«Мир человеческих чувств. Образ борьбы и победы»



Дата11.07.2016
өлшемі187.68 Kb.
түріУрок


Урок музыки в 7 классе

«Людвиг ван Бетховен»

Тема: «Мир человеческих чувств. Образ борьбы и победы».

Тема четверти: «Легкая и серьезная музыка».

Художественно-педагогическая идея урока:

  • осознание, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правдой и красотой;

  • развитие музыкального мышления учащихся в опоре на знания о музыкальном языке, умения анализировать и обобщать музыкальные произведения, вокально-хоровых навыков;

  • воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся, нравственных и духовных качеств личности ребенка.

Задачи урока:

Учебный аспект:

обучающие:

  • Через сопоставление с произведениями классической музыки учить анализировать современные музыкальные явления, интерпретировать современную музыку с позиций музыкальных традиций, преемственности музыки прошлых веков и современности.

  • Закрепить понятия «симфония», «соната», «багатель».

развивающие:

  • Развитие навыков понимания смыслов образного языка музыки;

  • Развитие навыков слухового восприятия информации;

  • Развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

  • Развивать критическое мышление школьников в процессе анализа современной музыки.


Познавательный аспект:

  • Знакомство с творчеством композитора Людвига ван Бетховена на пересечении его характера, судьбы и творчества через анализ художественного образа Сонаты № 14 («Лунной»);

  • Создать мотивацию слушания и глубокого восприятия других произведений Бетховена;



Воспитательный аспект:

  • Воспитывать положительное отношение к классической музыке;

  • Осознать значение музыки в жизни человека, как способ выразить невыразимое словами, но имеющее вполне логический смысл;

  • Побуждать к более глубокому осознанию своего внутреннего пространства;


Тип урока: комбинированный.

Методы урока:

  • словесный, наглядно-слуховой, самостоятельность мышления учащихся, стимулирование интереса к восприятию, познавательных дискуссий, эмоционально-нравственных переживаний, поощрения и контроля, и самоконтроля деятельности учащихся.

Музыкальный материал:

  • Соната №14 («Лунная») Бетховена в аранжировке В.Зинчука, “К Элизе” и Симфония №9 Бетховена.

Оборудование:

  • музыкальный центр, компьютер, проектор, видеофильм «Переписывая Бетховена» (США, 2005г., режиссер: Агнешка Холланд, в ролях: Эд Харрис, Дайана Крюгер, Ральф Райч и др.), портрет Л. Бетховена, кроссворд, презентация.

Ход урока

1.Вход под «К Элизе» Л. Бетховена (Исполняет учитель).

2. Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Учащиеся: Добрый день!

Учитель: Сегодня мы обратимся к искусству, которое сопровождает нас с самого раннего детства всю жизнь, которое не оставляет многих людей равнодушными. Это музыка. Музыка вокруг нас, она способна выразить любое состояние души человека. Веселье и грусть, радость и печаль, наслаждение и страсть, борьба и победа, борьба и горечь поражения, любовь и ненависть – всё подвластно музыке, этой волшебнице.

Звучит музыка, и мы чувствуем, что живём, радуемся, переживаем. Замолкает – и кругом тишина.



Учитель: Ребята, когда вы вошли, звучала музыка. Если вы его узнали, то скажите, как называется произведение и кто написал его?

Учащиеся: Людвиг ван Бетховен, «К Элизе».

Учитель: Скажите, пожалуйста, к какому стилю можно отнести музыку Бетховена?

Учащиеся: Классическому.

Учитель: Правильно. Точнее к венскому классицизму. А каких классиков вы еще знаете?

Учащиеся: Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен.

(Слайд№1- «Венские классики», с использованием ИКТ)

Учитель: Правильно, это произведение создавалось в период, когда Бетховен сделал первые наброски Пятой симфонии, из-за привычки композитора работать одновременно сразу над несколькими произведениями. Произведение посвящено, возможно, Терезе Мальфатти, дочери одного из своих врачей.

Учитель: К какому жанру относится это произведение?

Учащиеся: К жанру «багатель», что в переводе с французского - безделка, пустяк.

Учитель: Правильно. Что из себя представляет этот жанр?

Учащиеся: К жанру «багатель» относятся короткие, лёгкие пьесы для фортепиано, не трудные в исполнении.

Учитель: Бетховен был первым композитором, придавшим значимость пьесе подобного жанра, и, скорее всего, учитывая ограниченные возможности ученицы – Терезы Мальфатти он и написал эту пьесу для неё.

Учитель: Инструментальное и, прежде всего, симфоническое творчество Бетховена имеет ярко выраженный программный характер. Что означает термин “программная музыка”?

Учащиеся: В основе такой музыки лежит тематическая программа, некий сюжет. Программность задаётся или его названием, или излагается в специальном литературном комментарии.

Учитель: Назовите программные произведения разных композиторов.

Учащиеся: Различные оперы, балеты, циклы, например: “Времена года” Чайковского и “Карнавал животных” Сен-Санса, сюита “Пер Гюнт” Грига, Концерт «Времена года» А. Вивальди, балет «Хетаг» Д. Хаханова, Вокальный цикл из «Нартовского эпоса» Ж. Плиевой и др.

Учитель: Ребята, мы начали с вами разучивать песню. Послушайте и скажите, как называется.

Учащиеся: Испанская песня «Вновь шумит парус над нами» Л. Бетховена.

Перед исполнением – распевание.



Вокально-хоровая работа над песней «Вновь шумит парус над нами» Л. Бетховена. Текст на экране.

Учитель: Почему Бетховена называют героическим композитором? Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать историю его жизни.

Рассказ о Бетховене.

( Слайд№2 - «Мир человеческих чувств», с использованием ИКТ).

Жизненный путь

Музыка — это самое совершенное

проявление любой философии…

В музыке живет вечное,

неоконченное, неуловимое.
Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

Людвиг ван Бетховен  (1770-1827)

Вы хорошо помните черты его лица?

Волосы тучей нависающие над лицом. Они придают облику что-то демоническое. Лицо? Да, пожалуй, некрасивое. Широкое, обветренное, со следами оспы. Но в лице подкупает выражение душевной стойкости, воли, прямоты. Наверное, лоб, характерный высокий мощный лоб. И уж конечно, глаза. Они на редкость притягательные, умные, добрые, а в самой глубине их затаилось страдание.

Неистовый темперамент проявляется во всем: в жестах, в походке, в манере говорить. Ни тени аристократической утонченности, артистизма. Он – плебей. И этого не скрывает. Недаром одному из своих великосветских покровителей он однажды скажет:

“Князь, тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения, тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей было и будет много, Бетховен – один”.

Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). Его семья была очень музыкальной, отец и дед композитора пели в хоре.

Отец композитора, Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм, дочь повара. У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий композитор, был старшим из них.

Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. Играл на клавесине, скрипке, органе.

Людвиг впервые выступил перед публикой на концерте в Кельне когда ему было восемь лет.

До 10 лет учителями музыки у Людвига были знакомые его отца. В 1780 году он начинает заниматься у талантливого педагога Готлиба Нефе.

В 13 лет Бетховен зачислен помощником органиста.

Несмотря на домашние неурядицы, музыкальный дар Бетховена расцветал, и мальчик в 1787 году был отправлен в Вену – в то время музыкальную столицу Европы. Ему было тогда 17 лет.

Австрийская столица - европейский центр музыки и культуры – открыл Бетховену новый мир. В течение нескольких месяцев, проведенных там, он, вращаясь в высших кругах общества и следуя последней моде, стал любимцем молодых светских дам.

Знакомство с Моцартом позволило Людвигу взять несколько уроков музыки, но это плодотворное общение продлилось всего две недели. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой – его мать лежала при смерти.

Вена. 1792–1802.

1792 года Бетховен живет в Вене, одном из крупнейших культурных центров того времени. Он выступает в аристократических салонах как блестящий импровизатор, учится у прославленных мастеров – Гайдна, Антонио Сальери. Охватывая все основные жанры эпохи, композитор создает за 1795-1803 годы более ста сочинений: первую и вторую симфонии, сонаты, квартеты, трио, оперу “Фиделио”.


К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии.

Приближение глухоты.

Уже в 1795 году Бетховен почувствовал первые признаки глухоты. Недуг, подступавший медленно, но неумолимо, в корне изменил жизнь композитора. Он был на грани нервного срыва, из-за болезни ухудшились его и без того непростые отношения с окружающими.

Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим.

Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор.

«Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой,» - писал Бетховен в 1801 году.

Колоритный портрет тридцатилетнего Бетховена рисует выдающийся французский писатель Ромен Роллан, глубоко изучивший этот период жизни композитора:



«...Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, которым бредит молодежь..., который вызывает восторги... на Бетховена, плохие манеры которого терпеливо исправляет добрая княгиня Лихновская; который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность».

Летом 1802 Бетховен удалился в тихий пригород Вены – Хайлигенштадт. Там появился потрясающий документ – «Хайлигенштадтское завещание», мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта. Завещание адресовано братьям Бетховена (с указанием прочесть и исполнить после его смерти); в нем он говорит о своих душевных страданиях: мучительно, когда «человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука». Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!», и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: в то же лето появляются светлая Вторая симфония, ор. 36, великолепные фортепианные сонаты op. 31 и три скрипичных сонаты, ор. 30.



Сочинения второго периода.

В эти годы гениальные творения выходили из-под его пера одно за другим. Основные сочинения композитора, перечисленные в порядке их возникновения, образуют невероятный поток гениальной музыки, этот воображаемый звуковой мир заменяет его творцу уходящий от него мир реальных звучаний. Это было победоносное самоутверждение, отражение напряженной работы мысли, свидетельство богатой внутренней жизни музыканта.

Но беда не приходит одна. В конце 1800 года Бетховен знакомится с юной Джульеттой Гвиччарди.

Ей было шестнадцать лет. Она любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с легкостью воспринимая его указания. В ее характере Бетховена привлекали жизнерадостность, общительность, добродушие. В 1801 году угрюмый и нелюдимый композитор полюбил. Полюбил страстно, безрассудно, полюбил так сильно, всем сердцем, что готов был без малейшего промедления отдать жизнь свою за любимую. Кто же она, покорившая сердце гениального творца? Милая, по-весеннему прекрасная, с ангельским личиком и божественной улыбкой, глазами, в которых хотелось утонуть. Бетховен серьёзно влюбился.

Постепенно между Бетховеном и Джульеттой возник роман, и Бетховен покровительствовал Джульетте в обществе. Композитор всерьёз мечтал о женитьбе на этой очаровательной девушке, но вовремя понял, что глухой музыкант – неподходящая пара для кокетливой светской красавицы. Джульетта же была больше польщена, чем тронута вниманием композитора, который проводил многие часы под балконом ее спальни в немом обожании. Она не ответила на его любовь и в 1803 году вышла замуж за человека своего класса композитора-любителя графа Галленберга.

После измены Джульетты Бетховен уехал в имении своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы он никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Все было сказано музыкой «Сонаты вроде фантазии».

Глухота Бетховена стала практически полной. К 1819 ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша (сохранились т.н. разговорные тетради Бетховена). Полностью погруженный в работу над Девятой симфонией, он вел себя странно, внушая тревогу посторонним людям: он «пел, завывал, топал ногами, и вообще казалось, что он ведет смертельную борьбу с невидимым противником».
  В 1824 во время исполнения Девятой симфонии с ее хоровым финалом на текст оды Шиллера К Радости (An die Freude) Бетховен стоял рядом с дирижером. Сам он уже не решается дирижировать последней своей симфонией. Она имела триумфальный успех. Зал был покорен мощной кульминацией в конце симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен не оборачивался. Пришлось одному из певцов взять его за рукав и повернуть лицом к слушателям, чтобы композитор поклонился. И он увидел эти рукоплескания! От волнения он лишился чувств.

Этот успех вдохновляет композитора. Но силы его слабеют. В декабре 1826 года Бетховен простудился и слег. Три месяца он тщетно боролся с недугом.

Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой. Слава композитора была так велика, что на его похороны пришли более 20 тысяч человек.

Причины смерти

29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы устранить вздутия), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача.

В 1801 году в Венгрии Бетховен написал «Лунную сонату», которую посвятил Джульетте Гвиччарди.

Учитель: Название сонате дал Бетховен?

Учащиеся: Нет, так назвал сонату его друг Людвиг Рельштаб.

Учитель: А почему его друг назвал сонату «Лунной»?

Учащиеся: Наверное, услышал тишину лунной ночи.

«… Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем сердцем…»

Д.Б. Кабалевский

Учитель: Во второй половине 60-х годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление – искусство и рок. Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Моцарта, Бетховена.

Соната №14 («Лунная») необычайна популярна. Множество переложений, своих трактовок, своих интерпретаций I части сонаты можно услышать. Для гитары сделал переложение гитарист Марсель Робинсон, для джаз-оркестра Гленн Миллер, по – своему трактовал также современный французский пианист и аранжировщик Ричард Клайдерман, и, конечно же, наш российский рок-гитарист Виктор Зинчук. И каждый их них чувствовал эту музыку по-своему.

Сегодня мы услышим с вами «Лунную сонату» Л. Бетховена в современной обработке, в исполнении известного рок-гитариста В. Зинчука.

(Слайд№3 - Звучит I часть “Лунной сонаты” Бетховена в обработке рок-гитариста В.Зинчука, с использованием ИКТ)
Э. Огнецвет «Лунная соната» (читает ученица).

Зимний вечер окна разукрасил.

На снежинки небо расколол.

Лунный свет, как музыка, прекрасен

На дома замерзшие сошел.

И звучала «Лунная соната»,

Будто светлый ангел прилетел…

Людвиг ванн Бетховен сам когда-то

У окна холодного сидел:

Был такой же темный зимний вечер,

Может, кот пушистый рядом спал.

И, накинув теплый плед на плечи,

Композитор музыку писал.

Было небо в звездах, как в алмазах,

Лунный свет – богемское стекло,

А дома в снежинках, будто в стразах,

И искрилось в хрустале вино.

Учитель: Прозвучала I часть “Лунной сонаты”, которая посвящена Джульетте Гвиччарди.

Учитель: Ребята, а что такое соната?

Учащиеся: Соната – (итал. Sonata) – инструментальное музыкальное произведение, состоящее из четырёх или трёх различных по темпу и характеру частей. В переводе с латинского – Sonare – звучать.

Учитель: Но соната написана для фортепиано, а сейчас она прозвучала в переложении для электрических музыкальных инструментов, в современной обработке.

Учитель: Влияет ли изменение тембровой окраски на изменение смысла произведения?

Учащиеся: Я считаю, что влияет, но не на столько, чтобы исказился общий замысел произведения. Композиция звучит очень ярко, насыщенно.

Учитель: Как именно звучат эти инструменты?

Учащиеся: Инструменты не акустические, а электрические, характерные для рока, но сохранился медленный темп, регистр низкий и средний, гармония произведения. Электрические инструменты подобраны таким образом, что лишь подчёркивают глубину чувств композитора, трагизм ситуации и боль человека, отвергнутого любимой.

Вершиной творчества Людвига ван Бетховена считается Девятая симфония, законченная в 1824 году. Первое ее исполнение состоялось в Вене в том же году. Правда, он не слышал ни своей музыки, ни бурных аплодисментов.



Симфонии Бетховена уж точно требовали исполнения в больших залах, и играть должен был симфонический оркестр.

Учитель: Ребята, как вы понимаете, что такое симфония?

Учащиеся: Это большое и серьезное произведение, в нем несколько частей.

Учитель: Классическая симфония состоит из 4-х частей: 1 часть – быстрая, 2 часть - медленная, 3 часть – менуэт или трио, 4 часть – быстрая, финал.

Учитель: Сейчас вам будет предложен эпизод из художественного фильма «Переписывая Бетховена», где прозвучит Девятая симфония Бетховена.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Переписывая Бетховена», где звучит Девятая симфония Бетховена.

Учитель: Ребята, что вы помните о новаторстве Бетховена в музыке?

Учащиеся: Бетховену, чтобы выразить полноту своих переживаний, ощущений, пришлось изменить состав оркестра – усилить группу медных духовых, ударных. Его симфония зазвучала призывно, темы героизма, борьбы – творческие принципы композитора. Он развивает программную симфонию

Учитель: Какое еще новаторство ввел Бетховен в симфонии?

Учащиеся: Героическим шагом было введение хора.

Учитель: Сила музыки Л. Бетховена не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде. “Лунная соната” - соответствует настроению ночного праздника, “Симфония №9” - глубоко передает настроение человеческой скорби. Так музыка одного композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.

Учитель: На протяжении всей жизни музыка Бетховена считалась новаторской. Он разрушил старые формы классических произведений, наполняя их новым содержанием и эмоциями. Глубина чувств, выраженная в его произведениях, положила начало романтическому периоду в истории музыки.

Итог урока:

Учитель: Подведем итог нашего урока. Ребята, в чем проявляется оптимизм Бетховена?

Учащиеся: Достижение цели в борьбе, не легковесный оптимизм, а внутренняя сила, выстраданная радость.

Учитель: Что явилось трагедией композитора?

Учащиеся: Глухота.

Учитель: Кабалевский называл Бетховена «героическим композитором», почему?

Учащиеся: Композитор всю жизнь боролся с нуждой, болезнями, несправедливостью.

Учитель: Какую роль музыка сыграла в его жизни?

Учащиеся: Музыка поддерживала в трудную минуту, предотвратила самоубийство, помогла найти выход из кризиса.

Учитель: Какой вывод можно сделать, изучая жизнь Бетховена?

Учащиеся: Никогда не сдаваться, опускать руки, нужно бороться за свою жизнь, своё счастье.

Учитель: А теперь решим с вами КРОССВОРД:





Б

О

Н

Н










С

А

Л

Ь

Е

Р

И




Д

Ж

У

Л

Ь

Е

Т

Т

А







Б

А

Х










М

О

Ц

А

Р

Т










Л

Ю

Д

В

И

Г










Г

Е

Р

М

А

Н

И

Я







Л

У

Н

Н

А

Я





(Слайд№4 - «КРОССВОРД», с использованием ИКТ)

Вопросы:

1. В каком городе родился Бетховен? (Бонн)

2. Назовите композитора, у которого учился не только Бетховен, но и Шуберт, Лист. История обвинила его в зависти к таланту гениального Моцарта? (Итальянский композитор Антонио Сальери).

3. Как звали возлюбленную Бетховена? (Джульетта Гвиччарди)

4. «Не ручьем, а морем надо бы его назвать!» Какому композитору обращены эти слова Бетховена? (И. С. Бах)

5.Кто из великих музыкантов оценил юного Бетховена такими словами:

«Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить». (Моцарт)

6. Имя Бетховена. (Людвиг).

7. В какой стране жил и творил Бетховен? (Германия).

8. Какое название носит Соната №14? («Лунная»).

Под конец урока исполнение песни «Школьный романс» Музыка Е. Крылатова.

Текст на экране.



Во время исполнения песни на экране: (Слайды с фотографиями Л. Бетховена).

Домашнее задание: Прочитать о композиторе, подготовить доклады. Создать презентации по творчеству Л. Бетховена. Найти записи классических произведений в современной обработке.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет