Литература: Климова Л. В. Художня культура. 10 клас. К.: Літера лтд, 2010. с. 60-64



жүктеу 47.15 Kb.
Дата07.07.2016
өлшемі47.15 Kb.
Тема 5: Стиль барокко в украинском искусстве (иконопись, портретная живопись, гравюра). Народная картина «Казак Мамай»

План

1. Иконопись.

2. Портретная живопись.

3. Народная картина.

4. Искусство гравюры.

Литература: Климова Л. В. Художня культура. 10 клас. - К.: Літера ЛТД, 2010. – с. 60-64.

Задание: 1. Составить краткий конспект к теме, ответить на вопросы - с. 64

2. Выполнить творческое задание (одно на выбор учащегося):

- Подготовить текстовую или иллюстрированную страницу для альбома: «Творчество украинских граверов эпохи барокко

- Создать компьютерную презентацию на тему: «Иконостасы Украины периода барокко», «Гравюра казацкого периода»

- Сравните репродукции народной картины «Казак Мамай» разных эпох.
Живопись. Искусство гравюры

Иконопись

Новые художественные принципы барокко постепенно распространялись в украинской иконописи. Своеобразное соединение иконописных традиций с художественными достижениями того времени наблюдалось в творчестве Ивана Рутковича и Иова Кондзелевича - величайших иконописцев казацкого периода.

Кисти И. Рутковича принадлежат иконостасы в селах Львовщины, а также иконостас церкви Рождества Христового в Жовкве. Некоторые иконы художника - «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Троица» - поражают чрезвычайной живописностью, декоративностью, глубокой человечностью образов. Придавая религиозным персонажам жизненных черт, художник стремился раскрыть реальную красоту человека.

Гениальный иконописец И. Кондзелевич - автор выдающейся памятки искусства: Богородчанского иконостаса (с. Манява Ивано-Франковской области), где византийские традиции органически переплелись с новыми тенденциями конца XVII ст., которые определяли эстетику украинского барокко.

В отличие от И. Рутковича, И. Кондзелевич являлся сторонником создания объемного образа. Творчество мастера дает основания утверждать, что он был тесно связан с киевской иконописной школой. Произведения И. Кондзелевича «Успение Богоматери», «Введение Христа» и другие поражают реалистичностью образов, высокодуховной красотой.

Выдающейся памяткой украинского барокко периода Гетманщины является иконостас Преображенской церкви в с. Большие Сорочинцы на Полтавщине, который отобразил лучшие достояния этого художественного стиля в украинской иконописи. Иконостас не только ошеломляет своими размерами и композицией, но и зачаровывает красотой и богатством обрамления. Его иконы представляют собой лучшие образцы барочной украинской живописи.

Чаще всего народные иконописцы обращались к образу Божьей Матери. На иконах казацкого периода Богоматерь, которую очень уважало казачество, изображена в национальной украинской одежде на фоне золоченого резного растительного орнамента. В нижней части этих икон - под покровом Богоматери - изображали представителей казацкой старшины, кошевых атаманов, гетманов. Образцом является сохраненная икона Покрова Богоматери из с. Дашки на Киевщине с изображением Богдана Хмельницкого.

Портретная живопись

Кроме традиционной религиозной живописи, с конца XVII ст. в Украине начала развиваться живопись светская, где ведущее место занимал жанр портрета.

Художественный язык воспроизведения портретного образа своеобразно переплетал идеи барокко и украинские национальные традиции, которым были присущи условность, определенная система символов.

Портретами царей, князей, гетманов украшали стены церквей и соборов. Так, в Успенском соборе Киево-Печерской лавры есть галерея портретов выдающихся лиц. Очень популярными были портреты славного гетмана Б. Хмельницкого.

Композиция портрета создавалась на основе четкой схемы. Для портретов большей части казацкой старшины и духовенства характерными являются традиционность позы, пышная одежда, декоративное драпирование тканей и одежды, наличие атрибутов, которые характеризуют персонаж,- жезл, распятие, книга, герб и др.

Со временем большой популярности приобрел парадный портрет, где внешняя характеристика образа имеет большое значение. Художники обратили внимание на обрамление одежды, ценность украшений и тканей, элегантность осанки. К выдающимся произведениям этого жанра принадлежат портреты В. Гамалии, С. Сулимы.



Народная картина

В Украине XVII-XVIII ст. много живописных произведений создавалось народными мастерами. Образы для этих произведений были взяты с устного народного творчества. Среди популярнейший образов - Казак Мамай (казак-бандурист). Казаков писали масляными красками на полотне, стенах, кафелях, сундуках, считая символическое изображение казака оберегом. В народной картине казак выступает не только как бандурист, а как человек, который больше всего ценит волю.

Элементы композиции народной картины «Казак Мамай» и предметы, которые окружают украинского рыцаря, не являются случайными и имеют определенную символику. Кобза, на которой он играет, является символом певучей украинской души, конь символизирует верность, коренастый дуб - силу характера. Копье с флажком и бутылка с рюмкой - вещи, связанные со смертью казака: копье вонзали на месте погребения воина, бутылку и рюмку клали в могилу. Итак, на картине они напоминают о быстротечности жизни и о казацкой судьбе, в которой гибель в бою с врагом была повседневной реальностью.

Искусство гравюры

Со второй половины XVII ст. искусство гравюры и книгопечатанье в Украине переживает новый этап развития. Этому оказывали содействие большие украинские типографии Киево-Печерской лавры, Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове, Ставропигийского братства во Львове. Черты барокко стали проявляться в оформлении книг, в которых гравюры приобрели сложную композицию и пышные декоративные формы.

Лучшими украинскими художниками-граверами XVII—XVIII ст. считались Илья, Александр и Леонтий Тарасевичи, Григорий Левицкий и др.

Имя мастера Ильи хорошо известно в истории украинской гравюры начала XVII ст, к его произведениям принадлежат около пятисот высокохудожественных гравюр. Художник создал иллюстрации к Апостолу, Библии, Большому требнику Петра Могилы и др. С творчеством Ильи связаны высочайшие достижения украинской ксилографии XVII ст. Его творчество сыграло определенную роль в утверждении в украинском искусстве новых художественных жанров - пейзажного, батального, портретного.

Большое внимание украинские мастера графического искусства уделяли внешнему виду книги. Существовали традиции оформления титульной страницы. Во многих книгах («Апостол», «Псалтырь» Киево-Печерской лавры) она изображалась в виде архитектурного портала. В некоторых книгах изображения вписывали в медальоны, которые располагались среди декора из листвы и ветвей. Текст книги украшался заставками, начальными буквами, концовками, рамками и другими декоративными элементами. Характерным было также размещение гравюр.

Лучшими образцами книжной гравюры считаются работы Л. Тарасевича из «Киево-Печерского патерика». Он насыщал книгу зарисовками местных бытовых и культовых сцен, изображениями церковной и светской архитектуры, видами берегов Днепра.



Высокий художественный уровень украинских старопечатных книг стал образцом для дальнейшего развития украинского печатного и графического искусства следующих столетий.


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет