Модальность григорианского хорала на примере мессы францисканской традиции



бет1/5
Дата21.07.2016
өлшемі334 Kb.
#213968
түріАвтореферат диссертации
  1   2   3   4   5

На правах рукописи


МОСКВА Юлия Викторовна


Модальность григорианского хорала

на примере мессы францисканской традиции
Специальность 17.00.02 — Музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Москва 2007

Работа выполнена на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор Дьячкова Людмила Сергеевна

доктор искусствоведения, профессор Зенкин Константин Владимирович

доктор искусствоведения, профессор Парфентьева Наталья Владимировна

Ведущая организация:



Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург

Защита диссертации состоится на заседании диссертационного совета Д 210.009.01 при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского 14 июня 2007 года в 16 часов (125009 Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6).

Автореферат разослан ___ мая 2007 г.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.





Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор искусствоведения


А. А. Амрахова




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования

Григорианский хорал — одна из величайших монодийных культур прошлого, сыгравшая огромную историческую роль в развитии музыкального искусства Западной и Центральной Европы. Этот вид литургического пения, возникший в VIII–X веках на территории нынешней Франции в результате слияния староримской и галликанской традиций и получивший распространение в других странах, находится у истоков европейской профессиональной музыки. В рамках григорианской монодии складывались многие основополагающие для музыкального искусства принципы: способы озвучивания слова, система нотации, жанров, форм, звуковысотной организации. На основе григорианского хорала развивалось раннее многоголосие. Живая традиция григорианского пения не иссякла до наших дней и продолжает питать современное композиторское творчество.

Высокая художественная и историческая ценность григорианского хорала обусловила интерес к нему огромного числа исследователей. Отдельно изучаются формы, жанры, способы письменной фиксации, репертуар, древние рукописные музыкально-литургические источники и т. д.

Одной из наименее изученных областей является его модальная (от слова «модус» — «лад») организация. Несмотря на ряд крупных научных достижений в изучении григорианского хорала, модальная проблематика, будучи исключительно важной, еще весьма далека от своей исчерпанности. А между тем исследование модальности дает ключ к пониманию многих важных сторон григорианского пения. Модальная система григорианского хорала представляет собой музыкальное выражение духовной сущности божественного Откровения и ответного стремления человека к Богу. Поэтому, изучая модальность, мы постигаем особенности средневекового мышления и мировоззрения в целом, вступаем в соприкосновение с духовным миром огромного исторического периода, когда закладывались основы всей европейской культуры.

Наука о григорианском хорале складывалась у самых истоков современного музыковедения, и уже первые работы о григорианском хорале так или иначе касались вопросов модальности. Начало современной григорианике положила публикация в 1774 году работы М. Герберта — по истории церковной музыки, в опоре на источники, и основанной им серии изданий текстов музыкальных трактатов IX–XV веков. Направление М. Герберта — издание и исследование источников — было продолжено Э. де Куссмакером.

К базисным исследованиям рубежа XIX–XX веков принадлежат работы университетских ученых Ф.-О. Геварта, А. Гастоуэ, В. Г. Фрера, П. Вагнера.

В бенедиктинском аббатстве Св. Петра в Солеме (Франция) были предприняты фундаментальные исследования григорианской модальности, и важнейшие открытия в этой области принадлежат Ж. Клеру (работы 1962–1963 и 1975 годов), который дал совершенно новый взгляд на григорианскую модальность, осветив проблему ее эволюции. Результатам Ж. Клера предшествовали работы дома Ж. Э. Дерокетта (1923) и А. Потирона (1953).

Григорианская модальность изучается в двух главных направлениях:

1) Исследования модальности посредством анализа, в том числе и сравнительного анализа, хорального репертуара (работы Ж. Клера, Ж. Урлье, Ж. Шайе, М.-Н. Колетт.

2) Изучение модальности по средневековым музыкальным трактатам.

В отечественном музыкознании первое направление представлено работами В. Карцовника и И. Лебедевой, второе — Н. Ефимовой, Л. Дьячковой, Р. Поспеловой и Ю. Пушкиной.

Совершаются попытки объединения обоих подходов в изучении григорианско модальности (например, докторская диссертация Ю. Счибора).

Среди изданий типа компендиумов или учебников по григорианскому хоралу имеются такие, в которых разделы о модальности могли бы представлять собой самостоятельные исследования. В прежние годы, еще до открытий Ж. Клера, знания о модальной организации григорианского хорала были обобщены в книге В. Апеля. Из более поздних работ фундаментальностью проработки этой проблемы отличается исследование А.-Ж. Бескона. В учебнике Д. Хайли содержится история средневековых концепций григорианской модальности.

Превосходный синтез современных представлений о модальности григорианского хорала дан в книге дома Д. Сольнье.

Помимо изучения собственно григорианской модальности, разрабатываются и другие аспекты ее исследования: сопоставление григорианского хорала и византийской церковной музыки (основатель этого направления — Э. Веллеш); сравнительное рассмотрение древнерусской, григорианской и византийской певческих культур (И. Лозовая); сравнительное исследование хорала и еврейской синагогальной музыки (А. Идельсон, Э. Вернер); изучение модальности, мелодики и функции хорала в параллели с исследованиями классических музыкальных культур Азии (А. Даньелу); исследование старинной музыки Западной Европы в междисциплинарном и межкультурном ключе (М. Перес); комплексные исследования модальности, ритма и нотации; изучение григорианской модальности как выражения эстетических установок, находящих первоначальное воплощение в структурной организации мелодики (П. Ферретти); рассмотрение формульной организации мелодики григорианского хорала в аспекте изучения вопросов сочинения, запоминания и трансмиссии хорала в устной традиции (Л. Трейтлер); рассмотрение модальности в литургическом контексте, в частности изучение становления хорального репертуара в первом тысячелетии от Р. Х. во взаимосвязи с формированием корпуса литургических текстов на разные периоды церковного года (Дж. Мак-Киннон).

Наряду с чисто теоретическими исследованиями в университетских кругах интерес к григорианской науке (в том числе и к проблемам модальности) растет и в среде исполнителей-практиков. Назовем ансамбль «Organum», руководимый М. Пересом, григорианский женский хор «Mediae aetatis sodalicium» под управлением Н. Альбарозы; женский хор «In dulci jubilo», руководитель — А. Турко; мужской хор «Cantori gregoriani», управляемый Ф. Рампи, и др.

Итак, модальность григорианского хорала исследуется в науке еще с конца XVIII века, в разных ракурсах и в соотнесении со смежной проблематикой. К настоящему времени накоплен богатый фактический и концептуальный материал. Но перед исследователями и по сей день стоит множество проблем, которые далеки от своего разрешения. В том числе отсутствуют работы, посвященные модальности отдельных региональных и орденских традиций.

Среди различных монашеских орденов исключительное положение занимает Францисканский орден, который является главным носителем григорианского хорала, сохранившим его в чистоте и неизменности.

Францисканцы (орден был основан св. Франциском Ассизским в 1209 году и тогда же устно одобрен св. папой Иннокентием III) со времени утверждения своего Устава (в 1223 году, папой Гонорием III) использовали литургию Римской Курии, заимствуя папское богослужение в церкви Св. Иоанна Крестителя на Латеране. В этой церкви еще с XI века (со времени понтификата папы Григория VII) исполняли именно григорианский хорал, в то время как в других церквах Рима по-прежнему практиковалось староримское пение.

После проведения небольших корректировок в латеранских хоральных книгах (1244–1254) францисканцами были созданы свои собственные образцовые экземпляры антифонария и градуала, после чего внесение каких-либо изменений в текст певческих книг было категорически запрещено.

В 1278 году по распоряжению папы Николая III францисканские книги распространяются во всех римских церквах, таким образом, староримский хорал заменяется григорианским (во францисканской редакции). В дальнейшем францисканская литургия получает общецерковный ранг, когда по решению Тридентского собора издаются обязательные для всей Католической Церкви бревиарий (1568) и миссал (1570), в основу которых был положен текст именно францисканских книг.

Следовательно, изучение францисканской традиции, по сути, представляет собой исследование собственно григорианского хорала и пения всей Западной Церкви, благодаря которому максимально сокращается историческая дистанция между эпохой, когда складывалась основа всей европейской музыкальной культуры, и временем нынешним.

Литература о Францисканском ордене весьма обширна. Та ее часть, что имеет выход в область музыкознания, может быть классифицирована следующим образом:

— литературное наследие и первые документы ордена (писания св. Франциска, в том числе и уставы ордена; биографии св. Франциска, созданные его ближайшими сподвижниками; писания св. Клары; биография св. Клары; проповеди св. Антония Падуанского; теологические труды св. Бонавентуры, бл. Иоанна Дунса Скота и т. д.);

— литература о самом св. Франциске и истории Францисканского ордена;

— францисканское музыкальное источниковедение, особая роль в проведении такого рода исследований принадлежит польским ученым, особенно Е. Пикулику;

— труды о музыкально-литургической деятельности францисканцев. Орден францисканцев дал миру огромное количество музыкантов, начиная с самого Основателя: Фома Челанский (автор секвенции Dies irae), Юлиан из Спиры (автор рифмованных оффициев св. Франциску и св. Антонию), Якопоне да Тоди (создатель секвенции Stabat Mater), Х. Бермудо, Дж. Царлино, Л. Бальби, Дж. Дирута, Л. Гросси да Виадана, М. Мерсенн, М. А. Чести, Дж. Мартини, С. Е. П. ван Дийк и др. См. публикации Ф. Косты, Л. Бертаццо, С. Е. П. ван Дийка, Г. Уолкера, М. Берри, Х. Хюшена, Е. Пикулика.

Однако среди музыковедческих работ нет специального исследования модальности во францисканской традиции григорианского хорала.


Цель работы

Цель данной работы — по возможности всестороннее изучение григорианской модальности, представленной в песнопениях мессы францисканской традиции. Поставленная цель обусловлена трудностью и недостаточной изученностью модальной системы григорианского хорала, важностью этой проблемы для понимания средневекового музыкального мышления и особым значением Ордена францисканцев как главного носителя григорианского хорала. Сосредоточение на мессе продиктовано ведущей ролью этого богослужебного чина, во время которого происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и причастие; молитвенные канонические часы, сами по себе очень важные, уступают мессе по своей действенной силе.

Целью исследования продиктованы круг задач и структура работы.
Задачи исследования

Прежде всего необходимо представить современные научные взгляды на григорианскую модальность, обсудить основные категории модальной системы григорианского хорала.

Далее, обратившись к францисканским источникам, необходимо изучить принципы модальной организации репертуара. На основе полного модального анализа всех песнопений проприя мессы — рассмотреть роль каждого модуса в организации репертуара: а) в целом корпусе песнопений и б) в отдельных жанрах, а также выявить принципы модальной организации песнопений отдельных жанров в разные литургические периоды.

Необходимо понять не только, в каком количестве и в каком соотношении представлены модусы, но и что они собою представляют, таким образом, рассмотреть различные состояния модусов.

Целый ряд песнопений проприя мессы во францисканских рукописях имеет иную модальную атрибуцию, нежели в ватиканских изданиях. Различия эти свидетельствуют о принципиальной возможности различного понимания модальности одного и того же песнопения. При изучении этого феномена, который мы называем трансмодализацией, необходимо выявить причины различной модальной трактовки одного и того же напева и механизмы обнаруженной модальной трансформации. Проблема эта поднимается впервые, поэтому ей должно быть уделено особое внимание в работе.

Изрядное количество песнопений фиксировалось в рукописях в транспозиции. Выясняется, что транспозиция отнюдь не ограничивалась чисто практической функцией облегчения нотной записи и ее прочтения. Во многих случаях транспозицию следует понимать как проявление модальности, как один из мощных, хотя и незаметных способов расширения модусов. Таким образом, следующая задача — изучение модальных свойств транспозиции.

В каком бы модусе ни было составлено григорианское песнопение, оно прежде всего подчинено литургическому слову. Способы соотношения музыки и слова в научной литературе обычно рассматриваются вне связи с конкретным модусом. Мы же полагаем, что слово входит в общую систему мелодического образования и стоит над модусом, модус же не столько озвучивает отдельные слова, сколько сообразуется с текстом на синтаксическом и смысловом уровне: Слово → Модус → Напев. Таким образом, модус является посредником между словом и мелодией, неким способом музыкального озвучивания текста. Поэтому считаем необходимым, изучая григорианскую модальность, рассмотреть и принципы соотнесения музыки и слова в хорале. Наряду с выявлением просодических закономерностей необходимо рассмотреть одно из важных качеств григорианской мелодики — звукоизобразительность.

Следующая, итоговая, задача — установление связи между модальностью и формообразованием. Модус подчиняется времени, но и сам формирирует это время, образуя синтаксические структуры разного уровня. Особое значение отведено изучению мелодических формул и типовых движений каждого модуса для каждого из рассмотренных жанров и составлению их словаря.


Структура работы

Работа состоит из введения, семи глав, заключения, нотных разделов и библиографического списка. В конце каждой главы и каждого раздела главы содержатся обобщения и итоги исследований.


Предмет исследования

Поскольку григорианский хорал — явление, оформившееся во второй половине VIII — начале IX века, предметом исследования станут песнопения тех жанров мессы, которые успели сложиться к этому времени, а именно проприя. Это следующие жанры: интроит, градуал, трактус, офферторий, коммунио. С оговорками к григорианским жанрам можно причислить аллилуйю, которая хотя и имеет древнее происхождение, но корпус песнопений которой активно пополнялся и в XI, и в XII, и даже в XIII веке.

Ординарий мессы (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei), а также секвенции не вошли в поле рассмотрения как жанры более позднего происхождения, к которым применимо скорее более широкое определение «средневековая монодия», нежели «григорианский хорал». Песнопения ординария мессы, как и аллилуйи, отражают дух своей эпохи и используют ее музыкальный язык, в них уже заметны ростки будущей тональности. Другая причина исключения ординария мессы из круга изучаемых жанров состоит в том, что ординарий является достижением всей Церкви, а сами францисканцы не создали ни одного его песнопения1.

Антифоны и респонсории, которые изредка входят в мессу в определенные дни церковного года, также не исследуются — именно по причине своей малочисленности. Полагаем, что уместнее было бы изучать их наряду с антифонами и респонсориями канонических часов.


Материал исследования

Конкретный певческий материал извлекается главным образом из трех рукописных градуалов XIII–XV веков, репрезентирующих музыкально-литургический репертуар трех ветвей ордена Братьев меньших:

1. Рукопись ms. 3IV5B из Библиотеки Духовной семинарии в Плоцке — градуал францисканцев конвентуальных, XIII век.

2. Рукопись ms. 170 из Архидиоцезиальной библиотеки в Гнезне — градуал сестер кларисс, 1418 год.

3. Рукопись ms. 2827 из Библиотеки Чарторыских в Кракове — градуал францисканцев-обсервантов, XV век.

Возможное увеличение количества рукописных источников не имеет практического смысла в силу жесткой унифицированности хорального репертуара францисканской традиции.

Для сравнения францисканской певческой традиции с музыкальной практикой, общепринятой после I Ватиканского собора, привлечен певческий материал из типовых хоральных изданий:

— Graduale Romanum... — Parisis, Tornaci, Romae, 1924,

— Liber Usualis... — Parisis, Tornaci, Romae, 1935.
Научная новизна

Предложенная работа является первым комплексным исследованием модальности григорианского хорала, проведенным по францисканским литургическим рукописным градуалам.

Обобщены и систематизированы современные научные представления о григорианской модальности и обсуждены ее основные категории и терминология. Многие затронутые здесь проблемы рассмотрены впервые в литературе на русском языке.

Изучена модальная организация репертуара проприя мессы: проделан полный модальный анализ всех песнопений данных жанров, установлено соотношение разных модусов как в целом, так и на уровне отдельных жанров, с учетом особой функции каждого из них, а также выявлены модально-литургические «сферы влияния», то есть модальные компоненты и предпочтения в разные периоды литургического года. Таким образом, модусы рассмотрены как носители определенных смыслов, доминирующих в разных жанрах и в ту или иную пору годового литургического цикла. Результаты имеют выход с одной стороны в область литургики, с другой — в сферу модальной семантики (выявление специфики модального этоса).

Рассмотрены внутренние модальные свойства, названные нами «состояниями модусов». Наряду с вошедшим в научный обиход подразделением модусов на простые и расширенные, полные и неполные предложен критерий силы/слабости главных ступеней — доминант и финалисов. Изучение состояний модусов проведено в историческом, литургическом и жанровом аспектах, в ряде случаев с выделением специфики того или иного модуса. Среди наиболее важных результатов исследования:

— уточнение границ модальных диапазонов (при этом — с учетом жанровой принадлежности песнопений);

— открытие особого рода расширения модуса, которое ведет не к объединению парных модусов, но, напротив, к усилению характерности либо автентической, либо плагальной модальной разновидности, а также объединение обоих способов модального расширения в составных формах;

— вывод о неполных модусах как о принадлежащих в действительности либо другим модусам октоиха, либо модусам за пределами октоиха;

— обнаружение связи ослабления доминантовой функции с усилением доминанты парного модуса и обратной зависимости силы доминанты от широты диапазона;

— нахождение трех уровней организации музыкальной формы посредством опоры на финалис и другие сильные ступени в завершении самостоятельных разделов составных форм и в серединных каденциях. Формообразующие свойства каденций трактованы и перспективно, с точки зрения их будущей роли в композиции.

Открыто и проанализировано явление трансмодализации, выявлены его предпосылки, механизмы и установлены причины. Трансмодализация рассмотрена не столько как сознательный прием модальной переработки, сколько как способ модального смыслополагания. Феномен трансмодализации свидетельствует о реальной множественности слухового восприятия одних и тех же музыкальных явлений.

Обнаружены все случаи модальной транспозиции и вскрыты прежде не выявлявшиеся ее причины. Транспозиция видится уже не только как технический прием, имеющий сугубо практическое значение, но как путь освоения нового звукового пространства, расширения модальных возможностей за счет не просто увеличения объема звукоряда, но более дробной его градации, с включением хроматически измененных ступеней. В перспективе исторического развития гармонического мышления транспозиция имеет значение начала хроматической системы. Отсюда протягиваются нити к musica ficta и хроматической системе К. Джезуальдо. Предложена классификация и историческая периодизация транспозиции.

Проведен анализ просодии всех песнопений, составляющих францисканский проприй мессы. Выявлены все моменты отступлений от правил озвучивания слова в григорианском хорале и установлены причины этих отступлений. Полнота охвата певческого репертуара и исследование его по одним и тем же имманентным критериям позволили дать объективное представление о принципах просодии во францисканской певческой традиции, шире — в григорианском хорале. Особо был изучен феномен звукоизобразительности григорианского хорала — в качестве истока звукоизобразительности и программности будущей профессиональной европейской музыки. Звукоизобразительность в григорианском хорале создает предпосылки для возникновения музыкальной риторики в эпоху барокко.

В аспекте формообразующих свойств модальности исследована григорианская мелодика. Рассмотрены способы временнóго развертывания каждого модуса в соответствии с тремя основными функциями музыкальной формы — изложением, развитием и завершением. При этом применена новая методика установления границ разделов музыкальной формы исходя из синтаксиса словесного текста, принимающая за наименьшее самостоятельное высказывание простое предложение. В реальности оказалось, что минимальное законченное музыкальное высказывание соотносимо не с простым предложением, а с фразой — половиной простого предложения. Членение музыкальной формы на самостоятельные разделы базируется не только на словесном синтаксисе, но также принимает во внимание физиологический (естественную продолжительность певческого дыхания) и эстетический (требование ритмической размеренности) факторы. Ради адекватного понимания элементов музыкального синтаксиса предложено новое понятие — «типовое мелодическое движение», имеющее значение, отличное от термина «мелодическая формула». На основе сопоставления однофункциональных разделов формы песнопений одних и тех же модусов и одних и тех же жанров составлен словарь мелодических формул и типов мелодического движения отдельно для каждого модуса октоиха и каждого жанра проприя мессы. Данный словарь выявляет процессы модального формообразования и мелодические особенности каждого модуса, поэтому может быть использован и в чисто практических целях модальной атрибуции как самих григорианских песнопений, так и сочинений более позднего времени — вокальной полифонии строгого стиля. Выявлена, помимо известных адаптации, центонизации и свободного сочинительства, иная техника сочинения, которую мы назвали центонизацией крупных мелодических построений с одновременным применением адаптаций. Найдена не двух-, а трехуровневая иерархия каденционных мелодических оборотов: заключительный, серединный и полукаденционный. Очень осторожно намечены некоторые пути становления будущей тональности. В стихах аллилуй обнаружены прототипы будущей работы с cantus firmus в многоголосии. Некоторые способы обращения с формулами и свободными мелодическими оборотами вызвали ассоциации с определенными серийными и алеаторическими приемами работы с материалом. Сделаны некоторые наблюдения над интонационными особенностями каждого модуса.


Практическая значимость

В диссертации разработана новая проблематика модальности григорианского хорала (состояния модусов, трансмодализация, транспозиция как средство расширения модусов) и новая методология анализа модальности и формы григорианских песнопений, что может найти применение в дальнейших научных исследованиях. Результаты работы также могут быть использованы в учебных курсах гармонии, анализа музыкальных произведений, полифонии, истории зарубежной музыки в высших музыкальных учебных заведениях.


Апробация работы

Отдельные результаты работы были изложены на следующих международных научных конференциях: «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского (к 130-летию Московской консерватории)», 3–8 сент. 1996 г., Москва, Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; «Традиционная и духовная музыка: наследие человечества (1700-летию принятия христианства в Армении)», 11–15 окт. 1999 г., Ереван; «Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток — Русь — Запад (к 2000-летию от Рождества Христова)», 15–19 мая 2000 г., Москва, Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; «Musica Antiqua Europae Orientalis. Two Thousand Years of Christian Tradition in Music», 14–17 сент. 2000 г., Быдгощ (Польша); «Русские архивы за рубежом. Зарубежные архивы в России», Москва, Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2004; «Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток — Русь — Запад», 23–27 мая 2005 г., Москва, Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.

Диссертация вместе с авторефератом была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского 15 декабря 2006 года.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснованы актуальность изучения модальности григорианского хорала и актуальность изучения францисканской традиции, дан обзор научной литературы, поставлены цель и задачи работы, описана структура работы, охарактеризованы предмет и материал исследования.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет