Михаил Афанасьевич Булгаков



жүктеу 54.65 Kb.
Дата16.07.2016
өлшемі54.65 Kb.

Zahradníková Regína, 371585

Михаил Афанасьевич Булгаков

(1891–1940)


● русский писатель

● драматург

● театральный режиссёр и актёр

● автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок,

киносценариев, оперных либретто
родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии
● в 1909 г., по окончании лучшей в Киеве Первой гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета

►впечатления тех лет легли в основу цикла рассказов «Записки юного врача» (1925–1926)


в 1916 году получил диплом и начал работать врачом в селе Никольское Смоленской губ., затем в г. Вязьме
ещё студентом он начал писать прозу, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой 
после Октябрьской революции 1917 г. Булгаков вместе с женой Т. Лаппа, на которой женился в 1913 г., вернулся из Вязьмы в Киев

►кровавые события, свидетелем которых он стал, легли в основу некоторых его произведений: рассказ «Я убил», роман «Белая гвардия»


● когда в 1919 г. в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ
● выполняя свои медицинские обязанности, Булгаков продолжал писать
● его первый фельетон «Грядущие перспективы», был опубликован в 1919 г. в газете «Грозный»

►давал жёсткую и ясную картину как современного общественно-политического и экономического состояния России, так и будущего страны

● в 1920 г. заболел тифом и не мог покинуть Владикавказ
● во Владикавказе он пишет театральные рецензии и пьесы («Самооборона» и «Братья Турбины») по заказу местного театра
в 1921 Булгаков приехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист с несколькими газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»)
● в это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине
● в газете «Гудок» Булгаков сотрудничал напр. с И. Бабелем, И. Ильфом и Е. Петровым

►впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах» (1923), которая не была издана при жизни писателя

►главным героем повести является человек, подобно Булгакову приехавший в Москву, чтобы начать жизнь с чистого листа

● своеобразным продолжением этой повести явилась сатирическая повесть «Дьяволиада» (1925)

►её главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 20-х годов и стал её летописцем
● в Москве происходит и действие других сатирических повестей Булгакова, написанных в эти годы, – «Роковые яйца» (1925) и «Собачье сердце» (1925, опубл. в 1968 в Великобритании)
● в 1925 году он женился на Л. Белозорской
● в этом же году опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия» (неполный вариант)

► трагедия гражданской войны, показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей

►Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в котором живут любящие друг друга люди

►герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством чести и достоинства


● в 1925 году начал работу над пьесой «Дни Турбиных» (1926)

►она сюжетно и тематически связана с «Белой гвардией»

►в октябре 1926 г. состоялась во МХАТе

премьера этой пьесы

►спектакль имел огромный успех у зрителей

►официозные критики, обвинили автора в том, что он «перемигивается с остатками белогвардейщины», и усмотрели в пьесе «насмешку русского шовиниста над украинцами»


● после «Дней Турбиных» написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х годов:

«Зойкина квартира» (1926); шла на московской сцене два года

«Багровый остров» (1927); снята с репертуара после нескольких спектаклей

и драму о Гражданской войне и первой эмиграции:

«Бег» (1928); запрещена к постановке незадолго до премьеры
в конце 1920-х годов Булгаков подвергался резким нападкам официальной критики

►его прозаические произведения не публиковались, пьесы были сняты с репертуара 


в марте 1930 г. Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре

►Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссёра во МХАТе


● разрешение работать оказалось излюбленным коварным ходом Сталина; произведения писателя по-прежнему были запрещены к публикации
● в 1932 году женился на Елене Щиловской
● в 1935 г. Булгаков играл в некоторых спектаклях МХАТа, затем зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра

►опыт работы во МХАТе отразился в произведении «Записки покойника» («Театральный роман»)


● в это время Булгаков писал роман, начатый ещё в 1929

►первоначальный вариант («роман о дьяволе») был уничтожен Булгаковым в 1930 г.

►в 1934 г. была создана первая полная редакция текста, которая в 1937 г. получила название «Мастер и Маргарита»

► в это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал своей жене


● за годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась: от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого
работа над романом была закончена в феврале 1940 г., за месяц до смерти писателя
● только в 1966 вдове Булгакова удалось опубликовать роман в журнале «Москва»

► публикация стала важнейшим культурным событием 1960-х г.


в 1938 г. руководство МХАТ просит Булгакова написать юбилейную пьесу о Сталине, он дает согласие; однако пьеса «Батум» тоже была запрещена
● Булгаков умер в Москве 10 марта 1940 г. и был похоронен на Новодевичьем кладбище
Собачье сердце

● наиболее распространённое политическое толкование повести относит её к самой идее «русской революции», «пробуждения» социального сознания пролетариата

● ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов

В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин, проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн)


Oтрывок:

О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал. Негодяй в грязном колпаке - повар столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства - плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий. Господи, боже мой - как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою, да разве воем поможешь.


Чем я ему помешал? Неужели я обожру совет народного хозяйства, если в помойке пороюсь? Жадная тварь! Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперек себя шире. Вор с медной мордой. Ах, люди, люди. В полдень угостил меня колпак кипятком, а сейчас стемнело, часа четыре приблизительно пополудня, судя по тому, как луком пахнет из пожарной пречистенской команды. Пожарные ужинают кашей, как вам известно. Но это - Последнее дело, вроде грибов. Знакомые псы с Пречистенки, впрочем, рассказывали, будто бы на Неглинном в ресторане "бар" жрут дежурное блюдо - грибы, соус пикан по 3 р. 75 к. порция. Это дело на любителя все равно, что калошу лизать... У-у-у-у-у...
Источники:

http://fantlab.ru/autor186



http://www.m-a-bulgakov.ru/hronika.html

http://lib.ru/BULGAKOW/

http://lit-helper.ru/p_M__A__Bulgakov__Jizn-_i_tvorchestvo


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет