Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 7 Литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература



Дата25.06.2016
өлшемі213 Kb.
#158011
түріМетодические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД(М).Ф.7 Литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

(4 курс, 7 семестр)
1.1 Автор программы: Пожидаева О.В., канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии
1.3 Пояснительная записка

Цель освоения дисциплины – дать студентам знание основных закономерностей построения художественного произведения и исторического развития литературы как в теоретическом аспекте, так и в практических применениях своего общекультурного развития в журналистской работе, связанной с подготовкой и анализом различного рода текстов. Подготовить студентов к профессиональной деятельности, а именно к чтению, устным выступлениям и письменным работам в области литературоведения; помочь усвоить сложный категориальный аппарат теории литературы, истории литературы и литературной критики
Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к циклу гуманитарных, обеспечивающих теоретическую подготовку будущего специалиста.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: истории русской и зарубежной литературы, теории литературы, филологического анализа текста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

-Основные закономерности построения художественного произведения и исторического развития литературы.

-Общенаучные методы: наблюдение, количественно-статистический анализ, моделирование, эксперимент, сравнительно-сопоставительный анализ.

-Общефилологические методы: трансформационный, дистрибутивный, контекстологический, компонентный, структурный, семиотический, концептуальный.

-Частные методы: интертекстуальный анализ, семантико-стилистический, метод «слово-образ», сопоставительно-стилистический, метод, близкий к эксперименту, биографический, мотивный анализ

-Основные литературоведческие школы и методы изучения художественного текста

-Комплексное изучение литературы

-Биографический метод

-Культурно-исторический метод

-Сравнительно-исторический метод

-Компаративистика

-Социологический метод

-Психологические подходы

-Метод литературной герменевтики

-Формальный метод

-Структурный метод

2) Уметь:

- Применять полученные знания на практике для анализа художественного произведения в рамках профессиональной деятельности, классифицировать литературные явления, сопоставлять их с другими явлениями; видеть литературное произведение как системное единство составляющих его элементов.

- Свободно ориентироваться в следующих понятиях: тема, идея, сюжет, фабула, образный строй литературно-художественного произведения, тропы, синтаксис поэтической речи (параллелизм, инверсия, анастрофа, амплификация, плеоназм, эллипсис, градация, климакс, антиклимакс), звуковая организация поэтической речи (какофония, аналепсис, анафора, эпифора, анадиплосис, ассонанс, аллитерация), силлабическая система стихосложения, силлабо-тоническая система стихосложения, тоническая система стихосложения, свободный стих, строфа, ритм, рифма, композиция литературно-художественного произведения, род, жанр, жанрово-видовое деление художественной литературы, эпос, лирика, драма, художественный метод и стиль, направление, течение, школа, автор, образ автора, рассказчик, повествователь, личный повествователь, целостный анализ художественного текста.

3) Владеть: навыками самостоятельного первичного научного анализа литературно-художественного произведения.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО направления.

Литературоведение

История русского и зарубежного литературоведения. Структура науки о литературе. Виды литературоведческого анализа художественного текста. Литературное произведение (уровни целостности). Ритмическая организация текста. Стиховые системы, их эволюционный характер. Проблема "стих и язык". Стиховые системы, их эволюция и взаимосвязь. Словесная образность Слово и литературное произведение. Художественный мир литературного произведения, аспекты его изучения. Литературные типологии: род и жанр. Литературный процесс. Генезис литературного творчества и проблемы его изучения. Читатель – интерпретация – оценка. Исторические типы художественного сознания (категории поэтики в смене литературных эпох). Традиционалистское художественное сознание (поэтика стиля и жанра). Анализ произведения и проблема поэтического языка эпохи. Анализ художественного текста в школе.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых читается данная дисциплина).


№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. работа


1.

050300.62 Филологическое образование, Профиль русский язык и литература

4


7


110 (2 с.)

55


60
30

20
20

10
10

-
-

50
25

экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1.

Литературоведение как наука

2

2

0




2
















2.

Литературное произведение как художественное целое

4

2

2




6
















3.

Язык литературно-художественного произведения

6

4

2




4
















4.

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы

6

4

2




4
















5.

Анализ художественного текста

6

4

2




6
















6.

Литературные направления

6

4

2




3

















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Литературоведение как наука. Структура литературоведения. Учение о литературном процессе.

Литературное произведение как художественное целое. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Образный строй литературно-художественного произведения. Внутренний мир художественного произведения. Единство формы и содержания. Субъектно-объектная организация текста. Тема, идея, проблема, сюжет и фабула, коллизия и конфликт, мотив. Композиция художественного произведения. Автор в художественном тексте.

Язык литературно-художественного произведения. Общее понятие о языке художественной литературы. Синтаксис поэтической речи. Звуковая организация поэтической речи. Язык художественного произведения. Тропы.

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы. Эпос. Драма. Лирика. Системы стихосложения. Строфа. Ритм, рифма, размер. (Есенин, Фет, Пушкин, Блок, Ахматова, Маяковский, Левитанский).

Анализ художественного текста. Методы анализа художественного текста Целостный анализ эпического произведения. Целостный анализ лирического произведения. Целостный анализ драматического произведения (“Маленькие трагедии” Пушкина).

Литературные направления. Классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм, модернизм, постмодернизм (Фонвизин, Карамзин, Пушкин, Маяковский, Кибиров).
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

Дисциплины. Тема



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Литературоведение как наука

Античная поэтика

Поэтика Средних Веков и Возрождения

Основные научные методы. Историко-культурный. Сравнительно-культурный



- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование




2

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


2

Литературное произведение как художественное целое

Проблема повествования. Автор и текст



вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование


6

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


3

Язык литературно-художественного произведения

Слово как материал художественного произведения



вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование


4

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


4

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы

вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование


4

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


5

Анализ художественного текста

Жанр и вид художественного произведения



- тестирование

6

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


6

Литературные направления

Модернизм и постмодернизм



- тестирование

3

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Практическое занятие

Тема: Природа искусства. Литература как искусство. Литературоведение как наука.

1. Художественная словесность и другие виды искусства.

2. Ситуация «Лессинг - Гердер» в истории вопроса. Лессинг: знаки искусства и подходящая для него предметность. Гердер: поэзия как «энергетическое» искусство.

3. Сообщение студентов на тему : «Мифологическая школа».

4. Сообщение студентов на тему «Структурализм».

5. Терминология. Терминологические словари.



Вопрос для коллективного обсуждения: Что позволяет рассматривать литературу как предмет научного исследования?

Рекомендуемая литература:

  1. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., - 2002.

  2. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. высших учеб. заведений: В 2-х т. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Пропп В.Я Морфология сказки. - Л.,1928.

  4. Пропп В.Я. Русская сказка. - Л, 1984.

  5. Лотман Ю.М.Анализ поэтического текста. Структура стиха. - М., 1972.

  6. Тимофеев Л.И. О систематизации понятий теории литературы. Литература в школе, 1955, №2.


Практическое занятие

Тема: Структура художественного произведения. Сюжет. Композиция. Поэтика. (На примере цикла повестей А.С. Пушкина «Повести Белкина»).

1. Теоретические основы цикла.

2. Теоретические основы анализа художественного произведения.

3. Единство формы и содержания. Сюжет и композиция (« Метель»).

4. Проблема автора. Автор-повествователь.

5. Стиль. Творческая индивидуальность автора.



Вопрос для коллективного осуждения: Каковы теоретические основы анализа художественного текста? Почему знание теоретических основ позволяет нам глубже раскрыть смысл произведения?

Рекомендуемая литература:

  1. Хализев В.Е. Теория литературы. -М., - 2002.

  2. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. высших учеб. заведений: В 2-х т. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Л.Л. Иванова Уроки литературоведения. - Мурманск, - 2001.


Практическое занятие

Тема: Структура художественного произведения (на примере повести Ф.М. Достоевского «Кроткая»).

1. Мир художественного произведения.

2. Художественное время, пространство, событие.

3.«Внешнее и внутреннее: предметное и смысловое событие.

4. Сюжет и мотивы.

Вопрос для коллективного обсуждения: как теоретические основы анализа сюжета помогают нам глубже понять творческую индивидуальность писателя?

Рекомендуемая литература:


  1. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., - 2002.

  2. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. высших учеб. заведений: В 2-х т. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Л.Л. Иванова Уроки литературоведения. - Мурманск, - 2001.

  4. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины - М., Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 1999.


Практическое занятие

Тема: Структура художественного произведения («Художественный мир» Л. Петрушевской). В помощь написанию дипломных работ.

1.Цели и задачи научного исследования.

2.Постановка проблемы.

3. Рабочая гипотеза.

4.Отбор материала.

5.Структура работы.

6.Методы исследования.

7. Основная терминология.



Вопрос для коллективного обсуждения: Во имя каких целей художественное произведение становится предметом научного исследования? Как соотнесены в процессе работы над дипломным проектом историко-литературный, теоретический, критический аспекты исследования?

Рекомендуемая литература:

  1. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., - 2002.

  2. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высших учеб. заведений: В 2-х т. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Л.Л. Иванова Уроки литературоведения. - Мурманск, - 2001.

  4. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины - М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 1999.

  5. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. -М., 1972.

  6. Лотман Ю.М.Анализ поэтического текста. Структура стиха. - М., 1972.


Практическое занятие

Тема: Основные категории (типологические группы) произведений. Понятие рода. Жанр и вид.

1. Эпос как род. Понятие «эпической дистанции» (на примере романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»).

2. Драма как род. Понятие драматургического конфликта (на примере драматургии Шекспира, Мольера, Островского, Чехова - по выбору студента).

3.Лирика как род. Субъективизм лирики. Понятие лирического сюжета. Понятие лирического героя (на примере творчества Байрона, Гейне, Блока, Цветаевой - по выбору студента).



Вопрос для коллективного обсуждения: Каковы основные КРИТЕРИИ деления художественных произведений по родам? Выдерживаются ли эти критерии в современном искусстве?

Рекомендуемая литература:

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.,1969.

  2. Хализев В.Е. Теория литературы. Учебник. М., 2000.

  3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Учебное пособие / Под ред. Л.В.Чернец. М., 2000.

  4. Волков И.Ф. Теория литературы. М.,1995.

  5. Гачев Г.Д.. Ускоренное развитие литературы. М.,1964.

  6. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. высших учеб. заведений: В 2-х т. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  7. Л.Л.Иванова Уроки литературоведения. - Мурманск, - 2001.


Практическое занятие

Темы: Закономерности развития художественной литературы

Литературный метод, направление, течение. Реализм как литературное направление

Литературно-художественные направления конца-19 – начала 20 вв. Декаданс. Серебряный век в русской литературе

Постмодернизм как литературно-художественное направление.

1. Социально-исторические истоки реализма, его философская основа, эстетические принципы.

2. Дайте определение таким понятиям, как декаданс, модернизм, Серебряный век.

3. Назовите основные литературно-художественные течения модернизма. Опираясь на содержание статей, манифестов рубежа веков, охарактеризуйте философскую основу, эстетические принципы этих течений.

Подготовьте доклады (5-7 минут) по материалам манифестов символистов (Д.С. Мережковский), акмеистов (Н. Гумилев), футуристов (Д. Бурлюк и др.), имажинистов (Мариенгоф).

4. Можно ли говорить о своеобразии русского символизма, футуризма, имажинизма? Свое мнение обоснуйте.

5. С учетом особенностей произведений того или иного направления модернизма, проанализируйте 3-4 текста писателей и поэтов этого времени (тексты по выбору студента).

6. Опираясь на материал лекций, справочной литературы по теме, работу И. Скоропановой дайте определение литературы постмодернизма, назовите ее особенности. Можно ли говорить о социальных истоках подобной литературы, о литературных традициях в ней?

7. Ознакомьтесь с основными положениями работы Р. Барта “Смерть автора”. Подготовьте сообщение на 7 мин. по материалам работы. Можно ли говорить о “смерти автора” в литературе современного постмодернизма? Свое мнение аргументируйте.

Литература

-Фесенко Э.Я. Закономерности развития художественной литературы /Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2008. – С. 331-400 .

-Хализев В.Е. Литературный процесс / Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: ВШ, 2000. – С.356-373.

-Литературные манифесты: От символизма к Октябрю/Под ред. Н.Л. Бродского и др. -М: Аграф, 2001.

-История русской литературы: В 4 т. - Т.IY: Литература конца ХIХ - нач. ХХ века (1881-1917)/ Под ред. К.А. Муратовой. - Л., 1983.

-Русская литература серебряного века/ Под ред. В.В. Агеносова. - М., 1997.

-Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ - начала ХХ века. - М., 1984.

-Смирнова Л.А. Русская литература конца ХIХ – нач. ХХ века. – М..: Просвещение, 1993.

-Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб., 1997.

-Русская литература ХХ века: в двух томах / Под ред. Л.П. Кременцова.- М., 2002.

-Голубков М.М. Русская литература XX века. – М., 2001.

-Мусатов В. Русская литература первой половины XX века. – М., 2001.

-Русская литература XX века. Учебное пособие: В 2-х томах/ Под ред. Кременцова П.П.- М., 2003.

-Русские писатели 20 века. Библиографический словарь: В 2-х томах. – М., 1990.

-Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX-начала XX веков. – М., 1999.

-Скоропанова И.С. Русская постмодернистическая литераура. - М., 1999.(Гл.: “Введение”, “Постгуманизм Виктора Ерофеева”, “Шизоанализ Владимира Сорокина”, “Карнавализация языка: пьеса Венедикта Ерофеева “Вальпургиева ночь, или Шаги Командора”, “Каталогизирующая деконструкция: поэма Тимура Кибирова “Сквозь прощальные слезы”).

-Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. Концепции. Школы. Термины. - М.: INTRADA, 1999 (ст.: “Авторская маска”, “Имплицитный автор”, “Имплицитный читатель”, “Точка зрения”, “Эксплицитный автор”. “Фиктивный автор”, “Эксплицитный читатель”, “Постмодернизм”, “Постмодернистская чувствительность”).

-Барт Р. Смерть автора/ В сб.: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М, 1994.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература




Основная литература


Зинченко В.Г. Методы изучения литературы: Системный подход: учеб. пособие для студ., аспирантов, преподавателей-филологов / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 200 с.

Федотов О.И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032900 "Русский язык и литература": в 2 ч. / О.И. Федотов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - (Учеб. пособие для вузов). - ISBN 5-691-01138-3 [Гриф МО]. Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение. - 2003. - 268 с. - ISBN 5-691-01139-1 [Гриф МО]

Федотов О.И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032900 "Русский язык и литература": в 2 ч. / О.И. Федотов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-01138-3 [Гриф МО]. Ч. 2: Стихосложение и литературный процесс. - 2003. - 236 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-01139-1 [Гриф МО]

Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов/ Э.Я. Фесенко. – Изд. 3-е, доп. И испр. – М.: Академичесий проект; Фонд «Мир», 2008. – 780 с.

Основы литературоведения: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Русский язык и литература" / В.П. Мещеряков, А.С. Козлов, Н.П. Кубарева, М.Н. Сербул; Под общ. ред. В.П. Мещерякова. - М.: Дрофа, 2003. - 416 с.
Дополнительная литература

Теория литературы: учеб. пос. для студ. вузов, обуч. по спец. 021700: в 2 т. Т. 1: Теория художественного дискуса. Теоретическая поэтика/ Тамарченко Н.Д. и др.; под ред. Тамарченко Н.Д. - М.: Академия, 2004. - 512 с. Гриф

Теория литературы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 021700 - Филология : в 2 т. Т. 2 : Историческая поэтика / авт.-сост. Бройтман С.Н.; под ред. Тамарченко Н.Д. - М.: Академия, 2004. - 368 с

Хализев В.Е. Теория литературы: учеб. для студ. вузов.- 3 изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2002. - 436 с.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/,

Библиотека словарей. Т. 1 [Мультимедиа] : [17 т. текста, 390 иллюстраций, 14585 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Реальный словарь классических древностей / Ф. Любкер. Библейский словарь : в 4 вып. Дипломатический словарь : в 2 т. / под ред. А.Я. Вышинского, С.А. Лозовского. - ISBN 5-86460-137-3 : 250-00,

Библиотека словарей. Т. 2 [Мультимедиа] : [19 т. текста, 19319 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Словарь древне-русских личных собственных имен / Н.М. Тупиков. Исторический словарь российских государей, царей, императоров и императриц / И. Нехачихин. Словарь писателей среднего и нового периодов русской литературы XVII-XIX в. / А.В. Арсеньев. Популярный политический словарь. Краткий словарь мифологии и древностей / М. Корш. - ISBN 5-86460-147-3 : 250-00.
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ;

- «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/,

- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/,

- Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru,

- Полнотекстовая библиотека МГПУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527.


Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А.Гринцер..М.,1994.

  • Академические школы в русском литературоведении / Отв. ред. П.А.Николаев. М., 1975. [Гл.I-IV.]

  • Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) [1941] // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

  • Взаимрсвязи и взаимодействие национальных литератур. Материалы дискуссии 11 – 15 янв.1960 / Редкол. И.И.Анисимов [и др.]. М.,1961.

  • Волков И.Ф. Теория литературы. М.,1995.

  • Гачев Г.Д.. Ускоренное развитие литература. М.,1964.

  • Дима А. Принципы сравнительного литературоведения [1972] / Пер. с рум. М.,1977.

  • Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы [1972] / Пер. со словац. М.,1979.

  • Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур [1961]; А.Н.Веселовский и сравнительное литературоведение [1939-1940]; Литературные течения как явление международное [1867] // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение.Л.,1979.
    Конрад Н.И. Проблемы современного сравнительного литературоведения [1959] // Избр. труды. Литература и театр. М.,1978.

  • Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур. М.,1988.

  • Реизов Б.Г. Вопросы периодологии в истории литературы [1969]; Сравнительное изучение литературы [1966] // Реизов Б.Г. История и теория литературы. Сб. статей. Л.,1986.

  • Топер П.М. Перевод в системе сравнительного литературоведения. М., 2000.

  • Хализев В.Е. Теория литературы. Учебник. М., 2000. [Гл. VI.]

  • Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки [1870]; Три главы из исторической поэтики [1898]; Поэтика сюжетов [1913] // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

  • Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. [Лекции прочитаны в 1817-1829 гг.] / Пер. с нем. М.,1969.Т.2.

  • Геннекен Э. Иван Тургенев / Пер. с фр. Одесса, 1892.

  • Гете И.-В. Общие размышления о мировой литературе [1827-1832] // Гете И.-В. Об искусстве / Пер с нем. М.,1975

  • Гюго В. Предисловие к драме «Кромвель» [1827] / Пер.с фр.// Собр. соч.: В 15 т. М., 1956.Т.14.

  • Драйден Дж. Эссе о драматической поэзии [1668] / Пер. с англ.//
    Литературные манифесты западноевропейских классицистов / Собр. текстов, вступит. ст. и общая ред. Н.П.Козловой. М.,1980.
    Перро Ш. Век Людовика Великого [1687] // Спор о древних и новых / Пер. с фр. Сост., вступит. ст. В.Я.Бахмутского.М.,1984.

  • Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь [1912] // Плеханов Г.В.
    Литература и эстетика: В 2 т. М.,1958. Т.1.

  • Сталь Ж .де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями [1800] / Пер. с фр. М.,1989.

  • Тэн И. История английской литературы [1864] / Пер. с фр.// Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе /Сост., общая ред. Г.К.Косикова. М.,1987.

  • Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии [1794-1796] . Пер с нем.//

  • Собр. соч.:В 7 т. М.,1957.Т.6.

  • Элиот Т.С.Традиция и индивидуальный талант [1919] ./ Пер. с англ.// Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе.М.,1987.

  • Дополнительная

  • Борев Ю.Б. Эстетика. М.,1969. [Раздел: «Эстетика – система категорий».]

  • Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Учебное пособие. М., 2001.

  • Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Учебное пособие / Под ред. Л.В.Чернец [1999]. М.,2000.

  • Волков И.Ф. Теория литературы. М.,1995.

  • Гачев Г.Д.. Ускоренное развитие литература. М.,1964.

  • Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.[1972]. М.,1084.

  • Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени.Л.,1980.

  • Евлахов А.М. Введение в философию художественного творчества.Варшава, 1910-1912. Т.1-2; Ростов-на /Дону,1917. Т.3. [Т.3.]

  • Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.,1998.

  • Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). М.,1998.

  • Литературоведение на пороге ХХI века. Материалы Международной научной конференции / Редкол.: П.А.Николаев (отв. ред.) [и др.].М.,1998.

  • Мелетинский Е.М Введение в историческую поэтику эпоса и романа.М.,1986.

  • Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы / Редкол.: П.Р.Заборов (отв. ред.) [и др.]. СПб. , 1992.

  • Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.,1976.

  • Николаев П.А. Типология и компаративистика: современная жизнь понятий // Филологические науки. 1996. № 3.

  • Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.,1972.

  • Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения (из истории проблемы). М.,1977.

  • Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике.Очерк историографии. Новосибирск,1999.

  • Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении.Роды и жанры литературы / Редкол.: Г.Л.Абрамович [и др.]. М.,1964.

  • Чернец Л .В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.,1982. [Ч.I: “Типология жанров и литературный процесс”.]

  • Чернец Л .В. «Иностранный критик – это для писателя первый представитель потомства» // Русская словесность. 1996. № 5.

  • Эсалнек А.Я. Типология романа. М.,1991.

  • Guyard M.F. La littérature comparée. Paris, 1965.

  • Hernadi P. Beyond Genre. New Directions in Literary Classification. Ithaca and London, 1972.

  • Krauss W. Probleme der vergleichende Literaturgeschichte. Berlin, 1963.

  • Tieghem P.van. La littérature comparée [1931].Paris, 1951.

  • Wellek R.. Concepts of Criticism. New Haven – London, 1963.

  • Словари, библиографические указатели

  • Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.,1987.

  • Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США). Клнцепции, школы, термины: Энциклопедический справочник / Науч. ред. и сост. И.П.Ильин, Е.А.Цурганова. М., 1995.

  • Художественное восприятие: основные термины и понятия (Словарь-справочник) / Ред.-сост. М. В.Строганов. Тверь, 1991.

  • История русской литературы Х1Х века. Библиографический указатель. Общая часть / Под ред. К.С.Муратовой. СПб.,1993.

  • Советское литературоведение и критика. Теория литературы. Библиографический указатель.Книги и статьи 1917-1967 годов: В 4 ч. / Сост. Н.В.Гельфанд, И.В.Голенищева-Кутузова, Ю.Д.Рыскин; Отв. ред. Ю.Д.Рыскин. М., 1989.

  • Указатель новейшей избранной литературы по поэтике / Сост. С.Балухатый // Томашевский Б.В.Теория литературы. Поэтика [1925]. М.,1996. [В указатель вошли работы, вышедшие до сент.1925 г.]

  • Baldensperger F. und Friederich W.P. Bibliography of Comparative Literature. N.Y., 1960.

  • http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-2151.htm

  • http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/070/765.htm


Библиография по РАЗДЕЛУ «ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ. ПОЭТИКА»

I. Аристотель, Поэтика, перев., введение и примеч. Н. И. Новосадского, Л., 1927; Гораций, Наука поэзии, или послание к Пизонам, перев. в стихах М. Дмитриева, М., 1853; То же, О поэтическом искусстве. К Пизонам, перев. и объяснен. А. Фета, в книге «К. Гораций Флакк, в перев. и объясн. А. Фета», М., 1883; см. еще в указанной ниже книге В. А. Воскресенского; Буало, Поэтическое искусство, ред. и вступ. ст. П. С. Когана, перев. С. С. Нестеровой, П., 1914; Лессинг Г. Э., Лаокоон, или о границах живописи и поэзии, под общ. ред. М. Лившица, со вступ. ст. В. Гриба, [Л.], 1933; Его же, Гамбургская драматургия, перев. И. П. Рассадина, М., 1883; Мюллер-Фрейенфельс Р., Поэтика, Харьков, 1923 (упомян. выше); Вальцель О., Проблема формы в поэзии, авториз. перев. М. Л. Гурфинкель, П., 1923; Проблемы литературной формы, Сб. статей, перев. под ред. и с предисл. В. Жирмунского, Л., 1928 (см. здесь статьи: Вальцель О., Сущность поэтического произведения; Его же, Архитектоника драм Шекспира; Его же, Художественная форма и произведениях Гёте и немецких романтиков; Дибелиус В., Морфология романа; Его же, Лейтмотивы у Диккенса; Шпитцер Л., Словесное искусство 224 и наука о языке); Воскресенский В. А., Поэтика, Исторический сборник статей о поэзии, СПБ, 1886; Шевырев С., Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов, М., 1836; То же, изд. 2, СПБ, 1887; Потебня А. А., Мысль и язык, изд. 5, [Одесса], 1926; Его же, Из лекций по теории словесности (Басня. Пословица. Поговорка), Харьков, 1894; Его же, Из записок по теории словесности (Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое), Харьков, 1905; Овсянико-Куликовский Д. Н., Теория поэзии и прозы (неск. изд.; изд. 5, М.—Л., 1923); Веселовский А. Н., Поэтика, т. I и т. II, вып. I, СПБ, 1913; Вопросы теории и психологии творчества, под ред. Б. А. Лезина, тт. I—VIII, Харьков, 1907—1923; Белый Андрей, Символизм, Книга статей, М., 1910; Бем А., К уяснению историко-литературных понятий, «Изв. Отд. русск. яз. и словесности Росс. акад. наук», т. XXIII, 1918, кн. I; Сборники по теории поэтического языка, вып. I и II, П., 1916—1917; Поэтика (Сборники по теории поэтического языка), П., 1919; Проблемы поэтики, Сб. ст., под ред. В. Я. Брюсова, М.—Л., 1925; Поэтика, Временник отдела словесных искусств ГИИИ, вып. I—V, Л., 1926—1929; Русская речь, Сб. ст., под ред. Л. В. Щербы, П., 1923; Русская речь, Новая серия, под ред. Л. В. Щербы, [вып.] I, Л., 1927, [вып.] II, Л.,1928; Медведев П. Н., Формальный метод в литературоведении, Критическое введение в социологическую поэтику, Л., 1928; Энгельгардт Б. М., Формальный метод в истории литературы, Л., 1927; Эйхенбаум Б. М., Сквозь литературу, Сб. ст., Л., 1924; Его же, Литература. Теория. Критика. Полемика, Л., 1927; Жирмунский В. М., Вопросы теории литературы. Статьи 1916—1926, Л., 1928; Шкловский В. Б., Теория прозы, М., 1929; Тынянов Ю. Н., Архаисты и новаторы, Л., 1929; Маркс и Энгельс об искусстве, сост. Ф. П. Шиллер и М. А. Лифшиц, под ред. А. В. Луначарского, М., 1933; Фриче В. М., Проблемы социологической поэтики, «Вестник Комакадемии», 1926, кн. XVII; Тимофеев Л. И., Теория литературы. Учебник для высших педагогических учебных заведений, М., 1934; Виноградов И., Теория литературы. Учебник для средней школы VIII и IX гг. обучения, М., 1934; От символизма до Октября, Сб., составл. Бродским Н. Л. и Сидоровым Н. П., М., 1924 (изд. 2, «Литературные манифесты», М., 1930); Литературная теория немецкого романтизма, Документы, под ред., со вступ. ст. и коммент. Н. Я. Берковского, перев. Т. И. Сильмон и И. Я. Колубовского, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1934; Литературные манифесты французских реалистов, под ред. и со вступ. ст. М. К. Клемана, изд. то же, Л., 1935; Baumgart H., Handbuch der Poetik, Stuttg., 1887; Beyer С., Deutsche Poetik, 3 Bde, 2 Auflage., Stuttg., 1887; Scherer W., Poetik, Berlin, 1888 (есть русский перевод); Bruchmann K., Poetik, Berlin, 1898; Roetteken H., Poetik, München, 1902; Lehmann R., Deutsche Poetik, München, 1908, 2 Aufl., 1919; Wundt W., Völkerpsychologie, III. Die Kunst, Lpz., 1908 (3 изд., 1919); Borinski K., Die Antike in Poetik und Kunsttheorie, I. Mittelalter, Renaissance, Barock, Lpz., 1914. См. также библиографию к статьям «Эстетика», «Теория литературы», «Марксизм и ленинизм в литературоведении» и др.

II. Фомин А. Г., Путеводитель по библиографии, био-библиографии, историографии, хронологии и энциклопедии литературы, Л., 1934; Балухатый С. Д., Теория литературы, Аннотированная библиография, I. Общие вопросы, [Л.], 1929; Багрий А. В., Формальный метод в литературоведении (Библиография), вып. I, Владикавказ, 1924, и вып. II, Баку, 1927; Томашевский Б., Теория литературы (Поэтика), изд. 4, М.—Л., 1928, стр. 207—232; Указатель новейшей литературы по поэтике, сост. С. Балухатый; Мюллер-Фрейенфельс Р., Поэтика, перев. с немецк., изд. 1921 И. Я. Каганова и Э. С. Паперной, ред. и предисл. А. И. Белецкого, Харьков, 1923, стр. 3—20; Белецкий А. И., Несколько слов о разработке научной поэтики в России и на Западе, там же, стр. 199—213; Айзеншток И. Я. и Каганов И. Я., Указатель работ по поэтике на русском яз. (вышедших с 1900 по 1922); Г[орнфельд] Ар., Поэтика, Энциклопедический словарь, полутом 48, изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, СПБ, 1898.


Библиография по разделу СТРУКТУРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

. Аристотель, Поэтика, пер., введ. и прим. Н. И. Новосадского, изд. «Academia», 1927; Веселовский А. Н., Собрание сочинений, серия I, т. I — Поэтика, т. II, вып. 1 — Поэтика сюжетов, СПБ, 1913; Бем А., К уяснению историко-литературных понятий (I. «Мотив» и «Сюжет». II. Сюжет в лирике. III. Содержание, идея, тема), «Изв. Отд. рус. яз. и словесности Академии наук», 1918, т. XXIII, кн. 1; Фишер В., Повесть и роман у Тургенева, в сб.: Творчество Тургенева, изд. «Задруга», М., 1920; Белецкий А., В мастерской художника слова, в сб.: «Вопросы теории и психологии творчества», т. VIII, Харьков, 1923 [см. гл. II, «Выбор сюжета»], Мюллер-Фрейенфельс Р., Поэтика, Харьков, 1923; Жирмунский В., Байрон и Пушкин (Из истории романтической поэмы), изд. «Academia», Л., 1924; Томашевский Б., Теория литературы, Л., 1925; то же, 6 изд., М. — Л., 1931; Рыбникова М. А., По вопросам композиции, М., 1924; Скафтымов А., Поэтика и генезис былин, М. — Саратов, 1924; Шкловский В., О теории прозы, изд. «Круг», М. — Л- 1925, то же, изд. «Федерация», М., 1929; Эйхенбаум Б., Литература, изд. «Прибой», Л., 1927 [статья «О. Генри и теория новеллы»]; Асеев Н., Дневник поэта, изд. «Прибой», Л., 1929 [статья «Ключ сюжета»]; Spielhagen F., Beiträge zur Theorie und Technik des Romans, Lpz., 1883; Riemann R., Goethes Romantechnik, Lpz. — B., 1902; Goldstein M., Die Technik der zyklischen Rahmenerzählungen Deutschlands von Goethe bis Hoffmann (Diss), B., 1906; Bracher H., Rahmenerzählung und Verwandtes bei G. Keller, C. F. Meyer und Th. Storm (Ein Beitrag zur Technik der Novelle), Lpz., 1909; то же, 2. Aufl., Lpz., 1924; Dibelius W., Englische Romankunst, Bde I—II, B., 1910, то же, 2. Aufl., B. und Lpz., 1922 (русский перевод главы из этой книги: Дибелиус В., Морфология романа в сб.: «Проблемы литературной формы», изд. «Academia», Л., 1928); Schissel v. Fleschenberg O., Novellenkomposition in E. Th. A. Hoffmanns Elixieren des Teufels (Ein prinzipieller Versuch), B., 1910.


Библиография по разделу: «Типология художественных произведений»

Аристотель, Поэтика, издание «Academia», Л., 1927; Белый А., Символизм, M., 1910 (ст. «Лирика и эксперимент»); Веселовский А. Н., Поэтика, т. I, СПБ, 1913; Бобров С., О лирической теме, «Труды и дни», М., 1913, I—II; Тиандер К., Исторические перспективы современной лирики, «Вопросы теории и психологии творчества», т. I, изд. 2-е, Харьков, 1911; Овсянико-Куликовский Д. Н., Лирика как особый вид творчества, «Вопросы теории и психологии творчества», под ред. Б. А. Лезина, т. II, вып. II, СПБ, 1910 (и в «Собр. сочин.» Овсянико-Куликовского); Карташев Ф., Лирическая поэзия, ее происхождение и развитие, там же, том II, вып. I, СПБ, 1909; Жирмунский В., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Бем А., К уяснению основных историко-литературных понятий, «Известия отделения русского языка и словесности Российской академии наук», т. XXIII, кн. I, П., 1918; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Жирмунский В., Мелодика стиха, «Мысль», 1922, № 5 (и в сб. статей «Вопросы теории литературы», Л., 1928); «Лирика», ст. в «Словаре литературных терминов», т. I, М. — Л., 1925; Ларин Б., О лирике как разновидности художественной речи, «Русская речь», т. I, Л., 1927; Малахов С., Как строится стихотворение, М. — Л., 1928; Юнович М., Проблема жанра в социологической поэтике, «Русский язык в советской школе», 1929, кн. IV; Асеев Н., Работа над стихом, Ленинград, 1929; Томашевский Б., О стихе, М. — Л., 1929; Его же, Теория литературы. Поэтика, изд. 5-е, Москва — Ленинград 1930; Тимофеев Л., Проблемы стиховедения, М., 1931. Из немецких работ: Werner, Lyrik und Lyriker, 1890; Hirt E., Das Formgesetz der lyrischen, ëpischen und dramatischen Dichtung; Nef W., Die Lyrik als besondere Dichtungsgattung, Zürich, 1899; Litzmann B., Goethe’s Lyrik (введение), 1903; Geiger E., Beiträge zur einer Ästhetik der Lyrik, 1905; Witkop P., Das Wesen der Lyrik, Heidelberg, 1907; Volkelt J., Gesammelte Aufsätze, 1908; Ermatinger E., Das dichterische Kunstwerk, 1921; Bock K., Das Gedicht, 1922; Sieburg Fr., Die Grade der lyrischen Formung, Münst., 1922; Hefele H., Das Wesen der Dichtung
1.9.1 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1 Перечень используемых технических средств: ноутбук, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон.

1.9.2 Перечень используемых пособий.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения.


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
Вариант №1.
ДЕ – 1 Литература как искусство. Литературоведение как наука.
1.Художественный образ – это:

а) обобщенная картина-представление о людях и мире;

б) всеобщая категория искусства, способ и форма освоения искусством жизни,

«язык» искусства» и вместе с тем его высказывание;

в) сообщение прекрасного качества тому, что прекрасным не является;

г) способ разговора художника с миром, его специфический « язык» самовыражения.


2. Литература – это:

а) письменная форма искусства слова;

б) буквенное обозначение смысла на письме;

в) слова, употребленные в переносном значении;

г) род художественной деятельности, всесторонне изучающий природу и жизнь человека;
3. Кто из перечисленных ученых является представителем структуралистского метода в литературоведении:

а) В.Шкловский

б) Д.Овсяников - Куликовский

в) Ю.Лотман

г) Ф. Буслаев
4. Какое определение ТРАГЕДИИ принадлежит Аристотелю:

а) трагедия – это неизбежная и невозвратимая гибель духовных ценностей;

б) трагедия - подражание природе посредством действия, а не рассказа, совершающегося путем катарсиса;

в) трагедия – смертельная схватка антагонистических характеров;

г) трагедия – восторг дионисийства.
ДЕ-2 Сюжет. Композиция. Поэтика.


  1. Идея произведения – это:

а) идея – вывод из произведения, сделанный на основе анализа сюжета;

б) идея – то, о чем говорится в произведении, включая интерпретацию фабулы;

в) идея – основная, главная мысль, определяющая авторский замысел и его воплощение в сюжете;

г) идея – это главный проблемный вопрос, возникающий у читателя и субъективная попытка ответить на него с помощью интерпретации фабулы произведения.




  1. Какой из перечисленных элементов не является элементом композиции?

а) эпиграф

б) портрет

в) пейзаж

г) экспозиция




  1. Композиционный прием ретроспекции – это:

а) прием возвращения к начальному эпизоду в конце произведения;

б) прием хронометрического возврата, поворота сюжета к прошлому;

в) прием «восстановления» пропущенных эпизодов посредством «вставок»;

г) прием отступления от основной линии художественного повествования в целях идейного углубления содержания произведения.




  1. Какой способ не является способом создания художественного образа:

а) фонетический

б) морфемный

в) лексический

г) оксюморонный


ДЕ-3 Поэтический язык.
1. К какой поэтической фигуре относятся выделенные слова:

Перстами легкими, как сон,

Моих денниц коснулся он…(А.С.Пушкин)


а) синонимы

б) архаизмы

в) заумь

г) аллитерация


2. Анафора – это…

а) пропуск в предложении первого слова или перестановка его;

б) единоначалие – прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале сложных стихов или строф;

в) повторение синонимических рядов слов с целью усиления выразительности;

г) обязательное начальное ударение на первом слоге.
3. К какому разряду относится выделенный эпитет:

Я вижу все. Я все запоминаю.



Любовно-кротко в сердце берегу. ( А.Ахматова)

а) метафорический

б) лирический

в) изобразительный

г) описательный
4. Определите синтаксический прием, использованный А.С. Пушкиным:

Пороша. Мы встаем и тотчас на коня.

И рысью по полю при первом свете дня.

а) инверсия

б) эллипсис

в) градация

г) умолчание
ДЕ -4 Жанр. Род. Метод.


  1. Какое понятие не относится к понятию рода?

а) реализм

б) лирика

в) эпос

г) драма



  1. К какому роду литературы принадлежат эти жанровые модификации:

трагедия, комедия, драма?

а) эпос


б) драма

в) лирика

г) сюрреализм


  1. Кто автор статьи «Разделение поэзии на роды и виды»?

а) Г. Гачев

б) Д.Писарев

в) В.Белинский

г) Д.Лихачев




  1. Где и когда зародился романтизм как художественный метод?

а) Германия. Начало 19 века.

б) Англия. Начало 15 века

в) Россия. Начало 20 века.

г) Франция . 18 век.


ВАРИАНТ № 2.
ДЕ – 1 Литература как искусство. Литературоведение как наука.


  1. Литературоведение – это:

а) род словесного творчества

б) наука о художественном литературном произведении

в) наука, всесторонне изучающая художественную литературу, ее сущность, происхождение и общественные связи…

г) метод, позволяющий установить научные критерии истины




  1. Мимезис по определению Аристотеля – это:

а) перемена действия от несчастья к счастью;

б) подражание, несущее в себе творческое и познавательное начало;

в) подражание законченному и важному действию;

г) испытанный после трагедии катарсис;




  1. Определение какого теоретического понятия предлагается:

« наиболее вероятное, «нормальное», образцовое для данной конкретной системы мира явление (событие, человек, идея и т. д.)

а) определение актуального;

б) определение типического;

в) определение поэтического;

г) определение образа.


  1. Кто из перечисленных ученых является представителем мифологического метода в литературоведении:

а) В. Жирмунский

б) Ф. Буслаев

в) Г.Брандес

г) Ю.Лотман


ДЕ-2 Сюжет. Композиция. Поэтика.
1. Какой из перечисленных элементов не является элементом сюжета?

а) кульминация;

б) развязка;

в) экспозиция;

г) монолог.
2. Что из перечисленного не является композиционным принципом?

а) принцип вставки

б) принцип контраста

в) принцип дополнения

г) принцип мозаичный
3. Композиция – это:

а) членение и взаимосвязь разнородных элементов (компонентов) литературного произведения

б) развитие главного конфликта произведения

в) последовательный пересказ основных событий

г) «язык» самовыражения автора с помощью иносказания.
4. К фонетическому способу создания художественного образа НЕ относится такое понятие как:

а) аллитерация

б) заумь

в) ассонанс

г) инверсия
ДЕ-3 Поэтический язык.


  1. К какой поэтической фигуре можно отнести выделенное словосочетание:

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца. (В. Маяковский)


а) заумь

б) аллитерация

в) оксюморон

г) гипербола




  1. К какому разряду относится выделенный эпитет:

Плывет в глазах холодный вечер.

Дрожат снежинки на вагоне


а) метафорический;

б) изобразительный;

в) лиро – метафорический;

г) лирический;




  1. Метафора – это…

а) художественное определение;

б) скрытое сравнение;

в) олицетворение;

г) художественное преувеличение;




  1. К какому типу метонимии относятся выделенные слова:

Мне

и рубля

не накопили строчки…(В. Маяковский).

а) метонимия средств

б) синекдоха

в) метонимия места

г) градация

ДЕ-4 Жанр. Род. Метод.


  1. Кто делил всех творцов на «легкомысленных» и «серьезных»?

а) Платон

б) Аристотель

в) Белинский

г) Гегель




  1. Главным критерием отношения художника к действительности для эпика является:

а) объективизм

б) субъективность

в) гражданский пафос

г) конфликтность




  1. Для какого художественного метода философской основой является учение Декарта:

а) модернизм

б) критический реализм

в) сентиментализм

г) классицизм




  1. Кто автор « Поэтического словаря»?

а) А.Квятковский

б) С.Ожегов

в) Г.Гачев

г) Д.Лихачев


ВАРИАНТ 3
ДЕ -1 Литература как искусство. Литературоведение как наука.
1. Кто из перечисленных ученых является представителем психологического метода в литературоведении:

а) В.Шкловский

б) Д.Овсяников - Куликовский

в) Ю.Лотман

г) Ф. Буслаев
2. Какое определение фабулы принадлежит Аристотелю:

а) это неизбежная и невозвратимая гибель духовных ценностей;

б) подражание действию, сочетание фактов;

в) смертельная схватка антагонистических характеров;

г) переход от счастья к несчастью и наоборот.
3. Художественный образ – это…

а) обобщенная картина-представление о людях и мире;

б) всеобщая категория искусства, способ и форма освоения искусством жизни,

«язык» искусства» и вместе с тем его высказывание;

в) сообщение прекрасного качества тому, что прекрасным не является;

г) способ разговора художника с миром, его специфический « язык» самовыражения.


4. Литература – это…

а) письменная форма искусства слова;

б) буквенное обозначение смысла на письме;

в) слова, употребленные в переносном значении;

г) род художественной деятельности, всесторонне изучающий природу и жизнь человека;
ДЕ – 2 Сюжет. Композиция. Поэтика.


  1. Завязка - это…

а) начальный эпизод произведения

б) конкретный эпизод, в котором завязывается главный конфликт

в) первая реакция действующего лица на событие, происходящее в начале пьесы

г) элемент композиции, определяющий начало сюжета.




  1. Что является композиционной единицей?

а) эпизод

б) слово


в) действие

г) фраза



  1. Что из перечисленного не является композиционным приемом?

а) прием вставки

б) прием кольца

в) прием лирического отступления

г) прием мозаики




  1. Для осмысления содержания произведения студенту рекомендуется составлять:

а) сюжетную схему

б) фабульный график

в) поэтическую формулу

г) словесный портрет автора


ДЕ-3. Поэтический язык.


  1. Какой прием создания поэтического образа наблюдаем в строке:

Близко буря в берег бьется.

Чуждый чарам черный челн…


а) ассонанс

б) аллитерация

в) градация

г) синонимия




  1. Тропы – это:

а) слова, употребленные в переносном значении;

б) слова, имеющие двойное значение;

в) скрытое сравнение;

г) прием звукоподражания;




  1. Какую поэтическую фигуру мы наблюдаем во фразе:

Автор « Евгения Онегина» покинул столицу.

а) эпитет

б) риторическое восклицание

в) ирония

г) перифраз


  1. Что из перечисленного не является тропом:

а) ирония

б) метонимия

в) оксюморон

г) метафора


ДЕ -4 Жанр. Род. Метод.
1. Ремарка (композиционный элемент) характерна для какого литературного рода?

а) лирики

б) драмы

в) эпоса


г) романтизма
2. Какое из перечисленных понятий не относится к понятию метода?

а) классицизм

б) реализм

в) декаданс

г) романтизм
3. Кому принадлежит определение комедии как «временного торжества несовершенства».

а) Аристотелю

б) В. Белинскому

в) Г. Гачеву

г) Ю. Бореву
4. Что является философской основой сентиментализма?

а) учение рационалиста Декарта

б) учение сенсуалиста Локка

в) марксизм-ленинизм

г) дарвинизм
ВАРИАНТ 4.
ДЕ – 1 Литература как искусство. Литературоведение как наука.
1. Какое определение ТРАГЕДИИ принадлежит Аристотелю:

а) трагедия – это неизбежная и невозвратимая гибель духовных ценностей;

б) трагедия - подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем. Подражание посредством действия, а не рассказа, совершающегося путем катарсиса.

в) трагедия – смертельная схватка антагонистических характеров;

г) трагедия – разгул дионисийства.
2. Литературоведение – это:

а) род словесного творчества;

б) наука о художественном литературном произведении;

в) наука, всесторонне изучающая художественную литературу, ее сущность, происхождение и общественные связи…

г) метод, позволяющий установить научные критерии истины.
3. Кто из перечисленных ученых является представителем интуитивистскому методу в литературоведении:

а) В.Шкловский

б) Д.Овсяников - Куликовский

в) Ю.Лотман

г) М Гершензон
4. Литература – это…

а) письменная форма искусства слова;

б) буквенное обозначение смысла на письме;

в) слова, употребленное в переносном значении;

г) род художественной деятельности, всесторонне изучающий природу и жизнь человека.
ДЕ-2 Сюжет. Композиция. Поэтика.
1. Какой из перечисленных элементов не является элементом композиции?

а) кульминация;

б) заглавие;

в) пейзаж;

г) монолог.
2. Сюжет – это…

а) членение и взаимосвязь разнородных элементов (компонентов) литературного произведения;

б) художественная картина мира;

в) последовательный пересказ основных событий;

г) развитие главного конфликта произведения.
3. Что является композиционной единицей?

а) эпизод

б) слово

в) действие

г) фраза
4. Что из перечисленного не является композиционным принципом?

а) принцип вставки

б) принцип контраста

в) принцип дополнения

г) принцип мозаичный
ДЕ – 3 Поэтический язык.
1. К какому разряду относится выделенный эпитет?

Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник


а) метафорический;

б) изобразительный;

в) изобразительно – метафорический;

г) лирический.


2. Литота – это…

а) художественное определение;

б) скрытое сравнение;

в) поэтическая фигура приуменьшения;

г) художественное преувеличение.
3. Оксюморон – это:

а) поэтическая фигура, сочетание контрастных по значению слов;

б) слово, имеющее двойное значение;

в) макароническая речь;

г) прием звукоподражания.
4. Какой поэтической фигурой является выделенное слово?

Какой ты умник – двух слов связать не можешь!

а) эпитет;

б) риторическое восклицание;

в) ирония;

г) перифраз.


ДЕ – 4 Жанр. Род. Метод.


  1. Какое понятие не относится к понятию литературного рода?

а) мелодрама

б) лирика

в) эпос

г) драма



  1. К какому роду литературы принадлежат эти жанровые модификации:

роман, повесть, рассказ, басня?

а) эпос


б) драма

в) лирика

г) модерн
3. Кто автор статьи « Разделение поэзии на роды и виды»?

а) Г. Гачев

б) Д.Писарев

в) В.Белинский

г) Д.Лихачев
4. Где и когда зародился критический реализм как художественный метод?

а) Германия. Середина ХХ века.

б) Англия. 17 век

в) Россия. 1 половина 19 века.



г) Россия 2 половина 19 века.

1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену.


  1. Теория литературы как наука. Вспомогательные дисциплины.

  2. Литературный процесс и его закономерности.

  3. Художественный образ. Понятие о художественном образе. Классификация художественных образов по характеру обобщенности.

  4. Художественный образ. Понятие о художественном образе. Функции и структура художественного образа.

  5. Концепции автора в литературоведении 20 века. Автор, творческая позиция автора, точка зрения автора, повествователь, личный повествователь, рассказчик

  6. Форма и содержание. Зарубежные, отечественные философы и литературоведы о форме и содержании.

  7. Тема и идея произведения. Соотношение идейности и художественности в произведении.

  8. Идейно-тематическая целостность и тематика произведения.

  9. Сюжет и фабула. Композиция. Соотношение понятий «фабула» и «сюжет».

  10. Конфликт как основа сюжетной стороны произведения. Понятие «мотив» в отечественном литературоведении.

  11. Основные элементы композиции. Искусство композиции в истории мировой литературы.

  12. Литературные роды и виды. Соотношение понятий «род», «вид», «жанр».

  13. Жанры эпические, драматические и лирические.

  14. Лиро-эпические жанры и их специфика.

  15. Стихосложение. Античное метрическое стихосложение. Тоническое, силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение.

  16. Метр, ритм и размер. Виды размеров.

  17. Рифма и способы рифмовки. Виды строф. Дольники.

  18. Основные понятия поэтического языка и их место в школьной программе по литературе.

  19. Понятие о художественном методе. История мировой литературы как история смены художественных методов.

  20. Понятие о художественном методе. Классицизм.

  21. Понятие о художественном методе. Романтизм.

  22. Понятие о художественном методе. Сентиментализм.

  23. Понятие о художественном методе. Реализм.

  24. Понятие о художественном методе. Модернизм.

  25. Понятие о художественном методе. Постмодернизм.

  26. Основные этапы развития литературно-художественной мысли.

  27. Основные литературоведческие школы и направления


1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Нет

1.13 Примерная тематика рефератов.

  1. Античная поэтика. Аристотель. Значение трудов.

  2. Античная поэтика. Платон. Значение трудов.

  3. Лессинг и Гердер.

  4. Мифологическая школа. В. Пропп. Значение трудов.

  5. Сюжет. Бахтин. Значение трудов.

  6. Психологическая школа. Овсянико-Куликовский. Значение трудов.

  7. Психологическая школа. Психология искусства. Выготский. Значение трудов.

  8. Фрейд и искусство. Значение трудов.

  9. Структурализм. Юрий Лотман. Значение трудов.


1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет

1.16 Методика исследования (если есть). Нет

1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателями для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

Терминологический минимум
Автор

Аллегория

Большое время

Внутренний мир

Генетический метод

Герой


Драма

Жанр


Идея

Историко-типологический метод

Катарсис

Классицизм

Комедия

Лирика


Лирический герой

Метафора


Метонимия

Мотив


Образ

Олицетворение

Повествование (наратив)

Роды литературы

Реализм

Романтизм



Символизм

Сравнительно-исторический метод

Субъективный синкретизм

Сюжет


Текст

Трагедия


Тропы

Фабула


Формы повествования

Художественная модальность

Эпическая объективность

Эпос


Эстетический объект






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет