Контрольное задание в тестовой форме по «Культуре и искусству народов России».



Дата15.07.2016
өлшемі230.72 Kb.
#201026
Контрольное задание в тестовой форме

по «Культуре и искусству народов России».

(один вариант для всех)

А 1 В каком городе Киевской Руси не был возведён Софийский собор

  1. Киев

  2. Полоцк

  3. Новгород

  4. Псков

А 2 Ведущая техника монументальной живописи, встречающаяся только в эпоху Киевской Руси


  1. фреска

  2. мозаика

  3. граффито

  4. изобразительное панно

А 3 В его послании Василию III нашла наиболее последовательное изложение теория «Москва – третий Рим»

  1. Фёдор Карпов

  2. Максим Грек

  3. Феодосий Косой

  4. Филофей

А 4 Какая из построек Московского кремля в XV – XVI веках была построена не итальянскими, а русскими мастерами, приглашёнными из Пскова

  1. Архангельский собор

  2. колокольня «Иван Великий»

  3. Грановитая палата

  4. Благовещенский собор

А 5 Групповой портрет семьи Ярослава мудрого можно увидеть на стенах


  1. Спасо-Преображенского собора в Чернигове

  2. Успенского собора во Владимире

  3. Софийского собора в Новгороде

  4. Софийского собора в Киеве

А 6 Храм, который украшает фреска «жатва» называется

  1. Архангельский собор Московского кремля

  2. Успенского собора в Москве

  3. Церковь Ильи Пророка в Ярославле

  4. Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде


А 7. Начало формирования местных художественных школ относится к


  1. XI веку

  2. XII – началу XIII веков

  3. концу XIII – первой половине XIV веков

  4. второй половине XIV – началу XV веков

А 8. Самое значительное по своему объёму произведение русской книжности, насчитывающее около 16 тыс. миниатюр называется

  1. Радзивиловская (кёнигсбергская) летопись

  2. Великие Четьи Минеи митрополита Макария

  3. Лицевой летописный свод XVI века

  4. Житие Зосимы и Савватия

А 9. Какое литературное произведение содержит первый автобиографический очерк в истории отечественной культуры

  1. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона

  2. «Поучение» Владимира Мономаха

  3. «Слово о полку Игореве»

  4. «Житиё протопопа Аввакума»

А 10. В честь рождения наследника русского престол, будущего царя Ивана IV Грозного в Москве была построена

  1. Церковь Покрова на рву

  2. Церковь Ризоположения

  3. Церковь Покрова в Филях

  4. Церковь Вознесения в Коломенском

А 11. Кто из отечественных философов начала ХХ века написал о противоречивом характере русской цивилизации следующие сроки

«Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь, сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы во Христе… мирится с рабьей покорностью. Не такова ли сама Россия?»

Ответ:_______________________________________________________________________

А 12. Этот выдающийся отечественный живописец второй половины XVII века в своём трактате «Слово любителю иконного писания» первым среди русских художников потребовал от своих коллег правдивого изображения, «как в жизни бывает». При этом он ссылался на зеркало, которое стало постепенно входить в повседневный обиход в XVII веке: «Всякая вещь, представшая перед зеркалом, в нем свой образ пишет… Разве это не чудо- этот удивительный образ? Если человек движется, и он движется; перед стоящим стоит, перед смеющимся смеётся …является всегда живым, хотя ни тела, ни души не имеет человеческих». Художник называл живопись «жизнью памяти», памятником прежде жившим…». Именно он впервые ввёл в русскую живопись элементы светотени и прямую перспективу.

Ответ:_______________________________________________________________________



А 13. Прочтите отрывок из сочинения историка русского искусства И.Э. Грабаря и напишите имя художника, о котором идёт речь:

«История искусства знает художников, имена которых уже вскоре после их смерти обросли легендой. К таким легендарным мастерам относится и он, «русский Рафаэль», как величали его наши деды, «русский Беато Анжелико», как было бы правильнее назвать его в наши дни, если уж прибегать к итальянским сравнениям: они не только современники, не только были монахами и за одним народная память сохранила прозвище «победоносного», а за другим «блаженного».

Такие черты, как: исключительное, ни у кого столь ярко не выраженное чувство ритма, чувство цветовой гармонии, необычайная одухотворённость концепции. Одного из этих редких даров было бы достаточно, чтобы выделить художника среди его современников и обеспечить ему неувядаемую славу; он владел всеми тремя, и оттого так единодушны восторги перед «Троицей» археологов и художников, реалистов и стилистов, русских и иностранцев. Совершенное и прекрасное, это произведение отвечает на все запросы, удовлетворяет все желания».

Ответ:_______________________________________________________________________



А 14. Из нижеперечисленных памятников архитектуры выберите произведения Новгородской школы

  1. Детинец

  2. Дмитриевский собор

  3. Золотые ворота

  4. Софийский собор

  5. Успенский собор

  6. Церковь Спаса на Нередице

  7. Боголюбовский замок

  8. Церковь Покрова на Нерли

А 15. В период правления какого монарха в России появился первый придворный театр

  1. Михаил Фёдорович

  2. Алексей Михайлович

  3. Фёдор Алексеевич

  4. Царевна Софья

А 16. О каком архитектурном стиле писал русский искусствовед И.Э. Грабарь

«Церковь Покрова в Филях... — лёгкая кружевная сказка... чисто московская, а не европейская красота... Оттого-то стиль московского ___________ имеет так мало общего с __________ западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы __________ черты... Покрова в Филях или Успения на Маросейке, кажущихся ему совершенно такими же русскими, как и Василий Блаженный».

Ответ:_______________________________________________________________________

Назовите фамилию московских бояр, которые являлись основными заказчиками сооружений возведённых в подобном стиле в XVII веке : ____________________________

Перечислите основные особенности данного стиля :_________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



А 17. О каком виде живописи доктор искусствоведения Лев Лифшиц написал следующее: «создатели ___________, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатленные черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в __________, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности».

Ответ:_______________________________________________________________________

Перечислите основные особенности живописных произведений подобного рода : ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите имя отечественного живописца, с которым связано активное развитие этого жанра живописи в России в XVII веке : ___________________________________________



А 18. Слова А.С. Пушкина:
«Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское село»


обращены к

  1. Шляхтецкому корпусу

  2. Александровскому императорскому лицею

  3. Петербургскому университету

  4. Пажескому корпусу


А 19. Какой год последовал вслед за 7207 годом от сотворения мира
Ответ: ______________________________________________________________________
А 20. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию:

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем белее я убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели как говорят, а говорили, как поют».




  1. Л.В. Собинов

  2. С.В. Рахманинов

  3. С.П. Дягилев

  4. Ф.И. Шаляпин

В 1 Расположите названия памятников русской культуры в хронологической последовательности их появления

  1. «Слово о полку Игореве»

  2. Успенский собор Московского кремля

  3. Собор Василия Блаженного в Москве

  4. Белокаменный кремль в Москве

  5. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона

  6. Софийский собор в Киеве

Ответ:_______________________________________________________________________

В 2 Расположите имена следующих деятелей отечественной культуры в хронологическом порядке их жизни и деятельности

  1. Митрополит Илларион

  2. Симон Ушаков

  3. Андрей Рублёв

  4. Иван Пересветов

  5. Аристотель Фиораванти

  6. Филофей

Ответ:_______________________________________________________________________

В 3. Установите соответствие между памятниками зодчества и городами, в которых они созданы. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ГОРОД ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Владимир 1) Ферапонтов монастырь

Б) Москва 2) Дмитриевский собор

В) Новгород 3) Десятинная церковь

Г) Киев 4) Архангельский собор

5) Детинец




А

Б

В

Г













В 4. Какие суждения об изображённой церкви являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) церковь была построена в XVII веке

2) церковь была расписана Симоном Ушаковым

3) заказчиком церкви стал боярин Нарышкин

4) постройка была возведена в окрестностях Архангельска

5) данное архитектурное сооружение является наиболее ярким образцом шатровой архитектуры


Ответ:_______________________________________________________________________

В 5. Какие суждения об изображённой церкви являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) церковь была построена в XIII веке

2) данное сооружение является произведением Новгородской школы архитектуры

3) церковь была расписана Феофаном Греком

4) церковь была построена иностранными мастерами

5) до наших дней данное архитектурное сооружение не сохранилось


Ответ:_______________________________________________________________________

В 6. Какие суждения об изображённой иконе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) икона была создана в XVII веке

2) автором иконы является Андрей Рублёв

3) икона была написана для использования в Успенском соборе Владимира

4) в настоящее время эта икона хранится в Москве (Третьяковской галерее)

5) автором иконы является Симон Ушаков


Ответ:_______________________________________________________________________

В 7. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в том же веке, что и указанная икона?

  1. 2)

3)

4)

Ответ:_______________________________________________________________________

В 8. Какие суждения об архитектурном сооружении, которое изображено на фотографии, является верным? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) изображён Успенский собор

2) строительство архитектурного памятника было завершено в XVII веке

3) собор построен в стиле московского барокко

4) архитектором, построившим собор, был Аристотель Фиораванти

5) собор находится во Владимире


Ответ:_______________________________________________________________________

В 9. Какие суждения об архитектурном сооружении, которое изображено на фотографии, является верным? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) название – Архангельский собор

2) архитектурный стиль постройки – русско-визатийский

3) храм был построен в XVI веке

4) архитектором, построившим собор, был Марк Фрязин

5) храм находится в Москве на Красной площади


Ответ:_______________________________________________________________________

В 10. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

деятели культуры

сфера творчества

произведения

_____________________(А)

проза

____________________(Б)

_____________________(В)

скульптура

_____________________(Г)

А.А. Дейнека

_____________________(Д)

«Будущие лётчики»

И.О. Дунаевский

музыка

_____________________(Е)


Пропущенные элементы


  1. В.И. Мухина

  2. М.А. Булгаков

  3. А.В. Щусев

  4. поэзия

  5. живопись

  6. «Рабочий и колхозница»

  7. «Мастер и Маргарита»

  8. Седьмая (Ленинградская) симфония

  9. «Марш энтузиастов»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами




А

Б

В

Г

Д

Е





















Прочтите отрывок из литературного произведения и ответе на вопросы приведённые после цитаты

«Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адам и род его весь. А вер въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни яст, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.

В Бедери же бых 4 месяца и свещахся съ индеяны пойти к Первоти, то их Ерусалим, а по бесерменьскый Мягъкат, где их бутхана. Там же поидох съ индеяны да будутханы месяць. И торгу у бутьханы 5 дни. А бутхана же велми велика есть, с пол-Твери, камена, да резаны по ней деяния бутовыя. Около ея всея 12 резано венцев, как бут чюдеса творил, как ся им являл многыми образы: первое, человеческым образом являлся; другое, человек, а нос слонов; третье, человек, а виденье обезьанино; в четвертые, человек, а образом лютаго зверя, а являлся им все съ хвостом. А вырезан на камени, а хвост через него сажени.

К бутхану же съезжается вся страна Индийская на чюдо бутово. Да у бутхана бреются старые и молодые, жонки и девочки. А бреют на себе все волосы, - и бороды, и головы, и хвосты. Да пойдут к бутхану. Да со всякие головы емлют по две шешькени пошлины на бута, а с коней по четыре футы. А съезжаются к бутхану всех людей бысты азар лек вах башет сат азаре лек.

В бутхане же бут вырезан ис камени ис чернаго, велми велик, да хвост у него через него, да руку правую поднял высоко да простер ее, аки Устенеян царь Цареградскый, а в левой руце у него копие. А на нем нет ничего, а гузно у него обязано ширинкою, а видение обезьянино. А иные буты наги, нет ничего, кот ачюк, а жонки бутовы нагы вырезаны и с соромом, и з детми. А перед бутом же стоит вол велми велик, а вырезан ис камени ис чернаго, а весь позолочен. А целуют его в копыто, а сыплют на него цветы. И на бута сыплют цветы.

Индеяне же не едят никоторого же мяса, ни яловичины, ни боранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, а свиней же у них велми много. Ядят же в день двожды, а ночи не ядят, а вина не пиют, ни сыты. А з бесермены ни пиют, ни ядят. А ества же их плоха. А один с одным ни пьет, ни есть, ни з женою. А едят брынец, да кичири с маслом, да травы розные ядят, а варят с маслом да с молоком, а едят все рукою правою, а левою не приимется ни за что. А ножа не дрьжат, а лжицы не знают. А на дорозе кто же варит себе кашу, а у всякого по горньцу. А от бесермен крыются, чтоб не посмотрил ни в горнець, ни въ еству. А толко посмотрит, ино тое ествы не едят. А едят, покрываются платом, чтобы никто не видел его.

А намаз же их на восток, по-русьскый. Обе руки подымают высоко, да кладут на темя, да ложатся ниць на земле, да весь ся истягнет по земли, то их поклоны. А ести же садятся, и оны омывают руки да ноги, да и рот пополаскивают. А бутханы же их без дверей, а ставлены на восток, а буты стоят на восток. А кто у них умрет, ини тех жгут да и попел сыплют на воду. А у жены дитя ся родит, ино бабит муж, а имя сыну дает отець, а мати дочери. А добровта у них нет, а сорома не знают. Пошел или пришел, ини ся кланяют по чернеческыи, обе руки до земли дотычют, а не говорит ничего.

К Первоти же ездят о великом заговение, къ своему буту. Их туто Иерусалим, а бесерменскыи Мякъка, а по-русьскы Иерусалим, а по-индейскыи Порват. А съезжаются все наги, только на гузне плат; а жонки все наги, толко на гузне фота, а иные ф фотах, да на шеях жемчюгу много, да яхонтов, да на руках обручи да перстьни златы. Олло оакь! А внутрь к бутхану ездят на волех, да у вола рога окованы медию, да на шеи у него триста колоколцов, да копыта подкованы медию. А те волы аччеи зовут.

Индеяне же вола зовут отцем, а корову материю. А калом их пекут хлебы и еству варят собе, а попелом тем мажутся по лицу, и по челу, и по всему телу знамя. В неделю же да в понеделник едят однова днем. В Ындея же какъпа чектуръ а учюсьдерь: секишь илирсень ики жител; акичаны ила атарсын алты жетел берь; булара достур. А куль коравашь учюзь чяр фуна хуб, бем фуна хубе сиа; капъкара амьчюкь кичи хошь».

С 1. Назовите имя автора данного произведения, время его создания и ту страну которую он описывает: _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



С 2. Используя данные по истории перечислите причины побудившие автора совершить столь длительное путешествие и создать данное литературное произведения, опишите какова его дальнейшая судьба : __________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



С 3. Анализируя приведённую цитату, перечислите местные обычаи и особенности религии описанные автором : ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



С 4. Напишите портрет исторического деятеля определённой эпохи.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до деся­тилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику (событий, достиже­ний и т. п.). Укажите результаты его деятельности по каждому из на­званных направлений.



  1. Сергий Радонежский;

  2. Феофан Грек;

  3. Андрей Рублёв;

  4. Дионисий;

  5. Иосиф Волоцкий;

  6. патриарх Никон;

  7. протопоп Аввакум;

  8. Симон Ушаков;

  9. Симеон Полоцкий.

Вопросы к зачету
1. Понятие, структура и функция культуры.

2. Истоки и основные направления развития отечественной культуры.

3. Особенности и противоречия культурного процесса России.

4. Культура Киевской Руси.

5. Культурное развитие русских земель в удельный период.

6. Культура Московского централизованного государства в XV – XVI веках.

7. Основные черты отечественной культуры XVII века.

8. Отечественная культура эпохи барокко (первая половина XVIII века).

9. Русская культура эпохи классицизма (вторая половина XVIII - начало XIX веков).

10. Российская культура в первой половине XIX века.

11. Отечественная культура пореформенного периода (вторая половина XIX века).

12. Основные тенденции развития русской культуры в начале ХХ века (1900 – 1917 гг.).

13. Культура СССР в период «тоталитаризма» 1930 – 1950-е годы.

14. Искусство СССР во время «оттепели».

15. Соцреализм и его проявления в отечественной культуре и искусстве.

16. Проявление и развитие соцарта в искусстве СССР 70-80-х годов ХХ века.


Список учебной литературы


  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2-х ч. М., 2002.

  2. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М., 2000.

  3. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история: Учеб. пос. М., 2001.

  4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2003.

  5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997

  6. Кондаков И.В. Культура России.: Русская культура: краткий очерк истории и теории. М.,2000.

  7. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998 и др.

  8. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. М., 1999.

  9. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пос. М., 2004.

  10. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Зезина М.Р. История русской культуры IX – XX вв.: Учеб. пос. М., 2002.

  11. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IХ-ХХ вв.: Учеб. пос. М., 1990 и др.



Методичка по дисциплине
1. Понятие, структура и функция культуры. Культура регионов и народов России – основные понятия и структура отечественной культуры и искусства. Материальная и духовная культура. Элитарная, массовая, народная типы культур. Предмет и объект культуры. Функции культуры.
2. Истоки и основные направления развития отечественной культуры. Культура восточных славян догосударственного периода. Истоки культурных традиций восточных славян. Влияние Византии на становление и развитие русской культуры. Крещение Руси как культурно-исторический выбор. Социально-экономические предпосылки необходимости выбора новой веры. Принятие христианства православного образца, как выбор цивилизационной альтернативы: причины, ход, историко-культурные последствия крещения Руси. Значение крещения Руси для развития древнерусской культуры. Византийской влияние и начало формирования духовного идеала, преемственность христианской системы ценностей. Христианство и язычество: двоеверие и его отражение в культуре.
3. Исторические особенности и противоречия русской культуры. Синтез восточных и европейских черт. Коллективный характер русской культуры. Природные, географические и культурные предпосылки формирования и развития российской цивилизации.

4. Культура Киевской Руси XI – первой половины XII веков. Появление славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Просвещение, образование и наука. Развитие философских и естественно-научных знаний. Книжное дело. Первые памятники древнерусской литературы («Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Слово о полку Игореве», Жития Бориса и Глеба и др.). Основные жанры древнерусской литературы. Архитектура, искусство и художественное ремесло Киевской Руси. Древнерусская иконопись. «Монументальный историзм» как стиль эпохи Киевской Руси.
5. Культурное развитие русских земель в удельный период. Изменения в культурном развитии русских земель в удельный период вторая половина XII – XIV века. Основные культурные центры и школы: Киев, Новгород, Владимир и др. особенности развития их культуры. Усиления влияния западноевропейской цивилизации на динамику культурных процессов в русских землях. Основные памятники эпохи и их особенности. Влияние монгольского нашествия на динамику культурных процессов в русских землях. Завоевательные походы Батыя и их последствия для развития русской культуры. Установление монгольского ига. Взаимоотношения с Золотой Ордой. Упадок основных областей культурной жизни: влияние феодальной раздробленности, разрушение городов, уничтожение ценностей, прекращение каменного строительства, нарушение культурных связей, утрата ряда техник и т. д. Подъём отечественной культуры в XIV веке. Второе Византийское влияние.
6. Культура Московского централизованного государства в XVXVI веках. Появление основных центров претендующих на собирание разрозненных русских земель и формирование новых художественных школ. Объединение русских княжеств вокруг Москвы. Рост национального самосознания и его отражение в культуре. Куликовская битва 1380 года и её значение для развития русской культуры. Литературные памятники Куликовского цикла. Новые формы в архитектуре: новгородская, псковская и московская школы зодчества. Развитие местных художественных школ: новгородское, московское, тверское искусство. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублёва. Формирование русской народности. Решения соборов середины XVI века (1551 и 1554 годов) относительно дальнейших перспектив развития русской культуры. Основные черты развития зодчества, причины подъёма и проблема национального своеобразия. Московский кремль и другие памятники эпохи. Основные иконописные школы. Творчество Дионисия. Шатровая архитектура. Еретические движения как культурно исторические явление, их место и значение в истории русской культуры. Развитие общественно-политической мысли, церковной и светской публицистики. Формирование официальной идеологии самодержавия (Сказание о князьях Владимирских, Степенная книга, теория «Москва – Третий Рим», «Послания» Ивана Грозного). Образование, грамотность и просвещение. Деятельность первых книгопечатников (Иван Фёдоров и др.). Роль книгопечатания в культуре русского государства.
7. Основные черты отечественной культуры XVII века. Переход от средневековой культуры к культуре нового времени (XVII век). Новые явления в русской культуре. «Обмирщение» русской культуры. Влияние «раскола». Рост грамотности. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение России (1687 год). Братья Лихуды. Основные тенденции развития литературы. Рост личностного начала. Новые жанры (демократическая сатира, бытовая повесть, беллетристика, поэзия, драматургия и др.). Основные черты развития искусства и архитектуры. Стили и школы. «Нарышкинское» (Московское) барокко. Парсуны. Споры об искусстве (Симон Ушаков и Иосиф Владимиров). Появление первого придворного театра (1672 год).
8. Отечественная культура эпохи барокко (первая половина XVIII века). Изменения в культурной жизни России XVIII века, вызванные преобразованиями Петра I. Изменения в общественно-культурной жизни и быте. Характеристика петровских реформ. Просвещение, система образования и книжное дело. Развитие науки. Создание Академии наук (1725 год). М. В. Ломоносов. Барокко – основное направление в художественной культуре. Развитие изобразительного искусства и зарождение светского портрета (И. Никитин, А. Матвеев). Скульптура. Особенности развития архитектуры (Растрелли, Д. Трезини, Леблон, Зарудный, Ухтомский).
9. Русская культура эпохи классицизма (вторая половина XVIII - начало XIX веков). Развитие русской культуры в эпоху просвещения. Противоречия эпохи просвещения в России. Развитие общественно-политической мысли. Идеи русского просветительства и его основные представители (Н. И. Новиков, А. Т. Болотов, М. М. Щербатов, А. Н. Радищев). Классицизм – как основное направление художественной культуры во второй половине XIX века. Развитие литературы (Д. Фонвизин, И. Крылов, А. Радищев, Н. Карамзин). Расширение системы образования. Создание Московского университета. Крупнейшие представители русского искусства: живопись (Д. Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский и др.); архитектура (В. Растрелли, И. Старов, В. Баженов, М. Казаков); скульптура (Ф. Шубин, Э. Фальконе). Создание Академии художеств. Развитие русского театра (Ф. Г. Волков) и музыкальной культуры.
10. Российская культура в первой половине XIX века. Развитие народного просвещения и образования. Реформа высшего образования, проведённая Александром I , университетский устав 1804 года. Изменения в структуре учебных заведений в период правления Николая I, университетский устав 1835 года. Возрастание интереса к отечественной истории. «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Влияние войны 1812 года и восстания декабристов на культурную жизнь общества. Изменения в литературе: переход от классицизма к сентиментализму (Н. М. Карамзин) и романтизму (В. Жуковский). Формирование классических форм русского языка (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь). Основные тенденции развития общественной мысли. Складывание славянофильства и западничества. Утверждение национальной школы в русской музыке. (М. Глинка) Становление национального театра. Развитие архитектуры (А. Воронихин, А. Захаров, К. Росси и др.) – ампир, русско-византийский стиль.

11. Отечественная культура пореформенного периода (вторая половина XIX века). Социальные преобразования второй половины XIX века и их воздействие на культурную жизнь России. Демократизация духовной культуры общества. Образование и наука. Создание новых типов учебных заведений. Достижения русской науки. Становление реализма. Основные направления развития литературы, появление новых тем и образов (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. А. Островский). Расцвет музыкальной классики «Могучая кучка». (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи) и русского драматического театра. Меценатство (С. И. Мамонтов, Третьяков и др.) Столкновение «реалистического» и «академического» направления в живописи. Бунт 14-ти и его общественный резонанс. Создание «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870 год) и его вклад в культурное развитие российской провинции. И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков и др. Основные жанры в живописи. Новые направления в развитии архитектуры. А. И. Резанов, К. М. Быковский, Д. И. Гримм, А. М. Горностаев и др. Становление реализма в скульптуре (М. М. Антокольский, М. О. Микешин).
12. Основные тенденции развития русской культуры в начале ХХ века (1900 – 1917 гг.). Культура России в начале ХХ века. Основные особенности культурных процессов в начале ХХ века. Искусство «серебряного века». Формирование массовой культуры. Модернизм. Изменения в системе образования. Появление народных университетов. Книжное дело и периодическая печать. Научные достижения. Основные направления русской литературы в начале ХХ века: реализм, символизм, акмеизм, футуризм – сущность и содержание. Новые направления в живописи: импрессионизм, символизм, примитивизм. Художественные объединения «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза» и др. Стилистическое разнообразие в архитектуре: модерн, неоклассицизм и неорусский стиль. Скульптура и декоративно-прикладное искусство. Театральная жизнь. Начало русского кинематографа. А. О. Дранков, А. А. Ханжонков. Вклад русской культуры в общемировую копилку культурных ценностей. Деятельность С. П. Дягилева «Русские сезоны».
13. Культура СССР в период «тоталитаризма» 1930 – 1950-е годы. «Тоталитарная культура». Новые условия развития советской культуры. Усиление партийно-государственного контроля над искусством и наукой. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Создание творческих союзов. Культура СССР в годы Великой отечественной войны. «Идеологический фронт». Преследования деятелей культуры и искусства. Смерть Михоэлса. Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 год). А. Жданов. Архитектура «Сталинский ампир».
14. Искусство СССР во время «оттепели». Приход к власти Н. С. Хрущёва. ХХ съезд КПСС и его последствия для культурного развития СССР. Л. Ф. Ильичёв. Предпосылки, ход и масштабы культурной либерализации. Реабилитация осуждённых ранее деятелей науки и искусства. Реформирование системы образования. Научные успехи. Литература и искусство. Появление новых авторов. Е. Евтушенко. Б. Акуджава. А. Вознесенский. Основная тематика работ. Травля Пастернака. Оценка и резонанс от работ В. Дудинцева и А. Солженицына. Итоги и противоречия «оттепели».
15. Соцреализм и его проявления в отечественной культуре и искусстве. Сущность социалистического реализма. Формирование соцреализма как метода происходит уже в 1920-е гг., когда появилась мысль рассмотрения действительности сквозь призму заданной идеи. Решающую роль в становлении дан­ного метода сыграли РАПП и АХРР. Создание Союза писателей СССР означало окончательное утверждение соцреализма в искус­стве, для которого было характерно: отбор сюжетов и героев в со­ответствии с идеологическими установками партии, демонстрация исторического оптимизма, идеализация героев. В живописи на пер­вый план вышло изображение советского мифа как реальности (отсюда такие характеристики, как «советский романтизм», «иде­альный реализм»), создание образа нового человека. Постепенно сложилась иерархия образов, иерархия тем, иерархия жанров. Ос­новной задачей архитектуры стала фиксация великих побед и свершений «в камне», приводившая к появлению идеального про­странства и идеального времени.
16. Проявление и развитие соцарта в искусстве СССР 70-80-х годов ХХ века. Официальная и неофициальная культура. Диссидентское движение (А. Солженицын, братья Медведевы и др.) – основные течения. «Шестидесятники». «Самиздат». Культура времени «застоя». Усиление административного контроля за культурой в 70-х годах ХХ века. Литература и изобразительное искусство. Роль телевидения и массовизация культуры. Советский кинематограф (А. Тарковский, Ф. Бондарчук и др.). В 80 - 90-е гг. ХХ в. набрали силу тенденции постмодернизма, где на первый план выдвинулось стремление с помощью иронии преодолеть хаос. В России ярчайшими представителями данного течения стали соцарт (В.А. Комар, А.Д. Меламид) и московский концептуализм. Соцарт базировался на мифах советского искусст­ва, иронически обыгрывая их и пародируя советскую стилистику. Московский концептуализм сформировался за счет смешения раз­личных идеологических концептов, отказа от единого художест­венного языка, соединив принципы авангарда и классицизма. Мос­ковский концептуализм принес новые виды работ: инсталляцию, объект, перфоменс, - породив, на первый взгляд, абсурдные ком­позиции.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет