Морфоструктурные особенности и ландшафты и морфология береговой зоны полуострова Киндо (Белое море)



Дата12.06.2016
өлшемі52.84 Kb.
#129496

Морфоструктурные особенности и ландшафты
и морфология береговой зоны
полуострова Киндо (Белое море)

И.Г. Авенариус1, А.Д. Виталь2

1 – Российский НИИ культурного и природного наследия;
2 – Беломорская биостанция МГУ им. М.В. Ломоносова


Морфоструктурные особенности полуострова Киндо обусловлены его положением в приграничной зоне Беломорского мегаблока вблизи с границей Кандалакшско-Двинского новейшего грабенообразного прогиба. Такое приграничное положение – причина повы­шенной дифференцированности новейших вертикальных тектонических движений, о чем убедительно свидетельствуют данные о мощностях четвертичных отложений на суше (первые метры) и в соседнем проливе Великая Салма (более 100 м) (Авенариус и др., 2005). В целом полуостров Киндо в новейшее время испытывал поднятие, которое в эпохи развития покровных оледенений сменялось гляциоизостатическим погружением. Поднятие носило дифференцированный характер. Судя по геоморфологическим данным, наряду с вертикальными тектоническими движениями в районе имели место и слабо выраженные горизонтальные движения, обусловленные региональным полем новейшего тектонического напряжения Севера России (Николаев, 1992). Для этого поля в районе Карельского берега характерны направления сжатия северо-северо-восток – юго-юго-запад и направления растяжения – запад-северо-запад – восток-юго-восток. Новейшие поля напряжений пред­определили ориентировку основных морфоструктурных элементов района и асимметричное строение водораздельных гряд, а также некоторых элементов рельефа дна (например, в заливе Биофильтров наибольшие глубины смещены к северо-востоку). Особенности геологического строения обусловили более мелкие детали морфоструктурного плана района полуострова Киндо. Об активности новейшей тектонической жизни всего региона свидетельствует достаточно высокая для платформенных территорий современная сейсмичность (Никонов, Ассиновская, 2004). Наряду с собственно тектоническими новейшими движениями разных типов, в формировании облика морфоструктурных элементов важную роль сыграли положительные гляциоизостатические движения, активность которых особенно возрастала в переходные эпохи от оледенений к межледниковьям. Именно в это время имело место значительное усиление сейсмичности региона, отмеченное еще Н.И. Николаевым (1966), когда сила землетрясений могла приближаться к 8 баллам. Об этом наглядно свидетельствуют многочисленные палеосейсмодислокации, известные на Кольском полуострове и в Карелии (Лукашов, 2004). Есть такие палеосейсмодислокации и в районе полуострова Киндо, и на соседних островах, и в окрестностях губы Чупа. Морфоструктурный анализ позволил выявить в пределах блока Киндо более мелкие морфоструктурные элементы: мезо и микроблоки – и оценить направленность и интенсивность их новейших движений в условных баллах.

Сопоставление морфоструктурного плана полуострова Киндо с картой растительности, составленной А.Д. Виталь по результатам полевых работ и дешифрированию детальных аэрофотоснимков, показало, что между ними есть тесная связь. Группа наиболее поднятых мезоблоков (горы Радикулит, Ругозерская, Курган Пира­мида) в вершинных частях характеризуется развитием безлесных поверхностей типа «бараньих лбов» и «курчавых скал», покрытых лишайниками. На остальной части этих мезоблоков преобладают различные типы сосновых лесов. Узкие грабенообразные понижения, разделяющие и осложняющие эти мезоблоки, как правило, заняты различными типами болот. Участки данных мезоблоков, входящие в зоны активных в новейшее время линеаментов (южный склон мезоблока Курган Пирамида, южный и, особенно, восточный склоны Ругозерского мезоблока), отличаются повышенной раздробленностью. Она фиксируется широким развитием системы линейных микроблоков: горстов и грабенов, растительный покров которых отличается очень высокой мозаичностью отдельных урочищ: безлесные скалы, склоны с разреженными сосняками, кустарничково-сфагновые верховые болота. Мезоблоки, испытавшие менее значительное поднятие, характеризуются развитием как сосновых, так и березовых вторичных лесов (последние развиты преимущественно на западе и юге полуострова Киндо). Система мезоблоков, испытавшая в новейшее время слабое погружение, занята преимущественно низинными болотами и озерами. Мезоблоки, претерпевшие умеренное (губа Кислая) и значительное (пролив Великая Салма) прогибание, характеризуются подводными ландшафтами разных типов. На карте растительности нашло отражение и явление асимметрии морфоструктурного плана на полуострове Киндо. Так на севере полуострова березово-сосновые и сосново-березовые леса с небольшой примесью ели с подлеском из рябины и кустарничковоразнотравные и разнотравные леса получили более широко развитие, чем на юге. В южной части полуострова шире распространены участки мозаичного развития скальных ландшафтов посреди сосновых лесов, что закономерно связано с более значительной крутизной южных склонов всех мезоблоков. Заметно выделяется повышенной мозаичностью и крайняя восточная часть полуострова (район бухты Биофильтров). В региональном морфоструктурном плане южной части Кандалакшского залива и прилегающего побережья этот район попадает в зону пересечения крупных новейших линеаментов северо-восточ­ного и запад-северо-западного простираний. В пределах этого пересечения образовался типичный «морфоструктурный узел» (в понимании Е.Я. Ранцман), с характерной для узлов повышенной раздробленностью земной коры и сложным мелкоблоковым стро­ением.

Результаты морфоструктурного анализа были сопоставлены с наблюдениями за морфологией береговой зоны и литорали, характеристика которой приведена в статье Б.К. Лузгина и Д.П. Най­ди­на (1970). На локальных участках с отчетливой тенденцией к незначительному новейшему прогибанию (вершина Ермолинской губы) отмечается развитие низких аккумулятивных берегов с «луговой террасой», имеющей два подуровня: астрово-ситниковый и злаково-разнотравный. Литораль имеет по преимуществу песчано-илистый характер, в вершине губы располагается няша, которая больше нигде авторами не отмечена. Здесь же встречаются заросли солероса и руппии. На участках с ярко выраженной тенденцией к поднятию появляются абразионные типы берегов, сложенных коренными породами, местами развит абразионный бенч (в 1 км к западу от ББС). «Луговая терраса» там практически отсутствует или имеет крайне незначительную ширину, и преобладает скалистый тип литорали. Остальные отрезки берега имеют тенденцию к незначительному поднятию. Для них характерны пологие скалистые берега или отмершие клифы, перекрытые маломощным чехлом рыхлых отложений. «Луговая терраса» имеет незначительную ширину и развиты каменистый или мелкокаменистый типы литорали. Обращают на себя внимание валунно-галечные гряды на литорали, поперечные береговой линии. Б.К. Лузгин и Д.П. Найдин считали их реликтами моренных гряд. Но для моренных гряд их размеры чересчур малы. Скорее всего, это линейные скопления валунно-галечного материала в незначительных трещинах мертвого льда, возникшие в эпоху завершения в регионе покровного оледенения. После окончательного таяния льда линейные скопления валунно-галечного материала спроектировались на земную поверхность. Такие линейные гряды валунов и гальки отмечались нами и на скалистых склонах, где они и сейчас выполняют трещинные зоны в коренных породах, так что их связь с трещинами несомненна. В этой связи интересно проанализировать ориентировку на литорали полуострова Киндо поперечных валунно-галеч­никовых гряд на разных участках и сопоставить их с ориентировкой на данных участках основных линеаментов, активных в новейшее время. Так, например, на полуострове к северу от Ермолинской губы и далее по берегу вплоть до ББС преобладает северо-западная ориентировка поперечных гряд. К востоку от ББС ориентировка гряд становится преимущественно северо-восточ­ная. Не исключено, что западная и восточная части блока Киндо характеризуются разной ориентировкой роздиаграмм новейших линеаментов, что и сказалось на ориентировке поперечных гряд на литорали.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 060544253а.



Из сборника: Материалы X научной конференции Беломорской биологической станции МГУ.– М.: Изд. «Гриф и К», 2006.– Стр. 231-235.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет