Пасхальные обряды Шацкого района



Дата21.07.2016
өлшемі90.05 Kb.
#213534
Пасхальные обряды Шацкого района.
Пасха наиболее значимый православный праздник, занимала центральное место в народном календаре и играла важную роль в традиционном мировоззрении.

В течение предпасхальной (страстно́й или «страшно́й») недели налагались запреты на какие бы то ни было увеселения. Соблюдался также строгий пост.

Подготовка к празднику включала в себя обязательное мытье дома, проводившееся в Великий четверг, и его украшение. Праздничный вид интерьеру придавали изготовленные из соломинок и разноцветных бумажек, скрученных в трубочку или подвешенных к соломинкам, «паук» и «люстры» или «фонарики» («Давно ще делыли: и "пауком" называли, и "люстры"»1). В с. Казачья Слобода соломенную «люстру» называли «кади́лом»2. «"Паук" эта, я нибальшая была, вешала, я сама йих делыла из саломы. Саломы нарежу, вот такии вот саломинки делають [=10 см], и на нитки я вязала йих вот. Вот так вот на ету, на иголку я эту, такую вот саломку. Патом вот такую квадратнинькую ету, красивую там бумажку эту. Всякии бумажки красивыи: и жолтыии, и красныя – тада красили йих. И вот резали, так вот делыли. Тут саломка, а тут разнацветны бумажки маниньки [=примерно по 2 см] вот так вот надявала. И вот я йих вешала многя ниткавф – йих многа, парядяшна йих, ну, там штук было́ деситт, наверна, – и привешивала вот туды к этаму, к пыталку». Концентрически расположенные соломинки привешивали к потолку с интервалом примерно 10 см, а концы ниток обматывали за вбитые в потолок гвоздики, чтобы их концы не свисали вниз. «А йих вить скока нада вить, штобы ани были ни так, што ета вот адин, эта вот два там, три. А йих вот вот так вот – чяста, канешна. Йих [=соломинки] пряма там завязывають на нитычку, так заматываишь, штоб ни висели ани. И вот йих ва все стораны эти вот нитычки. Ани, вирёвычки, вот таки долгии [=1 м] были-та. Да. Вот сабираишь тут вот в адну кучку, йих всех сабирёшь в адну, вот там пиривяжышь, а эти все вот. И тада в ету вот кучку в сиридини так забьёшь гваздок, а ет кругом вот так вот йих вешаишь – к паталку, к паталку йих развешываютъ все. И круго́м, кругом, штоб он был ва весь вот этыт паталок. А патом "фанарик" делають, "фанарик" делають апять из саломы. Есть бальшой "фанарь" [=примерно 20 см]. Да. А патом вот тут адин манинькый, суда адин маинький, вот суды – читыри, пятый пасире́дь. И в сирёдки. Вот всё привешываишь туда, и в этыт, в "фанарики" в эти кладёшь вот такии яйцы. Да. Вот йих там пять "фанарикывф" манинькых, и в кажный ету вот – вот так прадувайишь йих, вот прадуишь, штоб скарлупу тока адну, там пакрасишь йих – и вот вешаишь в эти "фанарики". Эт как "паук". Вроди как паук вот. Ды энт паук-та – ент савсем другой. А ет проста называл ся он "паук" он. Сделаишь яво ва все эти сюраны, а ета сделаишь такой "фанарик". Эт для красаты. Эт к Паски»3.

«Пауки» изготавливали также на Рождество, Крещение и на другие большие праздники, а в некоторых случаях и для повседневного украшения интерьера. Отличие состояло только в том, что на Пасху внутрь «фонариков» или «люстр» (биконических пирамидок) клали пустые окрашенные яйца. «''Люстры" из саломы тожы делали. Сделаишь тожы тах-та [как ''паука''] и павесишь вот так на нитычке, ани висять. А тут ищ паложышь, вазьмёшь на Пасхи йицо паложышь туда, в ''люстри"-т эт йицо»4. «У нас – ды эт ни толька Кришшэния! – у нас так делають, ни на праздник, а так привесють и делають "паука́"-т тада. Тада не́ была этих люстарёв-та. Саломинкм та́ма, махры и бумажкый разный или эта, и этим – как кувшыньчикам, а тут ищё малинькии вот такии вот саломинки наделають. Такии круглыи найдуть, а туды ищё малинькии какии сделають саломинки. А тут или бумажку разную навесють – красива штобы был... [На Пасху] туда яички парожнии паложуть...»5.

Божницу и окна украшали бумагой с вырезанными узорами. «Эт к Паски. У нас были вот так вот иконы, была полка, и там была полычка и вот вырязали выризки. Да. На окна – вот эта шторкавф не́ была у нас тада, и всё из бумаги сделаю – выризку выризала. Ножницами. Вот так вот складываишь [бумагу] и ножницами йих вот вырязаишь, штоб были цвяты такии красивыя… Ни стёкла [закрывали], а проста вот так вот – вот тах-та [=указывает на шторы]. Ве́шыли, как вот тах-т завесычки были. И вот на этих [=полках] вот всё делыли такии жы, и выризкыми. Да. Щяс вот йих, полкыа-та нету... Да, тада, было́ вот так вот в угалке такии палычки были, и вот над такими полычкыми делали выризки. Эт щяс шторы визде ды и всё. А там-т щ тада не́ была ничяво. Эт вот вырязали эт всё к Паски... Да. И эт [стены] тут аклеивыли етый газеткыми. Чем придёцца. У каво чёо есть. Вот эт всё в старину всё тах-т делыли...»6.

Не меньшее значение придавали подготовке праздничного угощения. Пасхальный стол повсеместно состоял из крашенных яиц, пасхи и кулича.

Пасхальные яйца готовили заранее. «Раньшы в Читьверьгх красили, да. Лукавыми перьями. Краски-т и знать ни знали. Лукавыми перьями. Да туда в марищи́лъницу (?) паложуть, ани выдуть пёстринькии, нарядныи. Да...»7. При этом применялись естественные красители, хотя нами отмечены и иные предпочтения: «В Виликый Читверг и красють. Хто чем, хто красычкый, хто вон лукым – ат лука перьи. Ну, энт, гаварять, грех – ат лука-та. Всё гаварять, нужна краскай...»8. Иногда яйца не варили, а запекали в печи. «В читвергх яйцы пякуть и красють. Эт абязатильна яйцы пякуть. Печь истопють и прям на под [клали]. А красили-т – эта либа в чюгуне краску»9. На скорлупе обычно ничего не рисовали.

Название «кулич» известно не везде, хотя и широко распространено. Иногда кулич называли просто «пирогом» В этом случае его выпекали не в форме, а на сковороде. Кулич пекли из сдобного теста, наверху выкладывали из жгутиков теста крест. «Паска – эт в формычкых пикли. Хто как называл: хто "паска", хто "кулич". Тут адна ана была́. Хто скажэт: "Паску спикли сегодня", – а хто от: "Я кулич спякла". Иё снабжали харашо: и изюм клали, и так снабжали – чёо там хто можыть, пясочик сыпали, эта, маслица. Сдобныя вроде ана, атличялась ат пирагов-та ат сваих. Какая взайдёгь у као, хто как сумеить. Эт толька вить крестики так навиртя́ть, и вот в двух мястах па канцам паски такия-тя крясточки делали»10.

Встречается и наименование кулича «паской». Но обычно «паска» – это блюдо из творога, в который добавляли «маслица, и яичка, и сливычкых. И апять в марлю, и пад камушык иё... Ну, вот иё в чяшку в ету вот. Вот ана в марле, ана делаиццы как вот формычкый. Свитили тада и тваро́г, и пичёньш, и яички. Вот ныбяруть иё и свити́ть»11. В пригородных слободах и крупных селах были распространены пасочницы («па́стницы») – деревянные формы, в которые закладывалась масса из творога, яиц, масла, сахара для дозревания. Обычно их делали в виде усеченной пирамиды, на каждой грани и верху которой были вырезаны кресты. В с. Борки на гранях формы-пасочницы были изображены петух, лестница, крест и буквы «X» и «В»12.

Кульминацией праздника была пасхальная всенощная, которая являлась важным событием в духовной жизни крестьянина. В южной части района (в основном в прицнинских селах) существовал обычай разжигания костров во время всенощной или после ее окончания. В с. Парсаты «эт, гыварили, тагγда, кагγда на Паску. Да. Прамежду абедни, на перьвый день службы Христовый. "Эт уш жгли, – гыварить, – Христу ноги грели"... Ну, еты на дарогых. Да. Проста из саломы…»13. В с. Борки около церкви ставили большой дубовый крест и поджигали его. Он горел, пока шла заутреня, потом его тушили14. В с. Кермись «эт "провыды" на Паску. Крест саломай весь абвивають, а патом зажыгγають яво, и он сгγараить. Эт на Паску такой абычий был: между заутриний и абедний зажыгγали крест. А щяс-та и ни становють, щяс вон балоны жгγуть... Ну, раньшы у нас на кладбищи-та тоже зажыгγали. Крест-т вон чем-нибудь абальють и зажыгγали яво пад Пасху. Абычий такой был: как "Христос Васкрес" запають, и зыжыгγають яво...»15.

Обычай был известен и в приграничном с. Алгасаво Маршанского района Тамбовской обл. «У нас жгуть. Да. Вот мы рибитишкыми были, балонав16 пять-шэсть туда с вечиря, вобщим, натаскаим, а как двянаццышь чясов – ужэ начинають абедня, вобшэм, да: "Христос, – там, – васкрес!" – и мы зажыгγаим. И в цэркави ужэ услышым: там из пушкав там стрильба и там возли цэркыви начинають – и мы ужэ начинаим кастёр за-жыгγать...»17.

Как и со многими другими значимыми календар­ными датами со всенощной связывались различные по­верья и приметы, исполнение некоторых магических действий. Так, С.М. Пономарев приводит пересказ легенды о том, что во время пасхальной всенощной Сатана заковывается в цепи. «Сатана прикован на цепи; ее грызет целый год он и догрызает до ниточки. Последнюю неделю Великого поста сам Христос стоит посреди церкви, молится святым на Пасху. Как "Христос воскресе" запоют, цепь снова накидывается на него, сатану»18. Считалось, что во время пасхальной и троицкой службы в церкви надо было произнести определенные слова, чтобы потом целый год выигрывать в карты19.

Утром после службы смотрели, как «играет» солн­це. «Я вышла, и тут ищё народ был, ана [=солнце] встаёть ить атте́ль, ана очинь прям какая-т вся уш дюжы харо́ша-та. Вот мне и сказывають: "Эт солнушка играить", – вить на Паску. А эт я тока адин раз вот видала, боли я никада»20. В д. Цветки и с. Польное Ялтуново также выходили смотреть ко двору, как играет солнце: в хорошую по­году оно переливается. «Солнышко играет – сига́еть, как под гармонь пляшэть: вверх-вниз, переливается разными полосами»21. «Как вспыхиваить. Эта ана ни всягда, как харошый день – и яво видать. На́валачь – яво ни видать»22. «На Паску солнце играет: то синий, то красный – шарами, шарами, шарами»23. «Как уш ана играить-та, о-ой! Прям-от шары аттэль, аттэль, аттэль: и чёрный, и сиренивыи – рассыпюцца па всёй этый! А солнушка-та! О-ой! Мигаить, мигаить, разными этими лучями! Долга глижу, када вёдра. Вот так выдишь и глядишь, ана всходить. Глидела, уш скока раз видала»24.

Важное место в пасхальной обрядности занимало посещение кладбища и поздравление с праздником усопших, «христосование» с ними. «Эт хадили "христо́сывались". Да. И щяс всё христосваюцца ходють, хто верующий... Ну, вот на первый день Паски – абедня атайдёть, ат абедни приходють, не разгавляюцца, а пряма идуть на кладбищю, пахристосываюцца с радитильми. Да, вот ее́чкыма»25. «На магилки-т на Паску хадили "христосывацца" с упакойникими. Падайдуть к магили, памолюцца, ии́чка пакрошуть, и хто бирёть зёрнушка ищё, рис. [Яичко] пакрошуть, а то циликом паложуть»26. «И старый, и малый, все на паго́сти… Хто по́сли абеда идёть, а хто и да абеда, паложына-та да абеда…»27. «На Паску вот идёшь – яйцы крашэны несёшь, там и раздаёшь. И на магилку тожа какую раскрошышь, какую так паложышь, рибитишкивазьмуть. "У, – скажуть, – эти вот рибитишки йии́чки сыбирають. Какии, – гаварить, – пло́хинькии, плоха жывуть, сыбирають рибитишки ходють"...»28. Обычай идти на кладбище утром нередко специально обосновывался в народных устных рассказах. «На Паску на первый день все на пагость идуть, все мы са сваими радными. Нясуть ии́чка там разговецца, сырку там, тваражку там, мясца – ну, все, у каво чево есть. На Паску эт все идуть на пагост, посли абедни. А хто и да абеда сходить. Вот у нас адна жэнщина, ана хадила, у ней рибятишки умирали, ана хадила, паабедаеть и идёть. Ей приснилысь, гаварить: "Мать, ты кали́ сама нажоёшьси, тады к нам идёшь". Ана стала раньшы хадить. Вот…»29.




1 БЕН, д. Успеновка, СИС 29:Ф1997-28Ряз, № 22

2 БАГ, с. Казачья Слобода; СИС 14:3

3 ВФМ, с. Шевырляй; МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 8-9

4 ГЕТ, с. Авдотьино; СИС 29:Ф1997-20Ряз., № 2

5 КМГ, САМ, д. Успеновка; МИА 45оп:Ф1997-27Ряз.,№ 101

6 ВФМ, с. Шевырляй; МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 8-9

7 ЕМС, с. Парсаты; МИА 45оп:Ф1997-27Ряз , № 106

8 САМ, д. Успеновка; МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 46

9 КМД, с. Эммануиловка; СИС 28:Ф1997-8Ряз., № 100

10 САЯ, с. Высокое; МИА 39:70

11 ДАФ, с. Федосово; МИА 41:64

12 ППЯ, с. Борки; СИС 13:18

13 ЕМС, с. Парсаты; МИА 46оп:Ф1998-ЗОРяз., № 17

14 ГПГ, с. Борки; СИС 13:15

15 НАС, ЧЛС, с. Кермись; МИА 46оп:Ф1997-ЗРяз., № 75

16 Старых автомобильных покрышек

17 муж БЕД, с. Парсаты; МИА 46оп:Ф1998-ЗОРяз,№74

18 д. Мишутино; Пономарев, 1880:126

19 РАА, с. Черная Слобода; СИС 13:39об

20 ЯТА, д. Троицкое; СИС 16-37

21 БММ, с. Польное Ялтуново; СИС 19:22

22 МАТ, с. Лесное Ялтуново; СИС 20:32

23 ДЕГ, с. Борки; МИА 39:11

24 КВГ, с. Старочернеево; СИС 29:Ф 1997-32Ряз., № 132

25 ХПА, с. Казачья Слобода; МИА 40:16

26 ЖАМ, с. Тарадеи; МИА, 46оп:Ф1997-23Ряз., № 2; КМД, с. Эммануиловка; СИС 29:Ф1997-8Ряз., № 115; ЯАВ, с. Польное Конобеево; СИС 29:Ф1997-10Ряз., № 173; АЕМ, с. Кулики; СИС 29:Ф1997-18Ряз., № 107; ГЕТ, с. Авдотьино; СИС 29:Ф1997-20Ряз, № 37; ХТЯ, с. Парсаты; СИС 29:Ф1997-32Ряз, № 55

27 МАТ, с. Лесное Ялтуново; СИС 20:31 об.

28 СМИ, с. Купля; МИА 45оп.Ф1997-5Ряз, № 50

29 КАМ, с. Высокое; СИС 13:58об.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет