Место и роль россии в системе мировых цивилизаций



бет1/34
Дата14.07.2016
өлшемі2.28 Mb.
#199712
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Раздел 1

ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ

В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Становление цивили­зациисвязано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т. д. Цивилизация с позиций этого подхода — это социо-культурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного, экономического и полити­ческого развития. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации.

Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые вклю­чают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образо­вания и воспитания и т. д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивили­зации придает духовный фактор — своеобразный склад пси­хической жизни, воплощающийся в особенностях культу­ры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т. д. Взаимодей­ствуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо эле­ментов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.

Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методоло­гическое понятие, используемое для наиболее крупного чле­нения культурно-исторического развития человечества, по­зволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации поло­жены четыре основных критерия: 1) общие фундаменталь­ные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависи­мость историке-политической судьбы и экономического раз­вития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив разви­тия. На основе этих критериев вычленяются четыре основ­ных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) вос­точный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации;

4) современный тип цивилизации.



Природные сообщества. Это тип непрогрессивйой фор­мы существования, к которому относятся исторические со­общества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до та­кой степени, которая необходима для поддержания и вос­производства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между челове­ком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, тра­диций, приемов труда, не нарушающих их единства с при­родой. Вся жизнь сообщества подчинена природному цик­лу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.

Духовная культура, верования, связаны с обожествлени­ем сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляет­ся через образ - целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддержи­вается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Влас­тные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).



Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавший­ся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерны­ми чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвиж­ность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизне­деятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социу­ма, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмя­тежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме доспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — систематическая характеристика особого типа циви-лизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивили­зации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува­жения к человеческой личности; 3) индивидуализм, уста­новка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеа­лы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилиза­ция на определенном этапе развития приобретает характер техногепной цивилизации.

Техногенная цивилизация - исторический этап в раз­витии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в ХV-ХVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до кон­ца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчерки­вается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и тех­нологии благодаря систематическому применению в произ­водстве научных знаний; 2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения че­ловека и природы; 3) ускоряющееся обновление той искус­ственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается воз­растающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формиро­вание нового типа личности. На базе техногенной цивили­зации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех ти­пов цивилизаций на два основных типа: первичные цивили­зации и вторичные цивилизации. Первичными цивилиза­циями называют древние цивилизации, выросшие непосред­ственно из первобытности и не опиравшиеся на предшеству­ющую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного разви­тия привело к формированию глобальной цивилизации.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилиза­ционного развития, характеризующийся возрастающей це­лостностью мирового сообщества, становлением единой об­щепланетарной цивилизации. Глобализация связана, прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современ­ную эпоху все человечество входит в единую систему соци­ально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобаль­ных взаимосвязей способствует распространению по всей пла­нете тех форм социальной, экономической и культурной жиз­ни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как опти­мальные и наиболее эффективные для удовлетворения лич­ных и общественных "потребностей. Иными словами, проис­ходит все возрастающая унификация социокультурной жизходит все возрастающая унификация социокультурной жиз­ни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институ­тов, информации, связи, транспорта и т. д.

Инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог. В культурологии зафиксирова­ны некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при сохране­нии особенностей каждого сообщества, культуры и менталите­та народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивили­заций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога совре­менная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюра­листический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.



Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следо­вательно, основу диалога составляют ценности западной тех­ногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результа­тов социально-экономического и культурного развития вос­точных и традиционных обществ.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предме­том истории может быть социальная, политическая, эко­номическая, демографическая история, история города, семьи, частной, жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоз­зрением историка. Историки, стоящие на материалисти­ческих позициях, считают, что история как наука изуча­ет закономерности развития общества, которые, в конеч­ном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причиннос­ти. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях науч­ные категории: историческое движение (историческое вре­мя, историческое пространство), исторический факт, тео­рию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духов­ных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. По­чти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII ста­ли выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили исто­рию общества на формации: первобытнообщинную, рабов­ладельческую, феодальную, капиталистическую, коммуни­стическую. На рубеже XXI века историко-либеральная - периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на оп­ределенной территории. Под воздействием природно-гео­графических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, обще­ственной жизни этих народов.

Исторический факт — это реальное событие прошло­го. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения историчес­кой картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предме­том истории. Теория — логическая схема, поясняющая исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодиза­цию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты историчес­кого процесса — и предлагают свое видение прошлого, де­лают свои прогнозы на будущее.

По предметам изучения выделяются три теории изуче­ния: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.

Научная категория теория исторического процесса (или теория изучения) определяется предметом изучения и пред­ставляет собой логическую цепочку причинно-следствен­ных связей, в которую вплетены конкретные факты исто­рии. Теории являются стержнем всех исторических тру­дов независимо от времени их написания.

История России. История России — научная дисцип­лина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных го­сударственных и общественных институтов.

Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым отно­сятся географическое положение, влияние природно-кли-матических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональ-ность), веротерпимость, многонациональный состав насе­ления, вобравшего в себя различные традиции как Восто­ка, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания рос­сиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации — отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности — соборность. Вместе с тем, это не означает от­сутствие корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С дру­гой стороны, огромные пространства Российской держа­вы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племе­нами, плохо связанные друг с другом, могли управляться только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.

Многочисленные исследователи в настоящее время про­должают осмысливать и переосмысливать историю Рос­сии. В рамках данного учебного пособия курс истории Рос­сии представлен в контексте всемирной истории, что по­зволяет проследить исторический путь страны в его свое­образии и одновременно с точки зрения принадлежности к мировому развитию, в условиях взаимодействия россий­ского общества с различными цивилизациями.

Вопросы к разделу 1

1. Определите предмет истории. Раскройте понятия «ис­торическое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».

2. В чем отличия западного и восточного типов цивилиза­ции?

3. Укажите характерные черты глобальной и техногенной цивилизации.

4. Каково на ваш взгляд место России во всемирном исто­рическом процессе? Какие факторы определяют исто­рическое развитие российского общества?

Раздел 2.

ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА

2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности

Первобытная история человечества реконструируется по целому комплексу источников, поскольку ни один источ­ник в отдельности не в состоянии предоставить нам полной и достоверной картины данной эпохи. Важнейшая группа источников - археологические источники - позволяют ис­следовать материальные основы человеческой жизнедеятель­ности. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях и обществе, в ко­тором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовном мире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с человеком и его дея­тельностью. Предметы из органических материалов (дере­во, кость, рог, одежда), как правило, не сохраняются. Поэтому историки выстраивают свои концепции развития человеческого сообщества в первобытную эпоху на основании дошедших до наших дней материалов (кремневых орудий, глиняной посуды, жилищ и пр.). Археологические раскоп­ки способствуют приобретению знаний о самом начале чело­веческого существования, потому что орудия труда, изго­товленные человеком, явились одним из главных призна­ков, отделившим его от животного мира. Этнографические источники позволяют при помощи сравнительно-историче­ского метода реконструировать культуру, быт, обществен­ные отношения людей прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а так­же пережитки прошлого в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и сред­невековых авторов, способствующих приобретению некото­рых представлений об обществах и людях прошлого. Здесь есть одна серьезная трудность — так или иначе, все племена и народы земли подверглись влиянию цивилизованных об­ществ и исследователи должны об этом помнить. Мы также не вправе говорить о полном тождестве самых отсталых об­ществ — племен аборигенов Австралии и первобытных носи­телей сходных культур. К этнографическим источникам также относятся фольклорные памятники, по которым ис­следуют устное народное творчество.

Антропология изучает костные останки первобытных лю­дей, восстанавливая их физический облик. По костным ос танкам мы можем судить об объеме мозга первобытного че­ловека, его походке, строении тела, болезнях и травмах. Ан­тропологи могут реконструировать весь скелет и облик чело века по маленькому фрагменту кости и, таким образом, вос­становить процесс антропогенеза — происхождение человека.

Лингвистика занимается исследованием языка и выяв­лением в его рамках древнейших пластов, которые сформи­ровались в далеком прошлом. По этим пластам можно не только восстановить древние формы языка, но и узнать мно­гое о жизни прошлого — материальной культуре, обществен­ном устройстве, образе мышления. Реконструкции лингви­стов трудно датировать и они всегда отличаются известной гипотетичностью.

Существует, помимо основных вышеперечисленных, мно­жество других вспомогательных источников. Это палеобо­таника — наука о древних растениях, палеозоология — на­ука о древних животных, палеоклиматология, геология и другие. Исследователь первобытности должен использовать данные всех наук, комплексно изучая их и предлагая свою интерпретацию.

Периодизация и хронология первобытной истории. Периодизация — это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы. Хронология — наука, позволяющая выявить время существования какого-либо предмета или явления. Приме­няются два вида хронологии: абсолютная и относительная. Абсолютная хронология точно определяет время события (в такое-то время: год, месяц, число). Относительная хроно­логия только устанавливает последовательность событий, от­мечая, что одно из них произошло раньше другого. Эта хро­нология широко используется археологами при исследова­нии различных археологических культур.

Для установления точной даты ученые используют такие методы, как радиоуглеродный (по содержанию в органиче­ских остатках изотопа углерода), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев), археомагнитный (датируются изделия из обоженной глины) и другие. Все эти методы еще далеки от желаемой точности и позволяют датировать собы­тия лишь приблизительно.

Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основ­ного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы:

• палеолит (древнекаменный век) — делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн. лет назад, завершился около VIII тыс. до н. э.;

• мезолит (среднекаменный век) — VIII—V тыс. до н. э.;

• неолит (новый каменный век) — У—Ш тыс. до н. э.;

• энеолит (меднокаменный век) — переходный этап меж­ду каменным и металлическим периодами;

• бронзовый век — III—II тыс. до н. э.;

• железный век — начинается в I тыс. до н. э.

Датировки эти очень приблизительны и разные исследо­ватели предлагают свои варианты. К тому же в разных ре­гионах эти этапы наступали в разное время.



Геологическая периодизация.

История Земли делится на четыре эры. Последняя эра — кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн. лет назад), четвертичный (начался 1 млн. лет назад) и совре­менный (начался 14.000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на плейстоцен (доледниковая и леднико­вая эпохи) и голоцен (послеледниковая эпоха).



Периодизация истории первобытного общества. Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации исто­рии древнейшего общества. Наиболее распространенной яв­ляется следующая: 1) первобытное человеческое стадо;

2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); 3) первобытная сосед­ская (протокрестьянская) община. Эпоха первобытного обще­ства завершается в момент появления первых цивилизаций.



Происхождение человека (антропогенез). В современ­ной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория про­исхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, свя­зывается с началом производства орудий труда.

Процесс антропогенеза (происхождения человека) в сво­ем развитии прошел три стадии: 1) появление антропоид­ных предков человека; 2) появление древнейших и древних людей; 3) появление человека современного типа. Антропо­генезу предшествовала интенсивная эволюция высших обе­зьян в разных направлениях. В результате эволюции воз­никло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопи­теки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи ос­танки найдены в Африке.

Австралопитеки отличались относительно большим объе­мом мозга (550—600 куб. см), хождением на задних конеч­ностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и за­нимались охотой на мелких животных. Как и другие антро­поморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австрало­питеки жили 4—2 млн. лет назад.

Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обе­зьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синан­тропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изго­товляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантро­пов был около 900 куб. см, а у синантропов — поздней формы питекантропа — 1050 куб. см. Питекантропы сохранили не­которые черты обезьян — низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древ­нейшие люди жили 750—200 тыс. лет назад.

Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандерталь­ца — от 1200 до 1600 куб. см — приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отли­чие от современного человека, строение мозга было прими­тивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неан­дертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатиче­ские зоны. Жили они 250—40 тыс. лет назад. Ученые счита­ют, что предками современного человека были не все неан­дертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупи­ковую ветвь развития.

Человек современного физического типа — кроманьонец— появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высо­кого роста, с прямой походкой, имеющие резко выступаю­щий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 — 1500 куб. см. Появились кроманьонцы около 100 тыс. лет назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и при­легающие районы.

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез— формирование трех человеческих рас. Европеоидная, монголоидная и негроидная расы могут служить примером при­способления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и Телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще и позднем палеолите, но процесс расообразования про­должился и в дальнейшем.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет