Коринфский ордер



Дата23.07.2016
өлшемі50.16 Kb.
#216547
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР (см. Коринф; ордер) — один из классических ордеров античной архитектуры наряду с дорическим, ионическим и композитным. По теории В. Скамоцци (1615), коринфский ордер является самым стройным и легким, согласно Витрувию (см. «Три ада Витрувия») и канонизировавшему его систему Дж.Виньоле (1562). Пропорции коринфского ордера совпадают с пропорциями ионического (самым пышным и декоративным является композитный ордер древних римлян). Поэтому коринфский ордер чаще считают модификацией ионического. Коринфский ордер отличается прежде всего необычной капителью, воспроизводящей мо­тив корзины (или калафа колокола) с листьями аканта. Относительно про­исхождения такой капители существует красивая легенда, сообщенная Витрувием. Древнегреческий мастер Каллимах, прогуливаясь в окрестностях Коринфа, набрел на могильный холм бедной девушки, который украшала ивовая плетеная корзина с дарами, накрытая сверху плитой. Сквозь прутья корзины со временем проросли листья аканта и образовали нечто вроде букета. Каллимаху настолько понравился этот мотив, что он его зарисовал, а вернувшись в ма­стерскую, сделал подобную капитель из бронзы (рис. 603). Мастер Каллимах действительно работал в Коринфе ок. 400 г. до н. э. Он автор золотой лампы, находившейся в святилище Афин в хра­ме Эрехфейон Афинского Акрополя. За мастерство бронзового литья Каллимах получил прозвание «плавильщик», а за применение бурава в скульптуре — «искрошитель искусства» (см. фризура). Характер рисунка листьев коринфской капители мало подходит для хрупкого мрамора (в сохранившихся капителях, они, как правило, обломаны) (рис. 604). Но та же форма технологична при горя­чей ковке металла. Это косвенно под­тверждает рассказ Витрувия. Возможно, что прототипом «этого лиственного ор­дера являлась египетская капитель с ук­рашением из пальмовых листьев... фор­мы ее соответствуют скорее приемам ра­боты по металлу... Если же представить себе, что листья, покрывающие эту кор­зину, сделаны из чеканной бронзы, то ее форма станет вполне понятна»1. Извест­на и смешанная техника изготовления мраморной капители с накладными де­коративными листьями из позолочен­ной бронзы. Теоретик архитектуры А.Некрасов, напротив, категорично за­являет, что история о Каллимахе — по­зднейшая выдумка, а мотив аканта ко­ринфской капители имеет не декоратив­ное, а тектоническое значение2. При­мирением обеих версий — поэтической (изобразительной) и конструктивной (тектонической) — может служить пер­вая из найденных в руинах храма Апол­лона в Бассах (Фигалии) коринфская капитель, созданная Иктином ок. 410 г. до н. э. после его работы над возведени­ем Парфенона Афинского Акрополя. Капитель Иктина утрачена в XIX в., со­хранились только сделанные с нее ри­сунки. Она венчала одинокую колонну торцовой стены в интерьере храма с ко­лоннами ионического ордера (что само по себе показательно) (см. т. 1, рис. 514, 516). Предполагают также, что эта ка­питель была уцелевшим архаическим обломком, использованным архитек­тором для украшения нового храма. В этом случае ее возраст много старше легенды о мастере Каллимахе. По кано­ну Витрувия, пропорции коринфского ордера отличаются от ионического толь­ко более высокой капителью. Класси­ческой капителью коринфского ордера считается капитель памятника Лисикрата в Афинах (см. рис. 402). Колокол капители имеет правильную цилиндри­ческую форму. Вверху — тонкая профи­лированная абака, похожая на полочку с вогнутыми сторонами и скошенными углами. Вокруг колокола, или «вазы ка­пители», в два яруса располагаются акантовые листья, по восьми в каждом ряду. Между листьями верхнего ряда виднеются восемь стебельков, называе­мых «кавликулами» (лат. culiculus — стебелек), они заканчиваются листь­ями — «каликс» (лат. от греч. calyx — цветочная чашечка), из которых, в свою очередь, выходят четыре сдвоенные во­люты, оформляющие верхние углы капители под абакой. Волюты иногда называют хеликами (лат. от греч. helica — завиток) либо кавликулами. По­мимо угловых завитков, другие, по два с каждой стороны, обращенные симмет­рично вовнутрь, друг к другу, несут цве­ток, розетку, отмечающую центр боко­вого фасада капители посередине абаки. Особенный тип — без волют, но с остро­конечными пальмовыми листьями над нижним рядом акантовых — представ­ляет собой капитель Башни ветров в Афинах (две двери башни были оформ­лены портиками, опирающимися на колонны коринфского ордера. Портики не сохранились). В капители Башни вет­ров усматривают египетское влияние (рис. 605). Коринфский ордер, как наи­более пышный и декоративный, получа­ет наибольшее распространение в относительно позднюю, эллинистическую эпоху. Особенно этот ордер полюбили римляне, почти всегда использовавшие его в своих постройках. Ствол (фуст) коринфской колонны, как и у ионической, украшен каннелюрами, разделен­ными дорожками. Архитрав, фриз и карниз идентичны ионическим, но мо­гут нести и дополнительные декоратив­ные детали. База коринфской колонны может иметь, в отличие от аттической, два валика — торуса и две выкружки — трохилуса. Древние греки соотносили утонченность коринфского ордера с бур­ным, страстным фригийским ладом му­зыки. Существуют и производные этимо­логические значения (греч. Korynthos — «пучок сжатых колосьев»; phrygos — вязанка хвороста для очага). Пропорции коринфской колонны соответствуют му­зыкальному интервалу кварты (4:3), или энгармоническому строю. Сплош­ной ряд тесно поставленных и поднятых на постаменты, коринфских колонн в грандиозных сооружениях Древнего Рима производит мощное впечатление. Архитекторы Барокко также предпочитали пышную коринфскую капитель всем другим. Характерно, что в относи­тельно поздних памятниках влияние металлического прототипа капители сказывается меньше и такие коринфс­кие капители кажутся естественно вы­росшими из мрамора.



603. Каллимах, рисующий коринфскую капитель. Гравюра из «Истории архи­тектуры» (Лондон, 1664)






604. Капитель коринфского ордера. Мрамор

605. Капитель Башни ветров в Афинах. Середина I в. до н. э.



КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ, КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР (итал. composito от лат. compositus — составной, сложный, выдуманный) — другие названия: «рим­ский», или «сложный ордер» (см. капи­тель; ордер). Древние римляне в стрем­лении к пышности, помпезности, тор­жественности архитектуры, предпо­читая всем другим наиболее декоратив­ный из греческих ордеров — коринф­ский, решили усложнить и его. Взяв за основу колокол коринфской капители, вместо третьего, верхнего ряда листьев аканта они поместили по углам че­тыре волюты ионической капители (рис. 570). Римляне также усложняли капитель диковинными скульптурны­ми деталями с изображениями грифо­нов, кентавров, гиппокампов. Поэтому если коринфская капитель напоминает букет, корзину с листьями, то компо­зитную можно назвать соединением бестиария («зверинца») и ботанического сада в одной корзине (рис. 571). Древнеримский архитектор Витрувий (I в. н. э.; см. Триада Витрувия) еще не выделял «композитный ордер». Но в эпоху Ита­льянского Возрождения С. Серлио, а за­тем Дж. Виньола в «Правиле пяти орде­ров архитектуры» (1562) включают его в числе пяти основных классических ор­деров как самый пышный и декоратив­ный (см. также рис. 403). В трактате Виньолы композитный ордер по пропорци­ям идентичен коринфскому, отличается только капителью и антаблементом. В дальнейшем композитный ордер чаще использовался в архитектуре стилей Ба­рокко, Необарокко и «неоренессанса».



570. Римский композитный (сложный) ордер. По трактату А.Палладио. 1570 (см. палладианство)




571. Римские капители композитного орде­ра (по Дж. Виньоле и С. Серлио)



1 Шуази О. История архитектуры.— М.: Изд-во Акад. арх-ры, 1935. Т. 1. С. 281-282.

2 Некрасов А. Теория архитектуры.— М.: Стройиздат, 1994. С. 314-315.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет