Нижнезаитовский сельсовет



Дата16.06.2016
өлшемі100.98 Kb.
#140709
Нижнезаитовский сельсовет.
Центр – с. Нижнезаитово.

Образован 1918 году. В защите Советской власти и организации сельсовета активно участвовали Миннигали Абдуллин (избитый белыми до смерти), Гафур Абдуллин, Рашит Гайсин, Мавляви Миннигалиев, Вахит Абдуллин, Мардан Исламов, Сунагат Сунагатуллин, Лукманхаким Каюмов, Сабир Латыпов, Гимран Баязитов и другие. В 1929 г. данный сельсовет разделен на два: Кугарчин-Булянский и Нижнезаитовский. В 1953 году произошло их объединение. Председателями исполкома сельского Совета работали Гимран Баязитов (1921-1923гг.), Нуриеман Сафиуллин, Вафий Кавиев, Ахун Ахметов ( с 1923-1929 гг.), Лукманхаким Каюмович Каюмов (1929-1930 и 1950-1971 гг.), Талиб Ямалетдинов (1931-1934), Хайруллин, Масгут Зарипов (1934-1937), Сабир Латыпов (1937-1943), Нурмый Галлямов (1943-1945), Вагиз Халимов (1945-1950), Гимазетдин Галимов (1971-1976), Акмалетдин Гимазов (1976-1978), Анис Сулейманов (1978-1984). С 1984 года Совет возглавляет талантливый руководитель Амир Мирхатимович Шакиров. В период работы Лукмана Хакимовича Каюмова, Сабира Латыповича Латыпова, Гимазетдина Габдрафиковича Галимова, Аниса Биктимировича Сулейманова и Амира Мирхатимовича Шакирова данный Совет является одним из лучших в районе. Долгие годы в должности секретаря исполкома Совета плодотворно работали Хасаншин М.Г., Гарифуллин Д.М., 25 лет управляющий делами администрации Галиуллина (Суфиянова Ф.Ш). Председателем исполкома Кугарчин-Булякского сельского Совета работали: Валиахметов, Закиров, рахматуллин, Миннигалиев, Насибуллин М., Гарапов И.С.


Д. Бухара и д. Таш-Чишма.
Деревни Бухара и Таш-Чишма основаны в начале ХХ столетия частью жителей нескольких близлежаших дервень. Поселение Бухара формируется до переписи 1920 г., а Таш-Чишма – после. Название деревни Таш-Чишма о родника, которая пробивается из ращелин камней горки около нынешнего поселения. Первыми на место будущей д. Таш-Чишма переселились жители д. Кугарчи-Буляк Сабур Саттаров и Нурлыгаян Ибрагимов.

Эти территории в то время были покрыты лесными массивами. В первые десятилетия население обеих деревень в основном занималось в лесном хозяйстве, содержала большое погловье скота и пчелосемей. В 30-х годах, когда началась коллективизация, жители этих деревень объединились в колхоз «Гигант», впоследствии «Кызыл Мир».

К переписи 1939 г. в д. Бухара жили 195 человек, 1959 г. – 137, 1979 г. – 45, 1989 г. – 21, 2002 г. – 6. В д. Таш-Чишма перепись 1939 г. зафиксировала 178 жителей, 1959 г. – 123, 1979 г. – 51, 1989 г. – 26, 2002 г. – 19. На количестве населения сильно сказались исключительно сложные дорожные условия и отдаленность от больших населенных пунктов. В настоящее время обе деревни входят в состав СПК «Ик», но производственных объектов и социальных учреждений не имеется.
С. Кугарчи-Буляк.
Башкирская деревня Кугарчи-Буляк находится при одноименной речке. По преданиям бытует мнение, что предки нынешних кугарчинбулякцев жили на берегу реки Ик близ Чекан тау. Но из-за притеснения баев, стали искать новое место для основания своей деревни, забрались в глубь лесного массива. Пройдя 7-8 км., они оказались на поляне. Сели отдохнуть под тенью большого вяза. В дупле дерева свили гнездо голуби и, увидев людей, поднялись, начали кружиться и ворковать. Оттуда берет начало название деревни Кугарчи Буляк («Голубиная поляна»). Сами жители села его называют «Кугарчен-Буляк». Первыми поселенцами были братья Аккуз и Куккуз Акаевы. Как вотчинники ее жители в лице Аднагула Сюлюкова участвовали в припуске ясачных татар для поселения в своей вотчине по речкам Бай и Ютазы сроком на 10 лет, а также наряду с башкирами трех сопредельных волостей, в отдаче дворцовым крестьянам в оброчное владение сроком на 20 лет половины мест рыбных ловень в курье Костоватой (Иргыныш). Костоватскую курью по другому называли Иски-Идель. Тот самый Аднагул Сюлюков, уже второй раз ставший старшиной Киргизской волости, и его сын Санзяп Аднагулов с башкирами-вотчинниками деревень Тупеево, Туктагулово, Куктово, Илишево, Катай еще раз в 1763 г. принимал участие в отдаче тем же крестянам в кортом (оброчное владение) мест рыбных ловель в озерах Татыш, Темели, Исили, Акбулат, Кытыл, Иялан-Куль, Большое Кызай, Новое «с мелкими озерками и с вешними заливами» сроком на 15 лет.

Вотчинники двух деревень Кугарчи-Буляк и Заитово в 1814 г. затеяли долгую тяжбу о сенокосных местах под названием Назяр по прошению жителя Заитова Абдулнасыра Арсламбекова, обвинявшего ответчиков в захвате их сенокосных лугов. Результаты тяжбы неизвестны, поскольку дело не было закончено и по истечении 15 лет.

Относительно этнического состава населения деревни несколько слов, В 1773-1775 гг. в Крестьянской войне участвовало 59 ясчных татар из этой деревни. Однако к ревизии их осталось 28 мужчин и 18 женщин, проживающих в 5 домах. Время припуска, как и тептярей (в 1795 г. их было 3 мужчины и 4 женщины при 2 дворах), неизвестно по причине того, по словам самих татар и тептярей, что «договор на право поселения отобран одним писарем». В 1795 г. 85 башкир проживало в 10 дворах. В последующее время национальный состав жителей был нижеследующим:

годы

количество

башкир

ясачных татар

домов

1816

67 муж.

5 муж.

16

1834

97 муж., 85 жен.

18 муж., 12 жен.

33

1859

вотчинники и припущенники: 173 м., 175 ж.

60

1870

212 муж., 214 жен.

19 муж.14 жен.

77

1920

башкиры и татары: 551 муж., 575 жен.

217

Сведения о численности и этническом составе населения свидетельствуют о том, что между 1773-1800 гг. количество ясачных татар уменьшилось с 59 до 5 душ мужского пола. Кроме того, исчезли с ревизских материалов тептяри. Это можно объяснить лишь истечением срока договорных условий о припуске и о нежелании одной из сторон продлевать его. Поэтому большинство ясачных татар и все тептяри оставили Кугарчи-Буляк. Подавляющее большинство населения деревни – башкиры. Жили здесь и татары. Выходцы этой деревни башкиры-вотчинники Киргизской волости Белебеевского уезда, в 1816 году основали в нынешнем Кугарчинском районе большую деревню Кугарчи. Первоначально эта деревня тоже называлась Кугарчи-Буляк. В деревне была мечеть, а при ней – медресе. И в XIX веке часть жителей села продолжала переезжать в другие населенные пункты, а в 1883 году они образовали д. Камышлы нынешнего Бакалинского района. 15 октября 1904 года в деревне произошел пожар, который уничтожил 65 домов со всеми надворными постройками, имуществом и хлебом. В 1929-1930-х гг. население трех деревень объединилось в колхоз «Гигант», затем – «Кызыл Мир», в последующее время он носил имя Розы Люксенбург. В числе первых колхозников были Басыйр Сагиров, тимергали Муллагалиев, Назиф и Габдрашит Гайсины, Салих и Хабип Садыковы, Галим и Нурлыгаян Миннигалиевы, Ахмет Мухаметханов и другие.Т.Муллагалиев был избран первым председателем колхоза. В 1932 г. в деревне начал действовать «Кустпром» им. Сысоева. В его цехах этого предприятия производили очень нужные в хозяйствах населения диваны, телеги, сани, колеса, деревянную посуду, ложки и другие изделия. Работали приводимая в действие с помощью «движка» и ручная пилорама. Артель свое существование прекратило лишь в конце 50-х годов.

Количество населения после 1920 г. таков. По переписи 1939 г. жили 950, 1959 г. – 551, 1979 г. – 512, 1989 г . – 325, 2002 г. – 245.

В настоящее время село входит в состав СПК «Ик», однако проиводственных объектов нет. Здесь функционируют начальная общеобразовательная школа, сельская библиотека, сельский клуб, ФАП.


С. Нижнезаитово.
У башкир-киргизцев было две деревни под названием Заитово. Одна из них называлась Верхне-Заитово, ранее относилась к Туймазинскому району, ныне находится в составе города Октябрьского. Нижнезаитово расопложено в Шаранском районе. Ее первопоселенцы – башкиры вотчинники киргизского племени, впоследствии волости. Деревня расположена при речке Чекан. Название деревни антропонимического характера, то есть Заит – основатель деревни. Однако источники не позволяют нам выяснить его личность. Обычно названия поселений связаны с именами старшин, тарханов, мулл. Возможно, Заит – старшина волости или влиятельный вотчинник. Обе деревни генетически были тесно связаны, поэтому есть основание предположить, что Нижнезаитово основали выходцы из Верхнезаитово. В опубликованных источниках упоминается деревня Заитово, житель которой Араптан Муканов наряду с жителями других башкирских деревень Киргизской волости, как Кугарчи-Буляк, Кутово, Исанбаево, Шамметово, Кадыкеево, Илишево, Ябалаково, Киргизово, Аишево, Куручево, Карабашево, Тупеево, в 1749 г. припустили на свою вотчинную землю ясачных татар из Арской дороги Казанского уезда сроком на 10 лет для посторения двух хуторов в урочищах по двум речкам Бай и Ютады с получением от них 30 рублей. Тамга заитовца Араптана Ш.

По договрной записи от 1 января 1783 г. башкиры Киргизской волости припустили тептярей. Однако 30 мужчин из них жили здесь с 1771 г., сохранив сословие ясачных татар. Затем они стали тептярями. О развитии Нижнезаитово рассказывают материалы ревизий и переписей:



годы

количество

башкир

ясачных татар

тептярей

домов

59-----44121771

56 чел. обоего пола

60 чел. обоего пола

-----

-----

219-----15441 башк.18161795

160

-----

108

34

18591834

Всех вотчинников и припущенников: 280 м., 297 ж.

93

1870

Всех башкир и тептярей: 310 муж., 315 жен.

114

1920

Всех башкир и тептярей:813 муж., 876 жен.

328

Таким образом, и здесь, как в д. Новотавларово, татары перешли в тептярское сословие. Этнический состав деревни: башкиры и татары.

Башкиры в 1798 – 1865 гг. находились в военном сословии. Деревня Заитово входила в состав 4-й юрты 12-го башкирского кантона. Тептяри входили в одну из 99 тептярских команд во главе с собственным старшиной, подчиненным гражданскому губернатору Оренбургской, а с 1865 г. Уфимской губернии. В 1816 г. в Заитово проживали потомки башкира-первопоселенца: это один из его сыновей 84-летний Муса Заитов. Его 50-летний сын Гайса. У Гайсы были сыновья: Мустафа, Файзулла, Фазулла, Рахматулла, Кинзягул. Второй – 76-летний Иштиряк Заитов. Его сыновья Тупый и Хазихалик, Габдулсалик. VII ревизия называет имя сына упомянутого АраптанаМуканова – 86-летнего Куклея Араптанова. Из других долгожителей упомянем 83-летнего Абиша Килеева, сын, которого Исламгул Абишев служил старшиной 4-й юрты.

О формах брака (никах) в Заитово ревизии дают интересные сведения. Например, в 1816 г. в 41-м башкирском дворе выявили 7 семей, где главы их имели по две жены. Остальные семьи были моногамными, то есть у глав семей по одной жене. Но следует подчеркнуть, что многоженство – удел лишь зажиточных и богатых. Тептяри были очень способными, мастеровитыми людьми. В Нижнезаитово славился мастер по дереву, имя его Ибат. Со своими родственниками он изготавливал многие виды нужных изделий.

В 1843 г. в деревне на 219 башкир засеяно только 112 пудов озимого, 712 пудов ярового хлеба и лишь 12 пудов картофеля. В 1870 г. в деревне функционировали мечеть, училище, имелось 8 водяных мельниц. Во всей округе славилась мельница, где мельником работал Терентий Сологубов. В начале ХХ века уже действовали две мечети и медресе, в которой обучалось 25-30 шакирдов.

Часть земель вокруг населенного пункта до Октябрьской революции принадлежали богачу по имени Федор. До этого он работал у богатого землевладельца Сафронова, лесные массивы которого занимали большие территории. За долголетнюю и добросовестную службу Сафронов ему дарит участок земли, который в народе поныне называется «Федькина земля», «Федькин лес». Федор в памяти людей остался человеком очень добрым, он постоянно помогал бедным.

В 1923-24 учебном году открывается четырехклассная школа. В 1921 голодном году – открывается базар, а в 1924 г. – магазин. В 1930 г. нижнезаитовцы объединились в колхоз «Борьба». 3 сентября 1933 года в деревне произошел страшный пожар, огнем было уничтожено 65 дворов. В этот период построили солидную по тем временам крупорушку, которая приводилась в действие с помощью 2-3 лошадей. Нижнезаитовцы, которые работали в артели Кустпропа им. Сысоева, активно занимались ремеслом плетения изделий из ивы, ибо на берегах реки Ик были ее целые массивы. В большом количестве на сторону продавали детские кровати, корзины, гусиные гнезда и другие. Была также хорошая кузница. Работал цех по изготовлению кулей, шили и реализовывали мешки.

Перепись 1939 г. показала 1498 жителей, 1959 г. – 1128, 1979 г. – 1010, 1989 г. – 853, 2002 г. – 785. В селе живут башкиры и татары. Ныне село является центром СПК «Ик». Функционируют комплекс по откорму КРС, МТФ, МТМ, склады, средняя школа, СДК, сельская библиотека, ФАП, отделение почтовой связи, детский сад «Айгуль». Улицы деревни покрыты асфальтом. В центре села установлен обелиск в честь павших в ВОВ.
С. Чекан-Тамак.
Название села происходит от ее местоположения при устье одноименной речки. Поселение имеет и другое имя – Кулчубаево. Деревня вошла в состав 4-й юрты 12-го башкирского кантона. Башкиры деревни Кулчубаево (Чекан-Тамак) в 1798-1865 г.г. находились в военном сословии. Вотчинники деревни участвовали в делах общины, в частности в отдаче земель в аренду. В 1751 г. сотник Кунур Темиров, вместе с другими башкирами Киргизской волости, принимал участие в отдаче дворцовым крестьянам Каракулинской волости в оброчное владение половины мест рыбных ловель в курье Костоватой (Иргылыш) сроком на 20 лет. В 1742 г. по договору башкир Киргизской волости в эту деревню были припущены 5 семей ясачных татар и тептярей. 18 сентября 1782 г. ясачный татарин Бакир Якметев с товарищами был припущен с правом владения землей «бессрочно». В 1816 г. припустили 18 душ ясачных татар сроком на 90 лет. Это были выходцы из д. Елан Чанырбаш Надыровой Уфимского уезда.

Развитие деревни видно в таблице:



годы

количество душ обоего пола

башкир

ясачных татар

тептярей

1795

7

13

7

1870

56

38




1920

Всех башкир и татар 239

К переписи 1870 года в деревне было 23 двора, мечеть и водяная мельница. В 1920 г. в 42 домах жили 116 мужчин и 123 женщин.

По преданиям с середины XVIII века жители деревни занимались добычей медной руды для Шаранского медеплавильного завода Г.С. Красильникова. Эта деятельность продолжалась до середины XIX века, т.е. до прекращения работы завода. память об этом периоде сохраняет место под названием «Завод чокыры» («Заводской овраг»). Население деревни жестоко пострадало от участников крестьянского восстания 1773-1775 гг., в 1918 г. от белочехов, а также во время наступления банды «Черного орла», потому что деревня находилась на пути их движения по долине реки Ик. В 1930 г. жители деревень Нижнезаитово и Чекан-Тамак объединились в колхоз «Борьба», в 1933 г. происходит укрупнение коллективного хозяйства и оно носит название «Кучем-Елга». В1935 г. жители д.д. Чека-Тамак и Карсная Горка создали колхоз им. Фрунзе.



По переписи 1939 г. жили 350 человек, 1959 г. – 317, 1979 г. – 301, 1989 г. – 187, 2002 г. – 142. В настоящее время село входит в состав СПК «Ик», однако производственных объектов не осталось. Функционируют сельский клуб и ФАП.

Близость городов сказалась на численности населения данной территории. В связи с выездом жителей были ликвидированы населенные пункты Кучум-Елга (1960 г.), Аю-Аклан (1968 г.), Красная Горка (1968 г.) и Хафизовка, максимальное количество жителей в которых в первой половине ХХ столетия доходило до 120-135 человек. Во всех перечисленных деревнях жило татарское и башкирское население, а в д. Красная Горка – русские.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет