Определение церкви д-р Томас Веспетал



жүктеу 0.57 Mb.
бет1/5
Дата25.07.2016
өлшемі0.57 Mb.
  1   2   3   4   5
Определение церкви

Д-р Томас Веспетал

А. Введение

Церковь – это учреждение, основанное самим Господом Иисусом. Он объявил: «Я создам церковь Мою» (Мф. 16:18). Что Иисус имел в виду, когда Он говорил о Своей Церкви? Цель данной главы в том, чтобы найти верное понимание и точное определение понятия «Церковь».

Когда мы произносим слово «Церковь», то у разных людей возникают разные образы. Одни думают о здании, т.е. о молитвенном доме. Другие думают о собрании людей, т.е. о богослужении. Третьи думают о своей конфессии: то ли о православии, то ли о протестантизме и т.д. Чем из вышеперечисленного является Церковь, если вообще хоть одно из них верно ее определяет?

Проблема в том, что мы часто основываем наше понимание Церкви не на том, что Библия открывает о ней, а на том, как мы уже привыкли думать о ней. Но такое легкомысленное обращение к вопросу Церкви может привести к нескольким серьезным осложнениям.

Точное определение концепции «Церковь» важно по нескольким причинам. Во-первых, без точного определения Церкви в ней могут господствовать небиблейские традиции. Получается, что мы будем продолжать проводить церковные дела так, как они всегда проводились без всякого оценивания того, насколько эти практики соответствуют Божьему плану для Церкви, открытому в Его Слове.

Только тогда, когда мы ответим на вопрос, «чем является Церковь», мы готовы разбираться в том, чем Церковь должна заниматься, каков должен быть в ней порядок и к чему она должна стремиться. Мы можем правильно оценивать нашу нынешнюю церковную практику с позиции того, насколько она нужна и полезна, только в свете библейского откровения о значении и предназначении Церкви.

Во-вторых, без точного определения Церкви трудно оценивать ее состояние. В области медицины есть определенные «жизненные признаки», т.е. пульс, давление крови, температура и дыхание, которые дают нам знать о здоровье и физическом состоянии человека. Зная, какое состояние является нормальным, мы можем узнать, когда человек болен. Подобным образом, нам необходимо знать точное определение Церкви для того, чтобы понимать, когда она здорова, а когда больна.

К сожалению, многие оценивают успех церкви тем, сколько людей присутствует на богослужении и сколько денег собирают во время пожертвований. Но успех церкви так не оценивается. Много зрителей присутствует на соревнованиях успешной спортивной команды, но церковь – это не спортивное соревнование. Успешный банк обладает большим количеством деньг, но церковь – это не банк. Успех церкви оценивается не столько количеством людей или ресурсами, сколько качеством ее духовной жизни.

В-третьих, подобно тому, как без точного определения Церкви трудно оценить ее успех, также трудно оценить успех нашего личного служения в ней. Если мы не знаем, что такое «Церковь» на самом деле, то откуда мы можем знать, строим ли мы нашим духовным трудом церковь или что-то другое? Мы можем много работать, чтобы создать, по нашему пониманию, идеальную церковь, но, в конечном итоге, обнаружить, что то, что мы построили, в действительности не церковь. Павел так предупредил нас: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет... каково оно есть» (1 Кор. 3:12-13). Поэтому, стоит обратить особое внимание на вопрос определения Церкви.

Б. Библейское свидетельство



1. Свидетельство Ветхого Завета
Хотя в Ветхом Завете понятие «Церковь», как таковое, отсутствует, тем не менее, изучение Божьего обращения к Израилю закладывает для нас фундамент правильного понимания Его отношений с Церковью. Мартинс отмечает, как Божий план от начала состоит в том, чтобы иметь для Себя особый народ.1

Божий замысел по этому поводу выражен в часто повторяющей фразе: «Приму вас Себе в народ и буду вам Богом». Бог впервые об этом говорил при избавлении Израиля от египетского рабства (Исх. 6:7). В законе Моисея Бог подтвердил данное намерение при условии, что Израиль будет Ему послушен (Лев. 26:12). Даже после духовного отступления Израиля Бог не отменил Своего плана, но обещал быть Богом для возвращающихся из вавилонского плена (Иер. 24:7; Иез. 11:20). Смотря вперед, отметим, что Божий план окончательно осуществится при появлении новой Земли и нового Иерусалима, поскольку говорится, что «они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3).

Охарактеризуем особые черты Божьего народа Ветхого Завета с целью просвещения вопроса определения Церкви. Во-первых, как Ван Гранинген отмечает, для образования Божьего народа инициативу проявил не Израиль, но Бог.2 Израиль был Его «избранным народом». Эриксон добавляет мысль, что Бог не только избрал для Себя народ, но и создал для Себя новый народ, прежде несуществующий.3

Подобно тому, как Бог сотворил Вселенную «из ничего», он избрал для Себя совершено новый народ, начиная с одного человека – Авраама. Божий замысел состоит в том, чтобы формировать Свой народ не на основании уже существующего народа, привыкшего к определенным ценностям и практикам и воспитанного с извращенным мировоззрением, а на основании одного верного человека, который характеризуется фразой «друг Божий» (Иак. 2:23). Бог искал и нашел одного человека, качество жизни которого достаточно сильно отличалось от качества жизни других людей того времени, чтобы через него и его потомков Он мог ввести в мир новый порядок, новые ценности и истинное представление о Боге.

Соответственно вышесказанному, на протяжении всего Ветхого Завета прослеживается мысль о том, что в своем образе жизни Божий народ должен отличаться от окружающих народов. Этот принцип Бог установил на Синае (Лев. 18:3; 20:23). Там Израиль был призван к святости, что, по сути, означает отделенность для Бога (Лев. 19:2).

Когда Израиль отступал от своего призвания и уподоблялся окружающим языческим народам, то Бог непременно и часто жестко его наказывал (4 Цар. 17:15-18). Поэтому отличительной чертой Божьего народа и причиной его особого избрания Богом является святость, т.е. отделенность для Бога, чтобы поклоняться и служить только Ему и поступать согласно Его заповедям.

Однако, Божьи заповеди для Израиля не носили только законодательный характер, но принимались в контексте Божьего завета с ним. Также нельзя отождествлять завет между Богом и Израилем с договорами или соглашениями, свойственными современному времени. Завет с Израилем был устроен по принципу «сюзерена». Согласно системе «сюзеренов», царь, главенствующий над народом, предписывал определенные условия для подчиненных ему народов, за исполнение которых он обещал им защиту и обеспечение. Подобный образом, через Моисея Бог диктовал те условия, на которых будут основаны Его отношения с Израилем и обещал в ответ на послушание Израиля благословение (Лев. 26 гл., Втор. 28 гл.).

Здесь примечательно то, что даже когда Израиль нарушил свой завет с Богом, Он не оставил его. Его завет с Израилем сохранялся на протяжении всей истории Ветхого Завета, несмотря на порой дерзкое восстание со стороны Израиля на Божий авторитет. Бог обещал потомкам Авраама вечный завет (Быт. 17:7).

Уделим внимание еще одному аспекту Божьих отношений с Израилем – Его присутствию с ним. Бог инициировал Свои заветные отношения с Израилем демонстративным проявлением Своего присутствия на Синае (Исх. 19 гл.). Даже до этого, в пустыне, Его присутствие проявлялось «днем в столпе облачном…, а ночью в столпе огненном» (Исх. 13:21). При строении и скинии (Исх. 40:34-35), и храма (3 Цар. 8:10-11) Бог проявил Свое славное присутствие. На протяжении всей истории Израиля Иерусалимский храм служил видимым символом Божьего реального и постоянного пребывания среди Его народа (3 Цар. 9:3). В этом (хотя бы частично) исполнился Божий изначальный замысел, что «(Я) буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:12).

Наряду с видимым проявлением Божьего присутствия, выраженном Иерусалимским храмом, существовали и другие внешние признаки особых Божьих отношений с Израилем, а именно – израильские праздники. Три раза в год всем мужчинам надлежало явиться перед Богом на праздник опресноков, праздник жатвы и праздник собирания плодов (Исх. 23:14-17). Поклонение Израиля состояло не только в доктринальной приверженности монотеизму и соблюдении закона, но и в ритуалах и обрядах. Израильский народ постоянно вспоминался о Божьей благодати к нему через совершение праздников и ритуалов.

В связи с этим особую важную роль играл праздник Пасхи. Через него внушался Израилю тот принцип, что его отношения с Богом не зиждутся на теоретическом или философском основании, но берут свою основу из истории, с Божьего вмешательства в жизнь Его народа.

Ближе к нашей теме является вопрос определения Израиля, как Божьего народа. Как уже было сказано, Израиль был избран в качестве Божьего народа Самим Богом. Все, кто входил в Божий ветхозаветный народ, были потомками Авраама, Исаака и Иакова (Быт. 17:7; 26:3; 28:13). Поэтому во времена Ветхого Завета не было никакого сомнения в том, кто принадлежал к Божьему народу, а кто – нет. Все определилось на основании физического наследства (национальности). Статус человека (вернее мужчины) в заветных отношениях с Богом подтверждался физическим признаком обрезания (Быт. 17:10-14).

Однако, в этом отношении необходимо сделать следующую оговорку. Не все, кто родился по линии Авраама, Исаака и Иакова или получили обрезание, остались верным своему завету с Богом. Израиль изобиловал отступниками. Хотя Бог всегда оставлялся верным Своему народу и держался Своих заветных отношений с Израилем как народом, отдельно нарушившие завет люди не могли считать себя участниками в Божьем народе. Ветхий Завет говорит о тех, кто был обрезанным физически, но не в сердце (Иер. 9:26; Лев. 26:41).

Еверт отмечает, что Бог через пророка Осию упрекает прелюбодействующий Израиль словами: «Вы не Мой народ, и Я не буду вашим [Богом]» (Ос. 1:9).4 Мартинс правильно комментирует: «В обоих заветах, однако, признаки Божьего народа, по сути, “духовны”; в обоих заветах состав Божьего народа зависит от привязанности к Богу, как к Спасителю».5

Невзирая на частое и иногда почти полное отступление Израиля от Бога, Он оставался верным Своему обещанию Аврааму, сохраняя для Себя в Израиле «верный остаток». Именно этими словами Бог утешил Илью, когда тот думал, что весь народ полностью оставил Бога (3 Цар. 19:18). Пророки давали народу надежду, что после периода Божьей дисциплины Он снова окажет ему Свое благоволение (Ис. 10:20-22; Иер. 23:3; Иез. 6:8). По этому поводу Типпет пишет: «Даже при суде пророки продолжали говорить… “остаток спасется”».6 Возвратившиеся из вавилонского пленения узнали это как проявление Божьей милости (Езд. 9:8).

В этом наблюдается двухстороннее отношение Бога к Его народу. С одной стороны, только активно соблюдающие завет с Богом имеют право считать себя участниками в Божьем народе. Но с другой стороны, Божий завет с Израилем, как народом, всегда имеет силу, несмотря на его ответ Богу.

Также важно отметить, что в число возвратившихся из вавилонского пленения вошли, в основном, люди из колена Иудина с несколькими левитами. Хотя Бог пообещал возвратить «Израиль» в Палестину (напр. Иез. 28:25), кажется, что данное обещание исполнилось преимущественно в колене Иудином. Выходит, что в поздние дни ветхозаветного периода «Израиль» определялся не наличием всех колен, а наличием лишь верного остатка, который в основном состоял из иудеев. Остальные колена до сих пор рассеяны по всему лицу земли и практически перестали существовать как отдельный израильский народ.

Период изгнания проливает еще больше света на вопрос определения Божьего народа. Признаем, что до этого времени земля обетования, т.е. Ханаан, играла важную роль в определении израильского народа. Один из основных элементов Божьего обещания Аврааму заключился в том, что его потомки унаследуют Палестину (Быт. 17:8). Также, в связи с обещанием восстановления Израиля после вавилонского пленения обычно упоминается и о его возвращении в землю обетования (Иез. 37:21). Но несмотря на важное место, которое занимало в Божьем плане для Израиля унаследование Ханаана, даже вне его Израиль оставался Божьим народом.

Итак, определение Божьего народа ветхозаветного времени в строгом смысле не зависело от его физического местонахождения. Также примечательно, что Израиль хранил свой статус, как Божий народ, даже без храмового ритуала, который не было доступным во время изгнания.

И, последнее. Не только отдельные израильтяне могли быть исключены из Божьего народа, но и язычники могли к нему присоединиться. Библия изобилует предсказаниями о включении язычников в число избранных Божьих (Соф. 3:9-10; Ис. 19:24-25; Амос 9:11-12; Втор. 32:43).7 Это касалось не только будущего времени, но оно происходило и в течение реальной истории Израиля, например в случаях Иофора, Раав, Руфи. Мартинс пишет: «Все эти не-иудеи включены в группу “Божьего народа”, потому что они поверили Богу».8

Подводя итог, следует сказать, что Бог от начала желал иметь народ, принадлежащий исключительно Ему. Он создал новый народ от Авраама с целью того, чтобы он (народ) был святым, отличающимся от окружающих народов, вовлеченных в грехе. Включение в Божий народ повлекло за собой включение в заветные отношения с Ним и было подтверждено (у мужчин) обрядом обрезания. Бог благословлял Израиль Своим присутствием, давая ему видимый знак Своего пребывания среди них в виде скинии и храма. Он также дал ему видимые средства воспоминания о Его действиях в истории Израиля в виде праздников и ритуалов.

Тем не менее, надо учитывать, что и в период изгнания Израиль существовал в качестве Божьего народа, несмотря на то, что он лишился и храма (т.е. знака Божьего присутствия), и Ханаана (т.е. обещанного места его обитания).

Хотя все, родившиеся по линии Авраама, Исаака и Иакова, имели право считать себя причастниками Божьего народа, действительно таковыми были только верно сохраняющие завет с Богом. Хотя оставившие Бога потеряли свое положение в Божьем народе, Божий завет с Израилем, как с народом, продолжался. Но это проявлялось в более ограниченной форме в лице «верного остатка», который, в основном, состоял из колена Иудина. Плюс к этому, верующие в Бога язычники имели возможность присоединиться к Божьему народу через личную веру.

Судя по всему вышесказанному справедливо заключить, что главным определяющим фактором Божьего ветхозаветного народа являлась верность завету с Богом. Человек, то ли иудей, то ли обращенный язычник, который верно сохранял свой завет с Богом, мог считать себя участником Божьего народа независимо от того, находился ли он в Ханаане при храме или нет.

Но как сегодня определить статус Израиля? Может ли он все еще считать себя Божьим избранным народом или нет? Отводится ли в Божьем плане особое место Израилю или он потерял эту возможность по причине отвержения Мессии? Для того, чтобы подробно рассматривать эту тему, обратитесь к 2-ому тому этой серии, главе 11.

В заключение будет полезно поговорить о роли Божьего храма в жизни Его народа. Часто считается, что ветхозаветный храм служит прообразом новозаветной Церкви.9 Ведь Павел говорил о Церкви, как о храме Божьем, т.е. о месте Божьего обитания (1 Кор. 3:16-17). Загадочным является и то, что пророк Захария предсказал о будущей перестройке храма персонажем, который он описывает следующими словами:


«Так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зах. 6:12-13).
Всем известно, что эти слова не исполнялись в Зоровавеле, правителе Иудеи. Исполнение этого пророчества ожидалось в будущем. Плюс к этому, Давиду было обещано, что его «сын» будет строить храм. Но это слово только частично исполнилось в Соломоне, потому что о сыне Давиде сказано: «Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки» (2 Цар. 7:13), что не относится уже к Соломону. Получается, что новый храм – духовен. Его строитель – Мессия Иисус.
2. Межзаветный период
После изгнания иудеев в Вавилон, а так же из-за потери храмовой системы возникла в Израиле другая форма поклонения – поклонение в синагоге. Цель установления синагоги была не в том, чтобы заменить храмовые ритуалы, а дополнять их, что видно после построения второго храма, когда вместе сосуществовали обе системы. Но, тем не менее, в этот период некоторые в Израиле отстранялись от храмовой системы, особенно члены кумранской общины и эллинистические иудеи.10

Также примечательно, что в эллинистическом мире религии «мистерии» и гностицизм сосредоточивали свое внимание на личности и ее «спасении». Следовательно, в таких условиях не было очень развитого понимания «общины» или ее важности в духовной жизни человека.11


3. Свидетельство Нового Завета
Хотя в Новом Завете много говорится на тему Церкви, ограничимся рассмотрением определения Церкви. Другие темы, как единство Церкви, деятельность Церкви и церковное управление обсуждаются в отдельных главах в данном и последующем томах. Начнем наш разбор новозаветного учения о Церкви с известных и основополагающих слов Спасителя: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Здесь используется греческое слово ἐκκλησία (экллэйсия). Углубимся в его значение и использование.

Слово ἐκκλησία состоит из двух частей: предлога ἐκ (эк), который означает «из», и глагола καλέω (калэо), т.е. «звать». Следовательно, значение данного слова исходя из этимологического происхождения – «звать из чего-либо».12 Это слово было употреблено у греков для описания собрания граждан греческого города для голосования. Люди прекращали свою обычную работу, выходили из своих домов и собирались в одном месте, чтобы голосовать. Они были «званы» от своих обычных дел. Пример такого употребления слова ἐκκλησία находится в Деян.19:32, 39-40, где собрались граждане города Ефеса. Там слово ἐκκλησία переведено русским словом «собрание».

Часто предполагается, что смысл «звать из» имеет отношение к необходимости в отделении Божьего народа от образа жизни неверующих в Иисуса людей. Это согласуется с ветхозаветным призывом, что Божий народ должен быть отделенным для Него и со словами апостола Петра, адресованными Церкви: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2:9). Иисус тоже сказал, что Его ученики «не от мира» (Ин. 17:16). Однако, Зорн комментирует, что слово ἐκκλησία не использовалось в этом значении.13

Далее, рассмотрим употребление данного слова в Септуагинте, древнем греческом переводе Ветхого Завета. В еврейском тексте Ветхого Завета имеются два главных еврейских слова «собрание»: עָדַה (ада) и קָהַל (кахал). Слово עָדַה обычно употреблялось по отношению к израильскому народу, особенно когда он находился в пустыне. А קָהַל иногда употреблялось по отношению к израильскому народу, а иногда просто указывало на любое собрание людей. В Септуагинте слово עָדַה переводится греческим словом συναγωγή (сунагогэй) или, по-русски, «синагога». Когда קָהַל относилось к израильскому народу, переводчики Септуагинты обычно выбирали слово συναγωγή. Когда же קָהַל относилось к собранию в общем, они обычно выбирали слово ἐκκλησία.14

Поэтому, когда Евангелист Матфей записал слова Иисуса: «Я создам Свою церковь», он использовал не слово συναγωγή, которое обычно употреблялось по отношению к Израилю, а ἐκκλησία. Здесь подразумевается, что Церковь по своей сути и составу отличается от Израиля. Она – не просто продолжение или обновление израильского народа, но совершенно новое общество, в которое входят как верующие евреи, так и верующие язычники.

Таким образом видно некоторое свойство Церкви Христа – она является новым этапом в Божьем плане, основанном на новом завете с лучшими обетованиями (Евр. 8:6 и далее).15 Она способна к высшим достижениям по сравнению с тем, что было возможно Божьему народу в Ветхом Завете. Также, она является многонациональным и многокультурным явлением. По словам Спасителя: «Придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29). Павел подтверждает, что в Церкви: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

В дополнение к этому, Новый Завет смотрит на Божий ветхозаветный народ как на прообраз того, что исполняется сейчас в Церкви. Она названа «Израилем» (Гал. 6:16), Божьим избранным (1 Пет. 2:9), истинным обрезанием (Фил. 3:3), семенем Авраама (Рим. 4:16), Божьим стадом (1 Пет. 5:2), священниками (Откр. 1:6). Выходит, что надежда Израиля реализуется не всего лишь в силу его генеалогического происхождения, а в силу его принятия нового завета с Богом, в который Церковь уже вошла через веру в Миссию.16

Наконец, рассмотрим употребление слова ἐκκλησία в Новом Завете. Помимо указания на Церковь оно редко употреблялось. В Деян. 19 оно указывает на собрание людей в городе Ефесе сходно с тем, как греки обычно употребляли данное слово. Также интересно отметить, что в двух случаях слово ἐκκλησία относится к израильскому народу Ветхого Завета в смысле «собрания» (Деян. 7:38; Евр. 2:12). Также интересно и то, что один раз в Новом Завете церковь описана словом συναγωγή. В Иак. 2:2 Иаков пишет: «Ибо, если в собрание (συναγωγή) ваше войдет человек с золотым перстнем...».17

Что касается Церкви, то слово ἐκκλησία употреблялось в двух смыслах и встречалось в двух контекстах: либо в связи со всеми верующими, т.е. Вселенской Церковью, либо в связи с поместной группой верующих. Часто мы говорим о какой-либо христианской конфессии как о «церкви». Но интересно заметить, что в Новом Завете слово ἐκκλησία (в единственном числе) не относится к группе церквей.

Есть места, где Павел говорит о «Асийских церквах» (1 Кор. 16:19), «Галатийских церквах» (Гал. 1:2) или «церквах из язычников» (Рим. 16:4), но в таких случаях употребляется множественное число, т.е. «церкви». Единственное число «церковь» отводится лишь только описанию либо Вселенской (Еф. 1:22; 5:23; Кол. 1:24), либо одной поместной церкви (Деян. 18:22; 1 Кор. 14:28; 3 Ин. 9). Исключением из этого правила является только место Писания Деян. 9:31, где, по оригиналу, написано: «Церковь же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое».18 Но скорее всего речь здесь идет о Вселенской Церкви, которая выражалась в поместных церквях, находящихся в Иудее, Галилее и Самарии.

Есть и другие доказательства того, что Павел не считал «церковью» даже группу церквей в одном городе. Иногда Павел приветствует адресат своих писем обращением «церковь», а иногда без такого обращения. Например, с одной стороны, Павел приветствует верующих и в Коринфе, и в Фессалонике обращением «церковь». Из Рим. 16:23 нам известно, что вся церковь в Коринфе собирались в одном месте. Сколько собраний было в Фессалонике, нам неизвестно. С другой стороны, Павел приветствует верующих в Риме, Колоссе и Филиппах без обращения «церковь». Из Рим. 16:5 и Кол. 4:15 мы знаем, что там было больше одного собрания как в Риме, так и в Колоссе. Сколько собраний было в Филиппах, нам неизвестно.

Эти моменты могут указывать на то, что Павел считал «церковью» только Вселенскую Церковь или одну конкретную поместную церковь, но не группу церквей. Лучше называть группу церквей и в том числе любую христианскую конфессию не «церковью», а «союзом церквей». Мы можем сделать вывод, что основным выражением Вселенской Церкви является поместная церковь. Бог дал поместной церкви уникальное положение, чтобы она представляла Вселенскую Церковь и выражала ее характер в конкретной местности.

Одним библейским ученым было сказано: «Две или больше общины не являются Церковью. Также нет множества Церквей, но одна Церковь во многих местах».19 В католической экклесиологии выражается подобная мысль: «Каждая поместная церковь полностью имеет качество Церкви, но ни одна поместная церковь не является всей Церковью».20

По поводу терминов, использованных для описания членов Вселенской Церкви, встречаются следующие.21 Церковь – это Божий народ (1 Пет. 2:9-10), что указывает на ее принадлежность Богу. Далее, Церковь – это Божьи избранные люди (2 Тим. 2:10). У Бога есть особый план для Церкви и ее членов. Церковь – это святые (Кол. 1:2). Термин «святой» относится не только к тем, кто перечислен к лику святых, а ко всем верующим во Христа. Христос освятил Свою Церковь Своей смертью и освящает ее Своим Духом.

Далее, Церковь состоит из верующих (1 Фес. 1:7). Вера – это Божье требование для получения возрождения и вхождения во Вселенскую Церковь. Церковь – это братья (Гал. 1:2). Есть между членами Церкви семейные узы во Христе. Они – «друзья» (3 Ин. 15). Церковь – это собрание учеников (Деян. 11:26). Церковь всегда на пути к познанию Бога. Она постоянно учится Божьим путям через Его Слово. Церковь – это христиане (Деян. 11:26). Она несут имя Христа в этом мире как Его представители.

Далее, есть и особые метафоры, которые тоже проливают свет на сущность и характер Вселенской Церкви.22 Церковь – это Божье стадо (1 Пет. 5:2). Она зависит от Бога в обеспечении, защите и во всем остальном. Церковь – это Божий святой храм (1 Кор. 3:9; 2 Кор. 6:16; Еф. 2:21-22), место обитания Божьего Духа (1 Кор. 3:16; Откр. 2:1). Она стоит на основании Христа (1 Кор. 3:11; 1 Пет. 2:4-6; Еф. 2:20; Деян. 4:11). Все верующие являются священниками, приносящими жертвы добра и хвалы Богу (1 Пет. 2:5). По поводу роли Церкви как места Божьего обитания, согласно Мф. 18:20, не обязательно нужно, чтобы вся Церковь присутствовала для того, чтобы иметь Божье присутствие: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Церковь – невеста Христа (Откр. 21:2; 2 Кор. 11:2; Еф. 5:30-32). Она наслаждается близкими духовными взаимоотношениями с Иисусом и является особым объектом Его любви. Далее, Церковь – это столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Христос поручил Церкви учить Его Слову и хранить Его истину. Церковь – это Божья нива (1 Кор. 3:9). Бог взращивает в Церкви духовный плод. В подобной метафоре в Ин. 15 Иисус сравнивает Своих учеников с ветвями, которые привязаны к Нему, лозе, и приносят для Него хороший плод.

Интересно отметить, что метафоры для описания Церкви употребляются в Писании и в отношении Вселенской Церкви, и в отношении поместных церквей, и даже в отношении верующих в отдельности.23


Невеста: Вселенская Церковь (Еф. 5:25), поместная церковь (2 Кор. 11:2), верующий (Рим. 7:4)

Храм: Вселенская Церковь (2 Кор. 6:16), поместная церковь (1 Кор. 3:16), верующий (1 Кор. 6:19)

Тело: Вселенская Церковь (Еф. 1:23), поместная церковь (1 Кор. 12)

Рассмотрение значения слова ἐκκλησία, терминов, описывающих члены Церкви и метафор, с которыми Церковь сравнивается, открывает для нас много важных аспектов многогранного понятия «Церковь». Но самая существенная и всеобъемлющая метафора для описания Церкви – это Церковь, как тело Христово. Эту метафору изобразил апостол Павел и часто ее употреблял. Выделим следующие места. В Кол. 1:24 говорится: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» В Еф. 1:22-23 написано: «Все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главной Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем».24

Что имеется в виду, когда Павел говорит, что Церковь – это «полнота Наполняющего все во всем». Слово, переведенное словом «полнота» – πληρώμα (плэйрома). Это слово может указывать либо на то, чем что-то наполняется, либо на то, что наполняется чем-то. Если вы наполните стакан водой, то слово πληρώμα может относиться либо к воде, либо к стакану. Скорее всего, второе значение данного слова лучше подходит к тексту Еф. 1:23, т.е. Церковь – это то, что наполняется полнотой Христа.

Выражение «полнота Христова» далее определяется местом Писания, находящимся в Ин. 1:14-17:


«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца . . . от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
Заметим, что Христос был полон славы Божьей, т.е. благодати и истины. И мы приняли от полноты Его. Но также заметьте в 18-ом стихе, что в результате того, что Христос был полон славы Божьей, Он стал выражением Божьей природы: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Подобным образом Бог намеревается, чтобы Церковь, которая наполняется полнотой Христа, стала выражением Его жизни.

Церковь как Тело Христово является растущим организмом. Участие всех его членов, делящихся теми дарами, которыми Дух наделяет Церковь, приводит к «приращению (Церкви) для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16). Как тело, каждый член имеет определенную функцию и все члены необходимы для полного действия Церкви (1 Кор. 12:12-27).

Грудем проницательно отмечает, что у Павла есть не одно, а два представления о Церкви как о Теле.25 Во-первых, согласно 1 Кор. 12 члены Церкви составляют все Тело, в том числе и голову (см. 1 Кор. 12:15-17). Там подчеркиваются взаимодействие членов между собой и их взаимозависимость друг от друга. А в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам в роле главы Церкви выступает Христос (Кол. 2:19; Еф. 1:22-23; 4:15-16; 5:23). Там ударение делается на властное положение Христа по отношению к верующим и на Его обеспечение их всем необходимым. В качестве главы Тела Иисус так тесно отожествляется с Церковью, что преследовать Церковь – это преследовать Христа (Деян. 9:3-5).

Итак, в свете всего вышесказанного можно выразить определение Церкви следующим образом. Церковь состоит из возрожденных людей, проявляющих вместе жизнь Иисуса Христа и совершающих вместе Его служение. Это определение относится и к Вселенской Церкви, и к поместным церквям, которые стараются отображать жизнь Иисуса в конкретном историческом моменте.

Поищем еще подтверждения тому, что Божий план для Церкви заключается в проявлении жизни Христа. Павел пишет в Гал. 4:19: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» и в Кол. 1:27: «Христос в вас, упование славы». По поводу продолжения служения Иисуса в Церкви читаем Ин. 14:12, где Иисус пообещал Своим ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».

В этом свете можно видеть в стихе Писания Деян. 1:1 что-то очень значительно. Там написано по русскому Синодальному переводу: «Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала». Но сравнивая с оригиналом, верный перевод будет следующим: «Первое слово написал я, Феофил, обо всем, что Иисус начал делать, и чему начал учить». Другими словами, служение Иисуса не закончилось тогда, когда Он ушел с земли. Иисус все еще работает через Церковь, которая является «полнотой Наполняющего все во всем».

В заключение отметим, что Новый Завет различают тех, кто просто приходит на собрания (прихожан) и истинных верующих. Новый Завет полон предупреждения о вторжении лжеучителей и ложных «братьев» в Божий народ. Сошлемся лишь на несколько примеров:
«Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (Деян. 20:29),
«Вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуды 4),
«…чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2 Фес. 3:2).

  1   2   3   4   5


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет