Мировоззренческие и художественные особенности творчества передвижников: религиозный аспект



бет1/4
Дата24.06.2016
өлшемі311.5 Kb.
#156191
түріАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

МОСКАЛЮК МАРИНА ВАЛЕНТИНОВНА



МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДВИЖНИКОВ: РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ
Специальность: 1700.04 – изобразительное и

декоративно-прикладное искусство и архитектура


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Москва

2006



Работа выполнена в Красноярском государственном художественном институте
Официальные оппоненты

доктор искусствоведения, профессор М.А. Бурганова

доктор искусствоведения, профессор Г.Г. Поспелов

доктор искусствоведения, профессор И.Е. Данилова


Ведущая организация Уральский государственный университет


Защита состоится «…..» ………… 2006 г. в «…..» часов на заседании Диссертационного совета Д212.152.01 при Московском государственном художественно-промышленном институте имени С.Г. Строганова по адресу 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 9
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГХПУ

Просим принять участие в защите диссертации и направить отзыв

в двух экземплярах по указанному адресу

Автореферат разослан «…..» ……………. 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета ……………Курасов С.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования

В обращении к изобразительному искусству каждый исследователь вправе выбирать свои, наиболее близкие его интересам приоритеты. В силу того, что религия выражает взгляд человека на Абсолютное, она является особо значимой областью бытия. Определение человеком (в нашем случае художником) высших ценностей и жизненное отношение к ним обусловливает содержание его духовной и творческой жизни. Кроме того, стремление русского человека к Абсолютному нередко обнаруживается не только на вершинах религиозности, но и, как ни парадоксально, в атеистическом мировоззрении, сознательно отрицающем всякую определенную форму религиозности. Таким образом, можно утверждать, что включение категории религиозности в практику художественного анализа не только актуально, но и закономерно.

Долгое время по идеологическим причинам религиозная проблематика в российском искусствознании была почти полностью закрыта, что значительно обедняло наши представления о самобытности и неповторимой уникальности периода, который принято называть демократическим реализмом. В последние десятилетия проблемам религиозности искусства по праву уделяется все большее внимание. Глубокие, разнообразные по направлениям исследования ведущих российских ученых-искусствоведов составляют в наши дни достаточно прочный фундамент, позволяющий перевести на качественно новый уровень представления о сложности и антиномичности русской художественной культуры второй половины XIX века. Проблемы религиозности искусства в целом и искусства передвижников в частности оказались настолько востребованными в миростроительных поисках начала третьего тысячелетия, что сами по себе диктуют искусствоведению необходимость все более полного переосмысления, расширения, углубления подходов. Неоднозначность и кризисная острота духовного состояния современного российского общества способствует постоянной актуализации христианской проблематики.

На историческом пути русского народа на протяжении последнего тысячелетия одним из факторов, способствующих духовной и социальной устойчивости нации, являлось православие. Также и в отечественном художественном наследии нечто самобытное и ценное формировалось в определенной степени через складывающуюся веками традицию православного миросозерцания. Несмотря на то, что православие в прошлом и настоящем русского общества является предметом дискуссий, сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что данная составляющая русской культуры была и остается одним из значимых явлений исторического становления России. Отсюда важным видится не только использование общих представлений о религиозности и духовности, но и переосмысление данных качеств в контексте совершенно определенной конфессиональной традиции - православной. Данный подход позволяет избежать некоей унификации, усредненности оценок, а также помогает выявить сущностные черты отечественного художественного наследия в сопоставлении с аналогичными явлениями западноевропейской культуры, обнаружить направление и силу западных влияний и заострить проблемы сохранения национальной специфики. В современных тенденциях гуманитарной науки с ее стремлением построить адекватную модель человеческого бытия профессиональный уровень осознания и оценки законченных результатов здесь приемлем для людей самого широкого образа мыслей, независимо от принадлежности к той или иной конфессии.

В данном исследовании речь не идет об использовании художниками второй половины XIX века древнерусского иконографического канона (вопросы сохранения и модификации которого важны и по сегодняшний день для искусства связанного с православным богослужением). Творчество художников-передвижников рассматривается исключительно как явление светское, далекое от Церкви и культа, но обнаружение в нем переданного в той или иной степени, в той или иной форме религиозного опыта видится актуальным и перспективным для раскрытия глубинных мировоззренческих и художественных характеристик русского демократического реализма. Несмотря на то, что художественное творчество второй половины XIX века в целом неоспоримо свидетельствует о весьма значительном оскудении православного начала в русском обществе, тем не менее, наиболее ценное в нем во многом определялось религиозными переживаниями и устремлениями.

Актуальность данной научной работы заключается и в том, что религиозная компонента в изобразительном искусстве передвижнического периода прежде не подвергалась столь комплексному анализу и последовательному сопоставлению с традицией православного миросозерцания, присущей русской культуре. Надеемся, подобный методологический подход позволит восполнить существующие пробелы в понимании религиозных координат искусства второй половины XIX века и будет способствовать интеграции подлинно ценных, но нередко носящих частнонаучный характер искусствоведческих наблюдений и выводов последних лет в некую единую картину.


Цели и задачи исследования

Главная цель работы – расширить имеющиеся в отечественном искусствознании представления о творчестве художников-передвижников, переосмыслить их художественное наследие через религиозную компоненту.

Целью работы является также рассмотрение на примере Товарищества передвижных художественных выставок религиозного опыта творческой интеллигенции второй половины XIX века, сопоставление его с традицией православного миросозерцания отечественной культуры, выявление степени влияния и различные симптомы отторжения от данной традиции. Причем учитывалось, что влияние или отторжение может быть вполне осознанным, в какой-то мере декларированным и формируемым конкретной творческой личностью, но может быть и подсознательным, интуитивным, выступающим помимо воли художника.

Рассмотрение в контексте Православия одного из наиболее важных периодов в истории русского искусства предпринималось также для раскрытия специфики духовной эволюции русского общества через художественное творчество, так как определение качественных особенностей национальной духовности указывает причины ее взлетов и кризисов.

Исходя из поставленных целей научной работы, необходимо было последовательно решить достаточно большой объем задач, из которых обозначим наиболее существенные:


  • изучение широкого круга источников из различных областей научного знания: искусствоведческого, философского, богословского, культурологического, литературоведческого. Нахождение области их пересечения в применении к поставленной проблеме и разработка методологических принципов данного исследования;

  • анализ основных теорий и положений, связанных с понятиями «религиозный опыт» и «традиция православного миросозерцания», раскрытие их специфики в применении к художественному творчеству;

  • выявление и уточнение в памятниках изобразительного искусства демократического реализма (как достаточно известных, так и сравнительно недавно введенных в зрительский и научный оборот) разных форм отражения религиозного сознания русского общества второй половины XIX века;

  • иконографическое, жанровое и монографическое рассмотрение творчества передвижников и воссоздание на основе проведенных исследований по возможности целостной картины религиозного содержания их художественного наследия.



Объект исследования: творчество художников-передвижников.

Предмет исследования: специфика религиозного содержания искусства русского демократического реализма.

Методологическая и теоретическая основа исследования

В решении обозначенного круга проблем использовались общенаучные методы исследования, прежде всего, такие как наблюдение, анализ и синтез, методы сравнений и аналогий, методы обобщений. Однако непосредственно из проблематики работы, из специфики ее объекта и предмета вытекают методологические принципы, базирующиеся на междисциплинарном подходе. В полной мере употребляются разработанные и апробированные российским и зарубежным искусствознанием методы философско-искусствоведческого анализа произведений художественной культуры. Некоторые позиции формируются в комплексном использовании базовых методов богословских и культурологических наук. Методика работы в целом направлена на то, чтобы через художественную форму произведения (при необходимости с привлечением отдельных положений эпистолярного наследия автора и художественной критики) раскрыть содержательную сущность конкретного памятника культуры.

Базовые теоретические положения, отправные точки данного исследования формировались, прежде всего, в результате тщательного штудирования фундаментальных монографических изданий. Многое уточнялось затем при обращении к более оперативным материалам, таким как публикации статей в научных журналах, сборники докладов различных конференций и семинаров, изучение смежных направлений диссертационных изысканий, использование информационных ресурсов интернета. Круг источников, послуживший теоретической основой проведенной научной работы, можно условно разделить на следующие группы: искусствоведческие, богословские, философские, литературоведческие. Предпримем краткую характеристику каждой из них.

Искусствоведение: В трудах выдающегося историка искусства Дмитрия Владимировича Сарабьянова вопросы внутренней традиции, вопросы влияния на художественное творчество христианского мироотношения являются приоритетными. Широта научных интересов, глубина и тонкость анализа, неординарность и убедительность выдвигаемых концепций придают особую значимость каждой из его работ. Как наиболее близкую к обозначенной нами проблематике назовем книгу «Русская живопись. Пробуждение памяти». Не менее глубоко вскрываются общие закономерности развития изобразительного творчества в исследованиях Глеба Геннадьевича Поспелова. Процесс сложения национальной картины мира и ее отражение в художественном образе, проблемы художественного самосознания разными гранями высвечиваются в его обобщающих публикациях последних лет: «Русское искусство XIX века: Вопросы понимания времени» и «Русское искусство начала XX века: Судьба и облик России». Изучение художественной жизни России XIX века без работ Григория Юльевича Стернина не может быть полным. В общем пространстве российского искусствознания они занимают особое место и самобытностью исследовательского метода, и широтой фактического материала. Ученый моделирует различные явления истории художественной жизни и приводит целостные характеристики той или иной художественной эпохи.

Научным изысканиям Д.В.Сарабьянова, Г.Г.Поспелова, Г.Ю.Стернина присущи фундаментальность, подлинный профессионализм, разносторонность и глубина, а также пристальное внимание к нравственной проблематике искусства, к изучению корней национального своеобразия. Именно их труды и стали необходимыми точками опоры для дальнейшей разработки проблем национального сознания в предпринятом нами исследовании. Но, безусловно, нельзя не обозначить еще целый ряд имен, без которых уточнение и развитие теоретических положений данной работы было бы невозможно. Русское искусство второй половины XIX века своей онтологической глубиной неизменно привлекало и привлекает к себе многих исследователей. Как в советский период, так и в последние десятилетия оно не было обделено вниманием, и по сумме публикаций и объему накопленных фактов является, возможно, наиболее полно представленным периодом. В контексте же предмета наших интересов назовем, прежде всего, труды М.Алленова, А.Верещагиной, С.Даниэля, В.Леняшина, В.Петрова, Т.Карповой, Г.Ельшевской, Т.Юденковой, Г.Чурак, С.Попова.



Богословие: Характеристику круга источников, сформировавших наши представления о сущности православия, следует начать с работ о.Павла Флоренского (1882-1937) и о.Сергия Булгакова (1871-1944). Основные стороны и особенности православного учения, раскрываемые ими в многочисленных творениях, подкупают научной объективностью и одновременно духоносным богатством изложения. В свете поставленных данным исследованием вопросов соотношения традиции православного миросозерцания и художественного творчества особо ценными являются разрабатываемые богословами положения православной антропологии, онтологии и космологии. Проблемы взаимоотношений христианства и художественной культуры также являются для них одними из приоритетных на протяжении различных периодов творчества. Назовем книги, концентрирующие в себе необходимые нам теоретические положения: «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи», «Иконостас», «Обратная перспектива» Павла Флоренского и «Православие: Очерки учения православной церкви», «Свет невечерний: Созерцания и умозрения» Сергия Булгакова.

Центральной для Е.Н.Трубецкого (1863-1920) была тема неизменного и вечного смысла жизни, не случайно одно из наиболее фундаментальных его религиозно-философских произведений так и называется «Смысл жизни». Принципиально важное для нас сложное переплетение религиозной и эстетической мысли Е.Н.Трубецкого воплотилось в работах «Умозрение в красках» и «Два мира в древнерусской иконописи», где анализируются связь религии и искусства, глубокий духовный смысл, заложенный в русских иконах и внутреннем убранстве православных храмов.

Особое значение в процессе современного богопознания имеют труды всеобъемлющего религиозного мыслителя XX века А.Ф.Лосева (1893-1988). Нельзя не отметить его блестящие переводы средневековых трактатов и такие работы как «Имяславие» и «Первозданная сущность», так как проблемы имени наряду с мифом и числом остаются жизненными и сегодня. Для искусствоведческой практики актуальны положения книги «Проблемы символа и реалистическое искусство».

Философия: В такой всеобъемлющей области знания как философия, прежде всего следует начать с трудов по истории развития русской духовной мысли, где основополагающими для нас явились два фундаментальных издания: Г.В.Флоровский (1893-1979) «Пути русского богословия» и В.В.Зеньковский (1891-1962) «История русской философии». Оба автора рассматривают процесс формирования отечественной мыслью «предельных вопросов бытия и действия» (Флоровский) от средних веков до первых десятилетий XX века. Они последовательно выделяют ключевые позиции интеллектуально насыщенного философского контекста, что в дальнейшем помогает найти идейные ориентиры развития культуры художественной.

Начиная с 90-х годов XX века до сегодняшнего дня, выходит целый ряд интереснейших философских антологий, затрагивающих теми или иными гранями обозначенную нами проблематику. Зачастую в них публикуются избранные работы русских мыслителей XIX и XX века, большинство из которых еще 20-30 лет назад были труднодоступны. Вводя в научный оборот ценный материал, подобные издания успешно заполняют идеологические лакуны советского периода. Круг активно публикуемых философов, разрабатывающих с тех или иных позиций проблемы православной культуры, достаточно широк, центральными фигурами обозначим три: Бердяев Н.А. (1874-1948), Ильин И.А. (1883-1954), Вышеславцев Б.П. (1877-1954).

Рассматривая исторический смысл и предназначение человеческой личности, Бердяев («Смысл творчества: Опыт оправдания человека», «Самопознание») и Ильин («Путь к очевидности», «Одинокий художник») видят обоснование сущности человека в возложенной на него Творцом миссии, заключающейся в преображении мироздания. Считают, что «бремя эмпирического существования преодолевается только творчеством». Именно через творчество определяется категория свободы личности. Представляя собой «рецидив романтизма» в русском сознании, этические и эстетические построения философов в полной мере раскрывают особенности мессианских черт отечественной культуры.

Литературоведение: Обращение к данной области гуманитарного знания отнюдь не случайно. С одной стороны, литература и изобразительное искусство как сферы художественного творчества развиваются по близким друг другу закономерностям. С другой, мировое значение русской литературы нам видится в ее насыщенности мировоззренческим, идеологическим, философским материалом. При изучении религиозного содержания русского изобразительного искусства для сопоставления, прояснения и уточнения многих позиций неоднократно предпринимались обращения как непосредственно к литературному и публицистическому наследию Федора Михайловича Достоевского (1821-1881), так и к многочисленным работам филологов, посвятивших свои труды изучению творчества этого сложнейшего и значительнейшего писателя-философа XIX века.

Вообще, изучение проблемы «Русская литература XIX века и христианство» является одной из приоритетных в современном российском литературоведении, и здесь сделано многое. Наверное, не будет преувеличением сказать, что, по сравнению с объемом и глубиной накопленного в филологии опыта, искусствознание находится лишь на подступах к данной проблематике. Причин этому не мало, с одной стороны, сама структура литературного текста предопределяет бóльшую проявленность мировоззренческого содержания, чем структура текста изобразительного. Так еще в 1894 году В.В.Розановым (1856-1919) были предприняты критические комментарии к «Легенде о Великом Инквизиторе» из «Братьев Карамазовых» Достоевского, которые вылились в непростое размышление об острых вопросах богоборчества и богопознания, показали образец подхода к литературному тексту как проявлению религиозного опыта.

Непререкаемой авторитетностью обладали и обладают труды М.М.Бахтина (1895-1975), круг философских, эстетических и критических интересов которого необычайно широк. Отметим лишь наиболее близкие нашей проблематике работы «Проблемы творчества Достоевского», «Искусство и ответственность», «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности», хотя этот список отнюдь не исчерпывает важных для нас положений. Энциклопедичность гуманитарного знания, потрясающая эрудиция, особая способность к строгой систематизации и неповторимая тонкость анализа, явленная в трудах М.М.Бахтина, в не меньшей мере свойственна и такому выдающемуся ученому нашего времени как С.С.Аверинцев (1937-2004). Вне всякого сомнения, личность С.С.Аверинцева, ставшего в конце жизни православным священником, является в современной отечественной культуре особым примером нравственного служения.

До сегодняшнего дня широчайший спектр ключевых проблем метафизических тайн бытия, глубинных слоев индивидуальной и национальной жизни вызывает у литературоведов пристальное внимание, последние филологические диссертационные исследования насыщены подобной проблематикой. Многие источники филологической области знаний становятся принципиально важными не только с информационной стороны, но и как пример параллельной методологии изучения художественного творчества.

Такова краткая характеристика теоретической основы работы. Хочется подчеркнуть, что в любом междисциплинарном исследовании, каковым и является поставленная тема «Мировоззренческие и художественные особенности творчества передвижников: религиозный аспект» важно осознать и выявить некую целостность. Исходя из этого, в тех или иных научных концепциях выделялись положительные зерна, которые становились вехами для последующих шагов. В целом степень исследованности обозначенной в диссертации проблемы можно определить как достаточно высокую. Перед нами широкое поле ценнейших выводов, предложенных учеными разных областей знания. Здесь прослеживается определенная логика современного исследования, позволяющая вскрывать духовную проблематику отечественной культуры. Но существует потребность и необходимость обобщить и углубить имеющиеся наработки и достижения и предложить методологию, позволяющую рассматривать произведения светского изобразительного искусства с точки зрения религиозности.
Научная новизна работы


  • впервые в отечественной искусствоведческой практике концептуальной основой исследования становится религиозность творческого наследия художников русского демократического реализма;

  • обобщаются различные междисциплинарные подходы в изучении религиозного опыта художника, разрабатываются и конкретизируются понятия, применимые непосредственно к проблемному полю теории и истории изобразительного искусства;

  • обозначаются критерии определения религиозного содержания творчества художников, работающих в светской, внецерковной сфере. Причем речь идет не только о картинах с сюжетами Священного писания, но и жанровых, исторических, пейзажных и портретных произведениях;

  • через художественную практику творческой личности второй половины XIX века выявляется специфика религиозного опыта данного периода, что позволяет вскрывать позитивные и кризисные явления русской духовности как изучаемого, так и последующих этапов развития отечественной культуры;

  • работа построена на рассмотрении различных областей целостной системы изобразительного искусства. Иконографические и жанровые общности в совмещении с монографическими разделами дают разнонаправленные, как горизонтальные, так и вертикальные срезы исследуемого поля, что позволяет получить определенный уровень целостности и полноты представлений о феномене передвижничества.

Чем глубже постигаешь проблему, тем отчетливее проступает ее неоднозначность. Проведенные исследования, тем не менее, в полной мере подтверждают научную перспективность и необходимость изучения изобразительного искусства как области духовного творчества в тесной взаимосвязи с религиозными понятиями.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования

Полученные результаты могут быть употреблены для дальнейших исследований отечественного художественного наследия как особой духовной области культуры. Отдельные положения возможно использовать как основу последующей разработки категориального аппарата, необходимого для изучения религиозного содержания изобразительного творчества.

Проблемы, поставленные в работе, предполагают развитие за счет расширения круга исследования, включения новых персоналий и обращения к русскому искусству не только второй половины XIX века, но и других исторических этапов. На материалах и выводах диссертации возможна разработка спецкурсов истории и теории искусства, углубление и расширение базовых образовательных искусствоведческих и культурологических программ.

Разработанный в диссертации подход к оценке произведений искусства в тесной связи с религиозной проблематикой может быть реализован в различных областях культурологической и искусствоведческой практики (критической, социальной, музейной, выставочной, экскурсионной и др.).


Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается планомерным и тщательным изучением фундаментальных работ в различных областях знания (искусствоведение, философия, богословие, литературоведение) и последовательным выстраиванием методологических принципов с использованием междисциплинарного опыта. Основательность работы в полной мере подтверждена использованием для анализа широкого и разнохарактерного круга художественных произведений, привлечением эпистолярного, публицистического и критического материала.

Качество и достоверность результатов исследования подтверждены их апробацией в процессе научно-исследовательской, учебно-педагогической и художественно-практической деятельности соискателя.


Апробация результатов исследования

Полученные автором результаты обсуждались на кафедре искусствоведения Красноярского государственного университета и кафедре мировой культуры Красноярского государственного художественного института, а также на всероссийских и региональных симпозиумах и научно-практических конференциях. Основные материалы по проблеме исследования изложены в научных и методических публикациях.

Теоретические и практические выводы на протяжении более чем пяти лет нашли свое применение в процессе преподавания ряда учебных курсов студентам факультета искусствоведения и культурологии Красноярского государственного университета и студентам различных специальностей Красноярского государственного художественного института.

Практическая проверка основных положений научной работы о религиозных основах искусства состоялась также в результате создания концептуально-теоретического проекта выставок современного христианского искусства. Затем последовало практическое проведение автором диссертации трех (2000, 2002, 2004 годы) общероссийских выставок, на каждой из которых было представлено более чем по 150 работ ведущих художников из Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Новосибирска, Челябинска, Иркутска, Красноярска, Благовещенска и др. городов.


Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и содержит введение, три главы (13 параграфов), заключение, библиографический список (более 150 наименований), приложение в виде цветных таблиц с иллюстративным материалом (94 страницы, 287 изображений).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается проблема исследования, его актуальность, формулируется объект и предмет, определяются цели и задачи научной работы, аргументируется структурное деление на главы и параграфы. Во введении также показаны методологические основания, раскрывается научная новизна работы, теоретическая и практическая значимость, приводятся основные примеры апробации результатов диссертационного труда.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет