Нет ничего в жизни случайного – все творится по воле Создателя. Да сподобит нас Господь этой жизнью приобрести право на вход в жизнь вечную!



бет1/20
Дата02.07.2016
өлшемі1.27 Mb.
#171880
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Вся жизнь есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они малы и ничтожны, имеют громадное значение. Смысл настоящей жизни мы поймем лишь в будущем веке! Как осмотрительно надо относиться ко всему, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу, лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано.

Нет ничего в жизни случайного – все творится по воле Создателя. Да сподобит нас Господь этой жизнью приобрести право на вход в жизнь вечную!

Преподобный

Варсанофий Оптинский
От автора

Сегодня было бы удивительно, открыв газету или журнал, не увидеть статьи о конце света. Средства массовой информации пестрят заголовками о катастрофах, землетрясениях, терактах… Как итог происходящего многие люди делают выводы о приближающемся конце света. Однако Писание говорит, что конец истории этого мира наступит только тогда, когда будет достигнута цель истории. А цель истории заключается в том, чтобы Слово Божье было проповедано всему миру, чтобы ведением Господа было исполнено все человечество, чтобы ни один человек в этом мире не остался непредупрежденным о принципах и законах этой Вселенной, об ответственности за прожитую жизнь, о Суде Божьем.


«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

Заканчивая свое земное служение, Господь Своим ученикам дал четкое указание: «Итак идите, научите все народы…» (Мт. 28:19); «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари…» (Мк. 16:15).

Распространение знания Священного Писания – основа деятельности служителя Божьего.
Книга, которую вы держите в руках, «проведет» вас по церковному кругу (церковному индикту). Она включает в себя 69 проповедей, трактующих определенные отрывки Евангелия.

Ваша душа, двигающаяся «из проповеди в проповедь по церковному кругу» пройдет через двенадцать душевосстанавливающих Господских и Матери Божьей Праздников и пять Великих Праздников, связанных с духовным развитием человека.

Символом духовного состояния человека является евангельский образ: Господь, как Странник, стучится в дверь кельи – наше сердце… Дверь закрыта изнутри. Откроим? Пустим?.. Слово Божье будет стучаться к нам в дверь, являющуюся символом нашей закрытости, нашего страха и неверия. Пустим в свое сердце Господа – будем с Ним вечерять и здесь на земле и в Вечности. Пустить Господа и вечерять с Ним – это символ единения, особой близости с Богом, совместная трапеза, которая будет питать нашу душу, научившуюся уступать Духу, в Вечности.

Начинается церковный круг 14 сентября – Иисус Христос выходит в мир проповедовать Свое Учение и мы вместе с Ним проходим Его путь, проживаем Его жизнь, вместе с Ним страдаем, «распинаем» свое телесное естество, свое неуемное в желаниях «животное», умираем и воскресаем. В нас умирает наш «ветхий» человек для того, чтобы родился «новый», наполненный Божьей благодатью, любовью, энергией.


Каждое поколение вычитывает в Евангелии самих себя. Но задача каждого из нас – донести до последующих поколений свои знания о Слове Божьем, поделиться своим опытом взаимоотношений с Богом, рассказать свои свидетельства Его всеобъемлющего присутствия. Одним словом, выполнить указание Иисуса Христа и внести свою лепту для достижения цели истории.

Круг проповедей Богослужебного года
Неделя 17-я по Пятидесятнице
О постоянстве

«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». Мф.15:21-28
Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Начался новый церковный год, и сегодняшнюю проповедь мне хотелось бы начать с напоминания об одном из основных и важных принципов духовного мира – принципе постепенности и постоянства. К Богу нужно идти постепенно, но движение на этом пути должно быть постоянным.

В процессе жизни мы познаем свои грехи и стараемся изживать их. Чтобы нам не впасть в уныние и отчаяние, Господь каждому открывает собственное духовное содержание постепенно. Борьба с грехами и пороками, которым мы неосознанно служили на протяжении многих лет, будет долгой… Главное, чтобы она была осознанной и постоянной.

К сожалению, духовные качества человека в современном мире не востребованы. Уже привычными становятся просьбы, обращенные к Богу, подобные этой: «Господи, пошли мне красивого и богатого зятя». Никто сегодня не просит: «Господи, пошли моей дочери доброго христианина». Люди, выпрашивая внешнего, внешнее и получают. Господь же учит желать и искать внутреннего. Внешнее служит внутреннему, временное – вечному, смертное – бессмертному, а не наоборот.
Если ремесленник не будет постоянно усовершенствоваться в своем труде, он никогда не достигнет мастерства. Если человек, имеющий дар петь, не будет постоянно развивать свой голос, из него не получится хорошего певца. Если священник не будет постоянен на своем приходе, он не добьется в людях ни веры, ни молитвы. Постоянный и кропотливый труд любого из нас приносит свои плоды, но ожидать их приходится долго. Постепенность и постоянство являются неотъемлемыми «спутниками» человека, устремленного к Богу.

Человек по природе своей тороплив, он спешит жить и желает видеть плоды своей деятельности «сегодня и сейчас», привязывается к временному и не думает о вечном. Но духовных плодов приходится терпеливо ждать многие годы… Самое тяжелое у Бога – ждать.

В Священном Писании этот принцип «проходит» через судьбы многих людей, раскрывая важность постоянства. Примеры постоянства: Авраам был постоянен в вере, постоянство Иосифа было в его духовной чистоте, постоянен в послушании был Иаков. Матерь Божия была постоянна и в мыслях, и в вере, и в надежде, и в любви. Когда Серафима Саровского спросили: «Отец, почему в этом мире нет святых?» Он ответил: «У людей этого мира нет решимости в постоянстве».

Самые трагические образы непостоянства в Писании – Адам и Иуда. Один (Адам) был с Господом в раю, другой (Иуда) был с Ним на земле. Они оба начинали с послушания, а закончили противлением воле Божьей (бунтом) и вероломством.

По причине непостоянства разделилось царство премудрого Соломона, а царь Саул стал безумным.
Сегодняшний отрывок из Евангелия мне бы хотелось рассмотреть через призму этого духовного принципа.

…Господь уходит из Иерусалима, от потомков благословенного Сима, и направляется в страны Тирские и Сидонские, к потомкам проклятого Хама. Он идет от благословенных к проклятым. Одни ненавидят и гонят Его, другие – жаждут и ищут. Узнав, что Иисус пришел в ее страну, Его ищет женщина-хананеянка и, найдя, идет следом, вопия: «Помилуй меня, сын Давидов, дочь моя беснуется».

У матери страшное горе – дочь ее бесноватая. Соседи от нее отвернулись, враги злорадствуют… В доме пустота, слышен только безумной смех или плач дочери. Мать принимает ее болезнь, как свое горе, дочь ведь не осознает происходящего. Поэтому и просит: «Господи, помилуй м-е-н-я». Ее просьба постоянна на всем пути с момента ее встречи с Господом. Но Иисус не отвечает. Мы помним, что Он отвечал даже сатане в пустыне, когда тот искушал Его. Единственные люди, кому Иисус не отвечал – это Пилат и Каиафа. И сейчас Господь молчит… Ученики, не выдержав ее напора, обращаются к Нему: «Господи, скажи уже ей хоть что-нибудь и отпусти». Неужели ученики милостивее Христа?

Все, что делает Господь, Он делает целесообразно. Почему Он молчит? Чтобы ученики задумались о той мнимой исключительности, в которой пребывал народ избранный, презирая и отвергая другие народы. Однако Бог верен Своим обещаниям, поэтому Иисус и говорит: «Я послан спасать овец дома Израилева. Неужели достойно Мне дать хлеб псам, забирая его у детей?! Я верен Своему народу… Но как жестоки сердца избранных…» Он верен – мы не верны. Вторая часть Его ответа необычна, и ее сложно понять, не понимая отраженных в ней символов. Дети – народ еврейский, народ избранный, но что же означает слово «псы»? Господь хочет, чтобы ученики сами сделали вывод о невыносимости для Бога состояния высокомерия «детей Божьих», для которых все остальные народы – «псы». (Пес считался евреями одним из самых нечистых животных.) Заметьте, что Израиль пал, потому что вокруг были «псы»… Но через тысячу лет пала и его преемница – Византия, когда христиане дошли до подобного состояния своей исключительности в мире, и окружающие их народы стали называть варварами.

Как же необычна реакция женщины на слова Господни. Она смиренно отвечает: «Но и псы едят от крупиц, падающих от трапезы господ своих». «Дети Божьи» отказываются от Хлеба жизни, а проклятые народы рады крупицам…

Постоянство в вере дало этой женщине мудрость. В ее ответе скрыт высокий духовный смысл: пес – это еще и символ времени, хлеб – символ жизни. И тогда ее ответ может звучать таким образом: «Крупицы времени нашей жизни пусть уходят на временное (суету), а лучшая – большая часть нашего времени, пусть достанется вечности – Богу». Вот почему Иисус высказывает похвалу женщине-язычнице, какую не давал даже ученикам: «Велика вера твоя»

Как же много в этом мире суеты и как не хватает нам постоянства. Псалмопевец Давид, рассуждая о жизни человеческой, говорит, что жизнь наша длиною «…семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро…» (Пс.89:10). Все потому, что современный человек постоянен в суете… Нет постоянства в молитве… Нет постоянства в вере… Нет постоянства в любви…

Вспомним подобный случай с другим язычником – потомком Иафета – сотником из Капернаума (По тексту Писания Лк.7). Его вера дала ему мудрость сказать Господу: «Не достойно Тебе войти в дом мой. Ты только скажи слово и исцелится слуга мой». Он преклонился перед Иисусом и сложил свои временные земные звания и полномочия перед вечным Богом. Вы помните похвалу Иисуса: «Такой веры я в Израиле не встречал».


Если вы спросите себя: «Кто господин моего времени? Кому сегодня принадлежит большая часть моего времени?» – ответ будет неутешительным: «К сожалению, не Богу…»

У нас нет постоянства... Мы заняты всем и в то же время ничем… Поглощенные суетой этого мира, валимся от усталости с ног, не имея сил на духовное прозрение и понимание своего предназначения.


В этом отрывке из Евангелия мы видим, как через женщину-хананеянку, в которой раскрывается постоянство в вере, в молитве и глубокое смирение перед происходящим с ней, проклятые народы приглашены на сегодняшнюю трапезу. Господь приглашает на трапезу всех, кто Его ищет, даже тех, на ком нет Его благословения.
Помоги нам, Господи, чтобы Хлеб нашей жизни принадлежал Тебе, а крупицы времени достались тем заботам, что делают нашу земную жизнь, как нам кажется, красивой и успешной.

Помоги нам, Господи, не дойти до состояния «избранных», чтобы не впасть в осуждение других, называя их «псами и варварами».


Запомним: Вера – реальна и она несовместима с гордыней. Вера не основывается на чувствах человека, она «питается» Словом Божьим, поэтому побеждает эгоизм.

Постоянным в вере Господь открывает Себя, Свои тайны и Свои намерения.
Праздник Рождество Пресвятой Богородицы

«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Лк.10:38-42

«Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Лк.11:27-28
Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Сегодня Церковь отмечает один из первых душевосстанавливающих праздников нового церковного года – Рождество Матери Божьей. Когда мы читаем этот отрывок из Евангелия, нам кажется, что он не имеет никакого отношения к празднику: в нем нет ни слова о Матери Божьей. Но сколько бы ни было праздников на честь Царицы Небесной, мы всегда будем читать один и тот же текст из Евангелия апостола Луки – о двух сестрах Марфе и Марии. Будут меняться иконы Заступницы, а Евангелие всегда будет одно и то же.

Две сестры – это два состояния нашей души, внешне проявляющиеся, в одном случае – в многопопечительности, суетливости, которые занимают у нас много времени, в другом – в молитвенном созерцании, как отблеске вечности в земной жизни.


Матерь Божья – символ нашей души, и неслучайно в начале индикта Церковь через этот Богородичный праздник, через Евангелие переносит наше внимание на состояние нашей души. Если мы живем бесплодно, то это означает лишь то, что в нас нет никакой мысли о Христе, никакой молитвенной созерцательности, мы постоянно суетимся, заботясь только о своих мирских интересах и потребностях.

Наша душа – «богородица», и в ней должен воссиять «Солнце правды – Христос», иначе она будет оставаться хаосом – чувственным беспорядком.

Рождество Богородицы – это определенный этап в жизни человека, на котором происходит или его перерождение, или повторное возвращение на тот же жизненный круг. Митрополит Филарет (Дроздов) во второй половине ХІХ века писал: «Хочешь быть Матерью Христа? Тогда соблюдай Слово Божье: «Кто будет исполнять заповеди Отца Моего Небесного – тот Мне и брат, и сестра, и матерь» (Мт.12:50). Когда в душе нет Христа, она наполняется хаосом и человек теряет себя самого. Он блуждает в этом мире, не понимая, для чего пришел в него, живет только чувствами, пытается подражать другим, стремится что-то кому-то доказать.
События жизни Матери Божьей – это ступени развития нашей души в рамках церковного круга и нам необходимо сопоставлять эти события с этапами развития нашей личности.

Это можно осознавать, а можно и не осознавать, но тогда праздник пройдет мимо нас.

Хотелось бы, чтобы сегодняшний праздник почитания Заступницы стал той ступенькой, встав на которую, мы бы оказались на лестнице, ведущей ко Христу.
На свадьбе в Кане Галилейской Матерь Божья высказывает просьбу, касающуюся нас всех. Когда закончилось вино, чтобы не омрачать радость праздника, Она обращается к Сыну, а затем к слугам: «…что скажет Он вам, то сделайте» (Ин.2:5). Эта Ее просьба, по сути, исходит от всех икон, где Она изображена с Богомладенцем. Матерь Божья, как бы прикрываясь Иисусом и склонив голову к Нему, вновь и вновь взывает к нам: «Его послушайте, все, что скажет вам, исполните». Если с таким осмыслением подходить к Ее иконам и Богородичным праздникам, если с таким осознанием увидеть в Матери Божьей свою душу, а в Богомладенце – родившееся в ней Слово Божье, становятся понятны события церковного года.

На сегодняшнем празднике мы думаем и о будущем. После рождения души очень важно, чтобы она вошла в храм Божий. В начале декабря Церковь будет говорить о празднике «Введения в храм Пресвятой Богородицы» – введения нашей души во внешний храм. Но у нас есть еще и внутренний (сокровенный) храм нашей души, где дух укрепляется в молитве и в созерцании Божьем… Духовное возрождение человека начинается во внутреннем храме нашей души с выздоровления от душевности. Выздоравливающая душа – это душа, уступившая Духу.

Если наша душа вместе с этими праздниками проходит весь церковный путь, то праздник Благовещения станет для нас тем моментом, когда благая весть от Бога о нашем предназначении коснется нашей души. Без осмысления сути церковных праздников мы будем уходить с них усталыми и бесплодными.
Мне хочется сегодня вспомнить и о родителях Матери Божьей – Иоакиме и Анне. Они были праведными и богобоязливыми, жили в достатке, но были бездетны…

Церковное предание рассказывает, как однажды Иоакима, пытающегося принести жертву Богу, первосвященник отправил повторно в конец очереди со словами: «Вообще-то ты недостоин, чтобы я принял у тебя жертву Богу, ты же бездетный». В Ветхом Завете бездетность считалась наказанием Божьим (окончание рода на человеке было признаком его недостоинства перед Богом). Представьте на минуту состояние Иоакима: он, униженный прилюдно, с невыносимой болью и горечью в душе, с опущенной от стыда головой, послушно идет туда, куда его послали. Первосвященник знал, что Иоаким из особого колена Левина. Только представители этого колена были достойны священнического служения, но тем унизительнее был этот путь в конец очереди.

О чем думал Иоаким, проходящий повторный круг для принесения жертвы? Возможно, он молился молитвой отверженного Богом человека за себя и свою жену: «Отыми от нас поношение безчадства, чтобы нас не изгоняли из храма, не ставили в конец очереди! Отыми от нас поношение безчадства, и дитя, которое Ты нам дашь, мы возвратим Тебе, как дар». Возможно, он просто просил Господа принять его жертву: «Господи, не отвергай, пожалуйста, мою жертву. Я принес ее Тебе от чистого сердца».

Иоаким смиренно принимал подобные унижения, а его жертва действительно была от чистого сердца. Иначе как можно объяснить тот факт, что именно эта пара была избрана Богом, а Матерь Божья стала одушевленным Храмом Бога Живого, Вместилищем для Невместимого. Она стала тем «каналом», по которому на землю пришел Иисус Христос.

Рождение Матери Божьей Церковь воспринимает как плод молитвы, это дитя вымоленное и выпрошенное у Бога. Родители приняли Ее, как дар Божий.

Мы не относимся сегодня к нашим детям, как к дару, который надо возвратить Богу. Наша позиция собственника проявляется более всего по отношению к ним: «Это мой ребенок и в старости он будет для меня утешением». Дети – это дар Божий, который вы присвоили себе.

Как тяжело придется Иоакиму и Анне расставаться с дочерью, когда ей исполнится три года. Они за руку поведут ее в Иерусалимский храм для обучения, чтобы уже там Она начинала свое служение Богу. Также и наша душа… Если она не начнет служение Богу, будет служить себе, наполняясь хаосом и привязанностями к земному.

Сегодня наша душа родилась, но если в ней не воссияет «Солнце правды Христос», тогда в ней воцарится хаос, бессилие, упреки, бесплодие.


Вернемся к тексту Писания, где говорится о сестрах – Марфе и Марии, которые олицетворяют нашу психоэмоциональную сферу. Господь не хочет, чтобы в ней происходил разлад. О чем думает одна половинка этой сферы (Марфа)? Она думает о земном, о насущном: как накормить гостей, где их рассадить, куда поставить фаршированную рыбу, а куда кувшин с вином. О чем думает вторая половинка сферы (Мария)? Она села в ногах Иисуса и слушает Его. Забегавшаяся Марфа, не выдерживая собственной суеты, говорит в сердцах: «Господи, ты же видишь, как я устала, скажи Марии, пусть она мне хоть немного поможет». На что Господь отвечает: «Марфа, Марфа, ты суетишься, а в суете нет вечности, в суете нет Бога, сестра же твоя избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Сегодня в душе Марии, созерцающей Господа, происходит рождение Иисуса Христа, а вместе с Ним, рождение и ее самой.

В созерцании Бога, в размышлении о Нем, можно почувствовать Господа, Его намерения, мысли. Мария, расположившись у ног Иисуса и внимательно слушая Его, возможно единственная смогла понять, почувствовать дыхание вечности. Поэтому уже в доме Симона прокаженного она возлила миро на тело Иисуса, и плача у ног Его, вытерла их своими волосами, тем самым выполнив обряд, какой обычно проделывают с покойником.

Только в созерцании Бога душа может уловить такие моменты, которые непонятны никому, кроме Бога и ее.
Помоги нам, Господи, сегодня, слушая Священное Писание, понять все, что хочет сказать нам Слово Божье.

Помоги нам, Господи, подготовиться к следующему празднику – введение Матери Божьей в храм, и понять, что Богу нужны наши внутренние изменения.



Евангелие заканчивается словами, в которых скрыт глубокий смысл жизни человека – «счастливы слышащие Слово Божие и соблюдающие его».
Запомним: Мы все неудержимо стремимся к счастью и не задумываемся о том, а что же Священное Писание говорит по этому поводу. А оно говорит просто и доступно: «Счастлив человек, который слышит Слово Божье и исполняет его». Но как услышать Слово Божье? Замерев у ног Иисуса. Невозможно понять Священное Писание, читая его и одновременно думая о том, что, к примеру, нужно еще сделать по дому или что завтра одеть на работу. Только отстранившись от суеты земной, замерев (умерев в желаниях и заботах) душой, можно не только понять, что Господь хочет сказать, но и почувствовать себя настоящего, и наконец-то «увидеть» путь, который Господь определяет для тебя в жизни.
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Празднество Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
«Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. Ин.19:6-11

Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Ин.19:13-20

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Ин.19:25

После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Ин.19:28

Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Ин.19:30

И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ин.19:35
Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Воскресные дни сегодняшний и грядущий посвящены празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Три раза в течение двух недель мы будем вспоминать о Кресте. Сегодняшний праздник – это Воскресенье до Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В 326 году от Р.Х. царица Елена обрела Честное Древо Господне. История повествует о том, с какими трудностями пришлось столкнуться этой восьмидесятилетней женщине при поиске места нахождения Голгофы. Долгое время никто не мог указать его. Когда же, наконец, был найден такой человек (его звали Иуда), и указал это место, рабочим пришлось приложить много труда для того, чтобы вручную снять верхний слой земли. Был вырыт глубокий котлован, и когда копавшие, казалось, потеряли всякую надежду на то, чтобы хоть что-то найти, они вдруг почувствовали благоухание. Рабочие откопали три креста, возле них лежала табличка с надписью «Иисус Христос – Царь иудейский». Все были в замешательстве, как понять на каком Кресте был распят Иисус Христос. Тогда епископ Макарий попросил, чтобы к этому месту принесли смертельно больного человека. В первом случае историки описывают, болящую неходячую женщину, к которой поочередно были приложены кресты, и она, ощутив огромный прилив сил от одного из них, встала исцеленная; во втором случае этот чудодейственный Крест был приложен к умершему человеку и он воскрес.

Слух о происшедшем быстро распространился по Иерусалиму и толпа людей собралась перед Голгофой. Тогда у епископа Макария, державшегося за основание Креста, родилась молитва-просьба «Господи, помилуй!» Весь народ неустанно вторил эту молитву. С нее и начался праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Через девять лет (в 335 году от Р.Х.) на этом месте уже был возведен храм Божий, который стоит и по сей день.
Если вспомнить историю появления креста, то сам по себе крест – это способ казни, который вышел предположительно от персов. Позднее им пользовался Александр Великий, затем его переняли римляне. Распятие было мощнейшим средством устрашения для подавления восстаний и политических смут в римских провинциях. Оно было жесточайшим методом казни, при котором человек подвергался столь ужасным мучениям и унижениям, что римляне приняли закон, запрещающий распинать римского гражданина, независимо от тяжести совершенного преступления.
Сегодня для нас Крест – это не только символ искупления, но и защита от сил зла, помощь в непростых жизненных ситуациях.

Один врач поделился со мной своими наблюдениями: «Иногда перед операцией у людей приходится снимать крестики. Но человек глубоко верующий просит: «Вы хоть ручкой на груди нарисуйте мне крест». Самое интересное, что люди с крестом на груди и операцию переносят спокойнее, и из наркоза выходят легче, чем не имеющие креста».


Размышляя о Кресте, Иоанн Златоуст провел аналогию событий, связанных с Крестом, в раю и на земле. Если взять мир до грехопадения, в раю была дева – Ева, там же было дерево, которое называлось «деревом познания добра и зла». Деву искусил змей. Услышав его слова: «…в день, в который вы вкусите их (плоды дерева познания добра и зла), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5), она подумала, что неплохо было бы стать богиней и ни от кого не зависеть, и пренебрегая запретом Бога, уговорила Адама… Когда человек неподготовленный открыл для себя дерево познания добра и зла, в мир пришла смерть.

На земле тоже была дева – Мария и было древо – Крест Господень. Но уже этим древом, этим Крестом побеждается смерть.


В этот день Церковь вспоминает символы и прообразы Креста, описанные в Священном Писании. Вспомним и мы о них.

У Моисея, к примеру, образ Креста проходит через всю его жизнь.

Во время битвы народа еврейского с амаликитянами Моисей стоял на возвышенности, распростерши руки по образу креста. Пока он держал руки, народ еврейский побеждал, как только руки опускались от усталости, амаликитяне начинали теснить евреев. Тогда он сел на камень, с двух сторон от него встали первосвященники Аарон и Ор, они держали его руки, придавая телу Моисея форму креста. Таким образом, народ еврейский победил царя Амалика.

Амалик в этом случае – символ сатанинских, бесовских сил. Мы и сегодня видим, как они боятся Креста и как ненавидят его.


Когда народ еврейский вышел из египетского плена и подошел к Чермному морю, Моисей ударил жезлом вертикально и морские воды, разделившись, образовали проход. Когда люди прошли по нему, Моисей «закрыл» проход, проведя жезлом горизонтально.
Еще более впечатляющим выглядит расцветший жезл Аарона. После бунта Корея, Дафана и Авирона против власти Моисея и Аарона, Моисей собрал жезлы у начальников всех двенадцати колен, а также жезл Аарона для колена Левия. «…На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис.17:8). В самой Библии не говорится, что представлял собой этот жезл (это мог быть и посох), но из какого бы материала он ни был изготовлен, это был бесплодной предмет, из которого зацвело спасительное дерево. Расцветший жезл – это тоже символ Креста.
Медный змей, которого Моисей воздвиг на древе в пустыне для спасения евреев от змеиных укусов, уже в то время тоже был прообразом Креста, на котором был распят Иисус Христос, и действительно спасал народ от действия змеиного яда.
Иаков благословляет своих внуков (Ефрема и Манасию), накладывая на их головы руки, сложенные крестообразно. Он верит в благодатную силу Креста и кого как не детей, покрывать ею.
Иона, пребывая во чреве кита, находится в распятом состоянии: чтобы мышцы желудка его не зажали, он вынужден был удерживать их, распростерши руки. На третий день он вышел из чрева. Иона уже в то время был прообразом Того, Кто будет распят на Кресте и на третий день воскреснет.
Это далеко не весь перечень прообразов Креста, описанных в Библии. Но даже эти несколько примеров показывают силу Креста, его Божественное назначение.
Сегодня для нас Крест – еще и символ, которым продляется наша жизнь. Господь ушел, но вместе с Ним ушла и смерть.

Всего несколько дней в году Крест выносится к людям для поклонения, он как орудие победы приходит в нашу жизнь. Он должен быть деревянным, как напоминание о тех событиях, которые произошли на Голгофе.

Мы помним, что Крест – это еще и точка постоянного пересечения нашей воли и воли Божьей.

Если бы Иисус Христос был таким эгоистичным, как мы, и не выполнил волю Отца, на земле навсегда воцарился бы зверинец среди зверей; человечество, погруженное в злобу и ненависть, изжило бы само себя. Какова цена жизни человечества? Невыносимые страдания, боль физическая и душевная Иисуса Христа, которые Он принял за нас. Гонимый, поруганный, оклеветанный и распятый, но с-п-а-с-ш-и-й мир…


Гордость всегда стремится унизить, растоптать, распять… Человек гордый становится палачом не только для кого-то, но и для себя, не задумываясь о том, – как он поступает с другими, так поступят, в конце концов, и с ним. Самое сильное нравственное издевательство, бывшее в то время, – это насильственное обнажение еврейского тела. Для евреев было очень важно, чтобы тело мужчины было сокрыто. Иисус был обнажен, у Него осталась только набедренная повязка. Он жертвовал всего Себя без остатка и нравственно и физически, принимая безропотно унижения и издевательства. Какое чистое смирение! Какое подчинение своей воли воле Всевышнего!

Его бичевали умело, специальным приспособлением, на конце которого находились кожаные ответвления со свинцовыми шариками. После первого удара на теле появлялся синяк, после второго – снималась кожа, после третьего удара шарики уже проникали в тело, срывая кожу. Пытка была такой изощренной, что не каждый присутствующий на ней выдерживал это «зрелище»: кожа на теле свисала полосами, кровь, просачиваясь сквозь раны, стекала на землю, изнеможенное тело угасало, теряя силы. Суд никогда не назначал сорок ударов, только тридцать девять, потому что сороковой удар всегда был смертельный – никто из осужденных на эту пытку не выдерживал его – человек умирал на месте от болевого шока.

…После этого на Иисуса надели одежду, которая как губка вобрала в себя кровь с тела. Перед казнью одежду сорвали, стараясь еще и еще раз любыми способами и возможностями сделать больнее. Его прибивали к Кресту на земле. Профессионал, вбивая гвоздь, вставлял его в ямку на запястье, с силой вдавливая, а потом несколькими ударами полностью загонял в тело. Точно также к Кресту прибивались и ноги. Иисус висел только на сухожилиях. Страшная невыносимая боль пронизывала все тело – гвозди касались нервов. Вспомните свое посещение кабинета стоматолога и моменты, когда сверля зуб, он задевал нерв. Эту боль невозможно выдержать.

Когда Крест поднимали, раны разрывались еще больше. …Чтобы вдохнуть воздух, нужно было подтянуться всем телом, но на чем подтянуться? На нервах… С каждым вздохом пытка болью продолжалась. Но, пребывая в этом адском состоянии, прибитый к Кресту Иисус произносит семь слов, которые и по сей день не понимает спасенное человечество: «Отец, прости им, не ведают, что творят». Мы уничтожаем в Нем Его человеческое достоинство, а Он просит Отца за нас недостойных, мы Его убиваем, а Он оправдывает нас перед Ним. Кто-то из мудрых сказал, что любовь – это не существительное, это глагол. Как же можно не увидеть Его любовь в действии, не поверить ей?!

…Господь умер от разрыва сердца. У него в душе и на теле не было ни одной точки, которая бы не болела… Не болела за нас с вами…

Никакое физическое страдание не может сравниться со страданием душевным, которое Иисус пережил до и во время казни – стыд, унижение, пренебрежение, отвержение земляков, оставление учеников. Он стал одиноким и беззащитным... Но именно в этом состоянии Он смог спасти Себя и нас. Мы, люди, имеем одну особенность – когда все хорошо, забываем о Боге, но как только нам приходится страдать физически или душевно, бежим в церковь. Благодаря испытаниям, которые дает Бог, мы учимся сострадать, входить в положение другого, оказывать милостыню, начинаем понимать цену жертвенности и любви Господа и свою ничтожность перед Его жертвой.

…Его сердце разорвалось от боли душевной.

Он принял наказание за все наши грехи и взял все наши немощи и болезни (боль), чтобы мы Его ранами смогли исцелиться.

Он смог позаботиться о матери, о нас с вами и усыновить весь этот мир.

Его страшная, позорная, но смиренная смерть соединила пространство между землей и небесами, открывая небеса для человека.


Одна дева в раю (Ева) не сумела удержаться от искушения. В результате такой невоздержанности человек, не готовый к знаниям, прикоснулся в дереву познания добра и зла и получил за это смерть. Другая дева (Мария) на земле смогла сохранить чистоту души. В результате ее смирения и целомудрия Сын человеческий прикоснулся к дереву смертному, чтобы дать нам жизнь вечную.
Помоги нам, Господи, понять и принять Крест как символ, как любовь, как образ жизни.

Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет