Лекция №7 Тема: Сущность ислама. 4ч. (лекция-2ч., семинарское занятие-2ч.)



жүктеу 187.42 Kb.
Дата22.02.2016
өлшемі187.42 Kb.
Занятие 7.

Лекция №7

Тема: Сущность ислама. 4ч. (лекция-2ч., семинарское занятие-2ч.)
Цели лекции:

Способствовать пониманию студентами предпосылок возникновения мировой религии- ислама, и места ислама в мировой культуре.

Способствовать пониманию вопроса о взаимном влиянии друг на друга иудаизма, христианства и ислама.

Нацелить студентов на понимание сущности ислама, роли его в современном мире, особенностях ислама в Казахстане


План лекции:

  1. Вступление. Положение ислама в современном мире.

  2. Исторические условия возникновения ислама.

  3. Мухаммед - великий пророк и основатель ислама.

  4. Исламская картина мира.

  5. Основные направления и течения современного ислама

  6. Особенности ислама в Казахстане.

Конспект лекции:

1.Вступление. Положение ислама в современном мире.

Ислам. Название религии переводится с арабского как «покорность», «верность Богу». Это самая молодая религия на планете, однако, по числу верующих уступает только христианству. Ислам сегодня как государственная религия принят в 85 странах мира из 200. Популярная энциклопедия «Страны и народы» (С.-Пб. 1997.) дает информацию о государственных религиях в странах мира. Так, в Африке ислам наряду с христианством и местными верованиями принят в 37 странах: Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Судан, Чад, Нигер, Буркина Фасо, Мали, Сенегал, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-Дивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Джибути, Эфиопия, Эритрея, Сомали, Кения, Танзания, Уганда, Руанда, Заир, Камерун, Конго, ЮАР, Малави, Мозамбик, Коморские острова, Маврикий.

В Азии ислам принят в 38 странах мира: России, Грузии, Азербайджане, Казахстане, Туркмении, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Афганистане, Кипре, Турции, Сирии, Ливане, Израиле, Иордании, Ираке, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Йемене, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Бахрейне, Мальдивах, Пакистане, Индии, Бангладеш, Шри-Ланке, Мьянме, Тайланде, Камбожде, Китае, Сингапуре, Брунее, Филиппинах, Малайзии, Индонезии.

В Европе ислам принят в 6 странах: Франции, Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Югославии.

В Америке ислам принят в США, Гайане, Суринаме.

Ислам также является государственной религией на островах Фиджи.

Есть страны, в которых ислам не заявлен государственной религией, но он исповедуется частью населения. Таких стран-31. Таким образом, ислам сегодня распространен в 116 странах мира и численность его сторонников достигла 1124540 тыс. человек.

В книге Бондаренко Ю., Маканова Ж. «Ислам-наме» (-Костанай.2000.) во введении к 1 тому написано: «Дар Аль-ислам. Мир ислама. Огромный мир последователей самой молодой из трех мощных мировых религий. Мир причудливый, а то и диковатый, с точки зрения немалого числа тех, кто смотрел и продолжает смотреть на него со стороны. И мир подлинного правоверия и истинного поклонения перед Силой, создавшей Вселенную и её законы, неподвластные самым именитым земным владыкам, если взглянуть на него глазами самих мусульман. Мир, поразительно сочетающий целостность и общность, с одной стороны, и красочную пестроту и многоликость- с другой».

Ислам - огромный пласт культуры аравийской ветви семитских племен. Иудаизм, христианство – близкие по содержанию религии, основанные на общей мифологии. Карл Ясперс, немецкий философ, один из основателей экзистенциализма, включил ислам в число религий Запада, поскольку считал, что ислам ближе христианству, чем даосизм и конфуцианство.

Возникновение любой религии требует определенных предпосылок, условий, о которых мы поведем речь позже. А вот выдающийся арабский поэт и мыслитель из Сирии Абу-ль-Аля аль-Маари (973-1057) увидел в исламе и во все религиях, сменяющих друг друга, только заблуждения:

Твердят христиане: «Всесилен Христос».

Ну, как не дивиться той силе!

Какой бы всесильный безропотно снес,

Когда его смертные били!

Нам хвалят евреи свое божество,

О добром твердят Иегове.

Он добрый? Как странно! Тогда отчего

Он требует жертвенной крови?!

Обряды персидские дико смешны.

Царю удивляюсь Хосрову:

Ведь, чтобы «очиститься», персы должны

Умыться… мочою коровы.

Разумностью, логикой веры своей

И ты не хвались, мусульманин!

В дороге пройдя мимо сотен камней,

Лишь в Мекке целуешь ты камень.

Религия хитрым сплетением слов

Силки для людей расставляет.

Различны силки - неизменен улов:

Глупец в них всегда попадает.

(перевод В.Демидчика)

2.Исторические условия возникновения ислама.

Ислам зародился в УП веке нашей эры на Аравийском полуострове, в западной области Хиджаз. До появления ислама у населения Аравийского полуострова существовало многобожие, язычество: среди почитаемых богов были: Ассар, Син, Накрух, богини Руда-земли и плодородия, Манат- богиня судьбы, особо чтимая богиня Лат или Илат. Высокочтимым доисламским божеством был Аллах, от общесемитского Эл, Элоха.

Существовало также множество языческих верований иного толка:

-культ камней, бетилов ( от семитских слов «бейт-эл»- «жилище бога»). Скорее всего, культ камней возник из преклонения перед долговечностью и силой камня.

-Культ предков воспитывал уважительное и бережное отношение к могилам и памяти ушедших.

-Культ мертвых, сопровождавшийся жертвоприношениями скотом. И другие культы и верования.

Ислам возник на Аравийском полуострове, климатические условия которого были не самыми благоприятными для людей. Вот описание условий проживания арабов в У1 веке из книги: Нравственные портреты пророков. Составитель Арзямова Г.В.-М.,1993.Статья Ю.Я Бондаренко «Преданный аллаху». С.84. « Как считают специалисты, климат Аравии, или «Страны арабов», мало изменился за минувшие с тех пор столетия. Только животный мир был тогда побогаче, да разбросанные кое-где по каменистым склонам пятна лесов отличали её от Аравии наших дней. Но и тогда природа гигантского, простирающегося на 3 млн. квадратных километров аравийского плоскогорья, была сурова. Перед путником, пересекающим аравийские земли, открывались однообразные ландшафты, изрезанные скалистыми ущельями и впадинами- вади, являвшими собой русла рек, пересохших еще в доисторические времена. Степные пространства продувались ветрами, чьи леденящие порывы зимою пробирали до самых костей. А летом…Летом. Когда жара временами достигала 50 градусов и, казалось, сама почва плавится под ногами, бывало, раздавался угрожающий гул гибельного ветра- самума. Чтобы уберечься от его смертоносного дыхания, люди торопливо бросались наземь, укрывая себя походными плащами, а их верные спутники, знаменитые « корабли пустыни»- верблюды зарывали головы в песок».

Образ жизни людей Аравийского полуострова складывался веками, был связан с непростыми климатическими условиями, что способствовало объединению людей. Община, род и племя выступали как единое целое. Только так можно было выжить.

Историки отмечают, что в У1-УП веках на Аравийском полуострове происходили следующие социально-экономические процессы (выделены Л.И.Климовичем в «книге о Коране, его происхождении и мифологии».-М.,1988.С.9.):

-происходило разложение патриархально- родового строя;

-формировалось классовое общество;

-продолжало существовать рабовладение;

-появились зачатки раннефеодальных отношений;

-происходили идейные и социальные сдвиги, связанные с объединением племен для защиты от агрессии соседних государств.

Народы Аравийского полуострова были вовлечены в торговые, политические и культурные связи с соседними странами Востока и Запада, особенно с Ираном и Византией.

На Аравийском полуострове существовали к тому времени города:

-Мекка, в которой проживало примерно от 8 до 12 тысяч жителей, что было совсем немного даже по тем временам. Город располагался в долине, на пересечении торговых караванных путей. Еще в доисламские времена в городе существовал храм Кааба с черным камнем, упавшим с неба.

-Ясриб (позже город стал именоваться Медина, что значит по- арабски «город»), город, жители которого во множестве приняли ислам, и он, таким образом, стал первым мусульманским городом, из-за чего вынужден был долгое время находиться в состоянии войны с Меккой.

В Мекке господствовало племя курейшитов (курейш), люди которого занимались караванной торговлей, ростовщичеством. Это племя создало караванный союз торговцев, который организовывал многомесячные ярмарки. Достаточно почитаемым был род хашим племени курейш, у которого хранились ключи от великого храма Каабы. Потомки этого рода и до сих пор не потеряли право владения ключами от Каабы. Вот в этом племени курейшитов и родился Мухаммед, ставший великим пророком.


3.Мухаммед-великий пророк и основатель ислама.

Имя Мухаммеда известно каждому. Но каким он был внешне? Рашид Ахмад в книге «Свет Аллаха» (-Алматы., 1994.С.27) пишет: «Мы знаем, как он выглядел. Он был человеком среднего роста и был хорошо сложен. Волосы его были черными и слегка курчавыми. Цвет лица его был светлым и взгляд просветленным. Лоб - широким. Он носил окладистую бороду. Походка была уверенной, ходи он с небольшим наклоном вперед.

Речь всегда была ясна и обдуманна, чтобы все слушающие легко понимали и запоминали сказанное им. У него было в обычае повторять важное высказывание до трех раз, чтобы быть уверенным, что смысл его понят правильно…

Его одежды были скромны и во многих опрятных заплатах.

Он презирал королевскую пышность. Когда он стал правителем Медины, жизнь его не претерпела никаких изменений. Он обычно сам чинил свою одежду и обувь. Единственная роскошь, которую он себе позволял, были благовония, запах которых очень любил. Любил чистоту и воспитывал в приверженцах такую же любовь».

В книге «Житие пророка Мухаммеда» (-М., 1992.С.7.) тоже дается описание пророка: « Мухаммед (алайхи- салям) был прекрасен обликом и благороден нравом, которым он выделялся среди товарищей, прославившись честностью и верностью».

О рождении Мухаммеда источники говорили следующее, что он появился на свет 27 или 29 августа 570 или 571 года (это был год Слона). Матерью его была Амина - дочь Вахба, а отец его по преданиям был так хорош собой и добродетелен, что в ночь его свадьбы двести девушек из рода курейш умерли от горя. Однако отец прожил мало и умер по одним источникам за несколько месяцев до рождения Мухаммеда, по другим источникам сразу после рождения ребенка. Информация о годах детства Мухаммеда полна чудесных рассказов: говорили, что, едва родившись, Мухаммед вскочил на ножки и воскликнул: «Вот и я, Мухаммед».

Мать Мухаммеда умерла, когда ему было 6 лет, и он познал горечь полного сиротства. Источники показывают, что чудо с ним произошло и в детстве: «Однажды, когда Мухаммед и его молочный брат играли в стороне от шатра, к ним подошли два странных незнакомца. В руках одного был сверкающий золотом таз, полный серебрящегося снега. Незнакомцы положили Мухаммеда на спину. Вскрыли ему грудь. Вынули сердце, удалили из него что-то черное и, омыв внутренности снегом, вернули испуганному ребенку прежний вид. А затем исчезли также внезапно, как и появились. Когда второй мальчик, лихорадочно крича, привел родителей к месту происшествия, те увидели лишь необычно бледного Мухаммеда.» ( Нравственные портреты пророков. Составитель-Арзямова Г.В.-М.,1993. Статья Ю.Я. Бондаренко «Преданный аллаху».С.86.).

Воспитанием Мухаммеда занимался дядя Абдул-Муталиб, но и он умер, когда мальчику было 8 лет. Бедная сиротская жизнь закалила Мухаммеда, он пас овец, торговал и уже в 16 лет о нем говорили как о честном, добродетельном человеке.

В 25 лет он женился на своей госпоже Хадидже, которая была старше его лет на 15, а может и меньше, потому что она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум, Фатиму. Мальчики умерли еще в детстве, а девочки при его жизни и только Фатима продолжила его род.

Примерно в 610 году, когда Мухаммеду было около 40 лет, и он любил уединяться в пещере Хира на склоне мекканской горы, с ним произошло следующее: «однажды ночью, когда он был в пещере, к нему спустился верный дух Джибрил, да будет над ним мир. Это случилось в месяц Рамадан. Джабраил взял его и сильно прижал к своей груди. Затем отпустил и сказал: «Читай!». Мухаммед (алайхи салям) ответил ему «Я не читаю». Джабраил взял его второй раз и повторил сказанное, но получил прежний ответ. В третий раз Джабраил, да будет над ним мир, сказал : «Читай, во имя господа твоего, который создал человека из сгустка крови. Читай, и Господь твой наиблагороднейший, который учил калемом, научил человека тому, чего он не знал». И пророк (алайхи салям). стал читать.» (Житие пророка Мухаммеда. - М.,1992.С.10-11.).

Мухаммед начал призывать соплеменников уверовать в единого Бога, однако это было нелегко в языческом обществе. Первыми мусульманами, поверившими ему, стали: его жена Хадиджа, его двоюродный брат Али Бен Абу-Талиб и Абу-Бакр ас-Сиддык. Первые мусульмане подвергались гонениям и пыткам. Однако всю свою жизнь Мухаммед посвятил распространению ислама. Он сделал все, что мог, чтобы найти сподвижников и укрепить их веру в единого Бога. В возрасте 63 лет Мухаммед заболел. Интересен рассказ о его духовной близости с дочерью Фатимой: «Его дочка Фатима, да будет доволен ей Аллах, ежедневно приходила и целовала отца. Он целовал её, и она садилась подле пророка. Грустная и печальная сидела однажды Фатима возле своего отца. Вдруг он прошептал ей что-то на ухо, и она стала громко плавать и рыдать. Через некоторое время он опять ей прошептал какие-то слова, от которых она стала смеяться и радоваться. Айша, да будет доволен ею Аллах. Спросила её позднее об этом случае и Фатима ответила: «Первый раз он сообщил мне, что скоро умрет, и я заплакала. Затем он поведал мне, что я первой из семьи последую за ним, и я засмеялась». Эта благородная дочь благородного человека скончалась в расцвете молодости. Чтобы последовать за своим отцом через шесть месяцев после того, как он отошел к Господу своему, оставив двух сыновей Хасана и Хусейна…» (Житие пророка Мухаммеда.-М.,1992.С.95.). Мухаммед окончил свой земной путь 8 июня 633 года.


4.Исламская картина мира.

Представления о мире мусульман даны в Коране. Коран (от арабского - «чтение», или «читать речитативом», «декламировать»)- главная священная книга мусульман, слово Аллаха, копия оригинала, хранимого на небесах. Другое название Корана- Свитки. Первые письменные версии Корана появились после смерти Мухаммеда, по указу халифа Омана, когда был создан сводный текст Корана. Канонизация Корана продолжалась до Х века.

Коран (по-арабски «аль-Куръан»)- это книга, в которой более 500 страниц. В Коране насчитывается 114 сур (глав), каждая глава состоит из аятов (стихов). Коран, который признают шииты имеет и 115 суру «два светила», которую не признают сунниты ( казахи относятся к мусульманам суннитского вероисповедания ханифитского толка). На русский язык Коран переведен академиком И.Ю.Крачковским (1883-1951) и профессором Г.С.Саблуковым (1804-1880).

О Коране и его передаче Мухаммеду говорится в мусульманских преданиях - хадисе, сунне, хабаре, и акбаре, а также в комментариях- тафсире.

Первая сура Корана «Аль – Фатиха» («Открывающая») имеет одну из главных молитв, которая похожа по значимости на христианскую молитву «Отче наш»: «Во имя аллаха милостивого, милосердного! Хвала - Аллаху, господу миров милостивому, милосердному, царю (или владыке) в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, кого ты облагодетельствовал, -не тех, которые находятся под гневом и не заблудших» (Л.И.Климович. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1988.С.148.)

Столпы ислама (основные положения):

-Первый столп: в мире есть только один Бог-Аллах. «Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед- посол Божий»- слова на знаменах воителей за дело ислама.

-Второй столп: истинный мусульманин должен совершать в день пять намазов.

-Третий столп: ежегодная уплата мусульманами «зякята» (русский перевод: «чистота», «очищение», «милостыня»). Поощряется Аллахом и «саадака»- добровольное пожертвование.

-четвертый столп: совершение паломничества в Мекку «теми, кто может найти дорогу туда»

-Пятый столп: соблюдение мусульманского поста в месяц рамадан ( с араб.-«сильная жара»).
Столпы веры.

(Вера- это бездоказательное признание истинности того или иного явления.)

1.Вера в аллаха.

2.Вера в его ангелов (главные из них: Джабраил, Микал, Израил и Исрафил).

3.Вера в Его книги.

4.Вера в посланников Аллаха. Их общее число-124 тыс. человек, но в Коране рассказывается о 30.

5.Вера в судный день.

6.Вера в предопределение.


5.Основные направления и течения современного ислама.

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол в УП веке был вызван появлением шиизма (“шия” по-арабски — группировка, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей - арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Спорный вопрос о том, кто должен быть халифом, главой мусульман,- потомок Мухаммеда или человек, избранный общиной, расколол мусульман. Те, кто настаивали, что законным халифом может быть только потомок Мухаммеда, стали назваться шиитами. Основателем движения считается Абдалла ибн Саба. Шииты укрепились в Иране и Ираке, и там движение широко распространилось как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн, дети Фатимы- дочери Мухаммеда, пали мучениками за веру. В память этого события шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников. Шииты отвергают Сунну, и отрицают выборность имамов.


Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда, имамами, могут быть только его сородичи-потомки, а “избранные” общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения: самым ранним движением, которое откололось от мусульман, стало движение хариджитов-от слова - «вышедший». Хариджиты убили Али, избрали собственного халифа из числа достойных людей. Сегодня сторонники хариджитов проживают, в основном, в Омане и Северной Африке. Одним из течений хариджитов считают течение азракитов ( по имени основателя), которое возникло в ХУП веке и отличается крайней нетерпимостью к иноверцам. Другим течением хариджитов стало течение ибадитов, возникшее в УП веке, отличающееся умеренностью взглядов. Третьим течением хариджитов стали суфриты (УП век), которые тоже были сторонниками умеренных взглядов и со временем слились с ибадитами.

В шиизме сегодня распространились различные течения, которые отличаются многими взглядами, господствующим из них стало течение, признающее одиннадцать законных имамов- потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель - махди. Движение так и стало называться - махдизм. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века стало там официальной государственной религией.


Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени ее основателя, жившего в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в избранность богом их имамов. Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.
От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов - секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества, провозглашали равенство всех мусульман. Секта карматов просуществовала до XI века.

Также от исмаилитов отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман.

Наконец, в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

Известны и другие направления шиизма: зейдизм (УШ век), имамиты (УП век), алавиты, али- илахи и др.

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунны-книги преданий о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда, тексты которой начали составлять примернов 1Х веке. Основателем суннизма считается Абу-л-Хасан Ашари. В VIII-IX вв. в суннизме возникло течение мутазилитов. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали “справедливость” бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом, за что их преследовали.
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре суннитских мазхаба или, как их еще называют, «школы закона»: ханафитский мазхаб (УШ век, основатель- Абу Ханиф), шафиитский мазхаб (1Х век, основатель -Мухаммад ибн Идрис), маликитский мазхаб (УЩ век, основатель-Малик ибн Анас) и ханбалитский мазхаб (1Х век, основатель- Ахмад ибн Ханбала) Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, однако, вражды между этими школами не было.

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение- суфизм. Название свое движение получило от названия плаща, накидки из грубой верблюжей шерсти ( “суфи” — грубая шерстяная ткань). Учение зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. Первые суфийские общины появились на территории Ирака. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством и отличались аскетическим мировоззрением. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и другие, чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: “Ху!”.

Внутри суфизма возникло течение, получившее название-мюридизм,от слова «мюрид»- «ищущий, стремящийся» или «ученик». Основной обряд- религиозный танец- зикр. ( Этот обряд много раз показывали по телевизору в период первой чеченской войны).

Одной из форм суфизма является и движение марабутов. Название состоит из слов, которые можно перевести как «живущие в рибате» ( рабате). Основу вероучения составляет культ святых и вера в «божественную благодать»- барака, которая исходит от суфиев или тех святых мест, где захоронены суфии.

В конце ХШ- начале Х1У века в Малой Азии возникло братство суфиев, получившее название- бекташи. Это синкретическое учение, отличающееся жестким соблюдением правил шариата, почитанием али, почитанием чисел-4, 12, 32.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово “тарикат” по-арабски- «путь»). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших “священную войну” против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу.
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище “Баб” (“врата” в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище “Бехаулла”, существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом ( бахаизмом). Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.
Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное — махдистское движение в Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя махди, то есть спасителем, мессией, призванным руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря.

Как видим, ислам тоже, как и христианство, имеет множество течений и направлений, что, вероятно, естественно; каждое новое поколение пытается привнести что-то свое в учение, сделать его понятным, современным.

Казахи принадлежат к мусульманам суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба.
Вопросы для повторения:

1.Что обозначает слово «ислам»?

2.Сколько стран мира приняли ислам в качестве государственной религии?

3.В скольких странах мира живут сторонники ислама?

4.Каково примерное число сторонников ислама?

5.В каком веке и где возник ислам?

6.Какая религия явилась источником ислама?

7.Каковы исторические условия возникновения ислама?

8.Какие культы существовали у арабских народов до принятия ислама?

9.Какие социально- экономические предпосылки приготовили появление ислама?

10.В каком году родился Мухаммед?

11.Какие чудеса связаны с рождением Мухаммеда?

12.В каком году Мухаммеду явился ангел Джабраил?

13.Назовите первых мусульман.

14.В чем особенность исламской картины мира?

15.Как переводится название главной книги мусульман - Корана?

16.Как структурно устроен Коран?

17.Каковы основные положения (столпы) ислама?

18.Назовите столпы веры мусульман.

19.Назовите основные направления ислама.

20.Назовите основные направления шиизма и суннизма.

21.В чем особенность суфийского мировоззрения?

22.К какому направлению ислама принадлежат казахи?

Литература.

1.Бондаренко Ю., Маканов Ж. Ислам. В 2-х тт. - Костанай. 2000.

2.Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: Высшая школа. 1988.

3.Дик П.Ф. Основы религиоведения. – Астана - Костанай. 2000.

4.Еремеев Д.И. Образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат. 1990.

5.Житие пророка Мухаммеда. – М., 1992.

6.Игнатенко А.А. В поисках счастья. – М., 1989.

7.Ислам : Дозволенное и запретное. - Алматы. 1994.

8.Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука. 1991.

9.Казахи. Историко-этнографическое исследование. – Алматы. 1995.

10.Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии.

–М.,1988.

11.Коран. Перевод с арабского И.Ю. Крачковского. – М.: Раритет. 1990.

12.Крывелев И.А.История религий. В 2-х тт. – М., 1975.

13.Лобазова О.Ф .Религиоведение. – М., 2002.

14.Мавлютов Р.Р. Ислам. - М.: Политиздат.1974.

15.Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. – М.: Рипол. 1995.

16.Настольная книга атеиста. – М.: Политиздат. 1978.

17.Нравстввенные портреты пророков. – М., 1993.

18.Рашид Ахмат. Свет Аллаха. – Алматы: Онер. 1994.

19.Религии мира: Пособие для учителя. – М,1994.

20.Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане. История, этничность, общество.

-Алматы. 1998.

21.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат. 1986.



22.Трофимов Я., Иванов В. Религии Казахстана. – Алматы. 1999.

23.Эрнст Карл В. Суфизм. – М.,2000.


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет