Любовь Анатольевна Новикова маоу дод «Центральная детская музыкальная школа №1»



Дата08.07.2016
өлшемі217.23 Kb.
#185218
Любовь Анатольевна Новикова

МАОУ ДОД «Центральная детская музыкальная школа №1» г.Кемерово

Этапы и проблемы становления баяно-аккордеонной педагогики в России

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе прослежен процесс становления баянной (аккордеонной) педагогики как оформившейся самостоятельной области музыкальной педагогики.

К настоящему времени в распоряжении педагогов-баянистов (аккордеонистов) и баянистов-исполнителей накопилось такое большое количество публикаций, что представляется необходимым обсу­дить вопрос о становлении баянно-аккордеонной педагогики как самостоя­тельной теоретической и практической области музыкальной педагогики. Первые печатные отечественные издания появились в самом конце 20-х гг. XX в. Массовый интерес к баяну и аккордеону как быто­вым инструментам породил тогда ряд «Самоучителей» и «Школ», а создание кафедры народных инструментов при ин­ституте им. Гнесиных положило начало формированию системы высшего баянно-аккордеонного образования, академической школы баяни­стов-аккордеонистов - исполнителей и, соответственно необходимости подготовки педагогических кадров соответствующего уровня. Автор берет на себя смелость хотя бы в пер­вом приближении проследить данный процесс.

1. Предварительные замечания

Словосочетания «фортепианная педагогика», «скрипичная педагогика» как разделы музыкальной педагогики восприни­маются как нечто устоявшееся, само собой разумеющееся. Аналогичное им словосочетание «баянная или аккордеонная педагогика» пока встречается редко и до сих пор, насколько нам известно, специ­ально не обсуждалось. Между тем накопившийся материал за­служивает осмысления.

Если фортепианная, скрипичная, виолончельная педагоги­ка своими корнями уходит в далекое прошлое, то баянно-аккордеонная педа­гогика начала формироваться всего несколько десятилетий на­зад. Следует пояснить, что имеется в виду. В недавно вышед­шем в свет учебном пособии М. И. Имханицкого «История ба­янного и аккордеонного искусства» [23] проводится достаточно четкая грань между любительским, самодеятельным бытовани­ем гармоний разного типа, получивших чрезвычайно широкое распространение в 1920-30-х гг. в Советском Союзе, и возник­новением сначала камерного, а затем и камерно-академического баянного и аккордеонного исполнительства. В отличие от бы­тового, самодеятельного искусства игры на гармони, академи­ческое исполнительство на баяне (аккордеоне) требует основа­тельного долгосрочного профессионального образования.

Можно говорить о двух формах музыкального образова­ния: непосредственной и опосредованной.

При непосредственной форме опыт мастера-исполнителя воспринимается его последователем-учеником через постоян­ный контакт. Ученик видит и слышит, как играет маэстро, пере­нимая его технику, его понимание того или иного произведения. Талантливый ученик рано или поздно «отрывается» от прямого копирования творчества предшественника и обретает собствен­ный «почерк». Так формировались исполнители испокон веков.

Есть другой способ непосредственной формы обучения: контакт ученика не с исполнителем, а с педагогом, который опять-таки прямо и долгосрочно контактирует с учеником, при­общая его к мастерству исполнения. В этом случае значительно большую роль в формировании начинающего музыканта играет деятельность педагога, организующего учебный процесс. Исто­рия музыкальной педагогики знает сотни талантливых педаго­гов, воспитавших известных исполнителей, но (!) не оставив­ших ни строчки о тайнах своего педагогического опыта.

Таким образом, непосредственная форма образования музыканта, будь в ней активной стороной ученик, учитель или они оба, при всей своей привлекательности остается недос­тупной для тех, с кем нет непосредственного контакта. В луч­шем случае ученики со временем расскажут о мастерстве своих предшественников, а еще лучше - опишут их опыт.

Не случайно на смену (а точнее - в дополнение!) только непосредственному контакту «мэтр - последователь», «учитель - ученик» рано или поздно приходит опосредованная форма образования - создание работ, позволяющих описать процесс обучения. Изучая их, читатель получает доступ к мыслям и практике тех, с кем он никогда (или почти никогда) не встречал­ся непосредственно или просто не мог встретиться, так как текст создан несколько столетий или десятилетий назад, и его автора уже нет в живых.

Основу основ всей педагогики, в том числе музыкальной, а значит, и баянно-аккордеонной, как науки составляет именно совокупность текстов, образующих фундамент педагогической теории и практики. Поэтому представление о становлении баянно-аккордеонной педагогики мы попытаемся дать, опираясь на публикации в их хронологической последовательности. Бесспорно, обзор публикаций, сделанный нами, нельзя считать абсолютно полным. Вероятно, многое ускользнуло от внимания. Для нас было важно проследить, во-первых, последовательность процесса оформления собственно баянно-аккордеонной педагогики как самостоятельной ветви музыкальной педагогики; во-вторых, хотя бы в первом приближении очертить проблематику, составляющую в совокупности предмет баянно-аккордеонной педагогики. В этом, втором аспекте очень важно было бы понять глубокую связь баянно-аккордеонной педагоги­ки с органной, фортепианной и струнно-смычковой педагоги­кой, на базе которых она формировалась, а вме­сте с тем, то особенное, что отличает все эти направления.

2. От «Школ» и «Самоучителей» до «Истории баянного и аккордеонного искусства».

«Первыми ласточками» в баянной (аккордеонной) педагогике в советское время стали «Самоучители», «Руководства» и «Школы», ориен­тированные либо на самостоятельное освоение инструмента, либо на руководство самодеятельным творчеством любителей народной музыки в кружках, клубах, дворцах культуры. Эти методические материалы адресовались людям, незнакомым или почти незнакомым с нотной грамотой, теорией музыки, т. е. на­чинающим почти с нуля. Таковы: «Самоучитель игры на баяне» А. П. Басурманова и Н. Я. Чайкина (1956г.), выдержавший большое число переизданий вплоть до 1972г. В нем был ряд уроков, включающих элементы теории и практические советы к исполнению несложных предлагаемых переложений народных песен и танцев (их около 60).

В 1957г. вышли в свет «Начальный курс игры на баяне» А. Иванова, «Самоучитель игры на баяне» Н. Речменского, «Школа игры на баяне» А. Е. Онегина, переиздававшаяся мно­гократно до 1972г.

Таким образом, началом письменной традиции в облас­ти баянной и аккордеонной педагогики можно считать вторую половину 50-х гг. XX в.

В 60-е гг. XX в. появляются работы, адресованные препо­давателям средних специальных учебных заведений. Такова «Методика преподавания игры на баяне» И. Д. Алексеева (1960), переизданная в 1961т. для слепых. В этой работе появи­лись такие разделы как «Происхождение и развитие баяна», «Основные принципы обучения игре на баяне», «Организация работы педагога в классе», «Развитие технических средств му­зыкального воспитания».

В 1962г. было издано пособие «Пятипальцевая аппликату­ра на баяне (правая клавиатура)» А. И. Полетаева. В нем приве­дены варианты пятипальцевой аппликатуры для мажорных, ми­норных гамм, а также арпеджио с целью развития большого пальца.

В 1962г. появляется «Самоучитель игры на аккордеоне» А. М. Мирека, а также его «Школа игры на аккордеоне», пере­издававшиеся вплоть до 1975г. издательствами «Музгиз» и «Советский композитор». Позднее (1967г.) он издает книгу «Из истории баяна и аккордеона».

Начиная с 1963г. складывается ленинградская школа ба­янной педагогики. У ее истоков - «Основы игры на баяне» П. И. Говорушко (1963); его же «Школа игры на баяне», вы­державшая 6 переизданий (до 1974г.), «Начальный курс игры на баяне» (1988) и ряд других работ. П. И. Говорушко в своих публикациях продвигается от обучения начинающих к художест­венному исполнению, в том числе обсуждению репертуара.

К числу работ, адресованных профессионалам в эти годы, относятся «Техника упражнений для баяна» В. А. Демченко (1967). Он рассматривает мелкую пальцевую технику, интерва­лы и аккорды, построенные на гаммах и арпеджио, сложные приемы игры (скачки, мелизмы, репетиции, тремоло и др.).

В самом конце 60-х гг. появляется «Самоучитель игры на баяне» О. Ф. Агафонова, П. П. Лондонова, Ю. В. Соловьева (1969), в котором элементы музыкальной грамоты сочетаются с методикой освоения игры, упражнениями для правой и левой руки на различные виды техники; приведено около 100 перело­жений для баяна музыки отечественных композиторов и народ­ных песен и танцев. Этот «Самоучитель» является переходной ступенью к подготовке профессионалов и не случайно много раз переиздается вплоть до 1978г.

Главным событием в становлении баянной педагогики на­чала 1970-х гг. следует считать «рождение» сборника статей «Баян и баянисты» (издательство «Советский композитор») — трибуны педагогов института им. Гнесиных (Вып. 1-7, 1970-1987). В отличие от «Школ» и «Самоучителей», ориентирован­ных в основном на начальную ступень обучения, т. е. движение «вширь», авторы статей, публикуемых в этом сборнике, обра­щаются к отдельным, наиболее важным, проблемам вузовского образования, т. е. движению «вглубь».

Одним из инициаторов и постоянным редактором этого сборника становится Ю. Т. Акимов. Среди постоянных авторов следует отметить Б. Егорова, П. Гвоздева, В. Семенова, Л. Колесова, Ф. Липса и др.

Остановимся лишь на двух статьях из сборника «Баян и баянисты», непосредственно или опосредованно относящихся к теме «Художественно-техническая подготовка баяниста».

Статья Б. Егорова «К вопросу о систематизации баянных штрихов» посвящена проблеме звукоизвлече­ния - центральной в деятельности музыканта любой специали­зации. Вместе с тем, каждый инструмент обладает неповтори­мыми особенностями конструкции и потому требует владения звукоизвлечением именно на нем. Автор статьи - признанный авторитет баянной педагогики, - подчеркивает главную цель исполнителя - создание художественного образа. Вместе с тем он отмечает широко распространенную тенденцию недооценки работы над звуком. Он детально разбирает основные свойства звука - высоту, громкость, тембр - и их особенности примени­тельно к баяну. Он отмечает относительно большую протя­женность звука баяна по сравнению с фортепиано, арфой и возможность контролировать основные фазы формирования звука: атаку, стационарную часть, окончание. Он вводит собственную графическую систему обозначения характера звукоизвлечения на баяне (в терминологии органиста И. Браудо - «артикуляции»).

Опираясь на опыт предшественников (П. Гвоздева, Н. Ризоля, В. Пухновского), Б. М. Егоров рассматривает три основ­ных вида артикуляции на баяне: меховую, пальцевую и комби­нированную, вводя для каждой из них условные графические обозначения.

Сделав обзор понятия «штрихи», постоянно встречаю­щегося в музыкально-педагогической литературе, но примени­тельно к разным инструментам наполняемого неоднозначным смыслом, Б. М. Егоров дает свое определение этого понятия: «Штрихи - это характерные формы звуков, получаемые соот­ветствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно-смыслового содержания музыкального произве­дения»

Далее в статье рассматриваются основные графические знаки, общие для всех инструментов и особенные для баяна (аккордеона), с пояснениями о специфике звукоизвлечения на баяне. Все при­веденные знаки подразделены на простые и комбинированные

Завершается статья «Таблицей основных штрихов-приемов», в которой сосуществуют: «Общая характеристика звуковой цели - результата», графическое обозначение штриха (схематичное), итальянский термин, соответствующий особен­ностям звучания, условная форма звука-штриха (с использова­нием ранее введенных графических знаков), наиболее типич­ный артикуляционный прием исполнения и, наконец, «Пример из музыкально-художественной литературы».

Статья Б. М. Егорова опубликована более двадцати лет на­зад, но ее значение для художественно-технической подготовки баянистов-профессионалов непреходяще, хотя освоение прак­тической части ее содержания и сегодня требует кропотливой работы с инструментом в руках.

Вторая статья, опубликованная в том же 6-м выпуске сборника статей «Баян и баянисты», написана Ф. Липсом и по­священа творчеству Владислава Золотарева[33, с. 27-68].

Если Б. М. Егоров все внимание уделяет процессу звукоиз­влечения, то Ф. Г. Липс осмысляет процесс развития музы­кального (в данном случае – баянного и аккордеонного) творчества выдающе­гося композитора, создавшего новую, яркую страницу в исто­рии баянно-аккордеонного искусства.

В 70-е гг. продолжается создание «Школ» и «Самоучителей». Таковы: «Прогрессивная школа игры на баяне» Т. Акимова и П. А. Гвоздева (1970), «Самоучитель игры на баяне» В. В. Алехина и П. Н. Шишкина (1972), «Школа игры на аккордеоне» В. В. Лушникова (1975); «Основы начального обучения на баяне» А. Ф. Сударикова (1978). Но уже само определение - «прогрессивная» школа - свидетельствует о том, что за словом «школа» кроется существенное изменение понимания этого жанра учебной литературы. Например, у Ю. Т. Акимова и П. А. Гвоздева речь идет уже о готово-выборных инструментах, методике освоения выборной клавиатуры, особенностях освоения правой клавиатуры, постановке рук, игре по слуху, чтении с листа, культуре звука, развитии пальцевой техники, исполнении фортепианных произведений на готово-выборном баяне и т. д. Все это - признаки перехода от любительства к профессионализму.

Переосмысляется и понятие «начальное обучение». Это уже не обучение любителей-взрослых, а систематическое обучение в музыкальной школе, первой степени к серьезному исполнительству.

Появляется новая форма баянного (аккордеонного) образования: заочная. В. Ф. Алехин (1974), затем И. Иванов-Зверев (1974) и А. Басурманов (1975) публикуют «Начальный курс заочного обучения игре на баяне», опираясь, в частности, на опыт лауреатов-исполнителей, т. е. и в этой области повышается исходный уровень требований к обучению.

В 70-е гг. все более заметной становится деятельность так называемых «периферийных» педагогов. Так, в Воронеже выходят в свет одно за другим методические пособия В. Ф. Завьялова. Во Владивостоке публикуется Ю. Г. Ястребов. По-прежнему видное положение занимает Киевская школа. В частности, в 1973г. появляются учебные пособия для вузов Н.А.Давыдова.

Именно на 70-е гг. приходится «пик» интереса педагогов-исследователей к пятипальцевой аппликатуре игры на баяне (Н. И. Ризоль, Ю. В. Бардин, Ю. Г. Ястребов и др.), к возможностям готово-выборного баяна.

Развитие баянно-аккордеонной педагогики в 70-е гг. находится в прямой зависимости от трех внешних факторов: от усовершенствования инструмента, становящегося камерным, концертным, от успехов выдающихся исполнителей, на которых ориентируются вузовские педагоги, и от появления произведений, созданных специально для баяна и аккордеона.

Множатся публикации, в которых авторы поднимают вопросы теории баянного исполнительства. Накапливающийся опыт исполнительства освещается в биографических очерках: Ю. Акимова о баянисте и аккордеонисте Н. И. Ризоле, И. Имханицкого о композиторе Репникове и его произведениях для баяна, Ф. Липса о Владиславе Золотареве (1984).

В 80-е гг. выходит ряд книг и брошюр, посвященных баянной технике и баянной педагогике. Это «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» Ю. Акимова (1980), «Преодоление технических трудностей на баяне» А. Чинякова (1982г.), «Основы баянной аппликатуры» Ю. Ястребова (1984г.), «Воспитание навыков интонирования на баяне: Методическая разработка для музыкальных училищ, училищ искусств и вузов» М. Имханицкого (1989г.).

В 80-е гг. ширится число периферийных изданий. Так, в 1984г. в Саранске выходит сборник статей «Вопросы воспитания баяниста: Методические разработки» (сост. Ю. В. Бардин) со статьями видных баянистов-педагогов.

Баянисты публикуются и в Ленинградском междисциплинарном сборнике «Вопросы музыкальной педагогики».

90-е годы, очень сложные в жизни нашей страны, привели ж перестройке издательской политики и потому некоторые издания прекратили существование. Это коснулось и сборника «Баян и баянисты». Зато активизировали работу периферийные вузы. Так, в Свердловске стал выходить междисциплинарный сборник «Вопросы методики и теории исполнительства на «народных инструментах». Составителем его является JL Г. Бендерский.

В Красноярске в 1993г. баянисты смогли публиковаться в сборнике «Русские народные инструменты (история, теория, методика)» под редакцией Б. А. Тарасова, Э.М. Прейсмана.

В 1991г. в издательстве «Советский композитор» была опубликована «Школа игры на аккордеоне» с подзаголовком «учебное пособие» В. В. Лушникова. Уже указание на жанр свидетельствует о том, что это руководство для профессионального обучения.

Бесспорным событием в развитии теории баянного исполнительства стала вышедшая в свет в 1997г. небольшая по объему, но предельно насыщенная по содержанию брошюра М. И. Имханицкого «Новое об артикуляции и штрихах на баяне».

В 1992г. во Владивостоке Ю.Г. Ястребов выпустил в свет монографию «Владимир Бесфамильнов». На фоне биографических данных в ней раскрываются особенности исполнительского искусства этого выдающегося баяниста XX в. (расширенное переиздание этой монографии было осуществлено в 2006г. в Санкт-Петербурге).

К 1993г. относится «рождение» еще одного издания, которое с тех пор стало трибуной для публикаций баянистов-теоретиков и баянистов-практиков. Это ежеквартальной информационный бюллетень «Народник». Наряду с информацией о событиях в музыкальной жизни российских музыкантов-народников, в том числе баянистов и аккордеонистов, в «Народнике» публикуются проблемные материалы. Таковы, например, статьи И. Жильцова о прошлом, настоящем и будущем баяна как инструмента, М. Имханицкого «Сколь народны народные инструменты?»

Постоянными авторами «Народника» стали теоретики: Б. М. Егоров, М. И. Имханицкий, Ф. Липс, Ю. Г. Ястребов и многие другие. В этом ежеквартальнике сообщается о творчестве, жизненном пути выдающихся исполнителей, о фестивалях, конкурсах и т. п. и тех выводах, которые делаются членами жюри. Эти выводы могут служить ориентирами для педагогов музыкальных вузов и училищ в их повседневной работе со студентами и для самих студентов, в частности, для тех, кто готовится к концертной деятельности или склонен к научной работе.

В 1997г. Ю. П. Клюкин в Екатеринбурге издает небольшую по объему (48 с.) работу, посвященную специально особенностям аккомпанемента на баяне и аккордеоне, обозначая тем самым еще един из важных аспектов баянно-аккордеонной педагогики.

Баянно-аккордеонная педагогика, как уже сказано, является частью, или разделом, музыкальной педагогики и основывается во многом на музыкальной психологии. Поэтому необходимо отметить выход в свет в 1997г. обстоятельной «Музыкальной психологии» В. И. Петрушина. В частности, именно в этой работе мы нашли теоретические положения, подтвердившие правомочность выдвижения на обсуждение эксперимента, проведенного автором данной работы, о чем речь впереди.

Большим событием в баянном исполнительстве и баянной педагогике было переиздание книги Ф. Липса «Искусство игры на баяне» (1998). Выпускник музыкально-педагогического института им. Гнесиных, всемирно известный исполнитель и талантливый педагог доступно и вместе с тем глубоко делится с читателями своим опытом и своими мыслями. Хотя сам автор не называет эту книгу учебником, она приближается к этому жанру.

В 1999г. в Кургане издана еще одна книга Ф. Липса-педагога - «Об искусстве баянной транскрипции: теория и практика переложения музыкальных произведений для баяна».

В том же, 1999г., в Челябинске выходит в свет учебное пособие Б. П. Потеряева «Формирование художественной техники баяниста-исполнителя».

2000-е гг. приносят ряд новых публикаций, относящихся к области баянной педагогики.

В 2001г. в Москве публикуются «Методические статьи по «обучению игре на баяне» известного музыканта-исполнителя и педагога И. Г. Пурица, в которых обобщен его опыт преподавания.

В 2002г. в Тольятти выходит межвузовский сборник статей (составитель П. И. Сапожников) «Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики».

В том же 2002г. А. В. Крупин и А. Н. Романов в Новосибирске выпускают брошюру «Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне».

Тогда же, в 2002г., в Челябинской государственной академии культуры и искусств публикуется монография автора данной работы «Предупреждение и преодоление профессиональных заболеваний рук музыкантов в учебном процессе», базирующаяся как на экскурсах во многие разделы музыкальной педагогики, так и на фактическом материале, полученном путем опросов педагогов-музыкантов и музыкантов-исполнителей. \

В 2003г. в Москве А. П. Басурманов издает справочник под общей редакцией Н. Я. Чайкина «Баянное и аккордеонное искусство». Это очень солидное издание, в котором собран и обобщен обширный теоретический и практический материал. В этом фундаментальном издании опубликованы сведения о деятелях баянного и аккордеонного искусства; о конкурсах и их итогах; значительную часть книги занимает библиография, подразделенная по темам:

- книги, учебные пособия, брошюры;



  • о баянистах и аккордеонистах;

  • о композиторах;

- о конструкторах и мастерах;

- о проблемах баянного и аккордеонного искусства;


- информация; исторические сведения.

Кроме того, есть большой раздел «Дискография»; текст завершает «Именной указатель». В конце помещены фотографии выдающихся баянистов и аккордеонистов.

Справочник А. П. Басурманова - результат многолетнего кропотливого труда. Он может служить источником ценных сведений. В частности, нам удалось внести ряд поправок в paнее собранный материал, о сроках первых изданий книг и бpoшюр, о которых уже шла речь.

Следует отметить, что даже такой капитальный труд не охватывает некоторых изданий, особенно периферийных. Дело в том, что периферийные издания выходят очень малыми тиражами и «оседают», как правило, в тех вузах, где они созданы.

В 2003г. в Тюмени было издано очень содержательное учебное пособие в 2-х частях В. И. Петухова «Вопросы методики обучения игре на баяне». Работа В. И. Петухова, к сожалению, также издана «микроскопическим» тиражом -150 экз. Вместе с тем автор охватил по сути дела все основные аспекты баянной педагогики: от организации и содержания начальных занятий в классе баяна, до формирования репертуара как основы воспитания и обучения баянистов.

В 2004г. в Омске выходит в свет солидное учебное пособие Т. И. Чупахиной «Курс лекций по истории оркестрового, ансамблевого и сольного исполнительства на народных инструментах», в котором затрагиваются вопросы теорий, проблемы оркестрового и сольного исполнительства.

В 2004г. автором данной работы была опубликована в Челябинске брошюра «К вопросу об эффективности идеомоторной подготовки баянистов-исполнителей», основанная на педагогическом эксперименте. К содержанию этой работы мы вернемся при обсуждений проблематики баянной педагогики.

В 2005г. в Красноярске С. Ф. Найко выпускает брошюру «К вопросу о постановке баяниста».

В Челябинске выходит межвузовский сборник статей «Народно-инструментальное искусство», редактор-составитель И. И. Щедрин (Вып. 1. - 1991г.; Вып. 2. - 2005г.).

Уже приведенный выше перечень изданий, посвященных разным аспектам баянной и аккордеонной педагогики свидетельствует о том, что сегодня это - реально существующая область музыкознания. Это - первое. И второе: разработкой проблем баянной и аккордеонной педагогики заняты не только столичные педагоги, но и периферийные, те, кто в свое время прошел школу в столичных вузах, так сказать, первое поколение дипломированных педагогов баянистов-аккордеонистов, и те, кто позднее сформировался уже «на периферии».

Как и в 90-е гг., и проблемы баянной педагогики, и вопросы исполнительства продолжают в 2000-е гг. публиковаться в ежеквартальнике «Народник». Среди опубликованных материалов значительное место принадлежит «музыкальным биографиям»: Фридриха Липса (1998, № 2, 3); Владимира Бесфамильного (2001, № 2); Юрия Шамо (2002, № 1); Юрия Казакова (2004, № 3); Вячеслава Семенова (2005, № 4) и др.

В 2005г. в Москве В. Семенов издает методическое noсобие «Современная школа игры на баяне», предназначенное для обучения как на готово-выборном баяне, так и на баяне с готовыми аккордами, соответствующий музыкальный и методический материал помещен в «Нотном приложении».

Особого внимания заслуживает статья Ю. Г. Ястребова «Мы тешимся мыслью...» об уникальном методе обучения игре на инструментах, в том числе баяне, украинского педагога П. Ф. Сертюка, связавшего воедино сольфеджио и специальность. Обучение по этому методу дает поразительные результаты. Ю. Г. Ястребов сообщает об учебных пособиях П. Ф. Сертюка: «Хочу быть баянистом» (М., 1994) и «Баян открывает мир музыки».

Несмотря на распад Советского Союза контакты музыкантов, живущих в бывших союзных республиках, а ныне самостоятельных государствах, сохраняются, и "«Народник» способствует этому. В частности, заслуживает внимания статья А. Дубия «Украинский феномен баянного искусства».

Авторов ежеквартальника привлекают прогнозы на будущее (см. 2002. - № 1. - С. 16-17; 2004. - № 1. - С. 20-22): выдержит ли баян конкуренцию с поп-культурой и сопутствующей ей музыкой? Насколько вероятны существенные изменения конструкции баяна и как это повлияет на исполнительство? Какие возможности открывает перед баянистами и аккордеонистами использование системы Интернет? И т. д. Все названные темы, казалось бы, не имеют прямого отношения к баянной (аккордеонной) педагогике. На самом деле система высшего образования существует не в вакууме. В частности, уже сейчас количество и качество подготовки абитуриентов, поступающих на отделение баяна и аккордеона в вузах, вызывает известную тревогу. По сравнению с предшествующими десятилетиями число учеников баянистов-аккордеонистов ДМШ, ДШИ, музучилищ заметно сокращается, а это не может не влиять на возможность конкурсного отбора в музыкальных вузах. Если престиж баянистов и аккордеонистов из Российской Федерации на международных конкурсах очень высок, то престиж профессии баяниста или аккордеониста-исполнителя высшей квалификации внутри страны вызывает тревогу: ни TV, ни радио, ни концертные объединения не стремятся пропагандировать баянное искусство. Таким образом, ежеквартальник «Народник» позволяет и музыкантам-исполнителям, и музыкантам-педагогам ориентироваться в событиях и проблемах народного, в том числе баянного (аккордеонного) искусства.

С распадом Советского Союза прекратили или сильно сократили свою деятельность государственные издательства: «Советский композитор», «Музыка», крупное украинское издательство «Музiчна Украина». На смену им появились частные издательства, особое место среди которых занимает «Мир Нот», выходящий в г. Курган. Его основатель, педагог и ансамблист Виктор Степанович Брызгалин за десять лет, (начиная с 1997г.), выпустил в свет более ста сборников, настолько полноценных с точки зрения отбора материала и достойно «оформленных, что они могли бы составить честь крупному государственному издательству. Обычно это серии («Музыкальная школа», «Из фольклорного источника», «Ритм, гармоника, джаз» и др.). Имея огромный опыт педагогической работы и организации Зауральского трио баянистов, О. С. Брызгалин воспитал плеяду замечательных музыкантов. В числе его первых учеников был Фридрих Липс. В опубликованных им репертуарно-методических пособиях заложены его новаторские идеи, в частности, особое значение придается игре в ансамбле, начиная с донотного периода обучения и включая репертуар для нетиповыx ансамблей (баян - ударные - тромбон; баян - виолончель- скрипка - флейта...), концертмейстерской функции баяна и многое другое. В. С. Брызгалиным издан «Полифонический словарь юного исполнителя», включающий необходимые термины и понятия. Трудно переоценить роль издательства Мир Нот» в развитии баянной педагогики конца XX – начала XXI вв.

Особого внимания из изданий самого последнего времени заслуживает уже упоминавшееся выше учебное пособие М.И. Имханицкого «История баянного и аккордеонного искусства» (М., 2006. - 520 с: нот.: ил.; РАМ им. Гнесиных). Это - фундаментальный труд, сочетающий в себе детально охарактеризованную историю гармоник, т. е. обширного семейства клавишно-пневматических инструментов, и сведения о их создателях, начиная от инструментов тысячелетней давности (прототип гармоники — инструмент шэн - существовал в Китае за 2700 лет до н. э.) и до появления множества разновидностей современных многотембровых готово-выборных баянов и аккордеонов. Автор подробно излагает историю баяна в России, внося ряд поправок в сведения о появлении и распространении этого инструмента, особенностях звучания русского баяна, предопределенных народной музыкальной отечественной культурой. Он прослеживает социальную роль и причины широкой популярности ранних форм гармони, начиная с ее появления в России в 30-е гг. XIX в.; рождение баяна, т. е. хроматических гармоник с басо-аккордовым сопровождением в 1850г.; гармоник с правой клавиатурой фортепианного типа (аккордеона), с левой выборной клавиатурой вплоть до появления современных конструкций этих инструментов.

М. И. Имханицкий приводит сведения о росте промышленного производства гармоник в 1920-30-е гг. XX в. в Советском Союзе, о причинах повышенного интереса к этим инструментам со стороны руководства страны, о создании первых методических пособий и организации профессионального обучения. Автор постоянно сравнивает явления, свойственные лишь России (СССР), и аналогичные явления, присущие другим странам.

Особое внимание уделено в пособии М. И. Имханицкого роли гармони, баяна и аккордеона в годы Второй Мировой войны. Как особо значимое событие выделено создание Н. Чайкиным Первой сонаты - рождение академического баянного произведения и соответствующего ему исполнительства.

Рубежом, с которого начинается высшее профессиональное образование баянистов и аккордеонистов, как и других «народников», стал 1948г., когда открылся факультет и была создана кафедра народных инструментов в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. В пособии охарактеризованы особенности развития академического баянного искусства в 1945-1959 гг., камерного баянного и аккордеонного искусства в конце 50-х - 60-е гг., камерно-академического баянного и аккордеонного искусства в 1970-2000 гг. Читатель знакомится с множеством отечественных и зарубежных исполнителей, с особенностями их творчества; с произведениями, созданными отечественными композиторами для баяна и аккордеoнa в разные годы. Значение этого учебного пособия трудно переоценить: и педагогу, и студенту оно поможет раздвинуть кругозор до панорамного видения истории инструментов, и развития баянного и аккордеонного искусства.

А теперь уместно подвести итоги.

Во-первых, за сравнительно небольшой срок баян-аккордеон стал полноправным академическим инструментом с собственным неповторимым «голосом».

Во-вторых, за 80 лет, отделяющих наши дни от появления первых «Школ» и «Самоучителей», в учебной литературе пройден путь от руководства бытовым любительским музицированием до разработки проблем виртуозного исполнительства. Это стало возможным, поскольку в распоряжении баянистов-педагогов был огромный многовековой опыт предшественников-пианистов, органистов, струнников.

В-третьих, в пока еще недолгой истории баянно-аккордеонной педагогики прослеживается продвижение от синтетических работ (типа «Школ» и т. п.), охватывающих учебный процесс в целом, в основном с позиций методики, к аналитическому подходу - выделению отдельных аспектов теории и практики обучения.

В-четвертых, если «на заре» баянно-аккордеонной педагогики в распоряжении педагогов баянистов-аккордеонистов были почти исключительно переложения несложной фортепианной литературы, народных песен и танцев, то к настоящему времени накопилось достаточно много произведений (разной степени сложности), созданных специально для баяна и аккордеона.

В-пятых, на развитие баянной и аккордеонной педагогики существенное влияние оказывают конкурсы, фестивали, проходящие не только в нашей стране, но и за ее рубежами.

Таким образом, с полным правом можно говорить о том, что баянно-аккордеонная педагогика - реально существующая область современной музыкальной педагогики; область, не только обозначившаяся в своем становлении, но и активно развивающаяся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставив своей целью осмыслить как целое поток публикаций, накопившихся с конца 40-х гг. XX в., я попыталась увидеть не сумму независимых друг от друга учебных пособий, статей о творчестве отдельных педагогов и исполнителей, книг, посвященных тем или иным проблемам педагогической и ис­полнительской деятельности и т. д., а как некий процесс становления баянно-аккордеонной педагогики как самостоятельной области музыкальной педагогики.

О нарастающих масштабах издательской деятельности в области баянно-аккордеонной педагогики можно судить и по вышедшему в свет обстоятельному справочнику Басурманова, задуманному в свое время совместно с Чайкиным. Но даже этот справочник не охватывает всего, что в последнее время издается на местах. После распада СССР и прекращения деятельности общесоюзных музыкальных издательств растет число публикаций, из-за малых тиражей остающихся недоступными для коллег. Это явление можно рассматривать как болезнь роста. Авторы работ, издаваемых «в провинции», вынуждены вмещать в них и теорию, и эксперимент, и методику, ориентируясь не только и даже не столько на обмен знаниями со специалистами, сколько на всестороннее обеспечение учебного процесса в своем учебном заведении.
Список литературы


  1. Агафонов, А.Ф. Самоучитель игры на баяне / А.Ф. Агафонов, П.П. Лондонов, Ю.В. Соловьев – М.: Музыка, 1969. – 158с.: - Переизд. 1972-1978.

  2. Акимов, Ю.Г. Школа игры на баяне / Ю.Т. Акимов. – М.: Совет. комп-р, 1984. – 208с.

  3. Акимов, Ю. Прогрессивная школа игры на баяне /Ю.Т. Акимов, П.А. Гвоздев, 1970. – Ч. 1. – 140 с.: нот. – Переизд. 1973-1977.

  4. Алехин, В.Ф. Начальный курс заочного обучения игре на баяне / В.Ф. Алехин; Моск. Гос. ин-т культуры. – М., 1974. – 138 с.: нот. – Вып. 1.

5. Дербенко, Е. Гармонь – Прошлое или будущее? / Е. Дербенко // Народник – 2002. - №1. – С. 16-17.

6. Дубий, А. Украинский феномен баянного искусства / А. Дубий // Народник. – 2002. - №1. – С. 10-12.

7. Имханицкий, М.И. Так же народны ли народные инструменты? / М. Имханицкий // Народник. – 2001.- №3. – С. 23-27.

8. Имханийкий, М. Что же такое баян или аккордеон? / М. Имханицкий // Народник. – 2004. - №1. – С. 18-20.

9. Крупин, А.В. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне / А.В. Крупин, А.Н. Романов. – Новосибирск: б/и, 2002. – 56 с.: нот.

10. Липс, Ф. Об искусстве баянной транскрипции: теория и практика переложений музыкальных произведений для баяна / Ф. Липс. – М.: Курган: б/и, 1999, - 96 с.: нот.

11. Лондонов, П. Школа игры на аккордеоне / П. Лондонов. – М.: Музыка, 1978. – 160с.: нот. – Изд. 2-е. – 1980.

12. Мирек, А.М. Гармоника: Прошлое и настоящее / А.М. Мирек. – М.: Интерфакс, 1994. – 534с.



13. Фомочкина, И. Баян и Интернет / И. Фомочкина // Народник.– 2001. – Ч. №1. – С. 23-24.

14. Чупахина, Т.И. Курс лекций по истории оркестрового, ансамблевого и сольного исполнительства / Т.И. Чупахина. – Омск: ОмГУ, 2004. – 676 с.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет