантовскую критику Гегель и русские философы С.Франк и еп. Михаил (Грибановский)?

4. Как вы думаете, почему еп. Михаил (Грибановский) выделяет среди всех доказательств бытия Бога именно онтологическое?
Литература


  1. Ансельм Кентерберийский. Прослогион, 2-5 // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. С. 128-130.

  2. Гаунило из Мармутье. В защиту глупца, 2-3 // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. С. 147-149.

  3. Декарт Р. Первоначала философии. Ч.1, 14-22 // Декарт Р. Сочинения в 2. Т.1. М., 1989. С.319-323.

  4. Кант И. Критика чистого разума (раздел 4. О невозможности онтологического доказательства бытия Бога) // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.3. М., 1994. С.448-455.

  5. Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Онтологическое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 273-306.

  6. Михаил (Грибановский), епископ. Истина бытия Божия // Епископ Михаил (Грибановский). Сочинение, письма жизнеописание. М., 2011. С. 221-230.

  7. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Т.1, гл.10-11. Долгопрудный, 2000. С. 63-69.

  8. Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 114-123.


Нравственное доказательство.

Докантовская формулировка: заключение от присущего нам нравственного закона к бытию верховного Законодателя. Нравственный закон в человеке. Различные гипотезы о нравственном законе (биологическая, социальная, автономная). Свв. отцы о его сущности и происхождении. Понятие о совести. Универсальный общечеловеческий характер нравственного закона. Кантовская разработка нравственного аргумента: бытие Бога и бессмертие души как постулаты практического разума. Критика нравственного доказательства со стороны Фихте, Шеллинга, Гегеля и их несостоятельность.



Контрольные вопросы:

  1. Как объясняют существование нравственности материалистические теории?

  2. Почему эти объяснения не выдерживают критики?

  3. В чем суть докантовского доказательства? Каковы его достоинства и недостатки?

  4. В чем суть кантовского варианта нравственного доказательства бытия Бога?

Литература

  1. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.4. М., 1994. С.375-376, 407-408, 412-413, 424-426, 477-478, 486-490, 505-507, 509-510, 519-520, 521-524, 525-530, 536-540.

  2. Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Нравственное доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 396-485.

  3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. (§ Нравственное доказательство бытия Божия).


Космологическое доказательство

История доказательства: Аристотель, отцы Церкви, Фома Аквинский. Логические основания аргумента: закон причинности и закон достаточного основания. Факт бытия мира требует признания всемогущей творческой причины. Идея сотворения мира из ничего и космологический аргумент. Критика космологического доказательства Юмом, Кантом и Штраусом. «Космологический парадокс» Ньютона и его решение А.Эйнштейном. Теория «большого взрыва» и ее применение для возрождения космологического доказательства.



Контрольные вопросы:

  1. Какова логика и история космологического доказательства?

  2. Какова критика доказательства, предложенная И.Кантом?

  3. Почему в XIX веке логика космологического доказательства начинает казаться неприемлемой?

  4. Какие научные открытия XX века подтвердили справедливость этого доказательства?

Литература

1. Аристотель. Физика, кн. VIII, гл.5 // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т.4. М., 1981. С. 234-240.

2. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989. С 201-224.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры I, 3.

4. Кант И. Критика чистого разума (раздел 5. О невозможности космологического доказательства бытия Бога) // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.3. М., 1994. С.455-463.

5. Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Космологическое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 215-238.

6. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. (§ Космологическое доказательство бытия Божия).

7. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч.I. Вопр. 1-43. Киев; Москва, 2002. (Вопр. 2. О Боге: существует ли Бог). С. 25-27.

8. Фома Аквинский. Сумма против язычников (гл. 13. Доводы, доказывающие, что Бог есть). Долгопрудный, 2000. С. 73-91.
Телеологическое доказательство

История доказательства: Платон, стоики, отцы Церкви, Лейбниц. Творец и творение: библейское понимание. Отцы Церкви о познании Бога из творения. Логическая сущность аргумента. Разумно-целесообразное и гармонически-упорядоченное строение мира как произведение разумного Творца, обладающего всемогуществом и всесовершенством. Формально-логический анализ телеологического аргумента. Утверждение его в многообразии человеческого опыта. Примеры из современных наук – физики («большой взрыв», «антропный принцип»), биологии, генетики и др.



Контрольные вопросы:

  1. Какова логика и история телеологического доказательства?

  2. Какова критика доказательства, предложенная И.Кантом?

  3. Почему в XIX веке эта логика начинает казаться неприемлемой?

  4. Какие научные открытия XX века подтвердили справедливость этого доказательства?

  5. Что такое «антропный принцип»?

  6. Можно ли использовать данные современных наук для вывода о существовании Бога?


Литература

  1. Афанасий Великий, свт. Слово на язычников, 35-39.

  2. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989. С 245-266.

  3. Кант И. Критика чистого разума (раздел 6. О невозможности физикотеологического доказательства бытия Бога) // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.3. М., 1994. С.467-474.

  4. Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Телеологическое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 239-272.

  5. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. (§ Телеологическое доказательство бытия Божия).

Тема 7. Наука и христианство.

Отношение христианства и науки до XVII в.

Просвещенческий миф о рождении современной науки из противостояния Церкви. История взаимодействия христианства и науки (со времени отцов-апологетов до XVII в.).



Контрольные вопросы:

1. Существовал ли конфликт между христианством и наукой в Средние века?

2. В чем причина упадка интереса к науке в раннем средневековье?
Литература


  1. Катасонов В.Н. Интеллектуализм и волюнтаризм: религиозно-философский горизонт науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 142-177.

  2. Кураев А., диакон. Дары и анафемы. (гл. «Что христианство принесло в мир»). М., 1995.

  3. Нестерук А. Логос и космос. Богословие, наука и православное предание / пер. с англ. М., 2006. С. 2-14.


Возникновение современной науки

Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений. Религиозно-философские факторы генезиса естествознания Нового времени. Культурообразующая роль христианства. Роль отделения западной Церкви от Восточной. Разделение сфер веры и разума в Католической Церкви и признание автономности разума. Влияние различных течений в западной Церкви на генезис науки. Интеллектуализм и волюнтаризм. Постулаты, лежащие в основе современной науки: вера в Бога – Творца и Законодателя мира, учение о человеке как образе Божием, Боговоплощение как освящение мира, математизация естествознания, его теоретичность. Отличие аристотелевской науки от галилеевской. Антиеретическая и антиоккультная направленность науки в XVII веке.



Контрольные вопросы:

1. Существовал ли конфликт между христианством и наукой в XVII веке?

2. В чем отличие аристотелевской науки от галилеевской?

3. Какие положения лежат в основании современной науки?


Литература

  1. Гайденко П.П. Христианство и генезис современного естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 44-87.

  2. Гейзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истина // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 328-343.

  3. Кожев А. Христианское происхождение науки // Кожев А. Атеизм и другие работы. М., 2006. С. 416-428.

  4. Брук Дж. Х. Наука и религия: историческая перспектива. М., 2004. С. 51-60, 66-74.

  5. Нестерук А. Логос и космос. Богословие, наука и православное предание / пер. с англ. М., 2006. С. 15-42.


Ученые и христианство

Роль магико-герметических идей эпохи Возрождения. Оккультизм и ненаучность учения Джордано Бруно. Причины суда над Дж. Бруно.

Реакция христианского мира на появление гелиоцентрической модели Н. Коперника. Развитие гелиоцентрической модели Г. Галилеем. Переписка Галилея с разными лицами о принципах толкования Св. Писания. Причины и результаты суда над Галилеем.

Отношение католической церкви и науки в XVII-XIX вв. Причины возникновения науки в католических странах, а не в православных. Отсутствие конфликта с наукой в православии. Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Фарадей, Коши, Максвелл, Мендель, Планк, Эйнштейн, Гейзенберг и др.

Эпоха Просвещения и использование научных аргументов в борьбе с Церковью.

Эволюционные идеи в христианском мире до Ч. Дарвина. Эволюционная теория Дарвина и реакция на ее появление в XIX веке. Американский фундаментализм XX века и «обезьяньи процессы».

Причины неверия многих современных ученых.

Контрольные вопросы

1. Является ли Бруно ученым?

2. За что был осужден Джордано Бруно?

3. В чем суть переворота в астрономии, совершенного Н.Коперником?

4. Какова роль Реформации в изменении взглядов католической Церкви на гелиоцентрическую систему Коперника?

5. Как вы думаете, кто был прав в споре Галилея и инквизиции?

6. Можно ли доказывать истинность христианства указанием на наличие верующих ученых?

7. Как великие ученые доказывают гармонию между наукой и религией?

8. Почему позиция атеизма о несовместимости науки и религии несостоятельна?

9. Совместим ли дарвинизм и христианство?


Литература

  1. Брук Дж. Х. Наука и религия: историческая перспектива. М., 2004. С. 61-66, 134-155, 232-244, 260-267.

  2. Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 88-93, 103-114.

  3. Гейзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истина // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 335-339.

  4. Джордано Бруно перед судом инквизиции. (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958. Т. 6. С. 349–416.

  5. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. №8. 1990. С. 25-36.

  6. Таунс Ч. Слияние науки религии // Диалоги. Полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки. М., 1979. C. 59–67.

  7. Эйнштейн А. Религия и наука // Эйнштейн А. Собр. науч. тр.: в 4 т. Т.4. М., 1967. С.126-129.

  8. Эйнштейн А. Наука и религия // Эйнштейн о религии. М., 2010.

  9. Эйнштейн А. Письмо к М.Соловину от 1 января 1951 г. // Эйнштейн А. Собр. науч. тр.: в 4 т. Т.4. М., 1967. С. 564-565.

Тема 8. Христианское учение о чудесах.

Природа чудес. Проблема определения чуда. Различные определения: богословское, атеистическое, феноменалистическое, сущностное. Спор Лейбница и Кларка по вопросу о чудесах. Чудо как событие, противоречащее законам природы. Чудо как знамение. Онтологическое обоснование возможности чуда. Примеры чудес: уникальные (в т.ч. евангельские) и постоянно действующие. Жизнь как чудо с точки зрения физики. Попытка Шрёдингера объяснить жизнь с точки зрения физики, ее неудача. Евхаристия как наиболее наглядное чудо. Чудо в истории: «может ли Бог сделать бывшее небывшим?» О так называемом противоречии всемогущества: «может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять?» Причины непризнания людьми даже самых очевидных чудес.



Контрольные вопросы:

  1. Можно ли дать философско-религиозное обоснование чудес?

  2. Каким было отношение к чудесам у физиков XVII века?

  3. Почему атеисты не признают чудеса?

  4. Можно ли, оставаясь ученым, верить в чудеса?

  5. Назовите примеры чудес, происходивших в недавнее время.


Литература

  1. Лега В.П. Проблема чуда с точки зрения современного научного и христианского мировоззрения // Ценностный дискурс в науках и теологии. М., 2009. С. 73-95.

  2. Лега В.П. Всемогущ ли Бог? www.pravoslavie.ru/put/47651.htm

  3. Лейбниц Г.В. Переписка с Кларком // Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т.1. С. 445, 449, 455, 464, 496-499.

  4. Льюис К.С. Чудо. М., 1992. (8. Чудо и законы природы)

  5. Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 129-141.

Тема 9. Библия и наука.

«Шестоднев» и его толкование

Христианское учение о творении мира и человека – краткая история его сосуществования с естествознанием. Спор о принципах толкования Св. Писания в контексте соотнесения первых глав книги Бытия с данными новоевропейской науки. Разные подходы к такому соотнесению: расширенное толкование Шестоднева в свете естественнонаучных открытий; буквальное толкование с «подбором» научным данных, согласных с таким толкованием; понимание Шестоднева как сборника первобытных мифов Ближнего Востока; литературоведческий подход к толкованию и др. Проблема возникновения текста Шестоднева.

Проблема длительности дней творения. Проблема времени в контексте соотнесения Шестоднева и науки. Сравнение библейских и научных взглядов на мир и человека.

Историческая уникальность библейского описания сотворения мира. Соответствие «шестоднева» положениям современных наук: физики, геологии, биологии. Креационизм и эволюционизм в понимании сотворения и развития мира.

Проблема соотнесения библейского описания творения мира с современными научными взглядами об эволюции вселенной. Христианство и частные науки: физика, геология, биология, антропология.

Контрольные вопросы:

1. Каково отношение отцов Церкви к вопросу о длительности дней творения?

2. Можно ли понимать текст Библии буквально, когда речь идет о научных взглядах на природу?

3. Есть ли точки соприкосновения у современной физики и христианской апологетики?

4. Насколько принципиален вопрос о возрасте вселенной и Земли?

5. Можно ли согласовать положения «шестоднева» и современной науки?


Литература

  1. Августин, блаж. О книге Бытия буквально,

  2. Августин, блаж. О книге Бытия, IV, 1.

  3. Василий Великий, свт. Беседы на шестоднев. Беседы 2, 6.

  4. Иванов Н., прот. И сказал Бог (Опыт истолкования Книги Бытия). Клин, 1999. С. 97-116.

  5. Наука и Библия // Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004. С. 604-617.

  6. Цыпин Л., прот. Вселенная, космос, жизнь – три дня творения. Киев, 2008. С. 109-118, 313-332, 355-361, 419-429.


Проблема происхождения жизни и человека и отношение к эволюции

Дарвиновская теория эволюции и альтернативные ей теории. Логико-философское содержание споров вокруг проблемы эволюции. Эволюционизм и философские основания биологической науки. «Универсальный эволюционизм» как парадигма современной науки. Этические следствия эволюционного учения. «Теистический эволюционизм».



Контрольные вопросы:

1. Как христианство относится к вопросу о возникновении жизни и эволюции видов?

2. В чем причины нерелигиозности многих современных ученых-биологов?

3. Может ли эволюционист быть православным христианином?

4. Можно ли согласовать положения «шестоднева» и современной биологии?

Литература


  1. Иванов Н., прот. И сказал Бог (Опыт истолкования Книги Бытия). Клин, 1999. С. 116-132.

  2. Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 12-86.

  3. Дарвин Чарлз // Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004. С. 290-297.

  4. Муравник Г. Парадокс человека. Доклад на IX Международных Рождественских чтениях Москва, 2001 г. Секция “Христианство и наука”.


Тема 10. Православное учение о душе.

Проблема души, ее существования и бессмертия. Бестелесность души как основной аргумент в защиту ее бессмертия. Доказательства бессмертия души в истории философии (Платон, Плотин, св. Григорий Неокесарийский, преп. Максим Исповедник, Фома Аквинский, Лейбниц). Невозможность ответа на вопрос о сущности человека без допущения существования души. Три типа аргументов: от способности к познанию и самопознанию, от свободной воли и нравственной ответственности, от жизни.

Спор свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника по вопросу о телесности души. Св. Игнатий: учение о духовности души есть платоновское язычество и ведет к пантеизму и переселению душ. Св. Феофан: мнение св. Игнатия есть ультраматериализм и не учитывает учение о человеке как образе и подобии Божием.

Контрольные вопросы:

1. Можно ли доказать существование души?

2. Связаны ли друг с другом вопросы о сущности души и ее бессмертии?

3. Какие в истории философии предлагались доказательства бессмертия души?

4. Почему вопрос о телесности души является столь принципиальным для христианского богословия?

5. В чем суть спора о природе души свтт. Игнатия и Феофана?

6. Почему свт. Феофан считает неприемлемым учение о тонкой материальности души?

7. Почему свт. Игнатий считает неприемлемым учение о духовности души?



Литература

1. Афанасий Великий, свт. Слово на язычников, 33.

2. Григорий Неокесарийский, свт. К Татиану краткое слово о душе

3. Лейбниц Г.В. Доказательство бессмертия души посредством непрерывного сорита // Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. М., 1982. Т.1. С.83-84.

4. Максим Исповедник, преп. Письмо VI о том, что душа бестелесна.

5. Платон. Федр (245c – 246a). Государство (608d – 612a). Федон (79b – 80c, 105d–e)

6. Плотин. О бессмертии души (1-9).

7. Рождественский Н.П. Основное богословие (О неразрушимости души и возможности личного бессмертия).

8. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти. Прибавление к слову о смерти. М., 1993. С. 186-197, 206-212.

9. Феофан Затворник, свт. Душа и ангел - не тело, а дух. М., 1999.


Тема 11. Отношение христианства к человеческому телу.

Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого - воплощение Иисуса Христа, воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека, самопротиворечивость всех остальных религий. Необходимость заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (преп. Максим Исповедник, авва Фалассий). Евхаристический смысл заботы о теле в христианстве.



Контрольные вопросы:

1. Каково отношение православия к телесной составляющей природы человека?

2. В чем смысл телесной жизни человека?

3. Почему только христианство дает правильный и последовательный ответ на вопрос о смысле жизни?

4. Должен ли православный христианин заботиться о своем здоровье?

5. Каково отношения Церкви к физкультуре и спорту?



Литература

  1. Лега В.П. Тело и плоть: платоновское и христианское понимание // Казанский государственный университет. Юбилейная научная конференция: материалы. Казань, 1996.

  2. Лега В.П. Отношение к телу в христианстве. На сайте: http://legavp.ru/body-pravmir.doc


Тема 12. Проблема свободы человека.

Свобода человека — и всемогущество Бога и Его промысел. Христианское учение о человеке как образе Божием как основа решения проблемы свободы. Свобода и грехопадение. Учение преп. Максима Исповедника о двух волях в человеке: природной и греховной (гномической). Свобода как выбор и свобода как независимость. Что означает выражение «раб Божий»? Смысл монашеского обета послушания как отказа от своей свободы. Свобода и познание истины. Свобода и необходимость. Критика нехристианских учений о свободе человека.



Контрольные вопросы:

1. В чем суть христианского решения вопроса о соотношении свободы человека и Божественного предопределения?

2. Сопоставьте выражения: «я - раб Божий» и «христианство – религия свободы».

3. Где человек более свободен: в Церкви или вне ее?

4. Связано обретение свободы с познанием истины?

Литература

1. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995. С. 129-141.

2. Лега В.П. Кому быть повешенным, не утонет? http://www.pravmir.ru/komu-suzhdeno-byt-poveshennym-ne-utonet. См. также на сайте http://www.legavp.ru

3. Лега В.П. Христианство и нравственность // Возможна ли нравственность, независимая от религии? М.: Канон+, 2012. – С. 250-263



Тема 13. Вопрос о смысле страдания праведников (теодицея).

Суть проблемы, ее сложность и актуальность. Нехристианские и еретические способы решения проблемы (просветительская, марксистская, буддийская), их ошибочность и противоречивость. Христианское решение проблемы: причина зла - в относительной самостоятельности тварного мира, свободной воле человека и первородном грехе. Онтологический смысл грехопадения Адама и необходимости страданий в падшем мире. Онтологический смысл страданий Иисуса Христа и искупления Им грехов человечества.

Смысл страданий праведников, детей, невинных людей. Причины, по которым Бог попускает страдания.

Контрольные вопросы:

1. В чем смысл первородного греха?

2. Как можно объяснить события вокруг грехопадения? В чем смысл запрета на вкушение плодов с дерева познания добра и зла? Почему за ослушание Бог не простил Адама и Еву, а изгнал их из рая? Почему из-за греха прародителей прокляты не только они, но и вся земля? Почему наказанием за грех стала смерть?

3. Почему искупление Христом грехов человечества является единственным способом возвращения человечества в рай?

4. Возможно ли спасение вне Церкви?

5. Почему Бог не может или не хочет избавить мир от страданий?

6. Почему христианский ответ на вопрос о смысле жизни является наиболее последовательным?

7. Почему Бог не открывает врата рая всему человечеству?

8. Почему Бог попускает столь жестокие страдания невинных людей?
Литература

1. Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла // Василий Великий, свт. Беседы. М., 2003.

2. Лега В.П. Почему в нашем мире столько страдания? www.pravmir.ru/pochemu-v-nashem-mire-stolko-stradaniya. См. также на сайте www.legavp.ru.

3. Льюис К.С. Страдание // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992. С. 157-168 (§ 6-7. Страдание человека).

4. Марцинковский В. Ф. Смысл страдания. Нью-Йорк, 1955.

Тема 14. Историческая апологетика.

Уникальность Библии. Доказательство историчности ветхозаветных событий: археологические данные, кумранские рукописи, тщательная методика переписывания Ветхого Завет в древности как гарантия подлинности текста. Историчность евангельских событий. Свидетельства нецерковных историков о Христе (Иосиф Флавий, Тацит, Плиний Младший, Светоний). Надежность Евангелий как исторических документов.

Критика учений о «естественности» воскресения Христа (обморок и т.п.). Проповедь апостолов, мученичество и др. события христианской Церкви как доказательства реальности евангельских событий. «Туринская плащаница».

Контрольные вопросы:

1. Соответствует ли написанное в Библии данным исторических наук?

2. Почему мы должны верить Евангелиям?

3. Какие есть косвенные доказательства истинности евангельских событий?

4. Каковы результаты научного исследования Туринской плащаницы?

5. В чем нелогичность и противоречивость атеистической гипотезы об обмороке Христа, обмане и заговоре апостолов и т.п.?

6. Какие можно привести косвенные доказательства в пользу реальности воскресения Христова?
Литература


  1. Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1993. С. 31-38, 72-74.

  2. Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.

  3. Филиппов Б.А. Свидетельница воскресения. М., 2004.

Тема 15. Христианство и культура.

Определение понятия «культура», узкий (искусство) и широкий (все созданное человечеством) смысл. Культура как синтез высших ценностей человечества – Истины, Добра и Красоты. Духовные основы культуры. Святоотеческое учение о трехчастности души как основа культуры. Культурологический смысл православного учения об обожении.

Контрольные вопросы:


  1. Является ли христианство частью культуры или культура – частью христианства?

  2. Как связаны друг с другом духовность и истинная культура?

  3. Почему эта связь в полной мере проявляется только в христианстве?


Литература

  1. Лега В.П. О христианских основаниях духовности и культуры // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 108-118.



  1. Учебники и учебные пособия:

Основные

1. Лега В.П. Лекции в ДВГУ, статьи и интервью. http://www.legavp.ru

2. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 2003.

3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884.


Дополнительные

  1. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004.

  2. Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира. М., 2004.

  3. Зеньковский В.В. Апологетика // Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997.

  4. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Курс основного богословия. М., 1995.

  5. Мюррей М., Рей. М. Введение в философию религии. М., 2010.

  6. Реати Ф.Э. Есть ли Бог? Человек в поисках Бога. Введение в философское богословие. Гатчина, 2000.

  7. Светлов П.Я. Курс апологетического богословия. Киев, 1912.

  8. Суинберн Р. Есть ли Бог? М., 2001.

  9. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. Клин, 2000.

  10. Эванс Ч.С., Мэнис Р.З. Философия религии: размышление о вере. М.: ПСТГУ, 2011.


Дополнительная литература:

К теме 3-4

  1. Буткевич Т.И., прот. Религия, ее сущность и происхождение. Кн. 1-2 Харьков, 1902-1904.

  2. Введенский А. Вера в Бога, ее происхождение и основание. М., 1891.

  3. Кабо В. Происхождение религии: история проблемы. Канберра, 2002.

  4. Кудрявцев-Платонов В.Д. Религия, ее сущность и происхождение. М., 1871.

  5. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2008

  6. Хорст Б. Человек в поисках Бога: проблема нехристианских религий. М., 2001.


К теме 5

  1. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998. С. 124-242.

  2. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992.

  3. Вера и разум (Окружное послание Святейшего Отца Иоанна Павла II епископам Католической Церкви о взаимоотношении между верой и разумом)

  4. Вшолек С. Рациональность веры. М., 2005.

  5. Игумен Вениамин (Новик). Вера и знание. www.philosophy.ru/library/novik/vera_znan.html

  6. Кураев А., диак. О вере и знании. М., 1995.

  7. Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913.

  8. Тиллих П. Динамика веры // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 133-152.

  9. Соловьев В.С. Вера, разум и опыт // Вопросы философии. 1994. №1.


К теме 6

  1. Аквилонов Е., проф., прот. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия, 2-е изд. СПб., 1905.

  2. Владимир (Богоявленский), свщмч. Доказательства бытия Божия. М., 1912.

  3. Голубев В. Бог как первая причина бытия, с философской и естественнонаучной точки зрения. Харьков, 1905.

  4. Марков И. Декартово онтологическое доказательство существования Бога. Сергиев Посад, 1914.

  5. Тихомиров П.В. Имманентная критика рационального богословия (Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия). Исследование. Харьков, 1899.

  6. Франк С.Л. К истории онтологического доказательства // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 365-416.


К теме 7

  1. Барбур И. Религия и наука: история и современность. М., 2000.

  2. Дель Ре Дж. Космический танец: Научное исследование таинственной гармонии Вселенной. М., 2006.

  3. Захаров М., прот. Христианство и наука о происхождении и эволюции Вселенной. М., 2009.

  4. Катасонов В.Н. Христианство. Культура. Наука. М., 2009.

  5. Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб.,1995.

  6. Нейфах Г., прот. Гармония Божественного творения: взаимоотношения науки и религии. М., 2005.

  7. Пикок А. Богословие в век науки: Модели бытия и становления в богословии и науке. М., 2004.

  8. Полкинхорн Дж. Вера глазами физика: богословские заметки мыслителя "снизу-вверх". М., 1998.

  9. Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность. М., 2006.

  10. Светлов П.Я. Религия и наука. СПб., 1912.

  11. Соколов С., свящ. Мир иной и время вселенной. Время и вечность. М., 2008.

  12. Тростников В. Мысли перед рассветом. Париж, 1980.

  13. Фантоли А. Галилей. В защиту учения Коперника и достоинства святой Церкви. М., 1999.

  14. Франк С.Л. Религия и наука. Брюссель, 1953.

  15. Хаммэль Ч. Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия. М., 1998.

  16. Хаммэль Ч. Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия. М., 1998.

  17. Яки С. Спаситель науки. М., 1992.


К теме 8

  1. Феофан (Тумаков), еп. Чудо. Христианская вера в Него и ее оправдание. Опыт апологетически-этического исследования. Пг., 1915.



К теме 9

  1. Богородский Я.А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии, 2-е изд. Казань, 1909.

  2. Борис (Плотников), архим. О начале мира. Апологетическое исследование. Киев, 1891.

  3. Василий (Родзянко), еп. Теория распада вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие - ключ к апологетике нашего времени (Апологетика XXI века). М., 1996.

  4. Ильин В.Н. Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира. Париж, 1930.

  5. Ляшевский С., прот. Библия и наука о сотворении мира. М., 1997.

  6. Мумриков О., свящ. К вопросу о колыбели человеческой цивилизации. Доклад на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях (2008) www.bogoslov.ru/text/278183.html

  7. Тайсен Г. Библейская вера в эволюционной перспективе. М., 2009.

  8. Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. Клин, 1999.

  9. Хобринк Бен. Эволюция: яйцо без курицы. М., 1993.

  10. Шестоднев против эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении / Под ред. диакона Даниила Сысоева. М., 2000.


К теме 10

  1. Айвазов И.Г. Критический обзор материологических теорий против субстанциональности души. М., 1912.

  2. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991.

  3. Моуди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. М., 2009.

  4. Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. М., 1984.

  5. Степановский Н. Душа человека: против неверия. Учение Православной Церкви и популярная критика психологического материализма. Чернигов, 1910.

  6. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. М., 1995. С. 419-632.

  7. Франк С.Л. О природе душевной жизни // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 153-239.


К теме 12

  1. Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999.

К теме 13

  1. Лейбниц Г.В. Теодицея // Лейбниц Г.В. Собр. соч.: в 4 т. Т.4. М., 1989.

  2. Трубецкой С. Н. Смысл жизни. М., 1994.

  3. Франк С.Л. Непостижимое, гл. 10 // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 510-555.

  4. Франк С.Л. Смысл жизни. Париж, 1925.



К теме 14

  1. Гаврилов М.Н. Туринская плащаница. Описание и научное объяснение. Тула, 1992.

  2. Иисус Христос в документах истории. СПб., 1999.

  3. Как возникла Библия: CLV; 1993

  4. Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.

  5. Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1993.

  6. Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

  7. Новелли Дж. Туринская плащаница: вопрос остается открытым. М., 1998.

  8. Синельников В., свящ. Туринская плащаница на заре новой эры. М., 2001.

  9. Тайна Библии. Сост. свящ. В. Синельников. М., 2000.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

http://www.bogoslov.ru/



http://www.legavp.ru


3. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

  1. Апологетическая мысль до IV столетия.

  2. Основные черты антропологии бл. Августина.

  3. Апологетика отцов-каппадокийцев.

  4. «Естественное богословие» Фомы Аквинского.

  5. Христианская апологетика в эпоху Возрождения.

  6. Учение Канта о доказательствах бытия Бога.

  7. Учение Юма о религии.

  8. Учение Гегеля о религии.

  9. Учение Шлейермахера о религии.

  10. Учение Канта о религии «в пределах только разума».

  11. Православное учение о возникновении религии (по работам Кудрявцева-Платонова).

  12. Просветительская концепция возникновения религии и ее критика.

  13. Марксистская концепция возникновения религии и ее критика.

  14. Отношение отцов Церкви к философии.

  15. Отцы Церкви об отношении веры и разума.

  16. Отцы Церкви о возможности доказательств бытия Бога.

  17. История онтологического доказательства бытия Бога.

  18. Нравственное доказательство бытия Бога.

  19. Физико-теологическое доказательство бытия Бога.

  20. Учение блаж. Августина о свободе человека.

  21. Учение преп. Максима Исповедника о двух волях в человеке.

  22. Почему в мире существуют зло и страдания?

  23. Полемика блаж. Августина с манихеями.

  24. Теодицея Лейбница.

  25. Полемика свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника по вопросу о телесности души.

  26. Христианское учение о смысле жизни.

  27. Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. и христианство.

  28. О религиозности ученых: Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц и др.

  29. Православное учение о чудесах и современная наука.

  30. Креационизм и эволюционизм в понимании сотворения и развития мира.

  31. Об историчности евангельских событий.

  32. «Туринская плащаница» как историческое свидетельство.

  33. Понятие об откровении и его главных видах.

4. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ/ЗАЧЕТУ

  1. Что такое религия? Значение слова «религия». Сущностные черты религии. Религия и религиозно-философские учения.

  2. Атеистические концепции возникновения религии (Фейербах, Маркс, Фрейд) и их критика.

  3. Просветительская концепция возникновения религии и ее критика.

  4. Эволюционистская (анимистическая) концепция возникновения религии и ее критика. Современная наука о возникновении религии. Христианство о причинах возникновения язычества.

  5. Вера и разум: гармония или конфликт? Можно ли доказывать религиозные положения?

  6. Вопрос об отношении веры и разума в средневековой мысли.

  7. О доказательствах бытия Бога. Виды доказательств, отношение к ним отцов Церкви, православное решение вопроса. Историческое и религиозно-опытное доказательства.

  8. Онтологическое доказательство бытия Бога.

  9. Нравственное доказательство бытия Бога.

  10. Космологическое доказательство бытия Бога.

  11. Телеологическое доказательство бытия Бога.

  12. Христианство и наука. Возникновение современной науки и христианство.

  13. Отношение христианства и науки в XVII-XX вв. Так называемые конфликты науки и религии (Дж. Бруно, Г.Галилей).

  14. Сравнительная характеристика аристотелевской и современной науки.

  15. Существуют ли чудеса? Отношение к чудесам с точки зрения естественнонаучного и христианского мировоззрений.

  16. Соответствие «шестоднева» положениям современных наук.

  17. Проблема существования и бессмертия души человека. Природа души.

  18. Доказательство бессмертия души Платоном и Плотином.

  19. Спор свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника о природе души.

  20. О христианском понимании человеческой свободы.

  21. Отношение христианства к телу человека. Смысл жизни.

  22. Почему в мире существуют зло и страдания?

  23. Свободен ли «раб Божий»?

  24. Нецерковные свидетельства о Христе и ранних христианах. «Туринская плащаница».

  25. Соответствует ли написанное в Библии данным исторических наук?

  26. Что такое истина? Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет