Месторождение со звучным названием в переводе с азербайджанского "Умид" означает "надежда" оправдало многолетние надежды Азербайджана на возобновление разработки своих богатств собственными силами



Дата04.07.2016
өлшемі65.37 Kb.
#176557
@ЗАГОЛОВОК = Азербайджан: новая фаза газовой политики

@АВТОР = /Севиндж Абдуллаева, Виктор Шульман, корр. ИТАР-ТАСС в Баку/

В конце ноября в Баку произошло событие, если и не сопоставимое, то близкое по значимости с подписанием в 1994 году крупнейшего контракта последнего столетия по разработке нефтяных месторождений "Азери-Чираг- Гюнешли" на шельфе Каспия, с которого начался второй нефтяной бум в Азербайджане. Объявив 24 ноября 2010 года об открытии нового морского газового месторождения "Умид", страна вступила в новую фазу освоения своих энергетических ресурсов.

Месторождение со звучным названием - в переводе с азербайджанского "Умид" означает "надежда" - оправдало многолетние надежды Азербайджана на возобновление разработки своих богатств собственными силами. Если для освоения "Азери-Чираг-Гюнешли" и других месторождений стране пришлось привлекать ведущие иностранные компании и средства международных финансовых структур, то на "Умид" все разведочные работы, требующие миллионных средств, впервые за последние 30 лет велись исключительно за счет капиталовложений и технических возможностей самого Азербайджана в лице госнефтекомпании.

Конечно, для азербайджанских нефтяников геолого-разведочные работы на Каспии - дело не новое. Общепризнанно, что все известные в советское время нефтегазовые месторождения и структуры на море были открыты азербайджанскими геологами. Но средства на эти работы, во всяком случае, до середины 80-х годов прошлого века, выделялись из союзной казны.

Денежный поток иссяк с возникновением экономических трудностей в бывшем СССР, а затем и в связи с политическими процессами, приведшими к распаду некогда могучего государства. Поэтому к нынешнему достижению Азербайджан шел долгие годы, накапливая силы и капиталы.

"Открытие месторождения "Умид" увеличило энергетический потенциал Азербайджана, как минимум, на 200 миллиардов кубометров газа и 30-40 млн тонн конденсата", - утверждает первый вице-президент госнефтекомпании, академик Хошбахт Юсифзаде. Но это самые осторожные оценки, которые он сделал на основе анализа данных, полученных по завершении бурения первой разведочной скважины на месторождении. Юсифзаде не исключает, что запасы здесь могут составлять 300 и более миллиардов кубометров газа. "Это станет известно после того, как будет завершена программа разведочного бурения на "Умид", - отметил он.

Важно еще и другое, поделился Юсифзаде, которого называют "ходячей геологической энциклопедией Каспия": "открытие месторождения "Умид"

подтвердило и перспективность соседней структуры "Бабек". "Исходя из геологических особенностей недр Каспия, можно утверждать, что там запасов вдвое больше - по самым скромным оценкам, от 400 до 600 млрд кубометров",

- сказал он. Азербайджан намерен начать разведку на структуре "Бабек" в ближайшее время и снова собственными силами.

"На основе полученных результатов я могу с уверенностью сказать, что, если у нас уже есть 2 триллиона кубометров подтвержденных запасов природного газа /с учетом 1,2 трлн кубометров на месторождении "Шах дениз"/, то будет, как минимум, и 2 трлн кубометров перспективных запасов", - подчеркнул Юсифзаде.

Эти прогнозы отвергают скептицизм некоторых зарубежных исследовательских центров, утверждавших, что в Азербайджане нет достаточных запасов "голубого топлива" для того, чтобы стать в ближайшей перспективе решающим игроком на газовом рынке. А ведь такие оценки делались неоднократно, особенно всякий раз, когда иностранные компании, ведущие разведку перспективных структур на Каспии, сообщали, что им не удалось обнаружить коммерчески привлекательных запасов газа. Но азербайджанская сторона, и, в частности, президент Ильхам Алиев, несколько лет являвшийся одним из руководителей госнефтекомпании страны, утверждали обратное.

"До сих пор мы с абсолютной точностью заявляли, что подтвержденные запасы газа в Азербайджане находятся на уровне 2 трлн кубометров. И добавляли, что, возможно и, скорее всего, этих запасов еще больше. Два триллиона /на "Умид" - прим.корр/ это очень скромная цифра. Мы никогда никому не давали ложной информации о наших ресурсах, ничего не преувеличивали, напротив озвучивали острожные прогнозы", - отметил президент Азербайджана на встрече с руководством госнефтекомпании.

Еще три года назад Азербайджан был импортером газа, ежегодно закупая у России до 5 миллиардов кубометров для нужд экономики. Начало разработки месторождения "Шах дениз" в конце 2007 года позволило стране в корне изменить ситуацию, обеспечив на первом этапе внутренние потребности, равные 11 млрд кубометров, а затем стать экспортером природного газа в соседние страны - Грузию и Турцию. Более того, с 2010 года азербайджанский газ стали закупать Россия и Иран, которые сами являются крупными производителями "голубого топлива".

В 2010 году в Азербайджане впервые будет добыто порядка 30 млрд кубометров газа. В 2011-14 годах суммарный объем его добычи составит 120 млрд кубометров, утверждают в минэкономразвития страны. К 2020 году Азербайджан планирует выйти на уровень 50 млрд кубометров в год.

Значительное пополнение ожидается после начала второй стадии разработки месторождения "Шах дениз", где ежегодно будет добываться 24 млрд кубометров газа. Специалисты надеются, что в предстоящем десятилетии начнется разработка и месторождений "Умид" и "Бабек", что в итоге превратит Азербайджан в одного из крупнейших производителей газа в регионе.

Впрочем, в мире уже осознали возможности Азербайджана в газовой сфере и поддерживают его стремление выйти на рынки Евросоюза. На азербайджанский газ рассчитывает на первом этапе трубопроводный консорциум "Набукко", который намерен прокачивать из Каспийского региона в Европу до 31 миллиарда кубометров газа в год. Европа настойчиво зазывает Азербайджан также к участию в газотранспортных проектах "Турция-Греция-Италия" и Трансадриатического трубопровода. Какого-либо категорического ответа на все эти предложения Азербайджан пока не дал. Руководство страны не устает повторять, что все зависит от коммерческой привлекательности того или иного направления. Учитывая, что потребность на европейском рынке в газе постоянно растет, возможность для выбора и поле для маневрирования у Азербайджана достаточно широкие.

В Баку не сбрасывают со счетов и то, что на большие объемы азербайджанского газа претендуют Россия и Иран, куда сейчас поставляется соответственно 1 и 0,5 млрд кубометров. Российская компания "Газпром"

вообще заявила о готовности закупать у Азербайджана любые объемы газа, которые он может предложить. Иран же подтвердил намерения закупать у Азербайджана от 5 до 10 млрд кубометров газа в год.

Среди потенциальных покупателей фигурируют также Украина, Румыния, Болгария и Венгрия. Причем, в этом случае можно обойтись без строительства дополнительных трубопроводов, так как между Азербайджаном, Грузией, Румынией уже подписано соглашение о поставках сжиженного газа из Баку. Для реализации этого проекта планируется построить на Черноморском побережье Грузии терминал для сжижения газа, а в румынском порту Констанца - установку по его преобразованию в обычное состояние. К этому проекту готовы присоединиться Украина, Венгрия и Болгария, не желающие ставить свою энергетическую безопасность в зависимость от "газовых войн", возникающих в мире с настораживающей периодичностью.

Азербайджан, в свою очередь, также выступает за многовариантность газовых маршрутов. При этом он хочет иметь твердые гарантии от потребителей и намерен работать с ними только по контрактам "купли- продажи", ведь газ - продукция, которую нельзя складировать. И если не удастся обеспечить гарантированные рынки сбыта, то в перспективе Азербайджан может столкнуться с переизбытком этого топлива. Именно из этих соображений было отложено на несколько лет - с 2012 до 2016 года - начало реализации второй стадии разработки месторождения "Шах дениз".

Сейчас Азербайджан уже располагает четырьмя трубопроводами для экспорта газа: Баку-Тбилиси-Эрзурум, Баку-Тбилиси, Баку-граница России и Баку-Иран. Однако здесь считают, что в связи с наращиванием в перспективе добычи газа этих мощностей может не хватить. Это дал ясно понять и президент Азербайджана на встрече с руководством госнефтекомпании.

"Учитывая, что наши запасы газа растут, что у нас достаточно много ресурсов и что в будущем ресурсы соседних стран могут транспортироваться на мировые рынки через территорию Азербайджана, строительство новых трубопроводов не исключается", - заявил Ильхам Алиев.

Поэтому уже сейчас ведется подготовка к строительству еще одного газопровода до границы с Грузией, который будет проложен параллельно с азербайджанским участком трубопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Предварительно подсчитано, что на строительство этой магистрали протяженностью чуть более 400 километров и сооружение на территории Грузии двух мощных насосно- компрессорных станций для увеличения объемов экспорта азербайджанского газа в Европу потребуется порядка 3 миллиардов долларов.



Превращаясь постепенно во влиятельного игрока на мировом энергетическом рынке, Азербайджан неизменно повторяет, что для него нефть и газ - это не только средство для наращивания экономической мощи и экономической независимости страны, но и возможность обретать новых друзей, партнеров, расширять региональное сотрудничество. Так что газ - это не только экономический, но и весомый политический фактор, который официальный Баку стремится использовать для укрепления своих позиций в регионе и за его пределами, исходя из национальных интересов страны.

Благодаря энергоресурсам Азербайджан сумел привлечь в страну многомиллиардные иностранные инвестиции, вывести ее из глубокого экономического кризиса, создать разветвленную и достаточно солидную для небольшого государства инфраструктуру, и не только в энергетическом секторе, в разы увеличить свои золотовалютные резервы, которые уже приблизились к 30 млрд долларов. Доходы от нефти и газа идут на повышение благосостояния населения, реализацию масштабных социальных проектов, развитие "человеческого капитала", ненефтяного сектора экономики, информационно-коммуникационных технологий, где страна также обеспечивает ведущие позиции в регионе, и замахнулась уже на вывод на орбиту собственного искусственного спутника. Поэтому эксперты не исключают, что Азербайджан постарается использовать газовый аргумент и для решения своей главной проблемы - урегулирования нагорно-карабахского конфликта.--0--

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет