Надежда Бакеева орган м., «Музыка», 1977



бет1/5
Дата10.06.2016
өлшемі409.5 Kb.
#126737
түріКраткий словарь
  1   2   3   4   5

Надежда Бакеева

ОРГАН

© М., «Музыка», 1977

 


    • Вступление

    • Устройство органа

    • Трубы и регистры

    • Тембры органных регистров

    • Механизмы управления

    • Орган древнего мира

    • Орган средних веков

  • Орган эпохи Возрождения

  • Золотой век органной музыки

  • «Симфонический» орган романтиков и ренессанс баховского органа

  • Орган в России

  • Орган в Прибалтийских республиках

  • Советская органная культура

  • Краткий словарь специальных терминов

 

 



ВСТУПЛЕНИЕ

 

«Пусть читатель, органист, музыковед, историк или любитель музыки помнит, что грандиозный и магический инструмент, вдохновивший на создание стольких шедевров и явившийся источником стольких радостей, имеет своим предком удивительную машину, придуманную задолго до пашей эры, греческим механиком с творческим умом».



Жан Перро

 

Органные концерты... Обычно они проходят в переполненном слушателями зале, и если, допустим, в 1930-х годах подавляющее большинство публики состояло из старшего поколения, то сейчас зал переполнен молодежью - студентами различных вузов и училищ, рабочей молодежью, школьниками. Интерес к органу растет, появляется все большее количество исполнителей на нем. В целом ряде городов нашей страны - в филармониях, консерваториях - устанавливаются новые инструменты. Композиторы пишут произведения для органа, а также вводят орган в симфонические оркестры.



Орган привлекает внимание своими огромными выразительными возможностями, богатством тембров, масштабами звучаний, широтой звукового диапазона. Звучность полного органа поражает своей грандиозностью: всепоглощающее фортиссимо заставляет содрогаться, трепетное пианиссимо едва ощутимо.

В статье «Два слова об органе» В. Стасов дал исчерпывающую характеристику органу: «Этот инструмент есть по преимуществу выразитель глубочайших и могущественнейших стремлений человеческого духа; ему в особенности свойственно воплощение в музыкальных образах и формах стремлений нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному; у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий как будто из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру...» И дальше: «Невозможно ожидать где бы то ни было проявления и полного развития высших и глубочайших сторон музыки без того, чтобы в этом развитии орган не играл самую первую роль» (Статьи о музыке, вып. 1. М., 1974, с. 88, 89).

 Орган является как бы своеобразным оркестром в руках одного исполнителя. Наличие многочисленных «голосов», разных по тембру и высоте, возможность использования их в различных сочетаниях позволяет проводить эту аналогию. От мастерства органиста зависит логичность появления новых тембров в музыкальном произведении, использование динамических контрастов. «Играть на органе, - пишет Б. Асафьев в книге «Полифония и орган в современности» (Л., 1926, с. 7),- значит организовать звучащую ткань и мыслить о том, как из множества данных голосов и тембров выбрать наиболее характерные для проведения в сознание слушателя гераклитовскиобразно постигаемого становления музыкальных идей...»

Органное искусство тесно связано с развитием одной из важнейших сторон музыкальной культуры человечества - полифоническим мышлением.

 

УСТРОЙСТВО ОРГАНА

 

О специальных терминах, встречающихся в тексте без расшифровки, а также терминах, имеющих непосредственное отношение к органным конструкциям, см. в Кратком словаре специальных терминов. Термины иноязычного происхождения, утвердившиеся в русском языке, даются в русском написании (например, микстура, позитив и др.).

Орган - духовой клавишный инструмент. Все большое сооружение, именуемое органом, состоит из трех частей: звучащие трубы различной величины и устройства, сгруппированные определенным образом; механизм управления; меха, вентилятор и электромотор, нагнетающие в виндлады воздух, находящийся под постоянным давлением.

 

Трубы и регистры

 

Каждая органная труба издает только один звук, определенного тембра и громкости. Высота звука определяется длиной трубы, чем меньше труба, тем выше звук. Трубы бывают открытые и закрытые, с широкой и узкой мензурой, что влияет на характер и силу звука данной трубы.



Все огромное количество звучащих труб органа (в больших концертных органах оно достигает нескольких тысяч) делится на две неравные группы: лабиальные и язычковые.

Лабиальные являются основной группой в органе.

Labium - губа. В данном случае - верхний и нижний края боковой щели в корпусе трубы. Именно здесь поступившая в трубу струя воздуха превращается в колеблющийся воздушный столб, который образует звуковую волну определенной длины.

Ряд труб одинакового устройства и тембра, соответствующий количеству клавиш клавиатуры, образует определенный регистр. Таким образом, на каждую клавишу приходится столько труб, сколько в органе регистров (звучащих голосов). Кроме того, есть регистры, в которых на каждую клавишу приходится несколько трубок, образующих набор обертонов к основному тону: октава, квинта, терция и т. д. Такой регистр называется  микстура, то есть смесь.

Регистры отличаются не только тембром, но и своим звуковысотным положением. Основные регистры органа имеют ля' соответствующей принятой высоте около 440 герц. В этом случае высота звучания всего ряда труб соответствует звуковысотному значению клавиш. Такие регистры называются восьмифутовыми, так как их самая нижняя открытая лабиальная труба До имеет корпус длиной около восьми футов (если труба закрытая, она вдвое короче). Все регистры, звучащие на октаву выше, называются четырехфутовыми, на октаву ниже - шестнадцатифутовыми и т. д. Футовость регистров обозначается цифрой с запятой сверху, которая ставится после названия регистра. Например, регистры принципального тембра могут иметь следующие звуковысотные положения и обозначения: Prinzipalbass 32', Prinzipalbass 16', Prinzipal 8' (основной), Prinzipal 4', Quinte 2 2/3, Oktav 2', Terz 1 3/5, Oktav 1'. (Добавление к названию регистра «бас» означает принадлежность его к ножной клавиатуре). Таким образом, наличие регистров различной высотности делает реальный диапазон органа гораздо шире диапазона его клавиатуры и больше по сравнению с другими инструментами. Систематизированный комплекс рядов труб (регистров, или голосов) разного тембра и звуковысотного положения, образующий как бы самостоятельный небольшой орган с присущим ему характерным общим звучанием, закрепленный за одной из клавиатур, называется в немецком органостроении Werk. С величиной органа увеличивается их количество, а значит, и количество мануалов. Werk и соответствующая ему клавиатура имеют общее название. Главный комплекс голосов называется Hauptwerk. Он управляется обычно второй или первой клавиатурой. Здесь наиболее полно представлены принципальные и флейтовые регистры различных звуковысотных положений, а также самые сильные микстуры и язычковые регистры. Hauptwerk определяет звуковую мощь данного органа в целом и, вместе с тем, имеет вполне самостоятельное значение.

Группа голосов, расположенная в верхнем этаже органного корпуса, называется Oberwerk. Он несколько прозрачнее по звучанию, чем Hauptwerk, но имеет свое достаточно яркое Pleno. Тише и мягче звучит Brustwerk, голоса которого расположены в центральной части органного корпуса - в «груди» органа.

Для исполнения партии цифрованного баса очень удобен позитив (Positiv). Комплекс его голосов образует как бы маленький орган, обладающий общим легким звучанием и небольшим количеством сольных регистров. В старинных органах позитив, вынесенный перед фасадом, смонтированный в самостоятельном небольшом корпусе и оказывающийся, таким образом, за спиной органиста, называется рюкпозитив (Ruckpositiv). Группа голосов заключалась в швеллерный ящик (швеллер) : отсюда - Schwelwerk. Открывая и закрывая створки жалюзи, органист получает эффект плавного усиления и ослабления звучания.



Pedalwerk - группа голосов, управляемая ножной клавиатурой. Здесь преобладают очень низкие басовые регистры.

Трубы Fernwerk и Echowerk помещаются вдали от главного органа и соединяются с одним из его мануалов посредством электрической трактуры. Fernwerk представляет собою маленький самостоятельный орган, звучащий как бы издали. В очень больших органах группа голосов, находящихся на самом верху корпуса, называется Kronwerk.

Количество регистров определяет величину органа. Ориентировочно можно сказать, что малый орган имеет от одного регистра до 16, средний - от 17 до 35, большой - от 36 до 80, орган-гигант - от 81 до 200 и более регистров. Резонатором органа является помещение, в котором ом стоит. Поэтому акустика зала очень важна для характера и силы звучания данного органа. Средний орган в благоприятных акустических условиях может звучать полнее и громче, чем большой орган в неблагоприятных условиях. Лучшими акустическими условиями будут такие, при которых эхо органного звучания, длится около трех секунд. Если это время короче, звучность органа четкая, но «сухая». Если оно длится намного дольше, то при возрастающей полноте звучности последовательность тонов сливается, игра делается нечеткой, исполнение технических пьес затрудняется. Именно хорошей акустикой зала в сильной степени объясняется поражающее слушателя звучание в знаменитом Домском соборе в Риге. Этот орган-гигант имеет 117 регистров, 4 мануала и педаль (всего 6768 труб). Самая большая его труба достигает в длину 10 метров, самая маленькая - 13 миллиметров. Вместе с тем, это тот случай, когда длительный отзвук представляет затруднение при исполнении виртуозных пьес. В них трудно добиться четкого звучания, быстрой последовательности, звуков. Почти идеальную акустику имеет кафедральный собор-музей в Вильнюсе.

Все регистры органа можно подразделить на несколько групп: принципалы и флейты, составляющие основу органного звучания; голоса особо характерных тембров, в том числе язычковые, применяемые в качестве солирующих и в различных сочетаниях (Quintaton, Gamba, Schalmei, Oboe и т. д.); искусственные обертоны (или аликвоты), то есть очень высокие голоса, не используемые отдельно, а подключаемые к основным и солирующим на расстоянии октавы, квинты, терции, септимы, ноны; инструментальные имитаторы, составленные из ряда труб разных характерных тембров и подражающие звучанию старинных духовых инструментов (корнет, раушпфейфе, цинк и другие); микстуры, объединяющие в одном регистре ряды обертонов принципального тембра и создающие так называемую звуковую корону (Mixtura, Zimbel, Scharf); громкие язычковые голоса, включаемые, как правило, при полном звучании органа (Trompete, Posaun и другие).

Каждый обертоновый ряд, входящий в микстуру, или ряд труб характерных тембров инструментального имитатора, называется хором. Таким образом, смешанный регистр может быть двух-, трех-, четырех- и более рядным (хорным) или кратным. Чтобы хоры в смешанном регистре звучали слитно, требуется высокое искусство интонировки, обеспечивающее нужное равновесие силы звука и тембра интонируемых рядов труб. Это зависит от органного мастера.

Регистры имеют различные названия, возникавшие в процессе исторического развития органа. В одних случаях название обозначает особенность тембра, например квинтатон - регистр с искусственно подчеркнутым обертоном квинты, или принципал - главный тембр органа. В других - название заимствовано из существующего инструментария: флейта, гобой, гамба и т. п. Встречаются названия, навеянные немузыкальными ассоциациями: Vox coelestis - небесный голос, Unda maris - волна морская. Следует подчеркнуть, что в современном органостроении очень свободно и произвольно применяются названия регистров и часто вводятся новые. Так, в большом органе монастыря Ульме (Ulma Munster, ФРГ, построен в 1969 году) высокая микстура названа короной, имеются большая, средняя и малая Trompete, а в новых органах фирмы Ригер-Клосс (ЧССР, установлены в Советском Союзе) встречается высокий педальный регистр - Russischhorn 2'.



Язычковые трубы - немногочисленная (и необязательная) группа труб в органе.

В язычковых трубах звук возникает в результате колебания металлической пластинки такого же типа, как в фисгармонии, баяне, аккордеоне или губной гармонике. Такая пластинка - язычок - помещается в специальный корпус, на который насаживается рупор, усиливающий и облагораживающий звучание язычка. Формой рупора в основном определяется тембр язычкового голоса.

Все язычковые регистры можно подразделить на две группы: первая включает очень характерные тембры, используемые в качестве сольных голосов: Musett, Schalmei, Oboe, Krummhorn, Regal, Klariten и другие. Вторая - громкие тембры, включаемые в звучность полного органа. Сюда относятся: Trompete, Posaun, их разновидности - французская Trompete, испанская Trompete, Helltrompete, Posaunbass и другие.

 

О тембрах органных регистров

 

Регистры принципального тембра



 

Принципал - основной регистр органа. Он имеет плотное, насыщенное, «мужественное» звучание. Интонирован обычно в форте. Используется, главным образом, как основа различных сочетаний регистров в громком и полном звучании органа. В больших концертных органах принципалы разных оттенков имеются на каждой клавиатуре. Встречаются в любых звуковысотных положениях (32', 16', 8', 4', 2 2/3', 2' и т. п.). Трубки открытые, обычно металлические, в низкой части диапазона бывают деревянные. Мензура - средняя.

Prinzipalbass - более низкий, чем принципал. Регистр ножной клавиатуры.

Oktav - резкое, громкое звучание.

Oktavbass - то же, но более низкий регистр, помещается в ножной клавиатуре.

Oktavlein-очень высокий регистр, довольно громкий.

Geigenprinzipal - острое звучание, напоминающее тембр струнных инструментов.

Flotenprinzipal - мягкое звучание с оттенком флейтового тембра.

Hoizprinzipal - мягкое приглушенное звучание.

 

Регистры флейтового тембра



 

Трубы с более широкой, чем у принципала, мензурой образуют регистры флейтового тембра. Их звучание мягкое, «округлое», лишенное острых обертонов. Интонируются флейтовые регистры в пределах от рр до мягкого f. Трубы большей частью деревянные, но бывают и металлические, открытые и закрытые. Встречаются в любых звуковысотных положениях.

Gedackt - очень тихий, звучание приглушенное (закрытый).

Bourdon - тихий, звучание приглушенное, громче гедакта (закрытый).

Lieblichtgedackt - тихий, нежный, певучий, хорош в соло (закрытый).

Konzertflote - звучный, полный (открытый).

Holflote - звучный, полный (открытый).

Rohrflote - характерный призвук принципала (полузакрытый).

Guintaton - регистр с ясно выраженным обертоном квинты, характерный сольный голос (закрытый).

Flautino - очень высокая флейта (открытая).

Subbass - низкая флейта, регистр ножной клавиатуры.

Gedackt - тихая флейта, регистр ножной клавиатуры (закрытая).

Имеется еще много разновидностей флейтового тембра различных оттенков: Doppelflote, Waldflote, Spizflote, Bachflote и другие.

Флейты широко применяются в качестве сольного голоса, фона и в самых различных комбинациях. Обязательно присутствие флейт вместе с принципалами в полном звучании органа. Различные флейты располагаются на всех клавиатурах.

 

Регистры группы Streicher



 

Регистры с мензурой более узкой, чем у принципала, образуют группу так называемых Streicher. Они имеют характерный призвук, напоминающий тембр струнных смычковых инструментов. Их звучание характерно в нюансе от рр до mf. Используются преимущественно в качестве сольного голоса, а также фона, и в очень тихих аккордных эпизодах. Трубы металлические, открытые, часто с дополнительными приспособлениями у лабиального отверстия, воздействующими на тембр.

Aeoline - очень узкая мензура, самый тихий регистр органа своеобразного «шуршащего» тембра.

Salicional - более громкий, чем эолине, мягкий.

Doice - нежный, но более характерный, чем предыдущий.

Viola - характерный сольный тембр, довольно громкий, напоминающий звучание старинной виолы. Бывает различных оттенков - виола да гамба, гамба, шпиц-гамба и т. д.

Violonbass - виола в ножной клавиатуре, напоминает звучание басовой виолы и т. д.

 

Составные регистры сочетающие в себе несколько рядов (хоров) труб



 

Vox coelestis (небесный голос) - два ряда регистра Aeoline настроенные с маленьким расхождением, благодаря чему получается мягкая вибрация. Тихий «романтический» регистр.

Unda maris (волна морская) - два ряда флейтовых труб, настроенных с маленьким расхождением. Эффект тот же, что и в Vox coelestis, только в флейтовом тембре

Mixtura - многорядный принципальный регистр, высокого обертонового звучания. Обычное количество одновременно звучащих рядов, от трех до восьми. Как правило, используется в качестве обертоновой надстройки при включенных всех принципалах и флейтах. Придает блеск и силу полному звучанию органа (звуковая корона). Имеются очень высокие разновидности - Scharf и Zimbel.

 

Комбинированные регистры, имитирующие старинные инструментальные тембры или дающие оригинальную обертоновую смесь. Их хоры составлены из голосов различных тембров. Все эти регистры, как правило, используются в сочетании с основными восьмифутовыми.



 

Механизмы управления

 

Важнейшей частью механизмов управления является кафедра, или клавиатурный стол (Spieltisch). Она имеет несколько клавиатур для игры руками (мануалы). Объем каждой из них обычно равен четырем, пяти октавам. Их диапазон простирается от До до соль. За каждым мануалом закреплен свой комплекс звучащих голосов (регистров). Внизу у клавиатурного стола находится ножная клавиатура, обычно имеющая тридцать клавиш, охватывающих диапазон от До большой октавы до фа первой октавы. Над мануалами и по обеим сторонам от них помещаются особые клапаны, или выдвижные рычаги, для включения звучащих голосов. Эти устройства тоже называются регистрами. Кроме того, клавиатурный стол имеет различные кнопки и педали для управления вспомогательными механизмами, облегчающими включение и смену голосов. Так, например, механизм копуляции соединяет в различных комбинациях мануалы и педаль. Благодаря этому можно одновременно получать сочетания тембров, закрепленных за разными клавиатурами. В больших современных органах имеются специальное приспособление Walze, позволяющее последовательно включать регистры от самого тихого до самого громкого и обратно. Этот эффект своеобразного ступенчатого усиления и ослабления звука достигается путем постепенного поворота валика (Walze), расположенного внизу над педальной клавиатурой. Для плавного же усиления или ослабления звучности уже включенных регистров используется специальное устройство, называемое швеллерным ящиком (швеллер). Суть его состоит в том, что набор труб одной из клавиатур (werk) помещается в закрытый со всех сторон ящик, одна из стенок которого представляет собою жалюзи, открываемое и закрываемое нажатием специальной педали. При закрытом жалюзи трубы, помещенные в ящике, звучат приглушенно, при постепенном открывании звук усиливается и как бы приближается. Это изобретение впервые появилось в Англии, в середине XVIII века. В баховских органах его еще не было.



Трубы органа стоят на специальных «воздушных» ящиках - виндладах, в которых находятся клапаны, открывающие при нажатии клавиши доступ воздуха в соответствующую трубу.

Устройство, соединяющее клавиши с клапанами под трубами, называется трактурой и бывает трех видов: механическое, пневматическое и электрическое. Самая старая трактура - механическая - представляет собой систему деревянных тяжей (абстракты) и рычагов. Органы с такой трактурой называются механическими. Их клавиатурный стол непосредственно примыкает к корпусу.

Позже, во второй половине XIX века, стала применяться пневматическая трактура - тонкие свинцовые трубки. При нажатии клавиши такие трубки подводят «рабочий» воздух в специальный мешочек, поднимающий вентиль, который находится под звучащей трубой. Таким образом, воздух попадает в нужную трубу. Эти органы называются пневматическими. Их клавиатурный стол может стоять на некотором расстоянии от корпуса органа.

Новейшая трактура - электрическая. Она состоит из системы проводов, соединяющих клавиши с механизмами под трубами. Эти провода могут быть собраны в кабель любой длины, что позволяет ставить клавиатурный стол на любом расстоянии от корпуса органа. Такие инструменты называются электрическими.

Электрический орган нельзя путать с электронным, или электроорганом, который не имеет труб. В практике его иногда используют вместо трубного органа, но заменить звучание последнего - настоящего органа - он не может.

Органы с электрической трактурой достаточно широко распространены в городах Советского Союза. Такие органы стоят в Ленинграде (в залах Филармонии, Хоровой капеллы, Малом зале консерватории, в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова) (Орган в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова установлен в 1965 году. Это инструмент фирмы Валькер, переведенный на электрическую трактуру. Звучащие трубы оставлены старые. Вся реконструкция осуществлена органным мастером В. Пржитульским), в Москве (в Зале имени П. И. Чайковского), в Ереване (в залах филармонии и Дома композиторов) и т. д. Особый интерес представляет орган Одесского оперного театра. Это большой концертный орган фирмы Ригер-Клосс, расположенный весьма своеобразно: звучащие трубы с соответствующими механизмами и два воздуходувных агрегата находятся в шести ложах верхнего яруса по обе стороны сцены. Клавиатурный стол для игры во время спектаклей расположен в оркестровой «яме», второй клавиатурный стол (копия первого) для игры во время органных концертов выкатывается из-за кулис на середину сцены. Электрическая трактура, собранная в кабеле, соответственно подведена в оркестровую яму и на сцену, где подключается к клавиатурному столу.

Звучащие трубы, виндлады, каналы, подводящие воздух, трактура и все сопутствующие механизмы обычно заключены в корпусе органа. Фасад его также заполнен трубами, но часть из них или даже все могут иметь чисто декоративное значение. В этом случае они не связаны с механизмами органа. Расположение и художественное оформление фасада определяется стилем зала. В органостроении фасад инструмента называется проспектом.

Воздуходувный агрегат (вентилятор, электромотор, «магазинный мех») обычно выносится за пределы корпуса и даже в другое помещение. При наличии беззвучно работающего мотора весь агрегат может быть расположен в самом корпусе.

 

ОРГАН ДРЕВНЕГО МИРА

 

Слово «орган» происходит от латинского organum, по-гречески «органон». В древности это был собирательный термин - орудие, инструмент. Приблизительно в IV веке н. э. этот термин закрепился за органом.



Когда же, где и кем был изобретен этот прошедший многовековой путь развития музыкальный инструмент?

 Вопрос о происхождении органа сложен и не удивительно, что ряд специалистов, пытаясь разрешить его, приходит к различным выводам. Уже в XVII веке один из основоположников инструментоведения немецкий ученый М. Преториус (1571-1621) в своем знаменитом труде «Сочинение о музыке» писал: «Кто был первым изобретателем этих необыкновенно изящных, великолепных инструментов - неизвестно» (Prаetoгius М. «Syntagma musicum», т. 2, Wolffenbuttel, 1919, с. 99 - пер. автора).

Если искать существование органа в далекой древности, то можно говорить скорее об органо-образных инструментах, которые могли подать идею изобретения органа. Г. Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.) («Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий». - Риман Г. Катехизис истории музыки, ч. 1, М., 1896, с. 20.)

А. Модр в качестве прототипа органа указывает древний китайский духовой инструмент шен (или ченг), существовавший еще в XV столетии до нашей эры и дошедший до настоящего времени. (У него 13 или 24 бамбуковых трубки, снабженных металлическими (бронзовыми) язычками. Каждая трубка на 1/3 меньше следующей. Этот набор называется пяо-сяо. Трубки вставляются в резервуар из выдолбленной тыквы (позже деревянный или металлический). Звук извлекается путем вдувания в резервуар и втягивания в себя воздуха. - Модр А. Музыкальные инструменты. М., 1959, с. 148).

Во многих трудах, освещающих историю органа, подчеркивается, что наиболее ярко выраженным древнейшим предшественником органа является флейта Пана (сиринкс), которая существовала еще со времени неолита (VI-V век до н. э.) (Флейта Пана - многоствольная флейта, состоящая из набора открытых с одной стороны трубок разной длины, от чего зависит высота звука каждой трубки. Изготовляется из бамбука, ствола камыша, тростника, кости и т. п. Диапазон флейты Папа зависит от количества трубок).

Связь флейты Пана с идеей органа наиболее ясно прослеживается в антологической эпиграмме императора Флавия Клавдия Юлиана (331-363): «Я вижу тростники нового рода, растущие раздельно на одном металлическом поле. Они издают звук не от нашего дыхания, но от ветра, который выходит из кожаного резервуара, лежащего под их корнями, между тем как легкие пальцы сильного смертного пробегают по гармоническим отверстиям...» (Цит. по статье «О происхождении органа». - «Русский инвалид», 1848, 29 июля, № 165).

Очевидно, речь идет о применении меха для нагнетания воздуха в трубы. Большинство историков сходится на том, что соединение флейты Пана с мехом (по-видимому, волыночным) подало первую мысль об органе.

В последней четверти XIX века при раскопках Помпеи были обнаружены древние музыкальные инструменты. У одного из них сохранилось одиннадцать труб, стоящих на бронзовой подставке, видимо, это была усовершенствованная флейта Пана, но дату создания и автора инструмента установить не удалось.

Ряд историков называют флейту Пана древним органом, предшествовавшим гидравлосу (водяному органу), последний же явился непосредственным прототипом современного органа. Кто же был создателем гидравлоса и что представлял собою этот инструмент?

По утверждению Жана Перро, изобретателем гидравлоса был известный античному миру механик грек Ктесибий из Александрии. (Александрия - древний египетский порт и большой культурный центр, столица Птоломеев, основанная в IV веке (331 г.) до н. э. Александром Великим, который создал здесь музей, бывший одновременно академией, университетом и библиотекой. Бурное развитие технической мысли, машинного строительства, инженерного искусства в III веке до н. э. особенно ярко проявлялось в Александрии. Именно к этому времени относится жизнь и деятельность изобретателя гидравлоса).

Увлекательные сведения о механике Ктесибий и созданном им инструменте имеются в книге Перро «Происхождение органа с эллинистического времени до конца XIII века». (Реггоt Jean. L'orgue. De ses origines hellenistiques a la fin du XIII siecle. Paris, 1965). История знает несколько человек, носящих имя Ктесибия. Некоторые историки считают, что Ктесибий жил во II веке до н. э., но последние сведения, данные Перро, опровергают это. (Ж. Перро рассказывает, что живший в III веке до п. э. александрийский поэт Хедиле в своей эпиграмме воспевал изобретенный Ктеснбием инструмент ритон, действовавший при помощи воды. Этот инструмент был установлен в храме царицы Арсниои Зеферитской, обожествленной супруги Птоломея Филадельфийского Эвергета I, которая умерла в 270 году до н. э. Таким образом, документально подтверждается время жизни Ктесибия (III век до н. э.), и именно в этом веке был изобретен гидравлический орган. - См.: Perrot Jean. L'orgiie, p. 263). Ктесибий не был музыкантом, его увлекала механика и первыми его изобретениями были гидравлические машины, автоматы, многочисленные развлекательные агрегаты, водяной насос, а позже часы, работающие при помощи воды. При изобретении гидравлоса Ктесибий преследовал чисто технические цели н созданный им инструмент был, в первую очередь, интересной новой машиной. Но в то же время в его создании нельзя не увидеть и музыкально творческой идеи - он стремился освободить исполнителя от чрезмерных напряжений, мешающих искусству.

 «Ктесибий - это механик-изобретатель. Его идея проста и гениальна. Заметив трудное дыхание авлетиста, глаза которого налиты кровью, а щеки с усилием вдувают воздух в трубку, он стал нагнетать поток воздуха цилиндрическим насосом и сжимать его оригинальным приспособлением, где вода играет существенную роль. Современный большой орган - король инструментов - почти не отличается, по принципу устройства, от машины Ктесибия». (Ibid., p. 369. Здесь и далее цитаты из книги Ж. Перро даны в переводе Н. Манизера.)

Гидравлический орган стал широко использоваться в музыкальной практике в Риме в середине I века до и. э. Подробное описание гидравлоса дают греческие ученые: Герон Александрийский (II век до н. э.) в труде «Пневматика» и Витрувий (I в. н. э.) в книге «Архитектура».

Гидравлическая машина, или «орудие», как тогда назывались музыкальные инструменты, имела от одного до трех рядов труб, подобие клавиатуры, клавиши которой были на пружинах, поэтому можно было исполнять быстрые последовательности звуков. Каждый ряд труб имел свой определенный тембр. Первый был основным и имел мягкое приглушенное флейтовое звучание (gedackt 8'). Второй звучал на октаву выше и более резко (Oktav 4'). Третий на две октавы выше основного (Superoktav 2'). Об устройстве труб и их мензуре Герон и Витрувий ничего не сообщают. По свидетельству анонимного автора, звучание гидравлоса было в лидийском, фригийском, гиполидийском и гипофригийском ладах. Ряд звуков - До, Ля, Си-бемоль, Си, до, ре, ми-бемоль, ми, фа, фа-диез, соль, соль-диез, ля, си-бемоль, до, до-диез, pe - соответствовал охвату диапазона мужских голосов.

Изобретенный Ктесибием механизм регистров давал возможность при нажатии клавиши извлекать звуки любого имеющегося ряда труб в отдельности. Сравнительное совершенство этого инструмента заключалось в том, что клавиши нажимались пальцами, а не локтем, как это было позже, в средние века.

Подача воздуха в трубы осуществляется при помощи воды - отсюда и название гидравлос (hydor - вода, aulos - трубка). Надо отметить, что к звукоизвлечению вода не имеет никакого отношения, а лишь регулирует давление воздуха. Воздушные насосы нагнетают воздух в центральный воздушный канал, один конец которого направляет воздух к звучащим трубам, а в противоположном направлении воздух идет в «воздушный колокол», помещенный в резервуар с водой. Пока насосы не работают, колокол наполнен водой. При работе насосов давление воздуха в центральном канале будет увеличиваться до тех пор, пока вся вода не окажется вытесненной. Как только из-под колокола начнет выходить избыточный воздух, давление стабилизируется, что обеспечивает равномерное звучание труб. Первой исполнительницей на вновь изобретенном инструменте, по мнению Ж. Перро, была Таис, супруга Ктесибия.

Завоевав Грецию, римляне восприняли ее культуру и широко применяли на практике достижения греческих ученых в области строительства, гидротехники, астрономии и т. д. Музыка также, играла большую роль в общественной жизни Рима, но характер ее стал иным: она не воспитывала, не облагораживала человека, не играла социально-организующей роли; в Риме на первом плане были зрелища, кровавые игры гладиаторов, состязания борцов и атлетов, придворные церемонии и другие торжества. Гидравлический орган приобретает в это время наибольшую популярность. По свидетельству римского императора Септимия Севера Дюция (193-211), гидравлос обладал красивым н очень громким звуком, поэтому его использовали для сопровождения всех этих представлений в обширных цирках и театрах. Военный устав предписывал участие музыки даже при совершении казни; здесь также использовался гидравлос.

Начиная с эпохи Антонинов (I век до н. э. и II в. н. э.) к органу стали присоединяться и другие инструменты трубного семейства (туба - латуца), роговые (букцина, корнет), рога, тибии, авлос. Изображение таких ансамблей можно увидеть на древних мозаиках.

По свидетельству Светония, император Нерон был большой любитель гидравлоса и даже сам выступал на состязаниях в Дельфах.

Различные памятники-древние терракоты, мозаики, вазы - свидетельствуют, что игре на гидравлическом органе охотно обучались женщины. Сохранились имена органисток: Юлии Тирании в Галлии, молодой Афродиты в Македонии и других. Большую известность приобрела знаменитая Элиа Сабина. Она давала концерты на гидравлосе в гарнизонном городе Паннонии, где ее муж также обучался профессии органиста. В Аквинкуме (Венгрия) был найден ее саркофаг, на котором сохранилась надпись: «Под сим камнем лежит благочестивая супруга, дорогая Сабина, очень одаренная; она превзошла своего мужа, ее голос был дивным, ее пальцы умели играть, но внезапно похищенная смертью, она замолкла. Она прожила неполных 26 лет, увы! Ее замечательная игра на гидравлическом органе, производила на публику огромное впечатление. Будь счастлива ты, которая читаешь это, пусть хранят тебя боги и поет тебе восхитительный голос. Прощай, Элиа Сабина!» (Реггоt Jean L'orgue, p. 98).

В Египте были известны виртуозы Лаврентий и Петр - победители конкурса, получившие конторниатскую медаль - с одним или двумя ободками. (Конторниатская медаль - от итальянского соntoro, contour (контур). Медаль, поле которой очерчено ободком (бороздкой), контурной линией). Сохранилось также описание, прославляющее доблести Антипатроса, игравшего на гидравлосе и участвовавшего в состязаниях в Дельфах. Тот факт, что артист был из другого города и совершил путешествие по просьбе городского управления Дельф, свидетельствует об известности Антипатроса и популярности музыки такого рода. В музыкальных состязаниях на гидравлосе, кроме Нерона, участвовали Гелиогабал, Север и другие императоры. К сожалению, о музыке, которую исполняли органисты древнего мира, ничего не известно.

Гидравлический орган просуществовал примерно до VIII-IX века н. э. Однако еще задолго до его исчезновения начались поиски иного технического решения, обеспечивающего ровную подачу воздуха в звучащие трубы: наряду с мехами, накачивающими воздух, инструмент получает и меха, регулирующие его давление. Это было своеобразное стабилизирующее устройство, придававшее ровность и устойчивость звуку. Орган с такой системой мехов получил название пневматического. Это изобретение приписывают Византии, но точных сведений мы не имеем.

Орган нового типа описывает Юлиан Отступник (IV век н. э.). Это был пневматический орган довольно большого размера. Воздух шел не прямо в трубы, а собирался в резервуаре из бычьей кожи, куда накачивался двумя мехами типа кузнечных. У него был красивый звук, клавиши легко отвечали при нажатии, что давало возможность исполнять подвижную музыку. Органист играл стоя, как на гидравлосе. Орган такого типа изображен на барельефе обелиска Феодосия Великого в Константинопольском императорском дворце (IV век н. э.). На основании этого барельефа можно представить орган, посланный Константином Капроником в 757 году французскому королю Пипину Короткому (714 или 715-768), который поместил этот орган в церкви аббатства Корнелия в Компьене.

О наличии мехов-регуляторов в новых органах того времени пишет и св. Иероним (конец IV-начало V века н. э.). Он описывает орган сиринкс, о котором им собраны предания; в нем Иероним различает меха-генераторы (15 штук) и меха-регуляторы, образованные из двух слоновых кож, сшитых вместе. «В итоге, - говорит Жан Перро, - пневматический орган стал настоящим музыкальным инструментом, с тех пор, как было изобретено регулирующее устройство, столь эффективное, как и вода в резервуаре гидравлоса». (Реггоt Jean. L'orgne, p. 263. 37).

Дальнейшая судьба органа тесно связана с бурной историей Рима. Ряд восстаний и многочисленные войны привели в 395 году Римское государство к расколу на Западную и Восточную империи, из которых последняя получила название Византийского государства. В 476 году Западная империя пала. На смену рабовладельческому строю приходит феодальное общество и, следовательно, новая феодальная культура. С падением Рима прекращает свое существование и орган. Некоторое время он сохраняется в Византии и Константинополе, а затем исчезает и здесь, чтобы снова появиться в эпоху средневековья.

 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет