Лекция 7-2010 Геодинамические режимы в докембрии



Дата29.06.2016
өлшемі113.55 Kb.
#165218
түріЛекция
Лекция 7-2010

Геодинамические режимы в докембрии


Смена в разрезе структурно-вещественных комплексов есть отражение крупных переломных событий в геологической истории - глобальных структурных перестроек земной коры или диастрофических событий первого порядка. Такие относительно кратковременные события разделяют длительные временные отрезки или наиболее крупные подразделения докембрия, - эры, которые обозначены Л.И. Салопом, начиная с древних как катаархей, палеопротозой, мезопрото­зой, неопротозой и эпипротозой. На протяжении каждой из них на Земле долгое время господствовал определенный геодинамический режим. Глобальные смены режимов (диастрофизмы) имели место в раннем архее 3750-3500 (саамский), в позднем архее 2800-2600 (кеноран­ский, или кенорский), в раннем протерозое 2000-1900 (карельский), позднем протерозое ~1000 (гренвилл­ский) и венде 680-650 (катангский) млн. лет тому назад. Всего в докембрии Л.И. Салопом выделено 13 СВК или стратиграфических подразделений глобального уровня. В геологии, однако, прижилась более обобщенная схема деления докембрия из пяти подразделений: ранний архей, поздний архей, ранний протерозой, поздний протерозой (рифей), венд.

Наиболее важный, переломный рубеж, разделяющий докембрий на два крупнейших отрезка времени (мега­хрона), которые сильно различаются термальным и тектоническим режимом и многими другими особенностями, проходит между ранним археем и поздним археем, совпадая с саамским диастрофизмом.

Представления об эволюции жизни дают основание делить докембрийскую историю на два главных ее подразделения - эона: эозой, состоящий только из одной катархейской эры, и протозой, объеди­няющий все остальные эры докембрия. А вся геологиче­ская история Земли, таким образом делится на три эона: эозойский («заря жизни»), прото­зойский («простейшая жизнь») и фанерозойский («явная жизнь»). Последний длится вот уже 560 млн. лет.

1.2. Проблема первичной коры

О самой ранней истории геологического развития планеты мы можем судить лишь по косвенным признакам, так как СВК, отвечающим этому периоду на Земле пока не обнаружено.

По всей вероятности, выделение тепловой энергии за счет аккреции и гравитационного сжатия оказалось достаточным для ее начального, частичного или полного плавления, с последующей дифференциацией Земли на оболочки. Несколько позднее к этим источникам разогрева присоединилось выделение тепла радиоактивными элементами. Обособление железокаменной массы Земли, как и на других планетах сопровождалась обособлением газовой, преимущественно водородной оболочки, которую Земля в дальнейшем потеряла.

Согласно представлениям А.А. Маракушева, дифференциация железокаменной массы Земли, близкой по составу метеоритам - хондритам и появление водородной газовой оболочки, привели к высокой концентрации существенно водородных флюидов в металлическом (железо-никелевом) ядре. В.Н. Ларин предлагал гипотезу гидридного ядра (химическое соединение водорода и металлов, в котором первый играет роль аниона). А мантия по его гипотезе не силикатная а металлическая, нашпигованная свободным водородом. В любом случае, Земля, имея большой флюидный запас в своих недра приобрела длительную эндогенную активность..

По мере консолидации Земли и формирования земной коры возрастало внутреннее флюидное давление, и наступала периодическая дегазация, сопровождаемая образованием магматических расплавов, поступающих на поверхность при растрескивании застывшей земной коры. Таким образом, самый ранний вулканизм, который характеризовался взрывным, высокоэксплозивным характером, был связан с началом остывания поверхности Земли и сопровождался образованием атмосферы.

Согласно иным представлениям, первичная атмосфера, образовавшаяся еще раньше на стадии аккреции, и в дальнейшем сохранилась в своем объеме, лишь постепенно эволюционируя по составу. Так или иначе, примерно 3,8 - 3,9 млрд. лет назад, когда температура на поверхности Земли и в прилегающих частях атмосферы опустилась ниже точки кипения воды, образовалась гидросфера. Наличие атмосферы и гидросферы сделало возможным в дальнейшем развитие жизни на Земле. Сначала атмосфера была бедна кислородом, пока не появились продуцирующие его простейшие формы жизни, что произошло около 3 млрд. лет назад

О составе самых ранних вулканических пород Земли, в настоящее время полностью переработанных последующими процессами, можно судить при сравнении Земли с другими планетами земной группы, в частности с относительно хорошо изученным нашим спутником - Луной. Луна - планета более примитивного развития, рано израсходовавшая свой флюидный запас и потерявшая вследствие этого эндогенную активность. В настоящее время с позиций эндогенной геодинамики это "мертвая" планета. Отсутствие в ней металлического ядра говорит о рано прекратившихся процессах ее дифференциации на оболочки, а пренебрежимо слабое магнитное поле - о полном застывании ее недр. В то же время о наличии флюидов на ранних этапах развития Луны свидетельствуют пузырьки газа в лунных вулканических породах, которые состоят в основном из водорода, что говорит о высокой восстановленности условий породообразования.

Наиболее древние, известные в настоящее время породы Луны, развитые на поверхности лунной коры на так называемых лунных материках, имеют возраст 4,4 - 4,6 млрд. лет, что близко к предполагаемому возрасту образования Земли. Они представляют собою кристаллизовавшиеся на малых глубинах или на поверхности богатые кальциевым полевым шпатом - анортитом основные породы, которые получили название анортозитов. Предполагается, что нижние части лунной анортозитовой коры сложены эвкритами (анортитовые габбро), породами более основного состава, близкими к каменным метеоритам. На Земле ассоциация анортозитов и эвкритов известна в расслоенных интрузивах основного состава и является результатом дифференциации базальтовой магмы. Отличия в процессах дифференциации лунных магм от земных заключаются в том, что на Луне она не доходит до образования кислых пород. Позднее в коре Луны образовались крупные депрессии - лунные моря, выполненные более молодыми (3,2 - 4 млрд. лет) базальтами. По составу они от базальтов Земли отличаются низким содержанием щелочей, особенно натрия, и отсутствием оксидов железа и минералов, содержащих гидроксильную группу ОН, что подтверждает потерю расплавом летучих компонентов и восстановительную обстановку вулканизма. Бесполевошпатовые породы, известные на Луне, - пироксениты и дуниты, вероятно, слагают лунную мантию, являясь либо остатком от выплавления базальтовых пород (так называемым реститом), или же их тяжелым дифференциатом (кумулатом). Ранняя кора Марса и Меркурия аналогична коре лунных материков. На Марсе, также широко развит более поздний базальтовый вулканизм. Базальтовая кора есть и на Венере

Привлечение данных сравнительной планетологии позволяет таким образом утверждать, что формирование первичной коры планет земной группы происходило в результате кристаллизации магматических расплавов, претерпевших большую или меньшую дифференциацию. Растрескивание этой застывшей протокоры с образованием депрессий сопровождалось позднее базальтовым вулканизмом.

В отличие от других планет, на Земле не сохранилось следов самой ранней коры. Более или менее достоверно историю вулканизма Земли по СВК можно проследить лишь с раннего архея. Самые древние из известных возрастных датировок принадлежат архейским гнейсам (3,8 - 4 млрд. лет) и зернам минерала циркона (4,2 - 4,3 млрд. лет) в метаморфизованных кварцитах Гренландии. Эти датировки лишь на 0,5 млрд. лет моложе, чем образование Земли как планеты. Можно предположить, что все это время Земля развивалась аналогично другим планетам земной группы.

Примерно 4 млрд. лет назад на Земле начала формироваться протокора континентального типа, состоящая из плагиогнейсов, преимущественно магматического происхождения, отличающихся от гранитов меньшими содержаниями кремнезема и калия и получивших название "серых гнейсов" или ассоциации ТТГ, по названию трех главных магматических пород, соответствующих составу этих гнейсов: тоналитов, трондьемитов и гранодиоритов, подвергнутых впоследствии интенсивному метаморфизму. Такие породы в пределах ВКМ. Выделены в составе обоянской серии раннего архея.

Однако "серые гнейсы" вряд ли представляли первичную кору Земли. В отличие от значительно менее кислых пород лунных материков (анортозитов), такие большие объемы кислых пород не могут получиться при дифференциации непосредственно мантийного вещества. Образование "серых гнейсов" теоретически возможно лишь при вторичном переплавлении пород базальтового состава (первичной магмы)

Таким образом, мы приходим к выводу о базальтовом составе первичной коры, более ранней, чем известная нам "серогнейсовая". Наличие ранней базальтовой коры подтверждается находками в архейских "серых" гнейсах более древних метаморфизованных блоков основного состава.. На Земле анортозитовые интрузии встречаются лишь в древних кратонах и возраст их больше 1 млрд лет. Дело вероятно в том, что в отличие от Луны дальнейшая интенсивная многостадийная дифференциация земного вещества привела к образованию кислых гранитоидных пород, что стало возможным благодаря смене флюидного углекислотного режима на водный.

Таким образом, до 2600млн лет тому назад, преимущественно в результате процессов магматизма сформировалась земная кора. Далее она начала интенсивно перерабатываться продуктами активной дегазации с привносом кремнезема и щелочей. Дегазация была обусловлена формированием твердого внутреннего ядра Земли. Это вызывало метаморфизм пород коры вплоть до плавления (ультраметаморфизм) с общим ее покислением. Итак, уже в архее Земля имела все присущие ей твердые оболочки - кору, мантию и ядро.

Нарастали различия в степени проницаемости коры и верхней мантии, неоднородности механических свойств коры и формирование разных ее типов. В областях сжатия (горообразования), где была затруднена дегазация и подъем на поверхность возникающих расплавов, последние на глубине испытывали дифференциацию, основные кумулаты как более плотные, опускались на глубину, а более кислые поднимались вверх. Таким образом, сформировалась протоконтинентальная двухслойная кора, имевшая контрастный состав: верхняя ее часть была сложена преимущественно кислыми вулканическими и интрузивными породами, переработанными метаморфическими процессами в гнейсы и гранулиты, нижняя - породами основного состава, базальтами, коматиитами и габброидами. Такая кора была свойственна всем протоконтинентам.

В областях растяжения формировалась протоокеаническая кора, имевшая преимущественно базальтовый состав. По расколам в протоконтинентальной коре и в зонах ее сочленения с протоокеанической образовывались первые подвижные пояса Земли (протогеосинклинали), отличавшиеся повышенной эндогенной активностью. Уже тогда они имели сложное строение и состояли из менее мобильных приподнятых зон, претерпевших интенсивный высокотемпературный гранулиовый метаморфизм, и зон интенсивного растяжения и прогибания. Породы гранулитовых областей сложены гранат-пироксен-калиполевошпатовыми породами - чарнокитами, а разделяющие их линейно вытянутые зоны получили название зеленокаменных поясов, так как слагающие их породы более основного состава приобретали зеленый цвет в результате низкотемпературного метаморфизма и образования амфиболов и хлоритов.

Обстановка растяжения начальных этапов формирования подвижных поясов со временем в связи с потерей энергии сменялась обстановкой преобладающего сжатия, что приводило к появлению кислых пород и андезитов. Подвижные пояса, закончившие свое развитие, причленялись к протоконтинентам, увеличивали их площадь. По современным представлениям, от 60 до 85% современной континентальной коры было сформировано еще в архее, и мощность ее была близка к современной, то есть составляла около 35 - 40 км.

2 . СВК кристаллического фундамента ВКМ

Фундамент ВКМ сложен метаморфическими образованиями архейского и раннепротерозойского возраста, которые разделены на серии разного возраста, которые накапливались в различных геодинамических обстановках, но на общем фоне снижения энергетики процессов, что проявилось и в разных фациях метаморфизма.

Как единая геологическая структура фундамент ВКМ характеризуется, преж­де всего, специфическими особенностями гравитационного и магнитного полей. На общем ровном фоне фиксируются значительные по площади (десятки км в поперечнике) изометричной формы гравитационные максимумы, совпа­дающие с низкими фоновыми значениями магнитного поля. Такие участ­ки отождествляются с полями развития серых гнейсов - ре­ликтов раннеархейских кольцевых и купольно-кольцевых структур нуклеар­ного этапа развития региона (Россошанский, Сумской и др.). Эти струк­туры, окаймляются более поздними позд­неархейскими зеленокаменными поясами (Белгородско-Михайловский, Орловско- Тимской и др. в виде резко вытяну­тых положительных магнитных аномалий.



2.1 Ранний архей

К нижнему архею отнесены высокометаморфизованные в фациях гранулит-амфиболитовой породы обоянского струкryрно-вещественного комплекса, которые несколько отличаются по набору пород в разных тектонических блоках. Брянской и россошанской ассоциациями пород в пределах мегаблока КМА а в Лосевской шовной зоне - донской ассоциацией, представленых гранат-­биотитовыми, биотитовыми, биотит-амфиболовыми и амфиболовыми интенсивно мигматизиро­ванными плагиогнейсами и другими породами. Среди интрyзивных пород к раннему архею относятся основные и ультраосновные породы бесединского интрузивного комплекса, развитые в Курско-Бесединском блоке КМА.


2.2 Поздний архей

С верхним археем сопоставляется менее метаморфизованные породы (амфиболитовая и эпидот-амфиболитовая фации) михайловской серии которые разделены на две свиты: на нижнюю - александров­скую (ортоамфиболиты и основные ортосланцы), и верхнюю – лебединскую (кислые вулканиты и метаосадочные породы) Среди позднеархейских интрузивных образований в пределах мегаблока КМА выделены три комплекса; сергиевский (основные и ультраосновные), салтыовский (плагиограниты), атаманский (плагиоклаз-микроклиновые граниты). Весь этот комплекс пород и слагает зеленокаменные пояса,

В пределах Лосевской шовной зоны развит древний белогорьевский интрузивный комплекс (габбро-амфиболиты; горнблендиты),. Перекрывается он лосев­ской серией метавулканитов, которые построены аналогично михайловской серии:(метадиабазы, метадациты, метаандезиты - нижняя часть разреза; метатуфы, метатуф­фиты, метапесчаники, метаалевролиты - верхняя часть разреза),. Они в свою очередь прорваны раннепротерозойским рождественским интрузивным комплексом (габбро-амфиболиты, габбро-нориты, пироксениты).

2.3 Раннмй протерозой

Нижний карелий

Супракрустальные СВК

В ме­габлоке КМА выделены с низу в верх: курской, оскольской сериями и глазуновской свитой.

Курская се­рия в основании сложена метаптерригенными породами стойленской свиты - конгломераты, песчаники, сланцы., а ее верхняя свита выделена как коробковская железорудная, которая включает в себя знаменитые железистые кварциты., породы типичные лишь для докембрия.

Оскольская серия отделяется поверхностью размыва от курской и сложена перемытыми обломочными продуктами коры выветривания пород курской серии. Разбита на ряд свит. В верхах разреза появляются вулканогенные породы.

Наиболее молодыми отложениями нижнего карелия мегаблока КМА являются туфы, туфобрекчии, кластолавы, туфоконгломераты, туфопесчаники, диабазовые и андезитовые порфириты глазуновской свиты.

В Лосевской шовной зоне к верхам нижнего карелия относится воронежская свита (метаэффузивы основного и среднего состава). В области Хоперского мегаблока нижний карелий представлен воронцов­ской серией (двуслюдяные, углеродистые сланцы, метапесчаники, метаэффузивы от основного до кислого составов) и воронежской свитой вулканогенно -осадочных пород основного и среднего состава.

Интрузивные комплексы

Среди интрузивных комплексов раннего протерозоя на КМА выделены осколецкий (плагиограниты, анортози­ты, гранит-порфиры, метариолиты), прорывающий курскую серию; остаповский (преимуществен­но метариолиты), внедряющийся в нижнюю часть оскольской серии; золотухинский (перидотиты, пироксениты, габбро~нориты, габбро и габбро-долериты), интрудирующие верхнюю часть осколь­ской серии

Наиболее поздними интрузивными породами ранеего карелия ВКМ являются стойло-николаевский (грано­диориты, диориты, дайки диоритовых порфиритов), и смородинский (габбро-долериты) комплексы.

Хопрерский мегаблок и лосевская шовная зона включают ряд интрузивных комплексов - павловский (граниты, грано-сиениты, лейко­кратовые гранит-аплиты, пегматиты). рождественский (габброиды, габбро-амфиболиты, габбро-нориты, пи­роксениты); усманский (роговообманково-биотитовые, биотитовые граниты и мигматиты): ма­монский (перидотиты, пироксениты, серпентиниты, габбро-диориты, габбро, габбро-нориты, но­риты); шукавский (перидотиты, пироксениты, сер­пентиниты, габбро) и ольховский (габбро, габбро-нориты, монцонит-диориты, монцониты, грани­ты).

2.3 Поздний карелий

В верхнем карелии мегаблока КМА выделены интрузивные комплексы: малиновский (субщелочные грани­ты, пегматиты, гранит-аплиты); щебекинский (сиениты, граносиениты, щелочные габбро­пироксениты); дубравинский (щелочные пироксениты с карбонатитами) комплексы.



К верхнему карелию Хоперского мегаблока отнесена панинская толща супракрустальных пород (трахи­базальты, трахиандезиты, и артюшковский интрузивный комплекс (сиениты, сиенит­порфиры)







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет