Литература справочно-библиографическое пособие Н. Новгород 2015



бет1/3
Дата20.06.2016
өлшемі487 Kb.
#149795
түріЛитература
  1   2   3



Центральная районная библиотека

им. А.С. Пушкина

Тел. 274-28-47

pushkinas1@yandex.ru

www.pushkinnnov.narod.ru

http://vkontakte.ru/id97657918

http://pushkinbibl.livejournal.com/

Муниципальное казенное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система» Московского района

Центральная районная библиотека им. А.С. Пушкина

Информационно-библиографический отдел

ФРАНЦУЗСКАЯ

ЛИТЕРАТУРА




Справочно-библиографическое пособие

Н. Новгород

2015

Французская литература : справ.-библиогр. указ. : [12+] / Информационно-библиографический отдел ; сост. Е.Н. Корнилова ; рек. список лит., указ. писателей и ред. Е.Н. Угланова ; тех. ред. А.Н. Шестернина. – Н. Новгород : МКУК ЦБС Московского района : ЦРБ им. Пушкина, 2015.



От составителя

В Год литературы (2015 г.) ЦРБ им. А.С. Пушкина раскрывает свои фонды для широкого круга читателей и представляет их вниманию справочно-библиографическое пособие, посвященное французской литературе.

На разных этапах развития во Французской литературе возникали произведения большой идейной и художественной ценности, получавшие резонанс далеко за пределами Франции. Основные жанры литературы сформировались во Франции раньше, чем в других странах; на протяжении ряда столетий французский язык был языком международного литературного общения, а Французская литература – источником новых веяний, литературных течений и форм, приобретавших важное значение для литератур других стран.

Французская литература – одна из величайших литератур мира. Приняв эстафету от античной литературы, она начала самостоятельное существование в средние века и продолжает сохранять свое высокое предназначение спустя столетия в совершенно изменившейся обстановке наших дней. Для русских читателей это одна из наиболее освоенных литератур. Достаточно прочные русско-французские литературные связи установились еще в 18 в., а с 19 в. они стали неотъемлемой частью культур двух стран, взаимно обогащающихся в этом взаимодействии и взаимоотражении эстетически и духовно.

Пособие состоит из шести разделов и списка литературы, в комплексе представляющих читателю библиографические, текстовые и справочные материалы. Каждый раздел может быть использован как самостоятельный блок материалов, подкрепленный библиографической информацией.

Библиографическая часть включает в себя рекомендательный список литературы (книги и периодические издания из фонда ЦРБ им. А.С. Пушкина), интернет ресурсы литературоведческой направленности и указатель французских писателей.

Данное информационное пособие призвано помочь разобраться в истории развития французской литературы и ее влиянии на мировую литературу. Пособие написано в доступной форме, любой желающий сможет его понять и разобраться в различных направлениях французской литературы.

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – старейшая и одна из богатейших литератур Европы. На протяжении всего своего развития отличалась тесной взаимосвязью с обществом и историческим процессом. Многие французские писатели были также историками (Вольтер, Мишле, Ренан) и политическими мыслителями (Монтескьё, Руссо, Токвилль). Кроме того, французская литература была всегда близка к философии: от Декарта и Паскаля до Сартра и Камю. По сравнению с другими европейскими литературами очевидно глубокое взаимопроникновение с другими искусствами. В развитии французской литературы можно выделить несколько периодов. На каждом остановимся подробно.


РЕНЕ ДЕКАРТ




БЛЕЗ ПАСКАЛЬ




Раздел 1

Литература Средневековья.

Средневековая французская литература – литература традиционалистского типа. Для ее поэтики характерны устойчивые клише – топосы (или типы), комбинации которых создавали поэтическую традицию – героико-эпическую, лирическую, житийную и т.д. Совокупность таких традиций образует средневековую французскую литературу. Поэтические новшества, какими были в 12 в. роман, а в 13 в. – театр, долгое время сосуществовали с формами, уже сложившимися в традиции за десятки и сотни лет до них. Во французской науке хронологическими границами Средневековья традиционно считаются падение Западной Римской империи (476 г.) и взятие турками Константинополя (1453 г.). Первым памятником старофранцузского языка являются «Страсбургские клятвы» (842 г.), подготовленные для Верденского договора о разделе империи Карла Великого между его сыновьями. Первые литературные памятники – стихотворные «Кантилена о св. Евлалии» (ок. 880 г.), «Житие св. Леодегария» (ок. 900 г.), «Страсти Христовы» (кон. 10 в.) – восходят к латинским источникам.

Развитие ранних средневековых литературных форм определяется усвоением традиций ученой латинской словесности. Выделяют архаический период (кон. 9 – кон. 11 в.), отличительной чертой которого является небольшое число сохранившихся текстов. Произведения этого периода создавались в церквях, ориентируясь на латинский канон, и выполняли четко очерченные функции. Античная топика и реминисценции накладывались на библейские, составлявшие основу образности. Довольно рано, вследствие особой популярности, стали пересказываться по-французски жития святых («Житие св. Алексея», ок. 1040). Уже в 8 в. сложился жанр видения, который во времена Карла Великого могли использовать в политических целях воздействия на правителей, – пугая их рассказами о загробных муках. Фольклорная традиция воплотилась в жанрах баллады, пастурели, прениях («прения зимы с летом»), песнях несчастной в замужестве и ткацких песнях.

Период примерно с сер. 11 до нач. 14 вв. определяется существованием эпической поэзии. Эпические поэмы, песни о битвах и деяниях воинов, объединяются в циклы – жесты. Самая известная из героических эпопей этого времени – «Песнь о Роланде», в которой воспевается воинская доблесть в противостоянии сарацинам и вассальная преданность одного из военачальников Карла Великого. Ранний французский эпос сохранился и был в основном записан в жонглерской среде. Жонглеры, профессиональные певцы, разносили песни знаменитых трубадуров (таких, как Джауфре Рюдель, Бертран де Борн, Бернарт де Вентадорн) по феодальным дворам. Трубадуры слагали свои сочинения на

народном языке юга Франции, получившем название «провансальского». «Первым трубадуром» считается Гильом IX, герцог Аквитанский (1071–1127 гг.), однако чаще всего трубадурами, несмотря на светский характер их лирики, становились клирики.

Поэзия трубадуров культивировалась при дворах знатных южнофранцузских (а немного позже итальянских, испанских, португальских) сеньоров на протяжении сравнительно короткого периода (кон. 11 – кон. 13 вв.). Источниками лирики трубадуров послужили в первую очередь поэзия Овидия и «Песнь Песней».

К середине 12 в. опыт юга перенимают поэты севера Франции – труверы (до нас дошли имена Конона де Бетюна, Гаса Брюле, Тибо Шампанского, Блонделя де Неля, Марии Французской).

С лирикой труверов в поэзию пришла рифма, возникли новые поэтические формы. Кроме того, у труверов особое значение приобрели пастурель и реверди (песнь о весне). Поэзия трубадуров и труверов связана с куртуазной культурой, в которой идеалы сословной чести и доблести воплощались в культе «хороших манер», вассального служения даме. Однако куртуазные поэты воспевали в своих канцонах не только любовь и дам. Они посвящали пламенные сирвенты злободневным вопросам политики и морали, высмеивали своих политических и религиозных противников, проповедовали крестовые походы, прославляли доблесть и щедрость своих покровителей и друзей, оплакивали их смерть. Тенсона была особым жанром поэтического спора-состязания между трубадурами. В возникших в 12 в. ле, стихотворных повестях, среди претендующих на подлинность событий возникают фантастические мотивы, кельтские мифологические мотивы. Знаменитым автором ле была Мария Французская («Ле о жимолости»; « Ле о Ионек»).

На 12–13 вв. приходится расцвет творчества голиардов (вагантов), бродячих актеров из странствующих школяров и клириков, участвовавших в комических представлениях, сочинявших стихи на латинском языке и исполнявших непристойные песенки. Роман стал важнейшим поэтическим новшеством 12 в. Романом в это время зовется «сочинение на романском языке» (в противовес латыни). Первые романы были переработкой античного материала («Роман об Александре», «Роман о Фивах», «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора). Наиболее популярными были романы «бретонского цикла» («Круглого стола»), основанные на «Артуровской легенде», и романы о Тристане и Изольде. ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА

В куртуазной лирике и куртуазном рыцарском романе появляются зачатки авторского самосознания в анонимной в целом литературе Средневековья. Роман создавался как жанр письменный, авторский, в нем не было установки на изображение действительно произошедших событий.

С развитием городской литературы связано возникновение первой «ветви» ренардии, животного эпоса. Ренардия, серия «ветвей», поэм, объединенных трикстером-плутом лисом Ренаром, была пародией на эпос и рыцарский роман.

Следующий период (середина 12 – нач. 15 вв.) определяется существованием древнейших форм чисто письменной словесности на французском языке. До начала 13 в. стихотворными являются все без исключения поэтические формы на народном языке. С середины 13 в. происходит окончательное отделение поэзии от музыки и появляется функциональная дифференциация текстов. К концу 13 в. поэзия начинает восприниматься как нечто самостоятельное, опирающееся не на внешнюю реальность, а на собственную традицию. Эти процессы воплотились в деятельности Гийома де Машо (ок. 1300–1377 гг.), создавшего первую поэтику на французском языке («Пролог»).

Переломным в истории французской прозы стало первое десятилетие 13 в., когда не только увеличилось число прозаических переводов с латинского языка, но и появились первые французские прозаические романы – переложения существовавших к тому времени стихотворных романов. Средневековая проза соотносится с высоким стилем. В то же время латынь, выполняя все более специальные функции, почти прекращает свое существование в качестве литературного языка.

В 12 в. литургическая драма, наиболее ранний жанр средневековой драмы, начинает исполняться на народном языке. Она стала источником для комического театра и основой для развития мистерий. В мистерии, жанре позднего Средневековья (14–16 вв.), городской культуры, вместо актеров участвовали горожане – иногда сотни человек. Самые известные авторы мистерий – А. Гребан и Ж. Мишель. В миракле, в отличие от мистерии, инсценирующей библейские сюжеты, материалом для представлений были жития и примеры. Одним из первых мираклей была «Игра о св. Николае» Жана Боделя. Особенно популярны были миракли, построенные на чудесном вмешательстве в земные дела Девы Марии.

К концу 13 в. большая куртуазная песнь произвела на свет жанр «дурацкой песни». Создавались разнообразные «пародии» на куртуазные ле, молитвы, литургическую поэзию.



Раздел 2

Литература Возрождения.

Возникновение ренессансного движения во Франции обычно связывают с итальянскими походами Карла VIII, которые открыли для французов культуру соседей, с религиозной Реформацией, укреплением королевской власти и с набирающим силу городским, буржуазным населением. Сначала гуманизм находил воплощение в «евангелизме», попытке воссоздания христианства начала эры, возвращения к неискаженному схоластическими толкованиями тексту Священного писания. Расцвет ренессансного движения приходится на годы царствования Франциска I (1515–1547 гг.). Король, получивший прозвище «отца изящной словесности», основал «Коллеж де Франс», учебное заведение нового типа, где преподавали ученые-гуманисты.

С эпохой Возрождения связан расцвет короткой прозаической формы – новеллы, сложившейся под непосредственным влиянием итальянских образцов и французской традиции (фаблио). При дворе бургундского герцога Филиппа Доброго был создан анонимный сборник  «Сто новых новелл», явно опирающийся на опыт «Декамерона» Д. Боккаччо.

В «Гаргантюа и Пантагрюэле»  Ф. Рабле высокие прозаические жанры подвергаются пародийному осмыслению. Существуют две основных интерпретации произведения Рабле: как порождения «народной смеховой культуры» (М.М. Бахтин) и как творения писателя-гуманиста, – сочетание которых дает целостное представление о нем. У Рабле исчезает конфликт индивидуального чувства и социального долга, характерный для средневекового романа. К концу первой половине 16 в. проза смещается в литературной иерархии вниз и надолго уступает первенство поэзии.

Предвестниками формальных экспериментов поэтов Возрождения и наследниками опыта школы Машо стали «великие риторики», расцвет творчества которых приходится на вт. пол. 15 – нач. 16 в. Идеологом школы был Ж. Шатлен (ок. 1410–1475 гг.), который утверждал приоритет формы над содержанием. Наиболее яркие представители направления пытались проникнуть в потаенные пласты языка, оставаясь, однако, в рамках средневековых поэтических форм. В их представлениях поэзия становится ремеслом, а их сочинения рассматриваются как один из первых опытов придворной поэзии.

Французский театр 16 в. сочетал в себе как бы два театра: один – народный, типично средневековый, площадной, другой – гуманистический, культивировавшийся в коллежах и при дворе.

Важнейшая фигура рубежа веков – протестантский мыслитель и писатель Т.А. д`Обинье (1552–1630 гг.). Его любовная лирика пронизана военной образностью, а в эпическом цикле «Трагические поэмы» -

картины гражданской войны сочетаются с визионерскими фрагментами, окрашенными апокалиптическими настроениями. Открытия «трагического гуманизма» воплотились в поэтике барокко, расцвет которой приходится во французской литературе на кон. 16 – начало 17 вв.

Раздел 3

«Классический век».

Начало «Классического века» знаменуется тремя событиями: оглашением Нантского эдикта, коронацией Генриха IV в 1598 г. и открытием первого профессионального театра в Париже. «Классический век», растянувшийся в истории французской культуры на два столетия, характеризуется соседством барочных и классицистических традиций на раннем этапе, господством классицизма в царствование Людовика XIV, деятельностью энциклопедистов и философов эпохи Просвещения в 18 в. – вплоть до Великой французской революции.

К концу 16 в. трагедия вытесняет мистерии со сцен театров. Основой сюжетов барочного театра А. Арди, ведущего драматурга 1610– 20-х гг., была древняя история и мифология. Среди написанных им в разных жанрах пьес (всего около 700) особенный успех имели трагикомедии. Однако лидирующее положение в литературе театр занял позже – с созданием Французской академии и утверждением эстетики классицизма; первая половина 17 в. знаменуется также расцветом поэзии (М.А. Сент-Аман, А. Годо, Ж.Ф. Сазарен), Светские салоны, ставшие важнейшим фактом литературной жизни 17 в., устанавливающие литературную моду и определяющие стиль культурного общения, способствовали успеху поэтического творчества В. де Вуатюра.

Светские салоны повлияли на становление прециозной культуры, культуры утонченного светского досуга, предполагающей особые свойства сердца и ума, благородные манеры. В прециозности старались соединить традиции куртуазной культуры с современным хорошим вкусом. Прециозной литературной школы не существовало, но прециознисты установили в придворной, дворянской и даже буржуазной среде моду на чтение романов (самый известный – пасторальный роман О. д`Юрфе «Астрея»), романических трагедий П. Корнеля и Ф. Кино. Прециозные произведения отличались изощренным остроумием; причем предпочитались жанры, приспособленные для исполнения в светских салонах, – письма, диалоги, короткие эпиграммы, мадригалы.

Классицизм во Франции – чрезвычайно влиятельное художественное направление. Он уходит корнями в эпоху Возрождения, определяет культурный облик 17 в. и продолжает свое развитие в эпоху

Просвещения – вплоть до первых десятилетий 19 в. «Эпохой классицизма» считают 17 в.

Французскую литературу этого времени оценивают чрезвычайно высоко, признавая ее значение для становления немецкой, английской и других европейских литератур. Главными предтечами новой эстетики были философия Р. Декарта (1596–1650 гг.) и драматургия П. Корнеля (1606–1684 гг.).

К
МОЛЬЕР в роли Цезаря.

лассицистический театр основывается на традициях Ренессанса и полемизирует с ними, создавая собственную, нормативную эстетику. Наиболее влиятельным эстетическим манифестом направления стала поэма  Никола Буало  «Поэтическое искусство», в которой жанры классифицируются в соответствии со специфической тематикой, стилем, системой персонажей, делятся на высокие (эпопея, трагедия, ода) и низкие (комедия, сатира, басня). Важнейшим законом классицизма объявляется закон художественного правдоподобия, замещающего частную правду. Основы классицизма формулировались также в работах Ф. д`Обиньяка, П. Корнеля, Ж.Б. Мольера, Ж. Расина. Первой «правильной» классицистической трагедией считается «Софонисба»  Ж. де Мере. Расцвет классицистической трагедии связан с творчеством Ж. Расина. Если в трагедиях Корнеля, борьба в душе героев происходит в основном в форме столкновения гражданского долга и личного чувства и обычно заканчивается победой разума, то в пьесах Расина любовная страсть, как правило, держит верх над моральными обязательствами.



НИКОЛА БУАЛО-ДЕПРЕО

Классическую французскую комедию создал Ж.-Б. Мольер (1622–1673 гг.). Успех к нему пришел с постановкой «Смешных жеманниц»,  однако подлинное его достижение – создание жанра «высокой комедии». Известнейшие пьесы Мольера («Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», и др.) написаны также в новаторском жанре комедии-балета. Опираясь на традиции фарса и итальянской комедии дель арте, он создал новый тип пьес, непохожий на пьесы Корнеля или Расина, но соответствующий классицистическому идеалу (поучать, развлекая).

В 1660-е гг.в прозе происходит поворот от большого героического романа к романизированной новелле; с другой стороны, роман начинает пониматься как история в частных, «человеческих» аспектах. С этими процессами связана популярность жанров писем и мемуаров обращением к опыту Монтеня знаменуется творчество моралистов, которые анализировали нравственно-психологическую природу человека в жанрах максим, афоризмов, эссе и писем.  Ж. де Лафонтен (1621–1695 гг.) возродил жанр басни, а также создал целую систему повествовательных жанров (от басни, новеллы, до поэмы, повести-сказки). Обращение к «низким» жанрам (басня, сказка), интерес к фольклору и активное использование мотивов и сюжетов литературы Возрождения дают основание считать творчество Лафонтена особым явлением в классицизме 17 в.

Ш. Перро (1628–1703 гг.), опираясь на идею прогресса, провоцирует литературно-эстетическую дискуссию – «спор о древних и новых». В поэме «Век Людовика Великого»  обосновываются преимущества современной цивилизации (воплощенной в достижениях французов) перед античной. Писатель утверждал, что «наш век в некотором роде достиг вершины совершенства», – подвергая, таким образом, сомнению прежние авторитеты. Принцип авторитета в политике, религии, науке и в сфере морали был оспорен учеными и мыслителями конца 17 в. Со смертью великих творцов классицизма произошла стагнация «высших» его жанров: трагедии, поэмы и комедии. В 1630-е появляются первые французские периодические издания «Газетт де Франс», «Меркюр де Франс», публиковавшие новости двора и небольшие стихотворные произведения. В свет выходят: «Журналь де саван», первый в Европе научно-литературный журнал, а также литературные журналы «Библиотэк универсель э историк» и «Библиотэк шуази».

Раздел 4

Век философов.

В 1690-х гг. роман начинает испытывать влияние новой эстетики – рококо. Основная жанровая коллизия романа рококо заключается в столкновении «романических представлений» с «естественными» потребностями человека, с одной стороны, и с нормами общества, с другой. Романы А.-Р. Лесажа восходят к плутовскому роману 17 в. В них преодолеваются элементы гротеска, характер героя эволюционирует, а счастливый конец истории предвосхищает просветительский роман. К середине 18 в. противостояние комического и психологического романов оборачивается их взаимодействием в творчестве А.Ф. Прево и П. Мариво. Поэтика рококо повлияла на прозу эпохи Просвещения (повести Монтескьё, Вольтера, Д. Дидро).

Традиции французского театра 17 в. (драматургия Мольера) продолжали Ж.Ф. Реньяр, Ф.-К. Данкур, А.Р. Лесаж. Однако особой популярностью пользовались пьесы Мариво.

Наиболее значительным произведением 18 в. считается «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел…», в создании которой приняли участие такие просветители, как Монтескьё, Вольтер, Ж.Л. Даламбер, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах, Ж.Л. Бюффон, Руссо. Первым выдающимся политическим мыслителем 18 века стал Ш.Л. Монтескьё. В его философском эпистолярном романе «Персидские письма»,  Франция увидена глазами странствующего перса, которому политическое и социальное устройство страны кажется абсурдным. Поиску идеального государственного строя посвящен трактат Монтескьё «О духе законов».

В 18 в. повесть становится наиболее популярным повествовательным жанром. Вслед за романом Монтескьё она также обретает философское содержание, развитие сюжета в ней определяется логикой философских положений. Произведения Д. Дидро продолжают традицию использования восточного антуража для воссоздания нравов французского общества. В прозаических сочинениях Дидро велика роль диалога. Дидро создал новую концепцию драматического искусства: его главным проявлением он считал мещанскую драму. Просветитель призывал выводить на сцену такого героя, которому зритель мог бы подражать в обыденной жизни. Жанр получил развитие в творчестве П.-О. К. де Бомарше (1732–1799 гг.). Наиболее известные пьесы Бомарше («Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро») относят к комедии нравов. Вольтер (1694–1778 гг.) использовал в драматургии классицистическую форму, преобразовав ее под влиянием Шекспира. В его пьесы вложена просветительская идеология, направленная, в частности, против религиозного фанатизма. Именно различие взглядов на

современный театр, высказанное в «Письме Даламберу о зрелищах»  Ж.-Ж. Руссо (1712–1778 гг.) стало причиной разрыва между автором и просветителями. Руссо полагал, что театр должен быть национальным и народным. В самом начале своего творчества Руссо отвергает идею прогресса, по его мнению, расцвету наук и искусств соответствует развращенное состояние общества, а цивилизация встает на пути природной добродетели «естественного человека», «благородного дикаря». Концепция «естественного человека» стала предметом спора Руссо и Вольтера, державшихся полярных мнений. Вольтер утверждал, что «естественное» начало в человеке – основа современных социальных бедствий. Эти позиции воплощают два главных направления французской мысли эпохи Просвещения: рационализма и сентиментализма. Сентименталисты в своем творчестве особенно внимательны к природе (ее внешнему облику и процессам, происходящим в ней) и эмоциональной жизни человека.

Возвышенное начало, доминирующее в практике классицизма, сменяется категорией трогательного. Наиболее крупные французские сентименталисты 18 в. – Ж. Бернарден де Сент-Пьер и А.П. Шенье. Эти писатели предвосхищают романтизм, а сам Руссо считается предшественником романтического движения.

В 18 веке - веке появления общественного мнения, интенсивно развивается периодическая печать, в которой уделяется большое внимание вопросам литературы и философии.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет