Калачакра принцип Единства Вселенной возникающих Форм. Ади – Будда и Дхьяни-будды пяти семейств. Евгений Лугов



Дата18.07.2016
өлшемі260.14 Kb.

Калачакра - принцип Единства Вселенной возникающих Форм. Ади – Будда и Дхьяни-будды пяти семейств. Евгений Лугов


Ади-Будда (санскр. Ādibuddha, тиб. thog ma'i sangs rgyas) – высшая мудрость нашего изначального состояния, олицетворённая как Изначальный Единый Будда. Эта мудрость есть свобода от любых временно-пространственных привязанностей (санскр. и пали upādāna, букв. захваченность, привязанность). Мы понимаем это как вселенское непроявленное состояние Свабхавикая – саморожденное и саомущее, необусловленное и бескачественное, за пределами проявленности. Из этого состояния возникают любые и все идеи, формы богатства проявления блаженства реальностей. Ади-Будда в своей активной ипостаси предстает как совокупность всех явлений запредельной мудрости – вселенское состояние Дхармакая. Из блаженства Дхармакая исходят все проявленные концепции и идеи форм. Она в тоже время, полностью чиста и изначально незамутнена иллюзией. Отличие Будды от нас состоит в полной свободе от любых привязанностей к иллюзорной реальности майи. Пять накоплений привязанностей, или скандх, изначально нам не свойственны. Они обретены в результате того, что наша истинная сущность, которая есть природа Будды, начала искать вовне и захватилась иллюзорными проявлениями вселенной богатства форм. Эти проявления в йоге называют тремя гунами-качествами: раджас, саттва и тамас. В буддизме их рассматривают в аспекте трёх корневых ядов: Привазанности-жадности, Гнева и Невежества. На протяжении неисчислимых кальп-циклов продолжительности мы искали что-то, что могло бы удовлетворить нас. Мы погружались в новые переживания и отождествляли себя с теми состояниями, которые временно приносили нам радость. Так у нас формировался кармический опыт. На основе опыта мы могли судить о вещах и обретали новые представления. У нас появились чувства, они стали реакцией на внешние изменения. В Мире Форм проявилась форма существ. Так постепенно мы шли к нашему нынешнему существованию.

Известно, что Божественный Мудрец из рода Шакья вплоть до достижения совершенного Просветления следовал йогическим путём. Испытав на личном опыте учения выдающихся индийских йогинов, далее он шёл самостоятельным путём аскезы, отдаляясь от иллюзорности мира, в стремлении достичь своей истинной сущности. В результате им была реализована природа будды (тиб. bde gshegs snying po = санскр. tathāgatagarbha, sugatagarbha), мудрец достиг совершенного Просветления, как и бесчисленные Будды прошлого. Он открыл массовый и прямой путь к бессмертию, путь к изначальному состоянию блаженства, в котором нет страданий.

В Махапаринирвана-сутре есть слова Будды: "Я поведал вам Истину, не делая разделения на тайные и общедоступные учения. Ананда, нет таких истин у Татхагаты, которые были бы скрыты от вас напоследок в зажатом кулаке Учителя". Будда излагал Учение, охватывающее все колесницы: Малую и Большую Колесницы, Колесницу Тайной Мантры - Ваджраяну. Первоначальный буддизм – совершенное Учение Будды, и неправильно было бы относить его к учению какой-либо одной колесницы – определённой системы практики для достижения Просветления. Объективное наблюдение, опирающееся на совершенный опыт Будды – вот что присуще первоначальному буддизму. Первоначальный буддизм – основа для школ и Южной и Северной Линий буддизма. Отличительной особенностью буддизма Северной Традиции является символическое представление буддийского учения. Особенно это выражено в Ваджраяне.

Изначально Махаяна не развивалась в отрыве от Хинаяны, а Ваджраяна представляет собой вершину махаянской практики. Именно достигшие личного Освобождения развернули и начали проповедовать Учения Махаяны и Ваджраяны. Именно благодаря буддийским йогинам появилось и развилось Учение об Ади-Будде и о берущих начало от него семействах пяти дхьяни-будд, Будд Медитации.

Под термином Ади-Будда или "Изначальный Будда", понимается измерение пустотной природы совершенного сознания Вселенной, не имеющее ни начала, ни конца во времени, за пределами форм и расстояний, вне концепций. Этот термин имеет прямое отношение к понятию Единого Бога в других традициях. Ади-Будда – символ природы нашего сознания, тождественного Единому божественному сознанию Космоса.

В школе Ньингма (тиб. rnying ma, "Старая школа") Ади-Будду именуют Самантабхадра.

В тибетских школах, появившихся после Ньингма ( тиб. gsar ma – Сарма, "Новые школы"), Ади-Будда именуется Ваджрадхарой.

Рассмотрим кратко концепцию проявленных Трех вселенских тел Будды. Свабхавикая – запредельный Абсолют является источником и присутствует потенциально во всех своих низлежащих проявленных вселенских телах.

А именно: уровень Дхармакая – Единого Блаженства и незамутненной истины вселенной. Это и будет Единый проявленный владыка – Ади Будда Ваджрадхара.

Второй уровень Самбхогакая – тело Богатства миров вселенной. Единый расходится в тонкие формы и лучи на множество проявлений, сохраняя свою Единую совокупность во множестве. Уровень Самбхогакая и есть Калачакра, где 722 формы сил в Мандале образуют единство во множестве. На этом же уровне пять обобщенных видов изначального знания входят в Мандалу Калачакры как Будды пяти семейств. В семейства включаются все будды тонких духовных миров реальности.

Третий уровень Нирманакая – сюда относится физическая вселенная времени и пространства. В Нирманакая будды рождаются как просветленные существа плотного мира, с физическими телами, составленными из совокупности пяти проявленных элементов. Будда Шакьямуни, Дипанкара, Майтрея, Нагарджуна, Асанга, Гуру Ринпоче, Ринчен Занпо, Марпа, Миларепа, Далай Лама и другие выдающиеся люди проявлены как Будды Нирманакаи.

Будда Ваджрадхара


Ваджрадхара (санскр. Vajradhara, тиб. rdo rje 'chang – Дордже Чанг, Dorje Chang, букв. "Держатель ваджры") – антропоморфный символ Дхармакаи – божественного Единого Сознания Космоса, или тела истины Вселенной. Это изначально незамутненная пустотная природа сознания.

Цвет тела Ваджрадхары – космический тёмно-синий. Он сидит в медитативной позе на лунном и солнечном дисках (диски символизируют проявление мирной и грозной активности одновременно – пассивной и активной энергии), расположенных друг над другом на распустившемся лотосе. Он убран в украшения, на голове – корона. Руки скрещены у груди, в правой руке он держит ваджру, символ пустотности (тиб. stong pa nyid, санскр. śūnyatā – шуньята), в левой руке – ваджра-колокольчик, символизирующий мудрость (тиб. shes rab, санскр. prajñā – праджня). Колокольчик и ваджра в перекрещенных руках Ваджрадхары символизируют союз блаженства и пустоты.

Ваджрадхару изображают как в одиночной форме, так и в форме единства метода и мудрости - союзе Яб-Юм со своей супругой.

В переводе Ваджрадхара означает "Держатель ваджры", "Обладатель ваджры". Буквально слово "ваджра" (тиб. rdo rje) переводится и как "алмаз", и как "удар молнии", "гром", но в тантрическом контексте ваджра – это нерушимое состояние, состояние изначальной природы нашего ума, тождественного Просветленному блаженству всей Вселенной. Ваджрадхара – персонификация Дхармакаи. Проявляясь на уровне Самбхогакаи, изначальное состояние проявляется как энергия бесконечного потенциала всевозможных проявлений.



Согласно "Бардо Тхёдол" на шестой день человеческого состояния после физической смерти бардо "сорок два существа, достигших совершенства, возникнув из самого твоего сердца, появятся перед тобой". В их числе явятся Самантабхадра (Ваджрадхара) в мужской и женской формах. Этот фрагмент отражает момент, когда Самантабхадра Яб-Юм проявляется на уровне Самбхогакаи. Не существует принципиальных отличий в том, как понимают Самантабхадру в школе Ньингма и Ваджрадхару в Новых Школах. Самантабхадра как Ваджрадхара.




rdo rje 'chang

[До-рjе Ч'ан']

Дордже Чанг / Ваджрадхара



rdo rje

[до-рjе]

дордже / ваджра



'chang

[ч'ан']

чанг – держать



Дхьяни-будды


Изначальный Будда Ади-Будда, проявляясь в медитации из вселенского блаженства Дхармакаи через богатство явленных форм состояния существ Самбхогакаи, создает Будду Вайрочану как собственную эманацию и помещает его в центре будущей вселенной форм. Затем он обозначил символические стороны света, для чего произвел и расположил на востоке Будду Акшюбью, на юге Будду Ратнасамбхаву, на Западе Будду Амитабху, на севере Будду Амогасиддхи. Все они представляют собой чистые проявленности состояний множественности идей вселенной, и возникают из изначальности пустоты Ади-Будды. С Ади-буддой мы отождествляем Ваджрахару. Эта явленная форма единства проявлений очерчивается в объемной Мандале миров - схеме вселенной. В мандале вселенной вписываются все известные формы сакральной геометрии творения. В частности точки, линии, круги, квадраты, треугольники, и соответственно более сложные фигуры реального творения как тетраэдры, октаэдры, гексаэдры…. В данной статье мы будем рассматривать мандалу Калачакры. Пять дхьяни-будд ее сторон персонифицируют пять аспектов бытия высшего космического Будды: его тела (кайя), слова (вач), мысли (читта), качества (гуна), замыслов, творчества (критья). Существует подробная иконография каждого из будд. Они пятеро образуют семейства (готра, кула), группу будд, родственных по происхождению, и символизируют пять сил проявления Адибудды. Семейства имеют собственные названия Будда (Просветление) - центр, Ваджра (высшее сознание)– восток, Ратна (сокровище мира) – Юг, Лотос (чистая красота) – запад, Карма (активность) – север. Все существа вселенной, изначально обладающие чистым состоянием, подпадают в эти пять семейств. Мы также подпадаем в ту или другую семью, иногда в слияние двух-трех семей. Это связано с вселенской необходимостью накопления существами чистого опыта в мирах разных реальностей. Так или иначе, все мы входим в миры эманаций Адибудды и также являемся Буддами будущего.

Пяти семействам Будд соответствуют пять видов мудрости (санскр. праджня). Посвящение и техника визуализации (прана-пратиштха) позволяет с каждым из них вступать в непосредственное общение для накопления и проявления в себе его благостных качеств. Будды имеют и женские аспекты.

Пять дхьяни-будд (санскр. dhyānibuddha), или владыки пяти семейств, или Пять Татхагат, олицетворяют свободу от захваченности пятью накоплениями иллюзорных форм. Пять дхьяни-будд – это:


  1. Будда Акшобья

  2. Будда Ратнасамбхава

  3. Будда Амитабха

  4. Будда Амогасиддхи

  5. Будда Вайрочана

Среди буддийских учений особенностью Ваджраяны является принцип, относящий составляющие личности (скандхи, фундаментальные элементы, чувства и их объекты) к божественным проявлениям энергии изначального состояния.

Из "Вайро Драбаг" (тиб. bai ro 'dra 'bag): Пять совокупностей – это пять Татхагат, А пять элементов-первоначал – их супруги. Области чувственного восприятия – мужские и женские Бодхисаттвы.

Если мы свободны от пяти совокупностей (т.е. от пяти скандх, тиб. phung po lnga), это означает, что в нас реализованы пять изначальных вселенских мудростей татхагат. Символом этих пяти мудростей и являются дхьяни-будды. Вот соотношение между скандхами и дхьяни-буддами:


Семейства и Дхьяни-будды

Накопления (скандхи)

Скандхи на санскрите

Ваджра и Акшобхья

форма

rūpa

Ратна и Ратнасамбхава

ощущения

vedanā

Лотос и Амитабха

представления

samjñā

Карма и Амогхасиддхи

сформированный опыт, созидание

samskāra

Будда и Вайрочана

различение, сознание

vijñāna

Слово "скандха" (санскр. skandha, пали khandha, тиб. phung po) переводится как накопление, совокупность. Скандхи – это всё, что нас составляет. Изначально скандхи проявляются как свет, но, как результат работы различающего сознания, свет обретает цвет, дискретность, форму, и так проявляются скандхи. Выделяют пять видов скандх:



  1. Форма (рупа) /телесная оболочка, внешность, тело/;

  2. Ощущения (ведана) /чувства; ощущения делятся на приятные, неприятные, нейтральные/;

  3. Представления (санджня) /понятия, образы; то, что обычно называют различением, является совокупностью работы сознания, сформированного опыта и образов; к представлениям относятся сновидения, интуитивное виденье, всё, что связано с любыми образами/;

  4. Сформированный опыт (санскара) /склонности сознания, направляющие наши действия; это накопленный кармический опыт наших поступков тела, речи и ума; то, что запечатлено на глубоком причинном уровне, как информация о совершённых в прошлом действиях/;

  5. Различение (виджняна) /работа сознания, движения души; например, если сон со сновидениями более относится к представлениям, то сон без сновидений – к различению/.

Из пяти скандх самыми глубокими и первичными являются различение и сформированный опыт, далее возникают представления, затем ощущения и форма. А в духовной практике мы обычно продвигаемся от Акшобхьи (форма) к Вайрочане (сознание), т.е. освобождаемся сначала от более грубых накоплений, а затем от более тонких.

Пять великих элементов (санскр. mahābhūti, тиб. 'byung ba che, 'byung ba chen po) символически представлены активностями-супругами (тиб. yum, букв. супруга, шакти) пяти дхьяни-будд. Пять победоносных супруг (тиб. rgyal ba yum lnga) – это:



  1. Лочана (санскр. Locana, тиб. spyan ma – Лочана / sangs rgyas spyan ma – Будда-Лочана, букв. "Глаз Будды");

  2. Мамаки (санскр. Māmakī, тиб. ma ma ki, производное от санскр. māmaka, букв. мой; эгоистичный);

  3. Пандаравасини (санскр. Pāndaravāsinī, тиб. gos dkar mo, "В белом одеянии", "Богиня в белом одеянии");

  4. Самайя-Тара (санскр. Samayatāra, тиб. dam tshig sgrol ma, "Спасительница, давшая святой обет");

  5. Дхатвишвари (санскр. Dhātvīśvarī, тиб. dbyings phyug ma, букв. "Владычица Пространства" / также именуется Акаша-Дхатвишвари).

Соотношение между Юм и проявленными элементами Космоса следующее:


Супруги дхьяни-будд

Соответствующий будда

Элемент

Будда-Лочана

Акшобхья

Вода

Мамаки

Ратнасамбхава

Земля

Пандаравасини

Амитабха

Огонь

Самайя-Тара

Амогхасиддхи

Воздух

Дхатвишвари

Вайрочана

Пространство

Имеются тантрические тексты, указывающие на такое соотношение между юм и элементами. Здесь интересно отметить, что в "Бардо Тхёдол" говорится следующее: семейство Будды Акшобхьи появляется в день, когда в потоке сознания умершего "воссияет белый свет полностью очищенного элемента Вода", а семейство Будды Ратнасамбхавы – когда "появится жёлтый свет полностью очищенного элемента Земля" и так далее об остальных элементах.

Первоэлементы, или Фундаментальные Элементы – Земля, Вода, Огонь, Воздух (или Ветер) и Пространство – это то, из чего построена живая вселенная форм. Их делят на тонкие и грубые, внешние и внутренние. И, конечно, они тесно связаны с пятью скандхами. Союз дхьяни-будд и их супруг олицетворяет этот принцип.

Что такое Пять Элементов (тиб. yul gyi khams lnga) на материальном уровне? В человеком теле, например, Земля – это кости и мышцы; Вода – кровь, лимфа, все текучие составляющие; Огонь – это жизнь, жар и тепло нашего тела; Воздух – жизненное дыхание, материальное животное сознание; Пространство – изначальное сознание, душа и различные пустые полости тела.


Соотношение между скандхами, ядами и мудростями


Дхьяни-будды

Пять скандх

Материальные омраченности в сансаре (яды)

Изначальные мудрости

Акшобхья

Форма

Гнев

Мудрость, Подобная Зеркалу

Ратнасамбхава

Ощущения

Гордость


Мудрость Равностности

Амитабха

Представления

Страсть, привязанность

Мудрость Различения

Амогхасиддхи

Сформированный опыт

Зависть

Мудрость, Совершающая Деяния
(Мудрость, Достигающая Всего)


Вайрочана

Сознание

Неведение

Мудрость, Постигающая Пустоту Запредельности (Мудрость Дхармадхату)

Первые четыре мудрости связаны с измерением Самбхогакая, а Мудрость Дхармадхату имеет непосредственное отношение к вселенскому Блаженству Дхармакае. Мудрость Дхармадхату – это наше изначальное состояние постигающей пустоты. Пустота – это вовсе не пустое место. Все мудрости представляют собой естественное состояние ума, свободное и очищенное от иллюзорных форм.

Если сознание захватывается, то есть цепляется за объекты и устремляется к порождению нового опыта, то это является временным замутнением и отвлечением от изначального Блаженства. В результате постепенного огрубления опыта мы погружаемся в слои материальной омраченности, которая хоть и отсутствует на уровне будд (в нирване), но субъективно окутывает нас в сансаре. Эти мудрости будд таким образом становятся в грубой форме ядами, отравляющими наше существование. Этими ядами мы замутняемся, притягиваемся и накопляем кармические негативы переходящие с нами по череде рождений. Из-за них мы страдаем, хоть порой и не понимаем причин. Яды (санскр.клеша) это пять коренных падений существ из-за которых сансара всегда полна страдания. Корень всей омраченности - неведение, на него налепляется зависть, страсть-привязанность к объектам (и даже к своему телу и эго), гордость от обладания ими, гнев по отношению к другим.

Есть ли в этой жизни что-либо, что было бы постоянно? Всё непостоянно. Со смертью пять элементов нашего тела распадаются, а поток нашего сознания устремляется к новому воплощению. Но существа, достигшие даже частичного Пробуждения, превосходят круговорот жизни и смерти. Их сознание непрерывно проходит через жизнь и смерть, не теряя самоосознавания и активности!

Будда Акшобхья (санскр. Akobhya, тиб. 'khrugs pa med pa / mi bskyod pa – Микьёпа, Mikyopa, букв. "Непоколебимый")


Будда Акшобхья - восточного направления мандалы Калачакры.

Цвет его синий или белый. В одиночной форме Акшобхья касается правой рукой земли (бхумиспарша-мудра, жест свидетельствующего), в левой руке он держит ваджру, символ своего семейства. В союзе Яб-Юм Будда Акшобхья держит в руках колокольчик и ваджру. Мир Будды Акшобхьи имеет название Абхирати (санскр. Abhirati, тиб. mngon par dga' ba, букв. "Высшая Радость", "Совершенная Радость").

Его имя переводят как "Непоколебимый", "Неизменный", "Невозмутимый".

В бардо Будда Акшобхья появляется после Вайрочаны, на второй день. Вот как об этом говорится в "Бардо Тхёдол":

"На второй день воссияет белый свет полностью очищенного элемента Вода. Тогда из чистого синего восточного измерения Совершенная Радость покажется блаженный Ваджрасаттва Акшобхья. У него синее (белое) тело, в руках пятиконечная ваджра. Он восседает на слоновьем троне вместе со своей супругой Будда-Лочаной. Его сопровождают два бодхисаттвы, Кшитигарбха и Майтрея, и две бодхисаттвы, Ласья и Пушпа. Итак, всего в этом свете будут сиять шесть образов будд. Белый свет скандхи формы (санскр. rūpa, тиб. gzugs) в её чистом измерении – Зерцалоподобная Мудрость, белая и сияющая, ясная и прозрачная – изольётся к тебе из сердца Ваджрасаттвы с супругой…"




mi bskyod pa

[Ми-кьё-па]

Микьёпа / Акшобхья



mi bskyod

[ми-кьё]

микьё – неизменный, непоколебимый

В его семействе проявляется Будда Ваджрасаттва, Будда Медицины и множество других будд.

Будда Ратнасамбхава


Будда Ратнасамбхава (санскр. Ratnasambhava, тиб. rin chen 'byung gnas – Ринчен Джюнгнэ, Rinchen Jungne, букв. "Рождённый из драгоценности" или "Источник драгоценностей) – будда южного направления в мандале дхьяни-будд. Ратнасамбхава изображается жёлтого цвета, он сидит в медитативной позе, убран в украшения Самбхогакаи, на его голове – корона. В одиночной форме его левая рука покоится на бедре, ладонь развёрнута вверх, поддерживая драгоценность, исполняющую задуманное (санскр. cintāmaṇi, тиб. yid bzhin nor bu). Его правая рука развернута у колена ладонью наружу в варада-мудре (жесте даяния блага, что символизирует щедрость).

Считается, что первое упоминание о Ратнасамбхаве встречается в "Гухьясамаджа-тантре" (III век н.э.). Мир Будды Ратнасамбхавы имеет название Шримат (санскр. śrīmat, тиб. dpal dang ldan pa, букв. "Наделённый святостью", "Благородный").

Земным воплощением Ратнасамбхавы считают Татхагату Дипанкару (Будду Кашьяпу).

В бардо Ратнасамбхава появляется после Будды Акшобхьи, на третий день.

Из "Бардо Тхёдол":

"На третий день появится жёлтый свет полностью очищенного элемента Земля. Тогда из жёлтого южного измерения, называемого Достославное, покажется блаженный Ратнасамбхава. У него жёлтое тело, в руках – драгоценная жемчужина. Вместе с супругой Мамаки он восседает на троне, покоящемся на лошадях. Его сопровождают два бодхисаттвы, Акашагарбха и Самантабхадра, и две бодхисаттвы, Мала и Дупа. Всего в пространстве радужного света сияют шесть образов будд. Жёлтый свет скандхи ощущения (санскр. vedanā, тиб. tshor ba) в её чистом измерении – Мудрость Равенства, сияющая, украшенная дисками радужного света, светлая и сверкающая, нестерпимо яркая для глаз, будет идти из сердца Ратнасамбхавы с супругой, проникая в твоё сердце…"





rin chen 'byung gnas

[Рин-ч'ен Jюн'-нэ]

Ринчен Джюнгнэ / Ратнасамбхава



rin chen

[рин-ч'ен]

ринчен – драгоценность,
драгоценный



'byung gnas

[jюн'-нэ]

джюнгнэ – источник,
происхождение

В его семействе проявляется бог богатства Дзамбала-Кубера, множество других будд.

Будда Амитабха


Амитабха (санскр. Amitābha, тиб. snang ba mtha' yas / 'od dpag med – Опаме, букв. "Безграничный Свет") – будда западного направления. Упоминания об Амитабхе появились в текстах, относящихся к колесницам Махаяна и Ваджраяна. Амитабха упоминается в сочинениях таких индийских Учителей, как Асанга и Нагарджуна. Будда Шакьямуни стал рассматриваться как воплощение Амитабхи.

Амитабха сидит в медитативной позе на лотосовом троне, без украшений, а иногда на нём украшения Самбхогакаи. Руки Амитабхи сложены в дхьяна-мудре (мудра медитирующего), в его руках – иногда лотос, символизирующий очищение от привязанностей и альтруизм. Лотос – символ семейства Амитабхи. Имеются изображения, где Амитабха держит в сложенных руках патру (горшок для подаяния пищи).

В бардо Амитабха является после Будды Ратнасамбхавы, на четвертый день.

Из "Бардо Тхёдол":

"На четвертый день возникнет красный свет полностью очищенного элемента Огонь. Тогда из чистого красного западного измерения, называемого Исполненное Счастья, явится блаженный Амитабха. Его тело красного цвета, в руках цветок лотоса. Вместе с супругой Пандаравасини он восседает на троне, покоящемся на павлинах. Его сопровождают два бодхисаттвы, Авалокитешвара и Манджушри, и две бодхисаттвы, Гита и Алока. Всего в пространстве радужного света появится шесть образов будд.

Сияющий красный свет скандхи различения (санскр. saṃjñā, тиб. 'du shes, представления, понятия) в её чистом измерении – Различающая Мудрость, украшенная дисками радужного света, ясная и чистая, будет идти к тебе из сердца Амитабхи с супругой…"

Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об Амитабхе, является сутра "Сукхавативьюха". До достижения состояния будды Амитабха был бодхисаттвой по имени Дхармакара. Много кальп назад он зародил в сознании решимость создать особый мир будды (санскр. buddha-kṣetra, тиб. sangs rgyas zhing, букв. "поле будды"), обладающий всеми совершенствами, где могли бы перерождаться все страдающие существа, имеющие веру в него. После достижения состояния будды Амитабха создал такой мир, и стал им управлять. Мир стал называться Сукхавати (санскр. Sukhavati, тиб. bde ba can – Дэвачен, букв. "Исполненное Счастья <Измерение>").




'od dpag med

[Ö-па-ме]

Опаме / Амитабха



'od

[ö]

о, вё – свет, сияние, блеск



dpag med

[па-ме]

паме – безграничный,
бесконечный, неизмеримый

В его семействе проявляется будды Авалокитешвара, Манджушри, Амитаюс, Ямантака (Гневный Манджушри), Ваджрапани, множество других будд.

Будда Амогхасиддхи


Амогхасиддхи (санскр. Amoghasiddhi, тиб. don yod grub pa – Доньё Друппа, букв. "Успешное Достижение", "Верное Достижение") – будда северного направления.

В одиночной форме Амогасиддхи сидит в медитативной позе на лотосовом троне, его правая рука сложена у груди в жесте защиты и благословения (абхая-мудра): ладонь развёрнута наружу, пальцы выпрямлены. В левой руке у него двойная крестообразная ваджра (вишва-ваджра), эта рука либо покоится на бедре с развернутой вверх ладонью, либо находится возле груди, ниже правой руки. Тело Амогасиддхи изображают зелёного (темно-синего, черного) цвета.

Мир Будды Амогхасиддхи имеет название Чистая Земля Совершенства Просветлённых Действий (тиб. las rab rdzogs pa byang phyogs 'i zhing khams / las rab rdzogs pa).

В переводе Амогасиддхи означает "Успешное Достижение", "Верное Достижение", "Значимое Достижение".

В бардо Амогасиддхи является после Будды Амитабхи, на пятый день.

Из "Бардо Тхедол":

"На пятый день появится зелёный свет совершенно очищенного элемента Воздух. Тогда из зелёного северного измерения, называемого Всесовершенные Деяния, появится блаженный Амогхасиддхи вместе со своей супругой Самайя-Тарой. Его тело зелёного цвета, в руках он держит двойную ваджру и восседает на троне, покоящемся на птицах шанг-шанг, кружащихся в небе. Его сопровождают два бодхисаттвы, Ваджрапани и Сарваниваранавишкамбхин, и две бодхисаттвы, Гандха и Найведья. Всего в пространстве радужного света появятся шесть образов будд.

Зелёный свет скандхи понятия (санскр. saṃskāra, тиб. 'du byed, сформированный опыт) в её чистом измерении – Мудрость, Совершающая Деяния, ослепительно-зелёная, ясная, яркая, всепроницающая и устрашающая, украшенная дисками радужного света, будет идти к тебе из сердца Амогасиддхи с супругой…"






don yod grub pa

[Тöн-ё Т.уп-па]

Доньё Друппа / Амогхасиддхи



don yod

[тöн-ё]

доньё – значимый, существенный



grub pa

[т.уп-па]

друппа – достигший, сиддха

В его семействе проявляется Зеленая Тара и множество будд.

Будда Вайрочана


Будда Вайрочана (санскр. Vairocana, тиб. rnam par snang mdzad – Нампар Нангдзэ, букв. "Солнечный", "Лучезарный") – относится к чистому измерению центра.

Тело Вайрочаны белого (прозрачного) цвета, что символизирует чистоту и пустотную сущность пробужденного ума. Колесо с восемью спицами в руках Вайрочаны – это Колесо Закона (дхармачакра; дхарму переводят здесь как "Учение", "Закон"), символизирующее учение Просветления, освобождающее от пут беспокоящих ум страстей.

Известны изображения Вайрочаны с четырьмя лицами (Сарвавид-Вайрочана). Вайрочана смотрит в разные стороны, в этом случае он воплощает в себе аспекты всех дхьяни-будд. Четырёхликого Вайрочану изображают с двумя или с восемью руками; в руках он держит дхармачакру, ваджру, чётки, стрелу, лук.

Супруга Вайрочаны – Ваджра-Дхатвишвари (Белая Тара).

Мир Будды Вайрочаны имеет название Акаништха (санскр. Akaniṣṭha, тиб. 'og min, букв. с санскрита "Нет моложе", что означает Небеса Вечной Юности, и "Не ниже", что означает Наивысшие Небеса в Мире Форм.

В переводе его имя означает "Солнечный", "Лучезарный".

Из "Бардо Тхёдол":

"Тогда из сердца Вайрочаны с супругой к тебе изольётся синий свет скандхи сознания (санскр. vijñāna, тиб. rnam shes, сознание) в её чистом измерении…"

Каждая из пяти скандх в очищенном аспекте представляет собой свет соответствующей мудрости. Скандхе сознания соответствует Мудрость Дхармадхату.

Вот как в "Бардо Тхёдол", тексте-тэрма Падмасамбхавы, описывается встреча в бардо души умершего (потока сознания, обретшего "психическое тело кармических наклонностей") с этим дхьяни-буддой:

"Сын благородного семейства, очнувшись от оцепенения после четырёх с половиной дней беспамятства, ты спросишь себя: что же со мной случилось? Распознай, что это состояние бардо. В этот момент нечистое видение преобразится, и всё явится в виде образов и света. Пространство озарится синим светом, из чистого измерения центра, Всеобъемлющего Тигле, явится благословенный Вайрочана. Его тело белого цвета, он восседает на троне, покоящемся на львах, в руках у него колесо с восемью спицами. Он пребывает в союзе со своей супругой, Царицей Небесного Пространства".




rnam par snang mdzad

[Нам-пар Нан'-дзэ]

Нампар Нангдзэ / Вайрочана



rnam par

[нам-пар]

нампар – совершенно, полностью



snang mdzad

[нан'-дзэ]

нангдзэ – освещать

В его семействе проявляется Ваджрасаттва, Белая Тара и множество других будд.
Мандала Калачакры

Калачакры это учение Шамбалы – держателей Мира.

Калачакра в переводе с санскрита это «Колесо Времен», высшая Тантра буддистов. По-тибетски произносится Дем-чок. Калачакра генерирует внешние и внутренние силы проявленного мира – тела Богатства Вселенских форм Самбхогакая. Калачакра в своей объемной форме выражается мандалой – моделью Вселенной, и подобна дворцу божества. На вершине ее, центральная точка - гора Меру - Кайлас. Смысл Калачакры – достижение совершенного состояния всезнания. Практика Калачакра тантры дает возможность достигать Просветления в течение одной жизни.

Считается, что учение Калачакры рождено и сохраняется в Шамбале на Кайласе, где оно присутствует вечно. Практика Калачакры особенно важна в тяжелые времена войн, бедствий и трудностей. Посвящение Калачакры очень любимо Его Святостью Далай Ламой, высшим ламой линии передачи. Хотя и некоторые другие Ламы могут передавать эту практику. Далай Лама часто подчеркивает, что она самая мощная в запуске Духовного Просветления у человека


Мандала - Чистая Земля йидама - проявленного божества, отражающая его просветленную природу и отличительные особенности. Отличаясь от йидама в формальных аспектах, по сути она от него неотделима. Калачакpа - высшее проявление ума Будды и один из основных йидамов Буддизма Алмазного Пути. Его мандала состоит из самовозникших йидамов. Ее составляющими также являются время и пространство, вся вселенная. Она включает в себя Вселенские космические и локальные земные астрологические циклы. Большие циклы это Юги и эпохи. Планетарные малые - это цикл сдвига знаков зодиака 2160 лет, человеческий 60 лет, 12 лет, 12 месяцев, 360 дней, 4 времени года, 12 часов, 60 минут, планеты и звезды. Различные йидамы в мандале представляют собой очищенные состояния вселенского тела, речи и сознания, а также нашу индивидуальную связь с вселенной богатства форм, с пространством и временем. Мандала возникает в изумительном дворце, символе совершенного мира, самопроизвольно создаваемого изначальной истинностью Калачакpы.

Уже в Саддхармапундарика-сутре, датируемой в настоящее время в целом не позднее 3 в., дается указание на мандалу как на сакральное пространство вселенских принципов будд (дхьяни-будды), располагаемого на основных и промежуточных сторонах света: будда Акшобхья (с его страной Абхирати) размещается на востоке («восточный рай»), а будда Амитабха (со страной Сукхавати) – на западе («западный рай»); и эта их локализация будет иметь фиксированный характер и в дальнейших ориентированных по компасу мандалах. В отличие от Индии, в Тибете мандалы были ориентированы не на восток, а на запад, но основная схема расположения будд на мандале сохраняется неизменной: помимо Амитабхи и Акшобхьи, занимающих, соответственно, запад и восток, Амогхасиддхи помещается на севере, Рантасамбхава – на юге, а середину круга занимает Вайрочана. Сама по себе эта «географическая схема» еще не является медитативным путеводителем в страну «освобождения», хотя содержит для этого необходимые предпосылки.

Путеводителем, которым можно пользоваться уже без «гида», является тибетская Ваджрадхатумандала, пришедшая из Индии, вероятно, около 8 в. и основывавшаяся на тексте Таттвасанграха. Она состоит из трех концентрических кругов, окружающих круглый «двор». В середине «двора» располагается квадратный «дворец» (прасада), в который можно войти через четверо ворот и который расчерчен по диагонали на четыре разных по символическим цветам страны будд. Внутри «дворца» помещается «главное святилище» (гарбха). Медитирующий перемещается извне внутрь. Побуждаемый вначале одним из четырех «земных будд» (какой ему больше нравится), располагаемых по углам двора-квадрата, но транслирующих свою «проповедь» во внешний мир – на выбор предлагаются исторический основатель религии Шакьямуни, будда будущего Майтрея и будды прошлого Канакамуни и Кашьяпа, – медитирующий проходит очищение в первом из концентрических кругов (огненное кольцо), затем наставление в учении махаяны во втором (кольцо ваджры) и окончательно закрепляется в своем «новом рождении» в третьем (кольцо лотоса). Попадая после этого благополучно во «двор», он должен узнать, через какого Дхияни будду он может наилучшим образом проявить свою активность. Большинство предпочитают сострадательного Амитабху с его «западным раем», который символизируется красным цветом заходящего солнца («восточный рай» – белым, юг – желтым, север – зеленым). Дальше путешественнику в страну «освобождения» надлежит пройти четырех хранителей мира, требующих у него отчета о его жизни (восходят к локапалам-«великим царям», известным еще в Палийском каноне): Вирупакша охраняет запад, Вайшравана – север, Дхритараштра – восток, Вирудхака – юг. Если его входу в Сукхавати препятствует остаток неблагоприятной кармы, его с готовностью освобождает от этого бремени любвеобильный бодхисаттва Авалокитешвара. После этого Амитабха призывает нового искателя «освобождения» в свой западный рай, и тот, уже избавленный от остаков трех корневых аффектов – заблуждения, вожделения и неприязни, проходит на следующий этаж мандалы «дозревает» до нирваны. Тогда адепт сливается с Абсолютом, мыслимым как помещаемый в самом центре «святилища» будда Вайрочана.

Последний нередко отождествляется с Адибуддой (Начальный Будда), который входит в литературу ваджраяны уже с 6–7 вв. и занимает центрообразующее место в схеме трех тел Будды. Четверо дхьяни-будд рассматриваются в таком случае как составляющие «тело наслаждения» Будды (самбхагакая), а Вайрочана-Адибудда – как «тело дхармы» (дхармакая). Одновременно в Тибете появляется и мандала Гарбхакошадхату, описанная в Махавайрочана-сутре. Оба основных типа мандалы описываются в японской школе эзотерического буддизма Сингон-сю, созданной в 9 в. Кукаем, как «иконографические мандалы».

Символика мандалы Калачакры занимает важное место и как наглядное пособие для подвижника самообожествления в архитектурных памятниках. Так, знаменитая яванская ступа Боробудур (9 в.) представляет собой мандалу в камне, иллюстрирующую путь восхождения адепта по ступеням бодхисаттвы в соответствии с руководством Дашабхумика-сутры и других махаянских текстов. Этот грандиозный монумент (диаметр 123 м, высота 42 м) можно трактовать как мандалу по вертикали, вершина которой функционально соответствует центру круга. Восходящий по террасам этого «буддийского зиккурата» может мысленно проходить десять ступеней махаянских «совершенств» (парамиты), из которых шесть являются подготовительными, три – уже достаточными для достижения нирваны и передачи своей «заслуги» (пунья) другим существам, а последняя – когда практикующий восседает на облаке на лотосе, излучает свет миру и может осыпать его своими щедротами, став небесным буддой Майтреей, – символизируется центром этого мандалического сооружения.

Символика мандалы нашла непосредственное отражение в ряде важных мировоззренческих моделей северного буддизма. К их числу, наряду со многими другими, относятся круг времени (калачакра – давшая название наиболее эзотерическому направлению ваджраяны) и круг сансары (бхавачакра).



Известно, что Падмасамбхава (8 в.), апостол Ваджраяны, нуждаясь в помощи божества, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы, осуществляя его желание.

Во время первого дня посвящения Калачакры алмазный наставник просит вас, закрыв глаза, кинуть стрелу внутрь бумажной мандалы, расчерченной на пять секторов по направлениям пяти Дхияни Будд. В какой сектор попала ваша стрела, то семейство мудрости и будет вашей наилучшей реализацией в этой жизни. Через этот сектор мы первой ночью символически входим в мандалу Калачакры и начинаем путешествие по ее сакральным уровням. Интересно отметить, что в Московском Фестивале 2008 года большинство участников попали стрелой в западный или юго-западный сектор. Это говорит о чистом и зрелом характере душ наших посвященных, их хорошей готовности к практике. В Посвящении, следуя за наставником, пройдя первый круг по нижнему уровню мандалы, мы через центр ее поднимаемся на второй и далее этажи. Всего в мандале зашифрованы 722 фигуры-идама. Но нет нужды знать их и детально изучать все эти формы. В практических занятиях-медитациях на Калачакры, вы сможете отождествив себя с ней изнутри постигнуть все строение вселенной богатства форм. Всегда духовная практика имеет первостепенное значение, и только она есть критерий истинности результата.


Достарыңызбен бөлісу:


©dereksiz.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет