Музейных терминов актуализация наследия



бет1/4
Дата17.06.2016
өлшемі432.5 Kb.
#141669
  1   2   3   4
СЛОВАРЬ
МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ

Актуализация наследия - деятельность, направленная на сохранение и включение культурного и природного наследия в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации. В практической сфере сложились определённые направления использования объектов: по первоначальному назначению; по назначению, отличному от первоначального, но не наносящему ущерб ценным качествам объектов; в целях презентации и изучения. Во многих случаях в качестве приоритетного или единственно возможного способа актуализации наследия рассматривается его музеефикация.

Ансамблевый музей - музей, деятельность которого базируется в первую очередь на музеефикации недвижимых объектов культурного и природного наследия. К ансамблевым музеям

относят дома-музеи, музеи-монастыри, музеи-храмы, музеи-усадьбы, дворцы-музеи и т.п. Разделение музеев по доминантному типу хранимого музеем наследия на коллекционные музеи и ансамблевые музеи было предложено российским музееведением в кон. 1980-х гг. С конца XX в. прослеживается тенденция трансформации целого ряда ансамблевых музеев в средовые музеи.



Губернские ученые архивные комиссии (ГУАК) — местные научно-исторические общества, сыгравшие заметную роль в выявлении, изучении и сохранении памятников истории и культуры, организации музеев, архивов и библиотек в российской провинции.

История и организация

Создание ГУАК связано с неудавшейся попыткой проведения в России общей архивной реформы. На основании "Положения о губернских исторических архивах и ученых архивных комиссиях" начиная с 1884 г. в губерниях и областях возникли 41 комиссия. Попечительство над ними осуществляли губернаторы, научно-методическое руководство (до 1912) — Петербургский археологический институт. Средства ГУАК складывались из членских взносов и пожертвований. Прекратили свое существование в связи с проведением архивной реформы в начале 1920-х гг.



Деятельность

Главной задачами ГУАК являлся разбор ведомственных архивов и создание исторических архивов. В архивные комиссии поступали документы упраздненных учреждений, в том числе монастырских. Многие комиссии проводили археологические раскопки, собирали этнографические и фольклорные материалы, участвовали в реставрации архитектурных памятников, в организации выставок, экскурсий, лекций в музеях. ГУАК участвовали во всероссийских археологических съездах, по инициативе комиссий проводились четыре областных археологических съезда: в Ярославле(1901); Твери (1903); Владимире (1906); Костроме (1909г). Большинство комиссий издавали "Труды", "Известия" или "Сборники", включавшие публикации ценных исторических документов и краеведческие материалы.



Музеи при ГУАК

ГУАК явились основателями и учредителями значительной группы провинциальных музеев. Так, Костромская ГУАК основала в 1891 г. Костромской музей древностей, ныне — Костромской объединенный музей — заповедник. Курская ГУАК учредила в 1903 г. Курский историко-археологический и кустарный музей, открытый в 1905 г., ныне — Курский областной краеведческий музей. Рязанской ученой археологической комиссией в 1884 г. создан Рязанский историко-археологический музей, ныне Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Орловский областной краеведческий музей ведет свое начало от губернского историко-археологического музея, открытого в 1897 г. благодаря деятельности Орловской ученой архивной комиссии. Владимирская ученая архивная комиссия возродила в 1906 г. музей, созданный губернским статистическим комитетом в 1854 и закрытый в 1879 г., ныне — Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Другая группа музеев, созданных в разные годы статистическими комитетами или иными местными учреждениями, в конце 19 в. перешла в ведение ученых архивных комиссий: Тверской историко-археологический музей, ныне — Тверской объединенный историко-архитектурный и литературный музей, основанный в 1866 г. губернским статистическим комитетом, в 1896 г., после смерти возглавлявшего музей А.К. Жизневского, перешел в ведение ГУАК. Тамбовский областной краеведческий музей был открытый в 1879 г. как музей историко-этнографического и археологического профиля и находился в ведении ГУАК с 1884 г. и т.д.

Персоналии

В состав комиссий, формировавшихся на добровольных началах, входило большое число ученых, писателей, общественных деятелей, любителей старины. Многие из них стали инициаторами или организаторами создания музеев: Гордеев Н.Н. в Курске; Гациский А.С. в Нижнем Новгороде; Блохин С.А., Похвалинский Ф.Ф., Ферро К.Ф., Шульгин А.Н. в Орле; Тихомиров И.А. в Ярославле и др.



Аудитория музейная - общность людей, на которых направлено воздействие музея. Характеризуется в соответствии с присущими ей социально-демографическими параметрами (пол, возраст, образование, место жительства). Аудитория музейная делится на реальную и потенциальную, постоянную и нестабильную, традиционную и новую (люди с ограниченными возможностями, мигранты, безработные, молодежь, индифферентная к музею). Детальная сегментация аудитории музейной, учет особенностей различных категорий посетителей, ориентация на ее расширение являются источниками качественных показателей культурно-образовательной деятельности музея. Аудитория музейная является объектом изучения социологии музейной и психологии музейной.

Аукцион [от лат auctio (auctionis)], способ продажи с публичного торга продуктов социокультурной деятельности человека (произведений искусства, антиквариата, мемориальных предметов, документов и т.д.) и природных объектов. Владельцем становится лицо, предложившее наивысшую цену. Аукцион – один из источников комплектования фондов музеев и частных коллекций. Организация аукциона предусматривает систематизацию предметов, проведение предварительной знаточеской экспертизы, организацию выставок и издание каталогов (См. также Экспертиза музейная).

Ведомственные музеи - группа музеев, которые находятся в ведении различных министерств и ведомств в качестве структурных подразделений. Отвечают задачам представления и развития какого-либо отраслевого ведомства – образования, путей сообщения, здравоохранения и т.д., силовых министерств (обороны, внутренних дел и т.д.), а также научных (например Академии наук) и общественных организаций (профсоюзов, партий, обществ). Значительная часть ведомственных музеев – образовательных учреждений музеи. Ведомственные музеи являются одной из представительных групп музеев РФ.

Вещевые источники — тип музейных предметов. Представляют собой рукотворные предметы утилитарного назначения. Виды вещевых источников подразделяются по материалу изготовления (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.) и функциональному назначению (нумизматика, оружие, мебель и т.д.).

Виртуальный музей

1) созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги «коллекций», «экспозицию» и т.п. Как правило, отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, широко представленными воспроизведениями «музейных предметов», наличием трехмерных «виртуальных экспозиций», дающих возможность виртуального путешествия по «экспозиции» и даже ее самостоятельного моделирования.

2) Электронные публикации объединенных по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций. На бытовом уровне виртуальный музей нередко называют сайт реально существующего музея.

Волонтерство (добровольничество) (от фр. volontaire – доброволец), система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели. Использование труда добровольцев, работающих по собственной инициативе на безвозмездной основе, является формой косвенного финансирования музеев. Привлекая добровольцев для решения тех или иных задач, музеи позиционируют для них возможности индивидуального развития и общественного признания.

Воспроизведение музейного предмета (объекта) — предмет, создаваемый с целью максимально точной передачи внешнего облика и основных характеристик музейного предмета, важных для цели данного воспроизведения.

К воспроизведению музейного предмета (объекта), относятся копии, репродукции, модели, макеты, муляжи, слепки, голограммы, научные реконструкции. Использование воспроизведения музейного предмета (объекта) позволяет сохранить подлинник, защитить его от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а в случае его недоступности/труднодоступности получить о нём представление. Воспроизведения музейного предмета (объекта), относящиеся к группе научно-вспомогательных материалов, могут в исключительных случаях переходить в разряд музейных предметов (при недоступности или утрате подлинника; с течением времени).



Выставка — временно действующая экспозиция музейная, создаваемая с целью актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий музея, расширения коммуникативных возможностей музея.

Выставки повышают эффективность использования коллекций музея, делают доступными для публики коллекции других музейных и частных собраний (см. Собрание музейное), позволяют выносить на обсуждение актуальные, в т.ч. социальные, проблемы, представлять новые исследования в профильных науках. Выставки различаются по месту проведения (внутримузейные, внемузейные, межмузейные, передвижные), по содержательным признакам (тематические, проблемные, фондовые, отчетные, персональные, юбилейные и др.). Разновидностью являются постоянно действующие В., дополняющие либо замещающие основную экспозицию музея. В. могут становиться творческой лабораторией музея.



Галереи (фр. galerie), специализированные художественные коллекции, которые различаются тематически, хронологически, по видам и жанрам; Галереи являются одним из типов художественного музея либо разделом музея. В истории музейного дела создание галерее зачастую предшествовало появлению художественных музеев. В XX в. понятие «Галерея» расширилось: галереями называются доступные для обозрения коллекции разнородных памятников материальной культуры; художественные салоны, в которых проводятся выставки-продажи произведений искусства.

Геральдика — вспомогательная историческая дисциплина, описывающая и изучающая гербы. Результаты исследований геральдики широко используются в музейном деле. Геральдика тесно связана с такими вспомогательными историческими дисциплинами, как генеалогия (герб олицетворяет род или фамилию), сфрагистика, нумизматика (гербы изображаются на печатях и монетах), эпиграфика (для изображения гербов использовался различный материал). Являясь составной частью вспомогательной исторической дисциплины эмблематики, геральдика уделяет особое внимание исследованию связи между символом, эмблемой и гербом. Так, герб является частным случаем эмблемы, а эмблема - разновидностью символа. С другой стороны, на гербах присутствуют символы - знаки, иносказательно указывающие на некое понятие и явление.

Об истории западноевропейской и русской геральдики

Считается, что первые гербы возникли в Западной Европе в XI-XII вв. Одной из причин их появления является то, что закованных с ног до головы в латы рыцарей можно было узнать только по их личным эмблемам, изображавшимся на щитах, знаменах, вооружении. Термин геральдика происходит от немецкого слова Herold. Герольдом в Западной Европе называли человека, следившего за проведением рыцарских турниров.

Со временем личные эмблемы и отличительные знаки превратились в гербы, важнейшей характеристикой которых была наследственность. Герб (от славянского herb - наследник, наследство) - это особая фигура или символическое изображение - эмблема, составленная по определенным правилам и служащая постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода, общества, учреждения, города, области и целого государства.

В России в 1722 г. Петр I учредил Геральдическую контору, целью которой было составление гербов по западноевропейским образцам. С 1785 г. наличие герба стало обязательным для каждого города Российской империи. По указанию Павла I стал составляться "Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи", в который были включены гербы князей, графов, баронов, родовых дворян, лиц, которым было пожаловано дворянство, а также тех, кто дослужился до дворянского титула по петровской "Табели о рангах" (чин 8 класса).



Герб дореволюционной России.

В VIII-XIX вв. в России появляются книги, посвященные геральдике. Особую известность приобрели сочинения Н.М. Максимовича ("Избранные эмблемы и символы", 1811), В.Н. Татищева (в его "Истории Российской" рассматривается история государственного герба), А.Б. Лакиера ("Русская геральдика", 1855), а также Н.И Новикова и Н.М. Карамзина.



Современный герб России.

В современном музееведении и музейном деле наблюдается повышение интереса к геральдике, одной из причин которого является необходимость самоидентификации семейств, родов, городов, наций и государств. С 1992 г. в нашей стране функционировала Государственная геральдическая служба, которая в 1994 г. была преобразована в Государственную герольдию при Президенте РФ, а в 1999 г. - в Геральдический совет.



Теоретическая геральдика

Особым разделом геральдики является теоретическая геральдика, которая занимается правилами составления гербов. Строго говоря, именно ее в VIII-XIX вв. считали собственно геральдикой. Теоретическая геральдика регламентирует, к примеру, основные элементы герба - щит, являющийся его главной частью, шлем, корону, нашлемник, намет, щитодержатели, девиз, мантию и украшения вокруг щита. Также устанавливаются правила символики цвета и его условных обозначений, фигур, способов разделения и форм щита. Так, самой распространенной формой щита в русской геральдике была так называемая французская. Она представляла собой четырехугольник с заострением внизу.



Расцвет русской теоретической геральдики относится к XVIII в., хотя гербы появились ранее - еще на печатях московских князей в XIV-XV вв. С возрастанием роли дворянства в социально-экономической сфере и в системе управления Русского государства геральдика становится на службу этому сословию.

Город-музей, в музееведении исторический город (см. Историческое поселение), сохранивший историческую застройку и являющийся, как целостный организм, основным объектом показа. Город-музей отличает высокая степень музеефикации и ориентация на культурный туризм. Понятие «Город-музей» близко по значению зарубежному понятию «город-памятник». В Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО включено около 70 городов-памятников, в т.ч. один российский – исторический центр Санкт-Петербурга.

Государственные музеи - группа музеев, которые являются собственностью государства и финансируются из его бюджета. Первым Государственным музеем в России принято считать Петербургскую Кунсткамеру (1714). С 1918 осуществляется целенаправленное формирование государственной музейной сети. Государственные музеи находятся в ведении Министерства культуры РФ и составляют наиболее представительную группу в современном музейном мире России.

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, учетный документ, содержащий основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включённых в состав Музейного фонда РФ. Ведение Государственного каталога Музейного фонда РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.

Дворец-музей - музей, созданный на основе дворцового или дворцово-паркового ансамбля, обладающего высокой художественной и исторической ценностью. Дворец - музей относится к ансамблевым музеям. В интерьерах Дворца- музея сохраняется или реконструируется обстановка, представляющая синтез архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, и воссоздающая картину мира определенной эпохи. Наличие репрезентативного ансамбля отличает Дворец - музей от музеефицированных дворцов, экспозиции которых не составляют неразрывного единства со зданием дворца.

Детский музей, учреждение музейного типа, для которого характерны ориентация на целевую аудиторию музейную (дети); приоритет образовательно-воспитательной функции, дополненной осуществлением социальной адаптации ребенка к окружающей действительности; интерактивная экспозиция музейная, стимулирующая творческую и игровую деятельность детей. Д.м. представляет собой синтетическую форму, являясь одновременно музеем, школой, игровой площадкой, творческой мастерской, клубом. Может существовать как самостоятельная структура, входить в состав традиционного музея на правах отдела или филиала («музей в музее»), быть частью иных учреждений культуры и образования для детей. Институция Детского музея одновременно с термином формируется с конца XIX в.

Детский музейный центр - часть музея, где сконцентрирована работа с детской и семейной аудиторией; включает кружки, студии, клубы, творческие мастерские, лектории. Детский музейный центр использует для своей работы экспозицию музея (см. Экспозиция музейная), частью которого он является, реже создает собственные экспозиции и выставки.

Дискурс (от лат. discere – блуждать, фр. discours, англ. discourse – речь, выступление, рассуждение), одно из основных понятий речи – связный текст в совокупности с другими факторами. Термин «Д.» имеет множество значений, наиболее общим из которых является «речь, погружённая в жизнь»; позволяет понимать и описывать изменение значений сказанного под влиянием совокупности нелингвистических факторов. В музееведении (музеологии) различают музейный и музеологический дискурс.

1) Музейный дискурс – совокупность всего, что влияет на смысл «сказанного», в т.ч. авторских замыслов относительно экспозиции музейной, соотношения ожидаемого и фактического прочтения смыслов аудиторией музейной, а также используемых форм презентации продукта музейного. Для разных типов музейного дискурса характерен свой набор авторских замыслов, идеологических позиций (определяемых культурной политикой государства и музейной политикой) и характеристик аудитории музейной. Анализ музейного Д. позволяет выявить коммуникативную специфику музея.

2) Музеологический дискурс – речевая деятельность по поводу музейной деятельности, в т.ч. в рамках теоретического осмысления последней; метаязык для описания и анализа музейного дискурса. Выстраивается в историческом, научном, мифологическом, технологическом и множестве иных контекстов, с которыми связан музей. Музеологический дискурс включает непроговариваемые, но учитываемые в процессе разговора факторы.

Дом-музей

1) мемориальный музей, созданный в здании, связанном с историческим событием или исторической личностью;

2) историко-бытовой или историко-художественный музей, созданный в здании, типичном для определенного социального слоя или архитектурного стиля, в котором сохраняются или воссоздаются типичные интерьеры и бытовая обстановка.

Достопримечательное место, один из видов памятников истории и культуры. Термин «достопримечательное место» введен в ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002), в котором достопримечательное место было выделено среди других видов памятников наряду с единичными объектами и ансамблями. Достопримечательное место включает самые разнообразные материальные объекты, созданные человеком, а также совместные творения человека и природы. К ним относятся фрагменты поселений, памятные места, археологические объекты.

Единица хранения - предмет или группа предметов, входящих в состав фондов музея, принятый (принятая) в качестве единицы учёта в музейном деле.

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, государственная информационная система, содержащая банк данных об объектах культурного наследия (памятниках) и являющаяся основным источником информации об этих объектах, их территориях и зонах охраны. Согласно ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (2002), Положение о реестре утверждается Правительством РФ.

Живая экспозиция - экспозиция музейная, основу которой составляют объекты нематериального культурного наследия. Живые экспозиции наиболее характерны для этнографических музеев, т.к. позволяют демонстрировать производственные процессы, ремесла, фольклор, обряды и т.п. Обязательным компонентом живой экспозиции являются люди – носители традиции или имитаторы (см. Имитация).

Живой музей

1) средовой музей или учреждение музейного типа, хранящий объекты материального и нематериального культурного наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях сохранения и постоянной актуализации их изначальных функций. Часто в Ж.м. экспозиции музейные и отдельные формы музейной деятельности включены непосредственно в современную среду поселения, встроены в ландшафты и реальные социально-бытовые объекты (учебные заведения, рестораны, гостиницы, офисы и т.п.). Живой музей стремится не только к сохранению определенных традиций, но и к обеспечению их естественного поддержания в жизни общества, а также постоянного развития.



2) В зарубежной музеологии – «полезный» музей, оказывающий благотворное воздействие на связанные с ним сообщества через организацию досуга и просвещение местного населения на основе изучения его актуальных нужд и потребностей. Термин «Живой музей» предложен в 1917 американским музеологом Д.-К. Данном; предвосхищал идеи «новой музеологии».

Завод-музей - музей, созданный на основе музеефикации промышленного предприятия – комплексного памятника истории индустрии, науки и техники. Относится к профильной группе промышленных музеев. Завод- музей стремятся по возможности сохранить и сделать объектом экспонирования также сами производственные процессы. В российском музейном деле впервые идея комплексной музеефикации целых заводов возникла в 1920-е гг., но стойкий интерес к промышленным предприятиям как музейным объектам сформировался в 1980-е гг. Первым в России получил официальное название «Завод-музей» Нижнетагильский завод-музей истории уральской металлургии (1987).

Знак- феномен, представляющий другой феномен в коммуникативном процессе. Общие свойства отдельных знаков и знаковых систем описывает и изучает семиотика. Одной из функций музейного предмета (объекта) либо памятника является знаковая функция, поэтому одним из методов научного исследования коммуникации музейной может служить метод семиотического анализа.

Зоны охраны памятников — территории с особыми режимами градостроительной деятельности, устанавливаемые в целях обеспечения сохранности памятника в его исторической среде; в музейной практике – необходимый этап музеефикации недвижимого памятника. Согласно ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002г) на сопряженной с памятником территории выделяются: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Для каждой территории определяются специфические ограничения её использования.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет