Как вас теперь называть?



Дата19.06.2016
өлшемі259.08 Kb.
түріИсследовательская работа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 117»

Города Сорочинска Оренбургской области
Исследовательская работа по литературе на тему:

«Как вас теперь называть?»

Выполнила ученица 10 класса

Ротова Анастасия Михайловна

Руководитель:

Пичужкина Галина Сергеевна


Сорочинск

2015

Оглавление:


  1. Введение.

1.1. Актуальность исследования.


1.2.Из истории русской антропонимики.
II. Как вас теперь называть.
2.1. Виды псевдонимов.
2.2. Классификация псевдонимов.

2.3. Роль и значение псевдонимов в общественно-политической жизни России.

2.4. Известные и мало изученные.

2.5. Отношение к псевдонимам в обществе.

III. Заключение.
IV. Список используемой литературы.


  1. Введение.




    1. Актуальность исследования.

Имя собственное - это слово. И как слово оно входит в систему языка, образуется по законам языка, по определённым правилам реализуется в речи. Оно «живёт» в разных формах речевой деятельности человека. В самом деле, имена и названия являются неотъемлемым элементом формы произведения, слагаемым стиля писателя, одним из средств, создающих образ. Они могут нести ярко выраженную смысловую нагрузку и обладать скрытым ассоциативным фоном, имена и названия способны передавать национальный и местный колорит, отражать историческую эпоху, к которой относится действие романа, рассказа, обладать социальной характеристикой.
Имена собственные постоянно реагируют на происходящие в природе и обществе изменения, поэтому могут служить хронотопами текстов. В силу особой консервативности имён собственных они переживают эпоху, в которую они были созданы, сохраняя свидетельства более древнего состояния языка, и содержат большую языковую и внеязыковую информацию. Особенно наглядно это демонстрируется в антропонимах, именах собственных. Наше внимание привлекла группа антропонимов – псевдонимы
Псевдоним (от псевдо… и греч. onyma - имя) – подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя.

К псевдонимам прибегали чаще всего издавна с различными целями: укрыться от преследований цензуры, подчеркнуть особенность личности автора или его творчества, представить его не таким, каков он на самом деле (литературная среда), причинам появления псевдонимов можно назвать следующее:

1.Боязнь своего дебюта.

2.Незвучная фамилия.

3.Выпуск памфлетов.

4.Выпуск откровений.

5.Автором является редактор, выпустивший книгу.

6.Выпуск литературы, несоответствующей имиджу писателя.

7.Автором литературы является военный или чиновник.

8.Выпуск литературы во времена её непопулярности.

9.Способ уйти от цензуры.

10.Неудобства славы.

11.Слишком много однофамильцев.

12.Скромность автора.


Актуальность работы объясняется тем, что писатели, политики, артисты, просто известные люди-это герои нашего времени, так как они вносят свой вклад в развитие культуры, науки нашей страны. Мы, современники, должны знать своих героев, а значит их настоящие имена.
Цель исследования: выявление причин появления и происхождения псевдонимов, их классификация.
Задачи:

-выявить причины появления псевдонимов,

-изучить способы образования псевдонимов и их смысловое значение,

-классифицировать псевдонимы по определённым группам.


Объектом исследования является наука атрибуция (эвристика).
Предмет исследования: псевдонимы известных людей, классиков русской и зарубежной литературы.
Новизна данной работы: исследование причин появления псевдонимов с последующей их классификацией.
Гипотеза: псевдонимы обычно выбирают люди, которые популярны.

Основной причиной появления являются незвучная фамилия или не соответствие имиджу.




    1. Из истории русской антропонимики.

В начале ХХ века вопросами русской антропонимики занимались Н. М. Тупиков, академик А. И. Соболевский, вслед за ними А. М. Селищев, тюркской антропонимикой – академик В.В. Радтюв, В. А. Гордлевский. Наиболее значительные работы по антропонимики нашей страны появлялись за рубежом (Р. О. Якобсон, Б. О. Унбегаун, Ст. Роспонд, А. Бэклунд – по русской, Ю. Немет, Л. Рашони – по тюркской.) В 60-х годах антропонимика заняла своё место в деятельности ономастических групп ряда академических институтов Москвы и Киева, на ономастических конференциях (состоялись пять украинских и четыре поволжских) и в их печатных трудах, на Среднеазиатском (Махачкала, 1971 г.) 1-е Всесоюзное антропонимистическое совещание (Москва, апрель 1968 г.) где было прочитано 136 докладов, положило начало широким антропонимическим исследованиям у нас – от Львова до Магадана, от Ашхабада до Риги. Все материалы совещаний опубликованы.


Происхождению антропонимов – имён, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов и т.п. – посвящена довольно обширная литература. Это работы А. В. Суперанской и А. В. Сусловой, Е. Н. Поляковой и Л. В. Успенского, В. А. Никонова и Ю. А. Федосюк, М. А. Горбаневского и Н. А. Петровского.
Наше внимание привлекла атрибуция или эвристика – наука, устанавливающая, кому принадлежит псевдоним, криптоним или анонимное произведение.

II. Как вас теперь называть.
2.1. Виды псевдонимов.
Интересны способы образования псевдонимов. Большинство из них по форме напоминают фамилии, поэтому можно предположить, что и построены они традиционными способами, какими образовывались русские фамилии: основа + суффиксы -ов, -ин, -ской. Это самая распространённая модель образования русских фамилий. Однако псевдоним – это элемент индивидуального творчества, одно из многочисленных творений автора, поэтому часто они приобретают совершенно неожиданные, причудливые формы.

Самый простой способ образования псевдонимов – разнообразные сокращения или перестановка букв. Как правило, такие подписи очень похожи на зашифрованный текст, поэтому они получили общее название криптонимы. Разного рода сокращения букв организуют такие виды псевдонимов, как ателонимы, апоконимы, инициалы, а с помощью перестановки букв создаются псевдонимы-анаграммы.

Астраханский краевед Николай Иванович Михайлов, живший в середине XIX столетия, подписывался инициалами М. и Н.М.

Один из самых распространённых криптонимов-инициалов – буква А. В «Словаре псевдонимов», составленным И.Ф. Масановым и до сих пор остающимся наиболее полным и точным справочным изданием, криптонимов А. насчитывается более 130. Так подписывался, публикуясь в журнале «Сатирикон» в 1908–1912 гг., писатель Аркадий Аверченко. Критик Юлий Айхенвальд тоже подписывал свои статьи в газете «Русская мысль» инициалом А. Такой псевдоним был и у А.И. Герцена, когда он сотрудничал с журналами «Московские ведомости» в 1843 г. и «Москвитянин» в 1844 г.

А вот криптоним Я. в словаре Масанова встречается около 60 раз. Букву Я делали своим псевдонимом владельцы фамилии Языков. Среди них и поэт Николай Михайлович Языков.

Не всегда буква-псевдоним совпадала с инициалами автонима (настоящего имени и фамилии). Буквой А. подписывал свои публикации в журнале «Весы» в 1905 г. Борис Николаевич Бугаев, известный как поэт-символист Андрей Белый. Буква А в данном случае значила «Альфа». Кстати, псевдоним Андрей Белый стал так называемой литературной фамилией, полностью вытеснившей настоящую. Чуть позже, в 1908 г., печатаясь в тех же «Весах», псевдонимом А. подписывался другой поэт-символист Валерий Брюсов. А.С. Пушкин пользовался буквой Я в качестве псевдонима в журнале «Северные цветы» за 1828 г.

Помимо псевдонимов-инициалов встречаются ателонимы – криптонимы, полученные в результате пропуска части букв имени и фамилии (термин «ателоним» был предложен автором книги «Скрывшие своё имя (Из истории анонимов и псевдонимов)» В.Г. Дмитриевым). Так, известный в своё время украинский драматург Григорий Федорович Квитка-Основьяненко, который за 9 лет до появления «Ревизора» Гоголя написал комедию-водевиль «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» о похождениях мнимого ревизора, подписывался псевдонимом-ателонимом -а.

Ателонимы имели самые разные варианты. Чаще всего они состояли не из одной буквы, а из нескольких. В именах и фамилиях пропускались гласные. Жуковский в «Вестнике Европы» подписывался В. Жквск. Пушкин пользовался псевдонимом из согласных фамилии, написанной наоборот: Александр Н.к.ш.п.

Иногда ателоним представлял собой букву или несколько букв, взятых из середины настоящего имени или фамилии. Интересный ателоним придумал Гоголь. Его «Глава из исторического романа» подписана ОООО. До четырёх букв О писатель сократил свои имя и фамилию НикОлай ГОгОль-ЯнОвский.

Существуют псевдонимы, которые были образованы путём усечения части фамилии или имени. Уже упомянутый В.Г. Дмитриев такие криптонимы предлагает называть апоконимы. Одним из хорошо известных псевдонимов Добролюбова был псевдоним Лайбов, образованный усечением первых частей имени и фамилии. Известные актёры часто выступали под усеченными фамилиями: артист Александринского театра П.Д. Оболенский был известен как Ленский, мхатовец В.В. Калужский значился в программке как Лужский. К такому способу образования псевдонима прибегнул писатель Рогалин, превратившись в Б. Галина. У автора «Алых парусов» А. Грина настоящая фамилия была Гриневский. Интересный апоконим у поэта Константина Михайловича Фофанова. Он подписывался Комифо или Ко-ми-фо, образовав псевдоним из первых букв имени, отчества и фамилии.

Самый известный пример псевдонима-анаграммы – это эпистола Антиоха Кантемира «Письмо, содержащее правила русского стихосложения» (1743), подписанная Харитон Макентин. Среди многочисленных псевдонимов В. Брюсова был псевдоним Аврелий, представляющий собой анаграмму имени Валерий, но при этом имеющий достаточно широкий аллюзивный контекст. Последнее свидетельствует о том, что наряду с анаграммами-криптонимами бывают и такие, которые имеют форму существующего в языке слова, не представляющего никакой тайны. Это можно проследить на примере псевдонима Колосов. В словаре И.Ф. Масанова встречается 8 таких псевдонимов, принадлежащих разным лицам, самый известный среди которых, пожалуй, Василий Васильевич Розанов, публиковавшийся под псевдонимом В. Колосов в 1900 г. в «Новом времени». И здесь можно говорить о такой разновидности псевдонимов, как фитонимы (термин В.Г. Дмитриева) – псевдонимы, в основу которых легло название растения. А вот псевдоним Колосов у таких авторов, как историк XIX в. Н.С. Соколов, составитель ребусов В.Н. Соколов, журналист И.И. Соколовский, образован с помощью анаграммы.

2.2. Классификация псевдонимов.

Помимо псевдонимов как таковых, применяются (главным образом, деятелями литературы и искусства) другие имена, при расширительном понимании также именуемые псевдонимами:



  • Криптоним — подпись под произведением вместо имени автора, не предполагающая возможности отождествить её с тем или иным конкретным лицом; иными словами — имя, рассчитанное на то, чтобы скрыть подлинного автора произведения. Криптонимом обычно пользуются при обнародовании рискованных в том или ином отношении произведений («Роман с кокаином» М. Агеева, «История О» Полины Реаж) и/или в тех случаях, когда эти произведения в том или ином отношении отличаются от той творческой деятельности, с которой уже прочно связано подлинное имя автора (криптоним Борис Акунин, взятый известным филологом-японистом и переводчиком Григорием Чхартишвили для публикации его детективных романов). В случае успеха криптонимы зачастую раскрываются и превращаются в обычные псевдонимы или гетеронимы.

  • Гетероним — имя, используемое автором для части своих произведений, выделенных по какому-либо признаку, в отличие от других произведений, подписываемых собственным именем или другим гетеронимом. Так, Зинаида Гиппиус выступала со стихами под собственным именем, тогда как критические статьи публиковала под «говорящим» гетеронимом Антон Крайний. Виртуозно пользовался гетеронимами португальский поэт Фернандо Пессоа, использовавший несколько десятков подписей для своих произведений разного рода; многие из использованных им имён были снабжены собственными биографиями и, тем самым, становились литературными масками. Гетеронимия часто встречается в массовой литературе, когда произведения одного и того же автора, принадлежащие к разным жанрам или циклам, подписываются разными именами для удобства читателя.



  • Аллоним — имя другого реально существующего или существовавшего лица, используемое автором вместо собственного имени при обозначении авторства произведения. Аллонимы часто использовались авторами поздней Античности и Средневековья для того, чтобы именем более раннего и более авторитетного автора придать больше авторитета своему сочинению. В Новое время аллонимия встречается достаточно редко, хотя в массовом книгоиздании известны примеры поддельных книг коммерчески успешных авторов (например, Карлоса Кастанеды), написанных неизвестными лицами.

  • Астроним — типографский знак «звёздочка» (астериск, «*») или комбинация из нескольких таких знаков (иногда набранных особым образом, например, «***»), используемая вместо имени автора либо персонажа или фигуранта произведения.

  • Автони́м — подлинное имя человека, известного под псевдонимом.



  • Акростих — литературная форма: стихотворение, в котором некоторые (в норме — первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).




  • Анаграмма — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.




  • Анони́м — автор анонимного текста.




  • Апоконим - это криптоним, полученный путем отбрасывания начала или конца имени и фамилии.




  • Аристоним - имя с добавлением титула, чаще всего на самом деле автору не принадлежащего.



  • Антионим - псевдоним, образованный по противоположности смысла с истинной фамилией автора или с фамилией какого-нибудь известного лица.




  • Ателоним - криптоним, полученный посредством пропуска части букв имени и фамилии.




  • Геоним — топоним градостроительных объектов, обобщающее понятие для названий улиц, площадей, линий, аллей, бульваров, дорог, набережных, переулков, проспектов, проездов и т. п., то есть для поименованных градостроительных объектов, обеспечивающих транспортные и пешеходные связи между жилыми районами, а также между жилыми районами и промышленными зонами, общественными центрами, кварталами.




  • Гидро́нимы — один из классов топонимов — названия водных объектов (рек, озёр, морей, заливов, проливов, каналов и т. п.)




  • Зооним - собственное имя (кличка) животного как объект лингвистического изучения.




  • Инициалы — начальные буквы имени, отчества, фамилии; ранее — начальные буквы вообще каких-либо названий или словосочетаний, вроде «Б. М.» = «Божией милостию».




  • Инкогнитоним – имя, подчеркивающее, что автор хочет остаться неизвестным.




  • Ихтионим – имя, в основе которого положено название.




  • Калька — особый тип заимствования иноязычных слов, выражений, фраз.




  • Койноним — общий псевдоним нескольких авторов.

Смежное с псевдонимией явление — обязательное или полуобязательное использование в некоторых социокультурных группах (уголовный мир, молодёжные субкультуры) особых имён или прозвищ (на своём жаргоне эти прозвища также называют «клички», «кликухи» или «погоняла»), не совпадающих с официальными. К этому явлению ближе всего использование никнеймов вместо имён при коммуникации в Интернете.

2.3. Роль и значение псевдонимов в общественно-политической жизни России.

Псевдонимы сыграли определённую роль в политической жизни России. Так Владимир Ильич Ульянов в годы революционной борьбы  с царизмом, которая заставляла его строго соблюдать правила конспирации, имел более ста псевдонимов. Очень часто он подписывал свои статьи псевдоинициалами, а также фамилиями К.Тулин, Петров, Карпов, К.Иванов, Р.Силин и др. А один из его псевдонимов — Ленин — стал подлинным его именем, под которым этого человека  знают сотни миллионов людей, населяющих нашу планету. Впервые подпись Ленин Владимир Ильич поставил  в 1901 году: он употребил ее, написав письмо Г.В.Плеханову, которое могло быть вскрыто  охранкой. После Великого Октября В.И.Ленин подписывал все документы, статьи, книги своей настоящей фамилией, но добавлял к ней в скобках свой главный псевдоним: В.Ульянов (Ленин).



До настоящего времени остается невыясненным, почему В.И.Ленин выбрал себе именно этот псевдоним, что лежит в его основе: слово, имя, название? Этот вопрос  был задан и Н.К.Крупской. она ответила в 1924 году так: «Уважаемые товарищи! Я не знаю, почему Владимир Ильич взял себе псевдоним «Ленин», никогда его об этом не спрашивала. Мать его звали Марией Александровной, умершую сестру звали Ольгой. Ленские события произошли уже после того, как он взял себе этот псевдоним. На Лене он в ссылке не был. Вероятно, псевдоним был выбран случайно». И все же у исследователей есть одно предположение. Считают, что эту подпись Владимир Ильич мог избрать  по аналогии с одним из псевдонимов Г.В.Плеханова — Волгин, который появился еще в 1896 году. Если так, то псевдоним Ленин связан с  названием великой сибирской реки. Правда, существует и еще одна версия. Ее авторы также считают, что псевдоним Ленин произошел от названия реки в Сибири, но допускают, что  при этом могло быть влияние фамилии известного в то время  агронома и общественного деятеля С.Н.Ленина. Его статьи Владимир Ильич не раз цитировал в своих работах.

2.4. Известные и мало изученные.

Наше внимание в большей степени привлекли псевдонимы деятелей литературы и искусства. Различные источники трактуют происхождение и значение псевдонимов по- разному. Известно несколько случаев, когда один из нескольких псевдонимов вытеснял другие (не говоря уже о подлинном имени человека). Так иногда волею судеб  из многих псевдонимов писателя именно какой-то один становился его общепризнанным  литературным именем. Алексей Максимович Пешков начинал свою литературную деятельность, подписывая произведения Дон-Кихот, Иегудиил Хламида,  Пьерро, Самокритик Словотеков, Паскарелло. Но лишь один из псевдонимов великого пролетарского писателя — Максим Горький — стал его вторым именем и второй фамилией, известными у нас в стране и за рубежом. А вот Чехов остался Чеховым, хотя многие из его современников читали с большим удовольствием рассказы, подписанные разными псевдонимами писателя — Антоша Чехонте, Г.Балдастов, Вспыльчивый человек, Человек без селезенки, Рувер, Брат моего брата.

В чем же причина того, что писатели, актеры, певцы, поэты скрывали порою свои  подлинные фамилии, имена, заменяли (и заменяют) их вымышленными?

Россия – единственная страна, где у власти почти целый век находились люди, известные только под псевдонимами. Настоящая фамилия Луначарского – Войнов, Каменев на самом деле Розенфельд, а Молотов – Скрябин. Псевдонимами иногда пользовалась даже Екатерина II. Свои нравоучительные опусы она подписывала «Любомудров» или «Правдомыслов». Александр I иногда именовался графом Романовым или Петербургским.


Псевдонимы А.С. Пушкина: Косичкин Феофилакт ,«Сверчок»-(арзамасское прозвище),«Француз» (лицейское прозвище), Александр Н к ш , Арз., А.Б. , Д.Давыдов, Иван Петрович, И. Иванов, Издатель, Крс, П. , Св…ч.к , Ст.ар. , Иегуда Хламида , Я. , наборы цифр "1... 14-16".
В лицее имел прозвище "Сверчок". Отсюда его псевдонимы : Сверчок, сокращение Св…ч.к , Крс (сокращенный палиндром от "Сверчок"). В молодости Пушкин был членом лит.кружка "Арзамасец", и отсюда его псевдонимы Арз., Ст.ар. (Старый Арзамасец).Этими псевдонимами он например подписывал ранние произведения в 1814 г. Пушкин использовал псевдоним Феофилакт Косичкин для полемики с Фаддеем Булгариным.
Сочиняя «Повести Белкина», он перевоплотился в Ивана Петровича. Многие считают, что у Пушкина были псевдонимы Ногтев и Аркадий Фырин. На самом деле так звали беззастенчивых плагиаторов его творчества. Первый напечатал повесть "Пиковая дама" (газета "Жизнь", 1885 г.), в которой читатели мгновенно узнали немного перелицованный шедевр поэта. На другой день редакция признала "грубую ошибку", но тираж издания резко подскочил. Второй поместил за своей подписью восьмистишие Пушкина "Виноград". Переделав лишь последнюю строчку, плагиатор украсил этим стихотворением собственный поэтический цикл "Песни мудреца".
Среди журналистских псевдонимов Александра Сергеевича Пушкина самым выразительным и значительным является Феофилакт Косичкин. Он выделяется уже тем, что содержит в себе имя и фамилию "автора", тогда как все прочие псевдонимы предстают либо в виде инициалов ("Ст. Ар.", "Н. К.", французская "Р"), либо в форме нарицательных существительных ("The Reviewer"). Многие статьи и рецензии печатались Пушкиным вообще без подписи. Доселе неизвестный в литературных и журналистских кругах неистовый полемист Феофилакт Косичкин публикует в журнале "Телескоп" за 1831 год два памфлета, направленные против Николая Греча и Фаддея Булгарина. В третий - и последний - раз его имя возникает в редакционном анонсе "Современника" за 1836 год, что забавнейшим образом отвечает предсказанию Пушкина о том, что "браниться с журналами хорошо раз в пять лет, и то Косичкину, а не мне".

Советские ученые оценивали образ Феофилакта Косичкина как один из сатирических образов-масок "бесхитростного выразителя консервативно-помещичьей идеологии". Парадоксальность ситуации состоит в том, что большинство комментаторов сосредоточивали свое внимание на расшифровке одного лишь "имени", в то время как "фамилия" и весь псевдоним в целом не получали сколько-нибудь удовлетворительного толкования.

Обманчивая простота Пушкина сыграла веселые шутки и над зарубежными пушкинистами. Американский исследователь Д. Шоу переводит имя Феофилакт с греческого как "охраняемый Богом", но не прослеживает, в чем и как раскрывается его смысловая заданность. Потому сразу напрашивается вопрос: что означает "охраняемый Богом Косичкин"?
У Гоголя было несколько псевдонимов: В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***. Под псевдонимом В. Алов поэма "Ганц Кюхельгартен", написанная и изданная в 1829 г., еще в гимназическую пору. После убийственной критики этой поэмы, почти все издание Гоголь сам скупил и уничтожил.

Плетнев посоветовал Гоголю издать книгу под псевдонимом. Надо явиться публике новым автором - чтобы неверное впечатление о его таланте, которое составили люди, лично знакомые с Гоголем, не помешало успеху рассказов. Гоголь разорвал отношения со Свиньиным и описал в юмористическом ключе историю первой публикации в предисловии к сборнику "Вечера на хуторе близ Диканьки". Гоголь водил за нос читателя, делал вид, что эти рассказы записаны пасечником Рудым Панько. Сам псевдоним возник не на пустом месте - Гоголь имел светло-рыжие волосы ("рудый" - значит рыжий). "



Ни у кого из писателей не было столько «вторых имен», как у Чехова. Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов.
В указателе псевдонимов Чехова встречаются такие: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка №9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт; полковник Кочкарев, Пурселепетанов; Рувер; Рувер и Ревур; С. Б. Ч.; Улисс; Ц; Ч. Б С.; Ч. без С.; Человек без селезенки; Ч. Хонте; Шампанский; Юный старец; «...въ»; Z.Юмористические подписи и псевдонимы Чехова: Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев; Известный; Индейкин; Н. Захарьева; Петухов; Смирнова.
Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста. Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал в юмористические журналы свои первые произведения. Он не только употреблял этот псевдоним в журналах и газетах, но и поставил его на обложке двух первых авторских сборников («Сказки Мельпомены», 1884, и «Пестрые рассказы», 1886).Исследователи литературного наследия писателя полагают, что псевдоним Антоша Чехонте (варианты: Антоша Ч***, А-н Ч-те, Анче, А.Чехонте, Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Ч. Хонте и т.д.) возник, когда Чехов учился в таганрогской гимназии, где законоучитель гимназии Покровский любил переиначивать фамилии учеников. Шуточное письмо в редакцию «Осколков» Чехов подписал «полковник Кочкарев» (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы» Гоголя).Происхождение псевдонима «Брат моего брата» исследователи связывают с тем, что с 1883 года Чехов стал печататься в тех же юмористических журналах, в которых до него выступал его старший брат Александр. Чтобы не создавать путаницы Чехов на титульном листе своей книги «В сумерках» (1887) написал фамилию с уточненными инициалами: «Ан. П. Чехов». А потом стал подписываться Брат моего брата. Остальные псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта: Макар Балдастов, Врач без пациентов, Гайка № 6, Гайка № 9, Крапива, Прозаический поэт, Рувер, Шампанский и т.п.
И только псевдоним «Человек без селезенки» имел серьезную семантическую составляющую «медицинского» характера. Им Чехов пользовался более десяти лет. Под этим псевдонимом (и его вариантами: Ч. без С., Ч.Б.С., С.Б.Ч.) вышло 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов. Необычный чеховский псевдоним, считают ученые, зародился на медицинском факультете Московского университета, где самым сложным курсом считался курс анатомии, с которым, возможно, и связано сочетание «Человек без селезенки».
Несмотря на то, что свои произведения Антон Павлович подписывал разными именами, ни один из псевдонимов не «прижился» в его творчестве. Он вошел в отечественную и мировую литературу под своим именем.
До революции дворянину считалось позорным выступать на сцене. Но волшебство театра, великое таинство сценического перевоплощения привлекали в среду актеров много молодежи, в том числе и «благородного» происхождения. Чтобы не позорить родителей, семью, при поступлении в театр молодым людям приходилось либо полностью менять свою фамилию, либо видоизменять ее. Так возник, например, псевдоним Давыдов, которым был известен артист Александринского театра в Петербурге В.Н.Горелов. Таким образом , актер МХАТа В.В.Калужский стал на сцене Лужским,  а П.Д.Оболенский (из Александриинского театра) — Ленским.

 

Иногда случалось так, что писатели, поэты занимали какие-то официальные посты и поэтому открыто не могли признавать свое авторство: литературная деятельность была для них отнюдь не основной.  Поэтому вице-губернатор Рязани и Твери М.Е.Салтыков был вынужден подписывать свои повести псевдонимом Н.Щедрин, консул Анри Бейль взял себе псевдоним Стендаль, чиновник особых поручений  при нижегородском губернаторе (а затем и при министре внутренних дел) П.И.Мельников стал Андреем Печерским. Между прочим,  своим псевдонимом П.И.Мельников в некоторой степени обязан  В.И.Далю, известному собирателю  диалектных русских слов, автору «Толкового словаря живого великорусского языка». Когда Даль и Мельников обсуждали, какую подпись можно было бы поставить  под только что написанным рассказом «Красильниковы» (шел 1852 год), Владимиру Ивановичу пришла в голову удачная мысль. Он вспомнил, что одну статью в «Нижегородских ведомостях» Мельников подписал Андрей Печерский, поскольку жил в доме Андреева на Печерской улице. Далю этот псевдоним понравился, и он предложил писателю сделать его своей литературной фамилией.

 

Бывали случаи, когда судьба двух родных  братьев складывалась так, что они начинали выступать на одном поприще, например, литературном. Тогда один из них — как правило, это приходилось делать младшему брату — должен был скрыть свою настоящую фамилию  за псевдонимом. Из двух братьев Москвиных, ставших прекрасными драматическими актерами, младший — Михаил Михайлович — выбрал себе псевдоним Тарханов.


Младший брат советского писателя Валентина Петровича Катаева, Евгений Петрович, в начале своей литературной деятельности решил превратить в псевдоним свое собственное отчество. Так в нашей литературе появился Евгений Петров, писавший в основном в соавторстве с И.Ильфом. 

Женщины-писательницы нередко скрывали свои «женские» фамилии за псевдоандронимами — мужскими именами-псевдонимами. И делали это отнюдь не для того, чтобы достичь комического эффекта. Скорее всего, женщины-писательницы пытались таким необычным образом облегчить себе путь в литературу: с мужским именем было гораздо проще напечататься. И вот француженка Аврора Дюпен выбрала себе псевдоним Жорж Санд, жена Н.А.Некрасова А.Я.Панаева издала вместе с ним  несколько романов, подписавшись Н.Станицкий, русская поэтесса Зинаида Гиппиус многие публицистические статьи  писала Подмосковье псевдонимом Антон Крайний.

Великая поэтесса ХХ века Анна Андреевна Ахматова родилась в 1889 году близ Одессы в семье инженера-механика флота Андрея Горенко. Свой псевдоним Ахматова взяла в честь бабки по материнской линии, чей род, по семейному преданию, восходил к татарскому хану Ахмату.


Тэффи - русская писательница и поэтесса Серебряного века, мемуарист, автор таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер?». Настоящее имя ее - Надежда Александровна Лохвицкая, по мужу Бучинская.

Почему Тэффи? Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался), и тогда Надежда решила подписать пьеску свою "Тэффи".



Встречаются и такие псевдонимы, создатели и носители которых имели одну-единственную цель: вызвать у читателя улыбку, заставить его рассмеяться. Ведь правда, невольно хочется улыбнуться, когда раскрываешь старый журнал или газету и вместо фамилии автора статьи  видишь нечто вроде следующего: Театральная крыса (псевдоним писателя В.А.Гиляровского), Старая фельетонная кляча Никита Безрылов (псевдоним писателя А.Ф.Писемского), попадаются среди них и настоящие, первосортные каламбуры. Невольно, например, вспоминается жюль-верновский капитан Немо (напомню, что в переводе с латыни это имя значит «никто»), когда узнаешь, что писатель Иннокентий Анненский подписывал некоторые из своих произведений псевдонимом Ник. Т-о.

  Гораздо реже можно встретить групповые псевдонимы, за которыми скрывается целый авторский коллектив. Иногда они составляются из начальных букв и слогов фамилий авторов: Братья Тур (драматурги Тубельский и Рыжей), Кукрыниксы (художники Куприянов, Крылов и Николай Соколов). Конечно же, нельзя не вспомнить и «советника пробирной палаты», «столпа общества» Козьму Пруткова — коллективный псевдоним Алексея Михайловича и Владимира Михайловича Жемчужниковых и графа Алексея Константиновича Толстого, трех известных сатирических поэтов  XIX века. Козьма Прутков — это уже не просто псевдоним, а целый образ хитрого, себе на уме человека, прикидывающегося невежественным обывателем.


  Вероятно, не все знают, что на раннем этапе совместного творчества авторы «Золотого  теленка»  и «Двенадцати стульев»  тоже имели коллективный псевдоним — Толстоевский. Илья Ильф и Евгений Петров (а это, как известно, тоже псевдонимы: на самом деле писателей звали И.А.Файнзильберг и Е.П.Катаев) намекали тем самым, как писал А.А.Реформатский, на двойное авторство и весело подшучивали над своей литературной работой. Ведь в этом мнимо легкомысленном псевдониме — Толстоевский — использованы фамилии сразу двух знаменитейших русских писателей.
  Псевдонимы могут открыть любопытные страницы литературной жизни, рассказать об интересных общественных событиях,  показать своеобразие судьбы того или иного человека.
  В начале 60-х годов в советской печати начали появляться рассказы и повести И.Грековой. Сейчас она уже в первой десятке ведущих женщин-писательниц, а ее произведения пользуются большой популярностью. И только со временем писатели и даже некоторые из литературоведов узнали, что  И.Грекова — не настоящая фамилия писательницы, а вымышленная и что псевдоним этот несколько необычен. Дело в том, что И.Грекова —  это Елена  Вентцель, доктор технических наук, профессор крупнейшего вуза Москвы и одновременно автор множества научных статей, книг по теории вероятностей и прикладной математике (на их обложках стоит настоящая фамилия профессора — Вентцель). Начав заниматься литературной работой, псевдоним она себе выбрала «математический». Вглядитесь внимательнее — И.ГРЕКова. Теперь увидели?  Да, совершенно верно: в его основе лежит слово игрек, название буквы, традиционно обозначающей неизвестную величину в математике.

 

  Псевдоним выдающегося советского циркового артиста, клоуна Михаила Николаевича Румянцева был настолько известным и употребительным, что в некоторых случаях превращался чуть ли не в нарицательное существительное. В самом деле, бывало, что в разных городах, как описал это журналист В. Линов, люди, зрители звонили в цирк и спрашивали: а кто у вас работает Карандашом? Именно так: не клоуном, а Карандашом. Настолько было высоко мастерство Михаила Румянцева, что его псевдоним Карандаш превратился в синоним слова клоун.



2.5. Отношение к псевдонимам в обществе.

Сегодня псевдонимы активно используют актеры шоу-бизнеса, ведь имя на эстраде должно «звучать». Так, Н. Порывай стала Н. Королевой, С. Гейман – Линдой. Алле Перфиловой сценическое имя Валерия придумал ее муж - продюсер Шульгин. До работы на эстраде певец А. Малинин имел фамилию Выгузов. Влюбленные фанатки и не догадывались, что настоящее имя А. Губина – Клементьев, а Витаса – Виталий Грачев. Подлинное имя известного Андрея Разина, создателя когда-то популярного ансамбля «Ласковый май», – Вадим Криворотов..

В 60-е годы ХХ века на страницах газеты «Комсомольская правда» разгорелись споры вокруг статьи писателя М. Бубеннова «Нужны ли сейчас псевдонимы?» Как считал ее автор, «социализм устранил причины, побуждавшие брать людей псевдонимы». В этой полемике известный писатель К. Симонов высказал мнение о том, что человек сам вправе решать, брать ему псевдоним или обходиться без него. Это личное дело каждого автора.

В разных странах и у разных народов системы имен или, как говорят ученые, антропонимические системы зачастую бывают  очень несхожи. И все же общая традиция такова, что  «по паспорту» человек обязательно носит какое-то именование — пусть это будет одно слово, которое  с нашей точки зрения заменит и имя, и отчество, и фамилию (это можно встретить у некоторых северных народов, например), или пусть это будет  очень длинное словосочетание. Вот как звали члена государственного совета Российской империи графа Замойского, жившего в середине XIX века: Станислав-Костка-Франц-Салезий-Регинальд Андреевич Замойский.

 Работая над темой, мы провели социологическое исследование с целью выяснения отношения к проблеме псевдонимов современной молодёжи. Результаты нашей работы представлены в презентационном материале .

III. Заключение.

 

Имя, фамилия человека — своеобразные социальные знаки. Ими принято дорожить. История общества знает много примеров, когда за право носить то или иное имя или фамилию шла жестокая борьба между претендентами. Даже в малоцивилизованных племенах безымянный человек утрачивает многие из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а... свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безымянным и по имени не называют!

 

Однако бывают в жизни и такие случаи, когда человеку по важной причине необходимо скрыть свое подлинное имя. Тогда он заменяет его псевдонимом. Любой из нас знает и помнит множество псевдонимов, подчас забывая (а иногда и не догадываясь), что это не настоящие, а вымышленные имена и фамилии: революционер Артем и разведчик Абель, режиссер Станиславский и  актер Тарханов, писатели Стендаль, Жорж Санд, Вересаев, Андрей Белый, Демьян Бедный, Аркадий Гайдар, Леся Украинка и многие другие.

IV. Список используемой литературы:

1).Дмитриев В. Г. Скрывшие своё имя. – М. :Просвещение, 1996.

2).Советский энциклопедический словарь.

3).Русскоязычные сайты, найденные поисковой системой Rambler и Google.

4).Опрос учащихся 117 школы.

5).Некоторые особенности отражения эмоциональной окраски слова в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой.// Язык и культура:

6).Тезисы докладов 1-ой международной конференции. – Воронеж: Квадрат, 1996 – Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Воронеж: Изд-во Воронежского педагогического ун-та. 1996.

7).Материалы Международной научной конференции. – Соликамск, 1997.

8).Материалы V региональной научно-методической конференции. – Воронеж, 1998.

9).Материалы региональной научно-теоретической конференции, посвящённой 25-летию кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского университета. – Воронеж, 1998.

10).Русский язык конца ХХ века – Воронеж: ИПЦ, 1998.

11).Единицы языка: структура, семантика, функция, изучение. Тул. Гос. Пед. Ун-т. Тула, 1998.



12).Рукопись деп. В ИНИОН Российской Академии Наук 24 декабря 1998 г.


Достарыңызбен бөлісу:


©dereksiz.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет