Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической партии



бет4/29
Дата01.07.2016
өлшемі3.44 Mb.
#170749
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

43

35 К. ГЮИСМАНСУ

7/ХП. 11.

Дорогой товарищ Гюисманс!

Прилагаю телеграмму, которую я получил сегодня59. Мы опубликуем это известие в нашем Центральном Органе. Надеюсь, что Вы сделаете все возможное, чтобы сооб­щить содержание этой телеграммы всем партиям, входящим в Интернационал.

Всегда Ваш Н. Ленин


Послано из Парижа в Брюссель

Впервые напечатано не полностью

в 1961 г. в журнале «Вопросы Истории КПСС» № 5

Полностью напечатано

на французском языке в 1962 г.

в журнале «Cahiers du Monde

Russe et Sovietique» N 4

На русском языке печатается полностью впервые,

по рукописи Перевод с французского

44

1912 г.

36 А. С. ЕНУКИДЗЕ

25/П. 1912.

Дорогой друг Авель!

Очень и очень рад был получить от Вас весточку. Горячо жму Вам руку и надеюсь, что Вы недолго пробудете в теперешнем Вашем местожительстве . Я живу по-прежнему, устал немного за последнее время, но в общем чувствую себя хорошо и очень доволен. Если есть еще общие знакомые, — горячий привет от меня и от моей жены. Желаю Вам и всем друзьям бодрости и здоровья.

Ваш Вл. Ильин



Послано из Парижа в Баку

Впервые напечатано 5 мая 1927 г. Печатается по рукописи

в газете «Правда» № 99

37 А. М. ГОРЬКОМУ

Дорогой А. М.!

В скором времени пришлем Вам решения конференции . Наконец удалось — во­преки ликвидаторской сволочи — возродить партию и ее Центральный Комитет. На­деюсь, Вы порадуетесь этому вместе с нами.

А. С. Енукидзе находился в центральной тюрьме в Баку. Ред.




Первая страница письма В. И. Ленина А. М. Горькому. Февраль 1912 г.

45

А. М. ГОРЬКОМУ. ФЕВРАЛЬ — МАРТ 1912 г. 47

Не напишете ли майский листок? Или листовочку в таком же майском духе? Коро­тенькую, «духоподъемную», а? Тряхните стариной — помните 1905 год — и черкните пару слов, ежели явится охота написать. В России есть 2—3 нелегальные типографии, и ЦК переиздаст, вероятно, в нескольких десятках тысяч. Хорошо бы иметь революцион­ную прокламацию в типе «Сказок» «Звезды»61. Очень и очень рад, что Вы помогаете «Звезде», Трудно нам с ней чертовски — и внутренние и внешние и финансовые труд­ности необъятны — а все же пока тянем.

Жму руку. Ленин

P. S. А «Современник»-то догадался-таки умереть! Хороший это поступок с его сто­роны.



Написано в феврале 1912 г.

Послано из Парижа на о. Капри

(Италия)

Впервые напечатано в 1925 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике III

38 А. М. ГОРЬКОМУ

Дорогой А. М.!

Очень рад, что Вы согласились попробовать написать майский листок.

Решения конференции прилагаю.

«Живое Дело» видел. Поганая ликвидаторская штучка с «подходцем». Проповедь либеральная; рады, что полиция мешает ставить открыто вопрос о партии.



«Звезда» будет продолжаться либо еженедельная, либо в виде копейки ежедневной. Великолепными «Сказками» Вы очень и очень помогали «Звезде» и это меня радовало чрезвычайно, так что радость — ежели говорить прямо — перевешивала грусть от Ва­шего «романа»

48 В. И. ЛЕНИН

с Черновыми и Амфитеатровыми... Брр! Рад, каюсь, что у них «лопается».

А вот что Вам жить не на что и печататься негде, это скверно. Эх, давно бы Вам про­гнать пиявку-Пятницкого да приставить честного приказчика, простого приказчика к «Знанию» (может быть это уже поздно, не знаю)!!! Если бы да кабы... Было бы золотое дно...

Рожкова «Иркутское Слово»63 вижу очень редко. Стал человек ликвидатором. А Чу­жак — дура петая, махровая, с претензиями.

Ваш Ленин

М. Ф—не спасибо за письмо в Москву и тысяча приветов!

Написано в феврале марте 1912 г.

Послано из Парижа на о. Капри

(Италия)

Впервые напечатано 21 января „

.„., Печатается по рукописи



1927 г. в газете

«Бакинский Рабочий» №17

39 К. ГЮИСМАНСУ

Дорогой товарищ Гюисманс!

Прилагаю письмо о конференции Российской социал-демократической рабочей пар­тии .

Буду весьма признателен Вам, если Вы напечатаете это письмо в следующем вашем циркуляре, чтобы осведомить о нашей конференции все партии. Надеюсь, что Вам ни­что не помешает напечатать это письмо в вашем циркуляре, тем более, что уже давно в нем не было никаких официальных сообщений о России; буду очень благодарен, если Вы сообщите мне, когда должен выйти этот циркуляр.

См. В. И. Ленин. «Доклад Международному социалистическому бюро о Всероссийской конферен­ции РСДРП» (Сочинения, 5 изд., том 21, стр. 173— 175). Ред.



Г. Л. ШКЛОВСКОМУ. 12 МАРТА 1912 г.

49


Центральный Комитет Российской с.-д. рабочей партии выбрал меня представителем Российской с.-д. рабочей партии в Международном социалистическом бюро.

Ваш Н. Ленин

Прилагаю один экземпляр официального издания Центрального Комитета Россий-скои соц.-демократической рабочей партии .


Написано в марте, ранее 10,

1912 г. Послано из Парижа в Брюссель

Впервые напечатано

на французском языке в 1963 г.

в журнале «Cahiers du Monde

Russe et Sovietique» N1-2

На русском языке печатается

впервые, по машинописной копии

Перевод с французского

40 Г. Л. ШКЛОВСКОМУ

Дорогой тов.!

Спешу ответить Вам на некоторые Ваши вопросы. Реферат о конференции — вещь необходимая и важнейшая. Надеюсь, что, взявшись раз, Вы уже объедете всю Швейца­рию, а не только два города64.

«Из извещения я не могу заключить о тех шагах, которые были приняты ею к при­влечению разных заграничных течений и национальных организаций». Так Вы пишете.

Но в извещении прямо и точно сказано, что были приглашены впередовцы + Троцкий + Плеханов, а националы трижды? Чего же еще?

Луначарский на реферате Зиновьева в Париже имел бесстыдство говорить, что тут был «Gaunerkniff» , ибо-де звала не конференция, а съезжавшиеся делегаты. — Ну, не мерзавец ли сей Луначарский? 23 заседания = 12 дней: если бы не звать заранее, то приглашенные пропустили бы половину (письмо

* Брошюра «Всероссийская конференция Рос. Соц.-Дем. Раб. Партии 1912 года». Изд. ЦК. Paris. Ред. — «мошенническая уловка». Ред.


50 В. И. ЛЕНИН

отправить, явки дать, приехать — посчитайте!). А из письма Троцкого видно, что звало 7 человек = 112 всего числа 14.

Я был против приглашения, но делегаты пригласили и впередовцев и Троцкого и Плеханова.

Председателем мандатной комиссии был делегат Киева (меньшевик). Даже Троцкий признал (вынужденно!), что это организация бесспорная.

Кому же поверит рабочий? Киевской организации или заграничным крикунам?

Слухам не верьте. Ни плехановцы, ни впередовцы, никто не уходил с конференции. Было всего два меньшевика-партийца: от Киева — держался архикорректно и шел в общем вместе. От Екатеринослава — держался архисклочно, но и он не ушел с конференции, а только вносил «протесты» в духе Плеханова.

Екатеринославский делегат внес свой проект резолюции о конституировании, где вполне признал, что все оповещены, протестовал против неявившихся, но хотел консти­туироваться, как конференция русских организаций. Он остался один с этим предло­жением.

Теперь 12 делегатов в России — везде делают доклады. Из Питера, Москвы, Киева, Самары, Николаева и Тифлиса есть уже письма об этом. Работа пошла и пойдет.

Бунд + латыши пробуют смастерить конференцию с ликвидаторами. Пусть попро­буют! Дела, господа, а не слова нужны!! Бессильны вы были (+Троцкий + впередовцы) с 26. XI. 191065, когда Троцкий провозгласил созыв конференции, бессильны вы и оста­нетесь.

С ликвидаторами мы порвали, партия порвала. Пусть попробуют создать иную РСДРП с ликвидаторами! Смеху достойно.

Фракция думская с.-д. прямо ни за нас, ни за тех. Но (1) на нашей конференции было 2 депутата ; (2) в «Звезде» в числе сотрудников напечатано 9 депутатов социал-демократов, в ликвидаторском «Живом Деле» 4. Вот Вам факты!

Г. Л. ШКЛОВСКОМУ. 13 МАРТА 1912 г. 51

У латышей большевики идут войной против своего ЦК. Ну, желаю успеха! Привет всем друзьям.

Ваш Н. Ленин

Написано 12 марта 1912 г. Послано из Парижа в Берн

Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XIII

41 Г. Л. ШКЛОВСКОМУ67

Дорогой тов.! Надя послала Вам сегодня мою писульку . Спешу известить, чтобы не было недоразумения и чтобы Вы не впали в ошибку на реферате, что вчера состоялось в Париже собрание «социал-демократов», врагов конференции. Все приняли резолю­цию протеста против конференции (и плехановцы, и голосовцы, и впередовцы, и при­миренцы, и tutti quanti ) и еще что-то вроде исключения меня из Межд. соц. бюро (пе­редаю по слухам, ибо беки и сторонники конференции на собрании, конечно, не бы-ли)6".

Разумеется, все это смеху достойно. Если эти господа не сумели удержать у себя да­же Заграничное бюро ЦК (посмейтесь в реферате над ним по поводу надгробного слова Плеханова в № 15 «Дневника», 2-ое приложение!69), то теперь им и подавно ничего не создать. Ну-ка, любезные, не слов, а дела: вы хвалитесь, что объединились. Пожалуй­ста, объединитесь в «Нашей Заре» и «Живом Деле», а главное в «Голосе Социал-Демократ а».

Комики!

Жму руку и желаю успеха.



Ваш Ленин

Написано 13 марта 1912 г. Послано из Парижа в Берн

Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XIII

См. предыдущее письмо. Ред. — им подобные. Ред.

52 В. И. ЛЕНИН

42

В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗВЕЗДА»70

(1) Непременно пришлите поскорее книги об избирательном законе 3. VI. 07. Либо еще экземпляр справочника 1910 г. А кроме того закон (избирательный) с коммента­риями юриста. Справьтесь у «ваших» и вышлите скорее. Без этого «Спутник избирате-ля» невозможен. (2) Я опять неаккуратно получаю «Звезду». Повторите в экспедиции. Дайте мой адрес (старый). Нельзя же так неаккуратно посылать. (3) Статью «Основы платформы» не надо проводить через коллегию; пустите ее за подписью и с подзаго­ловком (опыт комментария); коллегия не должна «утверждать» никакой платформы: имейте в виду, что тут один неловкий шаг и бучи не оберетесь. Пусть коллегия воздер­жится и промолчит. Утверждение платформы — дело совсем иной инстанции. (4) По­сылайте газеты, журналы, книги. Без этого беда. (5) Пишите точно, когда же ежеднев­ная газета, какой формат и пр. (6) С «Живым Делом» воюйте живее — тогда победа обеспечена. Иначе беда. Не бойтесь полемики. Обязательно 2—3 полемических статьи в неделю.

Написано 25 или 26 марта 1912 г. Послано из Парижа в Петербург

Впервые напечатано в 1933 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXV

43 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗВЕЗДА»



(ПРИПИСКА К «ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЕ РСДРП»)

Сия платформа посылается только для осведомления всех, особенно сочинителей платформы. Пора бросить

Настоящую приписку В. И. Ленин сделал на экземпляре листовки «Избирательная платформа РСДРП» (см. Сочинения, 5 изд., том 21, стр. 176— 182), посланной в редакцию газеты «Звезда». Ред.

Г. К. ОРДЖОНИКИДЗЕ. С. С. СПАНДАРЯНУ. Е. Д. СТАСОВОЙ 53

сочинения платформы, когда есть утвержденная и изданная Центральным Комитетом (в России уже вышел листок об этом, но у нас лишь один экземпляр и мы не можем его послать; поэтому переписываем и посылаем копию). Особенно глупо было бы со­чинять легальные платформы. Все ж всякие статьи о платформе и об «основах плат­формы» надо печатать обязательно с подписью автора и с пометкой: опыт коммента­рия.

В частности я очень и очень советовал бы известной вам коллегии не утвер­ждать никакой платформы. Это ликвидаторская затея, чтобы платформу утверждал кто-либо кроме ЦК! Кроме того добра не будет и по существу дела от утверждения плат­формы коллегией. Пусть коллегия или одобрит эту или промолчит.



Написано 26 марта 1912 г. Послано из Парижа в Петербург

Впервые напечатано в 1948 г.

в 4 издании Сочинений Печатается по рукописи

В. И. Ленина, том 17

44

Г. К. ОРДЖОНИКИДЗЕ, С. С. СПАНДАРЯНУ, Е. Д. СТАСОВОЙ



28/Ш. 1912.

Дорогие друзья! Меня страшно огорчает и волнует полная дезорганизация наших (и ваших) сношений и связей. Поистине, есть от чего в отчаяние прийти! Вместо писем вы пишете какие-то телеграфические краткие восклицания, из коих ничего понять нельзя.

1) От Ивановича ничего. Что он? Где он? Как он? Дьявольски необходим легальный человек в Питере или около Питера, ибо там дела плохи. Война бешеная

54 В. И. ЛЕНИН



и трудная. У нас ни информации, ни руководства, ни надзора за газетой.

  1. Связей ни один из конферентов не доставляет. Ни один, ни одной. Ведь это же
    развал полный!

  2. Резолюций толковых, ясных, с указанием, от какой организации, с присоединени­
    ем к решениям, с подтверждением того, что делегат от них был, приехал, выслушан,
    нет ниоткуда!! Неужели не ясна разница таких формальных резолюций от писем ин­
    тимного свойства: «прилично» — «здорово» — «победили» и т. п.? Нет резолюций из
    Киева, из города Савки74. Николай прислал письмо с рядом радостных возгласов, но
    совершенно бестолковое. Ни для печати, ни для официального использования оно со­
    вершенно не годится: были ли прочтены все резолюции? одобрено ли их содержание?
    Каков текст резолюций о конференции? соединяются ли с местными ликвидаторами?
    Ни на один (ни на один!) из этих основных элементарных вопросов нет никакого отве­
    та. Связей с этим городом (архиважен!) нам не передано ни одной. Разве это не развал?
    Разве это не насмешка над работой?

  3. Резолюций о требовании денег ниоткуда, ни одной! Просто позор.

  4. Ни из Тифлиса, ни из Баку (центры страшно важные) ни звука толком, были ли
    доклады? где резолюции? Стыд и срам!

  5. Ниоткуда ни единой перепечатки «Извещения» или хотя бы части его, ни печат­
    ной, ни гектографированной! Позор.

  6. Точного письменного ответа нет и о платформе. Будет ли издана? Когда? Утвер­
    ждена ли полностью? Нам надо печатать ее в ЦО, но точных вестей нет.

  7. Необходимо еще раз объехать все организации и везде провести резолюции точ­
    ные, формальные, подробные, толковые, ясные: а) и о представительстве на конферен­
    цию и по существу, б) и о присоединении к ЦК, в) и против ликвидаторов — конкретно
    против местных и вообще, и д) с требованием денег.

К. ГЮИСМАНСУ. МАРТ 1912 г.

55

9) С деньгами плохо, пришлите решение, дав нам право на судебный иск. От немцев
отказ. Без суда крах полный через 3—4 месяца.

  1. Если у вас нет денежных источников, надо тотчас радикально пересмотреть
    бюджет: мы вышли из всех норм и идем к банкротству.

  2. В «Vorwarts'e» от 26 марта появилась бешеная и гнусная статья против конфе­
    ренции, от имени редакции75. Ясно, что это Троцкий. Бой великий из-за конференции, а
    Россия молчит. Нечего бравировать и хвастать: все знают о «Vorwarts'e» и протестах, а
    из России ничего.

Итог: это развал и дезорганизация. Объезд и связи. Переписка точная. Перепечатка извещения, хотя бы гектограф. Иначе все одно хвастовство.

Ленин Передайте письмо С. для дальнейшей пересылки. Привет.

Послано из Парижа в Тифлис

Впервые напечатано в 1934 г.

в журнале «Красный Архив» № 1

Печатается по копии, написанной рукой Е. Д. Стасовой

45 К. ГЮИСМАНСУ

Дорогой товарищ Гюисманс!

Благодарю Вас за присылку парижской «резолюции»76.

Как я Вам уже писал, конференция РСДРП осудила ликвидаторов и различные за­граничные группы77, вносящие дезорганизацию в нашу партию и ничего не представ­ляющие в России. С одной стороны, в Париже в настоящее время за упомянутую резо­люцию голосовали как раз подобные группы. Согласно старому



56 В. И. ЛЕНИН

обычаю, все осужденные имеют право ругать своих судей в течение 24 часов. Лица, подписавшие резолюцию, чересчур широко воспользовались этим правом и может быть даже злоупотребили им.

С другой стороны, существуют группы, которые были приглашены на конфе­ренцию, но не захотели принять в ней участия. Теперь они «протестуют» и пытаются созвать другую конференцию, призывая богов в свидетели, что они стоят за единство. Это очень оригинальный способ единства! Посмотрим, создадут ли они что-нибудь серьезное в России. Насколько легко голосовать за ругательные резолюции в Париже, настолько же трудно совершить что-нибудь реальное в России. И уже конечно не Па­рижу, Вене и т. д. принадлежит право говорить от имени России.

Во всяком случае лица, подписавшие парижскую резолюцию, немножко торопятся, начиная говорить о «расколе». Для того чтобы установить наличие раскола, надо уста­новить существование двух — по меньшей мере! — Центральных Комитетов в России. Пока этого нет.

Что касается гр. Плеханова, то ЦК уже больше месяца тому назад сообщил ему резо­люции конференции. Он не удостоил ответом. Поэтому я в настоящий момент совер­шенно не знаю, имеет ли гр. Плеханов (и от какого ЦК) полномочия как член Между­народного социалистического бюро.

Если Вам, дорогой товарищ, повезет больше, чем мне, т. е. если Вы получите ответ от гр. Плеханова, то я надеюсь, что Вы будете добры сообщить мне об этом.

С братским приветом.

Весь Ваш Н. Ленин



Написано в марте, ранее 28,

1912 г. Послано из Парижа в Брюссель

Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XIII Перевод с французского

К. ГЮИСМАНСУ. 5 АПРЕЛЯ 1912 г. 57

46 К. ГЮИСМАНСУ

5.4. 12.

Дорогой гражданин!

Я получил Ваш циркуляр № 5. Прилагаю при этом письме официальное сообще-

■JO


ние , которое прошу Вас передать секретарям всех партий, вошедших в Международ­ное объединение с соблюдением всех установленных правил.

Кроме того, дорогой гражданин, обращаюсь к Вам с просьбой по поводу Вашего предисловия к циркуляру № 5: будьте столь любезны и дайте мне некоторые разъясне­ния относительно одного пункта, который мне не совсем понятен. Дело в следующем. Во второй фразе Вашего предисловия Вы провозглашаете прекрасный, с моей точки зрения, принцип: Вы заявляете, что секретариат обязан передавать (всем организациям) документы, исходящие от организаций, вошедших в Международное объединение с со­блюдением всех установленных правил, и от членов Бюро... Это совершенно правильно. Но, дорогой гражданин, не думаете ли Вы, что первая фраза Вашего предисловия, в ко­торой Вы говорите, что Вы сообщаете вошедшим в Объединение партиям резолюцию протеста, посланную, как Вы столь любезно сообщили мне, гражданином Бабиным, яв­но противоречит этому принципу? Представляет ли Бабин организацию и какую орга­низацию, вошедшую в Объединение с соблюдением всех установленных правил? Мо­жет быть, Бабин является членом Бюро? Если он член Бюро, то какую организацию он представляет? А также какая организация, входящая в Объединение, является ответст­венной перед Бюро за парижскую резолюцию? Буду бесконечно признателен Вам, до­рогой гражданин, если Вы рассеете мои сомнения.

С братским приветом Н. Ленин

Послано из Парижа в Брюссель

Впервые напечатано На русском языке печатается

на французском языке в 1963 г. впервые, по машинописной копии
в журнале «Cahiers du Monde Перевод с французского


Russe et Sovietique» N1-2

58

В. И. ЛЕНИН


47

Г. К. ОРДЖОНИКИДЗЕ, С. С. СПАНДАРЯНУ, Е. Д. СТАСОВОЙ*

Не относитесь легкомысленно к походу заграничных ликвидаторов. Большую ошиб­ку делают те, кто отмахивается и «отругивается» от заграницы. Ликвидаторы многих собьют с толку, если созовут свою конференцию с Бундом + Кав. обл. ком. + латыши + интеллигенты-ликвидаторы. А они созовут ее! Надо бороться упорно, серьезно, систе­матически. Нужен объезд и разъяснение всюду обмана ликвидаторов. Переиздайте ли­стком фельетон последнего № «Рабочей Газеты» . Советую напечатать сейчас же ряд листков (все важные резолюции конференции обязательно). Листками вы завоюете все. За «Известия» беритесь архиосторожно. Газета будет великой зацепой для полиции. А удержаться до выборов важнее всего. Помните, что заместителей нет.


Написано в начале апреля 1912 г Послано из Парижа в Тифлис

Впервые напечатано в 1950 г. в 4 издании Сочинений В. И. Ленина, том 35

Печатается по копии, написанной рукой Е. Д. Стасовой

48 БЮРО ЦК РСДРП В РОССИИ*

16/IV. 1912.

Дорогие друзья! ради бога, давайте нам побольше связей. Связей, связей, связей, вот чего у нас нет. Без этого все шатко. Помните, двое уже сошли со сцены, заместителей им нет, без связей все развалится от од-

Данное письмо является припиской к письму Н. К. Крупской. Ред.

Имеется в виду фельетон «Чему надо учить народ в избирательной кампании?», напечатанный в «Рабочей Газете» № 8, 17 (30) марта 1912 г. Ред.

Издание «Известий» не осуществилось. Ред. *"* Письмо было послано через Киевский комитет РСДРП. Ред.



К. ГЮИСМАНСУ. АПРЕЛЬ 1912 г.

59


ного-двух новых провалов. Надо непременно создать обл. ком-ты (или просто группы доверенных агентов), связанные с нами, для каждой области. Без этого все непрочно. В области издания надо усиленно перепечатывать резолюцию о выборах79 всю, чтобы везде она была полностью и в массах.

Насчет денег пора перестать наивничать с немцами. Там Троцкий теперь царит и ве­дет бешеную борьбу. Обязательно пришлите нам мандат вести дело судом, иначе ниче­го не получить. Майский листок послали уже всюду. Советую издать листком обраще­ние к крестьянам насчет выборов (из «Рабочей Газеты»: крестьянство и выборы) . Обя­зательно переиздайте фельетон «Рабочей Газеты», это необходимое дополнение к платформе, в которой опущен очень важный абзац о социализме. Пишите! Связей, свя­зей. Привет.

P. S. В «Vorwarts'e» печатается самая наглая ложь, вроде того, что за бундовско-латышскую конференцию уже высказалась вся Россия. Пишет Троцкий и К0, немцы ве­рят. Вообще в «Vorwarts'e» Троцкий хозяин. Иностранным отделом заведует Гильфер-динг — приятель Троцкого.


Послано из Парижа

Впервые напечатано в 1950 г. в 4 издании Сочинений В. И. Ленина, том 35

Печатается по копии, написанной рукой Н. К. Крупской

49 К. ГЮИСМАНСУ

Дорогой гражданин Гюисманс!

Я совершенно с Вами согласен и так же, как Вы, думаю, что Бюро не может служить посредником для

* См. В. И. Ленин. «Крестьянство и выборы в IV Думу» (Сочинения, 5 изд., том 21, стр. 198—200). Ред.



60

В. И. ЛЕНИН

передачи полемики. И я думаю также, что лучшее и единственное средство помешать этому — пересылать лишь те документы, которые Вы получаете от высших учрежде­ний партий, представленных в Бюро, и которые касаются этих партий. Я не мог не со­общить Вам о постановлениях нашей партийной конференции, восстановившей Цен­тральный Комитет партии, которого у нее в тот момент не было, и я, конечно, не про­тестовал бы против сообщения известий от другого Центрального Комитета Россий­ской социал-демократической партии, но я считал своим долгом протестовать против передачи полемики заграничных групп.

Вы спрашиваете также мое мнение относительно Вашего проекта воззвания с требо­ванием созыва общей конференции. Я думаю, что в данный момент это не было бы це­лесообразно, а так как я не претендую на беспристрастность, то позволю себе сослаться на мнение поляков (смотри «Vorwarts»). Поляки отказались принять участие в нашей конференции, но они отказались также принять участие в конференции, которую хочет созвать Бунд, заявив, что это — конференция ликвидаторов. Лучше подождать: по­смотрим, состоится ли конференция ликвидаторов и что она сделает.

На днях я пошлю Вам несколько довольно интересных документов, которые лучше познакомят Вас с положением дел в Российской СДРП.

Ваш Н. Ленин



Написано в апреле, ранее 19,

1912 г. Послано из Парижа в Брюссель

Впервые напечатано

на французском языке в 1963 г.

в журнале «Cahiers du Monde

Russe et Sovietique» N1-2

На русском языке печатается

впервые, по машинописной копии

Перевод с французского

50 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗВЕЗДА»

Любезный коллега! Посылаю сегодня новый материал для «Спутника избирателя». Тут почти все, еще



В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗВЕЗДА». АПРЕЛЬ 1912 г. 61

будет через два дня статейка-две отсюда, и затем из Твери вы имеете получить статью о бюджете.

1) Очень советую еще перепечатать из «Звезды» №34 (17. XII. 11) статью Фрея:
«Роль рабочих выборщиков в избирательной кампании» (хорошо бы также и статью его
же из № 36 (31. XII. 11) о роли крестьянских выборщиков тоже перепечатать). Не го­
нитесь уж очень за сокращением размера. Лучше издать полную большую вещь, кото­
рая принесет пользу, толком руководя выборами. Не гонитесь за дешевизной и кратко­
стью — лучше издать солидную вещь.

Если в крайнем случае будет абсолютно невозможно издать все статьи, обязательно верните неизданные.



  1. Здесь настоятельно необходимо позаботиться об аккуратной переписке. Пусть
    ваш секретарь пишет мне прямо сюда, а не через Аркашон, чтобы не было проволочки.
    Дайте адрес получше для писем вам.

  2. Ликвидаторам напрасно не отвечаете. Это большая ошибка. Ответить можно и
    должно, ни слова не говоря о конференции, печатать на каждую ложь «Живого Дела»
    краткий ответ: «Живое Дело» в номере таком-то лжет, как и все ликвидаторы. Необхо­
    димо отвечать, иначе вы теряете.

  3. Если Плеханов будет писать, надо присылать сюда его статьи в гранках. Иначе
    выходит «привилегия», которая для нас недопустима. Будьте осторожны. Вы заставите
    нас уйти, если Плеханову будет дана привилегия писать против конференции, когда мы
    не можем писать за. Ведь это подло — позволять ругать, когда нельзя хвалить.

о/л

5) Обязательно пришлите нам особым пакетиком, завернутым в «Новое Время» ,


№№ «Звезды»: 24 и 25 лета 1911 г., № 18 (54), № 19 (55), № 22 (58), № 23 (59) — мы их
не имеем и «Живое Дело» № 11 и № 42. Конфискуемые номера, пожалуйста, посылайте
особо, заворачивая в правые газеты.

* См. Сочинения, 5 изд., том 21, стр. 41—52. Ред.



62

В. И. ЛЕНИН

  1. Известите скорей насчет ежедневной газеты. Какой будет формат? Какого размера
    статьи можно посылать?

  2. Постарайтесь купить подешевле Стенографические отчеты III Думы, особенно
    сессии 1911—12 года. Пишите.

Написано 22 апреля 1912 г. Послано из Парижа в Петербург

Впервые напечатано в 1923 г.

в книге: «Из эпохи «Звезды» и

«Правды» (1911—1914 гг.)».

Выпуск III

Печатается по машинописной копии (перлюстрация)

51 В. А. ТЕР-ИОАННИСЯН

5/V. 12.


Werte Genossin!

Не знаю, известна ли Вам печальная новость про нашего общего друга, который по­знакомил меня с Вами в Берлине, — Сурена Спандаряна. Он арестован в Баку. Жена его пишет отцу, что некому о нем позаботиться, нет-де у него ни постели, ничего. Не­кому принести ему молока и т. д. Отец говорил мне, что у него много знакомых в Баку и что он написал одному. Почему только одному, не знаю.

Отец Спандаряна живет здесь (Hotel Nicole, 19. Rue Pierre Nicole, 19. Paris). Смотрит он очень больным и старым. Сын обещал ему все сделать, чтобы выслать денег ему из Баку — из-за ареста не мог. Отец без денег, с квартиры его гонят. Положение его самое печальное, даже отчаянное.

Мы ему помогли небольшим займом. Но я все же решил Вам написать. Вероятно, у Вас есть знакомые и друзья Спандаряна и в Баку и в Париже. Отец Спандаряна не раз посылал письма, забывая поставить адрес. Поэтому я очень боюсь, что его письма в Ба­ку не дойдут. Не знаете ли Вы кого-либо в Баку, кому



Б. Н. КНИПОВИЧУ. 6 ИЮНЯ 1912 г. 63

можно бы написать про Сурена и попросить позаботиться о нем?

Далее, если у Вас есть общие знакомые, крайне бы было важно позаботиться и об отце. Говорили, что у него есть богатый сын в Екатеринодаре. Хорошо бы, если бы Вы и ему написали поэнергичнее, чтобы он послал побольше денег отцу, чтобы отец мог расплатиться с долгами и уехать.

Надеюсь, Вы сделаете, что можете, для обоих Спандарянов и черкнете мне об этом пару слов.

Как Ваши делишки? Я все поджидал, что Вы дадите какую-либо весть о себе. Уда­лось ли заняться социал-демократической литературой? Стали ли эсдечкой и больше­вичкой?

Желаю от души всего лучшего и жму руку.

Ваш Ленин VI. Oulianoff. 4. Rue Marie Rose. Paris. XIV.

Послано в Берлин

Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XIII

52 Б. Н. КНИПОВИЧУ

6. VI. 12.

Дорогой коллега! Ужасно досадно, что мое первое письмо к Вам по поводу книги (за присылку ее очень благодарю) — пропало. Невероятный, но у нас, оказывается, воз­можный факт пропажи чисто научного письма. Постараюсь восстановить по памяти, ибо копии не оставлял.

С большим удовольствием прочитал я Вашу книгу и очень рад был видеть, что Вы взялись за

Речь идет о книге Б. Н. Книповича «К вопросу о дифференциации русского крестьянства (Диффе­ренциация в сфере земледельческого хозяйства)». СПБ. 1912. Ред.

64 В. И. ЛЕНИН

большую серьезную работу. На такой работе проверить, углубить и закрепить маркси­стские убеждения, наверное, вполне удастся.

Отмечу некоторые мысли, которые пришли мне в голову при чтении. Мне показа­лось, что кое-где упускается из виду уход из деревни при учете итогов «дифференциа­ции». Поясню свою мысль примером: а) первый момент. Из 100 дворов 25 безлошад­ных = 25% или беспосевных, б) Второй момент. Из 150 дворов 36 беспосевных = 24%. Кажется, уменьшение дифференциации? Но если 30 дворов или семей ушли из деревни — в город, в переселение и т. п., то на деле пролетаризация усилилась. Я думаю, это пример типичный. Статистика всегда берет наличные дворы, оставаясь «узкостатисти­ческой» и опуская самое, иногда, главное.

Затем, автор определенно и неоднократно ограничивает предмет своего исследова­ния земледельческой стороной хозяйства. А в выводах он незаметно расширяет тему, говоря о всем сельском хозяйстве и иногда даже о всем хозяйстве. От этого выходит неправильность, ибо целый ряд моментов «дифференциации», т. е. пролетаризации крестьян и нарождения капитала, от этого теряется (напр., торговое скотоводство в Ярославской губернии и другие виды проникновения обмена в сельское хозяйство при специализации его).

Далее. За рядами цифр не упускаются ли иногда из виду типы, общественно-экономические типы хозяйств (крепкий хозяин-буржуа; средний хозяйчик; полупроле­тарий; пролетарий)? Опасность эта очень велика в силу свойств статистического мате­риала. «Ряды цифр» увлекают. Я бы советовал автору учитывать эту опасность: наши «катедеры» безусловно душат таким образом живое, марксистское, содержание дан­ных. Топят классовую борьбу в рядах и рядах цифр. У автора этого нет, но в большой работе, предпринимаемой им, учесть эту опасность, эту «линию» катедеров, либералов и народников следует сугубо. Учесть и обрезать ее, конечно.

Л. Б. КАМЕНЕВУ. ИЮНЬ 1912 г. 65

Наконец, как-то вроде Deus ex machina* явился Маслов. Cur? Quomodo? Quibus aux-iliis? Ведь от марксизма его теория очень далека. Верно народники назвали его «кри­тиком» (= оппортунистом). Доверился ли ему автор более случайно, может быть?

Таковы мои мысли при чтении интересной и серьезной книги. Жму руку и желаю успеха в работе. Пользуюсь случаем, чтобы послать большой привет всей фамилии, а особливо «водовозным клячам» , — помните?

Ваш В. Ульянов



Написано в Париже

Впервые напечатано в 1928 г. Печатается по рукописи

в журнале «Большевик» № 7

53 Л. Б. КАМЕНЕВУ

Дорогой Л. Б.!

Удивляюсь, что от Вас нет ни одного письма. Необходимо нам поаккуратнее сноситься и особенно Вам писать почаще. «Париж захиреет», — говорили все. Это те­перь на Вашей ответственности, то есть Вы должны этого не допустить. Собирайте публику хоть раз в неделю, беседуйте, организуйте, навещайте ежедневно Алексея и через него накачивайте всю группу. Нельзя «бросать своих» на произвол судьбы. Не гоже дезорганизовать главный (до сих пор) центр. Помните же, что это на Вашей ответ­ственности! ! Собирайте КЗО, вливайте в него энергию: я был в Лейпциге и наслушался жалоб на КЗО, что-де (в отличие от ЦБЗГ )

нечто, появляющееся неожиданно, извне. Ред. " — Почему? Каким образом? Какими средствами? Ред.

Рукопись документа частично разрушена. Здесь и ниже несколько слов не разобрано. Ред. Центральное бюро заграничных групп. Ред.

66 В. И. ЛЕНИН

ничего не делает. А от него ждут листков (всех парижских), бюллетеней, писем... На­ладьте это...

Жму крепко руку.

Ваш Ленин



Написано в июне, ранее 28,

1912 г. Печатается впервые, по рукописи

Послано из Кракова в Париж

54 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ПРАВДА»

Уважаемый коллега!

Получил Ваш пакет с комплектами «Правды» и «Невской Звезды»*82. Очень прошу дополнить его недостающими у меня номерами старой «Звезды» (список этих номеров у Вас должен быть). Если нет у Вас списка недостающих нам номеров, то сообщите, и я его тотчас вышлю.

Получил также обстоятельное письмо Ваше относительно сотрудничества. Поста­раемся выполнить, что можем, из весьма обширной программы. Необходимо только подчеркнуть еще раз, что абсолютно невозможно продолжать работу без высылки:


  1. денег. За конторой уже долг 200 р., которые должны были быть высланы: 100 р.
    1-го июня, старого стиля, и 100 р. 15-го июня. Необходимо поспешить уплатой долга и
    высылать аккуратно в указанные числа, как договорено.

  2. — необходимо высылать книги новые, справочные издания и т. д. Без высылки
    новых книг даже и десятая доля Вашей программы сотрудничества не выполнима. В
    предыдущем письме я уже послал список книг и прошу ответить, все ли будет выслано.

Ваше письмо имеет штемпель 18. VI. Но «Невской Звезды» от 1 7. VI мы еще не имеем!! Пожа­луйста, позаботьтесь об аккуратной высылке.

В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ПРАВДА». ИЮЛЬ 1912 г. 67

Далее, Вы просите в Вашем письме уведомить, «какие газеты еще нам необходимо выслать». Список Вам послан в предыдущем письме, и мне остается только повторить просьбу известить меня телеграммой: «Газеты выписаны»; без этого будет перерыв в посылке статей.

О романе Синклера посылаем за справкой в Лейпциг« Это ведь перевод с английско­го. Или вы хотите переводить с немецкого перевода?

Готовый к услугам В. Ульянов

P. S. В частности, об аграрном вопросе особенно необходимы текущие издания — правительственные иземские. Напечатайте непременно в ближайшем номере, что газета очень просит посылать ей все подобные издания, обязуясь печатать их пе­речень и отзывы о важнейших из них.

VI. Ulijanow. Zwierzyniec. L. 218. Oesterreich.

Krakau.

PS. Крайне необходимо также иметь газету «Невский Голос» (мы не имеем № 4 и следующих) и все издания профессиональные. Без этого желательный Вам отдел о борьбе труда с капиталом нельзя поставить.



P. P. S. Не могу не обратить внимания еще на крайне неприятные опечатки в статьях. Сейчас получил (не из конторы газеты и вообще не из СПБ.) № 13 «Невской Звезды». В статье «Нелиберального скептика» вместо «использовать» напечатано «исповедо­вать» !!

Между тем почерк автора этой статьи вовсе уже не из трудно разбираемых. Кроме того и наборщикам и корректору почерк этот не может не быть хорошо знаком. Нако­нец, и по смыслу корректор легко должен бы был увидеть ошибку.

Желательно обратить внимание на то, чтобы подобных опечаток было поменьше.

См. В. И. Ленин. «Капитализм и «парламент»» (Сочинения, 5 изд., том 21, стр. 366—368). Ред.

68 В. И. ЛЕНИН

№ 43 «Правды» сейчас получен в 5 экземплярах, как обещано. Но №№ 41 и 42 у ме­ня нет. Прошу выслать и их по пяти экземпляров.



Написано в июле, не позднее б,

1912 г. Послано в Петербург

Впервые напечатано в 1933 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXV

55 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ПРАВДА»

Уважаемый коллега!

Посылаю еще одну статью И. Гыльки. Автор напоминает: жду аванса.

Настоятельно необходимо ответить ему тотчас (можно через меня, но обязательно на особом листке). Автор живет в Лемберге, специально изучает свое дело, и такого сотрудника привлечь надо. Еще раз советую выдать ему аванс и во всяком случае ответить ему тотчас.

N В: Если статьи Гыльки не идут, верните их тотчас обязательно!

Посылку получили и не можем не пожаловаться.

Из книг — только одна! Напишите же, почему. Другие ли сотрудники взяли осталь­ные, пришедшие в редакцию, книги? Надолго или навсегда? Надо устроить бы тогда посылку на время. Повторяем, без книг нельзя работать.

Контора должна повнимательнее отнестись к этому.

«Спутник избирателя» получили через 21 /2 недели по выходе! А посылка тотчас стоила бы 5 коп. ...

С газетами вышла-таки задержка. Сидим без газет и просидим 2—3 дня еще.

Очень советовал бы послать репортера в городскую управу, узнать, сколько поступа-

* ет заявлении от квартиронанимателей и начать систематически

из каких районов? улиц? и т. д. поподробнее.

И. ШТРАССЕРУ. 21 ИЮЛЯ 1912 г. 69

печатать об этом (поощряя районы успешные и взывая к неуспешным). Времени совсем мало осталось, и газете надо взять на себя все это дело.

Надо достать в городской управе через знакомых статистиков (или официально от редакции и членов Гос. думы) все статистические материалы (если их нет, купить «Речь» за те годы и месяцы или иную газету) о выборах в 7, 2 и 3 Гос. думу + статисти­ка Питера (квартиры, население и проч.). С такими материалами в руках и с толковым репортером, ежедневно или 2— 3 раза в неделю бывающим в городской управе, можно хорошо поставить газетный отдел о ходе выборов.

Посылаете ли «Правду» в Вену в Wiener «Arbeiter-Zeitung»?84 Посылайте и нам пришлите бандероль ее.

Троцкому советую ответить в почтовом ящике: «Троцкому (Вена). Отвечать на склочные и кляузные письма не будем». Гнусная кампания Троцкого против «Правды» есть сплошная ложь и кляуза. Известный марксист, плехановец Ротштейн (Лондон) пи­сал нам, что получил склоку Троцкого и ответил ему: ни в чем петербургскую «Прав­ду» обвинить не могу. А сей кляузник и ликвидатор лжет направо-налево.

Готовый к услугам В. Ульянов

P. S. Еще бы лучше так ответить Троцкому в почтовом ящике: «Троцкому (Вена). Напрасно трудитесь посылать склочные и кляузные письма. Ответа не будет» .

Написано 19 июля 1912 г. Послано из Кракова в Петербург

Впервые напечатано в 1933 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXV

56 И. ШТРАССЕРУ

Уважаемый товарищ!

Мы были бы Вам очень обязаны, если бы Вы смогли выслать для редакций наших партийных газет «Социал-Демократ» и «Рабочей Газеты» выходящую

70 В. И. ЛЕНИН

в Рейхенберге газету «Vorwarts»*6 и Вашу брошюру «Der Arbeiter und die Nation»*.

С искренним партийным приветом

Н. Ленин (Вл. Ульянов) Представитель соц.-дем. раб. партии

России в Междунар. соц. бюро. Адрес:

Wl. Ulijanow. Zwierzyniec. 218. Oesterreich. Krakau.

Написано 21 июля 1912 г. Печатается впервые, по рукописи

Послано в Рейхенберг Перевод с немецкого

57 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «НЕВСКАЯ ЗВЕЗДА»

Уважаемый коллега!

Получил Ваше большое письмо и вижу, что нам паки и паки надо объясниться.

Сначала — частность. Корреспондентов не найти по 2 коп. за строчку. Пока нет де­нег, придется довольствоваться нашими статьями о загранице.

Теперь — главное. Вы жалуетесь на однотонность. Но это будет всегда, если не по­мещать полемики, — если сугубо резать Каменева (он пишет иным тоном), — если под­гонять все под «положительное ликвидаторство». И кроме того, сотрудников вообще вы разгоните, если будете не помещать и даже не отвечать и не отсылать назад статей (например, мои: ответ Бланку — важно! «Неугасающие надежды»87 и ряд дру­гих!!).

Посмотрите: «Невский Голос» ведется живее. Он не боится полемики. Он задирает. Он смело договаривает до конца.

Обходя «больные вопросы», «Звезда» и «Правда» делают себя сухими и однотон­ными, неинтересными,

«Рабочие и нация». Ред.

В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «НЕВСКАЯ ЗВЕЗДА». 24 ИЮЛЯ 1912 г. 71

небоевыми органами. Социалистический орган должен вести полемику: наше время — время отчаянного разброда и без полемики не обойтись. Вопрос, вести ее живо, напа­дая, выдвигая вопросы самостоятельно или только обороняясь, сухо, скучно.

Например, «Сторонник «Звезды»» в № 16 ответил хорошо. Видно, что это человек принципа. Но все же он не рассеял страшных опасений, порожденных повсюду (я имею ряд писем) номером 6 «Невского Голоса»88. Что же все-таки? Было совещание? Чье? Зачем? Все это неясно! А без выяснения этого никто не хочет работать. Всякий говорит: вправе же я знать, для кого я работаю, кого я помогаю проводить в Думу? Не ликвидатора ли? Не путаного ли примиренца-троцкиста? Не участвую ли я в составле­нии (косвенно) «общей платформы»??

Подобные вопросы парализуют энергию, вносят разложение.

А «Невский Голос» бойко нападает, ведется задорнее. От рабочих нельзя, вредно, губительно, смешно скрывать разногласия (как делает «Правда»). Нельзя давать про­тивнику, «Невскому Голосу», начинать разговор о разногласиях. «Правда» погиб­нет как только «популярный», «положительный» орган, это несомненно.

Она победила бы, наверное, если бы не боялась полемики, говорила прямо о ликви­даторах, оживлялась спором, фельетоном против Аксельрода и т. п. Такие статьи, как Аксельрода, привлекают: рабочие все слышат о разногласиях и тянутся к открытым разъяснениям Аксельрода, договаривающего вещи во сто раз более смело, чем мы. Все рабочие слышат толки о единой платформе, все вожаки рабочих знают фельетон Ак­сельрода89, — если вы промолчите, вы отстали! А газета, которая отстает, погибла. Га­зета должна идти впереди всех, и «Невская Звезда» и «Правда». Рядом с 2-мя «поло­жительными» статейками «Правда» должна давать полемику, — литературную заметку Каменева — фельетон с насмешкой над ликвидатором — и т. п. Однотонность и запаз­дывание несовместимы с газетным делом. А на «Правде» лежит еще особая,

72 В. И. ЛЕНИН

сугубо важная обязанность: «кого она поведет» вот о чем все спрашивают, все вы­читывают между строк. Здесь бы (раз в четыре года, перед выборами) важно свидание — нельзя газету вести без редких хотя бы свиданий с постоянными сотрудниками. По­думайте об этом хорошенько и скоренько, ибо время не терпит.

Жму руку. Ульянов

Написано 24 июля 1912 г. Послано из Кракова в Петербург

Впервые напечатано в 1923 г. Печатается по рукописи

в книге: «Из эпохи «Звезды» и «Правды» (1911—1914 гг.)». Выпуск III

58 Л. Б. КАМЕНЕВУ

Дорогой Л. Б.!

Вчера послали Вам № 16 «Невской Звезды».

Нас № 6 «Невского Голоса» тоже архивозмутил, и мы уже послали возмущенное письмо в «Правду». Сегодня пишем еще для номера 17 «Невской Звезды»...

О «партийных кандидатах» нельзя говорить легально, можем это в листке ЦК и в «Рабочей Газете».

Переезд дал нам пока: 1) близость на 1 день; 2) приезд Абрамчика (сие секрет). Он уже здесь. Видимо, поможет с границей. Может быть (это еще?) и с выборами в СПБ.; 3) Надежду устроить еще ряд свиданий. Для сего уже двинуты двое . Если не прова­лятся, польза будет. Но все движется медленно и через ряд провалов.

Насчет газеты надо так сделать: выпишите себе «Русские Ведомости»90 («Р. В.» Вы ведь и сами выбираете) (и через 4—5 дней после получения раза 2 в неделю отсылайте нам). Мы заплатим. От «Правды» большего не добьешься: тираж-де упал до 30 000, де-ла-де трудны...

Рукопись документа частично разрушена. Здесь и ниже несколько слов не разобрано. Слова, взятые в квадратные скобки, восстановлены по смыслу. Ред.

" Речь идет, по-видимому, о И. Ф. Арманд и Г. И. Сафарове. Ред.

В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ПРАВДА». ИЮЛЬ 1912 г. 73

Пошлите почтой... [листок] «Впереди» (я его не имею) и все парижские. Вам обяза­тельно наладить бюллетеня [КЗО] (пока поскромнее) с перечнем парижских [листков] и краткой критикой их.

Вы же обещали от Юрия взять про партийный реферат Плеханова! Нет до сих пор. Пошлите!!

А что говорил Плеханов о Т. и Гер—не?..

Ваш Ленин

Написано 24 июля 1912 г. Печатается впервые, по рукописи

Послано из Кракова в Париж

59 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ПРАВДА»

Уважаемый коллега!

Посылаю Вам статью «Некоторые итоги полугодовой работы» . Вы увидите из со­держания, почему я послал в «Правду» эту громадную статью. Ее можно бы помес­тить в четыре дня фельетонами, набранными мелким шрифтом. Можно бы отдельно озаглавить каждую из 4-х статей (например: I. Рабочие сборы на газету по месяцам 1912 г. — П. Рабочие сборы на газету по районам. — III. Рабочие сборы на ликвидатор­ские и неликвидаторские газеты. — IV. Рабочая копейка на рабочую газету).

Мне было бы крайне желательно, чтобы эти статьи, всецело предназначенные для «Правды» и обращенные к читателям «Правды», были помещены в ней. Думаю, цен­зурных препон быть не может. На цензурные исправления я, конечно, согласен, но на выпуск главы III не согласен.

Если Вы, паче чаяния, отвергнете эту статью для «Правды» и если Ваши коллеги от­вергнут ее для «Невской Звезды» (куда она гораздо менее подходит),

* См. В. И. Ленин. «Итоги полугодовой работы» (Сочинения, 5 изд., том 21, стр. 427—440). Ред.

74 В. И. ЛЕНИН

то я помещу ее в одном из журналов, как это ни будет мне горько. Во всяком случае, прошу как можно скорее ответить или послать обратно мне сюда эту статью.

Гылька прислал мне на днях письмо с отказом от сотрудничества в «Звезде» и «Правде» по случаю «вредных», изволите видеть, тенденций, кои он узрел, прочитав № 6 «Невского Голоса» и «уход» Плеханова. Сей Гылька переметывается уже не в пер­вый раз. Если он вздумает поднять склоку из-за помещения его статьи (хотя я не мог же по телеграфу пересылать отказ!!), то не отвечайте ему, не стоит.

За присылку отдельных номеров «правых» газет большое спасибо. Нам крайне важ­ны такие отдельные посылки интересных газеток, которых иначе как через Вас мы бы абсолютно не могли добыть.

Очень рад был увидать в «Правде» заметку Ю. К. о «Современнике». Вы просите разнообразить темы. Вот для этого-то и ценен Ю. К. В газете нет литературно-критических обозрений, статеек, заметок. Надо, по моему мнению, каждого сотрудника ценить за его специальные темы. Ю. К., наверное, мог бы — при чуточку более внима­тельном отношении к этому сотруднику с Вашей стороны — давать более разнообраз­ные заметки, которые значительно оживили бы рабочую газету.

Почему зарезали мою статью об итальянском съезде? Вообще не грех бы извещать о непринятых статьях. Просьба эта вовсе не чрезмерная. Писать «для корзины», т. е. статьи выкидываемые, очень невесело. Непомещаемые статьи надо возвращать. Всякий сотрудник даже в буржуазной газете потребует этого.

С товарищеским приветом В. Ульянов

Пожалуйста, напишите в Wiener «Arbeiter-Zeitung», чтобы обменный экземпляр по­сылали мне (дайте мой

См. В. И. Ленин. «Съезд итальянских социалистов» (Сочинения, 5 изд., том 21, стр. 407—409). Ред.



Л. Б. КАМЕНЕВУ. 30 ИЮЛЯ 1912 г.


Достарыңызбен бөлісу:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет