Общество как предмет философии



Дата26.06.2016
өлшемі77 Kb.
#158952
I. Общество как предмет философии

1.Понятие общества. Общество как система.

2.Материализм и идеализм в философии общества.

3.Диалектика общественной жизни.



Понятийный минимум

Автономность – ключевая категория этической теории, автономной считается воля личности, если она зависит от себя самой.

Авторитет – достоинство, сила, власть, общепризнанное неформальное значение, влияние, компетентность, которыми наделяются и пользуются люди, идеи, системы взглядов, организации, общественные институты в силу определенных качеств и функций. Авторитет выражается в способности его носителей (индивида, социальной группы, общественного института) направить, не прибегая к принуждению, поступки и мысли других людей.

Адаптация - ( adaptatio - приспособление, прилаживание) - первоначально термин обозначал процесс приспособления строения и функций организмов ( популяций, видов) к определенным условиям внешней среды. Социальная адаптация – это процесс, в ходе которого личность, обладая определенными задатками, приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

Аксиология – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Альтруизм - (фр. altruisme от лат.alter -другой) моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. Понятие альтруизма было введено О.Контом как обобщение принципа «жить для других». Альтруизм предполагает сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В качестве морального требования противопоставляется эгоизму

Анархизм - теория и политическое течение, ориентированное на достижение безгосударственной организации общества

Антропокосмизм - комплекс философских идей, характеризующийся утверждением о неразрывной связи судьбы человечества с космосом. Антропокосмизм отказывается от идей антропоцентризма. Русский антропокосмизм впервые стал обосновывать необходимость объединения людей, обращаясь к идеям экологического порядка.

Антропный принцип – фундаментальное положение современной философии, которое рассматривает Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Антропный принцип предполагает сближение мира природы и мира человека

Базис и надстройка - понятия, выработанные в рамках марксистско-ленинской философии. Базис – материально- производственная деятельность людей и отношения, в которые они вступают люди в процессе этой деятельности. Базис, как экономический каркас общества, определяет характер и содержание «надстройки», под которой имеются ввиду различные государственные и социальные учреждения и организации, культурные явления, соответствующая идеология.

Вебер Макс (1864- 1920 гг.) - немецкий социолог, историк, экономист, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в ХХ в. Диапазон исследований М.Вебера очень широк: вопросы истории хозяйства, социальных форм, взаимодействие религии и социально-экономической структуры общества, логика и методология общественных наук.

Вернадский Владимир Иванович (1863 - 1945) российский естествоиспытатель и мыслитель. Основоположник генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, радиогеологии, гидрогеологии. В центре внимания В.И. Вернадского разнообразные философские и методологические проблемы: природа научного мировоззрения, взаимодействие естествознания и философии, социальные функции науки, закономерности перехода биосферы в ноосферу (сферу разума) и др.

Взаимодействие – всеобщая форма связи явлений, философская категория, которая обозначает процессы взаимного воздействия различных объектов друг на друга, их взаимообусловленность и даже в известном смысле переход друг в друга. Итог взаимодействия объектов – изменение их первоначального состояния.

Власть – форма социальных отношений, характеризующая способность влиять на характер и направление деятельности людей, индивидов и социальных групп, посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций и насилия. Политическая или государственная власть – это способность подчинить действия людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения. Власть – это способность известных классов, социальных групп либо индивидов реализовать свою волю, используя при необходимости принуждение. ( см. подробно «Философский словарь» под ред. И.Т. Фролова)

Воспитание в широком социальном смысле – совокупность воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколения накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

Гендер – понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности

Гендерная социализация - процесс формирования мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами.

Гражданские свободы - правовые нормы, определяющие положение человека в государстве. К ним относятся: право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право свободных, равных, регулярных выборов, право создания политических организаций, включая политические партии и др.

Гражданское общество – понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе. Гражданское общество – сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной. Гражданское общество характеризуется развитым самосознанием граждан и их активным участием в общественной жизни. Государство без гражданского общества, как правило, вырождается в те или иные формы тоталитарной власти. Гражданское общество сфера социальной жизни, где люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В гражданском обществе люди строят свои отношения с государством на началах партнерства, предполагающее определенный уровень правовой и политической культуры ( см. подробно: «Философский словарь» под ред. И.Т. Фролова)

Данилевский, Николай Яковлевич (1822–1885) – русский ученый-естествоиспытатель, мыслитель, публицист. Понятие «культурно-исторический тип» – центральное в учении Данилевского. Согласно его определению, самобытный культурно-исторический тип образует племя или семейство народов, обладающих сходством языков, по своим духовным задаткам способное к историческому развитию и вышедшее из состояния «младенчества». Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы. Европейский культурно-исторический тип , по мнению Н.Я. Данилевского, переживает упадок и должен быть сменен восточно-славянским, центром которого является Россия. ( см.подробно Словарь «Русская философия» под. Ред. М.А. Маслина)
Содержание учебного материала

  1. Понятие общества. Общество как система. В научной литературе понятие «обществ» имеет несколько определений:

-общество – это система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Видовой признак общества - способность к созданию «второй природы», то есть культуры.

Общество – это объективная реальность, форма бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

бщество– это особая развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

бщество – это совокупность форм организации жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции).

Современный философский словарь дает следующее определение общества: «Общество в философском смысле представляет собой особую надприродную реальность, включающую человека, целесообразную деятельность людей , её результаты и складывающиеся между ними отношения»

Множество определений приводят к выводу, что сущность общества заключается в том, что оно – обособившаяся от природы часть бытия, обладающая собственными способностями самоорганизации, характерными способами развития. Несмотря на обособление от природы (в определенном смысле), родовым признаком общества является то, что оно – материальная субстанция, генетически связанная с природой, космосом.

Наряду с понятием «общество» употребляется его синоним – «социум», который происходит от латинского слова socium, то есть «общее», «совместное». Наиболее общим для всех людей является язык и труд. В процессе труда и общения, обмена информацией, продуктами труда, достижениями культуры, в ходе выполнения общих задач управления и обеспечения безопасности складывается особая форма бытия, называемая обществом. Существует серьезное различие между понятиями «общество» и «государств». Если Платон и Аристотель отождествляли общество и государство, то в Новое время А.Смит утверждал, что общество и государство имеют разные функции, а Г.Гегель позже разграничил понятия гражданского общества и государства.

Как и любая другая организованная особым образом форма бытия, общество является живой открытой системой (которая, в свою очередь, является подсистемой биосферы). К общим признакам общества как системы относятся целостность, структурность, иерархичность элементов, субстанциональность, самодостаточность, функциональность, нелинейность, взаимодействие со средой, способность к самоорганизации, неравновесность, эмерджентность, дискретность.

Систему общества принято рассматривать в трех аспектах: структурном, функциональном, динамическом. Структура - это элементный состав, его упорядоченность, где каждый элемент относительно самостоятелен; функция – роль каждого элемента в и механизмы, обеспечивающие взаимодействие элементов; динамика – движение, которое имеет своим источником противоречия, существующие в системе.

Принято выделять три первичных элемента общества: субъект, деятельность, отношение. В структуру общества входят элементы различных уровней: отдельные индивиды, семьи, профессиональные группы, коллективы, классы, страты, этносы. Следует отметить, что современная структура общества складывалась постепенно.

Общественное бытие имеет две стороны: 1) объективную сторону, то есть все то, что существует независимо от воли и сознания людей: географическое положение, уровень материального производства данной эпохи; 2) субъективную сторону: сознание и волю людей, их отношение к обществу, стремления и идеалы.

Если мы примем во внимание эти две стороны общественного бытия, то можем определить специфику познания общества: а) субъект и объект познания не разграничены. Общество выступает и как субъект, и как объект познания. Это означает, что люди и создают свою историю, и познают ее; они создают общественные институты, и анализируют их деятельность; б) законы развития общества недолговечны и действуют только на определенном историческом этапе. Эти законы выступают как историческая необходимость; в) при познании социальной действительности самое важное значение имеет ценностное отношение субъекта к изучению социальной реальности; г) социальное познание направлено на прогнозирование будущего.

Отсюда следует, что кроме законов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания), общенаучных законов, существуют специфические методы исследования общества: описание, социальная статистика, когнитивное социальное моделирование, социологические методы исследования.

Философия общества, углубляясь в осмысление отдельных сторон жизни общества, постепенно выделила , «отпочковала» от себя социологию (философская наука о сообществах), политологию (науку о политике), культурологию (философская наука о явлениях культуры и способах их изучения), но сохранила за собой по отношению к этим наукам свою методологическую роль, то есть принципы исследования.

2. Материализм и идеализм в философии общества. Специфика философского изучения социальных феноменов состоит в том, чтобы показать особенность идеалистического и материалистического подходов к проблеме социогенеза:

б) идеалистический подход утверждает, что становление и развитие общества определяется духовным началом, мировым духом, мировым разумом, мировой волей, космосом. В рамках идеализма можно выделить гегельянскую и кантианскую традиции. В гегельянской традиции источником развития общества признается объективный мировой дух, в кантианской традиции источником развития является сам человек и его сознание;

в) материалистический подход утверждает, что главной причиной становления и развития общества является способность человека к труду. Антропогенез и социогенез происходили одновременно. Антропосоциогенез – социально-биологическая эволюция человека. Параллельно с трудовой деятельностью у человека развивались мыслительные способности, язык, что способствовало культурному становлению человека, формированию первых человеческих сообществ. Труд – это сам человек (субъект труда), предмет труда, то есть природа, средства труда, продукт труда. Проектируя труд, человек ставит перед собой определенную цель и стремится получить нужный ему результат. Он не только вступает во взаимодействие с природой и видоизменяет ее, но и реализует поставленную им свою сознательную цель. Ради достижения этой цели он прилагает свои умственные и физические усилия, вступает в контакт с другими людьми. Все это способствует развитию у него мыслительных способностей, социализирует его отношения. Роль труда в становлении человека и общества наиболее полно разработана в марксизме. Экономический фактор, согласно этой теории, является определяющим началом и двигателем общества.

Существует натуралистическая концепция социогенеза, согласно которой становление и развитие общества определяется природными условиями: климатом, плодородием почвы, природными богатствами, биологичекими особенностями людей. Теория факторов отрицает единую причину становления общества и настаивает на синтезе разнообразных факторов: религии, культуры, техники, обычного права, экономики, политики и т.д. Ни один фактор не признается основным, поскольку в различные периоды один из них может доминировать, а затем уступать место другому.

Материалистический диалектический подход к философскому анализу общества предполагает следующие аспекты:


  1. Общество должно иметь три первичных элемента субъект, деятельность, отношение, которые должны находиться во взаимодействии, взаимосвязи и способны порождать новые социальные феномены;

  1. деятельность социальной общности имеет целенаправленный характер и качественную определенность;

  1. субъектами деятельности выступают люди, социальные группы, социальные институты (государство, партии, религиозные, культурные и др. объединения);

  1. деятельность является главным способом существования общества;

  2. деятельность делится на а) практическую (материальное производство, процессы функционирования общественных институтов, общественные изменения, например, революции, эволюции, реформы, обсуждение и принятие законов, охрана окружающей среды и т.д.) и б) духовную (воспроизводство сознания, мировоззрения, художественное творчество, развитие научных знаний, нравственная и моральная активность, воспроизводство и приращение знаний в процессах образования, деятельность по воспитанию подрастающих поколений);

  1. деятельность рассматривается также как форма общественных отношений: субъект-субъектных ( между субъектами), субъект-объектные (субъект и предмет). Общественные отношения – то связи между субъектами по поводу объектов. Это положение можно уточнить, обратившись к общепринятому определению: «Общественные отношения – это взаимодействие людей, складывающееся в процессе производства и распределения материальных благ».

Неотъемлемые свойства субъекта – это направленность на познание, целеполагание, целесообразность, творчество, планирование, управление, социальная активность, направленность на общественное воспроизводство.

Как понимать общественное воспроизводство? Во-первых, это восстановление человеческого потенциала, во-вторых, создание материальных благ, в-третьих, воспроизводство духовных ценностей.

Для этого социальные необходимыми являются средства производства, инфраструктура хозяйства, средства, хранящие, перерабатывающие и передающие научную, технологическую и другую информацию, поскольку они предназначаются для изменения социальной среды.

Социально необходимыми являются воспроизводство и приращение знаний, научных достижений, расширение активного словарного запаса, пополнение мира понятий, который служит для согласования коллективной деятельности, поведения и общения путем воздействия на сознание, мировоззрение. Истинно социальное взаимодействие - это, в конечном счете, взаимодействие понятий. Вещи служат для адаптации человека к природе, а речь, символы и понятия для адаптации людей к культуре и обществу.



3. Диалектика общественной жизни. Движение, изменение, развитие, как неотъемлемое свойство материи, присуще и обществу. Общество обладает способностью к самоорганизации, Такие понятия синергетики, как флуктуация, диссипативная структура, аттрактор применяются для социально-философского анализа общества. Движение, изменение, как и в остальном материальном мире, может быть прерывистым и непрерывным, на различных стадиях менять свою темпоральность, Изменения могут происходить постепенно, плавно наращивая количественные показатели, а также и в форме скачка (переход в иное качество). Изменения могут носить и глубинный характер, когда происходит смена социально-экономического строя.

Внутри целостного общества происходит движение иного уровня - перемещение субъектов (индивидов) из одной группы в другую, например, из страты наемных рабочих в страту управленцев или собственников. Это явление получило название социальной мобильности. Социальная мобильность – основа нормального существования каждого общества и проживания каждого человека. Для тоталитарных государств и государств, находящихся в стагнации (застое), характерна низкая мобильность; для государств, находящихся в ситуации революционных перемен или реформ, типична высокая мобильность. В странах, чьи размеры невелики, а уровень жизни высок, переход из страты в страту почти невозможен.

Источником движения общества являются социальные противоречия, основным из которых, с одной стороны, являются потребности людей, а с другой, – возможности их удовлетворения.

Причинами социального движения Ш. Монтескье и Л.И. Мечников считали географические условия, Г.Гегель – роль мирового духа, разума, К. Марка – роль материального производства и способов распределения, А. Тойнби – роль социальных вызовов и «творческого меньшинства».

П.А. Сорокин считал, что энергия социального движения создается генерализующими ценностями эпохи, высшими из которых являются Истина, Красота, Добро, Справедливость, Польза. Лицо каждой исторической эпохи определяется доминирующей ценностью (например, Красота в античной Греции, Истина - в период Нового времени).

Материалы к проведению контроля знаний

1.Учение о происхождении человека: А) теологи;я б) онтология;; в)антропогенез; г)герменевтика

2. Форма государственного устройства, для которой характерна власть большинства, верховенство закона, равноправие граждан и защищенность их прав и свобод, а также разделение властей, выборность главы государства и органов власти: а)тоталитаризм; б)демократия; в) монархия; г)плутократия

3.Разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение: а)кумуляция; б)трансформация; в) деструкция; г) интеграция

4.Философское учение об объективной, закономерной связи и всеобщей причинной обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира: а) волюнтаризм; б) детерминизм; в) телеология;

5.Общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание (психическое, духовное начало) первично, а материя или природа вторична, производна и зависима от духовного начала: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм; в)агностицизм

6.Согласованное взаимодействие элементов системы – это: а) бифуркация; б) когерентност;ь в) самоорганизация; г) нелинейность

7.Философская парадигма, согласно которой человек является центром мира и целью всех совершающихся в нем событий: А) антропокосмизм; б)антропоцентризм; в)космоцентризм; г)теоцентризм

8.Философская категория, обозначающая то, на что направлена познавательная деятельность: а) субъект; б) объект; в) бытие; г) личность

9. Учение, признающее обусловленность, определенность всех явлений в мире, включая и человека с его внутренним духовным миром: а) детерминизм б) диалектика в) дифференциация г) интегрирование

10. Система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих отношение к действительности, общее понимание мира, жизненные позиции, программы деятельности людей: а) психология; б) мировоззрение; в) логика; г) мышление

11.Философская наука, предметом изучения которой является мораль – это: а) социология б) этика в) эстетика г) антропология

12. Способ решения философских проблем, когда исследователь считает исходной точкой возможности и интересы человека а) антропоцентризм; б) антропоморфизм; в) антропософия; г) антропология

13.Что является предметом изучения социальной философии? а) общество как целостная и саморазвивающаяся система; б) конкретно-исторические типы общества; в) отдельные сферы и институты общества

14. Что изучает синергетика? а) закономерности изменения закрытых систем; б) законы квантовой механики; в) закономерности самоорганизации в открытых неравновесных системах

15. Какой из компонентов мировоззрения характеризует мир с позиций человеческих потребностей и интересов? а) познавательный; б) ценностный; в) онтологический



Темы рефератов

  1. Структура общества.

  2. Субъекты и объекты общественной жизни.

  3. Сущность географического детерминизма

  4. Основные философские концепции общества

  5. Проблема субъекта в социальной философии

  6. Теория общественного развития К. Маркса.

  7. Теория социокультурных суперсистем П.А. Сорокина


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет