Отечества родные уголки платочки белые, глаза усталые



бет1/3
Дата16.06.2016
өлшемі199 Kb.
#140228
  1   2   3
ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВА РОДНЫЕ УГОЛКИ
ПЛАТОЧКИ БЕЛЫЕ, ГЛАЗА УСТАЛЫЕ
Поезд "Москва-Орск" громыхал на стыках Южно-Уральской железной дороги и, останавливаясь чуть ли не у каждого столба, медленно, но верно приближался к Бузулуку. Ходу до этой узловой станции оставалось еще часа два, но мои соседки - женщины средних лет- уже достали ручную кладь и, улыбаясь, рассортировывали купленные по пути гостинцы. Я спросила по-свойски, зачем в Москву-то ездили?

- За товаром, - откликнулась одна. - Живем с колес. Сами покупаем, сами и продаем. А как только ремешок туже затягивается, снова в столицу.

О том, как живет российская глубинка, легче всего узнать вот так вот, во время вагонных разговоров, когда никто никому ничего не должен, и разговор льется словно песня. Вот почему такой живой, можно сказать, профессиональный интерес у меня к попутчикам.

Место "бизнесвумен" из Бузулука заняли пенсионеры. Иван Павлович и Мария Михайловна ехали на свадьбу к внуку. Разговор клеился. Дед . со вздохом вспоминал, какими щедрыми урожаями одаривала земледельцев оренбургская житница в советские времена. Хлебом жил и богател регион.

- А сегодня, - сетовал бывший комбайнер, - к земле нет тяги у молодежи. В уцелевших хозяйствах молодые механизаторы наперечет. Кому поднимать село, возрождать былую славу оренбургских хлеборобов?

Тогда нечем было ни утешить, ни обнадежить старого пахаря. Дело-то было еще летом 2005 года. О национальном проекте в сфере АПК, если уже и задумывались в высоких инстанциях, то нам, простым россиянам, еще не докладывали. А спустя ровно два месяца после этой поездки довелось мне побывать на ВВЦ в качестве участника ежегодной ярмарки "Золотая осень". Осматривая павильоны с выставленной продукцией из самых разных регионов нашей страны, особое внимание обратила на стенды Оренбургской области - пожалуй, с самой богатой продовольственной коллекцией из всех представленных здесь. Значит, есть чем блеснуть и накормить! Практически все районы этого богатейшего края были представлены новинками в хлебобулочной, мукомольной, мясоперерабатывающей отраслях. Слюнки текли от вида пышных караваев, окороков и крохотных охотничьих колбасок. Подумалось, а что бы сказал мой умудренный жизнью попутчик, если бы увидел такое великолепие? Наверное, порадовался бы, а может быть, и с сомнением покачал головой, мол, сегодня, Слава Богу, есть чем блистать и хвалиться. А завтра?

… Но вернемся к началу моей поездки. По прибытию в Москву, на Казанский вокзал, мы вскладчину взяли такси и отправились на ВВЦ. Попутчица Валентина, лет сорока на вид, сухощавая, подвижная и улыбчивая, тоже спешила по этому же адресу. Только павильоны у нас оказались разные. Приехали мы одним и тем же поездом, и по пути к месту назначения выяснили, что все мы трое - почти земляки и даже имеем общих знакомых. Таксист, слушая наши восторженные объяснения и уточнения, откровенно рассмеялся и сказал не без гордости: "Вот за что я люблю нашу Москву, так за то, что многие приезжие здесь почему-то сразу находят родню, хотя и едут сюда одним поездом".

Когда я поинтересовалась у моей новой знакомой, с какой целью она приехала в столицу и что ей нужно на ВВЦ, она объяснила, что везет на ярмарку знаменитые оренбургские платки, палантины и паутинки. Место в 70-м павильоне она уже "забронировала" заранее и надо только отыскать администратора, чтобы тот указал, где ей встать с товаром.

- Ну, а кроме вязания, чем еще в вашей деревне Чеботарево занимаетесь? - спросила я.

Валентина грустно улыбнулась:

- Колхоз наш лет десять назад гремел на весь Кувандыкский район. И в области считался далеко не последним. Сегодня нет ни фермы, ни мастерской. Последние трактора порезали на металлолом и сдали за долги. Поля арендуют какие-то люди из города. Пригонят технику, вспашут, посеют, уберут, что выросло. И снова никого.

Как оказалось, земельные паи чеботаревцы сдают в аренду приезжим фермерам. Женщины занимаются платками, мужчины ведут подсобное хозяйство. Молодежь потихоньку разъезжается.

Вот с ней едет сын Витя. Ему под 30. Женат. Свой дом поставил благодаря маминым платкам и отцовским быкам. Если бы не родительская помощь, то удрал бы сын вместе с семьей в ближний город Медногорск или Кувандык. Но жаль отца и мать бросать. Жаль из красивой деревни уезжать, хочется, чтобы маленький сынок Виктора подольше побыл у родной землицы.

Об этом он мне говорил у входа в павильон, пока его мама хлопотала о торговом месте. Я решила их проводить внутрь, и вдруг увидела, что их торговая площадка располагается в тесном окружении представителей церквей и монастырей Самарской области. Оказывается, они также не первый год участвуют в этой знаменитой ярмарке, продавая свечи, мед, пряники и какие-то душистые яства, вязаные носки и варежки, церковную утварь, литературу, иконы, обереги... Я по натуре оптимист, поэтому посчитала соседство Валентины удачным, о чем и сказала ей на прощание.

И все-таки, все-таки, почему многие деревни России вымирают? Вымирают оттого, что их обитатели устали бороться с безработицей, не стало управы на "раскрепощенных" от повседневных дел и забот мужиков, пьющих горькую все чаще и чаще со своими женами, также потерявшими опору в жизни. Когда я ступаю на землю родной моей Акберды в Башкирии, где осталось десятка три дворов в окружении великолепной природы, мне становится и печально, и стыдно, и так смутно на душе, что хочется плакать. Прав, прав был мой седовласый попутчик Иван Павлович, с горечью толкуя о невосполнимых потерях российской деревни. Об этом официально сказано и на сайте муниципального района Зианчуринский:«В деревне Н.Акберда сельского поселения Муйнакского сельсовета, девять лет назад проживало 156 человек: мужчин –72, женщин 84, в 2002 году было зарегистрировано всего 170 человек: 81 мужчина и 89 женщин. Прирост населения составил 14: 9 мужчин и 5 женщин. В 56 подворьях граждан содержатся 88 голов крупного рогатого скота, 14 лошадей, 117 голов коз и овец, 11 уток и 28 гусей, тракторов и грузовых автомобилей нет, зато имеется 19 легковых автомобилей. Почти два десятка акбердинских семей не имеют подсобного хозяйства».

На днях была у меня в гостях дальняя родственница Татьяна Заруцкая, уроженка этой деревни, где по сей день проживают родители ее мужа.

- Наведываясь в гости на нашу малую родину,- сообщила она мне,- стараемся уехать поскорее, несмотря на красоту нашего уголка. Народ разбегается. И если в башкирских деревнях еще строятся, то в нашей, русской, словно метелкой выметает не только молодых, но и стариков. Пройдет год-другой и там ничего не останется. Как не осталось ничего от «тезки» нашей Акберды, расположенной в верховьях речки Акбердинки.

… Туда прошлым летом заехали студенты Оренбургского университета. В своем «Вестнике» они по приезду поделились своими впечатлениями: «Остановились в прекрасном месте: среди гор и лесов. Раньше здесь была деревня - Верхняя Акберда, а сейчас, пожалуй, все, что осталось от цивилизации, - брошенные дома да заросшие бурьяном дворы. Электричество отрезано, а зарастающие травой дороги иначе как направлениями не назовешь. Удаленность от трассы и других населенных пунктов привела деревню к гибели: нет школы, больницы, а после развала колхоза - и работы. Да много еще чего нет, но есть плодородная земля, а дома из огромных сосновых бревен, даже брошенные, выглядят лучше, чем некоторые жилые в старых кварталах Оренбурга. Чем не рынок вторичного жилья? И почему бы не предложить их за мизерную плату беженцам, которые ютятся в переходах и живут попрошайничеством?

Вид "бездушной", покинутой людьми деревни очень тягостный, а потому мы разбили лагерь несколько поодаль, впрочем, не углубляясь в лес. Рядом был родник, дающий жизнь небольшому ручью, и возвышались березы, которые нам, жителям степного края, казались просто огромными. А кучи земли, видневшиеся поодаль, оказались муравейниками, самый высокий из них - около полутора метров. В пестром разнообразии цветущих трав желтыми и сиреневыми пятнами выделялись зверобой и душица».

А мне вспомнилась эта самая дальняя деревенька конца 50-х годов, где я гостила перед тем, как пойти в школу, у своей двоюродной сестры Раички Шеховцовой. И тогда там домов было не густо, но жили люди, как у Христа за пазухой. Держали до десятка голов скота, водили птицу, пчелосемей в каждом дворе было от несколько ульев и до полусотни. Женщины, кроме работы на ферме, в поле, на току, занимались пуховыми платками. Вокруг поселения были леса, луговые поляны с земляникой и целебными травами. Какое прекрасное место для детского курорта или санатория. Но так и не дошли руки у наших правителей до нужд простого народа. Рядом с нашей Акбердой почти исчезла другая деревня- Русская Чумаза, а еще раньше- еще с десяток поселений, в которых жизнь , как говаривали раньше, била ключом.

Думаю, что не всегда бывает откровенным и руководитель одного из башкирских хозяйств, с которым мы, навещая родные места, встретились по особому случаю. Но на этот раз он говорил прямо, открыто и с большой тревогой о судьбе российской деревни:

- До 70 процентов хозяйств нашего района можно считать банкротами. Разве дело, что я "горючку" выпрашиваю в соседней области, тогда как моя Башкирия захлебывается от сверхпланово добываемой нефти. У нас в колхозе было пять бригад, в том числе и ваша деревня. А работящего люда осталось по три-четыре человека с каждого звена. Да вы, наверное, уже были в Акберде , видели, что почти ничего не строим. Тут, на центральной усадьбе, немного да прибавляется домов, а вот чуть подальше, в глушь - разор. И это при таком богатстве, которое есть у нашей республики!

На выставке "Золотая осень" министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев, выступая перед журналистами-аграрниками, обнадежил:

- Инвестиции в АПК будут увеличены в десятки раз. Позитивные изменения грянут уже в ближайшее время. Только, прошу вас, не теряйте остроты пера и чаще пишите о проблемах села, его жителей. Пожелания хорошие и мы, конечно, постараемся оправдать те надежды, которые возлагают на нас, прежде всего, сами жители сел и деревень.

На ярмарках социокультурных проектов, проходящих ежегодно в Нефтегорске и в Самарской области, мы воочию видим, каким мощным потоком пошли в села области идеи и средства по переустройству жизни сельчан, их культурному обслуживанию. Наделенные природной сметкой, смекалкой, трудолюбием и старанием, сельчане не опускают руки, когда в их дом приходит нужда или другие трудности. Умеет этот удивительный народ терпеть, любить, надеяться на лучшее и верить, что благодаря президентским проектам и на их улицу придет праздник…

Сельская глубинка держится, прежде всего на людях, которые, слава Богу, не теряют надежду и веру в свою землю и силу своих натруженных рук. Все они в разное время стали и еще станут героями моих рассказов, зарисовок, репортажей, путевых заметок. И я посвящаю такие вот строки: «Кто не знает сельского распорядка дня, той нагрузки, которую каждый хозяин подворья добровольно взваливает на себя, тот вряд ли поймет, что за всеми рекламными прелестями об уютном и хлебосольном «домике в деревне» стоит тяжелый труд, связанный с каждодневным риском потерять все, что ты имеешь, во что вложил не только свое старание, время, средства, но еще и сердце».

Стоит прислушаться и к словам еще одного моего героя, Владимира Петрушина, сельского бизнесмена и фермера из Утевки: « Государство - ведь та же семья. И если семья будет надеяться, что родители или дяди-тети дадут кусок хлеба, нальют молочка, то такая, с позволенья сказать, семья обречена на нищенство. Мы ведь эти этапы уже проходили: раскулачивание и организацию колхозов, совхозов, когда при наличии хлеба в закромах государства народ голодал и умирал. По разным данным только от голодомора погибло от одного миллиона до четырех россиян. А что натворили в годы перестройки? Не удержали хозяйства от банкротства. Так что, когда-никогда, а хлебушек будет востребован, но одним годом былые объемы не восстановишь и обороты не наберешь. Тут нужно время и немалое, средства - также немалые. Вот почему я обеими руками голосую за помощь государства аграриям, но такую помощь, которая не била бы по карману, а действительно помогала сохранить и приумножить богатство российской земли».

Не устаю писать о том, как живется российскому мужику, как пластается на своих сотках крестьянская семья, как поднимают родители детей, направляя их на учебу в вузы, чтобы не остались малограмотными. И делают все, чтобы вернулись они под родные крыши уже дипломированными специалистами. С особой теплотой и быть может, порой и с пристрастием веду повествование о том, как живется-можется сегодня сельской женщине-труженице. Об одной из них родились вот эти строки: «Таких как Анна Николаевна Останкова в селах нашего района гораздо больше, чем тех, кто ждет у моря погоды и никак не поймет, что уже не спрячешься за широкую спину родного колхоза, ибо колхоз – день вчерашний и невозвратный. Значит, надо полагаться на свои силы и сноровку жить по-настоящему, не терять веру в удачу. Примечательно то, что первыми науку достойного выживания освоили сельские женщины- эти неутомимые труженицы и оптимистки, за что большое им спасибо!»


Москва - Республика Башкортостан - Оренбургская область - Нефтегорск.
« В СТЕПИ САМАРСКОЙ, У ТОЛСТОГО…»
Прямая, как стрела, дорога, укрытая асфальтом, круто забирает влево, где в сизом мареве плавится чудный город, с островерхими шатрами, разноцветными палатками, полотняными навесами и четкими рядами блистающих на полуденном солнце автомобилей.

Над всем этим необычным убранством алексеевской степи величаво возвышается гора. Гора необычной формы- с северо-западного края пологая, с юго-восточного - круто вздернутая к верху, чем-то напоминающая пасхальный кулич, который по недосмотру хозяйки чуть повело в сторону, когда та ставила его в горячую печь.

Да и степь сегодня, как та раскаленная печурка. От трав, примятых множеством ног, как людских, так и конских, исходит, истекает дурманящий запах иван-чая, шалфея, полынка, зверобоя и тысячелистника. А проселок все дымится и дымится под колесами многочисленных автомашин, подъезжающих сюда, на место Степных скачек в самарском имении Льва Николаевича Толстого.

В четвертый раз проводятся они в этом красивом местечке, близ горы Шишки, неподалеку от поселка Гавриловский. Торопимся и мы погрузиться в это необычное для нас, горожан, празднество. А потому оставляем свою «десятку» в ряду таких же, как и она, сотен лошадиных сил и устремляемся .устремляемся сотен лошадиных силтавляем свою "е, близ горы Шишки, неподалеку от села Шариповка.очного- круто вздернутая к ве к коновязи, где гуртуются десятка два коней. Они уже пробежали свой круг, и наездники заботливо обхаживают своих быстроногих рысаков. Неподалеку седлают для следующего заезда своих рыжих лошадок воспитанники конно-спортивной школы из села Борского Самарской области. Особенно привлекают наше внимание девчата. Все молодые, красивые, стройные, не лишены изящества. На коне сидят, как влитые! Из короткой беседы узнаем, что девочек в этой школе обучается больше, чем мальчишек - вот такое пристрастие борских юных дев к существам удивительным и прекрасным.

При подъезде к центру праздничного круга беговая дорожка заметно не просматривалась, но стоило нам подняться чуть повыше, к шатрам и торговым базарам, как стало видно, что степной чернозем после расчистки отливает красновато-желтым цветом, видимо, сказывается соседство горы. И вот по этому чуть наклоненному полотну скачут всадники, показывая свое мастерство, опыт, хватку, а также силу мышц своих четвероногих друзей. А в том, что кони - это второе продолжение человека, сомневаться не приходиться,- именно во время скачки два этих существа сливаются в одно целое.

Следуем дальше и наблюдаем, как к одному из автобусов подходит группа женщин в национальных костюмах. Взгляд притягивают необычные головные уборы, из множества серебряных монет, искусно собранных в блистающие на солнце шлемы. Улыбки. Приветствия. Знакомство. «Чувашский ансамбль из села Субботино,- весело рапортует улыбчивая хозяйка пюрта-сюрта Ирина: - Мы на этом празднике представляли нашу избу, с убранством, яствами и песнями. Чуть-чуть устали, так как волновались - примут ли, поймут ли наши традиции и культуру. Нас особенно обрадовало, с каким интересом подростки и детишки рассматривали наше шитье, вязание, разные поделки из бересты, слушали наши напевы».

… И снова мы слушаем степь. В нежные переливы жаворонка вплетаются мелодии старинных песен. Лучшие народные фольклорные коллективы Самарской области показывали на импровизированной сцене под открытым небом свое песенное мастерство. А еще блистали кулинарными талантами хозяюшки культурно-национальных центров: блинчики и беляши, пончики и ватрушки, кумыс и квас, множество других яств татарской, казахской, украинской, башкирской и русской кухонь предлагалось отведать дорогим гостям.

Хорошее звуковое оформление концертной программы, четка организация конкурсов - не единственное достоинство устроителей этого мероприятия. Тут же, неподалеку работали сотрудники Алексеевского музея Льва Толстого со своими юными помощниками- членами «Муравьиного братства». Вместе они подготовили великолепную выставку большого ремесленного базара, куда пригласили со своими оригинальными поделками умельцев из родной Алексеевки и окрестных сел. Нам особенно понравилась вот такая прибаутка от местных умельцев лозоплетения: « В Алексеевке живут мастера умелые, и плетень они плетут, и корзины делают!». И действительно, даже площадка, отведенная под ремесленный базар, была огорожена плетневым низким заборчиком, а внутри него чего только не было, включая веники! Для взрослых не сделать оригинальную покупку здесь – просто было грех, а вот для детишек соблазны другие - непосредственное участие в детской театрализованной ярмарке. Зазывалы, торговки сбитнем, цыганки-гадалки, боярыни и ряженые – где еще можно увидеть и пообщаться с такими яркими и самобытными персонажами седой старины, когда сам граф Лев Николаевич Толстой любил поучаствовать в таких же шутливых сценках, разыгрываемых дворовыми людьми.

О Толстом на празднике не говорили и не вспоминали разве только одни кони. Им было не до разговоров. Забеги на короткие и длинные дистанции - это вам не на Шишку взбираться… Конно-спортивные школы показывали лучший свой класс, но поскольку автор этих строк в бегах особо не разбирается и ей трудно оценить по достоинству лучших наездников и их фаворитов, то этот немаловажный момент я опускаю.

Мне более всего интересно было наблюдать за общей картиной праздника. Скачки – это все-таки повод, чтобы встретиться по-домашнему, под открытым небом, посидеть кружком, на ковыльном покрывале, среди близких тебе по духу людей. И вот это простое и теплое общение земляков наполнило до краев праздничную атмосферу каким-то особым ароматом добра, понимания и узнавания друг друга.

Директор музея Льва Толстого Надежда Гоголева, много лет посвятившая изучению биографии великого русского писателя, касающейся алексеевского периода, держит постоянную связь с музеем Ясной Поляны, лично встречала три года назад его директора и хранителя, правнука Льва Николаевича – Владимира Ильича Толстого. И мне посчастливилось встретиться с этим человеком, поговорить о том, для чего нужно сохранение памяти его предка.

В селах Алексеевского района и даже в нашей Богдановке передаются из уст в уста истории, легенды и рассказы о том, как писатель ездил на кумысные лечения в глухую степную глубинку, где располагались его два имения. Теперь маршрутами его следования занимаются алексеевские краеведы и администрация района вместе с департаментом развития туризма Самарской области. Туристские тропы торятся в двух направлениях - из Самары до имений Толстого - это в районе сел Гавриловки и Патровки и хутора на берегу речки Тананык. Часть из утраченного планируют возродить, для чего уже четвертый год подряд организуются сборы добровольных пожертвований. А занимается научными исследованиями и восстановлением толстовской усадьбы ГУП НПМ «Самарареставрация».

… На широкую ногу отметили жители Алексеевского и соседних с ним районов 180-летие со дня рождения великого русского писателя Л.Н. Толстого. Почтить память своего знаменитого предка приехали его праправнуки. Одна из самых знаменитых праправнучек Фекла Толстая рассказывает: « Здесь я была два года назад. Места красивые, мне очень понравились, и это понятно - ведь более ста лет назад Лев Николаевич жил здесь. И сегодня хочется остаться подольше, напитать себя духом этих мест».

Средь шумного праздника и веселья, казалось бы, невозможно затевать какие-то серьезные дела, но у администрации района, руководителей областных служб, вместе с почетными гостями толстовского дома нашелся повод поговорить о том, как быстрее восстановить оба степных имения Льва Николаевича Толстого. Решение приняли «соломоново»- взяться сразу за два объекта, и к 2010 году завершить эту работу полностью. Здесь планируется построить оздоровительный комплекс с кумысолечебницей. Тем самым придет и обновление для самой Алексеевки.

Ко всему сказанному хотелось бы добавить, что уроженец здешнего края поэт Федор Востриков, посвятил своему знаменитому земляку немало ярких поэтических строк. Одна из них, из стихотворения «Лутай», взято мной для заголовка этого материала.

И если вам случится побывать в Алексеевке, то непременно загляните в местный музей, где вам расскажут и о Толстом, и обо всех знаменитых людях района - писателях, поэтах, архитекторах, художниках, героях гражданской и Отечественной войны, и обязательно подчеркнут, что толстовское начало сыграло в местных талантах свою определенную роль. А в коридорах краеведческого музея, как призналась Надежда Гоголева, живут привидения. Может быть, это тоже как-то связано с духом могучего и бесстрашного пророка и великого мудреца России Льва Николаевича Толстого, по почину которого и действуют сегодня члены музейного «Муравьиного братства», разрабатывающие туристские тропы и маршруты.


«ДРЕВНОСТИ НЕФТЕГОРСКОГО РАЙОНА»
Книга под таким названием, вышедшая три года назад в Самарском издательстве, стала раритетом для преподавателей, школьников и всех жителей Нефтегорского района, интересующихся седой стариной.

Анатолий Плаксин, один из авторов этого научно-популярного издания, долгое время работал учителем физкультуры и истории Утевской средней школы. Односельчане знают его еще и как краеведа и археолога-любителя, автора десятка научно-популярных статей. Во время приездов в его родное село друга детства, самарского писателя А.С. Малиновского, довелось и мне познакомиться с этим человеком, который с первых же слов заворожил меня.

Отменный рассказчик, Анатолий Васильевич буквально погружает слушателей в древние пласты истории, которые изучал не только по институтским учебникам. С детства увлеченный всякими тайнами и археологией, он сумел прикоснуться вживую к историческим артефактам при раскопках сарматских курганов, расположенных неподалеку от села, прямо за околицей.

В предисловии к книге говорится, что, начиная с 1973 года, Плаксин участвовал в археологических экспедициях. Принимал участие в раскопках утевских курганов, Съезженского грунтового могильника (Богатовский район), дюны «Человечья Голова»), поселенья урочья Песчаный Дол. Открыл несколько новых объектов, в том числе - курган №6 Утевского 1У могильника.

Несколько лет назад мы встречались с ним во время совместной экспедиции ученых – археологов из Америки и Самарского государственного педагогического университета. В завершении поездки в тот памятный жаркий летний день разговорились с его коллегой по многолетним курганным изысканиям. Это был Павел Кузнецов, кандидат исторических наук, руководитель комплексных археологических и экологических экспедиций, автор исследований утевских, потаповских, красносамарских курганов, доцент СГПУ, сотрудник Института истории и археологии Поволжья. Они показали нам компьютерный вариант книги о древностях нашего района. С нами тогда рядом оказался глава района Сергей Афанасьев. Его заинтересовал богатейший материал, собранный археологами по утевским курганам, и он пообещал изыскать средства на издание этой книги. Спустя несколько лет, когда сей труд выйдет солидным тиражом, как и было обещано, при финансовой поддержке администрации Нефтегорского района, в газетах напишут о том, что самарские исследователи совершили открытия мирового значения. И это не было преувеличением.

В 2007 году состоялась презентация книги «Древности Нефтегорского района», в которую удачно вписали еще одну книгу - «Главное русло судьбы. История Нефтегорского района», автором которой стал утевский предприниматель Владимир Петрушин, а редактором - сельская поэтесса Зинаида Лукьянова. И когда участники презентации делились своими впечатлениями, подчеркивая историческую значимость этих научных и докуметнальных трудов, то не отделяли проблематику одной книги от другой. Историческая канва, начавшаяся со знаменитых утевских курганов, была достойно завершена историей Утевского района, который на карте области просуществовал до 1965 года.

…Один из соавторов книги «Древности Нефтегорского района» Алексей Плаксин о своих любимых курганах может рассказывать часами. Например, однажды во время экскурсии с ребятами до ближайшей дюны, расположенной в районе Старой Крепости, за рекой Самаркой, он делал снимки. День был жаркий, над песчаным холмом плавилось марево. Всем почему-то стало не по себе: девочек затошнило, у ребят закружилась голова. Пришлось покинуть это загадочное место. Пленки Анатолий Васильевич проявил не сразу, а когда посмотрел на снимки, то ахнул - по кромке могильника явственно проступали лики воинов. Размытые, но хорошо угадываемые на черно-белом оттиске…

Раскопки большого Утевского кургана начались в 1969 году. И оказалось, что это – грандиозный памятник эпохи бронзы III – II тысячелетие до Рождества Христова! Археологи нашли здесь навершие медного боевого стилета. Как определили ученые, более тысячи лет оставалось до начала железного века, а тут, у нас этот металл уже «правил» жизнью сарматов! И еще одна сенсация.Металлические изделия из гробницы Тутанхамона оказались на семь столетий моложе утевских.

Через четыре года археологическая экспедиция Павла Кузнецова, опять не без поддержки местных властей, при активном участии Анатолия Плаксина и учащихся Утевской средней школы, начали раскопки Потаповского могильника, где обнаружили останки человека. Согнув ноги, вытянув руки вдоль туловища, он лежал на спине, а вот голова была приставлена конская. Анатолий Васильевич рассказывает, что участники экспедиции долго ломали голову над вопросом - случайно ли череп оказался вместо головы человека? Какие тайны хранит этот «минотавр»? Кто-то в шутку назвал его хранителем могильного лабиринта. В ногах древнего человека покоился скелет ребенка, рядом была найдена дудочка. По старинным преданиям этот мальчик - пастушок шествует впереди процессии, которая идет в царство мертвых.

Угадывается ли здесь связь культуры бронзового века Древнего мира с сарматской культурой Поволжья? На этот вопрос ответ можно найти в книге «Древности Нефтегорского района».

Подтверждение этой гипотезы ученые нашли еще в одном из захоронений Утевского могильника. Его раскопала лет семнадцать назад все та же экспедиция самарского ученого-археолога Павла Кузнецова. Вот что писала об этом районная газета «Луч»: «На изложии лежат лицом к лицу, обнявшись, два скелета. Один – прямо-таки великан, под два метра. Примечательно, что для бронзового века такой рост – большая редкость, как и длинная шея, такие же длинные ноги, руки, большая грудная клетка. Второй скелет по наклону черепа, тонким костям свидетельствовал о том, что рядом погребена девушка. Череп юноши пробит, в его стопе нашли стрелу с костяным наконечником. Между лицами этой молодой пары уложен кинжал из бронзы – символ непорочности».

Три года назад, во время одной из наших встреч с Павлом Кузнецовым, работающим над реализацией социального проекта НК «ЮКОС» «Дорогами тысячелетий», я поинтересовалась уникальными находками утевских курганов. Павел Васильевич вновь сослался на книгу «Древности Нефтегорского района», которая была почти готова к выходу из печати, подчеркнув, что связь бронзовой эпохи Поволжья с античной культурой нашло свое подтверждение не только символичным расположением останков Утевского и Потаповского захоронений, но и обнаруженными в них псалиями.

Я спросила, что это такое? Это дисковидная костяная деталь конской узды с четырьмя шипами, в ранней античности заменявшая мундштук. Кузнецов уточнил, что такие же, только бронзовые псалии, были найдены в развалинах Микен, в Греции, а также в поселении Газа. И еще одна существенная деталь, которая роднит эти находки, - на утевских и потаповских псалиях вырезан орнамент, распространенный на территории Греции в эпоху Микенского царства во втором тысячелетии до новой эры.

Выступая на презентации книги «Древности Нефтегорского района» учитель-краевед Серафима Борисовна Польникова сказала: «Хорошо, что наконец-то такие уникальные открытия стали известны широкому кругу читателей Подобный материал нужен особенно школьникам. А по большому счету следует включать страницы таких книг в учебники истории. Нам, учителям, родителям нужно сделать все, чтобы дети не только прочли, но и детально изучили многолетний труд самарских ученых-археологов и местных краеведов».

«Древности Нефтегорского района» на полках библиотек не залеживаются. Берут и читают пожилые, дети и просто любители преданий старины глубокой. Почетным гостям нашего района также вручается эта книга, в знак уважения и напоминания о том, что тайны земли нефтегорской еще не все раскрыты, и они ждут своих новых исследователей.
ЗА ТАЙНАМИ

УТЕВСКИХ КУРГАНОВ



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет