Методические указания к лабораторным работам 1-2 семестр Тема 1 Лад и его элементы. Мажорный и минорный лады. Виды мажора и минора. Устные и практические задания



жүктеу 77.75 Kb.
Дата15.06.2016
өлшемі77.75 Kb.
Методические указания к лабораторным работам

1-2 семестр
Тема 1.1 Лад и его элементы. Мажорный и минорный лады. Виды мажора и минора.

Устные и практические задания:

  1. Пение мажорных и минорных тет­рахордов и гамм.

  2. Пение всех ступеней мажора и минора враз­бивку.

  3. Мажор­ный и минорный лады.

  4. Пение мажорных и минорных тет­рахордов и гамм.

  5. Пение всех ступеней мажора и минора враз­бивку.

  6. Одноголосие. Сольфеджирование диатонических мелодий, мелодий в мажоре и миноре.


Литература:

  1. Агажанов А.П. Курс сольфеджио (одноголосие) № 1-94.



Тема 1.2 Метр. Ритм. Темп.

Устные и практические задания:

  1. Одноголосие. Сольфеджирование диатонических мелодий, мелодий в мажоре и миноре, а также в одноименном и параллельном мажоре в размерах: 2/4; 3/4; 4/4; 6/8; 3/8.

  2. Ритмические группы шестнадцатых и простейших синкоп и триолей.


Литература:

  1. Агажанов А.П. Курс сольфеджио (одноголосие) № 1-94.

  2. Е. Брусиловский «Сәлем»

  3. А. Затаевич «1000», № 358

  4. А. Затаевич «1000», № 972


Письменные задания:

  1. Письменный 2-х тактовый диктант (запись после трёх проигрываний) с ритмическими трудностями, усвоенными в сольфеджировании в размерах 2/4; 3/4; 4/4;

  2. письменный восьмитактовый диктант различного строения: ААВВ, АВАВ, ABBA, ABAC и их разновидности в размерах: 2/4: 3/4; 4/4: 6/8 (одноголосный восьмитактовый диктант в одноименном и па­раллельном мажоро-миноре).


Литература:

  1. Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567


Тема 1.3 Интервалы. Диатонические интервалы в тональности и от звука.

Устные и практические задания:

  1. Определение ступеневой и тоновой величины интервалов.

  2. Обращение интервалов.

  3. Пение интервалов с разрешением.


Письменные задания:

  1. Письменный 2-х тактовый диктант (запись после трёх проигрываний) с ритмическими трудностями, усвоенными в сольфеджировании в размерах 2/4; 3/4; 4/4;

  2. письменный восьмитактовый диктант различного строения: ААВВ, АВАВ, ABBA, ABAC и их разновидности в размерах: 2/4: 3/4; 4/4: 6/8 (одноголосный восьмитактовый диктант в одноименном и па­раллельном мажоро-миноре).


Литература:

  1. Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567



Тема 1.4 Характерные интервалы.

Устные и практические задания:

  1. Построение пение характерных интервалов в тональности и от звука. Интервальные последовательности: характерные интервалы с разрешением, противоположное движение голосов.

  2. Сольфеджирование. Двухголосие.

  3. Параллельное движение терциями и секстами, кварты, квинты, унисоны, октавы.

  4. Секунды, септимы; косвенное и противоположное движение.


Литература:

  1. Калмыков Б. В., Фридкин Г., А. Сольфеджио. Ч. II. (двухголосие). 1—7, 11, 20, 21, 23, 27, 32, 33. 35-—37, 42, 46, 51, 56, 61, 64, 65, 71-74, 79, 82, 85-89.

  2. Затаевич А. «Айжан қыз»

  3. Кұрманғазы «Түрмеден қашқан»

  4. Дәулеткерей «Қосалқа»


Письменные задания:

  1. Двухголосный диктант - движе­ние параллельными терциями и секстами.


Литература:

  1. Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567

Тема 1.5 Аккорды. Типы трезвучий. Основной аккорд и его обращения.

Устные и практические задания:

  1. Пение аккордов от звука вверх и вниз.

  2. Пение аккордовых последовательностей в 4-х голосном «хоровом» изложении.

Письменные задания:

  1. Письменный восьмитактовый диктант различного строения: ААВВ, АВАВ, ABBA, ABAC и их разновидности в размерах: 2/4: 3/4; 4/4: 6/8 (одноголосный восьмитактовый диктант в одноименном и па­раллельном мажоро-миноре).

  2. Двухголосный диктант - движе­ние параллельными терциями и секстами.


Литература:

Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567
Тема 1.6 Лады народной музыки.

Устные и практические задания:

Пение гамм ладов народной музыки

(миксолидийский, дорийский, фригийский, лидийский, пентатоника).

Сольфеджирование.

Миксолидиский лад


  1. Байқадамов Б. «Досыма»

  2. Байқадамов Б. «Ақ бидай»

  3. Затаевич А. «500», № 420

Дорийский лад

  1. Затаевич А. «1000», №219

  2. Затаевич А. «1000», № 50

  3. Затаевич А. «500», № 50

  4. Қуатбаев К. «Той бастар»

Фригийский лад

  1. Затаевич А. «1000», № 244

  2. Затаевич А. «1000», № 38

  3. Затаевич А. «1000», № 19

Лидийский лад

  1. Затаевич А. «1000», № 544

  2. Затаевич А. «1000», № 2

  3. Затаевич А. «1000», № 546

Пентатоника

  1. Халық әні «Гүлдерайым»

  2. Халық әні «Агигай-ау»


Письменные задания:

Письменный одноголосный диктант (8 тактов) с синкопами и триолями в размерах : 2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8.


Литература:

Долматов Н. А. Музыкальный диктант. № 568-621; 647-719.


3-4 семестр

Тема 2.1 Лад и его элементы. Вспомогательные и проходящие хроматические звуки.
Устные и практические задания:

  1. Интонационные и ритмические упражнения.

  2. Вспомо­гательные и проходящие хроматические звуки,

  3. II пониженная и IV повышенная ступени одноименного мажоро-минора, вспомогательные и проходящие хроматизмы,

  4. I, II и V повышен­ные ступени мажорного лада.

  5. Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с альтерацией звуков, прилегающих к устойчивым ступеням лада,

  6. сольфеджирование мелодий с вспомогательными и проходящими хроматизмами и с модуляциями в тональности диатонического родства.


Письменные задания:

Письменный одноголосный диктант (8 тактов) с синкопами и триолями в размерах : 2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8.


Литература:

Долматов Н. А. Музыкальный диктант. № 568-621; 647-719.



Тема 2.2 Хроматическая гамма.

Устные и практические задания:

  1. Построение и пение хроматических гамм.

  2. Пение интервальных последовательностей.

  3. Двухголосие.Сольфеджирование гармонического имитационного двухголосия с хроматизмами и модуляциями в тональности диатонического родства (с игрой одного из голосов на инструменте).

  4. Устный диктант: определение модулирующих одноголосных построений, отдельных интервалов, аккордов и также, интервальных и аккордовых построении, усвоенных в ин­тонационных упражнениях.


Литература:

  1. Кұрманғазы «Ақсақ кіик»

  2. Кұрманғазы «Балқаймақ»

  3. Затаевич А. «1000», № 788

  4. Затаевич А. «500», № 17

Тема 2.3 Интервалы. Составные интервалы

Устные и практические задания:

Пение интервальных последо­вательностей.



Тема 2.4 Хроматические интервалы.

Устные и практические задания:

  1. Пение интервальных последо­вательностей (ум.З, ув.6, секунды и септимы на разных ступе­нях, косвенное движение с участием вспомогательных и прохо­дящих хроматических звуков).

  2. Двухголосие.Сольфеджирование гармонического имитационного двухголосия с хроматизмами и модуляциями в тональности диатонического родства (с игрой одного из голосов на инструменте).

Тема 2.5 Аккорды. Двойная доминанта в аккордовых последовательностях.

Устные и практические задания:

Пе­ние аккордовых последовательностей с модуляциями в тональ­ности диатонического родства в 4-голосном «хоровом» изложе­нии с использованием аккордов ДД внутри построений (альте­рация аккордов Д группы).



Устный диктант: определение модулирующих одноголосных построений, отдельных интервалов, аккордов и также, интервальных и аккордовых построении, усвоенных в ин­тонационных упражнениях.

5-6 семестр

Тема 3.1 Лад и его элементы. Модуляция. Альтерация аккордов Д группы.

Устные и практические задания:

  1. Интонационные и ритмические упражнении.

  2. Пение мо­дуляций в тональностях диатонического родства с плавным дви­жением в басу,

  3. в тональностях недиатонического родства через одну промежуточную.

  4. Пение альтерированных аккордов Д группы от звука и в тональности с разрешением,

  5. пение побоч­ных септаккордов в тональности с разрешением (и от звука), пение модулирующих построений, включающих эти аккорды (побочные септаккорды).

  6. Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с хроматизмами и модуляциями в тональности недиатонического родства.

  7. Пение мелодий с текстом в постоянных и переменных размерах.

Устный диктант: определение модулирующих одноголосных построений, отдельных интервалов, аккордов и также, интервальных и аккордовых построении, усвоенных в ин­тонационных упражнениях.

Литература:

  1. Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Вып. 2. № 252-277.

  2. Мацуцин Д. «Бесік жыры»

  3. Ерзакович Б. «Жаңымыз біздін қанатты»

  4. Хамиди Л. «Жайлау әні»

  5. Брусиловский Е. «Жеңеше»

Тема 3.2 Альтерация аккордов S группы.

Устные и практические задания:

Пение альтерированных аккордов S группы от звука и в тональности с разрешением.



Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с хроматизмами и модуляциями в тональности недиатонического родства.

Пение мелодий с текстом в постоянных и переменных размерах.



Литература:

Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Вып. 2. № 252-277.

Затаевич А. «1000», № 627

Затаевич А. «1000», № 373

Керімбаев С. «Инженер қыз»

Брусиловский Е. «Жастар жыры»



Многоголосие. Сольфеджирование гармонического и имитационного 3,4-голосия в вокальном ансамбле (с игрой двух или трех голосов на инструменте).

Письменные задания:

Письменный дик­тант. Хроматические звуки, взятые скачком, аккорды неаполи­танской субдоминанты. Периоды неквадратного строения, про­извольное деление длительностей (переменный размер).

Пись­менный двухголосный диктант.



Литература:

Долматов Н. А. Музыкальный диктат. № 720-744.



Тема 3.3 Метр. Ритм. Темп. Особые виды ритмического деления.

Устные и практические задания:

Размеры: 5/4; 5/8; 7/4.

Особые виды ритмического деления.

Исполнение остинатных фигур с дуолями и триолями на фоне сольфеджирования.



Письменные задания:

Письменный дик­тант. Периоды неквадратного строения, про­извольное деление длительностей (переменный размер). Пись­менный двухголосный диктант.

Литература:

Долматов Н. А. Музыкальный диктат. № 720-744.


Тема 3.4 Интервалы.

Устные и практические задания:

  1. Тритоны, интервальные построения с модуляцией через тритон (в доминантном и субдоминантном значении в тональности недиатонического родства.)

  2. Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с хроматизмами и модуляциями в тональности недиатонического родства. Пение мелодий с текстом в постоянных и переменных размерах.

Литература:

Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Вып. 2. № 252-277.



Устные и практические задания:

Многоголосие. Сольфеджирование гармонического и имитационного 3,4-голосия в вокальном ансамбле (с игрой двух или трех голосов на инструменте).

Литература:

  1. Бах И.С. ХТК. т.1 — прелюдии си минор, соль минор, фуга ре минор;

т. II — фуга ми-бемоль мажор.

  1. Трехголосные инвенции.


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет