Лариса Сергеевна Кислова современная российская литература



бет1/2
Дата16.06.2016
өлшемі232.5 Kb.
#139437
түріЛитература
  1   2


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Лариса Сергеевна Кислова

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методический комплекс

для студентов заочного отделения

специальности 031001.65 «Филология»

Тюменский государственный университет

2009

Кислова Л.С. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. УМК для студентов заочного отделения специальности 031001.65 «Филология». Тюмень, 2009. 33 стр.



Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Современная российская литература [электронный вариант]\ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.н., профессор, завкафедрой русской литературы

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009.

© Кислова Л.С., 2009.



1. пояснительная записка
Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» читается студентам в цикле ОПДР во 2 и 3 семестре, опирается на их знания фольклора, древнерусской литературы, азов литературоведения и создает информационную базу для усвоения основных курсов по истории русской литературы.

Цель курса – научить студентов свободно ориентироваться в основных тенденциях развития современной отечественной литературы и познакомить их с наиболее репрезентативными фигурами современного литературного процесса.

Задачи курса:

В соответствии с ГОС ВПО студент должен изучить актуальные проблемы современной отечественной литературы, овладеть социокультурной ситуацией в Росси, различать основные направления в современном литературном процессе, уметь выявлять связь литературы и исторических реалий; ориентироваться в корпусе проблем современной литературы ( в том числе жанровых структурах поэзии, прозы, драматургии), овладеть языком описания современного литературного процесса, а также приобрести навыки самостоятельного анализа и оценки различных литературных явлений современности.
Количество учебных часов по дисциплине:



Виды учебных работ

Количество часов

1.

Лекции

4

2.

Семинарские занятия

4

3.

Самостоятельная работа

62




Всего

70

Программа курса «Современная российская литература» разработана к.ф.н., доц. Л.С. Кисловой в соответствии с требованиями ГОС ВПО.



Программа отражает современный уровень знаний о новейшей русской литературе, в ней учтены последние публикации по теме.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





Наименование темы

Лекции (кол-во часов)

Практ. и семин. занятия (кол-во часов)

Самост. работа студ. (кол-во часов)



Границы и содержание понятия «Современная литература России». Презентация «Литературный проект».

1




3



Поэтика прозы Татьяны Толстой




1

4



Школы и течения современной поэзии: необарокко и концептуализм

1




4



Поэтика женского образа в прозе Людмилы Улицкой («Сонечка», «Медея и ее дети»)




1

4



Постмодернизм в современной прозе России.

1




4



Гендерный конфликт в прозе Марии Арбатовой («Мобильные связи») и Виктории Токаревой («Звезда в тумане»)







4



Концепция «живой жизни» в прозе Дины Рубиной («Высокая вода венецианцев») и Людмилы Петрушевской («Такая девочка, совесть мира»)







4



Феномен Виктора Пелевина в современной литературе




1

4



Идея Апокалипсиса в драматургии «уральской школы» (О. Богаев «Страшный суП, или Продолжение преследует»; А. Богачева «Учиться, учиться и учиться»; В. Сигарев «Черное молоко»)







5



Современная российская драматургия: от «новой волны» к «новой драме». Проект «Документальный театр»

1




5



«Наедине со всеми»: тема трагического одиночества в пьесе Евгения Гришковца «Город»




1

4



Феномен массовой литературы рубежа XX-XXI веков







5



Судьба научной фантастики в современной литературе







4



Неосентиментализм в современной литературе. Феномен Тимура Кибирова







4



Русская женская проза 1980-2000-х годов







4




ИТОГО

4

4

62




Форма контроля

Зачет – 3 семестр


3. Содержание дисциплины
Тема 1. (лекционная) Границы и содержание понятия «Современная литература России»

Временные границы «современности» по отношению к русской литературе. Универсальные тенденции развития русской литературы второй половины XX в. Проблема «поколений» в современной литературе. Массовая и элитарная литература. Жанровый состав.

Опорные понятия темы: современный литературный процесс, современная литература России, постмодернизм, массовая и элитарная литература, культурный промежуток, цикличность, концепция стадиальности.
Тема 3. (лекционная) Школы и течения современной поэзии: необарокко и концептуализм. Специфика поэтического текста в современной литературе.

Два основных направления в современной поэзии: необарокко и концептуалим. Общее и различное в построении текста. Поэзия И. Жданова, Е. Шварц, А. Еременко, А. Парщикова. История концептуализма в России. Д.А. Пригов как теоретик и практик концептуального текста. Система понятий концептуальной поэзии: концепт, симулякр, интертекст, гипертекст.

«Обоймы» имен, создающих представление о «настоящей» поэзии. К. Ваншенкин и В. Кожинов как составители «именной истории» поэзии конца XX в. Поэтический текст как «событие». Критерии оценки подлинности стихотворения: целостность, искренность, новизна, гармоничность.

Современный поэтический текст, его особенности: мифологизм, двойное или множественное кодирование, устранение авторского «я», интертекстуальность и др. Антиэмфаза в поэтическом тексте. Неоклассицизм (неоакмеизм) и неоавангард в современной поэзии. Проблема понимания постмодернистского текста.



Опорные понятия темы: концепт, симулякр, интертекст, гипертекст.

Тема 5. (лекционная) Постмодернизм в современной прозе России

«Постмодернистская ситуация» (Н.Л.Лейдерман, М.Н. Липовецкий.) в России: кризис утопических идеологий, исчезновение реальности, диалог с хаосом. Романы Саши Соколова «Школа для дураков», «Между собакой и волком»: языковые реальности. Диктат телесности в прозе 90-х гг. (В. Нарбикова И.Полянская, Т.Тайганова, Т.Набатникова, С.Василенко).Постмодернизм в прозе « нулевых»: М.Елизаров, Д.Быков, В.Пелевин, М.Шишкин.



Опорные понятия темы: ситуация постмодернизма, ацентризм, интертекстуальность, смерть автора, деконструкция, нониерархия, симулякр.
Тема 10. (лекционная) Современная российская драматургия: от «новой волны» к «новой драме». Проект «Документальный театр»

Герой драматургии «новой волны» конца 1970-х – начала 1980-х годов. Прием психологического раздвоения личности в драматургии этого периода. «Плохой хороший человек». «Особый тип маргинального характера» (Я. Явчуновский). Герой драматургии


1990-х – 2000-х годов. Процесс дегероизации в отечественной драматургии: инертность, безвольность, непротивление обстоятельствам и социальная пассивность героя.

«Новая драма». Разрушение стереотипа поиска идеала. Влияние эстетики «театра абсурда»: нарушение принципа детерминизма, алогичность, бессюжетность, относительность времени-пространства, некоммуникабельность. Влияние «театра жестокости» Антонена Арто (шоковый эффект восприятия) и приемов сюрреалистического театра. Жанровые новации, маргинализация персонажей, эксперименты со словом. Классификация основных тенденций в развитии «новой драмы».

Документальная драма – новый-старый жанровый эксперимент. Техника verbatim как средство создания документального текста путем монтажа дословно записанной речи. Опыты с техникой verbatim лондонского театра «Ройал Корт». Традиционная документальная драма и verbatim-драматургия: тенденции развития. Создание достоверного речевого образа героя (рассказчика). Сюжет и конфликт в verbatim-пьесах. Монтажный сюжет. Специфика хронотопа. Verbatim-драматургия как ярчайший пример интерактивного искусства. Назначение предметно-вещного мира в verbatim-пьесах. Актер и персонаж: иллюзия тождества. «Театр.doc» и отечественная verbatim-драматургия.



Опорные понятия темы: новая волна, новая драма, verbatim, маргинальный герой, Театр.doc, уральская школа.

Тема 12. Феномен массовой литературы рубежа XX- XXI веков

Особенности становления массовой литературы XX века: аспекты изучения. Развитие массовой литературы в конце XX – начале XXI веков. Функции массовой литературы. Формульность массовой литературы. Категория автора в массовой литературе. Роль читателя в развитии современной массовой литературы. Массовый читатель. Интертекстуальность и трансформация классического текста в современной массовой литературе. Телевидение и современная массовая литература. Поэтика заглавия.

Издательские проекты: детективные (В.Суворов, Д.Корецкий, А.Бушков, В.Доценко, Ф.Незнанский, А.Кивинов, А.Маринина, П.Дашкова, Д.Донцова, Т.Полякова, Г.Куликова, Т.Устинова); русский любовный роман (А.Берсенева, Е.Вильмонт); русский гламурный роман (О.Робски, Т.Огородникова, Е.Колина, Ж.Рассказова).

Общие типологические черты дамского романа рубежа XX –XXI веков.

Психологическое направление в современной массовой литературе: проза Н.Нестеровой.

Законы детективного жанра. Традиции классического детектива в произведениях современных писателей. Женский детектив: варианты А. Марининой и Д. Донцовой. Инвариантная модель сюжета.



Опорные понятия темы: массовая литература, формульность, развлекательность (эскапизм), интертекстуальность, проект.
Тема 13. Судьба научной фантастики в современной литературе

История жанра фантастики в русской литературе. Научная фантастика 1960-х годов. Эволюция творчества А. и Б. Стругацких..

Жанр фэнтези в современной литературе России. История и определение жанра фэнтези. Фэнтези и волшебная сказка. Значение русской истории и язычества в произведениях М. Семеновой, Н. Перумова. Героический сюжет в прозе М. Семеновой. Виртуальная реальность в произведениях Макса Фрая.

Опорные понятия темы: виртуальная реальность, антиутопизм, мифология, фольклор.
Тема 14. Неосентиментализм в современной литературе

Проблема человека в прозе неонатурализма (С. Каледин, С. Ермаков, А. Иванченко). Деконструкция советской мифологии.

«Новый сентиментализм» в прозе: мифологизм и романтизм стиля Л. Улицкой («Медея и ее дети», «Искренне Ваш Шурик»,
М. Палей («Кабирия с Обводного канала»), Г.Щербакова « Женщины в игре без правил». «Новая искренность» в поэзии Тимура Кибирова. Ирония и сентиментальность. «Чужое слово», его формы в поэзии Тимура Кибирова: державинский и пушкинский слой. Лирическое «я» в сплошь цитатном тексте. « Новое слово»: Е.Бершин.

Опорные понятия темы: неонатурализм, мифологизм, романтизм стиля, новая искренность, сентиментальность, ирония.
Тема 15. Русская женская проза 1980-2000-х годов

Становление женской прозы 1980-1990-х годов: динамика, проблематика, поэтика. Эпоха манифестов. Дискуссии о месте женской прозы в русской литературе. Формирование нового типа героини и субъекта письма. Травматический субъект как открытие женской прозы 1980-1990-хх годов. Оппозиция «мужское – женское».

Е.Тарасова, С.Василенко, И.Полянская, М.Палей, Л.Петрушевская, Н.Садур, Т.Тайганова, Н.Горланова, Т.Набатникова.

«Женское» как языковой эксперимент. Женская проза на пути к формульности. Использование писательницами-беллетристками констант женской прозы без пафоса, характерного для «новых амазонок» 1980-1990-х годов: В.Токарева, Л.Улицкая. Женская проза начала XXI века (2000-е годы). Перформативность «женского». Категории «детского» в женской прозе 2000-х годов (Е.Садур, И.Денежкина, Лулу С., К.Букша).

«Женское письмо» как игровое моделирование гендерного Другого (М.Рыбакова, К.Ткаченко, В.Черных).

Дамский роман 2000-х годов: формула женского счастья. Русский гламурный роман. Женский психологический детектив. Женский иронический детектив. Типичные черты «женского письма»: автобиографичность, телесность, специфическая женская речь, мелодраматическое начало.



Опорные понятия темы: гендер, женское письмо, телесность, женская речь, гендерная диспропорция, мелодраматическое начало, маскулинность, феминность, гендерный конфликт, перформатиная репрезентация женского, игровое моделирование гендерного Другого.

3. Планы семинарских занятий
Занятие 1.
Тема 2. Поэтика прозы Татьяны Толстой


  1. Сюжет, пространство и время в романе «Кысь».

  2. Роман «Кысь» как антиутопия.

  3. Мотив «мир-библиотека»: соотношение устного слова и письменного текста.

  4. «Мужское» и «женское» в рассказах Т. Толстой.

  5. Мотивы любви и смерти в рассказах Т. Толстой.

  6. Синдром «непрожитой жизни».

  7. Система персонажей. Функции имен собственных.

  8. Гендерные маски и разрушение гендерных клише в произведениях Т. Толстой.


Художественные тексты

Т. Толстая. Поэт и муза. Охота на мамонта. Огонь и пыль. Милая Шура. Кысь.
Литература

  1. Бахнов Л. Человек со стороны // Знамя. № 7. 1988. С. 226-228.

  2. Богданова О. Интертекст в рассказах Татьяны Толстой // Мир русского слова. № 3. 2002. С. 81-85.

  3. Богданова О. Современный литературный процесс. СПб., 2001.
    С. 16-41.

  4. Булин Е. Откройте книги молодых // Молодая гвардия. № 3. 1989. С. 38-40.

  5. Бушин В. С высоты своего кургана: несколько нравственных наблюдений в связи с одним литературным дебютом // Наш современник. № 8. 1987. С. 182-185.

  6. Вайль П., Генис А. Городок в табакерке. Проза Татьяны Толстой // Звезда. № 8. 1990. С. 147-150.

  7. Василевский А. Ночи холодны. Рассказы Татьяны Толстой // Дружба народов. № 7. 1988. С. 225-257.

  8. Гаврилова А. Народ хочет денег, но стесняется: [Беседа] // Книжное обозрение. 2002. 4 февраля.

  9. Галина Н. Деструктивные начала в женской прозе // Общественные науки и современность. № 5. 2001. С. 173-181.

  10. Грекова И. Расточительность таланта // Новый мир. № 1. 1988.
    С. 252-262.

  11. Жолковский А. В минус первом и минус втором зеркале. Татьяна Толстая, Виктор Ерофеев – ахматовиана и архетипы // Литературное обозрение. № 6. 1995. С. 25.

  12. Иванова Н. Неопалимый голубок. «Пошлость» как эстетический феномен // Знамя. Август. 1991. С. 211-223.

  13. Искандер Ф. Поэзия грусти // Литературная газета. № 35. 1987.
    С. 5.

  14. Латынина А. «А вот и духовный ренессанс!» // Литературная газета. № 47. 2000. С. 10.

  15. Липовецкий М. А за праздник – спасибо! // Литературная газета. № 46. 1992. С. 4.

  16. Ованесян Е. Творцы распада (тупики и аномалии «другой прозы») // Молодая гвардия. № 3-4. 1992. С. 249-269.

  17. Парамонов Б. Застой как культурная форма (О Татьяне Толстой) // Звезда. 2000. № 4.

  18. Пискунова С., Пискунов В. Уроки зазеркалья // Октябрь. № 8. 1988. С. 188-199.

  19. Степанян К. Отношение бытия к небытию // Знамя. 2001. № 3.

  20. Щеглова Е. «Человек страдающий» // Вопросы литературы. Выпуск 6. 2001. С. 42-60.


Занятие 2.
Тема 4. Поэтика женского образа в прозе Людмилы Улицкой («Сонечка», «Медея и ее дети»)


  1. Специфика женских образов в произведениях Л. Улицкой («Сонечка», «Медея и ее дети»).

  2. Мифопоэтические ассоциации в романе «Медея и ее дети».

  3. Диалог поколений в повести «Сонечка».

  4. Образ художника в повести «Сонечка».

  5. Мотив смерти в произведениях Л. Улицкой.

  6. Тема дома в произведениях Л. Улицкой.

  7. Поэтика финала в текстах Л. Улицкой.


Художественные тексты
Л. Улицкая. Сонечка, Медея и ее дети.
Литература


  1. «Роман ли то, что я пишу?» – отчет о Букеровской конференции // Вопросы литературы. № 2. 2005. С. 3-41.

  2. Гостева А. Интервью с Людмилой Улицкой «Принимаю все, что дается» // Вопросы литературы. № 1. 2002. С. 215-231.

  3. Елистратова В. Людмила Улицкая. Искренне ваш Шурик // Знамя. № 8. 2004. С. 212-215.

  4. Ермошина Г. Форма борьбы со временем – печальная попытка его уничтожения // Наблюдатель. № 2. 2001. С. 201-203.

  5. Куклин Л. Казус Улицкой // Нева. № 7. 2003. С. 177-183.

  6. Кучерская М. Роман меня напишет (Встреча-интервью с
    Л. Улицкой) // Российская газета. 6 апреля (№69). 2005. С. 1, 13.

  7. Мавлевич Н. «Я пишу для вас…» (Встреча с Людмилой Улицкой) // Семья и школа. № 3. 2002. С. 24-27.

  8. Мартынова О. «Мой дом – моя крепость» (Интервью с Л. Улицкой) // Московские новости. 3 февраля-3марта. 1999. С. 36.

  9. Николаева О. Равнение на Медею // Новые известия. . 24 февраля (№ 33). 2000. С. 7.

  10. Розин В. Что такое любовь (социально-культурное и эзотерическое истолкование) // Философские науки. № 2. 2002.
    С. 118-131.

  11. Рыжова О. Коитус Кукоцкого или самая интеллектуальная домохозяйка // Литературная газета. 22-29 сентября. 2004. С. 11.

  12. Савкина И. Род/дом: семейные хроники Людмилы Улицкой и Василия Аксенова // Семейные узы: Модели для сборки: сборник статей. Кн. 1. М., 2004. С. 156-182.

  13. Седых М. Младшая шестидесятница // Общественная газета.
    16-22 мая. 2000. С. 8.

  14. Славникова О. Произведения лучше литературы. Субъективный обзор прозы // Дружба народов. № 1. 2001.с. 194-204.

  15. Тимина С.И. Ритмы вечности (Роман Людмилы Улицкой «Медея и ее дети») // Русская литература ХХ века в зеркале критики. Хрестоматия для студ. филол. факультетов высших учебных заведений. СПб. – М., 2003. С. 537-549.

  16. Чайковская А. Апология гинекологии // Лицейское и гимназическое образование. № 1. 2005. С. 86-88.

  17. Шаманский Д. От разночинной литературы к литературе мейнстрима. Людмила Улицкая // Русский язык за рубежом. № 2. 2004. с. 66-74.

  18. Щеглова Е. Улицкая и ее мир // Нева. № 7. 2003. С. 183-189.

  19. Юзбашев В. Параллельная литература // Наблюдатель. № 3. 1998. С. 221-222.


Тема 6. Гендерный конфликт в прозе Марии Арбатовой («Мобильные связи») и Виктории Токаревой («Звезда в тумане»)
На самостоятельное изучение


  1. Гендерный конфликт и его репрезентация в культуре.

  2. Полоролевые стереотипы. Кризис маскулинности.

  3. Оппозиция «мужское – женское» в прозе М. Арбатовой и
    В. Токаревой.

  4. Тема Востока в повести В. Токаревой «Звезда в тумане».

  5. Образ деловой женщины в повестях М. Арбатовой и В. Токаревой.

  6. Мужчина глазами женщины.

  7. Мотивы судьбы и «другой жизни» в произведениях М. Арбатовой и В. Токаревой.

  8. Поэтика женского образа.

  9. Поиск героями прозы М. Арбатовой и В. Токаревой собственной гендерной идентичности.


Художественные тексты
М. Арбатова. Мобильные связи.

В. Токарева. Звезда в тумане.
Литература


  1. Брандт Г. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма) // Гендерные исследования. 1998. № 2.

  2. Давыдов В. Парадокс Арбатовой // Современная драматургия. 1997. № 3. С. 32.

  3. Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О муже(n)ственности: Сборник статей. М., 2002. С. 432-451.

  4. Кислова Л. «Новый герой» на rendez-vous // Гендерный конфликт и его репрезентация в культуре: Мужчина глазами женщины. Материалы Международной конференции «Толерантность в условиях многоукладности российской культуры». Екатеринбург, 2001. С. 63-69.

  5. Кислова Л. Оппозиция «черное-белое»: гендерные маски в драме М. Арбатовой «Взятие Бастилии» // Современная русская литература: Проблемы изучения и преподавания: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Пермь, 2005. Ч. 1. С. 331-335.

  6. Кислова Л. Поэтика женского образа в драматургии М. Арбатовой // Славянские духовные ценности на рубеже веков: Сборник статей. Тюмень, 2001. С. 92-96.

  7. Коростылева Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию (Исследование гендерного конфликтогенеза). М. 2005. С. 22-36.

  8. Рюткенен М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» // Филологические науки. 2000. № 3. С. 5-17.

  9. Цунский И. «Заколдованное пространство» // Современная драматургия. 1997. № 1. С. 202-203.

  10. Эрнандес Э. Драматургия, которой нет? // Современная драматургия. 1992. № 3-4. С. 184-192.

  11. Вейли Р. «Мир, где состарились сказки…» Социокультурный генезис прозы Токаревой // Литературное обозрение. 1993. № 1-2.

  12. Новиков В. Честная игра (В. Токарева) // Диалог. М., 1986.

  13. Пророков М. Между небом и обстоятельствами // Октябрь. 1989.
    № 4.

  14. Ученова В. В. поисках женской гармонии / В. Ученова // Свидание: проза русских писательниц 60-80-х гг. Х1Х века/ Сост. В. Ученова. М.: Современник, 1987. С. 3-16.


Тема 7. Концепция «живой жизни» в прозе Дины Рубиной («Высокая вода венецианцев») и Людмилы Петрушевской («Такая девочка, совесть мира»)
На самостоятельное изучение


  1. Мотив путешествия в повести Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев».

  2. Образ города в повести Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев». Венеция как «гео-этническая панорама».

  3. Мотивы смерти и катастрофы в прозе Д. Рубиной и
    Л. Петрушевской.

  4. Мотивы преодоления и забвения в повестях Д. Рубиной и
    Л. Петрушевской.

  5. Художественное время-пространство в прозе Д. Рубиной и
    Л. Петрушевской.

  6. Тема любви в произведениях Д. Рубиной и Л. Петрушевской.

  7. Оппозиция «мужчина-женщина» в художественной системе
    Л. Петрушевской и Д. Рубиной.

  8. Гендерная самоидентификация героини в повестях Д. Рубиной и Л. Петрушевской. Поэтика женского образа.

  9. Карнавальное мироощущение в произведениях Д. Рубиной и
    Л. Петрушевской.

  10. Вещные образы в прозе Д. Рубиной и Л. Петрушевской.


Художественные тексты
Д. Рубина. Маленькая повесть «Высокая вода венецианцев».

Л. Петрушевская. Маленькая повесть «Такая девочка, совесть мира».
Литература


  1. Кислова Л. Испанская тема в художественной прозе Д. Рубиной («Последний кабан из лесов Понтеведра», «Воскресная месса в Толедо») // Литература и культура в современном гуманитарном знании: Материалы Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2005. Ч. 2. С. 37-41.

  2. Гощило Е. Художественная оптика Петрушевской: ни одного «луча света в темном царстве» // Русская литература ХХ века. Екатеринбург, 1996. Вып. 3. С. 109-119.

  3. Громова М. Драматургия Людмилы Петрушевской // Русская современная драматургия: Учебное пособие. М., 2003. С. 100-122.

  4. Громова М. Драматургия Людмилы Петрушевской // Громова М. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие. М., 2005. С. 151-178.

  5. Ефимова Н. Мотив игры в произведениях Л. Петрушевской и
    Т. Толстой // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 9. Филология. 1998. № 3. С. 60-71.

  6. Руднев П. Театральные впечатления Павла Руднева: Из девятого в восьмой и обратно… // Новый мир. 2004. № 5. С. 200-203.

  7. Стрельцова Е. Мистический нигилизм в стиле конца века // Современная драматургия. 1998. № 1. С. 189-197.


Занятие 3.
Тема 8. Феномен Виктора Пелевина в современной литературе


  1. Творчество В. Пелевина в контексте русского постмодернизма.

  2. Эксперименты с формой художественного произведения в творчестве В. Пелевина.

  3. Интертекстуальность прозы В. Пелевина («Ника», «Проблема верволка в Средней полосе»).

  4. Поэтика игры.

  5. Деконструкция мифов массового сознания «Generation’’ П’’»

  6. Роман В. Пелевина «Чапаев и Пустота»:

А) повествовательная структура романа (текст в тексте);

Б) художественное время и пространство романа;



В) деконструкция национальной мифологии;

  1. Фольклорные и литературные источники романа «Чапаев и Пустота».

  2. Метаморфозы реальности в романе.

  3. Трансформации героев.

  4. Проблема свободы в романе.

  5. Образ пустоты в творчестве В. Пелевина.


Художественные тексты
В.Пелевин. Рассказы, повести. « Чапаев и Пустота», «Generation “П’’»

Литература


  1. www-обозрение Сергея Костырко // Новый мир. 2001. № 7. С. 217–222

  2. Арбитман Р. Предводитель серебристых шариков: Альтернативы В. Пелевина // Литературная газета.1993. 14 июля. № 28. С. 10–11

  3. Володихин Д. Один из первых почтительных комментариев к мардонгу Пелевина // Книжное обозрение. 1999. № 9. С. 43–48

  4. Генис А. Беседа десятая: Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. 1997. № 12. С. 36–42

  5. Генис А. В. Пелевин: границы и метаморфозы // Знамя. 1995. № 12. С. 41–49

  6. Генис А. Иван Петрович умер. М., 1999.

  7. Генис А. Поле чудес. В. Пелевин // Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М., 1999. С. 82-91.

  8. Гланц Т. Психоделический реализм: в поисках канона// Новое литературное обозрение. 2001. № 5 (51). С. 263-279

  9. Гурский Л. А вы – не проект? // Нева. 2002. № 11.

  10. Ермолин Е. Варварская лира: Виктор Пелевин как знак и знамение // Континент. 1999. № 3.

  11. Закуренко А. Искомая пустота // Литературное обозрение. 1998. № 3.

  12. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

  13. Камышова М. Эффект В. Пелевина // В поисках постмодернизма. М. 2000. С. 156-170

  14. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? Об одной авантюре В. Пелевина // Новое литературное обозрение. 1997. № 28. С. 244–259

  15. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2001.

  16. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 2-х т. Т. 2. М., 2003. С. 501-510.

  17. Липовецкий М. Голубое сало поколения, или Два мифа об одном кризисе // Знамя. 1999. № 11.

  18. Нагорная Н. Сновидения и реальность в постмодернистской прозе В. Пелевина // Филологические науки. 2003. № 2. С. 44-51

  19. ПП, или Победитель Пелевин: [Обзор рецензий] / Подгот. Евг. Шкловский // Новое литературное обозрение. 2000. № 1 (41).

  20. Роднянская И. …И к ней безумная любовь // Новый мир. 1996.
    № 9.

  21. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. М., 2001.

  22. Соломина А. Свобода: надтекст вместо подтекста // Литературное обозрение. 1998. № 3.

  23. Чалмаев В. Русская проза 1980-2000 на перекрестке мнений и споров // Литература в школе. 2002. № 5. C. 19-26

  24. Чупринин С. Русская литература сегодня. Путеводитель. М., 2003. С. 214-216; М., 2007.

  25. Яценко И. Интертекст как средство интерпретации художественного текста: (на материале рассказа В. Пелевина «Ника») // Мир русского слова. СПб., 2001. № 1. С. 32-36.



Тема 9. Идея Апокалипсиса в драматургии «уральской школы» (О. Богаев «Страшный суП, или Продолжение преследует»; А. Богачева «Учиться, учиться и учиться»; В. Сигарев «Черное молоко»)
На самостоятельное изучение


  1. Пространственно-временная организация произведений О.Богаева, А. Богачевой и В. Сигарева.

  2. Образ провинциального рая.

  3. Мотив Страшного Суда в пьесах О. Богаева, А. Богачевой и В. Сигарева.

  4. Конфликт и система персонажей.

  5. Кольцевая композиция пьес В. Сигарева «Черное молоко» и О.Богаева «Страшный суП, или Продолжение преследует».

  6. Игровая доминанта в пьесах О. Богаева и А. Богачевой.

  7. Поэтика заглавий (ирония и оксюморонный мезальянс).

  8. «Старший сын» А. Вампилова и «Черное молоко» В. Сигарева: мотив возвращения.

  9. Мотив вечного детства в пьесе А. Богачевой «Учиться, учиться и учиться».


Художественные тексты
Богачева А. «Учиться, учиться и учиться».

Богаев О. «Страшный суП, или Продолжение преследует».

Сигарев В. «Черное молоко».
Литература


  1. Богаев О. Страшный суП, или Продолжение преследует // Современная драматургия. 2000. № 4.

  2. Богачева А. Учиться, учиться и учиться // Нулевой километр: Пьесы молодых уральских драматургов / Сост. Коляда Н.В. Екатеринбург, 2004. С. 131-151.

  3. Сигарев О. Черное молоко // Современная драматургия. 2001.
    № 2.

  4. Бегунов В. Золотце в грязной луже // Современная драматургия. 2003. № 1. С. 152-155.

  5. Гаевская М. Письма без адресатов // Современная драматургия. 1999. № 2. С. 134-136.

  6. Гирба Ю. Траектория падения невинности // Современная драматургия. 2001. № 4. С. 130-133.

  7. Громова М. Василий Сигарев // Громова М. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие. М., 2005. С. 308-312.

  8. Громова М. Олег Богаев // Громова М. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие. М., 2005. С. 304-305.

  9. Заславский Г. Сострадательная речь // Современная драматургия. 2000. № 2. С. 26.

  10. Кислова Л. Потерянный рай в драме В. Сигарева «Черное молоко» // Региональные культурные ландшафты: история и современность. Материалы Всероссийской научной конференции. Тюмень, 2004. С. 200-205.

  11. Сальникова Е. Возвращение к реальности // Современная драматургия. 1997. № 4. С. 167-176.

  12. Славникова О. Смотрите, кто пришел // Дебют – 2000. Пластилин: проза, драматургия. М., 2001. С. 8.


Занятие 4.
Тема 11. «Наедине со всеми»: тема трагического одиночества в пьесе Евгения Гришковца «Город»


  1. Монодрамы и драмы-диалоги Е. Гришковца. Метод автодеконструкциии.

  2. Проблема героя в пьесе «Город».

  3. Система персонажей. Функции имен собственных.

  4. Структура диалогов в пьесе.

  5. Временная и пространственная организация. Город как модель замкнутого пространства.

  6. Предметно-вещный мир в произведении.

  7. Символика в пьесе Е. Гришковца.

  8. Поиск героем Е. Гришковца собственной идентичности.


Художественные тексты
Гришковец Е. Город // Гришковец Е. Как я съел собаку. М., 2003.
С. 49-116.

Город // Зима. Все пьесы. М., 2004. С. 91-146.


Литература


  1. Гришковец Е. «Интересно только то, что универсально» // Экран и сцена. 2000. № 10. С. 11.

  2. Гришковец Е. «Театр – самое виртуальное искусство для страны» // Петербургский театральный журнал. 2002. № 28. С. 60-63.

  3. Гришковец. Е. «Я не рассказываю истории…» // Современная драматургия. 2000. № 2. С. 134-135.

  4. Бавильский Д., Курицын В. Евгений Гришковец. Город // Октябрь. 2002. № 6. С. 177.

  5. Богданова П. Под маской самого себя // Современная драматургия. 2002. № 3. С. 164-165.

  6. Боровиков С. Голос // Новый мир. 2002. № 1. С. 182-184.

  7. Быков Д. Взрослая жизнь молодого человека // Новый мир. 2002. № 1. С. 184-187.

  8. Громова М. Евгений Гришковец – «человек-театр» // Громова М. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие. М., 2005. С. 333-360.

  9. Должанский Р. Наш новый русский // Театр. 2000. № 1.

  10. Зайонц М. Как много шума городского // Итоги. 2002. № 10.

  11. Карась А. Парадоксы игры // Современная драматургия. 2000. № 2. С. 135-137.

  12. Липовецкий М. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых // НЛО. 2005. № 73. С. 244-250.

  13. Фукс О. Игра в войну // Современная драматургия. 2004. № 1.
    С. 189-190.


Тема 12. Неосентиментализм в современной литературе. Феномен Тимура Кибирова


  1. «Новая искренность» в поэзии Тимура Кибирова (цикл «Вариации», «Двадцать сонетов к Саше Запоевой».

  2. Ирония и сентиментальность.

  3. Чужое слово, его формы в поэзии Тимура Кибирова: державинский и пушкинский слой (сб. «Памяти Державина»

  4. Лирическое «я» в цитатном тексте.


Художественные тексты
Т.Кибиров. Поэзия

Литература


  1. Поэзия Тимура Кибирова // Литературное обозрение. 1998. № 1.

  2. Айзенберг М. Власть тьмы кавычек // Знамя. 1997. № 2.
    С. 214-219;

  3. Ермолин Е. Слабое сердце // Знамя. 2001. № 8. С. 200-211;

  4. Зыкова Л. Прошлое, настоящее и будущее в поэтике Тимура Кибирова // Литературное обозрение. 1998. № 1. С. 24 – 29;

  5. Немзер А. Тимур из пушкинской команды // Кибиров Т. «Кто куда – а я в Россию…». М., 2001. С. 5 – 28;



5.Индивидуальная работа студентов
Тематическая презентация «Литературный проект».
6. Самостоятельная работа студентов
Написание контрольной работы по предложенным темам, конспектирование предложенных источников.
Темы контрольных работ


  1. Реализм рубежа ХХ-XXI вв.: традиции и тенденции развития.

  2. Современный литературный процесс: хронологические границы, структура, тенденции развития.

  3. Постмодернизм как культурная ситуация рубежа ХХ-ХХI вв.

  4. Феномен гипертекста, сетевая словесность и постмодернизм.

  5. Ремейк как жанр современной литературы.

  6. ХХ век как век культурного промежутка.

  7. Современная женская драма как культурная парадигма. От «новой волны» - к «новой драме». Этапы развития современной женской драмы.

  8. Драматургия постмодернизма.

  9. Тема любви в современной женской драме (анализ текстов по выбору).

  10. «Детское» в молодежной женской прозе.

  11. Модель «виртуальной» семьи в женской драме «новой волны».

  12. Традиционные признаки формульной литературы в современном русском любовном романе.

  13. Формулы классического детектива и атрибуты женского письма в современной детективной литературе. Сквозная героиня в женском детективном романе.

  14. Основные тенденции развития «новой драмы».

  15. Фольклорный код в пьесах современных авторов.

  16. Проект «Документальный театр». Опыт лондонского театра «Ройал Корт». Специфика российской verbatim-драматургии.

  17. Феномен «уральской школы» в современной драматургии.

  18. Явление массовой драматургии (пьесы Н. Птушкиной).

  19. Традиции русской авангардистской драмы в творчестве современных авторов.

  20. Идея Апокалипсиса в новейшей отечественной драматургии.

  21. Миф и современность в «новой драме».

  22. Способы создания маргинального мира в драматургии «новой волны» и «новой драме».

  23. «Потерянное поколение» в произведениях современных драматургов.

  24. «Бродячие» сюжеты в «новой драме».

  25. Концепция мира в современной антиутопии.

  26. Традиции обэриутов в прозе «иронического реализма».

  27. Неоавангард в современной поэзии.

  28. Два стилевых направления в поэзии и прозе постмодернизма: необарокко и концептуализм.

  29. Русская рок-поэзия.

  30. Принцип биографизма в современной литературе.

  31. «Новая искренность» и неосентиментализм.

  32. Научная фантастика и жанр фэнтези в литературе последних десятилетий.

  33. Синтез публицистики и художественности в литературе последних лет.




  1. Контрольные вопросы к зачету




  1. Концепция современности в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

  2. Религиозно-философская традиция в современной реалистической прозе (Л. Бородин, О. Павлов, М.Кучерская,
    О. Николаева и др.).

  3. Современная литература в поисках «неведомого Бога»
    (В. Пелевин, И Сахновский, Р.Сенчин, Т.Толстая, А.Иличевский и др.).

  4. Современная женская поэзия ( В. Павлова. В.Полозкова).

  5. Судьба культуры в современной прозе (А.Битов, Т. Толстая, Д. Быков, М.Шишкин, М.Елизаров и др.).

  6. Роман П. Крусанова «Укус ангела» и творчество «петербургских фундаменталистов».

  7. Тема поколения-загадки в современной прозе (В. Пелевин,
    И. Стогоff и др.).

  8. Феномен В. Пелевина в современной литературе.

  9. Поэзия русского постмодернизма (Д.А. Пригов, Е.Рейн,
    Л. Рубинштейн, Т. Кибиров и др.).

  10. «Герой нашего времени» в повести О. Павлова «Карагандинские девятины».

  11. Метафизический реализм А. Варламова.

  12. Б. Акунин как самый успешный коммерческий проект в современной литературе.

  13. Предметно-вещный мир в одноактных пьесах Л. Петрушевской («Песни ХХ века»).

  14. Поэтика женского образа в драматургии М. Арбатовой.

  15. Система сквозных мотивов в поэзии Е. Шварц.

  16. Оппозиция «мужское – женское» в драматургии М. Арбатовой.

  17. Оппозиция «свой – чужой» в повести Д. Рубиной «Во вратах твоих».

  18. Маргинальный герой в повести Л. Петрушевской «Время ночь».

  19. Метафизика «детского» в прозе Е. Садур.

  20. Гендерный конфликт в рассказах Т. Толстой. Разрушение гендерных стереотипов в художественной прозе Т. Толстой.

  21. Идентификация «женского» в творчестве Л. Улицкой («Медея и ее дети», «Сонечка», «Девочки»).

  22. Мистический дискурс в прозе М. Юденич.

  23. Мотив «другой жизни» в прозе В. Токаревой.

  24. Мотив материнства в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого».

  25. Мотив смерти в киносценарии Р. Литвиновой «Нелюбовь».

  26. Сюжетная организации киносценария Е. Райской «Бабочки».

  27. Концепция любви в романе Д. Рубиной «Вот идет Мессия!..».

  28. Символика цвета в кинодраматургии Р. Литвиновой («Нелюбовь», «Принципиальный и жалостливый взгляд»).

  29. «Жестокие игры» в рассказах Н. Садур («Злые девушки», «Занебесный мальчик», «Запрещено – все»).

  30. Поэтика чудесного в драматургии Н. Садур («Чудная баба», «Ехай»).

  31. Конфликт в романе Г. Щербаковой «Женщины в игре без правил».

  32. Интертекстуальный слой в художественной прозе Д.Рубиной.

  33. Монодрама: традиции и новаторство (произведения
    Е. Гришковца).

  34. Поэтика женского образа в драматургии Е. Исаевой («Убей меня, любимая», «Женщина для настоящего мужчины»).

  35. «Другая женщина» в драматургии А. Казанцева («Сны Евгении», «Тот этот свет», «Бегущие странники», «Братья и Лиза»).

  36. «Театр абсурда» О. Богаева (пьесы на выбор).

  37. Мотив возвращения в драматургии В. Сигарева («Черное молоко», «Божьи коровки возвращаются на землю»).

  38. «Бродячие» сюжеты в драматургии А. Максимова («День рождения Синей Бороды», «Убить Моцарта».

  39. «Новая мифология» в современной драматургии (Е. Исаева «Юдифь»)

  40. Концепт «дом» в драматургии Л. Разумовской.

  41. Мотив отчуждения в драматургии Л. Разумовской.

  42. Мир художественной условности в пьесах А. Слаповского,
    М. Курочкина, К. Драгунской (на выбор).

  43. Чеховские мотивы в творчестве М. Угарова, Е. Греминой,
    А. Слаповского, О. Мухиной, В. Леванова, К. Драгунской.

  44. «Смерть Ильи Ильича» М. Угарова и «Обломов»
    И.А. Гончарова: опыт сравнительного анализа.

  45. «Насилие как перформанс» в драматургии В. и О. Пресняковых.

  46. Исторический дискурс в драматургии Е. Греминой.

  47. Мифологические мотивы в романе «Отец-Лес» А. Кима.

  48. Стилевой синтез в повести А. Варламова «Здравствуй, князь!».

  49. Проблема вины и наказания в современной прозе (произведения В. Маканина, А. Королева, М. Кураева).

  50. Типология женских образов в повестях Л. Петрушевской.

  51. Характер пародирования в повести «Новая московская философия» В. Пьецуха.

  52. Ассоциативное восприятие мира героями «Школы для дураков» Саши Соколова и «Около-эколо» В. Нарбиковой и способы его выражения.

  53. Судьба и литература в романе «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича» М. Харитонова.

  54. Роль сновидения в сюрреалистических рассказах
    Д. Мамлеева.

  55. Постмодернистская поэтика произведений В. Пелевина (произведения на выбор).

  56. Иосиф Бродский: развитие семантической поэтики.

Зачет проходит в форме собеседования по предложенным темам. Основным требованием к зачету является умение рассмотреть отдельный текст в контексте современного литературного процесса. Вопросы предлагаются на выбор.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет