Н. В. Гоголь «самый загадочный русский писатель»



жүктеу 113.47 Kb.
Дата26.06.2016
өлшемі113.47 Kb.

п/п

Тема

1.

А.С. Пушкин. «Три тайны» (В. Соловьев) поэта.

2.

Н.В. Гоголь – «самый загадочный русский писатель» (Н.А. Бердяев).

3.

Ф.М. Достоевский. Антроподицея в творчестве писателя.

4.

«Ветхий человек» Л.Н. Толстого и поиск писателя практического христианства.

5.

А.П. Чехов. «Философия существования» в творчестве писателя.

6.

Приложение 1


Тема 1. А.С. Пушкин. «Три тайны» (В. Соловьев) поэта




Контрольные вопросы и задания


  1. Почему, закончив трагедию «Борис Годунов», Пушкин был очень доволен своей работой («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!)

  2. Подберите исторический материал о царствовании Б. Годунова. Почему, на ваш взгляд, очень успешное царствование Бориса закончилось явлением самозванца и польской интервенцией?

  3. Почему в экспозиции разговор о Борисе ведут его враги, Шуйский и Воротынский? Как они отзываются о своем политическом противнике? Почему восхищены им? Какие качества, по их мнению, необходимы царю?

  4. Прочитайте, как ведет себя Борис, представ первый раз перед царем? Перед духовенством? Перед боярами? О чем говорит? Можно ли по этому судить о том, достоин ли Борис царского трона?

  5. Прочтите все монологи Бориса. Какие чувства испытывает государь? Почему он глубоко разочарован? Почему ему так необходима народная благодарность?

  6. Какие наставления дает Борис сыну, умирая? Почему предпочел разговор с сыном предсмертному причастию?

  7. Прочитайте работу Н. Макиавелли «Государь». Сравните пушкинское представление о достойном правителе с тем, что рекомендует государю Н. Макиавелли. Что вам ближе?

  8. Что привело Бориса, достойного быть государем, к трагедии? Почему народ не поддержал Бориса?
Темы рефератов

  1. Напишите собственную политическую программу.

  2. Напишите рассуждение на одну из тем:

  • Благая цель оправдывает средства.

  • Победителей не судят

  • Народ достоин своих царей.

  • Вращается весь мир вкруг человека, - ужель недвижим будет он?

В оглавление


Тема 2. Н.В. Гоголь –

«самый загадочный русский писатель» (Н.А. Бердяев)

Контрольные вопросы и задания


  1. Подумайте над тем, что Вам близко в размышлениях Гоголя о судьбах России, о проблемах русской души и путях преодоления зла.

  2. Перечитайте статью Н.А. Бердяева «Духи русской революции». Составьте конспект статьи. Определите главные мысли, высказанные философом о творчестве Гоголя. С чем вы согласны (не согласны)? Свою точку зрения аргументируйте.

  3. Напишите собственную статью о явлении гоголевских типов в современном обществе (хлестаковщина и хлестаковы, маниловы и маниловщина и т.д.).

  4. Почему облик чиновника мало изменился со времен Гоголя? Подумайте, почему коррупция стала характерной чертой современной государственной системы. Можно ли победить ее?

  5. Как и на основе чего предлагает Гоголь переустроить Россию? Реальный ли это план, «каждому делать свое дело, молясь в тишине»? Действительно ли «поправиться общество», если всякий честный человек займется собою и будет жить как христианин»?

***

  1. В чем сложность читательского восприятия Гоголя-писателя?

  2. Какая оценка Гоголя верна:

  • Великий художник, бытописатель, сатирик, разоблачитель зла;

  • Мастер смеха, виртуоз, символист?

  1. На что в творчестве Гоголя указывали Мочульский и Н. Бердяев?

  2. Почему Эйхенбаум утверждал, что у Гоголя слабый сюжет, главное – место?

  3. Найдите в «Мертвых душах» примеры гоголевского стиля:

  • слияние категории индивидуальности и мира с категорией вещей;

  • подбор к одной черте всех остальных;

  • комический гротеск (патетический стиль, срыв до комического).

  1. В истории жизни Плюшкина есть лирическое отступление о днях его молодости. Какое значение оно имеет?

  2. Почему после смерти жены Плюшкин потерял в себе человеческое?

  3. Кто «мертвее»: Манилов или Плюшкин?

  4. Что же такое Чичиков? Омерзителен ли но? Или это прообраз дельца, предпринимателя?



Темы рефератов


  1. Духовная драма Гоголя. Пересмотр идейных позиций и отношения к творчеству. Проповедь и учительство как функции литературы. «Выбранные места из переписки с друзьями».

  2. «Сборный город» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» как единица обобщения зла. «Общая ситуация» ревизора и ее роль в раскрытии идеи комедии. Приемы гоголевской сатиры (гротеск, значащие имена, особенностей языка и стиля, алогизмы и т.д.).

  3. «Миражная интрига» в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя. Хлестаков и «хлестаковщина».

  4. «Страхи и ужасы России». Образы помещиков в поэме «Мертвые души».

  5. Идейный замысел и композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Аналогия с «Божественной комедией» Данте.

  6. «Рыцарь копейки» Чичиков. Философское обобщение зла в феномене «чичиковщины».

  7. Идейно-художественный смысл «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мертвы души» Н.В. Гоголя. Тема судьбы России в лирическом отступлении «Русь-тройка».

В оглавление

Тема 3. Ф.М. Достоевский. Антроподицея в творчестве писателя



Контрольные задания и вопросы

1. Обратитесь к мыслям Достоевского о человеке. Прокомментируйте их с точки зрения понятого смысла. Согласны ли вы с утверждениями писателя?



  • Эгоизм умерщвляет великодушие…

  • Человек ловится на мелочах, в крупном – можно притвориться, мелочь всегда выдает истинную «суть души», ее рисунок.

  • Главное в человеке - не ум, а то, что им управляет, сердце, добрые чувства.

2. Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется (Ф.М. Достоевский). Что уже успели «сочинить» в своей жизни вы?


3. Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем целые годы (Ф.М. Достоевский). Как вы думаете, какие это минуты? Были ли в вашей жизни они?
4. Проанализируйте кластеры мировоззрения Достоевского и его взгляды на человека. Прокомментируйте их, исходя из творчества писателя.

  • Истина – Христос.

  • Человек на путях свободы.

  • Сложность и противоречивость человека.

  • Человек в «погранично ситуации».

  • Герой и его эманации в романах Достоевского.

5. Достоевский исследовал человека на путях свободы:



  • осознание своей избранности;

  • бунт против Бога;

  • своеволие, которое ведет к преступлению;

  • преступление ведет к страданию;

  • опыт страдания приводит к покаянию;

  • покаяние является основой воскресения души, отражения истины во Христе.

Согласны ли вы с логикой Ф. Достоевского? Что можете возразить писателю?

Темы рефератов

  1. Миросозерцание Достоевского. Жизнь, судьба, поиск истины. Н.А. Бердяев о чтении Достоевского. Многообразие подходов к интерпретации творчества писателя.

  2. Достоевский и революционно-демократические проекты переустройства жизни. («Через горнило сомнений моя Осанна прошла»).

  3. Полифонизм романов Достоевского. Особенности психологического анализа.

  4. История создания романа «Преступление и наказание». Трансформация замысла.

  5. Метафизический характер творчества Достоевского. «Проклятые вопросы» в романе «Преступление и наказание».

  6. Антроподицея в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание.

  7. Достоевский о сущности духовной буржуазности. «Практический» человек Лужин и его роль в романе «Преступление и наказание».

  8. Сонечка Мармеладова. Голгофа и воскресение героини. Проблема идеала Содомского и Мадонны.

  9. Опыт страдания и искупления греха как путь человек к истинной свободе (наказание Раскольникова).

  10. «Дело Нечаева» и замысел романа «Бесы». Книга не о настоящем, а о грядущем России. Пророческое предвидение Достоевского.

  11. «Беснование» как свойство души человека. «Бесы» в романе. Петенька Верховенский и его философия. Достоевский о революции. Эсхатологичность и мессианизм творчества писателя.

  12. Метафизический характер творчества Ф.М. Достоевского. «Проклятые вопросы», поднятые писателем. Многообразие подходов к интерпретации творчества писателя. Н.А. Бердяев о чтении Достоевского.

  13. Проблема свободы в творчестве Ф.М. Достоевского. (Круг свободы, изначальная и конечная свобода, опыт страдания и искупления греха как путь к истинной свободе, трагизм свободы, аристократизм свободы, «бегство от свободы»).

  14. Тема человеческого страдания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  15. Н. Ставрогин и его «эманации» в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» (Кириллов, Шатов, Верховенский). Идея Человекобога и Богочеловека.

  16. Н.В. Ставрогин. «Трагедия истощения от безмерности» (Н.А. Бердяев). Статья Н.А. Бердяева «Ставрогин». Изображение внутренней катастрофы духа.

  17. Тема безумия в мировой литературе.

  18. Интеллигенция как русское явление. Есть ли, на ваш взгляд, интеллигенция сейчас?



В оглавление


Тема 4. «Ветхий человек» Л.Н. Толстого и поиск писателя практического христианства

Контрольные задания и вопросы

  1. Какие эпохи духовного развития писателя отмечают биографы Л.Н. Толстого.

  2. Почему первым правилом жизни, записанным в дневнике писателя, было: «Не лгать!»

  3. Какую роль в жизни Л. Толстого сыграл Дневник? Почему он вел его до самой смерти?

  4. Понять внутренние причины человеческих поступков помогает метод психологического анализа Л. Толстого. «Диалектика души» - вот что интересует писателя. Внутренний мир героев раскрывается через деталь, внутренний монолог, отношение к природе. Проследите, как психологический анализ Л.Н. Толстого помогает понять сущность души князя Андрея, Пьера, Наташи. Почему бескровен духовный мир Берга, Друбецкого, Наполеона?

  5. Подумайте, помогают ли приемы психологического анализа Л. Толстого Вам понять себя? Известен ли Вам ваш «внутренний человек»?

  6. Какое знание о человеке предложил читателям Л. Толстой? Обогатил ли он Ваш опыт изучения человека?


Темы рефератов

  1. Тема свободы и ее философское звучание в произведениях отечественной классики XIX - XX вв.

  2. Тема чести в произведениях отечественной классики XIX - XX вв.

  3. Мировоззрение Л.Н. Толстого. Влияние философии Руссо, Шопенгауэра, Фихте на мировоззрение писателя. Отражение взглядов Л.Н. Толстого в творчестве.


В оглавление


Тема 5. А.П. Чехов. «Философия существования» в творчестве писателя

Контрольные задания и вопросы

  1. Каждый чеховский персонаж – носитель определенной черты характера. Герои А. Чехова – галерея человеческих типов. Определите по отрывку произведение, героя, черту характера, художественный прием, помогающий писателю раскрыть сущность человеческого типа:

а) … он вдруг побледнел, окаменел, но вскоре лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились.

б) … выйдя из камеры и увидев мужиков, которые толпятся и говорят о чем-то, он по привычке, с которой уже совладать не может, вытягивает руки по швам и кричит хриплым, сердитым голосом:



  • Народ, расходись! Не толпись! По домам!

в) Он любил, чтобы ему услуживали, даже когда это было совершенно не нужно. Спички лежали перед ним на столе, и он их видел, но кричал человеку, чтобы тот подал ему спички. При горничной он не стеснялся ходить в одном нижнем белье; лакеям, всем без разбора, даже старикам, говорил ты и, осердившись, величал их болванами и дураками.

г) От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и вдруг в голове его, среди хаос, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете черными тенями. Как могло случиться, то в продолжение больше чем 20 лет он не знал, не имел понятия о боли, значит, он не виноват, но совесть заставила его похолодеть от затылка до пят.

д) И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, - думал он, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

е) Видеть и слышать, как лгут, и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь, сносишь обиды, унижения; не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!




  1. В каком рассказе А.П. Чехова есть это парадоксальное утверждение: «Когда мы возвращались с кладбища… никому не хотелось обнаружить… чувства удовольствия. Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья!»?




  1. В каком рассказе А.П. Чехова его герой, доктор, приехавший к больной, размышляет о жизни: «Тысячи полторы-две фабричных работают без отдыха, в нездоровой обстановке, живут впроголодь и только двое-трое, так называемые хозяева, пользуются выгодами, хотя совсем не работают»?




  1. Подумайте над чеховскими фразами. Какое обобщение они содержат?

  • Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

  • Осетрина-то с душком.

  • Как бы чего не вышло.

  • Вы не имеете никакого римского права.

  • Человеку нужно не три аршина земли.

  • Вся Россия – наш сад.

  • Такая кругом Азия, что я просто глазам не верю, 60000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других интересов никаких. Нет на патриотов, ни дельцов, ни поэтов, ни даже приличных лавочников.




  1. Раскройте смысл обобщенных А.П. Чеховым явлений русской жизни: «беликовщина», «пришибеевщина», «футлярная жизнь», «хамелеонство».




  1. В чем своеобразие подхода А.П. Чехова к осуществлению своего предназначения быть писателем? Чем объяснялось, что эти подходы отличались от понимания роли писателя Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого?




  1. Любимой книгой А.П. Чехова был роман М. Сервантеса «Дон Кихот». Поразмышляйте почему?




  1. Поразмышляйте над выдержкой из письма А.П. Чехова А.С. Суворину: «Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло. Но ведь это и без меня давно уже известно». Как это связано с его взглядами на миссию писателя?




  1. Все исследователи творчества А.П. Чехова дореволюционной и предреволюционной поры отличали особенности чеховской музы (краткость, реализм, «подводные течения», подтекст, деталь) и восхищались ими. Но мыслителя, который в своих произведениях оставил свое мировоззрение, в нем не видел никто. Более того, писателя всегда обвиняли как раз в отсутствии учения. Единственным исключением стал С. Булгаков (философ). Свою публичную лекцию он назвал «Чехов как мыслитель». Какие мысли, высказанные Булгаковым в этой статье, кажутся вам особенно важными для понимания Чехова и его творчества.



Темы рефератов

  1. А.П. Чехов как мыслитель. «Философия существования» в творчестве Чехова. С.А. Булгаков о Чехове.

  2. Личность А.П. Чехова. Уроки жизни.

  3. «Обыкновенная жизнь» и «обыкновенные люди» как тема чеховских рассказов (рассказы по выбору).

  4. Тема духовной деградации личности в рассказе «Ионыч». Причины духовного падения Д.И. Старцева.

  5. «Футлярная жизнь» и ее разоблачение в трилогии А.П. Чехова. Художественное своеобразие трилогии («подводное» течение, интерес к детали, лиризм, особенности композиции (обрамление)).

  6. Ужас и бесчеловечность российской жизни в рассказе «Палата №6». Проблема поведения человека в этих условиях. Философский контекст рассказа.

  7. Быт и бытие в рассказе А.П. Чехова «Студент». Роль библейского сюжета в раскрытии идейного смысла произведения.

  8. Рассказ «Дама с собачкой». «Возвращение» человека к самому себе. Тема любви в рассказе.

  9. Особенности чеховской драматургии. А.П. Чехов и Художественный театр.

  10. Тема сада в комедии «Вишневый сад». Символические образы и их роль в раскрытии идеи произведения.

В оглавление

Приложение 1

Ф. Достоевский и Л. Толстой.

Особенности личности и мировоззрения писателей



Ф. Достоевский Л. Толстой

Символ веры. Панморализм:

Христианство и путь к нему. - не лгать;

Основные темы и проблемы. - быть вполне хорошим;

Сложность, противоречивость. - паутина любви.

Двойственность. Нравственные поиски героев.

Через страдание к истине. «Диалектика души».

«Пограничная ситуация». Внутренний монолог.

Проблема выбора. Психологический портрет:

«Преступление и наказание». - деталь;

«Бесы» – роман-трагедия. - речь;

- поведение.



Психологизм

Изображение внутреннего состояния человека

Средства
Достоевский Толстой Чехов

Пограничная ситуация Деталь. Подтекст. Деталь

Внутренний монолог.



В оглавление



©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет