Общенациональная ежедневная газета



жүктеу 137.5 Kb.
Дата15.07.2016
өлшемі137.5 Kb.

общенациональная ежедневная газета

125-126 (27399-27400) 10.04.2013


Общество

Архив раздела






Главная » Общество





















Ушел из жизни выдающийся композитор

Дата:10.04.2013 Просмотров: 326

Еркегали Рахмадиевич РАХМАДИЕВ

Казахское искусство понесло невосполнимую утрату: на 81-м году ушел из жизни Қазақстанның Еңбек Ері, народный артист Казахстана и СССР, лауреат Государственной премии Казахстана, выдающийся композитор, профессор Еркегали Рахмадиевич Рахмадиев.

Еркегали Рахмадиев родился 1 августа 1932 года в Аягузском районе Семипалатинской области. В 1952-м окончил Алма-Атинское музыкальное училище им. П. Чайковского, в 1957-м – Алма-Атинскую государственную консерваторию им. Курмангазы. В 1959–1961 годы работал художественным руководителем Казахской государственной филармонии, с 1961 по 1965 год – начальником Главного управления по делам искусств Министерства культуры Казахстана, в 1966–1967 годы – директором Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая, с 1967 по 1975 год – ректором Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы. С 1968 года – председатель Союза композиторов Казахстана, с 1990 по 1993 год – министр культуры Республики Казахстан, затем занимался творческой и педагогической деятельностью. 

Созданные композитором Е. Рахмадиевым произведения в разных жанрах, такие как оперы «Қамар-сұлу», «Алпамыс», «Целина», симфонические поэмы «Амангельды», «Толғау», «Праздничный кюй», «Дайрабай» и «Құдаша-думан», кантаты «Аястан», «Торжественная кантата», «Поэма о Конституции», вокально-хореографические произведения для хора, а также ставшие популярными в народе песни и романсы, внесли значительный вклад в развитие профессионального национального искусства. 

Еркегали Рахмадиев с большой ответственностью относился к воспитанию молодежи и неустанно занимался совершенствованием ее профессионального мастерства. Под его руководством была подготовлена целая плеяда талантливых казахских композиторов. 

Е. Рахмадиев был депутатом Верховного Совета КазССР (7–11-го созывов), народным депутатом Верховного Совета СССР (1989–1991).

Светлая память о достойном гражданине, видном общественном деятеле Еркегали Рахмадиевиче Рахмадиеве навсегда сохранится в наших сердцах. 

Правительство Республики Казахстан

Балнур КЫДЫРБЕК, председатель Союза композиторов РК

Мы понесли тяжелую утрату – потеряли своего отца, потому что именно так наше поколение композиторов дружно называли Еркегали Рахмадиева, и он это с удовольствием воспринимал.

Еркегали Рахмадиевич был нам не только духовным наставником и учителем, но и очень близким, родным человеком. Его волновало все, что касалось подрастающего поколения – кто, где и в каких условиях живет, не говоря уже про то, какую музыку пишет, над чем работает.

Двадцать два года он возглавлял Союз композиторов Казахстана. И я бы хотела подчеркнуть его неоценимую роль именно как композитора, совместившего в творчестве нацио­нальные традиции и достижения мировой классической музыки. Мы учились и будем учиться у Еркегали Рахмадиева и навсегда сохраним благодарную память о нем.



Толеген МУХАМЕДЖАНОВ, композитор, директор Государственного театра оперы и балета «Астана Опера»

Мы потеряли великого композитора, автора больших музыкальных полотен, опер, симфонических произведений, романсов, песен, музыки к кинофильмам. Это невосполнимая утрата. Еркегали Рахмадиевич – человек колоссальной энергии, долгие годы возглавлял консерваторию, Союз композиторов Казахстана, был депутатом Верховного Совета СССР, Парламента Республики Казахстан.

Он очень много сделал для развития культуры в нашей стране. Его творения, я думаю, будут вечно напоминать о нем как о выдающемся музыканте, творце. Напоминать о его жизни и той любви, что царила в сердце Еркегали Рахмадиева – любви к Родине, своей земле, своему народу.

Айман МУСАХАДЖАЕВА, народная артистка РК, ректор Казахского национального университета искусств

Казахская культура понесла невос­полнимую утрату. Ушел из жизни знаменитый и любимый народом композитор, авторитетный общественный деятель Еркегали Рахмадиевич Рахмадиев.

Он прошел большой путь – от молодого композитора до руководителя Союза композиторов, который возглавлял на протяжении многих лет, был ректором Алматинской консерватории им. Курмангазы, министром культуры Казахстана.

Его талант, энергия, работоспособность, любовь к своему делу внесли огромный вклад в становление и развитие казахстанской музыкальной культуры. Он организовывал всевозможные фестивали, поддерживал одаренную молодежь. Еркегали Рахмадиевич воспитал целую плеяду отечественных композиторов и музыкальных деятелей. Память о нем всегда будет жить в наших сердцах.



Жания АУБАКИРОВА, народная артистка РК, ректор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы

Ушел из жизни видный общественный деятель Республики Казахстан, народный артист СССР, композитор Еркегали Рахмадиев. 

Более полувека своей жизни он посвятил музыкальной культуре Казахстана. Он знал законы музыкальной жизни и творчества, поскольку обладал неравнодушной жизненной позицией и огромным организаторским талантом. Все эти качества, наряду с высочайшим интеллектом и жизненной мудростью, определили судьбу композитора, которая была богата на события и свершения. 

Так, например, в далекие 60-е годы благодаря Рахмадиеву в нашей стране был впервые установлен «король инструментов» – орган. Этой чести удостоился концертный зал Алма-Атинской консерватории, которой он успешно руководил в течение 10 лет. Тогда значительно расширился педагогический состав, увеличилась численность студентов, впервые была открыта оперная студия, фольклорный кабинет, класс кыл-кобыза... 

Огромным и заслуженным авторитетом Еркегали Рахмадиев обладал в композиторской среде. Будучи руководителем Союза композиторов Казахстана более 20 лет, он утвердил на долгие годы вперед приоритеты развития и укрепления казахстанской композиторской школы. 

У Еркегали Рахмадиева – счастливая творческая судьба. Его произведения являются неотъемлемой частью исполнительского репертуара солистов, оркестровых коллективов и оперных театров республики. Среди них – симфонические поэмы «Амангельды» и «Толғау», симфонические кюи «Дайрабай» и «Құдаша-думан», скрипичный концерт и концерт для трубы с оркестром, оперы «Қамар-сұлу» и «Алпамыс».

Композитор большого разностороннего дарования, чуткий и отзывчивый к сложным проблемам современности, Рахмадиев никогда не замыкался в рамках узкопрофессиональной деятельности. Активная общественная позиция проявлялась всегда – когда он был членом правления Общества дружбы с зарубежными странами, участвовал в работе комиссии по присуждению Государственных премий, избирался депутатом Верховного Совета. Свидетельством высокого статуса Еркегали Рахмадиева в культуре Казахстана стало его назначение первым Министром культуры независимого Казахстана. Выдающийся талант и энергия масштабной личности Еркегали Рахмадиева всегда были востребованы, способствовали формированию современной казахстанской культуры, успешно презентующей себя в своем Отечестве и во всем мире.

Светлая и благодарная память потомков незабвенному Еркегали-ага!



Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ, ректор Национальной академии искусств им. Т. Жургенова

Мне посчастливилось работать с Ереке – когда он был министром культуры, я был у него помощником. Поэтому с полным правом могу назвать себя его учеником.

Будучи прекрасным организатором, он никогда не импровизировал, как это вообще-то присуще многим творческим натурам, у него все всегда было четко спланировано. Работать с ним было хотя и нелегко из-за его высокой требовательности, но всегда интересно.

Человек не просто широкообразованный, а энциклопедических познаний, он мог любое событие сделать захватывающим и ярким. Никогда не забуду, как под его руководством проходили юбилеи Біржан сала и Ақана сері: он давал информацию, которую невозможно было найти ни в одной книге. О масштабе личности Еркегали Рахмадиева можно судить и по кругу его знакомых – Екатерина Фурцева, Давид Ойстрах, Элина Быстрицкая, Юрий Соломин…

Позитивный по натуре человек, он всегда двигался вперед. Уже будучи в преклонном возрасте, оставив налаженный быт в Алматы, Ереке перебрался в столицу, пошел преподавать. И я, помнится, спросил его: «Зачем вам это?». На что он мне ответил: «Айналайын, никогда не оставайся в стороне от великого кочевья».

Сара КУЗЕМБАЕВА, заслуженный деятель РК, доктор искусствоведения

Восприняла эту весть как личную трагедию, ведь кончина Еркегали Рахмадиева – огромная утрата для всех нас. В нескольких словах о нем трудно сказать, так как он был одним из выдающихся деятелей нашей культуры, внесших огромный вклад в развитие национального музыкального искусства. Имя мастера широко известно не только в Казахстане, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Яркая, многогранная личность, он создал поистине бессмертные произведения. Всем известны и любимы его лироэпическая, масштабная опера «Алпамыс», которую по мощи звучания в ней патриотической темы, темы свободы музыковеды сравнивают с оперой Бородина «Князь Игорь». Популярна его драматическая опера «Қамар-сұлу», написанная на основе произведения Султанмахмута Торайгырова. А последнее его эпическое произведение «Абылай-хан» стало поистине бессмертным творением.

Разносторонний талант Еркегали Рахмадиева позволял ему работать в разных жанрах. Памятны цикл романсов на стихи Абая, скрипичный концерт, который исполняла знаменитая Айман Мусахаджаева, а также многие другие произведения – яркие, самобытные, пронизанные национальным колоритом, особой мелодикой.

Это был удивительный человек. Человек, которого отличали уважительное отношение к людям, к традициям, обычаям. От природы чуткий, он понимал с полуслова своего собеседника. Еркегали Рахмадиев – один из тех людей, чье имя и творения будут жить вечно. Светлая ему память.



Юрий АРАВИН, заслуженный деятель искусств РК, музыковед

Еркегали Рахмадиевич был символом национального оперного искусства своего времени. Обладая неоспоримыми лидерскими качествами, он долгие годы возглавлял Союз композиторов, Государственную консерваторию, Министерство культуры республики. Несмотря на огромную административную и общественную занятость, его творческая энергия просто поражает. Это был великолепный педагог, создавший мощную школу. Он один из тех, кто достойно унаследовал от своих великих предшественников – Евгения Брусиловского, Ахмета Жубанова, Мукана Тулебаева неиссякаемый творчес­кий дух, высокое профессиональное мастерство.

Он никогда не делал акцент на значимости своей фигуры. Личные качества маэстро способствовали созданию на его концертах особой атмосферы – легкой, по-настоящему творческой. Именно творчество, не чинопочитание, было для него превыше всего.

Моя семья и я лично ему многим обязаны. Еркегали Рахмадиевич часто бывал в нашем доме, дружил с моими родителями, помог нам выпустить монографический труд отца после его смерти. В бытность его ректором я стал студентом консерватории, при нем вступил в Союз композиторов, вырос на его авторских концертах...

Еркегали Рахмадиев обладал таким тонким чувством юмора, что даже сейчас, в такие печальные минуты воспоминания о нем пробуждают улыбку. Он сам был оптимистом и заражал им всех. Настолько приятный, душевный, искренний человек…

Анатолий МОЛОДОВ, народный артист СССР, профессор 

Кончина Еркегали Рахмадиевича Рахмадиева – невосполнимая утрата. Вся его творческая жизнь прошла на моих глазах. Не было ни одного его произведения для хора, которое бы мы не исполняли с Казахской хоровой капеллой. Его знаменитый Хорал из оперы «Қамар-сұлу» мы исполнили во время Декады казахского искусства в Москве, у могилы Неизвестного солдата, а также в Ленинграде на Пискаревском кладбище, у Вечного огня в Таллинне. В новом веке этот торжественно-строгий, просветленно-трагедийный Хорал в исполнении Камерного мужского хора прозвучал на фестивале в Италии, где публика встретила его овациями, а музыканты просили ноты…

Еркегали Рахмадиев – композитор лирического дарования, продолжатель великих традиций Мукана Тулебаева, верный его последователь. Но в то же время он – последовательный и благодарный ученик Евгения Григорьевича Брусиловского, через которого он наследовал петербургскую школу Римского-Корсакова. И это не могло не сказаться в его произведениях. Во всех музыкальных жанрах он смог проявиться как блистательная творческая личность.

Еркегали Рахмадиев стал родоначальником новой формы казахского симфонического кюя, создав выдающиеся произведения в этом жанре – «Дайрабай» и «Құдаша-думан». А его популярнейшая песня «Таң самалы», которую пела Роза Багланова! Или вокальный цикл на стихи Абая, с таким успехом прозвучавший в Москве в исполнении Шахимардана Абилова. Его кантаты, оратории, хоровые поэмы...

Он очень внимательно относился к исполнителям, вносил изменения, принимал замечания, делал варианты. Постоянно находился в творческом процессе. И это при том, что он был ректором консерватории, многие годы возглавляя Союз композиторов Казахстана. Он был внимателен и к молодым педагогам, и к старшему поколению. Его отличала истинная демократичность.

Плодотворно и многопланово творчество Рахмадиева, в котором он стоял на глубоко народных традициях. Это выражалось в национальном мелосе, в ритмической основе, в гармонических красках. Не сходят со сцены его оперы «Қамар-сұлу», «Алпамыс». Замечательна и его новая опера «Абылай-хан» – необыкновенно сложное, философское, многоплановое произведение, созданное в новом веке, в независимом Казахстане.

Делает честь Еркегали Рахмадиевичу и переезд в Астану. Он покидал обжитое место, так как чувствовал себя обязанным быть в молодой столице, поддержать ее восхождение своим авторитетом выдающегося деятеля современной музыкальной культуры.

Уходит эпоха. Уходят люди, внесшие великий вклад в развитие национальной культуры. И в моей душе звучит сегодня скорбный реквием. Реквием памяти друга.



Ая КАЛИЕВА, директор Алматинского музыкального колледжа им. П. Чайковского, композитор

Глубоко скорбим по поводу кончины великого казахского композитора Еркегали Рахмадиева. Мы гордимся, что он входил в когорту знаменитых выпускников нашего колледжа, среди которых Газиза Жубанова, Ермек Серкебаев, братья Абдуллины, Алибек Днишев, Фуат Мансуров.

В нашем колледже глубоко изу­чается богатое творчество мастера, часто исполняются его произведения. Еркегали Рахмадиев долгие годы являлся членом попечительского совета колледжа им. П. Чайковского, проводил творчес­кие встречи со студентами, посещал отчетные концерты наших выпускников, давая напутствия и профессиональные советы молодым музыкантам и их педагогам. Он всячески поддерживал талант­ливых абитуриентов и лучшим из них рекомендовал продолжать музыкальное образование в консерватории, которую возглавлял в 70-е годы. И весь наш педагогический и студенческий коллективы побывали на премьере его последней оперы «Абылай-хан», разделяя радость большого творческого успеха с любимым композитором.

Мы навсегда сохраним в наших сердцах светлую память об этом замечательном, отзывчивом человеке и великом композиторе, оставившем бесценное музыкальное наследие.



Вдохновенное искусство Мастера

Еркегали Рахмадиев – народный артист СССР, профессор, выдающийся композитор – ушел из жизни. Мы прощаемся с великим мастером, в чьей музыке сошлись лиризм и пафос, трагизм и эпика нашей эпохи. 

Его называли живым классиком, пос­ледним представителем «могучей кучки» казахских композиторов, ярко проявившихся в музыкальном искусстве последней трети прошлого века – Куддус Кужамьяров, Газиза Жубанова, Сыдык Мухамеджанов, Еркегали Рахмадиев. Они достойно унаследовали высокий творческий дух, профессиональную требовательность и мастерство своих педагогов – Евгения Брусиловского, Ахмета Жубанова, Латифа Хамиди, Мукана Тулебаева.

Помимо выдающегося вклада в развитие национального оперного искусства, Е. Рахмадиев известен как создатель нового жанра – симфонического кюя, его оркестровые сочинения в этом жанре «Дайрабай» и «Құдаша-думан» музыковеды относят не только к вершинным творениям их создателя, но и всего музыкального искусства Казахстана.

Поражает количество созданных маэстро произведений во многих жанрах, крупных и малых формах. Ныне уж столько не пишут. Творческая энергия мастера поразительна, и словно в благодарность автору за творческое бесстрашие и плодовитость его творения несколько десятилетий любимы народом.

…Признанным акыном и домбристом был отец композитора – Рахмади Жакыпбаев, в 1934 году он участвовал в первом республиканском слете деятелей народного творчества, с которого привез редкие по тем временам патефон с пластинками, мандолину и велосипед. Так что можно себе представить атмосферу семьи, в которой рос юный Еркеш. Музыкантом и острословом был и воспитывавшийся у Рахмади-акына его младший брат Айткали. Интересно, что девятый аул Чубартауского района Семипалатинской области, где родился Еркегали Рахмадиев, со временем стал называться «Мәдениет» («Культура»).

В бедственные для казахского народа тридцатые годы прошлого века в поис­ках лучшей доли Рахмади и Айткали с семьями перебрались в прибрежный район Балхаша, стали работать в колхозе «Жаңа тілеу» («Новые надежды»). Начавшаяся вскоре война и вовсе приравняла ребят к взрослым, о чем говорит полученная Еркегали Рахмадиевым в 1947 году медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

В печальный 1948 год, когда умер отец, определилась судьба Еркегали: в аул прибыла концертная бригада во главе с Нургисой Тлендиевым, отбиравшая одаренных детей для учебы в Алма-Ате. 

Пройдет не так много времени, и его первые опусы одобрит сам Латиф Хамиди: «Еркеш, из тебя выйдет композитор». В 1952 году Еркегали Рахмадиев сдает экзамены в консерваторию и попадает в класс основателя казахской профессиональной композиторской школы Евгения Брусиловского. Музыка вошла в его жизнь, и сама жизнь отныне была неотделима от музыки.

Сегодня кажется невероятным, но первую свою оперу «Қамар-сұлу» Рахмадиев начал писать в студенческие годы, в 27 лет! Ее премьера состоялась в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая в 1963 году, а через 40 лет, в 2003-м, опера «Қамар-сұлу» открыла сезон Национального театра оперы и балета им. Куляш Байсеитовой в Астане!

Одну за другой создает композитор новые хоровые и симфонические поэмы, инструментальные пьесы и оркестровые сочинения, романсы и песни. 

Его произведениям аплодируют в России, в Германии, Чехословакии, Англии, США, Югославии, Голландии, Австрии, Австралии, Италии, Болгарии… 

Связь с родной землей, обращение к ее музыкальным истокам, тема Родины всегда оставались главными для композитора. Основоположник инструменталь­ного кюя говорил: «Творчество любого народа – это полнокровная часть мировой культуры. И цель художника в том, чтобы сделать шедевры национальных мастеров интернациональным достоянием. Вот почему я обратился к жанру кюя, который представляется мне не просто формой музицирования, а средством выражения духовной жизни моего народа. Кюй – это уникальный вклад казахов в мировое музыкальное искусство».

И настоящей вершиной полувекового служения музыке и своему народу стало воплощение грандиозного замысла – соз­дание, уже в новом веке, героико-эпичес­кой оперы «Абылай-хан», первой большой оперы независимого Казахстана. 

Еркегали Рахмадиеву удалось не утратить вкус к работе. Ерке-ага написал своего «Абылай-хана», увидел грандиозную премьеру оперы, переехал в новую столицу. Однако, когда кто-то из музыкантов, желая польстить мастеру, сказал, что вряд ли до конца ХХI века в казахской музыкальной культуре сможет появиться другое такое сочинение, как опера «Абылай-хан», маэстро решительно не принял подобных пророчеств. 

– Было бы очень обидно, – сказал он, – если бы после меня не родился казахский композитор, который продолжит дело, начатое нашими предшественниками – Брусиловским, Жубановым, Хамиди, Тулебаевым, и поколением моих сверстников-коллег – Мухамеджановым, Жубановой, Кужамьяровым, Байкадамовым и другими. Хочется верить, что уже на подходе молодежь, готовая заменить нас…

Своим ученикам и начинающим композиторам маэстро как завет, усвоенный от любимого учителя Евгения Брусиловского, говорил: «Чтобы стать настоящим композитором, нужен упорный труд и неиссякаемое терпение».

Музыка Еркегали Рахмадиева жива и актуальна в новом времени. Многолетний исследователь его творчества, профессор Сара Кузембаева справедливо отмечала, «как истинный художник Еркегали Рахмадиев во все времена в своем искусстве не только отображал объективную действительность, но и вдохновенно творил ее». Творил трудолюбивой душой, богатым воображением, силой интеллекта, обращенной к народным истокам художнической памятью, своим восприимчивым сердцем...



Прощание с Еркегали Рахмадиевым состоится в городе Алматы 11 апреля 2013 года с 10 до 11 часов в Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая.

 


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет