Муниципальное учреждение культуры



бет1/4
Дата18.06.2016
өлшемі0.85 Mb.
#145776
  1   2   3   4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА

им. В.И.ЛЕНИНА»

Сектор редкой книги


Листая страницы истории


Замечательные

женщины-нижегородки

XIX – начала XXв.

Биобиблиографические очерки

Н. Новгород



2007
Оглавление


От составителя ………………………………………………...

3

Глава первая. Женщины в литературе …………………....

4

Александра Никитична Анненская (1840–1915)…………

4

Мария Семеновна Жукова (1805–1855) ……………….....

9

Надежда Авдеевна Кубаровская (1856–1916) ……………

15

Анна Дмитриевна Мысовская (1838–1912) ……………...

25

Анастасия Яковлевна Баулина …………………………...

30

Екатерина Денисовна Бубнова ……………………………

30

Анна Андреевна Иноземцева ……………………………..

31

Александра Михайловна Моисеева ...…………………….

31

Анна Николаевна Шмидт …………………………………

31

Глава вторая. Женщины-педагоги …………………………

33

Адель Петровна Кондратьева (1845–1905) ………………

33

Мария Александровна Дорохова (1811–1867) …………..

38

Глава третья. Женщины в науке …………………………...

45

Александра Викторовна Потанина (1843–1893) ………...

45

Надежда Прокофьевна Суслова (1843–1918) ……………

48

Елизавета Владимировна Бер (Молоствова) ………….....

51

Екатерина Вячеславовна Балабанова-Демидова ………...

52

Глава четвертая. Женщины-актрисы ……………………..

53

Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1829–1868) ……

53

Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова (1850–1903) ..

56

Анна Агафоновна Вышеславцева ………………………...

65

Александра Ивановна Стрелкова …………………………

66

Анастасия Антоновна Немирова-Ральф ………………….

66

От составителя
Сегодня мы заново обращаемся к нашему культурному наследию и открываем для себя множество незаслуженно забытых имен, «выпавших» из нашей жизни, чьи идеалы в XIX – нач. XX в. несли в себе высокие нравственные и духовные принципы, где самым главным было воспитание в человеке добра, гуманности, патриотизма, любви к ближнему.

Все эти идеи находили живой отклик в деятельности и творчестве целой плеяды замечательных женщин-нижегородок, чьи имена представлены в данных биобиблиографических очерках.

Для более полного представления о жизни, деятельности и творчестве указанных здесь персонажей в конце каждого очерка приложен рекомендательный список литературы из фондов сектора редкой книги, читального зала и абонемента Центральной городской библиотеки: книги, газетные и журнальные статьи, материалы литературного музея им. А.М. Горького и др.

В пособии 4 главы, каждая из которых посвящена определенному роду деятельности женщин-нижегородок, как довольно известных так и совсем неизвестных нашему читателю, – в литературе, науке, искусстве, педагогике.

Данный материал продолжает цикл ранее изданных сектором редкой книги библиографических пособий под общим названием «Листая страницы истории», посвященный малоизвестным страницам культурной и общественной жизни старого Нижнего.

Пособие предназначено в первую очередь педагогам и воспитателям, студентам гуманитарных вузов, библиотекарям, краеведам и широкому кругу читателей, интересующихся историей и культурой нашего города.



О.В. Григорьева

зав. сектором редкой книги

ЦГБ им. В.И. Ленина

Глава первая

Женщины в литературе

Александра Никитична Анненская

(1840–1915)
Это имя почти забыто, а между тем в конце XIX – нач. XX в. повести и рассказы Анненской были хорошо известны юному читателю. По свидетельству современников ее книги и переводы сыграли видную роль в умственном развитии русского общества, в воспитании подрастающего поколения: ни один подросток из культурных семей не рос в те годы без книг А. Анненской.

Александра Никитична Анненская, до замужества Ткачева, сестра известного участника народовольческого движения, публициста и критика Петра Никитича Ткачева, родилась в помещичьей семье. Детство ее прошло в деревне близ Великих Лук. В 11 лет вместе с семьей переехала в Петербург. Там она окончила немецкий пансионат и, зная хорошо немецкий и французский языки, сдала в 16 лет в Петербургском университете экзамен на звание домашней учительницы.

В 1865 г. началась ее самостоятельная жизнь: два года она работала в одной из воскресных начальных школ, пыталась даже открыть свое учебное заведение, но не хватило денег.

В эти годы в общественной жизни России, в литературе, науке, искусстве наступила эпоха, которую современники «наименовали» «шестидесятыми годами»: стал издаваться журнал «Современник», возглавляемый Н.А. Некрасовым; огромной популярностью пользовались смелые, блестящие статьи Н. Добролюбова, Д. Писарева; шли страстные споры вокруг романов И.Тургенева, Н.Чернышевского и пр. Все они были сторонниками общественных преобразований, освобождения народа, свободы человеческой личности. Отсюда – их взгляды на образование и воспитание человека, они ратовали за гармонию духовного и физического в человеке, за свободное развитие всех его склонностей.

Все эти идеи находили самый живой отклик в деятельности молодой учительницы, все западало в душу и оказывало влияние на ее дальнейшую литературную работу.

В начале 60-х годов произошли важные события и в личной судьбе Ани Ткачевой. Она поселилась в семье Анненских и стала домашней учительницей своих двоюродных братьев Иннокентия и Николая Анненских (их отец и ее мать были братом и сестрой).

Общие интересы, общие взгляды на происходящие в России перемены, на воспитание, на идеалы и, конечно, любовь Николая к Ане сблизила молодых людей, и в 1866 г. они поженились. Нашелся старенький священник, который согласился их обвенчать, посмотрев сквозь пальцы на родственные отношения.

Всю долгую совместную жизнь Анненские прожили в любви, согласии, уважении и бесконечной преданности друг другу, хотя характерами были наделены прямо противоположными. Николай Федорович – неугомонный спорщик, «кипяток», славился неистощимым весельем, остроумием, общительностью. Замечательно образованный и одаренный человек, он был центром всех кружков, собраний и встреч. Характерной чертой Александры Никитичны было спокойствие и выдержка. Какой бы горячий спор не поднимался, как бы ни «кипятился» Николай Федорович, она спокойно, тихо высказывала свое слово. За этим спокойствием, мягкостью, неторопливостью скрывался, однако, характер твердый и мужественный.

Ни минуты не колеблясь, она последовала за мужем в ссылку, когда в 1879 году после слежки за квартирой Анненских (здесь собирались представители передовой интеллигенции, сюда стекались новости от русской революционной эмиграции, здесь несколько лет жил брат Александры Никитичны – народоволец Петр Ткачев), которая давно была на примете у полиции, был арестован и сослан в Западную Сибирь муж Александры Никитичны - Николай Федорович.

Первая пересыльная тюрьма – Вышневолоцкая – запомнилась семье Анненских навсегда. Отправляясь к мужу на первое свидание, Александра Никитична познакомилась с двумя женщинами. Одна из них оказалась матерью, другая – сестрой сидящего в этой же тюрьме молодого человека по фамилии Короленко. Тогда они еще не предполагали, что будет значить для них эта встреча, не знали еще, что дружба Анненских и Короленко пройдет через всю их жизнь. Владимир Галактионович будет нежно и почтительно звать Анненскую «тёточка», а с Николаем Федоровичем их свяжут глубокая симпатия друг к другу, общественные и литературные дела.

В своей книге «История моего современника» Короленко пишет о том, как, сидя в Вышневолоцкой пересылочной тюрьме, он мечтал, что может быть, они попадут с Анненским в одно место: «Александра Никитична, известная уже и тогда писательница для детей, решила следовать за мужем вместе с племянницей…. и мне казалось вероятным, что наши сдружившиеся семьи могут устроиться где-нибудь вместе»1.

Но снова они встретились после ссылки только через несколько лет в 1887 г. в Нижнем Новгороде.

Семьи Анненских и Короленко оказались в центре нижегородской общественной жизни. Вокруг них собирались начинающие писатели, земцы, врачи, учителя и другие нижегородские интеллигенты, жаждущие общественной работы.

Именно в это время Николай Федорович Анненский становится ведущим статистиком и организатором статистического отделения при нижегородском губернском земстве.

К
Голодный год. Земская столовая в селе

Б. Мурашкино Княгининского уезда.

1891–1892 гг.

огда в 1890–92 годах на Поволжье обрушился страшный голод, оперативная и точная работа Николая Федоровича, его многочисленные экспедиции на места бедствия помогли установить подлинную картину жизни каждого уезда. Точные цифры позволяли честно и объективно распоряжаться ссудами, закупленным хлебом, бороться за открытие столовых, искать радикальные средства помощи голодающим.

И в этой работе семьи Анненские и Короленко принимали самое активное участие. Нижегородские годы стали очень плодотворными и для А.Н. Анненской. В Нижнем она обрела, наконец, покой и возможность заниматься систематической литературной деятельностью. Просто и увлекательно написаны ею биографические и научно-художественные книги, большая часть которых создана в Нижнем Новгороде, в том числе и для серии ЖЗЛ – биографической библиотеки Ф. Павленкова и для детского журнала «Родник».

Это настоящие маленькие повести из жизни великих людей, прославившихся подвигом труда, таланта, духа. В каждом своем герое писательница стремилась показать человека во всей неповторимости

его личности, судьбы, увлечь юного читателя примером высокого служения своей цели. Это биографии ученых, писателей, путешественников, общественных деятелей.

Но главное место в литературной работе Анненской занимали ее повести и рассказы.

Именно в Нижнем она создает в 1889 г. одну из лучших своих книг – сборник повестей «Своим путем», составленный из произведений о нравственном воспитании, не потерявший значение и поныне. Это психологические произведения, где обстоятельно дается история духовного развития ребенка.

Глубоко интересуют писательницу и люди, их внутренний мир, их характеры, те цели, которые они себе ставят, те идеалы, ради которых они существуют. В своих произведениях писательница рисует жизнь не вымышленную, а настоящую, с ее драматизмом и радостями, победами и огорчениями.

И не случайно, что целый сборник ее повестей и рассказов носит название «Свет и тени». Уже в самом названии как бы заявлено о противопоставлении одних характеров или поступков – другим. Такое противостояние положено в основу повестей и рассказов «Мои две племянницы», «Брат и сестра» и др. Самое интересное в книгах Анненской происходит тогда, когда она ставит своих героев не в разные, а в одинаковые условия. Именно тогда нагляднее всего проявляются характер, индивидуальность человека. Это очень видно в повести «Брат и сестра». Попав в чужую семью, осиротевшие дети оказываются поначалу в равном положении. Однако Маша вскоре начинает замечать, что ее брату Феде живется лучше, чем ей: он очень скоро понял, что, угождая в этом доме одним людям и пренебрегая другими, можно извлечь для себя выгоду. Близкие, любящие друг друга брат и сестра, в конце концов, займут не только разное социальное положение, но и просто перестанут понимать друг друга. Каждый устремится к своему идеалу: для Феди это будет богатство, для Маши, ставшей школьной учительницей, – жизнь полная труда и духовных радостей.

К подобному итогу приходит и еще одна героиня писательницы – Анна. Роман назван ее именем и книга эта, пожалуй, наиболее глубоко выражает самую суть творчества Анненской. Главное заключалось в духовном прозрении Анны, когда ее героиня сумела отделить подлинные ценности от мишуры, внешний показной мир от всего скромного, истинно нравственного.

Сегодня эти произведения А.Н. Анненской можно прочесть в переизданном в 1990 году сборнике «Зимние вечера».

Другие рассказы писательницы – «Гувернантка», «Старшая сестра», «Чужой хлеб», «Неудачник» – также несут в себе идею долга и служения людям.

В 1896 г. Анненские переехали в Петербург, где Николай Федорович становится членом редакции журнала «Русское богатство».

Александра Никитична продолжает свою литературную деятельностью Она редактирует беллетристический отдел детского журнала «Всходы», в ее переводе выходят книги «Маленький оборвыш» Д. Гринвуда, «Приключения Финна» М. Твена; для взрослых, вместе со своей племянницей Т.А. Богданович, переводит «Историю одного крестьянина» Эркмана-Шатрина, «Углекопов» Э.Золя, «Хижину дяди Тома» Бичер Стоу.

С особым интересом читаются вышедшие в 1913 г. незаконченные записки А.Н. Анненской «Из прошлых лет», ставшие свидетельством чуть ли не всей жизни ее и Николая Федоровича. Всюду на первом месте у нее Николай Федорович, о себе она почти ничего не пишет. И все же, за каждым фактом, за каждым событием чувствуется, какая важная, а подчас и решающая роль в решениях мужа принадлежит ей. Она понимала и поддерживала Николая Федоровича во всех его начинаниях, его нравственных и моральных поступках. Воспоминания ее ценны еще и тем, что, пожалуй, только здесь Анна Никитична подробно написала о жизни ее и мужа в ссылке.


А.Н. Анненская умерла в мае 1915 г. ненадолго пережив мужа. Короленко, глубоко опечаленный, писал тогда Т.А. Богданович: «Сколько осталось в отношении к этому человеку недосказанного, недоделанного. И только теперь столько просится слов, которые надо было сказать раньше».

Одна из последних представительниц эпохи 1860-х годов, как говорилось о ней в некрологе, она осталась верна себе и идеалам юности до конца.


ЛИТЕРАТУРА:



  1. Анненская А.Н. Зимние вечера : сб. – Л. : Дет. лит., 1990. – 239 с.

Содержание: «Анна» (роман), «Брат и сестра» (повесть), «Мои две племянницы (рассказ), «Надежда семьи» (рассказ).


  1. Анненская А.Н. Знаменитый наборщик. Детство и молодость Вениамина Франклина // Родник : ил. журнал для детей. – 1892. – № 7. – С. 743–752.




  1. Анненская А.Н. Из прошлых лет (воспоминания о Н.Ф. Анненском) // Русское богатство : лит., науч. и политический журнал. – 1913. – № 1–2.




  1. Анненская А.Н. Н.В. Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность : биогр. очерк. – 1891. – 90 с. – (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).




  1. Анненская А.Н. Жорж Занд. Ее жизнь и литературная деятельность : биогр. очерк. – СПб, 1894. – 80 с. – (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).




  1. Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. – М. : Науч. энциклопедия, 1962. – С. 235.

Краткие сведения о писательнице.


  1. Русские писатели 1800–1917 : биогр. словарь. Т. 1. – М. : Сов. энциклопедия, 1989. – С. 84.

Краткие сведения об А.Н. Анненской и ее произведения.


  1. Харчев В.В. «Теточка». К портрету А.Н. Анненской // Записки краеведов. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. – С. 113–119.



Мария Семеновна Жукова

(1805–1855)
Сегодня мало кто знает и помнит ее творчество. Но в середине XIX в. ее имя было на устах у всего просвещенного российского общества.

Она одна из первых в отечественной литературе раскрыла тему русской женщины – страдающей, любящей, мыслящей, желающей быть понятой и оцененной, стремящейся занять достойное место в обществе.

«Дай бог, чтоб у нас в России было побольше мужчин, чтобы так хорошо писали» – отзывался В. Белинский о ее творчестве.

М.С. Жукова родилась в Арзамасе в 1805 году. Отец писательницы, Семен Семенович Зевакин, происходил из мелкопоместных нижегородских дворян, занимал в Арзамасе должность стряпчего; был, по свидетельству современников, человеком незаурядным, отличался природным умом и полученным образованием. Маленькая Маша получила превосходное домашнее образование, которое потом, в течение всей жизни не переставала развивать и совершенствовать.

В Арзамасе, в этом по-своему живописном, хоть и захолустном городке, а также в небольшой деревеньке отца (вблизи Саровской Пустыни) прошли детские и юношеские годы будущей писательницы. Здесь она навсегда породнилась со скромной, неброской красотой Нижегородского края, здесь впервые познакомилась с маленькими усадьбами соседей, мелкопоместных дворян, их патриархальными нравами; услышала истории и рассказы о происшествиях в купеческой и дворянской среде. И этих впечатлений ей хватило на всю жизнь

Позднее Мария Семеновна всегда вспоминала родное нижегородское Поволжье, посвящая этой земле не одну восторженную страницу своих повестей.

К арзамасским годам относится и пробуждение у Марии художественного таланта. Посещая в юные годы знаменитую арзамасскую школу живописи академика Ступина, она научилась великолепно рисовать, виртуозно владеть карандашами и кистью.

В зрелые годы, по воспоминаниям близко знавших ее лиц, нуждавшаяся в средствах писательница, «зарабатывала себе на жизнь» как художница, выполняя копии в Эрмитаже с полотен известных художников. Рассказывают, что однажды на работу Марии Семеновны обратила внимание гуляющая по залам дворца императрица. Увиденное привело ее в восторг, и она тут же заказала Жуковой портрет-миниатюру своего царственного супруга-императора Николая I, который впоследствии преподнесла ему на именины. Так что, как знать, не избери Машенька Зевакина литературную стезю, возможно российская живопись пополнилась бы новым именем талантливой художницы.

Семейная жизнь не задалась с самого начала. Едва достигши совершеннолетия Мария Зевакина вышла замуж за нижегородского помещика Разумника Васильевича Жукова, уездного судью в Арзамасе, человека, оказавшегося внутренне ей чуждого и к тому же не отличавшегося твердостью нравственных правил. После разрыва с мужем М.С. Жукова переселилась в Саратов, куда по долгу службы был переведен ее отец. Определив сына в гимназию, она устремляется в С.Петербург. Именно здесь начинается ее самостоятельная жизнь, главное место в которой уже окончательно и бесповоротно занимает литературное творчество.

В столице она знакомится с княгиней Софьей Алексеевной Голицыной, в доме которой всегда бывали художники, писатели и поэты. Княгиня покровительствовала талантам и, благодаря ее протекции, в столичных журналах начинают печататься и рассказы Жуковой. Надо полагать, что богатый петербургский дом, связи княгини помогали будущей писательнице ближе познакомиться с жизнью, нравами и обычаями великосветского общества, ввели ее в светский петербургский круг, пытливой наблюдательницей которого она выступает позже в своих многочисленных повестях.

Накопленные Жуковой арзамасские, саратовские, петербургские впечатления от встреч с представителями различных слоев общества легли в основу ее первой книги, вышедшей в 1837–1838 годах, – сборнике «Вечера на Карповке»2.

«Мы прочли «Вечера на Карповке», – скажет Белинский, – с живейшим наслаждением… Успех необыкновенный, и – надо сказать правду – очень и очень не незаслуженный, – и добавил с удовлетворением, – теперь едва ли в какой книжной лавке можно найти ее».

Такой отзыв скупого на похвалы и весьма строгого даже к маститым авторам русского критика дорогого стоит. Литературный дебют Марии Семеновны состоялся, в русскую прозу явилась новая талантливая писательница. Жукова мгновенно становится популярной. А ее небольшая, изящно изданная книга повестей «Вечера на Карповке» сразу же была распродана в столичных книжных лавках.

Писательница выступает в своей книге не в форме рассказчика. Это делают герои ее книги. На даче в Карповке под Петербургом на вечера к почтенной хозяйке Наталье Дмитриевне собираются ее знакомые, которые, коротая время, рассказывают или читают друг другу свои повести.

Жукова здесь уклоняется от прямого авторства, выдавая себя за собирательницу и автора этих повестей. В предисловии к своей книге она писала:

«Я получила позволение собрать и издать в свет повести, которые слышала в гостиной.

Я не переменила в них ни одного слова, и выдаю, так как они были написаны…»

Каждый рассказчик у писательницы – это живой персонаж, наделенный своей биографией, индивидуальным внешним обликом, характером, личной судьбой.

Личность каждого из рассказчиков придает его повести особый эмоциональный настрой, проявляет себя в самом выборе сюжета:

– чувствительная Наталья Дмитриевна рассказывает о трагическом происшествии в купеческой семье («Инок»). Здесь же Жукова приводит от имени рассказчика дорогие ей воспоминания из арзамасской жизни;

– рассудительный старый доктор рассказывает о своем участии в трагической истории молодой женщины («Последний вечер»), и здесь Жукова словами старого доктора приводит свои саратовские впечатления о красоте волжских просторов;

– скептически настроенный Проновский рассказывает свою светскую петербургскую повесть («Барон Рейхман»);

– восторженный Горский – две самые романтические повести («Медальон» и «Провинциалы»);

– юный Вельский – историческую повесть («Немая, или Записки отшельника»).

Сборник повестей «Вечера на Карповке» остался в творческом наследии М.С. Жуковой одной из лучших ее книг. В ней выразились новые тенденции в развитии русской прозы 1830-х годов и индивидуальные свойства самой М. Жуковой как рассказчицы, ее эстетические принципы творчества.

Петербургский климат подорвал и без того слабое здоровье писательницы, и, по совету докторов, в 1840 году Жукова уезжает лечиться на юг Франции и в Италию.

Итогом этой поездки стали «Очерки Южной Франции и Ниццы», вышедшие в 1844 г. Заграничные путешествия способствовали дальнейшему росту Жуковой как писательницы. Книга путевых очерков писательницы стала для русской публики живо написанным и обстоятельным «путеводителем» по историческим местам и памятникам юга Европы, описанием богатых сокровищниц европейского искусства. В своих путевых очерках она является не только внимательной наблюдательницей быта, нравов, картин природы, но и серьезной ценительницей культурной жизни европейского народа. Продолжая лучшие традиции литературы путешествий (начиная с «Писем русского путешественника» Карамзина), Жукова предвосхищает в них и новые тенденции русской демократической прозы второй половины XIX века, описывая не только путешествующую публику, но и с теплым сочувствием рисуя трудовой люд этих стран.

Выход из печати этой книги снова приветствовал Белинский, назвавший «Очерки» лучшим из всего, что «написано в этом роде после «Писем русского путешественника».

После возвращения на Родину врачи запрещают Жуковой надолго оставаться в Петербурге. Легким Марии Семеновны, пораженным чахоткой, нужен был другой климат. И писательница вновь поселилась в Саратове, продолжая иногда появляться в Петербурге, где ее сын уже поступил в университет, и где ей необходимо было все-таки бывать по ее литературной деятельности.

В Саратове, живя открыто и не прекращая литературной деятельности, она вскоре становится душой местного образованного общества. Вокруг нее собирается весь цвет местной и заезжей интеллигенции. Профессор Киевского университета известный историк Николай Костомаров, высланный в Саратов под надзор полиции, записал в своих дневниках той поры: «Многих из нас друг с другом познакомила и сдружила жившая в то время в городе известная писательница Мария Жукова, женщина необыкновенной теплоты сердца, светлого ума, с увлекательным даром слова.… Около этого прекрасного самородка группировались молодые люди с университетским образованием, и их она считала своими лучшими друзьями, хотя и не чуждалась светского большого общества».

Частым гостем Марии Семеновны был и молодой в ту пору преподаватель русского языка и словесности Саратовской мужской гимназии Николай Гаврилович Чернышевский. Большой поклонник ее таланта, он именно через повести Жуковой впервые познакомился с идеями эмансипации русской женщины, которые так активно пропагандировала писательница, и которые впоследствии он сам развивал уже в собственных произведениях.

Женская тема далеко не случайно становится центральной в творчестве М. Жуковой.

Этому способствовала и особая природа таланта писательницы, исходившей в своем творчестве из личного опыта и живых впечатлений, и свойственное ей умение уловить в общественной атмосфере 40-х годов новые живые веяния. В эти годы выходят ее повести «Две сестры», «Дача на Петергофской дороге», «Эпизод из жизни деревенской дамы» и др.

Сложившиеся традиции и бытовой уклад русской жизни лишали женщину права распоряжаться своей участью, самой устанавливать свое семейное положение. Героини Жуковой глубоко несчастливы в личном плане, они жертвы разного рода нравственных компромиссов и сделок, недопустимых, как считала писательница, в тонкой сфере чувств.

Трагична судьба девушки из небогатой и незнатной семьи, осмелившейся полюбить титулованного красавца в повести «Дача на Петергофской дороге». Здесь писательница иронично изображает быт провинциального дворянства с его лицемерием, засильем сплетен, атмосферой, губительной для настоящего живого чувства.

В повести «Самопожертвование» М.С. Жукова изобразила характер женщины, преданной до полного самозабвения. Это Лиза, бедная воспитанница графской семьи. Она жертвует всем и, главное, – своим добрым именем, спасая свою хозяйку-графиню от ревнивого супруга, признавшись в несуществующей «незаконной» связи.

Общественное признание Марии Семеновны Жуковой как яркой и самобытной русской писательницы росло с каждым годом, с каждым новым ее произведением. Корифеи отечественной литературы и критики не стеснялись в выражении восторга ее талантом. Н.А. Некрасов писал: «Всем известно прекрасное дарование этой необыкновенной женщины, пишущей так тепло и увлекательно, с изяществом и грацией, какую встретите не у многих из наших нынешних писателей. Ее повести согреты всегда чувством истинным и глубоким и составляют одно из любимейших чтений русской публики».

Ее творчество 40-х годов привлекает внимание Ивана Тургенева и молодого Льва Толстого; журнал «Современник» напечатал повесть «Наденька», что свидетельствовало о признании М.С. Жуковой новым поколением революционных демократов. Но, увы, еще быстрее, чем признательность, разрастается ее болезнь. В последние два года ее, уже тяжело больную, все еще охватывает жажда самой разносторонней деятельности.

Кроме работы над романом «Две судьбы» ставшим последним произведением писательницы и увидевшем свет лишь через года после смерти Жуковой, эта удивительная женщина продолжает пополнять начатый ранее гербарий и заканчивает альбом рисунков саратовской флоры, которые ей заказала Академия наук. Много рисует, особенно портреты своих друзей и добрых знакомых, которые тут же дарит, как бы стремясь перед приближающейся кончиной одарить добротой и теплом как можно большее число друзей.

Ее не стало в ночь с 13 на 14 апреля 1855 г.

Но в роду Жуковых литературная линия не прервалась. Правнук писательницы Дмитрий Анатольевич Жуков в советское время стал также известным писателем документально-исторических повестей («Аввакум», «Богатырское сердце», «Круг размыкаемый», «А.К. Толстой» и др.).

ЛИТЕРАТУРА:




  1. Жукова М.С. Вечера на Карповке / сост. и послесловие Р.В. Иезуитовой. – М. : Сов. Россия, 1986. – 288 с.

В книгу вошли повести: «Инок», «Барон Рейхман», «Медальон», «Немая, или Записки отшельника», «Провинциалка», «Последний вечер». Дана также очень глубокая литературно-критическая статья Р.В. Иезуитовой «Об авторе «Вечеров на Карповке».


  1. Дача на Петергофской дороге : проза русских писательниц первой половины XIX в. / сост. и автор вступ. статьи и примеч. В.В. Ученова. – М. : Современник, 1986. – 463 с.

Названием сборника послужила представленная здесь повесть М.С. Жуковой «Дача на Петергофской дороге». Кроме повести Жуковой в сборник вошли произведения других русских писательниц: З.А. Волконской, Н.А. Дуровой, А.Я. Панчевой.

В предисловии к сборнику помещена обстоятельная литературно-критическая статья В.В. Ученовой «Забвению вопреки» о творчестве этих писательниц, в том числе и о М.С. Жуковой.


  1. Наш край : книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. – Н.Новгород : Нижегородская ярмарка, 1997. – 432 с.

Книга рассказывает об истории и природе Нижегородской земли, ее славе, героях, подвижниках.

В разделе «Имена. Время. Место» даны краткие биографии замечательных людей Нижегородского края, в т.ч. о писательнице М.С. Жуковой (с. 377).


  1. Софронов И. В ее творчестве интересно и живо все // В большом городе : Нижегородский журнал-газета. – 2004. – № 4. – 4–17 марта.

Подробная статья о жизни и творчестве Марии Семеновны Жуковой.

Надежда Авдеевна Кубаровская

(1856 – 1916)
Поэтесса, педагог, общественный деятель – такой знали нижегородцы Надежду Авдеевну Кубаровскую, чья жизнь и творчество, начиная с 1884 г. была тесно связана с Нижним Новгородом и которому она посвятила не одно свое стихотворение
Красуйся, Нижний, процветая

Среди Поволжской стороны,

Как верный страж родного края –

Наследье славной старины.
Н.А. Кубаровская (урожденная Городцова) родилась 19 (31) января 1856 г. в Кайданах Ковенского уезда Ковенской губернии в семье педагога А. Городцова. Ее мать умерла, когда маленькой Наде Городцовой было всего два года.

Один из ее братьев, женившись на польке, участвовавшей в Польском восстании 1863–1864 г.г., последовал за женой в ссылку. Именно ему впоследствии Кубаровская посвящает свое стихотворение «Брату»:


Было время, когда все казалось вокруг

Полно радости, мира и счастья,

Когда в ближнем являлся мне любящий друг,

И рвалось к нему сердце с участьем.

О, прости мне, далекий страдалец, мой брат,

Что на миг твой покой я нарушу.

В эту тихую ночь мне так хочется вновь

Воскресить те далекие годы,

Когда душу мою охраняла любовь

И спасала от яда невзгоды
Когда Наде исполнилось 11 лет, умирает отец, а вскоре другой старший брат кончает жизнь самоубийством. Девочка остается одна. Дальние родственники переводят ее в Ковенскую женскую гимназию, которую она закончила в 1873 г. с золотой медалью.

Под влиянием гимназического преподавателя-словесника Н.П. Сперанского молодая девушка начинает систематически заниматься литературой, а также встречаться с революционно настроенной молодежью.

«Семидесятые годы, «эпоха Нечаева» не обошли и меня, и кто знает, куда увлекла бы волна мою пылкую голову при неограниченной моей свободе, если бы не вмешалась судьба» – вспоминала Надежда Авдеевна. Ее «судьбой» стала начальница гимназии М.Я. Энгель, сыгравшая решающую роль в формировании личности Кубаровской. Под ее влиянием она отошла от радикально-демократических идеалов и устремлений и усвоила консервативно-религиозные взгляды, которым она уже не изменяла никогда. В 1875 г. Надя Городцова выходит замуж за нижегородского дворянина Георгия Кубаровского и в 1883 переезжает в имение мужа в село Ратунино Княгининского уезда Нижегородской губернии. Замужество заставило ее на время оставить писательство. После смерти мужа Н.А. Кубаровская в 1884 году переезжает со своими детьми (три сына и дочь) на место жительство в Нижний Новгород. Своих сыновей она определяет в Нижегородский Дворянский институт имени Александра II. Сама же Надежда Авдеевна стала учительствовать в различных школах и пансионах Нижнего Новгорода. А с 1896 г. определилась на должность преподавателя русской словесности в Александровское Первое женское начальное училище, где ей с семьей предоставили жилье.

Здесь Надежда Авдеевна проработала до самой смерти.

По воспоминаниям современников и ее учениц она была человеком энергичным, увлекающимся, отзывчивым, «с огнем в груди».

В стенах родного училища Кубаровская постоянно организовывала разнообразные вечера с привлечением учениц, используя и свое поэтическое дарование.

С большим успехом прошел в училище школьный праздник, посвященный столетней годовщине А.С. Пушкина, где Кубаровская выступила не только как организатор праздника, но и как поэтесса.

Кто на Руси не отзовется

Почтить великий юбилей?!

Чье сердце русское не бьется?!

Поэта вечный мавзолей.

Венчанный славой лучезарной,

Кому не дорог, не любим.

И кто, с слезою благодарной,

Теперь не склонится над ним?!
На этом празднике Кубаровская обратилась к детям с очень теплой, простой и задушевной речью в честь А.С. Пушкина, как в прозе, так и в стихах:

О, дети, слово Пушкина-поэта

Пускай вас к правде просветит!
Пускай тень его из царства света

Вас на добро благословит!..

О, как родное имя это

Сияет светлою звездой!

И память Пушкина-поэта

Век будет жить в земле родной
Стихи Н.А. Кубаровской прозвучали в училище и на празднике, посвященном памяти П.И. Мельникова-Печерского в 1898 г., к 15-летию со дня его смерти:
Он наш. Он сердцем и душой

Служил всю жизнь родному краю…

Нижегородец – нам родной

Он наша гордость вековая…

Таких людей бессмертно имя,

И память их священна в-век –

Пусть прах покоится в могиле –

Но жив в деяньях человек.
Стихи Кубаровской в стенах ее Александровского училища звучали часто. Вот отрывок из ее стихотворения «К детям» – при выпуске их из школы:
Три года быстро пролетели –

Не правда ль, милые друзья?

В последний раз мы собрались

Все здесь, как дружная семья.

Прощайте, детки! Разбредетесь

Теперь по разному пути.

Из школы нашей разойдетесь.

Дай Бог вам счастие найти.

Путь добрый! Но не забывайте

Училище добра, любви…

о нем частенько вспоминайте!

Прощайте же, друзья, мои!
Но и в своем доме Надежда Авдеевна часто устраивала домашние литературно-музыкальные встречи, куда приходили ее ученицы, друзья детей, молодежь. Эта домашняя гостиная была наполнена поэзией, музыкой, театром.

Здесь читали стихи, музицировали, спорили, ставили театральные сценки и т.п. В этой обстановке росли и ее дети (о них ниже).

Много сил отдавала Кубаровская просветительской деятельности – активно сотрудничала с Нижегородским Обществом Распространения Народного Образования, которое имело огромное значение в общественной и культурной жизни города. Членами Общества были в разные годы такие выдающиеся люди России как Короленко, Горький, Боборыкин, Чириков и др. Надежда Авдеевна активно участвовала в подготовке мероприятий Общества, таких как:

– организация вечерних и воскресных школ для обучения грамоте,

– общеобразовательных и профессиональных курсов,

– общедоступных спектаклей, концертов, литературных вечеров,

– выставок и экскурсий,

– детских площадок, елок, конкурсов,

– читален и библиотек и др.

В этих случаях Н.А. Кубаровская вместе с другим членом Общества известным актером и антрепренером нижегородского театра Н.И. Собольщиковым-Самариным брали на себя, пожалуй, самую черновую и ответственную работу: оповещение членов Общества о мероприятиях, приглашение гостей, сбор аудитории, поиск помещения и т.п.

За свою активную общественную деятельность Надежда Авдеевна в 1909 г. была избрана членом Нижегородской Губернской Ученой архивной Комиссии, в которой также принимала активное участие.

Н.А. Кубаровская как поэтесса была широко известна в Нижнем Новгороде.

Ее можно назвать типичной «городской поэтессой», она откликалась на все замечательные события города: юбилеи, кончины, гастроли знаменитостей, различные празднества и пр.

Вот отрывки из некоторых стихотворных посвящений:

«Юбилейный привет «Нижегородским Губернским Ведомостям»
Пионеры местной прессы.

Положившему ей след

По пути добра, прогресса –

Юбилейный шлем привет.

Были люди, что открыто

Восставали против зла…

Имена их не забыты,

Память добрая жива.

Юбилейный год встречая,

Тех людей труды почтем…

Имена их уважая,

Память их благословим!
«Прощальный привет труппе артистов нижегородского театра»

(15 февраля 1898 г.)


Привет, поклон, благодарим

И уваженье труппе всей…

О вас, друзья, воспоминанье

Мы долго в сердце сохраним,

Сказать позвольте на прощанье:

Благодарим, благодарим.
– «Песнь курсистов» (при закрытии педагогических курсов, проходивших в Нижнем Новгороде в июне 1890 г.)
Слава знанью, просвещенью!

Слава всем борцам за свет!

Мы здесь в дружеском общеньи,

Шлем сердечный им привет.

И, держа, высоко знамя

Дела славного в руках,

Дух любви и веры пламя

Сохраним в своих сердцах!
Многие свои стихи Кубаровская посвящала конкретным людям-нижегородцам:

– «Прощальный привет» (Н.И. Собольщикову-Самарину) (Прочитан на сцене городского театра 26 февраля 1899 г.)


Собольщиков-Самарин будет

Душою нам всегда родной,

И долго Нижний не забудет

Артиста с чуткою душой…

Прощайте, честный, незабвенный

Артист и лучший из людей!

Примите наш привет смиренный

От почитающих друзей.
Поэтесса часто использовала и такую форму стихотворения как акростих, например, в стихотворении посвященном артисту Далматову, гастролировавшему в Нижнем Новгороде:
Д ля целей истинно высоких

Артисты призваны судьбой:

Любя добро, страдать глубоко

Мышленьем, сердцем и душой

Анализируя страданья,

Тоску и боль души сжигать

Огнем священного призванья…

Венец терновый, путь кровавый –

Удел жрецов бессмертной славы.
Следует отметить, что к литературной деятельности Н.А. Кубаровскую привлек с 1897 г. редактор «Нижегородских Губернских ведомостей» Г.П. Демьянов.

Под псевдонимом «Сфинкс» и собственным именем Кубаровская публиковала свои стихи в его газете «Нижегородские Губернские ведомости», «Волгаре», в «Нижегородских епархиальных ведомостях», газете «Колокол», журналах «Странник», «Монастырь» и др., помещая в них главным образом стихи и поэмы религиозного содержания (напр. «Апостол Петр», «Канон св. Серафиму Саровскому» и др.).

В 1901 г. в Нижнем Новгороде вышел первый том стихотворений Н.А. Кубаровской. Он носил название «Отголоски», т.е. отклики на злободневные события страны, Нижнего Новгорода и отдельных лиц. В него вошло 102 ее поэтических произведения, в т.ч. все выше перечисленные стихи.

Сборник был посвящен Александру Михайловичу Меморскому, городскому голове, товарищу председателя Общества Распространения Народного Образования, близкому другу семьи Кубаровских.3




Вам, просвещенный представитель

Идей труда на благо края,

Друг просвещенья и ревнитель –

Мой первый труд я посвящаю
Рецензент из «Нижегородских Губернских ведомостей» писал об этом сборнике (1901, 19 дек.):

«В них нет гражданских мотивов… одни чувства, понятные всякому из нас».

Но отголоски гражданских мотивов все же звучат в ее стихотворении «19 февраля 1861 г.», посвященном отмене крепостного права в России:
О, как священен день тот в памяти народа,

Когда был снят с него тяжелый гнет оков,

И над родной страной зажегся луч свободы,

Проливший яркий свет на мрак судьбы рабов!
Могучий русский дух, живым теплом объятый,

Восстал, как богатырь, от векового сна.

Тому, что было в нем подавлено, сокрыто

Под тяжким бременем позорного ярма –

Могучей силе той повсюду вновь открыты

Пути заветного свободного труда.

И дальше:



Проходит время год за годом –

И все смелей идет вперед

Навстречу свету, как свободный

И равноправный наш народ.
Н.А. Кубаровской не чужды были и лирические настроения:

«Летняя ночь» (отрывок)
Чудной тишиною все полно кругом

Словно очарован, спит старинный дом…

В неге томной ночи чутко дремлет сад.

Освещен луною лип столетних ряд.
Иногда в поэзии Кубаровской слышались и почти надсоновские настроения разочарованности и неудовлетворенности окружающим миром:
Мне в душу просятся сомненья,

Чего искать, куда идти?

Где жизни смысл, где назначенье?

Как пристань верную найти?

Кто разрешит мои сомненья?

Куда идти, чего искать?

Где правый путь, где заблужденья?

Кто даст мне истину познать?

(из стихотворения «На развалинах прошлого»)


Надежда Авдеевна Кубаровская умерла в 1916 году.

Как завещание молодым дарованиям звучит ее стихотворение «Юному поэту»



Берите лиру вашу в руки

И пыл души дарите ей.

Она вкусит, даст сладость муки,

Блаженство тайное скорбей,

Источник чистых наслаждений

В струнах поэзии сопряг.

При звуках лиры вдохновенной

Над миром властно дух царит…

Дети Кубаровской также увлекались литературой и пробовали свои силы на поэтическом поприще. Они воспитывались в семье, атмосфера которой была наполнена литературой, поэзией, театром. Все это не могло не сказаться на их интересах.

Старший сын, Леонид Кубаровский, проявил наиболее яркие литературные способности. Еще учась в Александровском дворянском институте, он активно участвовал в литературно-музыкальных вечерах института, читал свои стихи, печатался в местной печати.

Но, несмотря на увлечение литературой, он, решив сделать военную карьеру, поступил в Тифлисское юнкерское училище, которое закончил в 1899 г. и остался служить на Кавказе. После выхода в отставку Леонид возвращается в Нижний Новгород и назначается в 1906 г. земским начальником Семеновского уезда.

Увлекаясь с ранних лет театром, он пробует себя в драматургии. В 1912 г. издает свою драму «Софья Бартенева». Темой стала модная в те времена проблема – исследование женской психологии.

С первых дней I мировой войны он был призван в действующую армию. 5 ноября 1914 г. Леонид Георгиевич Кубаровский геройски погиб в бою. В газете «Нижегородский листок» был помещен некролог и стихотворение матери – Н.А. Кубаровской, посвященное памяти сына.

Вот отрывок из стихотворения «Памяти Л.Г.К.» 4
Спи, мой милый, сын любимый,

Баю-баюшки-баю!

Я тебе, мой незабвенный,

Свою песенку спою.

Грустно шепчут над могилкой,

Где сыночек мой лежит,

Леса старого вершины:

«Вот и ты, и ты убит!»

Скоро, друг мой незабвенный,



Я приду к тебе, склонюсь

Головой на холм священный

И с тобой я помолюсь.

Помолюсь за всех отдавших

Жизнь за счастье, мир, людей,

Своей кровью увенчавших

Славу Родины своей.
Средний сын Никанор окончил Дворянский институт в 1901 году. Получив юридическое образование в Казанском университете, он был одним из лучших присяжных поверенных в Нижнем Новгороде. Свои увлечения литературой не оставил и нередко в местной прессе публиковались его произведения.

Младший сын Василий окончил Дворянский институт в 1904 г. и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1914 г. был призван в армию и в одном из боев получил контузию, после которой был комиссован из армии.

После революции жил в Ташкенте.

Дочь Надежды Авдеевны – Елизавета Георгиевна Кубаровская (по мужу Поливанова) также имела поэтический талант.

До революции и после нее, работая педагогом в Семенове, Елизавета Георгиевна издала два сборника своих стихов. Первый из них был посвящен ее мужу – Владимиру Викторовичу Поливанову, служившему в Красной армии и умершему от тифа.

Тебе я сумерки души и плач

мой отдаю,

Тебе – мою тоску, тебе – печаль мою…

Тебя – ушедшего – я

сердцем буду ждать,

И образ твой… Меня он будет

вдохновлять.
В 1922 г. в Нижнем вышел второй ее сборник стихов «Черная рамень» в пользу голодающих Поволжья. В нем двадцать пять стихотворений – одно из них было посвящено ее братьям, участвовавшим в I мировой войне, другое – посвящено памяти матери.
«Два брата» (сонет)

В неведомую даль ушли два брата…

И каждому свой жребий дан судьбой.

Один – исчез из жизни без возврата,

Другой – контужен чьей-то злой рукой.

Родного сердцу тяжкая утрата

Ничем не заменит уже собой…

А там, взамен убитого солдата –

Ему на смену выступит другой.

За что ж погибла молодая сила?..
«Памяти моей матери»

Всю жизнь ты шла тернисто, без отрады,

Без ропота тяжелый крест несла,

Всю молодость, все силы отдала

Другим, не требуя себе награды.

Священным пламенем душа пылала,

Искала света ты всегда во всем,

Могучим вдохновения огнем

От бурь житейских ты себя спасала.
И сколько правды, доброты, участья

Ко всем жило в душе твоей больной…

Живя с любовью, верой святой,

Ты не искала праздности и счастья.

Недугом тяжким жизнь тебя сломала,

И ты его покорно приняла, –

Безропотно конец ты свой ждала…

Но как жестоко, страшно ты страдала.
Заканчивая свой очерк, хочется поклониться памяти семьи Кубаровских, внесших свой вклад в культурную жизнь старого Нижнего, патриотов России и своего края, и просто талантливых, благородных людей, чьи имена прозвучат и для сегодняшнего поколения нижегородцев.

ЛИТЕРАТУРА:




  1. Кубаровская Н.А. Стихотворения. Т. 1. – Н.Новгород : Типография Губернского Правления, 1901. – 146 с.

  2. Люди Нижегородского Поволжья. Вып. 1. Краткий словарь писателей-нижегородцев / под ред. В. Е. Чешихина (Ч. Ветринского). – Н.Новгород, 1915. – С. 23 (Действия НГУАК).

Кубаровская Н.А. и Кубаровский Леонид (сын)


  1. Материалы отдела экспозиции литературного музея им. А.М. Горького:

1) Кутунова М.Г. «Всю жизнь ты шла тернисто» (К 140-летию со дня рождения Н.А. Кубаровской);

2) Выпускник Нижегородского Дворянского Института Леонид Кубаровский.

Материалы о жизни и деятельности семьи Кубаровских: поэтессы Н.А. Кубаровской и ее детей – сыновей Леонида, Никанора, Василия Кубаровских и дочери Е.Г. Кубаровской-Поливановой, их литературные занятия.


  1. Русские писатели. 1800–1917 : биогр. словарь. Т. 3. К-М. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. – С. 192–193. – (Русские писатели 11–20 вв.)

Краткая история жизни и литературной деятельности Н.А. Кубаровской.


  1. Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев в начале XX века. 1900–1916 гг. - Н.Новгород : Бегемот, 2001. – С. 137.

В главе девятой – «Литературный Нижний Новгород в первом десятилетии века» наряду с другими 102-мя биографиями даны краткие сведения о Н.А. Кубаровской.

Анна Дмитриевна Мысовская
Первая нижегородская поэтесса

Имя Анны Дмитриевны Мысовской не принадлежит к крупным литературным именам. Ее творческая деятельность почти не выходила за пределы нижегородской известности. Однако ее знали и Н.А. Некрасов и А.Н. Островский, положительно отзывавшиеся о ее литературном таланте. Так А.Н. Островский в одном из писем к Анне Дмитриевне писал: «Вы превосходно пишете стихи: после смерти А. Толстого никто так не владеет русским языком как Вы. Надо этому таланту средство показать себя».

И хотя поэтесса не вписала золотых страниц в историю русской литературы, однако время не стирает и не сотрет из памяти ее имя, ибо творческая и общественная деятельность А.Д. Мысовской – это одно из ярких и удивительных явлений культурной жизни Нижнего и России II половины XIX – начала XX столетия.

Родилась она 5(17) марта 1841 года, по другим данным 15(27) марта 1840 года, по третьим данным 25 марта 1843 года в г. Коломне в семье военного врача Д.Г. Краснопольского, который в 1844 году был переведен на службу в Нижний Новгород.

Свое детство и юность Аня Краснопольская проводит в Нижнем. Выйдя замуж за друга своего брата, Павла Гавриловича Мысовского, живет с мужем в Литве в городах Вильно, Ковно и других городах. Расставшись с мужем, Анна Дмитриевна в 1874 г. вернулась в Нижний, в котором провела всю оставшуюся жизнь.

Нижегородский период творчества А.Д. Мысовской продолжался почти 40 лет, до самой ее смерти в 1912 г.

Ее первые литературные выступления в печати относятся к 1860-м годам, когда в журнале «Отечественные записки» при содействии Некрасова были опубликованы ее стихотворения: «Женское воспитание», «Я вернулась из общества шумного». Поэтесса возмущается пустотой интересов окружающего ее общества и призывает к разумной деятельной жизни. Диапазон ее творческой работы достаточно широк. Мысовская писала лирические стихи и басни, юмористические оперетки и острые эпиграммы. В нижегородской и российской печати одна за другой появлялись ее обработки народных сказок и преданий, зарисовки быта и нравов горожан. Вот, например, одна из таких зарисовок, где в форме басни замечательно высвечен из века в век переходящий бич русского общества – знаменитая «российская показуха». Заканчивая басню, Анна Дмитриевна заключает:
Везде, куда чужой не часто

смотрит глаз,

Держи хоть целый век

Навоз и мусор в груде,

Но украшай все то,

что ставишь напоказ.
Значительную часть творчества Мысовской занимали переводы: Г.Гейне, А. Мицкевича, П. Бурже и др.

Но особенно хороши были ее переводы А. Мюссе. Неслучайно ее имя стоит в ряду с именами лучших переводчиков французского поэта-романиста, таких как И.С. Тургенев, В. Брюсов и др. Видя это, А.Н. Островский серьезно собирался привлечь поэтессу к большой работе по совместному переводу комедий Мольера; по его совету Анна Дмитриевна делает перевод в стихах комедии французского писателя де Бонвиля «Сократ и его жена», которая была поставлена в 1886 г. в Малом театре, а в 1881 г. на сцене нижегородского городского театра.

Квартира Мысовской в Нижнем привлекала к себе многих представителей передовой нижегородской интеллигенции. На ее знаменитых еженедельных «пятницах» а позже – «субботах» бывали В.Г. Короленко, Н.Ф. Анненский, С.Я. Елпатьевский, И.С. Рукавишников, А.М. Горький и др. С.М. Парийский, хорошо знавший Анну Дмитриевну, вспоминает:5

«С мягкой, теплой, отзывчивой душой она всюду вносила с собой отрадное оживление, своим присутствием, своей мерной, спокойной речью и искренним добродушным смехом».

Являясь своего рода «поэтическим мэтром» Нижнего Анна Дмитриевна охотно давала добрые советы и рекомендации молодым начинающим литераторам, оказывала им материальную помощь, легко откликалась на каждые культурно-просветительные начинания в городе. Ею были созданы либретто к операм «Лорелей», «Вальпургиева ночь», «Эвридика»; переложена и инсценирована поэма «Война мышей и лягушек» для организованного Максимом Горьким детского утренника в здании Всесословного клуба в 1896 г. и многое другое.

В ее квартире устраивались литературные и музыкальные вечера, обсуждались важные вопросы местной городской жизни и пр. Позже литературные вечера стали носить политический характер. Сюда приходило много революционно настроенной молодежи, студенчества.

Мысовская всегда была тесно связана с нею и неустанно призывала молодежь к самоотверженному труду, науке, борьбе за счастье народа.
«Друзья, вперед под знаменем науки,

Без пошлых чувств, позорящих страстей.

Кто хил и слаб, тому протянем руки,

Чем больше нас, тем будем мы сильней!»
Высокоинтеллигентная, глубокообразованная, она отличалась особенной чуткостью к участи обездоленных судьбой и всегда была ожесточена против насилия и гнета. Ждала лучшей доли для людей и верила в торжество добра и правды.

Поэтесса писала в тяжелый реакционный 1908 год:
Лишь тот, кто являет к страдальцам участье

В дни тяжелой, суровой поры

Имеет пред небом – и право на счастье

И право на жизни дары.
Острое восприятие фактов, тонкая наблюдательность, умение видеть главное в настроении общества – все это делало произведения Мысовской актуальными. В центре внимания – важнейшие события жизни народа: русско-японская война, революция 1905 г. В эти годы крепнет связь А.Д. Мысовской с газетой. Основным жанром становятся басни, сатирические сказки и политический стих, наполненный высокими гражданскими чувствами. Она точно определяет роль поэта в обществе, по ее мнению только тот поэт:
Кто к высшим целям направляет

Людского разума полет,

Кто общей горестью страдает

И общей радостью живет

Целый ряд стихотворений посвящен женщинам. В народных преданиях, сказках, пересказанных ею, изображены простые русские женщины, родные сестры героинь Н.А. Некрасова. Ее волновало и положение женщины в обществе. В стихотворении «Перед балом» она с горечью говорит о бесполезной жизни светской женщины, об отсутствии у нее интересов:


Ты блестишь на житейской поляне

Как пустой фосфорический свет.
А русских учащихся женщин, курсисток Мысовская призывала встать на путь трудовой деятельности и служения обществу.

Будучи в 1910 г. избранной в члены Нижегородской Губернской Ученой архивной Комиссии Анна Дмитриевна живо интересовалась ее работой и исследованиями.

Особенно ее интересовали исторические разыскания Комиссии, древние летописи, история нижегородского ополчения 1611–1612 гг. И уже совсем больная (по воспоминаниям С.М.Парийского) она просила прочитывать ей целые страницы из различных летописей. Ее даже просили написать гимн в честь героев нижегородского ополчения. Не успела.… Умерла в 1912 году, в год юбилейных торжеств, посвященных 300-летию нижегородского ополчения.

Не повезло поэтессе и с изданиями ее произведений. В 1910 г. книжным издательством «Ясли» был издан первый том ее сочинений. Но издательство подошло к этому несерьезно: стихотворения были не отредактированы, в книге было много опечаток, расположение материала – плохое. Все это заставило Мысовскую самой приняться за составление следующих двух томов. Она решила передать право литературной собственности на свои произведения уважаемой ею Архивной Комиссии. К сожалению, смерть помешала ей оформить эту передачу. Тяжелая болезнь лишила ее возможности даже подписать заготовленную бумагу. Но Архивная Комиссия, согласно воли покойной, в 1913 г. все-таки решила продолжить работу по подготовке к изданию ее книг: следовало провести большую подготовительную работу, разобрать архив Анны Дмитриевны, собрать от ее друзей подаренные им стихи и пр. На это требовался не один год. В 1917 году была ликвидирована Ученая Архивная Комиссия, и издание произведений Мысовской так и не получилось.

В последние годы под влиянием тяжелой болезни настроение поэтессы было окрашено в пессимистические тона. Проскальзывали неудовлетворенность жизнью, сознание того, что напрасна была жизнь, что она так ничего и не сделала для общества. Это отразилось в одном из ее последних стихотворений:
Мой путь пройден, я жду покоя,

Хочу не думать ни о чем,

И всё страданье прожитое

Печальным кажется мне сном.

Куда неслась, куда стремилась,

Чего искала и ждала…

Зачем жила, зачем родилась –

Мне жизнь ответа не дала.

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Габелев М. А.Д. Мысовская (1840–1912) // Писатели-нижегородцы : забытые имена : критико-биогр. очерки, 1960. – С. 61–82.



  2. Доронина З. «Куда неслась, куда стремилась» // Нижегор. новости. – 1995. – № 54. – 23 марта.

  3. Елисеев А. Родной город. Памятные места, события, имена. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1967. – с. 446–448.

О нижегородской поэтессе А.Д. Мысовской, страницы ее жизни и литературной деятельности.


  1. Лебединская Г. Первая нижегородская поэтесса // Н.Новгород : лит.-худож. журнал, 1998. – № 11. – С. 245–247.



  2. Люди Нижегородского Поволжья. Вып. 1 : краткий словарь писателей-нижегородцев / под ред. В.Е. Чешихина. – Н.Новгород, 1915. – С. 29 (Действия НГУАК).



  3. Парийский С.М. Памяти А.Д. Мысловской // Люди Нижегородского Поволжья. Т XVI. Вып. 1. – Н.Новгород, 1913. – С. 1–8 (Действия НГУАК).



  4. Смирнов Д. Нижегородская старина. – Н.Новгород : Нижегор. ярмарка, 1995. – с. 547–548.

В главе XXIV «Славные женщины-нижегородки» – о литературной деятельности Мысовской в течение почти сорокалетнего ее пребывания в Нижнем Новгороде.


  1. Смирнова Л. Нижний Новгород до и после : историко-лит. очерки. – Н.Новгород : Бегемот, 1996. – с. 51.

Краткие сведения о жизни поэтессы.

Конец XIX – первое десятилетие XX в. выявило в Нижнем Новгороде и целый ряд других женщин литературных и поэтических дарований. И хотя их известность ограничивалась в основном пределами города, но были и такие, кого знало не только все Поволжье, но литературные круги Петербурга и Москвы.


Баулина Анастасия Яковлевна
Известная в 1900-е годы нижегородская поэтесса лирического направления.
Бубнова Екатерина Денисовна
Драматург. Ее театральные пьесы шли на клубных сценах Нижнего Новгорода в 1900–1901 гг.

Иноземцева Анна Андреевна
Начала писать с конца 80-х годов XIX в., посвятив свое раннее творчество изображению бытовых явлений нижегородской жизни. Одна из основных тем ее рассказов – печальная участь домашней прислуги – одна из основных тем ее рассказов того периода («По прислугам», «Нюнька» и др.). Позже, являясь штатным сотрудником с 1897 г. газеты «Нижегородские губернские ведомости» и возглавляя рубрику «Театр и музыка», она пробовала себя и как драматург. В Нижегородском городском театре были поставлены ее пьесы «Порванные струны», «По призванию» и др. Наряду с художником Г. Ге, писателями А.К. Толстым, А.П. Чеховым с 1903 г. стала учредителем Союза драматических и музыкальных писателей. Творчество А.А. Иноземцевой было пусть и неярким явлением на литературном небосклоне, но своеобразным и неординарным, она органично вошла в среду нижегородского «литературного гнезда», представителями которого были В.Г. Короленко, А.Д. Мысовская, А.М. Горький и др.

Моисеева Александра Михайловна
Талантливая беллетристка жила в Нижнем Новгороде с 1903 по 1905 г. В Нижнем написала и напечатала под псевдонимом «Мирэ» сборник своих рассказов.

Шмидт Анна Николаевна
Уроженка Нижнего Новгорода, преподавала французский язык в женских гимназиях. В преклонные годы работала в редакции «Нижегородского листка», печаталась в своей газете, вела дневники и даже переписывалась с русским философом Владимиром Соловьевым. Умерла в 1904 г.

ЛИТЕРАТУРА:




  1. Кутукова М.Г. Писательница Анна Иноземцева // Город славы и верности России. – Н.Новгород, 1996. – С. 144–147.



  2. Люди Нижегородского Поволжья. Вып. 1. Краткий словарь писателей-нижегородцев / под ред. в.Е. Чешихина. – Н.Новгород, 1915. – 50 с. (Действия НГАК).



  3. Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев в начале XX в. 1900–1916. – Н.Новгород : Бегемот, 2001. – 301 с.

    В главе девятой «Литературный Нижний Новгород в первом десятилетии века» даны сведения обо всех выше перечисленных писательницах (с. 130–143).



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет