МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИФМИП______
Е.Ю.Булыгина
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Журналистское мастерство»
Специальность: 030601.65 Журналистика
Специализация: Средства массовой информации
Статус дисциплины: ДС. Ф.5.8
Новосибирск 2012
Одобрено: кафедрой журналистики
Протокол №8 от 2012г.
Зав. кафедрой: Евдокимова Е. В., к.п.н., доцент_______
Рекомендовано: Советом ИФМИП
Председатель Совета:_________Е. Ю. Булыгина
«____ »____________ 2012г.
Аннотация
УМКД по курсу «Журналистское мастерство» составлен на основе ГОС ВПО по направлению Журналистика, утвержденному 10.03.2000, и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ.
В основу курса положена модель проблемного обучения.
УМКД по курсу «Журналистское мастерство» предназначен для студентов 4 – 5 курсов, обучающихся по специальности «Журналистика»
Составители: Е. Ю. Агамян, к.соц.н., доцент
Ю. Л. Тригубович, доцент
Рецензент: Л. Н.Кислая, к.ф.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ
Программа дисциплины…………………………………………………………4
Материалы к практическим и лабораторным занятиям………………………19
Методические рекомендации для преподавателя……………………………..59
Методические рекомендации для студентов…………………………………..60
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДЕНА
Советом ИФМИП
Председатель___________/Е. Ю. Булыгина/
« » _____________ 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры
журналистики
Протокол № 8 от «23» мая 2012г.
Зав.кафедрой _________/Е. В.Евдокимова/
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДС. Ф5.8. Журналистское мастерство
Специальность 030601.65 «Журналистика»
Специализация: Средства массовой информации
Составитель: Е. Ю. Агамян, канд.соц.. наук, доцент
Ю. Л. Тригубович, доцент
Новосибирск 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Журналистское мастерство» имеет прикладную направленность. Состоит из двух частей. Одна ориентирована на журналистскую специализацию «печать», другая – «телевидение». На занятиях используются различные формы организации деятельности студентов: индивидуальные, парные и групповые. Предлагаемые учебные задания, помогают освоить студенту на практике особенности редакционных заданий современных СМИ.
Благодаря разноплановым заданиям и кейсам, студенты точнее представляют производственные требования, уровень ответственности и степень сложности работы в разных видах средств массовой коммуникации.
Задания строятся по принципу: «Придумай, сделай, отредактируй». То есть от студента требуется попробовать себя в нескольких журналистских ипостасях: копирайтера, корреспондента и редактора.
По возможности некоторые из выполненных заданий (печатные материалы и видеосюжеты) размещаются в региональных СМИ.
Помимо этого студентам предлагается создать временный творческий коллектив (ВТК) и создать медийный студенческий продукт от начала до конца, пройти все этапы, присущие становлению и развитию редакции. То есть помимо журналистских навыков студенты приобретают навыки командообразования, целеполагания и работы на результат.
На дневном отделении 168 часов аудиторных занятий в 8 и 9 семестрах, на ОЗО – 42 аудиторных часа. Курс завершается экзаменом.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель - курс призван отработать навыки оперативного создания медийного продукта в заданных редакционных обстоятельствах.
Задачи:
1. Научить студентов оперативно и качественно работать с материалом на телевидении и в газете.
2. Выработать навык выделять главное в событии, отработать на практике умение эффективной работы с информацией.
3. Закрепить умение анализировать ситуацию с журналистской точки зрения.
4. Развивать у студентов критическое мышление журналиста.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студенты должны освоить решение всех вышеперечисленных задач.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
436
|
8 - 9
|
Лекции
|
|
8-9
|
Практические занятия
|
168
|
8 - 9
|
Вид итогового контроля
|
Экзамен – 36 ч.
|
9
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.
|
Тема
|
Ауд.
|
СР
|
|
Часть 1. Пресса
|
|
|
1.
|
Предмет и задачи курса. Анализ основных категорий. Их значение для профессиональной журналисткой деятельности. Описание тем для самостоятельной работы студентов. Распределение заданий. Тестирование студентов.
|
12
|
14
|
2.
|
Понятие зарисовки. Свойства зарисовки. Понятие одномоментности, локальности. Автор как герой и создатель зарисовки. Место автора в тексте зарисовки. Виды зарисовки: портретная, пейзажная, производственная, бытовая. Образность в зарисовке. Способы передачи.
|
12
|
16
|
3.
|
Заметка как оперативная форма подачи информации. Жанровые характеристики заметки (точность, краткость, лаконичность стиля). Принцип «Перевернутой пирамиды». Мягкая и жесткая новость. Понятие «информационный повод». Структура заметки (заголовок, лид, основная часть). Объективность. Специфика подачи информации в печатной и интернет-журналистике.
|
12
|
14
|
4.
|
Интервью как метод получения информации и как жанр журналистики. Стадии работы над интервью: от подготовки к вычитке. Стили интервью (провокационный, беседа и др.). Принципы создания, типы вопросов. Создание вопросника. Виды интервью. Интервью-диалог. Интервью-опрос. Интервью-беседа. Интервью-портрет.
|
12
|
14
|
5.
|
Понятие жанра «репортаж». Принципы создания: роль автора, динамичность, детали, оперативность. Фабула репортажа. Время и пространство. Методы создания репортажа. Включенное и «внешнее» наблюдение. Репортаж с экспериментом. Виды репортажа: проблемный, событийный, познавательный.
|
12
|
14
|
6.
|
Аналитический материал. Тематика. Подбор фактической базы. Методы анализа. (Сопоставление, противопоставление и т.д.)
|
12
|
16
|
7.
|
Журналистское расследование. Тематика. Жанр или способ? Детали. Время и пространство. Правила безопасности.
|
12
|
16
|
|
Часть 2. Телевидение
|
|
|
1.
|
Особенности 1 части курса. Требования.
Результативность
|
12
|
16
|
2
|
Социальные функции телевидения
|
12
|
16
|
3
|
Виды стендапов, значение лайфов в сюжете
|
12
|
16
|
4
|
Культура телевизионной речи. Речь журналиста в эфире, мастерство эфирного выступления
|
6
|
16
|
5
|
Эффект Кулешова, появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.
|
6
|
16
|
6
|
Телевизионный сценарий. Особенности написания телевизионного сценария. Виды сценариев.
|
12
|
16
|
7
|
Специальный репортаж как особый жанр. драматургия специального репортажа.
|
12
|
16
|
8.
|
Верстка выпуска. Верстка выпуска является одной из важнейших составляющих выпуска новостей.
|
12
|
16
|
|
Итого:
|
168
|
232
|
ОЗО. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1.
|
Понятие зарисовки. Свойства зарисовки. Понятие одномоментности, локальности. Автор как герой и создатель зарисовки. Место автора в тексте зарисовки. Виды зарисовки: портретная, пейзажная, производственная, бытовая. Образность в зарисовке. Способы передачи.
|
6
|
50
|
2.
|
Заметка как оперативная форма подачи информации. Жанровые характеристики заметки (точность, краткость, лаконичность стиля). Принцип «Перевернутой пирамиды». Мягкая и жесткая новость. Понятие «информационный повод». Структура заметки (заголовок, лид, основная часть). Объективность. Специфика подачи информации в печатной и интернет-журналистике.
|
4
|
48
|
3.
|
Интервью как метод получения информации и как жанр журналистики. Стадии работы над интервью: от подготовки к вычитке. Стили интервью (провокационный, беседа и др.). Принципы создания, типы вопросов. Создание вопросника. Виды интервью. Интервью-диалог. Интервью-опрос. Интервью-беседа. Интервью-портрет.
|
6
|
48
|
4.
|
Понятие жанра «репортаж». Принципы создания: роль автора, динамичность, детали, оперативность. Фабула репортажа. Время и пространство. Методы создания репортажа. Включенное и «внешнее» наблюдение. Репортаж с экспериментом. Виды репортажа: проблемный, событийный, познавательный.
|
6
|
50
|
5.
|
Понятие о современном телевидении. Телевизионные жанры.
|
2
|
48
|
6.
|
Социальные функции телевидения
|
6
|
48
|
7.
|
Виды стендапов, значение лайфов в сюжете
Верстка выпуска. Верстка выпуска является одной из важнейших составляющих выпуска новостей.
|
6
|
50
|
8.
|
Культура телевизионной речи. Речь журналиста в эфире, мастерство эфирного выступления
|
6
|
52
|
|
Итого
|
42
|
394
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Предмет и задачи курса, его структура, профессиональная направленность. Связь с другими курсами ( культура речи, история журналистики, технология самостоятельной работы)
Часть 1. Пресса
Основные понятия жанров: зарисовка, заметка, интервью, репортаж, аналитический материал, журналистское расследование.
Анализ журналистских текстов на определение жанров, структуры текста и способов изложения.
Профессиональная этика и правовые основы в ходе создания журналистских текстов.
Точность и достоверность как основное условие соблюдения этических
и правовых норм в журналистике. Трудности, связанные с соблюдением этических норм в журналистике.
Источники информации. Нравственные аспекты взаимоотношений. Конфиденциальные источники информации.
Этические проблемы работы с конфиденциальными источниками информации. Этические проблемы работы с документами. Определение подлинности документов.
Особенности работы с фактами частной жизни человека. Этика ведения беседы. Психологические аспекты профессиональной этики журналиста.
Часть 2. Телевидение
Стендап – прием, который используется в телерепортаже, когда журналист находится в кадре, как правило, на месте освещаемого события и сообщает дополнительные подробности по данной теме. Зрителю хочется знать и видеть автора, понравившегося ему сюжета или человека, который донес до него важную новость первым.
Стендап делают для того, чтобы:
Усилить эффект присутствия.
- Подвести итог изложенным ранее фактам или рассказать о перспективах развития данного события
- Сконцентрировать внимание зрителя на важной информации, детали.
- Восполнить нехватку видеоряда.
Лайф – живая картинка с живым звучанием имеющая принципиальное смысловое значение. Камера – случайный свидетель событий, возникает ощущение скрытой камеры. Съёмки люфта требуют тщательной работы оператора. Важны не только картинка, но и звук (рубрика «без комментариев»).
Культура телевизионной речи. Основные понятия и объекты изучения культуры. Телевизионное выступление. Природа эмоций. Выступление - начало начал. Основа конфронтации адресата и адресанта. Проблемы
восприятия информации. Специфика телевыступления.
Эффект Кулешова — при монтаже в кино, появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом. Описан основателем русской школы кино Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, и более ранних статьях.
Смысл осуществлённого Львом Кулешовым эксперимента заключался в следующем.
Сначала была осуществлена съёмка крупного плана актёра Мозжухина, когда он сидит и просто смотрит куда-то. Для эксперимента были сняты также 3 другие плана: тарелка горячего парящего супа, ребенок в гробу и молодая девушка на диване, после чего плёнка с планом актёра была разрезана на три части и склеена отдельно с кадрами тарелки наполненной супом, с кадрами ребёнка в гробу и с кадрами девушки на диване. Каждый из получившихся монтажных кусков, с портретом Мозжухина в начале, Кулешов продемонстрировал небольшой аудитории состоящей из его коллег по кинопроизводству.
Все зрители, посмотревшие фрагменты, независимо друг от друга пришли к выводу, что на первом фрагменте герой хочет поесть и привлечён хорошим обедом, во втором — опечален смертью младенца, в третьем — очарован девушкой. Но на самом деле выражение лица актера во всех трех случаях было одинаковым.
Эксперимент убедительно показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего. Это явление было названо «эффектом Кулешова».
Сам эксперимент приобрёл мировую известность и наряду с «географическим» экспериментом Кулешова стал хрестоматийным объяснением двух главных функций монтажа в кино.
Вёрстка. Особенности вёрстки телепрограммы.
Вёрстка – расстановка сюжетов в определенном порядке в зависимости от их важности. Вёрстка программы новостей даёт зрителю понять, что на сегодняшний день актуальнее, важнее. В. зависит от:
1.Концепции и стиля программы;
2.Качества сюжетов;
3.Оперативноти снятого сюжета + возможности сыграть на опережение конкурента;
4.Субъективный фактор верстки выпуска новостей;
5.Драмматизм события.
Структура программы – совокупность хронометража программы, особенности подачи анонсов, наличие/отсутствие блоков новостей культуры/спорта.
Телевизионный сценарий. Особенности написания телевизионного сценария. Виды сценариев.
Сценарий – это литературное произведение особого рода, это описание будущего экранного произведения.
Сценарием называли план, конспект драматического произведения, который представлял собой краткое описание действия и порядок следования сцен. И само слово «сценарий» возникло от театрального понятия «сценариус» – так называли человека за сценой, указывающего актерам, когда им выходить на сцену и с какой стороны кулис, а также следящего за своевременным вступлением в действие всевозможных сценических эффектов. Из театра термин «сценарий» перешел в кинематограф. Пока уровень последнего не поднялся за грань аттракциона, под сценарием подразумевали листок бумаги с записью выходов актеров перед киноаппаратом. Медленно и постепенно, развиваясь вместе с кино, сценарий из списка «явлений» пьесы превращался в произведение литературы. В своем первоначальном виде он давал лишь . Со временем описание действия становилось все более подробным.
Сценарий – не начальный, а промежуточный этап работы над документальным произведением. Он завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор, формулировку темы) и одновременно является началом нового периода – съемочного.
Под определённую тему ищет такой жизненный материал, который помог бы ему раскрыть ее наиболее полно и ярко. (пример)
Работа над сценарием телеочерка:
– первое знакомство с жизнью объекта и героев (на месте или по источникам);
– конкретизация темы, проблемы, идеи на избранном автором материале действительности;
– написание заявки, обсуждение ее с редактором и режиссером, утверждение темы и заявки редакцией;
– первый, а иногда повторный выезд на объект, детальное его исследование, изучение, выбор персонажей, событий, которые войдут в будущую передачу или фильм;
– написание сценария;
– утверждение сценария редакцией.
Заявка – это сложившийся замысел. Она решает две задачи:
развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, так как является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария. Обычно заявка возникает на том этапе, когда драматург выбрал тему, разобрался в проблеме, знает главных героев, места съемки; он представляет себе принцип композиционного решения, жанр, даже отдельные эпизоды будущего сообщения. К моменту создания заявки автор должен ясно знать, что он хочет поведать зрителю. Ведь заявка должна убеждать сразу, с первого прочтения.
Форма и объем заявки не регламентированы. В заявке могут быть изложены отдельные эпизоды будущего сценария, иногда – предыстория произведения с объяснением, что именно привлекло автора к этой теме, а также рассказ от имени автора, самого героя или нескольких героев и т. д.
Специальный репортаж как особый жанр. Драматургия специального репортажа. Репортажность – имманентное, природное свойство телевидения. Соответственно репортаж – наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики. Важно отметить, что сообщение новостей на телевидении является целью и других информационных жанров. Но именно в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого жанра. Драматургия специального репортажа. Подготовительные процессы создания специального репортажа. Синопсис. Авторизация (стендап и появление в кадре). Документализация. Лайфы и люфты. Закадровый текст. Требования к авторскому языку.
Литература
Часть 1. Пресса
Основная литература
-
Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб.: Питер, 2008. – 235 с. – 8 экз.
-
Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики: учебное пособие. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009. – 528 с. – 7 экз.
-
Черникова Е.В. Грамматика журналистского мастерства : шаги к успеху / Е. В. Черникова. - Москва : Университетская книга : Школа издательского и медиа бизнеса, 2011. - 240 с. : ил. - (Азбука творчества и мастерства). - ISBN 978-5-9792-0031-6 (Университетская книга). - ISBN 978-5-4160-0004-2 (Школа издательского и медиа бизнеса).
-
Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста : учебное пособие / Е. В. Черникова. - Москва : Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. - 414 с. - (Artifex) (Журналистика). - Библиогр.: с. 401-403. - ISBN 978-5-4160-0018-9.
-
Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста : учебник по направлению "Журналистика" : для бакалавров и специалистов : стандарт третьего поколения : рек. УМО вузов РФ / М. Н. Ким. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 400 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 394-395. - ISBN 978-5-49807-909-7.
Дополнительная_литература'>Дополнительная литература
Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М., 1989
Дзялошинский И. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984
Олешко В. Ф. Журналистика как творчество: Учебное пособие. М., 2003.
Черникова Е. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005. Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. – М., 1996.
Засурский Я. Н. Искушение свободой. – М., 2004.
Краткий юридический справочник для журналиста. – М., 1996.
Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. – М., 1997.
Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах. – М., 1997.
Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2001.
Что нужно учитывать, когда берешь интервью? http://www.journ-lessons.com/litra.html
Информационные жанры. Интервью http://www.journ-lessons.com/litra.html
Интервью как жанр журналистики http://www.journ-lessons.com/litra.html
Леонид Плешаков. "Интервью: проход по минному полю" http://www.journ-lessons.com/litra.html
в) программное обеспечение – не требуется
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Google, Yandex, Rambler, Консультант-Плюс.
Часть2. Телевидение.
Основная
1. Агамян Е. Ю. Основы тележурналистики : учебное пособие / Е. Ю. Агамян ; Новосиб. гос. пед. ун-т . - Новосибирск : Гаудеамус, 2011. - 224 с.
2.Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения : [учебное пособие для вузов] . М. : Аспект Пресс, 2011. - 190 с. - Библиогр.: с. 186-188.
3. Ермилов А. Живой репортаж : профессиональные советы тележурналисту. М. : Аспект Пресс, 2010. - 112 с.
4. Рохлин А. М.. История отечественного телевидения. – М. : Аспект Пресс, 2008. - 127 с
5. Корчагин П. П. В СССР секс был!!! : Как мы строили телемосты / П. П. Корчагин, С. В. Скворцов ; гл. ред. Г. Терещенко ; ред. Л. Скворцова и др.. - Москва : Инфомедиа Паблишерз, 2007. - 296 с.
6.Цвик В. Л. Телевизионная журналистика : учебное пособие для вузов по специальности "Журналистика" : рек. УМЦ. М. : Юнити, 2009. - 495 с. : табл. - (Медиаобразование). - Библиогр.: с. 489-492.
Дополнительная
1.Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста : учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Журналистика" : доп. М-вом образования РФ. М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 2004. - 320 с.
2. Телевизионная журналистика: учебник для вузов по направлению и специальности "Журналистика" : рек. М-вом образования РФ / редкол.: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. .М. : Изд-во Моск. ун-та : Высшая школа, 2002. - 304 с. - Библиогр.: с. 297-298
3.Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ : учебное пособие . Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания и др.. М. : МГУ, 2004. С. 400
4.Поберезникова Е. В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. - 222 с. - (Телевизионный мастер-класс). - Библиогр.: с. 220-221.
5. Янгиров Р. Другое кино : статьи по истории отечественного кино первой трети XX века. - Москва: Новое литературное обозрение, 2011. - 416 с. - (Кинотексты). - Библиогр.: с. 293-294
Макаллах К. В. Новости на ТВ: Пер. с англ. – М.: Мир, 2000. – 285 с.
Мастерство эфирного выступления. Учебное пособие // Под общ. ред. Б. Д. Гаймаковой. – М., 1996. – 166 с.
Мостепанова Ю. Телевизионные рейтинги: как избежать самообмана // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. – 2004. – №7.
Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. – 446 с.
Обзор российского телевидения. – М.: Интерньюс, 1997. – 114 с.
Образы ведущих новостных телепрограмм в экспертных оценках // Редколлегия: А. В. Шариков, С. Г. Давыдов, О. Г. Ивашкина. – М.: ВГТРК, 2000. – 52 с.
Орлова В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 168 с.
Падейский В. В. Проектирование телепрограмм: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 238 с.
Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ. – М., 2006.
Поздняков Н. К. Информационная телепередача. – М.: Искусство, 1998.
Половозрастная структура городской телеаудитории России в 1997 году // Под общ. ред. А. В. Шарикова. – М.: ВГТРК, 1998. – 136 с.
Полукаров В. Л., Грановский Л. Г. и др. Телевизионная и радиовещательная реклама: Учебное пособие. – М.: ИТК «Дашков и К», 2004. – 388 с.
Попа Е. И. Информация в структуре республиканского вещания. – Кишинев: Штиинца, 1989. – 119 с.
Правила технической эксплуатации средств вещательного телевидения (ПТЭ-СВТ). – М.: Радио и связь, 2000. – 176 с.
Привалова Н. К. Работа над видеосюжетом. – М.: ИПК РТР, 2001. – 95 с.
Розенталь А. Создание кино и видеофильмов как удивительный бизнес. – М.: Триумф, 2000. – 352 с.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 2002. – 208 с.
Руководство для создателей передач Би-Би-Си: Пер. с англ. – М.: ИПКРТР, 1995. – 130 с.
Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. – М.: Вагриус, 1999. – 416 с.
Саппак В. В. Телевидение и мы. – М.: Наука, 1988. – 178с.
Электронные ресурсы
-
Агамян, Елена Юрьевна. Основы тележурналистики [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Ю. Агамян ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : Гаудеамус, 2011. - 224 с. - Библиогр.: с. 177-185.
Эффективные методики проведения интервью [Электронный ресурс] / М. Е. Митасова. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 107 с. - (Бизнес-тренинг). - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". ISBN 978-5-211-05510-0.
2.Колесниченко, А.В. Практическая журналистика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Колесниченко. - Москва: МГУ, 2010. - 192 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 978-5-211-05510-0.
3. В творческой лаборатории журналиста [Электронный ресурс] : учебное пособие / сост. и общ. ред. В. М. Кривошеева. - Москва: Университетская книга, 2010. - 192 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 978-5-98699-129-0.
4. Шевчук, Денис Александрович. Журналистика [Электронный ресурс]: самоучитель-справочник / Д. А. Шевчук. - Москва : ЭКСМО, 2009. - 377 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 978-5-9989-0736-4.
5.Мельник, Галина Сергеевна. Общение в журналистике : секреты мастерства / Г. С. Мельник. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 235 с. : ил. - Библиогр.: с. 229-234. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 978-5-91180-470-1.
6.Катенёва, Ирина Геннадьевна. Теоретическая и практическая деятельность студентов-журналистов: методическое пособие для студентов специальности "Журналистика". Ч. 2: Летняя производственная практика / И. Г. Катенёва, Л. Н. Кислая, Е. Ю. Агамян ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2008. - 87 с. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.
МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Часть 1. Пресса
Практическое занятие № 1
Собрать в магазине (желательно в большом супермаркете) чеки (желательно с большим количеством покупок). По чеку составить портрет покупателя. Определить: пол, возраст, предпочтения, характер и т.д. (ЧЕК ПРЕДСТАВИТЬ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ.)
Практическое занятие № 2
Анализ представленного текста.
Определить: жанр (указать признаки жанра), структуру, образную систему, приемы и т.д.
Достарыңызбен бөлісу: |