Культура первобытного общества



Дата22.07.2016
өлшемі173.53 Kb.
#215571
түріАнализ
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Человек начал отделяться от животного мира, по новейшим данным, около 3 млн. лет тому назад. Большую часть своего исторического пути человечество прошло в условиях первобытно-общинного строя; государственность начала возникать в древних культурных центрах ок. 5000 лет (а у других народов и 1000 лет тому назад, а кое где и в XX в.). Этот период истории известен нам много лучше, чем далекая от нас первобытность. Но изучение первобытного периода для нас очень важно, т.к. многие явления последующей истории получают объяснения только в результате глубокого анализа первобытности, с которой началось развитие человеческой культуры. Так, если мы приравняем всю историческую жизнь человечества к одним суткам, то на три социально-экономические формации – рабовладельческий строй, феодализм и капитализм по этому расчету придется всего четыре минуты.

Анализ развития человеческого общества показывает, что оно шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был медленным и почти неприметным.

Темп развития человеческой культуры, бывший сотни тыс. лет крайне медленным, постепенно ускорялся, а с переходом к производящему хозяйству стал очень быстрым. Но здесь проявилась еще одна особенность – географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались медленно, а области с мягким климатом, запасами руд быстро продвигались вперед по пути к цивилизации.

Одной из наиболее распространенных периодизаций первобытнообщинной формации является археологическая, т. е. деление ее на каменный век, меднокаменный (энеолит), бронзовый и ранний железный века. В основу этой периодизации положен принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда. Каменный век, самый длинный в истории людей, делят еще на палеолит – древний каменный век, мезолит - средний каменный век и неолит – новый каменный век. В свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний).

Каменный век

Ранний (нижний) палеолит

В эпоху раннего палеолита идет процесс антропогенеза – возникновение и развитие Homo sapiens - «человека разумного». Согласно научному подходу, человек выделился из животного мира благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, проявилась и стала развиваться человеческая речь. Наука за последние десятилетия все более удревняет явление очеловечивания наших звероподобных предков, что в свою очередь заставляет искать ответы на новые вопросы. Недостающие звенья антропогенеза заполняются новыми находками, но появляются и новые лакуны.

Первыми предками человека, которые вступили на долгий путь развития, были обезьяны – австралопитеки. Появление древнейших людей – архантропов относится ко времени, отстоящему от нас на 2 – 2,5 млн лет. В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы – палеоантропы, они стоят гораздо ближе к современному человеку, чем предшествующие им архантропы. Неандертальцы распространились весьма широко. Большую роль в развитии человека начинает играть оледенение, менявшее состав животных и облик флоры. Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированные по линии восток – запад.

Поздний (верхний) палеолит

В позднем палеолите (40 – 35 тыс. лет назад) формируется человек современного физического типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий труда: они становятся более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно увеличило эффективность охоты.

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда (почти на миллион лет). Произведения искусства – дело рук людей, венчающих весь долгий путь человеческой истории. Искусство у первобытного человека зарождается в эпоху верхнего палеолита. Живопись служила магическим целям. Смесью природной охры с животным клеем на стены пещер наносились изображения носорогов, мамонтов, лошадей, бизонов.

Рассмотрим версию зарождения искусства, предложенную исследователем А. Столяром.

Основным занятием верхнепалеолитического человека была коллективная охота на крупного зверя (мамонта, пещерного медведя, оленя). Его добыча обеспечивала общество пропитанием, одеждой, строительным материалом. Именно на охоте были сконцентрированы усилия старейшего человеческого коллектива, представлявшие собой не только конкретные физические действия, но и их эмоциональное переживание. Возбуждение охотников («избыточные эмоции»), достигая апогея в момент уничтожения зверя, не обрывалось в ту же секунду, а длилось далее, вызывая целый комплекс новых действий первобытного человека у звериной туши. «Натуральная пантомима» – явление, в котором сфокусировались зачатки художественной деятельности – пластическое действо, разыгрываемое вокруг звериной туши. В результате первоначально натуралистическое «избыточное действо» постепенно превращалось в такую деятельность человека, которая создавала новую духовную субстанцию – искусство. Одним из элементов «натуральной пантомимы» является звериная туша, от которой ниточка тянется к истокам изобразительного искусства. Эта эволюция представляется следующей:

Звериная туша – композиция из звериных костей – натуральный макет – крупная глиняная скульптура – барельеф – контурный рисунок – детализированное полихромное изображение.

Схема фиксирует основные этапы изобразительной деятельности первобытного человека эпохи палеолита, постепенно приобретавшей эстетический характер.


  1. Натуральное творчество: композиции из туш, костей, натуральный макет

  2. Искусственная изобразительная форма: крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур

  3. Верхнепалеолитическое изобразительное творчество: росписи пещер, гравировка на кости.

Развитие верхнепалеолитического творчества связано с художественным обогащением рисунка – скупой и схематичный профильный абрис зверя постепенно перерастал в выразительный художественный образ, использующий такие средства живописи, как цвет и объемное изображение.

Наиболее характерные образцы позднего палеолита связаны с пещерными росписями пещер Альтамира (Испания), Ляско, Нио, Фон-де-Гом, Пеш-Мерль (Франция).

Пещера Ляско – «доисторическая Сикстинская капелла». Возраст росписей – от 9 до 17 тыс. лет. Пещерный комплекс включает следующие помещения:

- Главный зал – зал быков, где красными, черными и желтыми красками нарисованы гигантские быки, лошади, олени;

- Осевой проход – где среди небольших фигур лошадей нарисованы краской группы коров, представляющих поразительное зрелище на светло-палевом фоне потолка;

- т. н. Апсида – (небольшое округлое помещение) – ее стены почти сплошь покрыты древними росписями (плохо сохранились) Здесь много изображений быков, бизонов, зубров и лошадей. В глубине Апсиды находится естественный колодец глубиной около 6 м. На его стенах заметны следы гравировок;

- т. н. Неф – высокое и узкое помещение. Среди множества изображений (длиннорогие козлы, лошади, коровы) выделяется фриз из голов оленей.

- Львиный зал – маленький зал с многочисленными гравировками, пробраться в который можно из Нефа только на четвереньках.

Несмотря на свою многочисленность, росписи Ляско в целом составляют удивительное единство. Их характерные черты – динамичность силуэтов, многоцветность живописи, плоскостность изображений.

Пещера Альтамира наряду с Ляско – самое величественное достижение палеолитического искусства. Но стилистически эти сокровища древней живописи резко различаются. Для изображений Ляско типичен плоскостно-живописный стиль, в то время как наиболее примечательную особенность бизонов плафона Альтамира составляет исключительное мастерство точной и жесткой моделировки.

Верхнепалеолитическое изобразительное искусство не исчерпывается монументальной пещерной живописью. Существовало и т. н. мобильное искусство. К нему относятся небольшие скульптуры зверей и женские статуэтки.

Изображения женщин (размер статуэток от 6 до 12 см) встречаются повсюду, где обнаружены жилища человека позднего палеолита. Археологи назвали из «палеолитическими Венерами», подчеркивая тем самым характерное выделение половых признаков, имеющих значимость натуралистически-условного воплощения образа женщины – матери, прародительницы рода.

Наиболее характерный пример – «Виллендорфская Венера» - небольшая статуэтка из известняка (11 см), обнаружена вблизи деревни Виллендорф, в Австрии. Основное средство художественной выразительности – округлые объемы, данные с известной долей симметричности. По сравнению с другими образцами (женские фигурки из Дольни-Вестоницы, Гагарино) Венера Виллендорфская отличается определенным совершенством своих форм и четким конструктивным построением. Характерное отсутствие черт лица в этих изображениях подчеркивает обобщенное начало в трактовке образа (но встречаются и удивительные по выразительности портреты)

Гравировки на кости возвращают нас к образу животного. Все они поражают нас жизненной достоверностью и мастерством рисунка. Помимо единичного традиционного изображения зверя, здесь встречаются попытки группировать фигуры животных, объединяя их в один сюжет.

Ведущей темой изобразительного искусства самого древнего этапа человеческой истории был зверь, хотя и женский образ занимал определенное месть в творчестве древнего человека.
Палеолит (древнекаменный век) длится сотни тысяч лет. Несравненно меньшее количество времени занимает в истории человечества период, предшествующий появлению металлических орудий, который делится на 2 этапа:


  1. Мезолит (период от палеолита к неолиту)

  2. Неолит, т.е. время, когда широко распространялись шлифованные орудия из камня, а также возникает изготовление глиняной посуды.

Мезолит

Для эпохи мезолита (10-6 тыс. до н. э.) характерны следующие изменения первобытного общества: жизнь заметно динамизируется, ибо благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться весьма обширные пространства; появление лука и стрел делают охоту весьма эффективной. Производство орудий труда совершенствуется на основе микролитов, представляющих собою кремневые вкладыши малых размеров.

Изменения происходят в изобразительной искусстве: здесь появляется многофигурные сцены охоты и сражений. Эти красочные и гравированные изображения небольшого размера на открытых скалах Восточной Испании, Кавказа, Средней Азии.

Композиция «Сражающиеся лучники» - одна из самых ярких мезолитических композиций (Испания). Первое, на что следует обратить внимание – содержание изображения, связанное с человеком. Второй момент – средства изображения: один из эпизодов жизни (сражение лучников) воспроизведен с помощью восьми человеческих фигурок. Последние являются вариантами единого иконографического мотива: человек в стремительном движении изображен несколько зигзагообразно плотными линиями, слегка разбухающими в верхней части «линейного» туловища и округлым пятнышком головы. Основной закономерностью в расположении иконографически единых восьми фигурок становится их повторяемость на определенном расстоянии друг от друга.

Итак, перед нами пример отчетливо выраженного нового подхода к решению сюжетной сцены, обусловленного обращением к композиционному принципу организации изображенного материала, на основе которого создается выразительно-смысловое целое.

Подобное явление становится характерной чертой мезолитических наскальных росписей. Еще один пример – «Танцующие женщины» (Испания). Здесь господствует тот же самый принцип: повторение иконографического мотива (женская фигура в условно-схематической манере, изображена силуэтно с утрированной узкой талией, треугольной головой, колоколообразной юбкой; повторяется 9 раз).

Таким образом, рассмотренные произведения свидетельствуют о новом уровне художественного осмысления действительности, выразившемся в появлении композиционного «оформления» различных сюжетных сцен.

Неолит

Эпоху неолита (6 – 2 тыс. до н. э.) иногда называют «неолитической революцией» - настолько существенны изменения в жизни первобытного общества. И самым значительным был переход к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству. Совершенствуется техника изготовления каменных орудий – используется шлифовка и полировка. Земледелие и скотоводство предполагают более оседлый образ жизни с постоянными поселениями.

Огромное значение – изобретение формовки и обжига глиняной посуды. Изобразительное искусство неолитической эпохи обогащается новым видом творчества – расписной керамикой. К наиболее ранним образцом относится керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии. Керамические изделия отличает простейшая форма. Роспись использует геометрический орнамент, размещаемый на тулове сосуда. Все знаки имеют определенный смысл, связанный с зарождающимися анимистическим (одушевленным) восприятием природы. В частности крест – один из солярных знаков, обозначающих солнце и луну.

Трипольская керамика знаменует собою следующий этап развития, датируемый концом 3 тыс. до н. э. Земледельческо-скотоводческая культура получила свое название от с. Триполье на Украине, возле которого были обнаружены поселения неолитических племен. Они вели оседлый образ жизни, характеризуемый наличием крупных поселков, располагавшихся на высоких мысах и возвышенностях. Жилища представляли собой 1 или 2-х этажные дома различной величины с центральным элементом – печью; покрывались двускатными крышами.

Трипольская керамика богата и разнообразна. Но еще более существенные изменения происходят в содержании росписей. Если просто перечислить все, что изображено на Трипольской керамике, то получится внушительный перечень: это волнистые, зигзагообразные линии, бегущая спираль, ромбы, кресты, а также люди, животные (олени, косули, быки, козы, собаки, птицы). При этом все абстрактные изобразительные формы полны семантической значимости. Волнистая линия – река; бегущая спираль – непрерывный бег солнца, движение времени; ромбы - символ женского божества, посылающего на землю небесную влагу; крест – солнечный диск; зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя; «елочка» - растение или злаковый колос.

Напрашивается вывод: керамическая роспись представляет собой своеобразное повествование об окружающей действительности во всей ее многообразности. В центре внимания человеческого сознания уже не единично явление (зверь), не единичное действие людей, конкретное событие из жизни человеческого общества (сражение, охота, сбор меда, танец и т.п.), а многогранность действительности, многоликость окружающего мира – новая, более высокая и сложная ступень развития сознания первобытного человека, нашедшая свое художественное претворение в расписных композициях. И здесь следует подчеркнуть еще один момент: замечательное композиционное мастерство, сочетающее многоэлементность с единством целого. В этом смысле изобразительное искусство сделало еще один шаг вперед.

Обратим, однако, самое пристальное внимание на тот факт, что основой расписной керамики является абстрактная изобразительная форма. Другими словами, очевидно, что первобытному человеку, постепенно осознающему окружающую действительность в ее множественности доступно было выразить это не через конкретно-чувственные образы, наполненные реальным дыханием жизни (как это случалось в палеолитической живописи), а с помощью абстрактных элементов, ставших изобразительными посредниками между мыслью, чувством первобытного художника и окружающей реальности.

Бронзовый век

С III тыс. до н.э. в хозяйственном обиходе человека появляются орудия из бронзы (сплав олова и меди). Началась эпоха бронзы. За счет использования тягловой силы скота и изобретения плуга стали лучше обрабатываться и удобряться поля. Развившееся скотоводство позволило пастушеским племенам окончательно отделиться от земледелия.

Эпоха бронзы отмечена участившимися военными столкновениями между общинами, поскольку растет их имущественное неравенство. В родовой общине все большее значение приобретает мужской труд, что и приводит к установлению патриархата. Одним из ярчайших проявлений последнего становится культ вождя. После смерти ему возводили крупные заупокойные сооружения – курганы. Их размеры, количество вещей, оставленных там, говорили об особом положении погребенного.

Среди множества культур эпохи бронзы интересны памятники фатьяновской культуры (1-я пол II тыс. до н.э.) – название происходит от первого могильника, открытого в XIX в. у дер. Фатьянова в Ярославской обл. Позже были произведены раскопки в Московской и Тверской областях.

Наиболее характерным видом изобразительного искусства эпохи бронзы становится художественная обработка металла в самых различных видах – ковка, литье, чеканка, гравировка. В большом количестве начинают изготавливаться металлические украшения – серьги, кольца, браслеты, подвески, нашивные мелкие бляшки. Изготовление металлического оружия завершается его декоративной обработкой.

Наиболее яркие культуры эпохи бронзы находились на Кавказе. Грандиозный Майкопский курган (3 тыс. до н.э.) был раскопан в ХIХ в. на Северном Кавказе. Огромная земляная насыпь возвышалась над погребальной камерой, хранившей тело вождя. Особую пышность его захоронению придавало погребальное ложе (сооружение с балдахином). Полотнище балдахина было украшено множеством штампованных золотых бляшек в виде шагающих львов и бычков. Держался балдахин с помощью золотых и серебряных полых стержней. При раскопках кургана найдены художественные ценности: ожерелья из золотых, серебряных, лазуритовых и бирюзовых бус; круглодонные сосуды из серебра с гравировкой (фигуры животных и элементы пейзажа).

С точки зрения тематики изобразительного искусства наблюдается господство образа зверя. Но главная тенденция развития изобразительного искусства, сфокусированного в этот период в сфере украшения предметов практического назначения, это – напряженная работа мастеров над «изобразительной формой».

Но при всей значимости развития декоративно-прикладного искусства наиболее важным явлением, почти повсеместно характеризующим новую эпоху бронзы, была так называемая мегалитическая архитектура (от греч. «мега» - большой и «литос» – камень). Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми задачами и тем самым выходили за рамки непосредственной утилитарности. Именно поэтому огромное значение приобретал их художественный образ, зримо воплощавший важные для первобытного человека идеи.

Существует 3 типа мегалитических сооружений:

1.Менгир – вертикально поставленный камень разной величины. Размер колеблется от 1 до 20 м. Менгиры бывают как едва отесанными камнями, так и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они редко были связаны с погребениями, выполняя, как правило, самостоятельную функцию (место, где происходили какие-либо ритуалы).

2. Дольмен – сооружение, в конструкции которого присутствуют ярко выраженные несомые и несущие части. Простейший дольмен – 2 вертикально поставленных необработанных камня, перекрытых третьим. Наиболее совершенный вид дольмена состоит из четырех хорошо отесанных вертикальных плит, образующих в плане четырехугольник. Сверху они перекрыты еще одной плитой в несколько тонн весом. Такого рода сооружения служит местом захоронения человеческого коллектива.

3. Кромлех – каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь, иногда существует самостоятельно и состоит из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный кромлех находится в Англии, около Стоунхенджа.



Ранний железный век

Широкое использование железа стало возможным лишь в I тыс. до н.э., когда человек научился выплавлять железо из руды. Железо окончательно вытеснило каменные орудия и полностью заменило бронзовые, что повлекло за собой дальнейшее бурное развитие художественной деятельности человечества. Начался последний этап в истории первобытного общества – эпоха железа.

На территории России наиболее распространенной культурой железного века была т.н. скифская культура (Северное Причерноморье, I тыс. до н.э.). При раскопках обнаружены художественные изделия из бронзы и золота – украшения вождя, коней и оружие. Изобразительные приемы и сюжеты позволяют сделать вывод о господстве «звериного стиля». Оружие украшалось золотыми пластинами с вычеканенными изображениями (на ножнах, рукоятках мечей, секирах), выполнялись наверщия из бронзы, насаживавшиеся на древко.

Знаменитые Пазырские курганы (Алтай, 5-4 в до н.э.) – уникальный памятник, сохранивший деревянную колесницу, ковры, художественные изделия из дерева и войлока.


Характерные черты развития изобразительного искусства первобытного общества: развитие от общности к локальности; ведущее значение образа зверя; появление разных полюсов в жанрах искусства – от грандиозных мегалитических сооружений до утонченного декоративно-прикладного искусства, украшавшего быт первобытного общества периодов бронзы и железа; постепенное усиление моментов стилизации художественной формы. Для развития культуры в целом характерен синкретизм – существование всех сторон духовной культуры в синтезе.
Религия первобытного общества

Зачатки религиозных верований зарождаются в первобытном обществе в период палеолита. Большое значение охоты в жизни первобытного человека обусловило почитание сил природы и культ зверя. Звериный мир представлялся как бы в виде второй равноправной половины общины.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (родами) и т.н. тотемами – видами животных и растений. Тотем (инд.) – его род. Каждый род носил имя своего тотема; его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

По представлениям древних людей, животные представляли свое мясо и умирали, но если сберечь их кости, выполнить обряды – звери возрождаются к жизни. Охотничье колдовство использовалось, чтобы заворожить зверя и он стал легкой добычей.

У всех первобытных народов был распространен фетишизм. Это культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных сверхъестественными свойствами. Пережитки фетишизма дошли до наших дней, выражаясь в вере в сверхъестественные свойства амулетов, оберегов, талисманов.

Занятие земледелием способствовало расширению кругозора неолитического человека. Под пристальным вниманием первобытного земледельца оказалась природа. Наивная вера в родственность с животными и растениями уступают место более сложному представлению о существовании сверхъестественных невидимых сил (о духах солнца, луны, дождя, растений и т.п.), которые могут быть тронуты призывами к состраданию. Анимизм – вера в существование душ и духов. Духи (а позже боги) посылают хорошую погоду и обильный урожай в обмен на определенные действия человека.

Все это как бы продолжало уже знакомую по палеолиту производственную магию. Но если там, в центре магических усилий оказывался зверь, то теперь надо было слабыми человеческими силами как-то воздействовать на духов природы, существ капризных и необязательных. И только глубочайшая наивная вера в то, что связь между предметами и явлениями можно укрепить за счет конкретных действий, которые обязательно приведут к желаемому результату, заставляя неолитических людей без устали разыгрывать все более сложные ритуально-магические действия. В основе их лежал принцип – подобное производит подобное. Магия – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.

Духи постепенно трансформировались в богов, которые приобретая антропоморфную сущность, объединялись в могущественные содружества (пантеоны), управляющие миром и людьми.



Словарь основных терминов и понятий по теме

«Культура первобытного общества

Анимизм (от латин. anima, animusдуша, дух) – вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение, возникновение) – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Дольмен (от бретонского тol – стол и men – камень) – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки, на Кавказе и в Крыму.

Кроманьонцы (от названия грота Gro-Magnon, Кро-Маньон во Франции) – обобщенное название ископаемых людей современного вида (неоантропов) эпохи позднего палеолита. Известны по костным останкам, открытым во всех частях света. Появились около 40 тыс. лет назад.

Кромлех (от бретонского crom – круг и lech – камень) – мегалитическое сооружение эпохи неолита и бронзового века в виде круговой ограды из огромных камней в Северной Франции, Великобритании и других странах.

Магия (от греч.mageia – колдовство, волшебство) – обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов всех религий.

Менгир (от бретонского men – камень и hir – длинный) – мегалитическое сооружение, вертикально врытый в землю длинный камень (4 – 5 м. и более). Известны в Западной Европе, Северной Африки, Индии, Сибири и на Кавказе.

Неандертальцы (от названия долины Neandertal, Неандерталь в Германии) – ископаемые древние люди (палеоантропы), создавшие археологические культуры раннего палеолита. Скелетные остатки неандертальцев открыты в Европе, Азии и Африки. Время существования – 200-35 тыс. лет назад.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами (на языке оджибве ототем – его род) – видами животных и растений; каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Фетишизм (от франц. fetiche – идол, талисман) – культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Пережитки фетишизма – вера в амулеты, обереги, талисманы. Сохранился в современных религиях – почитание черного камня в Мекке (ислам), креста и мощей (христианство).

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет