Кудышева Б. К., Джуманова Г. Ж



бет1/13
Дата19.07.2016
өлшемі2.07 Mb.
#210335
түріЗанятие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Кудышева Б.К., Джуманова Г.Ж.,

Серовайская Д.Е., Калиева Г.И.,



Керимбаева С. Р.
Хрестоматия по самопознанию для вузов
СОДЕРЖАНИЕ


Введение




Раздел 1. Творить себя в своей судьбе




Занятие 1.

Баласагуни Ю. О пользе учения и знания







Кислицина Г., Николаева Т. Познавая себя







Коростылев Н.Б. Воспитывать себя







Петрушин В.И. Умение подходить к проблеме с разных точек зрения







Пшенина Т. Стилизация под письма Гамлета




Занятие 3.

Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать







Энтони Р. Искусство согласия с собой







Энтони Р. Начнем с начала




Занятие 4.

Энтони Р. У вас есть силы измениться







Энтони Р. Перестаньте искать тех, кто вас полюбит







Энтони Р. Как разбудить своего «джинна»







Энтони Р. Изменение начинается с отличия от других




Занятие 5.

Франкл В. Стремление к смыслу







Энтони Р. Красивая упаковка




Занятие 6.

Веселовский Н. Чокан Валиханов: Блестящий метеор над нивой востоковедения







Зюзюкин И.И. Януш Корчак: Под знаменем цвета надежды







Зюзюкин И.И. Альберт Швейцер: Гений доброты







Энтони Р. Не жить «на авось»







Энтони Р. Деятельное бездействие







Энтони Р. Успех или поражение




Занятие 7.

Вачков И. Мотивы выбора профессии




Занятие 8.

Леонтьев А. Н. Человек и исторически накопленная культура







Леонтьев А.Н. Что движет историю







Сулейменов О.О. Но людям я не лгал…




Раздел 2.

Любовь через всю жизнь




Занятие 11.

Сокол И.А. «Золотые» правила безупречного поведения в обществе







Энтони Р. Каждое ваше слово







Энтони Р. Следите за своими словами




Занятие 12.

Виды конфликтов (Интернет-материалы)




Занятие 13.

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина (Интернет-материалы)




Занятие 14.

Купер М., Метьюз А. Как понимать и использовать цвета в общении




Занятие 16.

Тагор Р. Воспоминание







Гин В. Поговори со мною, мама







Зюзюкин И.И. Фрагменты из писем А. Сент-Экзюпери к матери







Зюзюкин И.И. Родители пример ему?







Есенберлин К. Ильяс Есенберлин. Сокровенное. Мысли. Изречения. Воспоминания.




Занятие 24.

Никифоров А.В. Библия и Коран: истоки и параллели.







Вера и веротерпимость




Занятие 27.

Гумилевский Л.И. Вернадский.




Раздел 3. Этика жизни




Занятие 30.

Толстой Л. Н. Диалог князя Андрея и Пьера о добре и зле




Занятие 31.

Энтони Р. Ваши потребности должны стоять на первом месте







Судьба и удача




Занятие 33.

Встречают по одежке




Занятие 34.

Керимбаева С.Р. Критика современной массовой культуры







Тимошинов В.И. Современная западная массовая культура




Занятие 35.

Дивненко О.В. Массовая культура




Занятие 36.

Роза Рымбаева (Интернет-материалы)

Серовайская Д.Е. Павел Иустинович Мариковский









Тохтар Аубакиров (Интернет-материалы)







Канапьянов Б. Олжас Сулейменов: Быть далеко услышанным







Василий Жиров (Интернет-материалы)




Занятие 37.

Рябов П. Свобода и необходимость







Рябов П. Свобода быть самим собой







Рябов П. Свобода в служении







Всеобщая декларация прав человека







Несвободный человек не может быть счастлив




Раздел 4. Как прекрасен этот мир!





Занятие 38.

Гуревич П.С. Красота природы







Занятие 39.

Абай. Весна.







Ахматова А. А. Перед весной бывают дни такие...







Пришвин М.М. Снежинка







Пришвин М.М. Теплая поляна







Пришвин М.М. На заре







Пришвин М.М. Хрустальный день







Пришвин М.М. Птицы улетают







Пришвин М.М. Синяя тишина




Занятие 40.

Кун Н.А. Аполлон и музы







Дивненко О.В. Эстетика







Соловьев B.C. Каковы социокультурные смыслы искусства?







Крымова Н.А. Любите ли вы театр?







Щипачев С. Дождевая капля




Занятие 41.

Классика в искусстве







Дивненко О.В Художественный вкус







Ананьева Е. Литературные герои проявляют разный темперамент




Занятие 45.

Иванченко Г., Леонтьев Д. Человек творческий







Ананьева Е., Каширина Т. Творчество в себе самом







Энтони Р. Выразите свои таланты







Иванченко Г., Леонтьев Д. Тактика творчества




Литература




Указатель имен





РАЗДЕЛ 1

Творить себя в своей судьбе
Занятие 1.

О пользе учения и знания
Хочу я, о мудрый, о слове сказать –

Ученья и знанья воспеть благодать.

Учение – светоч во мраке ночном,

От светоча знанья ты светел челом.

Ученьем и знаньем достигнешь высот,

И два этих блага приносят почет,


Незнающий слеп, – да уверует он:

Лишь оком учения мир просветлен.


Где властен закон, там безбеден народ.

И в славе времен его имя живет.


"Учась, – я слова мудреца приведу, –

Спасется из ада и грешник в аду!"


Взгляни на младенца: не вышла пора –

К учению он не наладит пера.


И всюду, во все на земле силу рук

Вложил человек и познание наук.


Кто мудр и учен – благородством велик,

А знаньем вершится господство владык.


И к тысячам тысяч свершений вела

Премудрость ученья – за то ей хвала!


Немалый и в малом учении прок,

И малое знание – добрый залог.


Четыре есть вещи – малы, а сильны,

В их малость не верь, речи мудрых верны:


Одна из них – пламя, другая – враги,

А третья – смертельной болезни шаги.


Они в этих свойствах с наукой сошлись,

Ты верь в их могущество, не обманись.


В их силах таится двоякий исход:

Неведомо, благо иль горе придет.


Наука – влекущий богатства магнит,

А ум – тот чертог, что богатства хранит.


У знанья с мускусом схожая суть:

Держатъ его втуне негоже ничуть.


Как мускус ни прячь – запах всюду проник,

И знаний не скроешь: их выдаст язык.


Познанья – богатство, откуда и часть

Искуснейший вор не сумеет украсть.


Ученье и знанье – что путы для ног:

Зря шагу не ступит попавший в силок.


Любезного сердцу лихого коня

Опутанным держат до нужного дня.


Опутанный конь далеко не уйдет:

Стреножен, он воли хозяина ждет.


Ученье тебе – словно преданный друг.

И верный собрат твой – познанье наук.


И знанье и дело невежде чужды:

Будь он и без бед – у него две беды!

Присловье у тюрок известно о том,

Его ты усвой и душой и умом:


"Ученье учёному – верный собрат,

А неуч о знанье и слышать не рад.


Ученому знанье – и снедь, и наряд.

А козни невежды – лихой супостат!"


О знающий! Гнев из души изгони!

Разумный! Не гневайся, честь сохрани!


Ни с гневом, ни с яростью дел не верши:

Свершенное наспех – погибель души!


Гневливый раскаяньем поздним томим.

Кто вспыльчив – всегда наказание с ним!


Долг чести для мужа – владенье собой:

Лик должен быть ясен, как солнце с луной.


Степенность ему, благосклонность нужны,

И знанья ему, и ученость нужны.


Ученость нужна, чтобы знаньем владел,

А знанья нужны для свершения дел.


Чтоб доброе чтил, а дурного избег

И нужное с лишним не путал вовек,


Чтоб все отличать и сличать он умел,

Владея собой, был бы зорок и смел.


Тогда все готово в единый присест:

Разумный несваренной пищи не ест!


Такой человек все, что хочет, свершит:

В два мира ему путь широкий открыт.

А злоба и гнев – для мужчины порок:

Поддался им – гибнуть себя же обрек!


Внемли благородным словам мудреца

И следуй им, славный гонец, до конца:


"Поддавшийся гневу лишится ума:

В сердитом – не ум, а невежества тьма.


И доблестный муж, если злобствует, – глуп,

Во гневе и добрый не сдержан и груб!"


Усвой, что сказал проницательный муж,

Разумное слово – отрада для душ:


"Естъ вещи, что портят нас, душу губя,

Кто с ними сроднился, тот губит себя.


Одна вещь – язык, чья отрада навет,

Другая – дать слово и рушить обет.


А третъя – любовъ к возлияньям хмельным,

И ясно: исход ее будет дурным.


Упрямство – вот тоже злокозненный вред,

К упрямцам любви и почтения нет.


Еще одно зло – бытъ злонравным, худым,

Со всеми людьми перессориться в дым ".



Ю. Баласагуни.

Познавая себя

(фрагмент статьи)

Человек всегда пытался понять самого себя, постичь свою сущность, своё отличие от остального мира. И во все времена труднодостижимые, но столь желанные плоды самопознания высоко ценились, ведь, познавая себя, люди открывали и законы мироздания. Древние философы полагали, что во внутреннем мире человека, этой миниатюрной модели Вселенной (микрокосме), как в зеркале, отражаются сложности и противоречия большого мира (макрокосма). Неслучайно в преддверии храма Аполлона в Дельфах каждого входящего встречали высеченные в камне максимы – изречения семи мудрецов, составлявшие формулы жизни для греков эпохи архаики. Самая известная из них – «Познай самого себя».

«Познай самого себя» – это основное положение и восточных философских учений. На Востоке ещё в большей мере, чем на Западе, были распространены представления о соответствии «человеческого» и «космического», о том, что «все вещи находятся в нас». «Вы есть мир, и мир есть вы», – говорил индийский мыслитель XX столетия Джидду Кришнамурти. «Нет большей радости, – отмечал китайский философ IV–III вв. до н. э. Мэн-цзы, – чем при самопостижении обнаружить искренность (в данном случае искренность означает истину).

Безусловную реальность своего «Я» ощущают все люди, но обычно человек не часто сознательно обращает взор в глубины души. Житейские дела и привязанности, повседневные заботы и нужды, общественная жизнь и гражданские обязанности не оставляют времени для самопознания.

…«Человек... со всем справился, – констатировал в XX столетии протестантский теолог Дитрих Бонхоффер, – но только не с самим собой». Человек оказался в большей степени ориентирован на достижение определённого социального уровня, достатка, поглощён потреблением, удовольствиями. «Людей с самого детства обязывают заботиться о своей чести, о своём достатке..., их изнуряют всякими делами... и упражнениями», – писал французский философ Блез Паскаль. «Им внушают, что они не будут счастливы, если их здоровье, честь, имение... не будут в хорошем состоянии, и что отсутствие хотя бы одного из этих благ принесёт им несчастье... Их... неустанно готовят к делам, а если выпадет им несколько свободных минут, советуют употребить их на забавы, игры...». «Что можно придумать лучше этого, чтобы сделать их несчастными?» – вопрошает философ. Но если «только отнять у людей их заботы, – продолжает он, – тогда они взглянут на себя, задумаются, кто же они такие, откуда они пришли, куда идут...». Человека вовсе не надо принуждать к самопознанию, полагал Паскаль. Люди к этому предрасположены.

(Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 3. Духовный мир человека /под ред. Е. Ананьева, Т. Каширина. – М.: Аванта+, 2004.)
Воспитывать себя
Академик Д.С. Лихачев считал: «Получить хорошее воспитание можно не только в хорошей семье, или в школе, но и … у самого себя». Речь идет о самосовершенствовании, самовоспитании. Эти понятия много критиковали, высмеивали, в пылу полемики подменяли другими.

Мне приходилось видеть в странах Востока людей, целыми днями лежащих неподвижно, впадающих в нирвану, в «соитие с высшим существом, потусторонним миром», приходилось сталкиваться с религиозными фанатиками – они тоже, отка­зываясь от земных радостей, думали о самосовершенствовании, чтобы «чистыми прийти» в загробное царство.

Нет, самовоспитание – это не крайности и фанатизм (есть только рисовые котлетки, спать на гвоздях и т.д.). Всё гораздо проще и сложнее…

(Коростылев Н.Б. «От А до Я».-М.: Медицина, 1987.-с.241).

Умение подходить к проблеме с разных точек зрения
— В каждом явлении, в каждой проблеме есть свои положи­тельные и отрицательные стороны.

— Рассматривайте любую проблему с разных сторон и с разных точек – издалека и вблизи, снизу и с высоты, найдите ее плюсы и минусы, посмотрите с позиции профессионала и с позиции дилетанта.

— Не закрывайте глаза на плохие последствия, но и не бойтесь их.

— Рассмотрение проблемы с разных сторон приносит удо­вольствие.

— Увидите то, что раньше не видели, услышите то, что не хотели слышать, почувствуете то, что раньше не ощущали.

— Знание проблемы с разных сторон придаст вам уверенности в своих силах.

— Четко видя все детали проблемы, умейте охватывать ее всю целиком, сразу и одновременно.

— Рассмотрение предмета с разных сторон помогает в вос­питании мудрости.

— Когда сумеете рассмотреть проблему с разных точек зре­ния, то, ни у кого не спрашивая совета, сами будете знать, как поступить.

— Наградой за многостороннее видение будет терпимость, снисходительность, верное решение, открытый путь к свобо­де самореализации.

— Назовите белое черным и черное белым, найдите горечь в слад­ком и кислое в соленом, в тяжелом найдите легкое, в легком – тяжелое.

— Если сможете это делать, вам откроются дороги истины.

— Решая узкую и частную проблему, всегда старайтесь найти те более общие законы, в которых данная проблема окажется частной.

— Посмотрите на свою проблему с высоты прошлого жизнен­ного опыта человечества. Увидите, что она – совсем малень­кая и через нее легко перешагнуть.

— Если не можете решить проблему в рамках своей облас­ти, выходите без предубеждения в рамки других областей и смот­рите, как там решаются аналогичные проблемы.

— Решив одну проблему, не топчитесь около нее и не пытайтесь найти плоды в саду, где уже собран урожай.

— Уходите из бесплодного сада, уходите с убранного поля и ищите те поля, которые еще можно засеять и где можно собрать урожай.

— Знайте, куда идти после решения данной проблемы, что вы будете делать потом, когда достигнете очередной цели.

—Так, где нет проблем, нет и интересной жизни. Поэтому, решая одну проблему, ставьте вслед за ней дру­гую. Каждая последующая проблема должна быть выше нынешней.

— Всегда ясно различайте, где проблема, а где суета. И там, где суета, поднимитесь над ней.



(Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176с. С. 162. (в изложении)

Стилизация под письма Гамлета

(из архива преподавателя)

Найденные совершенно случайно, эти письма потрясли научный мир: они являются документальным подтверждением реальности обучения Гамлета в Виттенбергском университете и ценным взносом в сокровищ­ницу мирового эпистолярного жанра. Предлагаем вниманию читателя первую попытку перевода писем Гамлета Датского на русский язык.



Письмо первое

Дорогой друг Горацио!
Мое Время течет мимо и не подчиняется мне, но я сумел обмануть Его, и вот, наконец, пишу тебе. Занятия мои разнообразны и заполняют каждое мгновение моей жизни: и бодрствуя, и во сне я продолжаю свое обучение. Предлагаю твоему вниманию приблизительный план моего дня.

Просыпаюсь ранним утром и, наскоро перекусив, собираю и просма­триваю конспекты, которые мне сегодня понадобятся. После этого Време­ни едва хватает на то, что бы скорым шагом дойти до здания Универси­тета (я взял внаем комнаты поблизости). Начинаются занятия. Каждый день приносит мне новые впечатления и новые наслаждения: то я внимаю лекции знаменитого по всей просвещенной Европе профессора N., то от­стаиваю свои сокровенные мысли в диспуте с самим М. (это восходящая звезда Виттенберга, человек истинно научного склада ума, пожалуй, вы прекрасно сошлись бы характерами, мой книжник).

Удивительно, что знаменитости нисколько не кичатся своим автори­тетом и своими дарованиями, но могут яростно спорить с безвестным юн­цом, нисколько не подавляя его, на равных (и я не раз выступал в этой ро­ли). При этом ты словно поднимаешься на одну ступень с ними — выше низменных интересов, ты торжественно вступаешь в храм Науки, и после весь день ты словно плывешь над облаками, а ночью не можешь сомкнуть истомленных глаз, силясь разглядеть в темноте чудный образ...

Но это лирика, а мы решили говорить о прозе. После учебных заня­тий студенты расходятся по обществам, которых много в Виттенбергском Университете. Здесь проводят эксперименты над Природой и Человеком, обсуждают научные новости, и беседуют между собою и с профессорами. Ты уже догадался, милый сердцу друг, что последнее особенно интересует меня. Иногда я до самой ночи задерживаюсь в здании Университета: в нашем философском обществе, или в огромной библиотеке, я стараюсь по­стичь тайну души человеческой, и никто не высмеивает моих витаний в облаках, а если и обращает внимание на некоторые неточности или мета­физику, то не саркастически, а доброжелательно. Товарищи с дельным участием выслушивают мои откровения и стараются придать моей мысли новый оборот. Я чувствую, как день ото дня растет мощь моего интеллек­та, и испытываю глубочайшую признательность Университету.

Как жаль, что ты не со мной, мой дорогой Горацио! Университетская жизнь пленила бы твой строгий ум тем, что ты любишь называть Школа. Я же пленен невероятной свободой мысли. Какие разные люди сошлись в Университет, и как разнообразны грани его, что все они находят себе де­ло, отвечающее глубинным их желаниям и познавательным интересам...

Мысленно твой, Гамлет Принц Датский.

Письмо второе

Дорогой друг Горацио!

Я был представлен профессору L. Это необыкновенный человек! На­стоящий ученый и в то же время выдающийся Учитель! Я столь потрясен, что не могу вернуться в спокойное расположение духа уже третий день!

Специальностью проф. L. является область философского знания, ис­следующая язык. Но этот человек замечателен не тем, что знает добрую дюжину различных языков (а ведь только этому и удивляются просто­людины), и не внешним видом (выглядит он, для неискушенного наблю­дателя, вполне обыкновенно), а своими дарованиями.

Начну с того, что он уже который год преподает в Виттенбергском Университете общее языкознание, и нет среди Его студентов ни одного, кто бы не ценил эту науку превыше всего земного (настолько велико Его обаяние). С такой скромностью и с такой любовью перечисляет этот Учи­тель достижения языкознания, так нежно указывает пути, по которым пойдет Его наука в дальнейшем, что самое черствое сердце растворяется навстречу Его благостному влиянию.

Не хмурься, милый друг, и не воображай этакого добренького ста­ричка, ищущего лишь одобрения слушателей. Профессор очень строг и принципиален в научных и учебных вопросах, и лекции Его на первых порах чрезвычайно трудны: Он никогда не опускается до невысокого уровня знаний и небогатого словарного запаса недавних школяров, но поднимает их на Свой уровень, просто и скромно призывает Он студентов за собой, и те, просидев целый месяц в библиотеке, вдруг с радостью об­наруживают, что понимание дается все легче.

Ты, конечно, догадываешься, что далеко не все слушатели выдер­живают это испытание, и многолюдный поначалу зал к концу первого курса лекций пустеет, но уходят лишь те, кто попал сюда случайно. В дальнейшем от профессора никто не уходит, ведь они – апостолы новой Школы.

Из разговоров с Его студентами я понял, что профессор L. не только талантливый педагог, но и приметная фигура в языкознании. Он сделал ряд открытий, подтолкнувших целый сонм ученых к новым идеям, и в на­стоящее время вокруг Него складывается своя Школа.

Я несколько робел, когда меня пригласили на заседание общества языковедов, и, признаюсь, немногое понял из докладов собравшихся (так как не был достаточно знаком с проблемами, которые обсуждались). Однако после заседания, во время личной беседы с профессором, я был со­вершенно очарован Его незаурядной личностью: вся речь Его пронизана добротой и приязнью, и даже критика из Его уст звучит, как похвала. Не могу передать тебе, насколько Он образован, потому что у меня не хвата­ет знаний для оценки, и при этом такая скромность и простота общения! Собеседник чувствует оригинальный ум этого Человека и сам в Его при­сутствии вырастает. При этом, повторюсь, профессор – человек высокой нравственности, и одним присутствием своим он удерживает студентов от дурных поступков. Но больше всего пленяет собеседника тот неподдель­ный интерес, с которым профессор L. внимает каждому его слову.

Вот место, достойное тебя, о мой ученый Горацио! Приезжай ко мне хотя бы на месяц, и ты найдешь тот смысл, который ускользает от тебя в Эльсиноре.

Жду тебя, Гамлет Принц Датский.

(Татьяна Пшенина)


Занятие 3.
Рожденные выигрывать

(фрагмент)
Каждое человеческое существо появляется на свет как нечто новое, еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый рождается способным выигрывать в жизни. Каждая личность по-своему видит, слышит, осязает, изучает и думает. Каждый имеет свои индивидуальные возможности – способности и ограничения. Каждый может быть значительным, думающим, осознающим и творческим человеком – продуктивной личностью, Выигрывающим.

Выигрывающие (Победители) имеют различные возможности. Для них самым важным в жизни являются не «достижения», а аутентичность (возможность быть собой). Аутентичная личность реализует себя, познавая все новое и становясь все более откровенной и отзывчивой. Аутентичные люди реализуют свою неповторимую индивидуальность и ценят ее в других.

Аутентичные личности не посвящают свою жизнь фантазиям о том, кем они могли бы быть; являясь самими собою, они не заносятся, не высказывают претензий, не манипулируют другими. Выигрывающие умеют раскрыть себя, а не создавать образы, которые нравятся другим, привлекают их или, наоборот, вызывают у них раздражение. Они понимают, что существует разница между быть любящим и играть любящего, между быть глупым и поступать глупо, между быть знающим и изображать знающего. Выигрывающим не нужно скрываться за маской. Они отвергают нереальный образ себя, не считая себя ни самыми лучшими, ни самыми худшими. Независимость не пугает Выигрывающих.

У каждого бывают в жизни моменты, когда он независим, но они быстро проходят. Выигрывающие могут быть независимыми в течение длительных периодов времени. Они могут также терять почву под ногами и терпеть неудачу. Однако, несмотря на препятствия, Выигрывающие не теряют главное – веру в себя.

Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания. Они умеют отделять факты от мнений и не претендуют на то, что имеют ответы на все вопросы. Они прислушиваются к мнению других, оценивают, что те говорят, но приходят к своим собственным заключениям. Хотя Выигрывающие могут восхищаться и уважать других людей, они никогда не зависят от них полностью, никогда не связаны ими полностью и никогда не испытывают благоговения перед другими.

Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощных, так же как не играют в обвинения. Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь. Они не ссылаются на ложные авторитеты, а сами являются своими единственными руководителями и знают это.

Выигрывающие правильно используют свое время. Они реагируют на все ситуации адекватно. Их реакции зависят от посланного сообщения и оберегают значимость, благополучие и достоинство других людей. Выигрывающие знают, что для всего есть свой черед и для каждой деятельности свое время.

Время быть энергичным и время быть инертным,

Время быть вместе и время быть одному,

Время ссориться и время любить,

Время работать и время отдыхать,

Время плакать и время смеяться,

Время встретиться лицом к лицу и время удалиться,

Время говорить и время быть молчаливым,

Время спешить и время ждать.

Выигрывающие дорожат своим временем. Они не убивают его, а живут по принципу «здесь и теперь». Жизнь в настоящем не означает бездумное пренебрежение прошлым или неумение подготавливаться к будущему. Скорее наоборот, зная свое прошлое, они осознают и глубоко чувствуют настоящее и смотрят вперед в будущее.

Выигрывающие учатся понимать свои чувства и ограничения и не боятся их, не зацикливаются на внутренних противоречиях и на двойственных чувствах. Являясь аутентич­ными, они осознают, когда раздражены, и могут выслушать другого, когда тот раздражен, могут влиять на других и поддаваться влиянию, способны любить и быть любимыми.

Выигрывающие умеют быть непосредственными. У них нет раз и навсегда предопределенного, жесткого образа действий, и они могут менять свои планы, когда этого требуют от них обстоятельства. Выигрывающие испытывают интерес к жизни и получают удовольствие от работы, игры, от других людей, от природы, пищи. Без чувства ложной скромности они радуются собственным достижениям. Без чувства зависти радуются достижениям других.

Хотя Выигрывающие могут свободно наслаждаться, они также могут откладывать удовольствия, могут дисципли­нировать себя в настоящем, чтобы усилить удовольствие в будущем. Они не боятся следовать своим желаниям, но следуют им наиболее адекватным образом. Выигрывающие не стремятся к безопасности за счет контроля над другими. Они не настраивают себя на неудачу. Выигрывающие заботятся о мире и о людях, они не отделены от главных общественных проблем, а, интересуясь ими, сопереживая им, борются за улучшение жизни. Даже перед лицом национальных и международных бедствий Выигрывающие не считают себя бессильной личностью. Они живут для того, чтобы сделать мир лучше.

Хотя люди рождаются, чтобы выигрывать, они все-таки появляются на свет беспомощными и полностью зависящими от своего окружения. Выигрывающие успешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости и затем к взаимозависимости. Проигрывающие – нет. С какого-то момента своей жизни они начинают избегать появляющейся ответственности за собственную жизнь.

Как уже отмечалось, мало кто является полностью Выигрывающим или полностью Проигрывающим. Большинство из нас являются Выигрывающими в одних областях и Проигрывающими в других. Кем является человек, Выигры­вающим или Проигрывающим, во многом зависит от того, что происходило с ним в детстве. Недостаточная отзывчивость на потребность в заботе, плохое воспитание, конфликты в семье, грубость, болезнь, длительные неприятности, чрезмерная физическая работа, травмирующие события являются некото­рыми из многих факторов, которые способствуют форми­рованию Проигрывающих. Эти условия мешают, сдерживают или останавливают нормальное развитие независимости и самоактуализации. Чтобы совладать с этими отрицательными переживаниями, дети приучаются манипулировать собой и другими. От этих способов манипулирования им тяжело отказаться в последующей жизни, и часто они превращаются в тип поведения. Выигрывающие стремятся избавиться от них, проигрывающие прикованы к ним.

Некоторые Проигрывающие говорят о себе как о преуспевающих, но тревожных, как преуспевающих, но попавших в ловушку или преуспевающих, но несчастных. Другие жалуются, что они совершенно измучены, безвольны, не способны стремиться к чему-либо, «полуживые» или до смерти скучные. Проигрывающие не могут осознать, что в большинстве случаев они сами посадили себя в клетку, сами роют себе яму и сами себе наскучили. Проигрывающие редко живут в настоя­щем, вместо этого они уничтожают настоящее, сосредоточи­ваясь на воспоминаниях о прошлом или на ожиданиях будущего. Проигрывающие, которые живут воспоминаниями, пребывают в старых добрых временах или в прошлых личных несчастьях. Тоскуя по прошлому, Проигрывающие или цепляются за то, как «могли бы» произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастную судьбу. Проигрывающие жалеют себя и перекладывают ответственность за свою неудовлетворительную жизнь на других. Обвинение других и оправдание себя являются частой ролью Проигрывающих. Проигрывающие, которые живут в прошлом, могут сокрушаться о том, что произошло бы, если бы только:


«Если бы только я женился на ком-нибудь другом...»

«Если бы только я имел другую работу...»

«Если бы только я окончил школу...»

«Если бы только я был красивым...»

«Если бы только мой супруг бросил пить...»

«Если бы только я родился богатым...»

«Если бы только я имел лучших родителей...»

Люди, которые живут в будущем, могут мечтать о каком-либо чуде, после которого они смогут «зажить счастливо». Вместо того, чтобы следовать своей собственной жизни, Проигрывающие ждут волшебного спасения. Какая замечательная жизнь начнется, когда:

«Когда наконец явится прекрасный принц или идеальная женщина...»

«Когда я закончу школу...»

«Когда вырастут дети...»

«Когда представится новая работа...»

«Когда босс уйдет в отстаку...»

«Когда я разбогатею...»

В противоположность тем, кто живет с иллюзией волшебного спасения, некоторые Проигрывающие живут со страхом будущих несчастий, вызывая в воображении предвкушение того, что если:

«Что если я потеряю работу...»

«Что если я лишусь рассудка...»

«Что если что-нибудь упадет на меня...»

«Что если я сломаю ногу...»

«Что если я не понравлюсь им...»

«Что если я допущу ошибку...»

Непрерывно концентрируясь на будущем, такие Проигрывающие испытывают тревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий – реальных или воображаемых – проверок, уплаты счетов, любовной истории, кризиса, болезни, отставки, погоды и т.д. Люди, слишком погруженные в свои сомнения, упускают действительные возможности настоящего, проходят мимо них.

Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в текущий момент. Их беспокойство искажает восприятие реальности. Следовательно, такие люди сами себе мешают видеть, слышать, чувствовать и понимать.

Проигрывающие неспособны полностью использовать воз­мож­ности своих ощущений, их восприятие неточно и неполно. Они видят себя и других в кривом зеркале. Эффективное использование их способностей в реальной жизни затруднено.

Проигрывающие подавляют свои возможности к непосредственному и адекватному выражению полного спектра возможного поведения. Они могут не подозревать о возможности иного, более продуктивного, наполненного жизненного пути. Проигрывающие боятся оказаться в новых обстоятельствах и прежде стремятся сохранить статус-кво, повторяя не только собственные ошибки, но не менее часто и ошибки своей семьи и культуры.

Проигрывающие избегают взаимной близости (привязан­ности) и не вступают в честные и откровенные отношения с другими. Вместо этого Проигрывающие пытаются манипули­ровать другими так, чтобы те поступали в соответствии с их ожиданиями. Силы Проигрывающих также часто направляются на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других.

Люди, являющиеся Проигрывающими, используют свои умственные способности не лучшим образом, направляя их на рационализацию и интеллектуализацию. При рационализации Проигрывающие пытаются придать своим действиям благо­видные предлоги. При интеллектуализации они стремятся засы­пать других пустым красноречием. Поэтому многие их возможности остаются скрытыми, нереализованными и неосоз­нан­ными. Подобно сказочной Царевне-лягушке Проигрывающие заколдованы и живут в этой жизни, являясь кем-то другим, а не самим собой.

(Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и послесл. ЛА. Петровской. – М.: Издательская группа «Прогресс»,

«Прогресс-Универс», 1993. – 336 с.)

Искусство согласия с собой
Понимание вашей истинной ценности как личности – еще один решающий фактор для приобретения уверенности в себе. Практически все ваши проблемы являются прямым или опосредованным результатом того, что вы о себе думаете.

Жизнь доказывает, что ВЫ НИКОГДА НЕ МОЖЕТЕ БЫТЬ ЛУЧШЕ СВОЕГО МНЕНИЯ О СЕБЕ, то есть вашей самооценки, основанной на чувстве согласия с собой. Она имеет в основном неосознанный характер и была запрограммирована в вашем подсознании с раннего детства.

Позитивная самооценка – это не только интеллектуальное приятие своих талантов или достижений. Это личное согласие с собой. Развитиe позитивной самооценки – не эгоизм. Вы просто понимаете, что являетесь истинно уникальной и достойной личностью, человеком, которому не требуется поражать других своими достижениями или благосостоянием. В сущности, постоянно хвастающийся человек проявляет один из классических симптомов негативной самооценки.

С первого взгляда многим людям вроде бы присуща позитивная самооценка. Но это не всегда так. Одна из трагедий нашего времени состоит в том, что многие лидеры, учителя, изобретатели, художники – люди, внесшие огромный вклад в развитие человечества, – страдают от низкой самооценки. Некоторые из наиболее уважаемых исторических личностей становились наркоманами, алкоголиками или даже совершали самоубийство лишь для того, чтобы избавиться от своего "я", с которым они не соглашались и которое зачастую ненавидели.

Развитие позитивной самооценки – не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Если вы надеетесь обрести свободу, то должны серьезно подойти к этой задаче, в противном случае, следует ожидать, что низкая самооценка с годами еще ухудшится, и вы пополните то трагически большое число людей, которые сейчас сидят дома и жалеют себя.

Чтобы соотнести усвоенное со схемой своего поведения, важно знать, как низкая самооценка развивается и как проявляется в других. Тогда вы сможете понять, что следует делать для продвижения вперед.



(Энтони Р. Секреты уверенности в себе. Berkley books New York: «МИРТ», 2005).
Начнем с начала

Существуют три главные причины низкой самооценки. Первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые вы заимствовали у родителей. Вторая причина – характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей, в частности, из-за распределения мест после экзаменов и тестов на определение интеллектуального коэффициента. Третья причина – негативное религиозное воспитание с его чрезмерным акцентом на чувстве вины и недостойности. Существует много других факторов, вызывающих низкую самооценку, но эти три являются наиболее важными. В этом разделе речь пойдет о первом из них.

Сильнейшим фактором, определяющим возникновение чувства вины в детстве, является низкая самооценка у наших родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери – человеку, с которым мы обычно проводим наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действует, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, все это передается детям, словно заразная болезнь, через поведение и реакции. Если родители считают себя в каком бы то ни было смысле неполноценными и подчиненными другим, то дети чувствуют себя недостойными и в результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся "фактами" опыта детей. Нижеописанное поможет вам понять, как это происходит.

Когда вы рождаетесь, размер вашего мозга не превышает одной восьмой мозга взрослого человека. К восемнадцати месяцам эта разница сокращается до одной второй, а в пятилетнем возрасте размер мозга ребенка составляет пять шестых мозга взрослого человека. Это наиболее быстро растущий орган. В течение периода быстрого роста, известного как «период накопления», ваш мозг получает основные впечатления, которые помогают сформировать схему вашего поведения. Нетрудно понять, что если в это время один из ваших родителей или оба страдают от низкой самооценки, она с легкостью усваивается впечатлительным сознанием ребенка.

Все начинается с того, когда вы совершаете свою первую ошибку и вас называют «плохой девочкой» или «плохим мальчиком». Вы превратно истолковываете эти слова и считаете «плохим» себя, в то время как в действительности «плохими» были лишь ваши поступки. Истина в том, что «плохих детей» не бывает. Единственное, что «плохо» в любом ребенке, – отсутствие осознания, приводящего к наилучшему результату.

Очевидно, существуют определенные вещи, которые ребенок делать не должен, вещи, требующие дисциплинарного воздействия. Но как бы то ни было, ребенок не становится от этого «плохим». Считая себя «плохой девочкой» или «плохим мальчиком», вы отождествляли себя со своими поступками и не понимали того, что они всего лишь выбранные вами средства удовлетворения первоочередных потребностей и в некоторых случаях ваш выбор ошибочен и неприемлем. Если ребенок не научится этого понимать, он будет считать себя неисправимо плохим, и в нем разовьется чувство собственной недостойности и второсортности, которое будет запрограммировано в его подсознании. Это чувство будет последовательно проявляться в стыде, презрении к себе, угрызениях совести и, что хуже всего, в ощущении своей вины.

Низкая или негативная самооценка развивается и в дальнейшем при унизительном сравнении ребенка с другими. Когда родители сопоставляют ребенка с братом, сестрой и особенно с кем-нибудь вне семьи, его зачаточное чувство собственной неполноценности вырастает и крепнет. Он сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребенок верит, что другие наделены большей силой и уверенностью в себе и пользуются большей популярностью, в результате его наполняет разрушительное чувство неполноценности. Если бы родители смягчали свою критику поощряющими фразами вроде «этого не должно было случиться с таким славным мальчиком, как ты», то такую реакцию во многих случаях можно было бы предотвратить.

Другая ошибка родителей – отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребенка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей, забрасывая их такими репликами, как «ребенка должно быть видно, но не слышно» или «отец/мать лучше знает, что делать!» Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Ведущие аналитики сходятся на том, что подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают, что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у ниx, и у их чад.

Вот один тревожный факт: многие родители живут опосредованно, через своих детей. Решив, что их ребенок должен иметь все, к чему тайно стремились сами и чего так и не смогли достичь, они безжалостно толкают его к цели, не считаясь с пределами возможностей. Они хотят, чтобы их собственные нереализованные мечты об успехе воплотились в действительность. Разумеется, это делается за счет ребенка. Такие родители не понимают, что ребенок не может соответствовать их неразумно высоким стандартам просто потому, что он не развил – а может быть, даже не имеет – эмоциональных, умственных или физических способностей, необходимых для этого.

Внешность становится одной из причин низкой самооценки гораздо чаще, чем принято думать. Большое число детей сталкиваются с физическими, интеллектуальными и эмоциональными трудностями из-за своей необычной или ненормальной внешности. Постоянно сосредоточивая на этом внимание и убеждая себя в том, что они «слишком толстые», «слишком высокие», «слишком медлительные» и т.д., дети развивают в себе глубокое чувство неполноценности, которое впоследствии бывает трудно преодолеть.

Некоторые родители высоко ценят деньги и материальное состояние. Ребенок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. Он часто вступает в брак ради денег и платит очень дорого за то, что получает. В результате, как в поговорке, «тратит деньги, которых у него нет, на вещи, в которых не нуждается, чтобы произвести впечатление на людей, которых не знает». По мере того, как материализм разрушает в ребенке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности.

Родители совершают большую ошибку, не уделяя внимания развитию у детей привычки полагаться на собственные силы. Чрезмерно властные, заботливые или потакающие, они превращают своего ребенка в эмоционального калеку. Лишенный побуждения встречать жизненные ситуации с уверенностью и достоинством, он медлит и выбирает путь наименьшего сопротивления. Отсутствие уверенности в своих силах рождает чувство неполноценности, а оно в свою очередь формирует основу для низкой самооценки.

Вопреки расхожему убеждению система воспитания, основанная на вознаграждении и наказании, является гарантией низкой самооценки. Ребенку нужно позволить проявлять инициативу и совершать столько ошибок, сколько необходимо для усвоения урока, не наказывая за них. Научившись на своих ошибках, ребенок, скорее всего никогда их не повторит. Он поймет: что ни сделай, либо заслужишь вознаграждение, либо столкнешься с последствиями своих ошибок. И чем раньше, тем лучше!

Наиболее пагубным во взаимозависимости является то, что наша низкая самооценка переходит от одного поколения к другому. Исследования показали, что трагичная склонность к самоубийствам наследуется. После того, что вы недавно прочитали, это не должно удивлять вас. Нетрудно понять, что если низкая самооценка передается от родителей к ребенку, то в некоторых случаях ее проявления могут доходить до крайностей.

Заражая детей своим чувством неполноценности, мы стремимся заразить и всех остальных, с кем входим в контакт. Если наше положение позволяет нам влиять на других (возьмем, к примеру, учителя или проповедника), мы распространяем болезнь на тех, кто смотрит на нас как на лидеров или как на источник вдохновения. Люди интуитивно ощущают недостаток чувства собственного достоинства и неизбежно начинают перенимать часть тех качеств, которые они с нами связывают. Я давал советы сотням людей, страдавших отсутствием уверенности в себе и, как следствие, неспособным успешно ориентироваться в жизненных ситуациях. Каждый из них представлял собой результат наличия низкой самооценки, развившейся дома, в школе и/или под влиянием негативного религиозного воспитания.

Низкая самооценка имеет много форм и проявлений. Они могут быть описаны как средства и привычки, которые мы вырабатываем для того, чтобы ускользнуть от требований повседневной жизни. Это алиби, позволяющее нам временно избежать встречи с реальностью. Пагубная сила наших пристрастий прямо связана с чувством неполноценности и страхом перед самим собой. Мы прикрываемся своим алиби, маскируя низкую самооценку, которую не хотим показывать окружающим.



(Энтони Р. Секреты уверенности в себе. Berkley books New York: «МИРТ», 2005).

Занятие 4.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет