Образовательная программа по предмету «вокальный ансамбль» возраст детей с 7 до 14 лет на тему: «Вокальные ансамбли как средство музыкального воспитания учащихся»



жүктеу 206.58 Kb.
Дата25.06.2016
өлшемі206.58 Kb.


ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

КАМСКО – УСТЬИНСКОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«ЗАТОНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

КАМСКО –УСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


Утверждаю

Директор МБОУ ДОД

Камско-Устьинская ДМШ

__________Мухамадеева З.М.



АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»

возраст детей с 7 до 14 лет

на тему: «Вокальные ансамбли как средство

музыкального воспитания учащихся»
срок реализации программы – 5 лет

Составитель:

БУЛАТОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

преподаватель вокала филиала МБОУ ДОД

Камско-Устьинской ДМШ

пгт. Куйбышевский Затон

Программа обсуждена и принята

на заседании методсовета

преподавателей дополнительного

образования

протокол № _______ от _______

2012


ВВЕДЕНИЕ

Музыка – искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей.



Общая цель музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения – музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и нравственных принципов работы в коллективе.

Совместное вокально-хоровое творчество – одно из наилучших средств достижения этой высокой цели. Богатство песенного фонда, народного и авторского, позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни. Это отражение имеет совершенную музыкальную и литературную форму.

Одним из наиболее интересных и популярных в наши дни направлений вокально-хорового искусства являются вокальные ансамбли.

Вокальный ансамбль – это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. В вокальном ансамбле каждое слово, каждый звук песни должны исполняться всеми участниками вместе, одновременно, с одинаковой силой. Малейшее невыполнение этого правила хотя бы одним человеком нарушит ансамбль.

Существует несколько типов вокальных ансамблей: собственно вокальные, вокально-инструментальные, вокально-хореографические, вокально-инструментально-хореографические. Кроме того, вокальные ансамбли различаются по стилю исполняемой музыки: фольклорный ансамбль, рок-ансамбль, эстрадно-джазовый ансамбль и др.

Вокальные ансамбли зародились еще в далекие времена. Они как исполнительские коллективы получили в дальнейшем широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Участниками ансамблей становятся как взрослые, так и дети.

Широкое распространение вокальные ансамбли получили в системе музыкального образования. Во многих музыкальных школах и школах искусств, вокальных студиях организуются фольклорные, эстрадные, джазовые, рок-ансамбли.

Вокальные ансамбли являются необходимой формой работы при занятиях учащихся сольным пением. Основная цель вокальных ансамблей – развить у вокалистов музыкальность, гармоническое чутье, привить хороший вкус к музыке и любовь к коллективному пению.

Вокально-музыкальная культура, которую учащиеся приобретают в вокальных ансамблях, развивая их общую музыкальность, также помогает им самим делаться культурными слушателями, способными разбираться в качестве пения не только своих товарищей, но и вокалистов, выступающих на профессиональных концертных и театральных площадках. Многие из таких ансамблистов позже сами становятся руководителями ансамблей и несут вокальную культуру в окружающую их среду.

Ансамблевое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.

В условиях музыкального образования и воспитания ансамблевое пение выполняет несколько функций:

1) разучивая и исполняя произведения, учащиеся знакомятся с разноплановыми сочинениями, получают представление о музыкальных жанрах, приемах развития, соотношении музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народной и эстрадной музыки и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов;

2) ансамблевое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определенный объем певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения;

3) являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, ансамблевое пение развивает общенаучные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности;

4) содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.

В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают ансамблевое пение с обучением игре на музыкальных инструментах, вокальные занятия служат одним из важных факторов развития слуха, музыкальности детей, помогают развитию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом инструменте, способствуют формированию навыков коллективного музицирования.

Коллективный характер ансамблевого музицирования корректирует вокальную технику певцов и предопределяет использование специфических приемов пения и воспитания голоса. Техника звукообразования у солиста или певца ансамбля одинакова. Идентичны основные требования, предъявляемые к их вокальному мастерству.

Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств учащихся. Одно их задач педагога – создать комфортный микроклимат. Дружеский творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальный учебный предмет «Вокальный ансамбль» входит в систему дополнительных учебных предметов музыкальной направленности, способствует проявлению природных музыкальных данных и художественно-эстетическому развитию учащихся.

Целью предмета является формирование певческой культуры средствами вокального искусства, подготовка их к концертным выступлениям в составе ансамбля.

Задачами предмета являются:

  • развитие голоса учащегося и овладение навыками ансамблевого исполнения;

  • воспитание музыкального вкуса в области вокального искусства;

  • развитие интереса к пению и воспитание творческой активности;

  • эстетическое воспитание детей средствами музыки;

  • формирование отношений между детьми на основе дружбы, товарищества.

В соответствии с этими задачами в процессе работы вокальных ансамблей необходимо прививать исполнителям следующие навыки:

  • осознавать свою партию как часть целого, слышать себя и своих партнеров в ансамбле;

  • достигать единства действий с другими участниками, держать интонационный строй;

  • подстраиваться вокально, добиваясь единства манеры пения с другими участниками ансамбля;

  • вести свой мелодический голос при одновременном восприятии звучания других партий.

Программа обучения по предмету «Вокальный ансамбль» рассчитана на детей с 7 до 14 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 – 80 минут, в зависимости от возраста учащихся. Срок обучения составляет 5-7 лет. По желанию коллектива обучение по предмету «Вокальный ансамбль» можно продолжить в рамках детской музыкальной школы.

Занятия проводятся как коллективные уроки, репетиционные занятия, концертные выступления – они являются своего рода отчетами о проделанной работе.

Данная программа составлена на основе примерных образовательных программ для детских музыкальных школ и школ искусств по классу «Хоровое пение».

Вокальный ансамбль является важнейшим звеном в работе над развитием и совершенствованием детского голоса. Ансамблевое пение тесно взаимосвязано с хоровым пением, но на занятиях вокального ансамбля больше внимания уделяется индивидуальной работе над голосом – педагог имеет возможность следить за качеством звучания каждого певца и одновременно работать над навыками коллективного пения. В хоре устранять вокальные дефекты отдельных исполнителей значительно сложнее. Именно в комбинировании индивидуальных и групповых форм работы заключается специфика учебного предмета «Вокальный ансамбль».

Руководителю вокального ансамбля следует учитывать то, что детский голосовой аппарат находится в постоянном росте и развитии. Поэтому в вокальной работе с детьми необходимо:


  • учитывать психофизиологические особенности детей разных возрастных групп;

  • следить за изменениями тембра и диапазона голоса;

  • не допускать форсированное и продолжительное пение;

  • воспитывать у детей бережное отношение к своему голосу.

Вид ансамбля в соответствии с интересами и предпочтениями учащихся и педагога, а также с учетом специфики сельской местности может быть различен – эстрадный, академический, народный и др. Вид ансамбля определяет его репертуар. Так, например, вокальным ансамблям академического направления характерна строгая, сдержанная манера исполнения. В программе такого ансамбля могут быть как произведения, написанные непосредственно для вокальных ансамблей, так и хоровые миниатюры, обработки народных песен.

Приведенный в данной программе репертуарный список является примерным. Произведения можно транспонировать в удобную для исполнения тональность. Для полноценного певческого развития учеников рекомендуется включать в репертуар вокального ансамбля разнообразные по стилю и жанру произведения.



МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Преподаватель вокального ансамбля, работающий в сельской детской музыкальной школе, должен обладать дирижерской техникой, играть на фортепиано и синтезаторе, знать общепедагогические принципы, владеть методами вокального обучения. Немаловажным является и наличие навыков работы с фонограммами.

Чтобы обучить детей сольному и ансамблевому пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного репертуара, необходимо систематическое вокальное воспитание.

В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой выразительной дикции; единой манеры пения.

Основные свойства певческого голоса:


  1. Звуковысотный диапазон

  2. Динамический диапазон на различной высоте голоса

  3. Плавные регистровые переходы

  4. Ровность на различных гласных

  5. Степень напряженности

  6. Вокальная позиция

  7. Качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность

  8. Тембр: богатство обертонами, качество вибрато, полетность и звонкость

  9. Художественная выразительность и эмоциональное исполнение.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Каждая репетиция начинается с цепочки вокальных упражнений, целью которых является «разогрев» голосового аппарата, отработка отдельных певческих навыков, плавный переход к работе над песенным репертуаром. На этом этапе необходимо работать над следующими разделами певческих навыков:

    • певческая установка;

    • певческое дыхание;

    • звукообразование;

    • дикция;

    • строй.

Певческая установка. Сидячая или стоячая поза является одним из обязательных условий певческого воспитания учащихся, помогает естественному развитию певческого дыхания, следить за которым приходится постоянно в течение всего времени обучения.

Сидеть нужно на половине стула. Спина прямая, руки мягко и спокойно лежат на коленях. Сесть на стул нужно так, чтобы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Голова прямая, не опущена и не поднята вверх. Стоя петь удобнее. Стоять надо чуть расставив ноги для лучшей опоры, плечи свободные, мягкие; руки свободно висят вдоль тела. Важно быть подтянутым, но не зажатым.



Певческое дыхание. Дыхание требует постоянного внимания со стороны руководителя, так как оно – основа вокально-хоровой техники. С самого начала необходимо следить за тем, чтобы дыхание у детей во время пения было естественным. Качество, сила и продолжительность звука зависят от дыхания. Каждый участник ансамбля должен почувствовать и осознать следующие его элементы: вдох (естественный, без напряжения), мгновенную задержку и экономное расходование воздуха при выдохе. Нужно фиксировать внимание учащихся на том, что при правильном вдохе расширяется верх живота и бока. Для этого преподаватель использует игровые методы: начиная вдох по знаку дирижера, дети держат палец возле носа (вдох производится через нос и частично через рот); затем следует резкий выдох всего набранного воздуха так, чтобы втянулся живот. А затем опять производится вдох, и при этом, естественно, живот выталкивается вперед «как мячик». Такие упражнения рекомендуются как физическая зарядка перед пением и проводятся все время. Правильное дыхание не только способствует нормальному развитию голоса, но и охраняет голосовой аппарат от заболеваний, улучшает состояние организма.

Звукообразование. У младших вокалистов характерной особенностью звукообразования является легкое звучание и использованием голосовых резонаторов. Главное внимание в работе над звуком следует уделять достижению хорошей кантилены. Постоянной должна быть забота о певческой культуре, о прекрасном звучании – свободном, естественном детском музицировании. Пение происходит на гласных звуках, согласные быстро проговариваются.

Важным моментом выработки качества звучания является работа над фразой. Необходимо научить детей правильной фразировке, умению самостоятельно определять наиболее значительные по смыслу слова, мягко уходить на окончание фразы, уделять внимание распевам.

В младшем ансамбле дети приобретают необходимые навыки правильного звукообразования путем соответствующих распевок и упражнений. Упражнение лишь тогда приносит пользу, когда поется активно, с удовольствием. Хорошо, если упражнение напевное, красивое. Его дети будут петь с большим желанием, чем абстрактную попевку, состоящую из ряда звуков.

Дикция. Вокальная дикция – это четкое, с соблюдением орфоэпических норм, произношение согласных и гласных звуков, это культура речи, правильные ударения в словах, а также соблюдение ребенком в речи правил логики.

Ясная, четкая дикция возможна при полной свободе артикуляционного аппарата (вялая работа артикуляционного аппарата снимает звук с дыхания, нарушает чистоту интонирования). Выработка ясного произношения слов должна обязательно осуществляться в соответствии с певческой дикцией, позволяющей сохранить певучесть голоса и свободу мышц лица и гортани.



Необходимо помнить основные правила произношения:

  • пение происходит на гласных звуках, с четким произношением согласных;

  • существуют «открытые» и «закрытые» слоги; в закрытых слогах согласный звук присоединяется к следующему слогу;

  • редуцирование согласных в трудно произносимых словах;

  • утрирование согласной «р»;

  • четкое произношение согласного звука в конце слова.

На уроке можно также применять артикуляционную гимнастику, скороговорки. Нужно также объяснять ребятам значение непонятных слов, работа над трудными по произношению фрагментами песен, разучиваемых на уроке.

Строй. Этим словом называется точное интонирование в пении. Унисон – основа ансамблевого звучания. Под унисоном подразумевается не только интонационно чистое одноголосие, но и обязательное слияние голосов в ансамбле. Интонирование мелодической линии называется горизонтальным строем, интонирование интервалов, аккордов – вертикальным строем.

Для того чтобы добиться чистоты пения в ансамбле, необходимы слитность, уравновешенность звучания. Ансамбль должен основываться на:



  1. уравновешенности, слитности голосов по тембру;

  2. четкости ритма;

  3. точности темпа;

  4. полной согласованности между ансамблем и солирующим певцом;

  5. пении в единой манере.

Иначе нельзя говорить о ровности звучания в ансамбле.
Концертная деятельность вокальных ансамблей включает в себя: участие в различных районных, республиканских конкурсах и фестивалях; отчетных концертах; выступления на различных концертных мероприятиях.


Вокальная работа с детьми от 7 до 10 лет

Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель по всей длине. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Чрезмерное напряжение голоса может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.

Диапазон детского голоса этого возраста в основном октава (до1, ре1-ре2), динамический диапазон также не велик (до mf). Приблизительно с 10-летнего возраста голоса дифференцируются на высокие и низкие.

При правильном вокальном развитии процесс становления голоса проходит плавно. В гортани развивается голосовая мышца, которая начинает управлять всей работой голосовых связок. Голос приобретает большую плотность и насыщенность, у девочек проявляется «индивидуальный» тембр голоса, а у мальчиков в голосе появляется звонкость, серебристость.

При работе с младшей возрастной группой наиболее эффективными методическими приемами являются игровые. Кроме того, занятия не должны быть излишне продолжительными и утомительными.

Начинать знакомство с детскими голосами можно в форме беседы, что поможет выявить дефекты речи. На первых занятиях с помощью простейших знакомых мелодий следует прослушать еще раз каждого участника вокального ансамбля. Неточное интонирование может быть вызвано вялостью дыхания, неразвитостью координации между слухом и голосом.

В работе с вокальным ансамблем младшей возрастной группы педагогу необходимо следить за выравниванием гласных, спокойным, мягким звукообразованием. При вялой атаке звука помогут упражнения на staccato.Четкость согласных зависит от артикуляционной подвижности языка. В работе над дикцией рекомендуются скороговорки.

Требования к подготовке учащихся:

Учащиеся должны знать:



* основы нотной грамоты;

* правильную певческую установку, свободные положения мышц лица, шеи, челюсти;

* основные правила исполнения гласных и согласных звуков при пении;

* об элементарном строении вокального произведения: куплет, строка.

Учащиеся должны уметь:



* выразительно читать тексты песен с элементами движений;

* отличать «мажорное» и «минорное» настроение произведений;

* правильно формировать певческое дыхание соответственно характеру музыки;

* петь в унисон, чисто интонировать тон и полутон, мажорное и минорное трезвучие;

* применять при пении «цепное» дыхание (на выдержанных звуках, аккордах или фразах).
Вокальная работа с детьми от 10 до 14 лет

Если певческое воспитание учащихся идет правильно, то к 10-12 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса.

После 12 лет в детском организме происходит глубокая перестройка. Возникают изменения и в голосовом аппарате – мутация, т.е. переход детского голоса во взрослый.

Для этих возрастных групп характерно появление признаков, указывающих на происходящие изменения в их организме. Рост голосового аппарата детей перестает быть плавным, голос теряет яркость, сипит. Эти признаки наступающей мутации появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Важно тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.

Педагогическая практика показала, что наиболее типичный диапазон подростков: cопрано - до1-ми2; альтов - ля бемоль, си малой октавы – до2. Детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как, помимо общего музыкального роста, пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Для второго возрастного этапа характерно становление взрослого голоса на новой физиологической основе. Эта стадия формирования голоса – самая продолжительная.

При работе с детьми в этот период следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же, как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайности могут нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение и развитие голосов в стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе педагога.



Требования к подготовке учащихся:

Учащиеся должны знать:



* о партитуре, диапазонах партий сопрано и альтов;

* отличительные черты лирической, героико-драматической, сатирической интонации;

* индивидуальные особенности голоса в период мутации, основные правила пения и охраны

голоса в этот период;



* особенности современной музыки;

Учащиеся должны уметь:



* выравнивать звучание гласных по тембру;

* передавать в движении синкопированный ритм музыки (хлопки, прищелкивание пальцами,

притопы);



* петь двухголосные песни;

* исполнять произведения по нотам, реагируя на фразировочные лиги, динамические оттенки,

штрихи, обозначения темпа;



* изменять окраску звука в зависимости от характера и стиля произведения, филировать звук;

* устойчиво интонировать мелодии, содержащие все виды мажора и минора.

ПОДГОТОВКА К КОНЦЕРТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ

Самым наглядным показателем работы детского вокального ансамбля является его выступление на публике – концерт.

Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность.

Каждый концерт имеет и воспитательное значение. Для участников ансамбля должно быть не все равно, поймут ли, оценят ли их общий, коллективный труд слушатели.

Успех концерта зависит от многих причин – и главных и второстепенных, постоянно действующих и разовых, одномоментных. Тут и достигнутый ансамблем исполнительский уровень, и настрой коллектива, степень подготовки к данному концерту, и акустика зала, состав аудитории, её реакция и т. д.

Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром ансамбля, его «золотым» фондом.

Конечно, значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокального мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории.

Концертная программа детского вокального ансамбля должна быть разнообразной, доступной для исполнения и восприятия, но не упрощенной. Она должна нести в себе учебно-исполнительские задачи и одновременно быть высокохудожественной, не теряя при этом детскости.

В ансамбле успех всего коллектива воспринимается каждым участником как собственный успех, а успех каждого – как успех коллектива.

Дети занимаются коллективным творчеством, где каждый ощущает свою необходимость и в тоже время постоянно чувствует поддержку своих друзей.

Каждый концерт – это отчет о проделанной работе. Среди публики всегда встречаются люди, которые попали на концерт случайно, и задача ансамбля – сделать так, спеть так, чтобы им захотелось прийти на встречу с музыкой еще и еще раз.

Публичное выступление стимулирует и повышает результативность обучения в вокальном ансамбле, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества. А также помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат.

К каждому концерту вокальный ансамбль должен готовиться специально, проводить очередные репетиции и генеральную репетицию, на которой устраивается «прогон» программы. Особое внимание нужно уделить построению, умению войти на сцену и уйти с нее, умению вести себя на сцене.

Желательно, чтобы генеральная репетиция проводилась непосредственно там, где будет проходить концерт. Если нет возможности провести генеральную репетицию за несколько дней или за день до концерта, ее нужно провести в день концерта (скажем, утром, если концерт вечером, или перед концертом).

Частота проведения концертов зависит от многих обстоятельств: состояния ансамбля, готовности его концертной программы, необходимости выступлений и т.д. Слишком частые выступления стирают свежесть впечатлений от участия в концерте. Концерты превращаются в рядовое, будничное дело. В то же время редкие концерты расхолаживают ансамбль. Важно найти «золотую середину».

Участие в концертной жизни ни при каких обстоятельствах не должно противоречить возможностям ансамбля как развивающегося организма и задачам учебно-воспитательного процесса. Нельзя устраивать авралы по поводу приближающегося концерта, праздника, конкурса.

В репертуар не следует вмешиваться посторонним органам и людям. Недопустимо заставлять педагога против его воли разучивать с ансамблем те или иные произведения, ибо только он может судить об их ценности и необходимости с воспитательной точки зрения. Все выступления ансамбля необходимо планировать заранее. Их значение и содержание должны вызывать энтузиазм у ансамблистов, что обеспечит качественную и интересную работу по подготовке выступления, а само выступление станет заметным явлением, а возможно, и событием в жизни вокального коллектива.

Слушающей аудиторией могут стать родители и родственники ребят, группы детского сада, учащиеся ДМШ, учителя и учащиеся общеобразовательной школы.

В младшем возрасте дети меньше волнуются, они более непосредственны и поют «как птицы», одни лучше, другие хуже. Вокальные ансамбли оказывают большую помощь в тренировке нервной системы. Маленькие исполнители, выступая коллективно, постепенно привыкают к новой эстрадной обстановке, а выполняя солирующие партии, постепенно «втягиваются» в ответственные задачи и начинают преодолевать волнение. Для тех же учащихся, которые впоследствии продолжают обучаться пению в профессиональных учебных заведениях, эта ранняя сценическая подготовка оказывает незаменимые услуги, так как умея владеть собою с раннего детства, студенты не теряются на первых ответственных концертных выступлениях.

Учащиеся вокальных ансамблей ДМШ не только принимают участие в конкурсах, концертах ДМШ, в детском саду, но и выступают на торжественных мероприятиях в клубе поселка. Это дает им возможность найти свою концертную площадку, своего слушателя, а следовательно, способствует оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара юных исполнителей. Но самыми главными ценителями успехов ребят являются их родители.



Публичные выступления очень сплачивают коллектив, дают юным исполнителям большой стимул для дальнейшего роста и творчества. Создается атмосфера заинтересованности, столь необходимая любому коллективу.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  1. «Мама Гамма» муз. и сл. М. Лазарева

  2. «Мир» муз. Долголюк

  3. «Облака» муз. В. Шаинского

  4. «Зеленый мир» муз. Парцхаладзе

  5. «Добрая сказка» муз. А. Пахмутовой

  6. «Песенка о снежинке» муз. Г. Гладкова

  7. «Сабантуй» муз. Л.Б. Булгари

  8. «Рассвет-Чародей» муз. В. Шаинского

  9. «Во поле береза стояла» р.н.п. (канон)

  10. «Белые кораблики» муз. Шаинского

  11. «Песня о земной красоте» муз. Я. Дубравина

  12. «Дружат музыка и дети» муз. Чичкова

  13. «На большой планете» муз. А. Морозова

  14. «Звездный вальс» муз. и сл. М. Лазарева

  15. «Утро школьное, здравствуй!» муз. Чичкова

  16. «Сигнальщики-горнисты» муз. А. Пахмутовой

  17. «Мама» муз. Гаврилина

  18. «Родина моя» муз. Д. Тухманова

  19. «Школа» муз. Е.Лучникова

  20. «Уроки музыки» муз. В. Ильина

  21. «Мы-маленькие дети» муз. Е. Крылатова

  22. «Тот, кто с песней по жизни шагает» муз. Дунаевского

  23. «Школьная песня» муз.К. Крылатова

  24. «Про учителя» муз. Наумовой

  25. «Праздник к нам пришел» муз. Шикаловой

  26. «Асия» татарская народная песня в обработке Шамсутдинова

  27. «С музыкой дружат все дети Земли» муз. Шикаловой

  28. «Земля детей» муз. Дубравина

  29. «Родная песенка» муз. Ю. Чичкова

  30. Песни из репертуара группы «Волшебники двора»

  31. Песни из репертуара группы « Барбарики»

  32. Песни из репертуара группы «Непоседы»

  33. «Не отнимайте солнце у детей» К. Чурина и другие



ЛИТЕРАТУРА


  1. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.: Музыка, 1972. – 32 с.

  2. Кириченко Н. Н. Очерки по истории вокального искусства. Краснодар, 2000. – 124 с.

  3. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. Краткие очерки. – М., 1963. – 215 с.

  4. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музыка, 1967. – 88 с.

  5. Менабени А. Г. Методика обучению сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. – 95 c.

  6. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Т. 1 – М., «Советская энциклопедия», 1973. – 959 с.

  7. Никольская- Береговская К. Ф. Русская вок.–хоровая школа: от Древности до XXI века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003. – 304 с.

  8. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. отд. и фак. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1999. – 224 с.

  9. Развитие детского голоса: Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 26-30 марта 1961 г. Под. ред. В. Н. Шацкой. – М.: Академия, 1963. –344 с.

  10. Струве Г. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981.- 191 с.

  11. Стулова Г. П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в дет. хоре. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Музыка». – М.: Просвещение, 1988. – 126 с.

  12. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. – 270 с.

  13. Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста. Практические советы начинающим педагогам. – М.: Просвещение, 1976. – 112 с.

  14. Л.Шамина, В. Живов, В. Кирюшин. Хоровой коллектив. Б-ка общественного художественного руководителя художественной самодеятельности. – М.: Профиздат, 1976. – 56 с.
  15. Попов-Хлабузарь В. Хоровой класс.– М., 1988.





©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет