Л. М. Ванюшкиной, доктора педагогических наук



бет1/6
Дата20.07.2016
өлшемі0.68 Mb.
#210997
түріМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования
Кафедра культурологического образования


«СОГЛАСОВАНО»

нач. отдела аттестации и повышения квалификации

педагогических кадров

Комитета по образованию

Правительства Санкт-Петербурга

_____________________ О. В. Горячая


«___» __________ 2013 г.




Ребенок в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга.

Организация процесса освоения культурного наследия города учащимися петербургской школы
Методическое пособие в помощь педагогу-тьютору

ПРОЕКТ

Санкт-Петербург

2013

ББК


Рекомендовано к печати

Редакционно-издательским советом СПб АППО


Р е ц е н з е н т ы:



Э. В. Ванина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических измерений СПб АППО,

А. Д. Рапопорт, кандидат педагогических наук, руководитель научного отдела детского музейного центра исторического воспитания Государственного музея политической истории

Н а у ч н а я р е д а к ц и я:



Л. М. Ванюшкиной, доктора педагогических наук,

заведующей кафедрой культурологического образования

СПб АППО


Ребенок в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга. Организация процесса освоения культурного наследия города учащимися петербургской школы: методическое пособие в помощь педагогу-тьютору / Науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 80 с. – ISBN …….
Пособие адресовано учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, учителям истории и культуры Санкт-Петербурга, мировой художественной культуры, классным руководителям, работающим в классах с поликультурным составом учащихся. Всем тем, кто готов стать в своем образовательном учреждении тьютором, реализующим программы воспитания у школьников установок на толерантное поведение.

Данное издание призвано помочь читателю осмыслить сущность тьюторской деятельности, понять основные принципы тьюторского сопровождения учащихся в процессе освоения ими культурного наследия Санкт-Петербурга, познакомиться с уже созданными культурно-образовательными программами и проектами, нацеленными на личностный рост ребенка.


© СПб АППО, 2013

© Авторы, 2013

ISBN

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

4


Раздел I. Изучая город – учимся толерантности… Особенности организации тьюторского сопровождения учащихся, осваивающих культурное наследие Санкт-Петербурга

5

  • Актуальность проблемы воспитания толерантности петербургских школьников

5

  • Тьюторство – приоритетная форма педагогического сопровождения учащихся (в контексте воспитания установок на толерантное поведение)

  • Педагог-тьютор как организатор процесса освоения культурного наследия города учащимися

  • Основы проектирования культуроориентированных образовательных моделей

  • Инструменты реализации культурно-образовательных моделей: культурно-образовательная программа и проект




8

11

16



20

Раздел II. Организация процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга: программно-методические материалы

28


  • Учебная программа «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России»

  • Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Знаменитые петербуржцы»

  • Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Санкт-Петербург и его балтийские соседи»

  • Программа элективного курса профильного обучения «Многонациональный Петербург»

  • Программа элективного курса профильного обучения «Грани толерантности»

37
41


46
50


  • Культурно-образовательная программа внеурочной деятельности «Играем вместе»

  • Культурно-образовательная программа внеурочной деятельности «Хлеб наш насущный. И не только…»

  • Культурно-образовательный проект «Рожденные под одной звездой»

56
63
67


Заключение

74


Приложение

75


Предисловие

Воспитание толерантности – одна из сложнейших педагогических задач. Кафедра культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования предлагает свой способ решения данной проблемы – освоение учащимися и членами их семей культурного наследия Санкт-Петербурга. Многочисленные здания и скульптуры, названия улиц и площадей, городские традиции и экспонаты музейных коллекций хранят память о представителях различных культур, народностей и вероисповеданий, проживавших и проживающих в городе, и потенциально могут стать тем уникальным педагогическим инструментом, который позволит учащимся осознать необходимость соблюдения «законов» толерантного поведения.

Методическое пособие, которое Вы держите в руках, адресовано учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, учителям истории и культуры Санкт-Петербурга, мировой художественной культуры, классным руководителям, работающим в классах с поликультурным составом учащихся. Всем тем, кто готов стать в своем образовательном учреждении тьютором, реализующим программы воспитания у школьников установок на толерантное поведение. Сразу же оговоримся! Речь идет не о профессии «тьютор», введенной в «Единый квалификационный справочник должностей» в 2009 г., а о той позиции, которую занимает учитель в работе с детьми. Педагогическая миссия педагога-тьютора заключается в том, что в условиях, когда школьник испытывает определенные трудности в выстраивании добрососедских отношений с окружающими людьми, он помогает ему осознать свои проблемы и наметить пути их решения. Тьютор «сопровождает» учащегося в его самообразовании и самовоспитании, оказывая информационную, методическую, психологическую поддержку. Данное издание призвано помочь читателю осмыслить сущность тьюторской деятельности, понять основные принципы тьюторского сопровождения учащихся в процессе освоения ими культурного наследия Санкт-Петербурга, познакомиться с уже созданными культурно-образовательными программами и проектами, нацеленными на личностный рост ребенка.

Авторы-составители пособия «Ребенок в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга. Организация процесса освоения культурного наследия города учащимися петербургской школы» надеются, что опыт, который приобретут педагоги, поможет им сплотить учеников класса вне зависимости от того, родились ли они в Петербурге или приехали сюда недавно, научить их конструктивно общаться друг с другом и чувствовать себя наследниками великих традиций города на Неве.



Раздел I.

Изучая город – учимся толерантности…

Особенности организации тьюторского сопровождения учащихся, осваивающих культурное наследие Санкт-Петербурга

Актуальность проблемы воспитания толерантности

петербургских школьников
Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед российской школой, является проблема воспитания у школьников такого важного интегративного качества личности как толерантность. Толерантность, понимая в самом обобщенном виде, как «искусство жить с другими людьми» (А. Г. Асмолов), выражается в способности человека принимать и уважать культурные различия, в готовности вести конструктивный диалог с окружающими, в умении договориться по спорным вопросам. В условиях современного мегаполиса, где проживает множество непохожих по происхождению, национальности, вероисповеданию, языку, культуре, поведению, взглядам на жизнь горожан, необходимость решения означенной проблемы повышается многократно. И связано это, на наш взгляд, с двумя существенными демографическими трансформациями, наблюдаемыми в крупных городах, в том числе и Санкт-Петербурге – усилением многонациональности и маргинальности городского общества.

Остановимся на данных особенностях населения Петербурга подробно.

Развернувшиеся во всем мире миграционные процессы особенно ощутимы в мегаполисах. Петербург всегда был и остается привлекательным для мигрантов. Здесь высок шанс обрести новую работу, построить карьеру, получить образование. В результате городское общество становятся все более многонациональным, полиэтническим. Так в Санкт-Петербурге по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. проживают представители более 200 национальностей и народностей. К слову отметим, что удельный вес русского населения в северной столице постепенно снижается (на 4% по сравнению с 80-ми годами XX века). Сегодня русских в пятимиллионном городе проживает почти на 500 тысяч человек меньше, чем в 1989 году. Доля нерусского населения растет, при этом часть жителей вовсе не имеет петербургской прописки или регистрации, проживая в городе в статусе нелегальных мигрантов.

Самой многолюдной национальной общиной северной столицы являются узбеки. По словам А. Хайдарова, руководителя общества соотечественников Узбекистана «УМИД», в северной столице насчитывается 240 тысяч узбеков. Специалисты Межрегионального центра образования мигрантов стран-участников СНГ Института образования взрослых Российской Академии Образования указывают на другие цифры: в городе находятся 500-600 трудовых мигрантов из Узбекистана; около 10 тысяч из них получили гражданство за последние 20 лет. Узбеки преимущественно проживают в Адмиралтейском, Московском, Выборгском, Приморском, Центральном, Фрунзенском, Кировском, Петроградском районах, на Васильевском острове. В городе существуют плотные поселения выходцев из Узбекистана по принципу «землячества»: к примеру, самаркандские узбеки проживают в районе Торжковского рынка, узбеки из Ферганской долины селятся на Уральской улице, ташкентские проживают в районе Калининской базы и Сенной площади. Работают представители данной национальности в основном в ТСЖ, на стройках, водителями общественного транспорта и такси, убирают гипермаркеты города. При этом руководитель Межрегионального центра образования мигрантов М. Абдужаббаров считает, что только 0,01% из всех находящихся в Петербурге узбеков хотят остаться в городе навсегда, подавляющее же большинство хочет заработать денег и вернуться на родину.

Другой многочисленной национальной диаспорой Санкт-Петербурга являются таджики. Данные о количестве выходцев из Таджикистана также разнятся. Представители центра образования мигрантов считают, что трудовых мигрантов-таджиков в городе около 300 тысяч (гражданство получили около 50-70 тысяч человек), однако сотрудники общественных организаций указывают на другие цифры – около 20 тысяч (общественная организация «Аджам») и около 45 тысяч человек (общество дружбы российского и таджикского народа «Сомониен»). Таджики в основном проживают в Центральном и Адмиралтейском районах, работают на всех рынках города, в сфере общественного транспорта (на маршрутных такси), частично – в ТСЖ.

Еще одной существенной группой населения города являются азербайджанцы: по данным национально-культурной автономии в Петербурге их насчитывается примерно 300 тысяч человека (в прессе встречается другая цифра – около 100 тысяч). Невский, Фрунзенский и Красногвардейский районы – места их преимущественного проживания. Выходцы из Азербайджана занимаются в городе предпринимательством (сфера торговли, общепита). Однако значительное количество представителей диаспоры учится и преподает в различных учебных заведениях города, занимается наукой, служит в правоохранительных органах. Сотрудники Высшей школы экономики отмечают: согласно опросам желаемые профессии для детей-мигрантов (озвученные ими самими и их родителями) – врач и милиционер.

По неофициальным данным в Петербурге проживает около 100 тысяч татар. Компактно они не селятся – «разбросаны» по всем районам города (известно, что в Красносельском районе их проживает две с половиной тысячи человек). Трудятся во всех сферах экономики.

40-50 тысяч – столько молдаван живет сегодня в «Северной Венеции» (данные центра образования мигрантов), причем многие из них стремятся стать российскими гражданами. Места расселения мигрантов из Молдавии – Колпинский, Центральный, Красносельский район, Васильевский остров, северные окраины Санкт-Петербурга. Практически все представители этой национальности трудятся в строительстве (но есть и те, кто работает в медицине, искусстве, преподают), так как в Молдавии строительное образование дается бесплатно.

Примерно столько же в городе армян – около 50-60 тысяч. Армянская община – одна из старейших в городе, образовалась здесь еще при создании Петербурга. Сегодня представители этой национальности проживают во всех районах города, но большинство в Красногвардейском, Центральном, Невском. «Петербургские» армяне занимаются наукой, искусством, предпринимательством (от фармацевтики до строительства).

Грузин в Петербурге, по словам вице-президента Грузинской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга Бориса Берулавы – до 40 тысяч. Эта диаспора также одна из самых старых на берегах Невы.

Точное число живущих в городе киргизов не выяснено социологами окончательно. По данным центра образования мигрантов, киргизов в Петербурге – около 22 тысяч человек. По сведениям Киргизской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга – 3-3,5 тысячи. Сейчас выходцы из Киргизской республики проживают в Центральном, Красногвардейском, Адмиралтейском, Фрунзенском, Невском районах. Работают в основном на стройках, в ТСЖ, женщины – горничными в отелях.

Перечисленные выше национальные диаспоры – самые крупные в современном Петербурге. Но следует помнить, что в городе можно встретить представителей других народов – белорусов, украинцев, евреев, осетин, чувашей, бурят, финнов и т.д. Стабильность существования и развития поликультурного города во многом зависит от того, насколько они терпимы к культурным и национальным различиям друг друга.

Необходимость проявления толерантности в условиях крупного города обусловлена также ярко проявляющейся в последние годы тенденцией маргинализации.

Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует.

К городским маргиналам можно отнести не только приезжих из бывших республик Советского Союза, но и людей, которые, будучи русскими по национальности, переехали в мегаполис из маленьких российских городков и сел. Такой человек с трудом привыкает к новому ритму жизни, новым нормам и правилам. Он уже не сельский житель (житель провинциального городка), так как постоянно проживает в городе, но еще и не горожанин, поскольку еще полностью не адаптировался к городской культуре, в его поступках постоянно проскальзывают усвоенные ранее социокультурные модели поведения. Жизнь в городе требует постоянной смены образцов поведения, частичного переосмысления тех духовных ценностей, на которые ориентируется человек, развитой способности скептично относиться к происходящему. Естественно, что подобный навык общения вырабатывается далеко не сразу (как показывают культурологические исследования, адаптация сельских жителей к городской культуре завершается только во втором–третьем поколении), и поэтому мигранты, принимая «условия игры», тем не менее, остаются внутренне ориентированными на ценности патриархальной культуры.

Городскими маргиналами становятся и коренные горожане, чья жизнь изменилась вследствие социальных и экономических катаклизмов: студенты, не сумевшие закончить обучение, специалисты, вынужденные сменить профессию, люди, лишившиеся постоянного заработка или собственного жилья, лица, ставшие инвалидами, дети от смещенных браков, подростки, чьи родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию и т.д. Изменение социального статуса, «выпадение» из привычной общности заставляет людей искать ответ на вопрос о том, какие ценностные ориентиры выбрать, какую жизненную стратегию определить для себя в качестве приоритетной.

Маргинальность выражается в перманентном состоянии неудовлетворенности собой и средой. Маргиналы проявляют интолерантность ко всем окружающим людям, кто чем-то не похож на них (по взглядам, социальному статусу, манере общаться и пр.). Чувствуя свою несостоятельность, они нередко утверждаются в собственных глазах и глазах других через экстравагантные формы поведения, эпатаж, сознательное игнорирование общепринятых норм поведения. Петербургские педагоги и журналисты не раз указывали на то, что город на Неве, именуемый «культурной столицей», с каждым годом утрачивает свои исконные духовные и нравственные традиции. «Петербургский стиль» поведения уходит в прошлое. Горожане становятся равнодушными, грубо разговаривают друг с другом, мусорят на улицах, не уступают место пожилым людям в транспорте, все реже ходят в музеи и концертные залы...

Наиболее опасной становится ситуация, когда маргиналы начинают придерживаться деструктивных форм поведения, выражающихся в стремлении изменить окружение нелегитимными способами. Такие горожане способны стать организаторами беспорядков, экстремистских действий, террористических акций.

Подводя итог всему выше сказанному, следует признать: место рождения, продолжительность проживания в мегаполисе, национальность, принадлежность к культуре, социальный статус, финансовое благополучие, образовательный уровень, психологическая атмосфера семьи и многие другие обстоятельства существенно влияют на формирование у человека установок на толерантное поведение. Педагогическое сообщество должно учитывать этот факт и стремиться спроектировать процесс развития толерантности учащихся исходя из их индивидуальных особенностей. А построение личностных воспитательных и образовательных траекторий, как известно, наиболее успешно осуществляется в рамках такой формы педагогического сопровождения как тьюторство.

Тьюторство – приоритетная форма педагогического сопровождения учащихся (в контексте воспитания установок на толерантное поведение)
Понятия «тьюторство» и «тьютор» не являются новыми для международной образовательной системы. Тьюторство как своеобразная философия образования и ведущий способ организации учебно-воспитательного процесса берет начало еще в средневековье. Согласно исследованиям Л. А. Богданович и И. Д. Проскуровской впервые идея тьюторского сопровождения возникла в университетах Британии – Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.).

Английское слово tutor означает «домашний учитель», «наставник», «опекун», «попечитель» и этимологически связано с понятиями «защитник», «покровитель», «страж» (лат. «tueor» – заботиться, оберегать). Вместе с тем дословный перевод не отражает сущности современного понимания термина. Тьютор – «это позиция взрослого, который помогает учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию» (Н. Рыбалкина). В отличие от учителя, знающего конечную точку пути и ведущему по нему, тьютор – это тот, «кто знает, как искать путь».

Сущность деятельности тьютора наглядно отражает следующая притча. Однажды двое оказались в незнакомой стране перед высокой горой. Им надо было через нее перейти, но они понимали, что им нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал: «Прежде всего, мы должны договориться с вами о взаимном уважении: я уважаю вас и ваш путь, а вы уважаете меня и мой опыт. Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту я вижу впервые. Поэтому не теряйте бдительности и будьте так же внимательны, как и я. Я могу только идти рядом с вами, но ноги за вас я передвигать не могу. Если вы не захотите пойти по пути, предложенному мной – это ваш выбор. В горах холодно – поэтому я не стану затягивать ваш путь. Я с вами временно. Я покину вас, как только пойму, что дальше вы сможете идти сами к той цели, которую себе поставили. И последнее. Я никому не скажу, что покорял с вами эту гору». И они отправились в путь. Это было нелегко, было и отчаяние, и новая надежда. И незадолго до вершины проводник покинул путников. И они дошли, и увидели восход солнца. С другой стороны горы оказался цветущий сад…

Педагогическая миссия тьютора заключается в том, что в ситуации неопределенности, в условиях, когда личность испытывает определенные трудности, он помогает ученику осознать свои проблемы и найти пути их решения. Тьютор не берет на себя принятие каких-либо решений за ребенка, не вынуждает обучающегося делать конкретный выбор и не гарантирует быстрый образовательный и воспитательный результат. Ответственность тьютора состоит в создании необходимых условий для появления образовательного результата и понимания того, что этот результат зависит в большей степени от самих учеников.

Отличительной особенностью тьюторской позиции является «работа в конкретной ситуации». Это означает, что педагог-тьютор в каждой частном случае опирается на запрос ребенка, на его индивидуальные особенности и обстоятельства. А «запрос» учащегося может быть разным. Один ребенок проявляет интолерантность и агрессию, потому что видит больше отличий между собой и окружающими людьми, чем тех общих моментов, которые могут объединить. Другой испытывает предвзятое отношение к лицам определенной национальности или вероисповедания, поскольку руководствуется стереотипами, сформировавшимися в результате того, что ученик имел исключительно негативный опыт общения с представителями данной культуры. Третий школьник слабо владеет коммуникативными умениями и ему трудно четко и ясно выражать свою точку зрения, он не обучен слушать и слышать своих собеседников: отсюда и непонимание со стороны окружающих. В зависимости от внутренних проблем, которые испытывает ученик, формируется и программа тьюторского сопровождения: в одном случае ее содержанием станет изучение истории и традиций других народов, во втором – обогащение опыта позитивного общения с другими горожанами, в третьем – элементарная отработка навыков коммуникации.

Кроме того, тьюторство позволяет наиболее полно учитывать этнопсихологические особенности детей. Например, специфику восприятия и осваивания информации, отношение к учителю или родителям. Так, якуты, эвенки, чукчи и другие северные народности отличаются медлительностью мышления и действий, сдержанностью в проявлении эмоций, а выходцы с Кавказа наоборот – энергичны и экспрессивны. Представители мусульманской культуры проявляют некоторую предвзятость мышления к педагогу-женщине (отношение с позиции превосходства). Киргизы и казахи напротив превозносят и весьма почитают своего учителя независимо от пола, проявляют себя сдержанно на учебных занятиях, руководствуясь строгой внутренней дисциплиной. При работе с семьями, приехавшими с Кавказа, педагогу следует помнить о незыблемости авторитета отца семейства, являющегося не только доверительным советником, но и судьей, выносящим неоспоримые решения, глашатаем истины в противоположность положению матери, обязанности которой сводятся лишь к бытоустройству: уборке, еде, стирке и т.п.



Тьюторское сопровождение школьника в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов:

  • диагностико-мотивационного (предполагает выявление педагогом потребностей и запросов учащихся, создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, стимулирование у школьника мотивации к дальнейшей совместной деятельности);

  • проектировочного (заключается в совместном со школьниками проектировании работы по воспитанию толерантности в процессе освоения культурного наследия);

  • реализационного (учащийся при поддержке педагога осуществляет исследование культурного наследия города, представляет полученные им результаты этого поиска широкой общественности – в виде проекта, выступления, творческой работы и пр.);

  • аналитического (на этом этапе педагог помогает школьнику осуществить рефлексию того, чему он научился в процессе освоения культурного наследия города, какие новые личностные качества он приобрел; именно этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения).

Как правило, выполнение функций тьютора в образовательном учреждении учитель совмещает с основной работой – преподавание учебного предмета или цикла предметов, классным руководством. Поэтому наиболее реальной с точки зрения моделью тьюторского сопровождения учащихся является модель групповой работы. Тьюторство группы предполагает, что педагог объединяет в небольшой по численности коллектив (5-10 человек) учащихся, имеющих идентичные (или близкие по характеру) личностные проблемы. Это могут быть ученики одного класса, одной параллели и даже одной ступени образования (например, начальной школы, или 5-7 классов и пр.). Для каждой из групп учащихся разрабатывается своя программа педагогического сопровождения.

Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет