Нашей исследовательской работы: традиции и праздники деревень поселения Раменское



Дата20.07.2016
өлшемі72 Kb.
#212683
БОУ СМР

«Гремячинская средняя общеобразовательная школа»

_________________________________________________________________

Шилова Марина Олеговна

Мекрюкова Наталья Юрьевна

Мир через культуру

Традиционные праздники деревень поселения Раменское

Сямженского района

Научный руководитель:

Пугачёва Е.Ф., учитель



Оглавление

1.Введение 2

2.Праздники на Руси 3-7

3.Традиционные праздники деревень поселения Раменское 8-12

4.Заключение 13

5.Библиографический справочник 14



Введение

Тема нашей исследовательской работы: традиции и праздники деревень поселения Раменское.

Объект исследования: традиционные праздники деревень поселения Раменское.

Цель: выяснить, какова история и традиции праздников, отмечаемых в деревнях нашего поселения.

Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:

1.узнать, каковы были в нашей местности традиционные праздники;

2.изучить их историю;

3.собрать сведения об этих праздниках;

4.выяснить, что предпринимается для сохранения местных традиций.

Методы изучения:

1.опрос жителей деревни;

2.работа с документами, научной литературой по теме, другими источниками.

Этот материал может быть использован на уроках по предметам: история, истоки, в качестве тем классных часов, кружков. Да и каждый человек, я думаю, должен знать историю своего народа, его традиции, обряды.

Праздники на Руси

Я родилась и выросла в лесном посёлке Гремячий. И хотя он ещё совсем молодой, но уже имеет свои традиции. Каждый год 12 июня отмечается день посёлка. А ведь нас окружают деревни с более большой историей, и я решила узнать о традиционных праздниках деревень нашего поселения. Ведь именно в деревне к русским народным праздникам особое отношение. Мне стало интересно, когда и как появились русские праздники и традиции, какие традиции и праздники дошли до наших дней, а какие ушли в прошлое.

Для начала мы решили уточнить значение слов «традиция» и «праздник» и подробнее узнать, какие бывают праздники.

Из толкового словаря Д.Ушакова мы узнали, что традиция – это обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь (в поведении, быту и т.д.). Праздник –



  1. В религиозном обиходе – день, посвященный памяти какого-нибудь религиозного события или святого.

  2. День торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публично.

Изучив материал, мы узнали, что праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией.

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный). Каждому календарю соответствовали свои традиции и праздники. Кроме календарных, существовали и семейные праздники, связанные с основными этапами в жизни человека: рождением, крещением, женитьбой (замужеством). С этими праздниками связано множество традиций. Но существовали традиции и не связанные с праздниками, например, новоселье, проводы в армию, встреча из армии, коллективная помощь.

Каждый день церковного календаря праздничный, а значит радостный. Ежедневно православная церковь или отмечает священный праздник, или чтит память какого-либо святого, или прославляет одну из чудотворных икон.

Праздничный день по-славянски назывался «неделя», что означает – «не делать», то есть не работать, а праздновать. Каждая неделя начинается с воскресенья, как память о главном Воскресении, и все дни недели также дни памяти.

Понедельник, например, посвящён ангелам и силам небесным.

Вторник – Иоанну Крестителю и пророкам.

Среда – Животворящему кресту и покаянию.

Четверг – апостолам и святым, особенно Николаю Угоднику.

Пятница – Кресту и событиям Голгофы.

Суббота – Богородице, всем святым и усопшим.

По торжественности церковные праздники делятся на великие, средние и малые. К великим относятся двунадесятые – так по-старославянски называют двенадцать церковных праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Святая Троица, Воздвижение Креста Господня и Успение Пресвятой Богородицы.

Самый главный православный праздник Пасха, или Святое Христово Воскресенье, не входит в их число, потому что он праздник праздников и стоит над всеми праздниками.

Пасха – праздник переходящий, то есть не имеющий постоянной даты празднования, и празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния между 4 апреля и 8 мая. Непосредственно связанные с Пасхой Евангельские события, такие как Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Троица, также являются переходящими праздниками.

Великие двунадесятые праздники выделяются из череды других тем, что всегда имеют всенощные бдения и празднуются в течение нескольких дней, как, например, Пасха – 40 дней и делятся на предпразднества, попразднества и отдание праздника в последний день.



Рождество Пресвятой Богородицы – самый первый и самый значительный из двунадесятых праздников, потому что с него начинается Новый Завет и отсчёт всем другим великим, средним и малым праздникам нового богослужебного года. С 826 года этот святой день считается также днём начала русского государства, что и выбито на памятнике Тысячелетия России в Новгороде.

Ежегодно в каждой отдельной деревне, иногда в целой волости, отмечался всерьёз традиционный праздник. Праздник весьма сходен с ритуальным драматизированным обрядом. Начинался он задолго до самого праздничного дня замачиванием зерна на солод. Весь пивной цикл – проращивание зерна, соложение, сушка и размол солода, наконец, варка сусла и пускание в ход с хмелем – сам по себе был ритуальным. Следовательно, праздничное действо состояло из пивного цикла, праздничного кануна, собственно праздника и двух послепраздничных дней. Предпраздничные заботы волновали и радовали не меньше, чем сам праздник. Накануне ходили в церковь, дома мыли полы и потолки, пекли пироги и разливали студень, летом навешивали полога. Большое значение имели праздничные обновы, особенно для детей и женщин. День праздника ознаменовывался трогательной встречей родных и близких. Гостьба – одно из древнейших и примечательных явлений русского быта. Первыми в гости шли старики и дети. Издалека ездили и на конях. К вечеру приходили мужчины и женщины. Всех гостей встречали с поклонами. Здоровались, а с близкими родственниками целовались. Прежде всего хозяин каждому давал попробовать сусла. Под вечер, не дожидаясь запоздавших, садились за стол. Смысл застолья состоял для хозяина в том, чтобы как можно обильнее накормить гостя, а для гостя этот смысл сводился к тому, чтобы не показаться обжорой или пьяницей, не опозориться, не ославиться в чужой деревне. Ритуальная часть гостьбы состояла, с одной стороны, из потчевания, с другой – из благодарных отказов. Талант потчевания сталкивался со скромностью и сдержанностью. Чем больше отказывался гость, тем больше хозяин настаивал. Соревнование – элемент доброго соперничества, следует, присутствует и тут. Но кто бы ни победил в этом соперничестве – гость или хозяин, - в любом случае выигрывали добродетель и честь, оставляя людям самоуважение. Вырабатывалось множество приёмов угощения, существовали традиционные приговорки, взывающие к логике и здравому смыслу: «выпей на вторую ногу», «бог троицу любит», «изба о трёх углах не бывает» и т.д. У гостя был свой запас доводов. Потчевание было постоянной обязанностью хозяина дома. Время между рядовыми или обношением занималось разговорами и песнями. Наконец более смелые выходили на круг. Пляска перемежала долгие песни, звучавшие весь вечер. Выходили и на улицу, посмотреть, как гуляет молодёжь. Частенько в праздничный дом без всякого приглашения приходили смотреть, это разрешалось кому угодно, знакомым и незнакомым, богатым и нищим. Знакомых сажали за стол, остальных угощали – «обносили» пивом или суслом, смотря по возрасту, по очереди черпая из ендовы. Слово «обносить» имеет ещё и второй, прямо противоположный смысл, если применить его для единственного числа. Обнесли – значит, не поднесли именно тебе, что было величайшим оскорблением. Хозяин строго следил, чтобы по ошибке никого не обнесли. Главное праздничное действо завершалось глубокой ночью обильным ужином, который начинался студнем, а заканчивался овсяным киселём в сусле. На второй день гости ходили к другим родственникам, некоторые сразу отправлялись домой. Дети же, старики и убогие могли гостить неделю и более. Отгащивание приобретало свойства цепной реакции, остановить гостьбу между домами было уже невозможно, она длилась бесконечно. Уступая первые места новым, наиболее близким родственникам, которые появлялись после свадеб, дома и фамилии продолжали гоститься многие десятилетия.

Традиционные праздники деревень поселения Раменское

Традиционно в деревнях нашего поселения отмечались следующие праздники:

-деревня Раменье – девятая пятница (на девятой неделе от Пасхи), Ильин день – 2 августа;

-деревня Харитоновская – 19 августа – Спасов день, яблочный Спас;

-деревня Опариха – 14 августа- Спасов день, медовый Спас;

-деревня Бережок – 29 августа, третий Спас;

-деревня Иконниково – ильинская пятница, последняя пятница до Ильин дня;

-деревня Васильевская – 15 мая, Афанасьев день и 21 сентября, Богородская;

-деревни Манылово, Закурья, Новая – 21 сентября, Богородская;

-деревни Клепиковская и Лодыженская (Верденьга) – 31 августа, Фролов день.

21 сентября – Богородская, Рождество пресвятой Богородицы.

В этот радостный для всех христиан день в маленьком городке Назарете, что означает «цветущее, сокровенное место», на свет появилась девочка Мария, что значит «госпожа» или «надежда», которая станет матерью для Иисуса Христа, надеждой всех верующих в неё и матерью всех людей. Этот святой праздник – утешение всех скорбящих и пример того, как нам следует безропотно, с достоинством нести свой жизненный крест, как несли его родители Девы мари Иоаким и Анна. Дожив до старости, они были бездетны и, несмотря на то, что большую часть своих денег раздавали нуждающимся, на протяжении всей жизни терпели унижения и оскорбления от людей, потому что в те времена бездетность считалась наказанием Бога. Однако Господь избрал именно этих людей и даровал им свою благодать родить дочь, через которую будет спасён весь мир.

По словам Фомичевой Нины Ивановны, в Манылове этот праздник проходил весело. Готовились к нему заранее, варили сусло (главным образом для пива), а отходы от варки использовались для приготовления кваса. Варка занимала полтора суток. Сусло варили в большом чане. Когда оно было сварено и окончательно отстоялось, главный варщик сливал его в колоду. Потом , на другой день, сусло делили: «кому ведро, кому два». Спустив первое сусло, начинали варить другач. Праздника ждали все от мала до велика. В этот день идут гости по многу человек, хозяйка угощает пирогами.

Пушкова Нина Яковлевна вспоминает, что в деревне Васильевская отмечались 2 праздника: Афанасьев день (15 мая) – праздник поклонения святого Афанасия Великого, Лубенского чудотворца, Путивильской иконы Божией Матери и Богородская (21 сентября). В Васильевской была церковь. Жители деревни варили пиво, кисели, пекли пироги. Ждали гостей, родных и близких. Со всей волости собирались на гулянье, приходили гости не только близлежащих деревень, но и издалека. Начиналось гулянье песнями, частушками, играми и качелями. Ребята и девушки из других деревень проходили по улице с гармошкой и песнями. Останавливались там, где собиралась группа хозяев 9жителей деревни). После приветствия начиналась пляска. С разных концов деревни шли всё новые и новые «партии». Плясали одновременно во многих местах, каждая «партия» пела своё. Родственников и друзей тут же уводили по домам, угощали. Уличные гуляния продолжались и на второй день престольного праздника, правда, уже не так многолюдно. Местом для гуляния избирали красивый пригорок над речкой и недалеко от церкви. Также жители Яхреньги (деревни Васильевская, Великий Двор) посещали церковь в деревне Ратино. Против церкви располагалась Поповка, здесь жили священнослужители. Торжественный молебен в этой церкви происходил 9 июля в честь Тихвинской иконы. Тихвинская икона Богоматери в своём первообразе находилась в Тихвинском (у уездного города Тихвина Новгородской губернии) монастыре. Почитание Тихвинской иконы в России чрезвычайно распространено. Множество богомольцев стекалось на поклонение ей. 24 раза в год в обители совершались крёстные ходы с иконою. Особенно прибегают к этой иконе при болезнях детей. Икона довольно значительных размеров; лик томный, почти чёрный. Одна из рук Богоматери отличается необыкновенною теплотою, ощутительной для губ при прикладывании. По России распространено громадное количество списков с Тихвинского первообраза, и многие из этих списков прославлены чудесами. К числу списков с древней тихвинской иконы принадлежала икона в церкви в деревне Ратино. Дальнейшая её судьба неизвестна. В 50-е годы церковь была разрушена, а кирпич использовали на ремонт дороги (место было болотистое, дороги непроезжими).

В августе наш народ справляет три праздника, посвящённые Всемилостивому Спасу: 14 августа – «Спас на воде», 19 августа – «Спас на горе» и 29 августа – «Спас на полотне».

В деревне Опариха отмечался первый Спас 14 августа, называемый ещё медовым, так как с этого дня, по народной примете, пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов. В этот день совершался крёстный ход на воду. Устраивались гуляния, хотя в эту пору людям некогда было гулять, так как много было работы в поле. В эту же пору подрезают пчелиные соты в ульях в силу поверья, что «если пчёльник не заломает сота, то соседние пчёлы весь мёд вытаскают». В народном календаре Первый Спас отмечен некоторыми советами, касающимися хозяйства и домашнего обихода, как, например, нужно было святить колодцы, купать лошадей в реке, защипывать горох, готовить гумна, пахать под озимь. Лашкова Зоя Александровна вспоминает: «Как и к любому празднику, к Спасу готовились заранее: мыли полы, посуду чистили, самовары чистили до блеска, мыли на реке. Пекли пироги, варили пиво, старались угостить родственников и друзей, помогали друг другу. В Спасов день купались в Кубене, одежду бросали в реку и одевали новую. Потом начиналось гуляние. Как в Спасов день в Опарихе, так и в Ильинскую пятницу собирались на селе люди со всей волости. Пляски были в разных концах этих деревень, собиралось по три круга. У церкви качались на качелях, пели песни и частушки.»

В деревне Харитоновская отмечался Второй Спас 19 августа, яблочный. С этого дня начинается по всей Руси едение яблок и фруктов, которые в этот день освещались в храмах. «На второй Спас и нищий яблочка съест», - говорит народ, - ввиду соблюдаемого обычая оделять неимущих яблоками. Ко второму Спасу поспевает и яровое, и близится время полного окончания жатвы. Жали рожь все: и стар, и млад. Все жницы распевают жнивные песни большей частью шутливого, весёлого характера. Последний сжатый сноп получил прозвище «именинника» и пользовался особым почётом: его наряжали и с песнями несли на пир, называемый «складчинами» или «братчинами», так как устраивался он на собранные со всей деревни деньги. Лашкова Зоя Александровна вспоминает: «Как и к любому празднику, к Спасу готовились заранее: мыли полы, посуду чистили, самовары чистили до блеска, мыли на реке. Пекли пироги, варили пиво, старались угостить родственников и друзей, помогали друг другу. В Спасов день купались в Кубене, одежду бросали в реку и одевали новую. Потом начиналось гуляние. Как в Спасов день в Опарихе, так и в Ильинскую пятницу собирались на селе люди со всей волости. Пляски были в разных концах этих деревень, собиралось по три круга. У церкви качались на качелях, пели песни и частушки.»

Деревня Раменье – 2 августа, Ильин день.

Судя по всему, праздник имеет языческие корни. С принятием христианства образ языческого Громовержца- Перуна заменился в народном сознании Ильёй-пророком, который принял на себя все функции Громовержца. Видимо, языческий праздник, посвящённый Перуну, во время христианизации был «закрыт» христианским праздником Ильи-пророка, однако в народном сознании сменилось только имя главного героя. Отмечать этот праздник начинали ещё с его кануна — с четверга перед Ильиным днём. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа — она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику. С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. Купаться запрещалось по причине того, что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос —с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов и фурункулов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью. Почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.

Заключение

Как бы ни менялась жизнь людей к лучшему, каждый человек должен знать не только историю своей страны, но и историю своей малой родины, свои корни. Ведь у наших предков есть чему поучиться. Традиции - это часть истории. Их нужно изучать и сохранять.

Праздники, существовавшие в нашей местности, сохранились. Некоторые традиции, связанные с этими праздниками, утрачены, а некоторые появились. Исчезновение или появление традиций и праздников можно объяснить изменением образа жизни и быта жителей поселка. Традиции и праздники - это часть нашей истории. Их нужно изучать и сохранять.

Библиографический справочник

1.Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. Гвардия, 1989

2.Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. – М.: Российский Раритет, 1991

3.Юдин Г.Н. православные праздники. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет