Методические рекомендации по изучению дисциплины «Живопись портрета и фигуры» для специальностей 050602 «Изобразительное искусство»



Дата13.06.2016
өлшемі177.52 Kb.
#132048
түріМетодические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Живопись портрета и фигуры»
для специальностей 050602 «Изобразительное искусство»,
Пояснительная записка

Цель курса - дать профессиональные знания и навыки будущему педагогу, развить его творческие способности в области живописного портрета и фигуры, подготовить к самостоятельной творческой и учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе. Занятия живописью развивают у учащихся умения и навыки реалистического отображения окружающей действительности живописными средствами.

Задачей курса является – продолжение обучению технике масляной живописи при изображении портрета и фигуры с натуры, по памяти, представлению, воображению; развитие наблюдательности восприятия, памяти, представлений; овладение выразительными средствами живописи и умением применять их в художественной деятельности. При анализе конкретных методических вопросов опираться на теоретические основы. Это необходимо учитывать в материале каждой темы. При таком подходе практические задания будут действительно теоретической базой, и составит единый общеметодичекий блок по данному курсу.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:



Студент должен знать:

- историческое развитие искусства живописного портрета и фигуры и ее теоретические основы;

- технологию живописи и живописных материалов, технику живописи.

Студент должен уметь:

- писать с натуры, по памяти, по представлению, по воображению все объекты реальной действительности акварельными, масляными и другими красками;

- применять полученные знания для образного решения творческих задач;
Практическая работа.

Тема: Этюд одетой фигуры в интерьере (тематическая постановка с гипсовой фигурой или торсом) (холст, масло).

План:

1) Скомпоновать, нарисовать постановку в формате, написать с учетом характеристики цветового строя и особенностей освещения.



Задание для самостоятельной работы:

Этюд одетой фигуры в интерьере – продолжение, начатого на занятиях, задания.



Практическая работа.

Тема: Этюд однофигурный – обнаженная фигура в интерьере (холст, масло).

План:

1) Скомпоновать, построить и написать постановку, передав конкретность освещения и особенности цветового состояния.



Задание для самостоятельной работы:

Этюд однофигурный – обнаженная фигура в интерьере – продолжение, начатого на занятиях, задания.



Практическая работа. Контрольная работа.

Тема: Этюд двухфигурной постановки (одетые фигуры) ( холст,масло).

План:

1) Скомпоновать постановку в формате.

2) Нарисовать ее, написать, с гармонировав цвета с учетом освещения и взаимовлияния цветов.

Задание для самостоятельной работы:

Этюд двухфигурной постановки – продолжение работы, начатой на занятиях.



Рекомендуемая литература

Основная литература:




  1. Визер В. В. Живописная грамота : система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с.
    Атлас мировой живописи / авт.-сост. Н. В. Геташвили. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 368 с.

  2. Алексеев А. Компоновка пейзажа // Юный художник. – 2000. - №3. – С. 27 – 29.

  3. Алексеев С.С. О колорите. - М.; 1974.

  4. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.

  5. Беда Г.В. Введение в теорию живописи: учеб.пособие. – Краснодар: Кубан.ун-т, 1987. – 87 с.

  6. Беда Г.В. Живопись. - М., 1986.

  7. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

  8. Бенуа А. История русской живописи в 19 веке/Сост., вступ.ст., коммент.В.М. Володарского. – 3 изд. – М.: Республика, 1999.

  9. Визер В. В. Живописная грамота : основы искусства изображения / В. В. Визер. - СПб. : Питер, 2006. - 192 с.

  10. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – 2 изд., доп. – М.: Искусство, 1984.

  11. Гренберг Ю.И. Технология живописи. - М., 1982.

  12. Детский портрет в русской живописи 18 – начала 20 веков: Альбом /Авт.-сост. Г.Н. Голдовский. – Л.: Художник РСФСР, 1991.

  13. Е.А., Рахимова З.И. Миниатюра и литература Востока: Эволюция образа человека. – Ташкент: Изд-во лит.и искусства, 1987.

  14. Европейская живопись 13-20 веков: Энциклопед.словарь / Рос.Акад.художеств, Науч. – исслед.ин-т теории и ист.изобразит.искусств. – М.: Искусство; NOTA BENE, 1999.

  15. Живопись: Учебник для студ.вузов, обуч. по спец. «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности» / Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. и др. – М.: Владос, 2003.

  16. Живопись. Что о ней должен знать современный человек / Сост. Трибис Е.Е. – М.: Рипол Классик, 2003.

  17. Ломоносова М. Т.
    Графика и живопись : учеб. пособие / М. Т. Ломоносова. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 202, [6] с.

  18. М.И. Об искусстве портрета. – М.: Искусство, 1975.

  19. Михайлов А.М. Искусство акварели. - М., 1995.

  20. Никодеми Г.Б. Техника живописи. – М.: 2003.

  21. Основы техники рисования цветов акварелью / Под ред. Р. Вульф.; Пер. с англ. П.А. Самсонова; Худ.обл. М,В, Драко. - Мн.: Попурри, 2003.

  22. Паранюшкин Р. В. Цветоведение для художников. Колористика : [учеб. пособие для студ. высш. и сред. худож. учеб. заведений] / Р. В. Паранюшкин, Г. Н. Хандова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 93 с. : цв. ил. - (Школа изобразительных искусств). - Библиогр.: с. 92 .
    Свешников А. В. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения : учеб. пособие для студ. худож. фак. / А. В. Свешников. - М. : Университетская книга, 2009. - 272 с.

  23. Паранюшкин Р. В., Шашков Ю. П. Живопись и ее средства : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050602(030800) - изобраз. искусство / Ю. П. Шашков ; М-во образования и науки РФ, УМО РФ по пед. образованию, Моск. открытый соц. ун-т. - М. : Трикста : Академический Проект, 2006. - 128 с. : ил. - (Серия "Gaudeamus").

  24. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М.: Интерпракс, 1994.

  25. Рубино П. Кульптурный портрет в глине : увлекательное путешествие в мир творческих и технических возможностей портретной скульптуры / П. Рубино ; [пер. с англ.]. - М. : АСТ : Астрель, 2006 ; М. : Астрель, 2006. - 158 [2] с.

  26. Рычкова Ю.В. Краткая история живописи. – М.: Рипол Классик, 2002.

  27. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М., 1980.

  28. Энциклопедия натюрморта/Авт.-сост. Останина С.П. – М.: Олма-Пресс Образование, 2002.

  29. Яшухин А.П. , Ломов С.П. Живопись. - М., 1999

  30. Яшухин А.П. Живопись. - М., 1985.

Дополнительная литература:


1.Гагарин Б.Г. Пути совершенства методов обучения акварельной живописи / в системе подготовки учителей изобразительного искусства /. Дисс.на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1974. – 158 с.

2.Золотов Ю.К. Французский портрет 18 века: Альбом. – М.: Искусство, 1968.

3.Импрессионизм: История, картины, биографии / Сост. И.Г. Мосин. – СПб: Изд. дом «Кристалл», 2002.

4.Импрессионизм: Мастера, предшественники и последователи : Энциклопедия / Сост. Грицак Е.Н. – М.: Эскмо, 2003.

5.Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. – М.: Изд-во Акад.художесв СССР, 1952. – 224 с.антор А.М. Предмет и среда в живописи. Проблемы взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. – М.: Сов.художник, 1981. – 127 с.

6.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Высш.шк., 1997. – 271 с.

7.Курочкина К.А. Знакомство с натюрмортом. – Сиб, - 1958. – 110 с.

8.Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. – М.: Сов.художник, 1983. – 375 с.

9.Основы живописи/ Пер. с исп. О. Вартановой. – С. – Пб.: АОЗТ «Весант», 1994. – 128 с.

10.Прокофьев Н.И. Натюрморт. Учебное пособие по живописи для студентов ХГФ педагогических вузов. – М.: Московский педагогический государственный университет, 1999. – 65 с.

11.Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г., Рисунок и живопись: Учебник для средн. спец. учеб. заведений – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 216 с.

12.Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955.

13.Сказка в творчестве русских художников / Авт.текста и сост.альбома Н.Ф. Шанина. – М.: Искусство, 1960.

14.Соколова Е.И. Фигура человека в живописи: Учеб.пособие. – М.: Моск.Архитек.ИН-Т, 1988. – 70 с.

15.Старк В.П. Портреты и лица: 18 – середина 19 века. – СПб: Искусство – СПб, 1995.

16.Тоновые и цветовые отношения в живописи. – М.: Советский художник, 1964. – 75 с.

17.М. Паррамон Вильясало Как рисовать портрет. М., Арт – родник, 2000. – 111 с.

18.Хосе М. Паррамон Вильясало Как писать натюрморт. М., Арт – родник, 2000. – 112 с.



19.Энциклопедия русской живописи: Русская живопись 19 – 20 веков / Под ред. Т.В. Калашниковой. – М.: Олма-Пресс, 1999.


Словарь терминов (глоссарий)

А секко, фреско а секко – разновидность техники стенных росписей. В отличии от чистой фрески живопись а секко выполняется по высохшей штукатурке красками, растертыми на растительном клее, яйце или смешанным с известью.

Абрис – линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.

Автопортрет – портрет, в котором художник изображает самого себя.

Автотипия – тоновая цинкография, один из наиболее распространенных видов репродукции, воспроизведение средствами высокой печати тоновых оригиналов (фотографий, живописи, акварели и т.д.).

Акварель – краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.

Алла прима – этюдная манера письма, способ исполнения живописного произведения за один сеанс, в один прием.

Аль фреско – классическая разновидность монументальной живописи. Выполняется по свежей сырой штукатурке без последующих изменений и дополнений. Основана на использовании извести и известкового раствора в качестве связующего.

Анималист – художник, изображающий животных, мастер анималистического жанра.

Анималистический жанр, Анимализм – изображение животных в живописи, скульптуре и графике.

Архитектурный пейзаж – одна из типологических разновидностей пейзажной живописи. Основан на изображении архитектурных сооружений.

Ахроматические цвета – серые цвета от чистого белого до черного, которые не имеют цветового тона, различаются между собой только по светлоте и характеризуются коэффициентами отражения.

Барбизонская школа. Термин объединяет деятелей французских живописцев 1-й пол. Х1Х в., заложивших традиции французского реалистического пейзажа.

Батальный жанр – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи, отчасти также графики и скульптуры), связанный с изображением битв, военных походов, ратных подвигов, разнообразных боевых действий и эпизодов военной жизни.

Блик – элемент светотени, наиболее светлое место на освещенной (главным образом, блестящей) поверхности предмета.

Бытовой жанр. Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но не редко их можно увидеть и на листах станковой графики и в скульптуре.

Бытовой портрет. Термин, принятый для обозначения портретов «среднего сословия» - купцов, мещан, священнослужителей и зажиточных крестьян.

Валер – понятие, связанное в живописи со светосилой. Этим термином обычно обозначают тончайшие переходы светотени (полутона), которые определяются конкретными условиями освещения и воздушной среды.

Ватман – сорт бумаги ручного отлива.

Ведута – пейзаж, точно передающий вид определенной местности.

Воздушная перспектива – изменения в цвете и ясности очертаний по мере удаленности расположенных предметов.

Восковая живопись. Разновидность живописной техники, основанная на применении воска в качестве связующего.

Галантный жанр – специфическая разновидность бытового жанра, получившая развитие в творчестве А. Ватто, его последователей (Ж.Б. Патера, Н.Ланкре) и имитаторов последующих эпох, развивавших аналогичные темы в живописи и графике.

Гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого, в частности в художественном произведении, обусловливающие его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство.

Графитовый карандаш – появился в XVI в. в связи с открытием в Англии месторождения графита. Графит распиливали на карандашные стержни, которые для предупреждения частых поломов и загрязнения рук, обматывали по всей длине тесьмой, разматывающейся по мере исписывания графита. В дальнейшем для устранения этих недостатков графит стали смешивать со смолой и сурьмой, а в конце XVIII в. – с глиной, после чего обжигали. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Далее, их стали вклеивать в деревянные пеналы – так появились карандаши известного нам типа.

Гризайль – техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты).

Грифель – древнейший инструмент рисовальщика.

Грунт – специальный состав, которым покрывают холст, картон и любое другое основание для выполнения живописных работ, т.е. связующее звено между холстом и красками.

Групповой портрет – портрет, на котором изображено несколько людей.

Гуашь – краски, а также произведения искусства, выполненные этими красками.

Деисус – в древнерусском искусстве композиция с изображением Иисуса Христа в центре и молитвенно обращенных к нему Богоматери (слева) и Иоанна Крестителя (справа) или двух ангелов по сторонам.

Деталь – в произведениях изобразительного искусства значащие мелкие подробности, выразительные предметы и их особенности, характеризующие героев или среду их бытия.

Динамичность – в изобразительном искусстве: движение, отсутствие покоя.

Диптих – двухчастный складень с рельефными или живописными произведениями.

Дополнительные цвета – любые два цвета, которые при оптическом (аддитивном) смешении в соответствующих пропорциях образуют белый цвет, а при механическом смещении дают оттенки пониженной насыщенности.

Драпировка – ткань, свободно падающая или собранная в красивые складки. Основная роль драпировки в искусстве – гармонировать с фигурой и образом человека и даже по-своему служить истолкованию образа.

Жанр – область искусства, ограниченная тематическим кругом. В различных видах изобразительного искусства различают жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, батальный.

Жанровая живопись – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни; термин употребляется преимущественно в отношении к живописи и равнозначен здесь выражению «бытовая живопись» и «бытовой жанр».

Живописность – в реалистическом искусстве некоторые специальные свойства художественного исполнения станковой живописи, отражающие объективные качества предметного мира.

Живопись – один из главных видов изобразительного искусства. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную.

Жухлость – нежелательные изменения в высыхающем красочном слое, из-за которых живопись лишается свежести, теряет блеск, звучность красок, темнеет, становится черноватой.

Замысел – в искусстве конкретное и целостное представление об основных чертах содержания и формы художественного произведения, сложившееся в творческом воображении художника до начала практической работы над ним.

Зрение цветовое – способность наблюдателя (художника) одновременно воспринимать цветовые тона, светлоту и насыщенность объектов натуры.

Иллюзионистическая живопись – имитация объективной реальности, правдоподобие, граничащее с иллюзией, обманом зрения и создающее впечатление реального существования изображенного пространства и предметов.

Интенсивность цвета – качество цвета, которое зависит от его спектральной чистоты.

Исторический жанр – изображение конкретных исторических событий прошлого и настоящего, а также мифологических сюжетов.

Кабинетная живопись. Условный термин для обозначения произведений станковой живописи небольшого или среднего формата.

Какэмоно – японская живопись на свитках.

Канон – совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений; также произведение, служащее нормативным образцом.

Карикатура – изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее характерные особенности объекта.

Картина – полотно, холст – законченное станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, более или менее изолирующегося от окружения.

Картон – особо толстая бумага (толщина не менее 0,5 мм.). получают картон путем склеивания многих слоев тонкой бумаги, а также отлива.

Кисти художественные – инструмент для смешивания и нанесения красок на основу. Для масляной живописи применяются плоские щетинистые кисти, дающие характерный в этой технике пластический мазок разной густоты, мазок-мозаику, гранящий форму. В акварельной живописи применяются круглые беличьи или колонковые кисти. Бывают также куньи, барсучьи, собольи, хорьковые и др.

Клеевые краски – сухие краски, выпускаемые в порошках и смешиваемые самим художником с клеевой водой.

Колорит – характер взаимосвязи всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй. Главное его достоинство – богатство и согласованность цветов, соответствующих самой натуре, передающих в единстве со светотенью предметные свойства и состояние освещенности изображаемого момента.

Композиционный центр – то место произведения, на котором художник прежде всего останавливает внимание зрителя, концентрируя в нем большую часть смыслового содержания.

Композиция – присуща всем видам искусства. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые ещё смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего художником содержания.

Контраст – в изобразительном искусстве широко распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усвоению.

Контраст цветов (одновременный) – изменение одних цветов под влиянием других, их окружающих.

Контраст цветов (последовательный) – изменение одних цветов под влиянием других, предварительно наблюдавшихся цветов.

Корпусная живопись – живопись, выполненная плотными, густыми мазками: её красочные слои непрозрачны и часто имеют рельефную фактуру.

Лак – раствор природных или синтетических смол, а также препарированных растительных масел в летучих растворителях.

Лепка формы цветом – процесс моделирования предмета, выявление его объема и материала цветовыми оттенками с учетом их изменения по светлоте и насыщенности.

Лессировка – это прием живописной техники, позволяющий получить нужные цвета и оттенки наложением одного прозрачного красочного слоя на другой.

Локальный цвет – 1) цвет, характерный для окраски данного предмета. Локальный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих цветов и т.д; 2) в живописи – взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.

Мазок – след кисти с краской, оставленный на основе (холсте, картоне, бумаги и т.д.).

Манера – художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.

Марина – морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море.

Маринист – художник, специализирующийся в области марины.

Масла (растительные) – основные пленкообразующие компоненты художественных красок.

Масляная живопись – разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла (отбеленного льняного, орехового, подсолнечного) в качестве основного связующего вещества, а также на определенных приемах работы с красками.

Масляные краски – данные краски начали применяться еще с XV века. Готовят их на основе минеральных и органических красителей (тонко растертые порошки), обладающих достаточной светостойкостью и постоянным химическим составом. Связующим веществом служат специально обработанные высыхающие масла (чаще всего льняное), оттуда краски и получили свое название.

Мастихин – это разновидность ножа с закругленной ручкой и закругленным лезвием из гибкой стали, но без режущего края.

Мифологический жанр – ответвление исторического жанра в классической живописи. Мифологический жанр черпал сюжеты из неисчерпаемого источника древней, преимущественно античной мифологии и античной литературы ( «Одиссея», «Илиада», «Энеида» и пр.).

Многослойная живопись – важнейшая техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевки, прописки, лессировки), разделенных перерывами для полного высыхания красок.

Модель – большей частью живая натура , главным образом – человек.

Мольберт (отсюда определение «станковая живопись») – станок, необходимый художнику для поддержки нужного наклона картины во время работы.

Муштабель – это легкая деревянная палочка длиной около метра с закругленным концом. Её можно использовать как опору., когда вы прописываете очень тонкие детали или боитесь размазать ещё не высохшие краски.

Набросок – быстрый рисунок.

Натура – предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу.

Область спектра (видимая) – видимые цветовые оттенки, от красного до фиолетового. В указанном интервале длин волн условно различаются семь цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Обманка – специфический жанр натюрморта: изображение, создающее иллюзию реальности.

Основные цвета – три цвета ( киноварно-красный, кадмий желтый и ультрамариново-синий), которые при смешивании дают наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых оттенков.

Отмывка – акварельная техника с использованием очень жидкой краски или туши.

Оттенок – градация цветового тона в пределах одного цвета; малозаметное изменение основного цвета под влиянием другого.

Палитра – это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на холст. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттеки цвета.

Пастель – представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи и графики, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.

Пленэр – правдивое изображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в природных условиях, т.е. под открытым небом, при активном влиянии света и воздуха.

Пленэрная живопись – живопись под открытым небом.

Поверхностные цвета – цвета, выявляющие рельефы и фактуру поверхности.

Подмалёвок – одна из первоначальных стадий работы над картиной, главным образом в масляной многослойной живописи.

Подрамник – деревянный каркас в виде рамки с одной или двумя перекладинами (или без перекладин в случае небольшого формата), на который натягивается холст для живописи.

Полотно, холст – в живописи – основа из прочной ткани, преимущественно применяющаяся в загрунтованном виде.

Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей.

Портретист – художник, работающий в портретном жанре, посвященном изображению конкретного человека или группы людей.

Разбавители. Для акварельных и гуашевых красок единственный разбавитель – вода. Для разбавления масляных красок применяются составы скипидарного происхождения.

Рама. Активно участвует в эстетическом воздействии, выполняя две основные функции. С одной стороны, рама концентрирует, как бы собирает внутрь впечатление зрителя от картины, с другой – замыкает – ограничивает картину от внешнего мира.

Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

Светлота цвета – одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов; относительная яркость; характеристика поверхности, связанная с её отражательной способностью.

Светлотные (яркостные) отношения – относительные отличия цветов по светлоте (яркости).

Светосила – термин, имеющий отношения к светотени. В живописи – степень насыщенности цвета светом, сравнительная степень светлоты цвета по отношению к другим соседним цветовым тонам. В графике – степень светлоты одного тона по отношению к другому, находящемуся рядом с ним.

Светотень – градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме.

Сепия – материал графики. Прозрачная жидкая коричневая краска.

Составные цвета – цвета, которые получаются при смешивании красок.

Стаффаж – мелкомасштабные изображения людей и животных в пейзажной композиции.

Сухая кисть – в живописи и графики вспомогательный технический прием, состоящий в работе жесткими щетинистыми кистями слабо насыщенными красками.

Сфумато – в живописи и графики термин, связанный с живописью итальянского Возрождения начиная с Леонардо да Винчи и означающий мягкость исполнения, неуловимость предметных очертаний как результат определенного художественного подхода.

Сюжетно-тематическая картина – смешение традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в художественной практике 1930-х гг.

Тематическая композиция – в советской художественной критике термин, заменяющий и объединяющий понятия «жанровая композиция», «историческая композиция» - «идейно-значительное произведение, тема которого представляет живой интерес для народа».

Темпера – красочный материал для темперной живописи. В качестве связующего служит эмульсия в виде смеси масла с водным клеевым раствором.

Теплые и холодные цвета. Теплые цвета ассоциируются с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красный, красно-оранжевый, желто-зеленые. Холодные цвета ассоциируются с цветами воды, льда и др. холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.

Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства.

Тональная живопись – монохромная живопись, выполненная градациями одного цвета.

Холст – основа под масляную и темперную живопись.

Хроматические цвета – цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим их один от другого.

Цветовая гамма – основные отношения цветовых тонов, преобладающие в произведении и определяющие характер его живописного решения ( например, картина написана в холодной гамме ).

Цветовая гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого, в частности в художественном произведении, обусловливающее его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство.

Цветовой круг состоит из цветов замкнутого спектрального ряда. Его можно разделить по диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую половину круга – зелено-голубые, голубые, синие и сине-фиолетовые.

Цветовой тон – качество хроматического цвета, при определении которого цвет называют красным, желтым, синим, голубым и т.д.

Цветовые отношения – различия цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.

Эскиз – подготовительный набросок этюда или картины.

Этюд – работа, выполненная с натуры.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет