Перспективы и пути повышения гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения



жүктеу 4.7 Mb.
бет1/22
Дата14.07.2016
өлшемі4.7 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
СПОРТ, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, КУЛЬТУРА
юбилейное издание, посвященное 80-летию РГАФК
Рисунок Академии

Выпуск третий



ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ

ПОВЫШЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ

СОВРЕМЕННОГО СПОРТА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Москва


1998

Российская государственная академия физической культуры

Гуманитарный Центр "СпАрт"
Серия

______________________________________



СПОРТ, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, КУЛЬТУРА

______________________________________




SpArt
выпуск третий

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Москва


1998

Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск третий. Перспективы и пути повышения гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения: Сборник/Сост. и ред.: академик РАО, доктор педагогических наук, профессор В.В. Кузин, доктор философских наук В.И. Столяров, кандидат педагогических наук Н.Н. Чесноков. – Москва.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – 349 с.

Сборник «Перспективы и пути повышения гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения» – третий выпуск тематической серии «Спорт, духовные ценности, культура», которую Гуманитар­ный Центр «СпАрт» Российской государ­ственной академии физической куль­туры подготовил к 80-летию РГАФКа.

Главная цель издания этой серии – ознакомить читателей с наиболее важными (и прежде всего новыми) теоретическими концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, которые связаны с осмыслением места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры.

В третий выпуск серии включены работы, в которых обсуждается проблема гуманизации современного спорта и пути ее решения: можно ли и каким образом остановить наблюдаемую в современном спорте девальвацию духовно-нравственных ценностей, сделать его более гуманным и «человечным», более полно реализовать его огромный культурный потенциал, воплотить в жизнь гуманистические олимпийские идеалы? Каковы пути повышения гуманистической, культурной ценности современного олимпийского движения?

Сборник ориентирован на ученых, занимающихся философскими, социоло­гическими, культурологическими, социально-педагогическими проблемами физической культуры и спорта, а также на практи­че­ских специалистов, работающих в области физического воспитания, спорта, культуры, организации досуга населения.


© В.И. Столяров, 1998


СОДЕРЖАНИЕ
К читателям (В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков.)

Раздел первый

Общие концептуальные подходы



И.М. Быховская (Россия)

Гуманизм или технократизм: два стиля мышления в спорте
С. Волошин (Польша)

Спасем гуманистические ценности спорта!

(спорт и воспитание)
Мария Т. Эллисон (США)

Новый гуманизм в международном аспекте:

наука и спорт как формы культурного обмена
М. Дупона, К. Петрович (Словения)

Спорт как качество жизни молодежи
Йозеф Финдер (Австрия)

О гуманизации спорта высших достижений
С.И. Гуськов (Россия)

О некоторых тенденциях развития международного

спортивного движения и российского спорта в XXI в.
Л.А. Мазур (Россия)

Онтологические основания существования спорта

и гуманистические ценности культуры
М. Клемент (Югославия), А.Г. Егоров (Россия)

Синтетический характер проблемы гуманизации спорта
Раздел второй

Конкретные пути, программы, технологии



В.И. Столяров (Россия)

Проблема гуманизации современного спорта

и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт
А.Г. Егоров (Россия)

Олимпийское движение и социокультурные

процессы в современной России
В.К. Бальсевич (Россия)

Гуманистический вектор спорта высших достижений
Джон Т. Пауэлл (Канада)

Формирование спортсменов-олимпийцев
Л.Н. Рогалева (Россия)

Гуманизация спорта как фактор повышения

спортивного мастерства
С .В. Дмитриев (Россия)

Магия духовного мира в двигательных действиях

человека
Раздел третий

Гуманистические ориентиры прошлого
Бронислав Билинский (Польша)

Древнегреческие агоны: превосходство телесности

и восхищение интеллектом
Алексей Самойлов (Россия)

Агон, противостоящий агонии
К. Палеологос (Греция)

Дни, когда на Играх царила красота и вдохновение
К ЧИТАТЕЛЯМ
Сборник «Перспективы и пути повышения гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения« – третий выпуск тематической серии «Спорт, духовные ценности, культура», которую Гуманитар­ный Центр «СпАрт» Российской государ­ственной академии физической куль­туры подготовил к 80-летию РГАФКа.

Главная цель издания этой серии – ознакомить читателей с наиболее важными (и прежде всего новыми) теоретическими концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, которые связаны с осмыслением места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры.

Третий выпуск является логическим продолжением предыдущих выпусков и особенно второго выпуска, в котором дан анализ спорта и олимпийского движения как элементов современной культуры и их оценка с гуманистических позиций. В ходе этого анализа показано, что современный спорт достаточно эффективно используется как средство физического совершенствования, а также (если иметь в виду «спорт для всех») сохранения и укрепления здоровья людей. Неоднократно он выступал в качестве «посла мира», помогал перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить дружественные отношения между различными странами и народами. Весьма значительное – и все увеличивающееся влияние – спорт (особенно такие его виды, как фигурное катание, спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание, фристайл и др.) оказывает на эстетическую культуру людей. История современного спорта дает также немало ярких примеров демонстрации спортсменами и тренерами духа "Фэйр плэй". Важную роль в реализации гуманистического культурного потенциала спорта играет олимпийское движение. Таким образом, обоснована весьма важная гуманистическая значимость современного спорта и олимпийского движения.

Но это – лишь одна сторона их оценки с позиций гуманистических идеалов и ценностей. Другая сторона заключается в том, что огромный гуманистический культурный потенциал спорта используется в настоящее время недостаточно полно и эффективно (особенно это касается роли спорта в реализации духовно-нравственных и других, связанных с ними, ценностей).

Более того, нередко духовные ценности вообще отступают на задний план. Наблюдается девальвация нравственных и других духовных ценностей в спорте, особенно в спорте высших достижений. На первый план выходят ценности, связанные с достижением материальных благ, славы, превосходства од­ного человека над другим, одной нации (страны) над другой и т.п. Отмечается возрастание физического насилия, жестокости, грубой игры в спорте. Все большее число стран сталкивается с волной насилия, грубости, агрессивности в спорте, с побоищами между болельщиками во время и после футбольных, хоккейных и других матчей. Имеется немало фактов негативного влияния спорта на социальные отношения различных стран и народов, использования его в каче­стве средства разжигания межнациональных конфлик­тов, решения узкокорыстных политических целей, для доказательства превосходства (иногда к тому же мнимого) одной страны, одного общественного строя и т.д. над другими. Наблюдаются и другие дисфункциональные проявления в сфере спорта. Ряд фактов свидетельствует о непоследовательности и недостаточной активности олимпийского движения в реализации в спорте и посредством спорта гуманистических идеалов и ценностей.

В связи с этими результатами анализа возникает целый комплекс сложных и дискуссионых вопросов: каковы перспективы развития современного спорта и олимпийского движения? Сохранят ли они ориентацию на гуманистические идеалы и ценности? Можно ли и каким образом остановить наблюдаемую в современном спорте девальвацию духовно-нравственных ценностей, сделать его более гуманным и «человечным», повысить гуманистическую культурную ценность современного олимпийского движения? и др.

Все эти вопросы приобретают особую актуальность в связи с тем, что в современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения. Они связаны со стремлением не только провозгласить, но и практически реализовать идеи гуманизма. Идея гуманизации, "очеловечивания" системы общественных отношений, разных сфер деятельности людей лежит в основе большинства тех социальных программ обновления, которые разрабатываются и реализуются в настоящее время.

Стремление к практической реализации идей гуманизма на современном этапе развития человеческой цивилизации побуждает ученых и практических специалистов по-новому взглянуть на самые различные явления и события, оценить их с точки зрения того, какие возможности заключены в них для реализации общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей, какую роль эти явления и события реально играют в этом плане в современных условиях и каковы пути их «гуманизации», повышения гуманистической ценности.

Не могут быть обойдены в этом плане современный спорт (включая спорт высших достижений) и олимпийское движение, поскольку они вовлекают в свою сферу и приковывают к себе внимание миллионов людей нашей планеты.

В работах, которые включены в третий выпуск, основное внимание как раз и уделяется проблеме повышения гуманистической культурной ценности современного спорта и олимпийского движения.

Сборник включает в себя три раздела.

В первом разделе представлены работы, авторы которых ставят вопросы о перспективах и путях повышения гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения, пытаются осмыслить суть, роль и значение данной проблемы и формулируют самые общие концептуальные подходы к ее решению: либо не видят смысла в гуманизации современного спорта (особенно спорта высших достижений), считают ее невозможной, либо, напротив, убеждены в необходимости и реальности такой гуманизации, хотя и не указывают каких-то конкретных путей достижения этой цели.

Раздел открывается статьей И.М. Быховской (Россия), в которой анализируются два стиля мышления в спорте – гуманистический и технократический. Автор статьи ратует за первый стиль и призывает к отказу от второго.

Стефан Волошин (Польша), автор следующей статьи также выступает за гуманизацию современного спорта, о чем свидетельствует и само название его статьи: «Спасем гуманистические ценности спорта!»

Значительный интерес представляет помещенный в том же разделе перевод доклада бывшего президента Международного комитета социологии спорта М. Аллиссон (США) на международном семинаре «Спорт и гуманизм» (1988, Готенба, Япония). Речь в докладе идет о том, могут ли и каким образом спортсмены, тренеры, руководители спортивных организаций и другие субъекты сферы спорта участвовать в разработке и реализации различных гуманистических программ и проектов, выходящих за пределы спорта и содействующих формированию нового, более гуманного общества.



М. Дупонаи и К. Петрович (Словения) в статье «Спорт как качество жизни молодежи» анализирует роль спорта в жизни молодежи и обосновывают положение о необходимости существенной гуманизации современного спорта.

В сборник включена и статья, опубликованная в ж. «Шпорт», Швейцария, 17 янв. 1979 г., в которое свое мнение на проблему гуманизации спорта высших достижений высказывает президент Международной христиканской федерации физического воспитания д-р Йозеф Финдер (Австрия).

Авторы трех статей, завершающих раздел, С.И. Гуськов и Л.А. Мазур (оба из России), а также М. Клемент (Югославия) в обсуждаемой проблеме занимают позицию, существенно отличающуюся от указанных выше авторов.

По мнению С.И. Гуськова, «в начале XXI в. изменится восприятие спорта. Он будет восприниматься не как феномен культуры, а как обыкновенная услуга, «товар», т.е. как бизнес... В первой половине следующего столетия связи между спортом и бизнесом станут настолько прочными, что они будут восприниматься как само собой разумеющееся, ибо обе сферы деятельности имеют много общего, в особенности это касается конечной цели – побед/выигрышей... Спорт в первой половине XXI века – это симбиоз спорта и бизнеса в глобальном масштабе».

Л.А. Мазур «ставит под сомнение правомерность самой постановки вопроса о гуманистических идеалах развития спортивного движения», полагая, что «количественные параметры спорта, отличающие его от физической культуры и сообщающие ему таким образом качественную определенность, выводят его за пределы гуманизма».

М. Клемент, югославский преподаватель, активный деятель международного детского спортивного движения (по его инициативе возникли и были проведены первые международные спортивные игры школьников), активный сторонник гуманистического подхода к спорту. Однако в оценке перспектив развития современного спорта и возможности его гуманизации он занимает скептическую позицию.

Во втором разделе сборника представлены работы, авторы которых не ограничиваются обоснованием необходимости гуманизации современного спорта, повышения вклада олимпийского движения в реализацию гуманистических идеалов и ценностей, а вносят конкретные предложения относительно того, как это можно сделать, разрабатывают программы и технологии достижения этой цели.

Открывает этот раздел работа В.И. Столярова (Россия) «Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт». В работе, как отмечает автор, ставятся следующие основные задачи: 1) дать уточненный теоретический анализ самой проблемы гуманизации современного спорта: используемого понятийного аппарата, возможности и необходимости гуманизации спорта, тех факторов, которые препятствуют этому, а также тех многочисленных предложений и программ, которые предлагались и предлагаются для решения проблемы; 2) изложить в уточненном, скорректированном виде концептуальные идеи программы с учетом опыта ее практической реализации и теоретической доработки с 1991 г.; 3) сопоставить данную программу с другими аналогичными программами и охарактеризовать ее особенности; 4) подвести первые итоги практического воплощения в жизнь программы и обсудить ее дальнейшие перспективы.

Автор следующей статьи А.Г. Егоров (Россия) посвящает свою работу анализу перспектив общего развития олимпийского движения и развития этого движения в условиях России с учетом тех социокультурных процессов, которые в ней происходят в настоящее время.

В.К. Бальсевич (Россия) ставит проблему гуманизации спорта в несколько необычном ракурсе. Он анализирует возможность конверсии высоких технологий спортивной подготовки в целях совершенствования физического воспитания и «спорта для всех».

В статье Джона Т. Пауэлла (Канада) обсуждается проблема манипулирования личностью спортсмена-олимпийца и возможность решения этой проблемы с гуманистических позиций.

В небольшой статье Л.Н. Рогалевой (Россия) обосновывается положение о том, что гуманизация спорта имеет важное значение не только с точки зрения интересов личности спортсмена, но даже и в «технологическом» плане – для повышения уровня спортивного мастерства.

Интерес представляет статья С.В. Дмитриева (Россия) под необычным названием «Магия духовного мира в двигательных действиях человека». Автор данной работы совместно с Д.Д. Донским занимается разработкой основ антропоцентрической биомеханики, предметом которой является так называемая «персонифицируемая психосемантическая реальность» двигательных действий человека. В статье, публикуемой в сборнике, излагаются некоторые результаты этой разработки с учетом «гуманистической конверсии» образовательных технологий по принципу креасофии (творящей мудрости).

Авторы работ, включенных в третий раздел сборника, обращаются в античному периоду развития спорта и олимпийского движения с целью не только понять прошлое, но и найти в этом прошлом некоторые гуманистические ориентиры для будущего.

Тщательный и уникальный анализ (с использованием античных источников) древнегреческой агонистики дан в статье Бронислава Билинского (Польша) «Древнегреческие агоны: превосходство телесности и восхищение интеллектом».

Тесно переплетается с этой статьей интервью журналиста А. Самойлова с профессором кафедры классической филологии Санкт-Петербургского университета Александром Зайцевым относительно места спорта и агонистики в целом в культуре Древней Греции. Причем собеседники постоянно соотносят ситуацию культуры прошлого с реалиями современности и тенденциями будущего развития.

Завершает раздел и сборник в целом короткая статья известного ученого из К. Палеологоса (Греция), в которой он рассказывает об одном эпизоде из соревнований античных Олимпийских игр.

Как видно из обзора статей, составители сборника стремились включить в него материалы, которые отражают многообразие различных концепций, подходов, оценок, точек зрения, касающихся проблемы гуманизации современного спорта, повышения гуманистической ценности олимпийского движения и путей решения данной проблемы.

Сборник ориентирован на ученых, занимающихся философскими, социоло­гическими, культурологическими, социально-педагогическими проблемами физической культуры и спорта, а также на практи­че­ских специалистов, работающих в области физического воспитания, спорта, культуры, организации досуга населения.

Ректор Государственной академии физической культуры,

президент Центральной Олимпийской академии,

академик РАО В.В.КУЗИН
Руководитель Гуманитарного Центра "СпАрт",

зав. кафедрой философии и социологии РГАФК,

президент Координационного комитета спартианского

движения, профессор В.И.СТОЛЯРОВ


Декан факультета, кандидат педагогических наук,

доцент Н.Н. ЧЕСНОКОВ


Раздел первый

Общие концептуальные подходы
В этом разделе представлены работы, авторы которых ставят вопросы о перспективах и путях повышения гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения, пытаются осмыслить суть, роль и значение данной проблемы и формулируют самые общие концептуальные подходы к ее решению: либо не видят смысла в гуманизации современного спорта (особенно спорта высших достижений), считают ее невозможной, либо, напротив, убеждены в необходимости и реальности такой гуманизации, хотя и не указывают каких-то конкретных путей достижения этой цели.
*
Гуманизм или технократизм:

два стиля мышления в спорте*

И.М. Быховская (Россия)

Идея гуманизации, «очеловечивания» всей системы общественной жизни, всех сфер деятельности людей лежит в основе тех процессов обновления, которые происходят сегодня в современном обществе. Гуманизм как проявление высших нравственных ценностей становится и отправной точкой, и мерилом, и целевой установкой. Конечно, слово это для нашего обихода не новое, скорее наоборот, слегка потускневшее и подзатертое от непрерывного его употребления прежде, употребления преимущественно вербального, никого ни к ничему не обязывающего в реальной практике социальной деятельности. Поэтому теперь, думается, мало кого сможет увлечь просто провозглашение идеи гуманизма. Дело заключается в том, сумеем ли мы от гуманизма абстрактного, декларативного, лозунгового перейти к действительной гуманности общественной деятельности, к гуманизму реальному, т.е. реализуемому во всех формах социальной практики.

Объективизация гуманизма как определенной системы ценностей невозможна без формирования соответствующего ей типа мышления общества и личности (естественно, как и без соответствующих социально-экономических предпосылок). Безусловно, это в полной мере относится и к сфере спорта. Проблема гуманизации мышления и деятельности здесь не менее, а в чем-то и более острая, чем в некоторых других областях общественной жизни. Поэтому анализ сути гуманистического мышления, как и его антипода – мышления технократического (во многих аспектах господствующего сегодня), представляется необходимым этапом в осмыслении тех проблем, которые мы подразумеваем под гуманизацией спорта, усилением нравственного, культурного начала в нем.

Основой гуманистического типа мышления, в какой бы сфере оно не проявлялось, в какой бы исторически конкретной форме не существовало, является признание человека высшей ценностью, самоценность его благо – духовное и физическое. Гуманным должно быть признано все то, что в деятельности общества и личности «работает» на человека – на его полноценное развитие, на его потребности, на его здоровье. И в то же время даже самая высокоорганизованная, технически совершенная деятельность, если она направлена против человека (его существования, его счастья, его самореализации), по сути своей антигуманна – в какой бы форме и в какой бы сфере она ни проявлялась – военной, производственной или досуговой. А поэтому сделать человека действительно «мерой всех вещей» – значит сделать гуманизм социальной реальностью.

К сожалению, гуманистически ориентированное мышление и в масштабах общества, и в отдельных его областях, в спорте в том числе, – это пока скорее цель, чем действительность, скорее должное, чем сущее. Длительный период наше социальное развитие соизмерялось со стандартами административно-командной системы, которые, с одной стороны, предполагали, а с другой – постоянно воспроизводили совершенно иной (а точнее, прямо противоположный) тип общественного и индивидуального мышления – технократический по своим ориентациям. Оставляя вне рамок анализа (в силу ограниченного объема статьи) социально-исторические причины формирования подобного типа сознания, выделим его некоторые существенные характеристики через соотнесение с его антиподом – гуманистически ориентированным мышлением. Соотнесенность (в противопоставлении) этих подходов заложена уже в структуре деятельности человека, любая из форм которой может быть рассмотрена как минимум, с двух позиций: с одной стороны, с точки зрения механизма ее осуществления, технологии достижения поставленной цели, а с другой – с точки зрения ее социального смысла, собственно «человеческого» содержания и направленности. Второй аспект связан с тем, что всякая деятельность происходит не в вакууме, а в конкретном социально-историческом и человеческом контексте и потому оказывает как предметное, так и смысловое воздействие и на непосредственных участников деятельности, и на социум в целом. Игнорирование именно второго аспекта и гипертрофирование технологического, операционального «измерения» деятельности и лежат в основе технократического мировоззрения. Главный (или единственный?) вопрос, который существует для него, – КАК достигнуть поставленной цели, то есть вопрос о механизме совершения действий. Оценка деятельности на технократической шкале оценок – это оценка технологии достижения результата: чем лучше технология, тем выше ценится и сама деятельность. А она во вред человеку или человечеству? А если последствия ее пагубны душевно или физически? «Это все лирика, – скажет технократ, – главное – результат, который я должен во что бы то ни стало получить». Абстрагирование механизма любой деятельности от ее социального смысла, от ее актуальных и потенциальных последствий для общества и отдельного человека – это один из характерных признаков технократического мышления.

Важным следствием нравственного характера, вытекающим отсюда, является примат средства над целью: если нечто технически (в технике, в науке, в спорте и т.д.) осуществимо – значит, действуй без промедления: «могу – значит сделаю». В этом случае вопрос о смысле (а нужно ли? для чего это нужно?), как и вопрос «о цене» результата, заменяется вопросом о технике достижения цели. Понятно, что отсюда дорога напрямую лежит к принципу «все средства хороши» – принципу, который предельно обнажает суть технократического мышления в его нейтральности, а точнее, противостоянии критериям нравственности и гуманизма. Все средства хороши – и стирается грань между дозволенным и недозволенным, гуманным и античеловеческим, явлениями культуры и антикультуры.

Таким образом, технократическое мышление как бы выносит за скобки нравственные критерии и основания оценки той или иной деятельности, оставляя в своем поле зрения лишь чисто технологический, узкопрофессиональный подход. Технократическое мышление – это «голый» рассудок, нередко весьма далекий от разума и мудрости. Возвращение к последним – это и есть возвращение к гуманистическому мышлению, для которого результат любой деятельности, как бы высок он ни был, непременно должен быть соизмерен с тем, а что он такое есть для ЧЕЛОВЕКА, должен быть соотнесен с той «ценой», которую человек (или человечество) заплатило или должно будет заплатить за этот результат.

Такой ценой, могут быть как очевидные последствия деятельности – например, потери экологические, травматизм, исчезновение целых культурных пластов, даже физическое уничтожение людей (как это было при достижении результатов сталинского социализма), так и менее очевидные, но не менее серьезные для отдельного человека и общества в целом последствия в виде деформаций, которые происходят в самой личности: деформации в виде одностороннего, неполноценного развития, в виде различных форм асоциальности, отсутствия возможностей для самореализации и т.п.

Деформации в развитии личности, в целостности проявления человеческих сил и способностей являются имманентными для технократического подхода, в рамках которого человек не интересен сам по себе, не ценен сам по себе, а рассматривается исключительно как средство для достижения внешней для него, для его развития цели. Такой целью могут выступать достижения, результаты самого разного рода: план предприятия, вуза, спортивного общества и т.п., выполненный «любой ценой»; богатство, прибыль, получаемые во имя их же бесконечного роста и умножения; рекорд, медаль, полученные во имя их самих или упрятанного в их тени престижа тренера, председателя общества и т.п. (варианты бесчисленны). Безусловно, достижение каждой из этих целей имеет свое обоснование, оправдание, определено нередко вполне реальными потребностями (а иногда – общественным мифом об их существовании); эти достижения нередко могут получать вполне приличное, а иногда и восторженное общественное «звучание». Однако истинная оценка того или другого достижения, полученного результата может быть дана лишь при соизмерении этого достижения с той «ценой», которую общество заплатило за него, в том числе и с точки зрения полноценности человеческого развития. «Человек есть мера всех вещей» – эти слова древнего философа, думается, чрезвычайно актуальны и для нашего времени, наполняясь в современном мире новым содержанием.

Технократизм в мысли и действии ведет не только к обесцениванию человеческого мира (по словам К. Маркса, «в прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценивание человеческого мира)*. Важным его последствием является широкая возможность для манипулирования человеком как винтиком в большой, сложной системе достижения цели, системе, которая часто остается вне осознания, и тем более вне сферы влияния задействованного в этот процесс человека-исполнителя. Технократизм не может реализовать себя иначе, как в административно-командной системе управления, в какой бы области общественной жизни это ни происходило: в экономике, политике, культуре и спорте. Жесткое централизованно-приказное управление во всех сферах социума, длительное время господствовавшее, да и сейчас еще не ушедшее из нашего общества, выступало фактором, объективно противодействующим полноценному, всестороннему развитию человека, способствующим обезличиванию общественной жизни, принижению индивидуально-личностного начала бытия.



Подлинно гуманистические принципы в общественной жизни, в том числе и спорте, принципы, утверждающие самоценность человека, необходимость достижения его гармонии с внешнем миром, полноты реализации, по словам К. Маркса, всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу, объективно должны были вступить в противоречие, а нередко и в конфликт с административной системой управления. Поэтому демократизация общественных отношений – это не только изменение стиля управления, не только включение в активную деятельность тысяч людей, но и создание возможности для реализации подлинно гуманистических ценностей в жизни общества в целом и каждого отдельного человека. И думается, не может быть ничего более нравственного, чем достижение этой цели. В том числе и в сфере спорта.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет