Первая. Мечта. Она же – вживление России в неокрепшие африканские умы



Дата09.07.2016
өлшемі180.32 Kb.
#188238
КАСАБЛАНКА.

И в беседах с океаном

Под дождём или под планом

Мне откроются секреты –

Я пойму и стану легче,

И прозрачными руками

Подниму себя за плечи…

Земфира, “Австралия”

Часть первая. Мечта. Она же – вживление России в неокрепшие африканские умы.
Агадир – это город на берегу Атлантического океана. Находится он на юге Марокко, прямо возле Западной Сахары – страны, которую марокканцы считают частью своего государства.

Здешние океанские волны, выкатываясь на сушу и откатываясь обратно, всякий раз оставляют после себя широкую – порой до сорока-пятидесяти метров – полосу ровного влажного песка. Ночью в этой полосе видны разноцветные огни города, они – как миражи. Тонкий слой воды на мелком-мелком песке отражает словно зеркало.

Пляж, простирающийся от самой левой оконечности Агадира до самой правой, венчается высокой горой, на которой крупными буквами написаны три арабских слова: “Бог. Родина. Король”. Марокко – это королевство.

Пляжную полосу от магазинов, отелей и городских зданий отделяет узкая мощёная автомобильная дорога. Вечером она перекрывается и превращается в широкий бульвар, по которому гуляет весь Агадир. Столь чудесная метаморфоза происходит ежедневно. Все гуляют здесь – прочие улицы пустеют, наполняясь только машинами.

Ощущение праздника тут на каждом шагу: улыбающиеся люди петлистыми ручьями вливаются в одну большую людскую реку, звучит музыка, в небо взмывают светящиеся разными цветами игрушки. Точно у агадирского населения постоянный Новый год. Весёлые арабские лица будто миксером перемешены с довольными изгибами губ иностранцев, приехавших лично поучаствовать в торжестве.

И вот ты одеваешь в номере гостиницы футболку, купленную два дня назад в Ярославле. В тысячелетнем Ярославле, выкрашенном, вычищенном и напоминающем русскую Европу, как её напоминают центральные районы Москвы и Санкт-Петербурга. Летние кафе с гамаками, затенённые зелёными куполами десятков церквей узкие улочки, низкая застройка, стрелка Волги и Которосли с поющими фонтанами – пожалуй, так должен выглядеть сейчас, в начале XXI века, каждый русский город. Жаль только, что для этого нужно ждать солидного юбилея.



Приближается годовщина? Кратная ста? Хорошо, город будет отреставрирован. До юбилея восемьдесят лет? Правнуки лично расскажут вам о преображённом городе, ставя свечку в день поминовения.
На чёрной футболке изображён медведь белого цвета, держащий в лапах секиру. Представьте себе бюст, повёрнутый вбок почти до профиля: морда и торс косолапого занимают всю лицевую сторону футболки, медведь серьёзен, у него секира. Чёрно-белые цвета придают ещё большую серьёзность. Нет повода для шуток. Этот медведь – медведь с ярославского герба, косолапый с древним оружием. Внизу подпись: “Ярославль. 1000 лет”.

Ты одеваешь футболку с серьёзным медведем, одеваешь бежевые штаны и светлые ботинки, чтобы усилить контраст белого на чёрном, и выходишь на радостный бульвар Агадира. Идущие навстречу арабы ведут детей. В Марокко детей вообще несметное количество: их носят в сумках-кенгурушках на груди, иногда кладут даже в спортивные сумки. Сейчас в королевстве бум рождаемости.

На бульваре детей ведут в основном за руку. Они улыбаются, веселятся, пока вдруг не видят диковинного зверя. Грозного зверя. В миг с их уст сходит улыбка. Маленькие марокканцы пугаются и делают большие глаза. Праздник их более не интересует – всё внимание направлено на русского медведя, вгрызающегося своими клыками в их память. Неокрепший африканский ум – лучшая чернозёмная почва. Со взрослыми, бросившими взгляд на медведя с секирой, происходит примерно то же самое. Запоминают ли они его? Приснятся ли им после кошмары? Медведь определённо проникает куда-то в их глубины – роет себе берлогу в арабских головах. Жаль, что хозяин леса не рычит, хотя звук всегда можно добавить с помощью сотового телефона.

В людской толпе ты встречаешь двух знакомых питерских девчонок. И теперь по бульвару ты перемещается с красивой девушкой под руку справа, с красивой девушкой под руку слева. По их словам, все обеспеченные и ни в чём себе не отказывающие девушки из Петербурга – это “бобрихи”. Так они называют и себя, и подруг, характеризуют незнакомок. Бобрихи. Расхожее выражение.

Говоришь брюнетке, что она переменчива как экономические реформы Ельцина под давлением “красных” директоров. Шутка вызывает лёгкое недоумение. Но главное в том, что отныне по бульвару меж испуганных детских и взрослых лиц перемещается медведь с бобрихой справа, с бобрихой слева. Подлинное русское гулянье. Оно усиливает контраст. Вот с чем у маленьких арабов в будущем будет ассоциироваться Россия: с грозным вооружённым медведем, окружённым красивыми, белыми, женщинами.

Бульварная прогулка, она же – вживление России в неокрепшие африканские умы – заканчивается у дверей гостиницы петербуржек. Они заходят внутрь, ты идёшь дальше. Навстречу молодой араб. Спрашивает, откуда ты. Ты отвечаешь, что ты – марокканец. А он: “Нет-нет! Нет! У тебя на футболке bear! Bear! (Медведь! – Прим. автора). И с испуганным видом тычет пальцем в вооружённого косолапого.

Да будь моя воля, я бы взял сюда живого медведя с настоящей секирой. Прошёлся бы с ним по бульвару. Выбирался бы с ним загорать, купаться. Ты и вооружённый медведь – тур на двоих. Впечатления – для тысяч. А что если бок о бок пройдут десятки человек в футболках с медведями с секирами, окружёнными десятками красивых петербуржек? Эдакие миниармии?
Если ты с медведем, то в разы меньше приставучих торгашей, минимум стояний в очередях. Конечно, если только кто-то другой не приехал на отдых со своим вооружённым медведем.

Мораль? Немного Ярославля должно быть в каждом городе.
Ночь наступает незаметно. Толпа на бульваре изрядно редеет, превращаясь из бурной реки в два прерывистых текущих навстречу друг другу ручейка.

Ты покидаешь оба этих русла, сворачивая на пляж. Над широченной полосой песка нет света, нет взмывающих ввысь разноцветных светящихся игрушек – вся яркость остаётся на бульваре. Здесь тьма тьмущая.

Под ногами лишь ровное, слегка влажное песчаное полотно, выглаженное забирающимися на десятки пляжных метров ежедневными приливами. А впереди он, океан. Твоя мечта – увидеть океан. Не море. Ведь, чем отличается океан от моря? Тем, что море имеет границы – подводные горные хребты. Море – это солёная толща от подводного хребта до суши. В нём нет той силищи, что есть у могучего океана – огромной массы воды, гуляющей возле берега без всяких препятствий. Вода в океане намного холоднее, потому что он велик и переменчив, он не море, отделённое хребтом, благодаря которому вода прогревается до комнатной температуры. И волны морские не чета высоченным океанским, как и размеры приливов и отливов. Здесь приливная полоса – пятьдесят метров. Полсотни метров ровного, сдавленного океанской водой песка.
Мимо тебя трусцой пробегает один верблюд, за ним другой – ночные туристические прогулки по атлантическому берегу, а может – обычные арабские романтические свидания. Когда же и редкие люди, чаще всего – пары, уходят куда-то в тёмную даль, ты остаёшься наедине с океаном. Только ты и океан. Слушаешь его, его набегающие шумящие волны. Говоришь с ним. Говоришь, что рад его видеть, что давным-давно мечтал об этом, что теперь твоя мечта осуществилась. Ты отпиваешь красного вина, и наливаешь океану. Его прилив, как живой человек, забирает налитое прямо в солёную воду с собой.

Ты опускаешь ладони в холодную воду. Ощущаешь океан. Ты закуриваешь сигарету. И более того – даёшь закурить океану. Вы спросите, как сделать так, чтобы океан покурил вместе с тобой? Всё очень просто. Ты зажигаешь сигарету и ставишь её вертикально прямо в песок, на самую кромку прилива, на границу суши и воды. Одна волна, вторая. Третья аккуратно набегает на сигарету, и кажется, что в этот самый момент красный уголёк светится особенно ярко – как всегда бывает при курительном вдохе. Это вдох. Курительный вдох океана.

Здравствуй, океан!

Часть вторая. Касабланка. Она же – продвижение России на бытовом уровне.
Но увидеть океан – это только первое дело в Марокко. Есть ещё и второе: Касабланка. Просто Касабланка. Почему? Да потому что Касабланка – это конечный пункт дороги слов, одного из тех путей, что приводят человека в разные города. Особенное место среди них занимают дороги, состоящие из чьих-то рассказов, поговорок, шуток или просто случайно возникших в разговоре слов. Это дороги слов. И здесь эта дорога состоит всего из одного слова – слова “Касабланка”. Касабланка! Как звучит! Как можно не поехать по этой дороге слов, пусть даже она занимает пятьсот километров в одну сторону и пятьсот километров обратно? И я еду.

Раннее утро. Пять часов на циферблате. Выходишь в ещё дремлющий Агадир, который встречает тебя теменью, прохладой и отсутствием людей. Совсем не успокаивающая душу обстановка, а скорее – совсем наоборот. Наконец ловишь в этой наступающей по всем направлениям тревоге красное маленькое такси – местные называют его “помидором” – и мчишься на другой конец города к кишащему арабами ночному автобусному вокзалу.

С трудом находишь нужную остановку. Глядя на подъезжающие и отъезжающие автобусы, ждёшь своего. Садишься.

Внутри ты один – белый. Твоего английского никто не понимает, потому что Марокко – это бывшая французская колония. Потихоньку светает.


Круглое утреннее солнце, почти лежащий на горбу месяц. Атласные горы, долины атласных гор: Высокий Атлас, Средний Атлас, Сахарный Атлас. Если у вас есть атласная ткань, то задумайтесь, не отсюда ли она родом?
В салоне, и на улице во время единственной получасовой остановки в бледно-оранжево-красном – а в целом, розовом – Марракеше, ты замечаешь, что многие марокканки носят йодные татуировки: разнообразные рисунки из переплетённых линий на ногах и руках. Йодные коричневые татуировки есть даже у детей.

Кремовый Марракеш совсем не похож на разноцветную Москву, а вот облупленностью своих стен он очень напоминает периферийные улицы как ближайших, так и самых далёких российских городов.


Автобус отправляется, и за стеклом снова мелькают редкие машины – они будто катера, плывущие по идеально ровному асфальту шоссе. Некоторые их окна занавешены полотенцами и тряпками, защищающими водителя и пассажиров от палящего солнца.

На всех автомобильных номерах изображена карта Марокко с входящей в состав королевства Западной Сахарой – напомню, марокканцы давно считают эту страну своей территорией. Если полиция найдёт у тебя карту, на которой Западная Сахара обозначена отдельным государством, то она сразу заводит дело.


От размеренного просмотра африканской природы меня отвлекает лишь муха, бороздящая просторы салона. Всё же как удивительны и поразительны эти жужжащие мухи! Ведь, сама того не подозревая, она просто берёт и едет куда-то. Сейчас – за полтысячи километров! А мухи, залетающие в самолёт и отправляющиеся в другие страны, на другие континенты! Межконтинентальные мухи! Какова, интересно, у них реакция при открытии дверей фюзеляжа? Возможно, почувствовав новый климат, они понимают, что вылетать наружу им не надо – и остаются внутри, чтобы отправиться через несколько часов обратно домой.
Чуть за полуднем на горизонте появляется Касабланка: вот он, конечный пункт дороги слов, состоящей всего из одного слова. Здравствуй, Касабланка!

Самый населенный город страны, многомиллионный, приветствует тебя десятками белых “Мерседесов”-такси. Они белыми озёрами, белыми ручьями и белыми пятнами растекаются по всем дорогам Касабланки. Белый “Мерседес” классического 123-го модельного ряда – одна из главных достопримечательностей города.



Между прочим, немецкие таксисты настолько любили эту модель, что устроили забастовку, когда автомобильный гигант решил приступить к производству 124-ой модели, с многорычажной задней подвеской, считавшейся менее надёжной и более дорогой.

Первое, что нужно сделать после выхода из автобуса – запомнить то место, где ты вышел. Чтобы знать, откуда уезжать обратно. Лучше – нарисовать миникарту с парой перекрёстков: улица Льва Африканского находится сразу за проспектом Королевской армии.

Этот проспект, настоящий проспект бурлящего жизнью мегаполиса, с кипучим автомобильным движением и высотными домами, приводит тебя к городской медине – месту грязному, тесному, кишащему торговцами и прочим местным людом. Внутрь неё, за бежевую стену, заходишь совсем ненадолго, ибо чувство тревоги тут проявляется снова во всей своей красе – пропасть в медине очень просто. И хочется среди улочек двухметровой ширины найти магазинчик с телефонными картами – но лучше всё-таки, оставшись без связи, пройти живым и невредимым по бульвару Бордо к главной изюминке Касабланки – Великой мечети Хасана II. Мечети с самым высоким минаретом в мире, мечети, являющейся высочайшим религиозным сооружением на Земле, мечети, стены которой омывает океан – тот самый, который ты мечтал увидеть.

Далее шагать по городу приходится среди бесчисленных мастерских, бессчётных чистильщиков обуви и повсюду раскиданного мусора. Часто попадаются бездомные. Вы думали, Касабланка – это сплошной бизнес-центр? Нет, Касабланка, она – разная.


А затем, из-за малоэтажных домов появляется она, Великая мечеть. Со стороны воды здание окружено рифами, мимо коих одна за другой бегут океанские волны, чтобы через секунды врезаться своими пенными валами в светло-бежевый мрамор. Светло-бежевые стены, зелёная крыша и зелёно-бежевый минарет, выемка на одной из стенок которого указывает на Мекку. Главной мечети Касабланки, безусловно, подошли бы небеса оттенка зелёного: салатовые, лаймовые, оливковые или ярко-зелёные с желтоватым отливом. Красотища!

Именно возле Великой мечети я встречаю “гида”. Хасан – мужчина интеллигентного вида лет сорока - сорока пяти, в очках, правда, одет весьма бедно.

И нет, это не обычная экскурсия: мы просто стоим с марокканцем на берегу океана, на одном месте, и долго разговариваем. Пообщаться в Касабланке с коренным жителем – бесценно.
Хасан просит не обращать внимания на его внешний вид, говорит, что ему сорок семь лет, что у него есть семья, и что в настоящий момент он временно без работы. Он рассказывает мне о Марокко, о богатейших залежах фосфатов и их сбыте, о марокканских городах – в особенности о Касабланке, о её “фишках”: башнях-близнецах, медине, соборе Сакре-Кёр, городских часах, о Великой мечети, маяке и многих других.

В ответ я рассказываю ему о России, о бедности в ней, о её красоте, о том, что мечтал увидеть океан и Касабланку, о том, что хочу написать очерк обо всём увиденном. И Хасан говорит:



  • Если ты будешь писать, то обязательно упомяни обо мне. Просто вставь пару слов о Хасане, который живёт в Касабланке, и который повстречался тебе на берегу океана.

После он просит у меня немного денег на сигареты, и мы расходимся. Он – вглубь города, а я иду во внутренний двор мечети, чтобы поближе всё рассмотреть.

Среди мраморных стен, мраморных колонн и мраморных лестниц я неожиданно понимаю и начинаю сильно жалеть о том, что забыл подарить Хасану магнитик из России. Я уже несколько раз так делал: дарил понравившимся да запомнившимся мне иностранцам кусочек России – магнитик, привезённый из какого-нибудь города. Дарил американцу, аргентинцу, швейцарцу. Бывало, даже рисовал для них карту с указанием расположения “вручённого места”. А теперь забыл! Жалко, конечно, но что же теперь поделать…


На мечеть я смотрю очень долго – всё-таки есть что-то мистическое в океанских волнах, ударяющихся своими белыми валами о мраморные стены. Половина мечети в воде, половина на суше. Настоящее единение природы.

К главному входу подходит группа европейцев, общающихся меж собой на явно различимом славянском языке. “Вы чехи?” – спрашиваю. “Нет, поляки”. Теперь тебе поляки как русские, ты как поляк. Здесь вы – единственные представители Европы. Вместе с порога входных ворот осматриваете великолепное внутреннее убранство мечети, её толстенные колонны и каменные своды.


Прогулявшись затем ещё немного по набережной, ты возвращаешься в кипучую Касабланку. В Касабланку!
Только-только ступаешь на тротуар, семенишь меж домов – как вдруг громкий голос откуда-то справа: “Александр! Александр!”. Поворачиваешься. И, о, чудо из чудес! Три тысячи чертей! Два три богатыря! Четыре три медведя! Хасан! Ты ли это?! Прыгаешь за столик кафе, и вот вы уже втроём – ты, Хасан и его друг – пьёте настоящий марокканский напиток – нос-нос. Нос-нос – это смесь горячего кофе с горячим молоком, но не в стандартной пропорции: большая половина стакана – это молоко, меньшая – кофе. Пара-тройка ложечек сахара. Вкуснотища! Можно за раз выпить два, а то и три стакана, буквально причмокивая.

Сидя тут, за столиком, я более не собираюсь повторять своих ошибок:

  • Хасан, у меня есть для тебя подарок!

Он удивляется.

Я же достаю магнитик с Псковом, вручаю его и рисую карту России, чтобы показать, где находится Псков.



  • Хасан, вдруг так случится, что ты окажешься в России. Тогда вспомни обо мне, о магнитике, и приезжай в Псков – там очень красиво!

  • Спасибо! – благодарит расплывшийся в улыбке Хасан.

И рисует для меня карту Марокко. Он располагает на ней города, знаменитые места, изображая на бумаге всё ранее мне сказанное. На карте Хасана Касабланка – это “Каса”. Просто Каса.

Мораль? Если едете за границу – прихватите с собой российский магнитик. Но для этого, как вы понимаете, нужно предварительно куда-нибудь съездить в России. Это во-первых. Во-вторых. Не знаете географию? Не можете по памяти нарисовать карту России? Никуда не выезжайте. Не позорьтесь.
Я добродушно прощаюсь с Хасаном, чтобы до наступления темноты успеть посетить собор Сакре-Кёр. Поэтому подошвы моих туфель вновь плотно прижимаются к бульвару Мулая Юссефа.

Между прочим, именно султан Юссеф, опасаясь за безопасность своей семьи, перенёс столицу Марокко из Феса в Рабат, где она находится и поныне. В начале XX века народ бушевал из-за того, что отрёкшийся от престола брат Мулая отдал государство под протекторат Франции.
Бульвар Юссефа совсем не такой, как бедолажный бульвар Бордо, наполненный мусором и самыми низкооплачиваемыми профессиями. Бульвар Юссефа – зажиточный, респектабельный, меж двух линий белоснежных жилых домов на нём тянутся к небу стройные ряды пальм. Кое-где, правда, тут всё же попадаются частные мастерские, но они немного другого, богатого, профиля.

Во всех бульварных кафе сидят интеллигентного вида посетители, одетые в самую опрятную повседневную одежду. Я захожу в одно из них, ведь с самого утра в моём рту не было и крошки.

И что бы ты не заказал из еды в Марокко, ты знаешь, что в первую очередь тебе принесут его – народное предтрапезное блюдо: оливки, обжаренные вместе с луковыми кольцами в оливковом масле. Вкуснотища!

На Алжирской улице мимо меня проходит мужчина, постукивающий щёткой о деревянную подставку, и предлагает почистить обувь. Старые-добрые простые кварталы возвращаются.

Ещё несколько десятков метров, и справа возникает громадный собор Сакре-Кёр. Он целиком белый, с белыми бетонными шпилями по всему периметру крыши. Своими очертаниями Сакре-Кёр донельзя напоминает Собор Парижской Богоматери: если на его шпили посадить диковинных крылатых химер и перекрасить стены в бежевые тона, то сходство будет практически полным.

Толкаю рукой высокую массивную дверь, захожу, а там – никого. Как в анекдоте:

Заходят панки в подъезд, а там – никого!
В соборе пусто: нет ни лавок, привычных для католиков, ни приделов. Нет ничего –только белые своды, белые колонны и белые стены. Где-то на верхотуре, под крышей, ютятся птицы. Полёт с места на место каждой из них заставляет тебя буквально вздрагивать, ведь внутри Сакре-Кёр полная тишина.

Взмах крыльев ещё одной птицы, ещё одной, ещё одной – по коже пробегают мурашки. Ты точно в фильме ужасов, где действо происходит посреди бела дня. Тотчас ещё одно судорожное порхание, ещё…

С узких вертикальных оконных витражей на тебя глядят лица святых и морды животных. Всё, что ты видишь, говорит тебе о проходивших здесь когда-то церемониях. Снова взмах крыльев. Теперь тебе наяву кажется, что диковинные химеры просто ещё не вернулись на свои места, на шпили Сакре-Кёр. Но совсем скоро этот час настанет. И вот тогда собор заживёт своей настоящей, сверхъестественной, жизнью. Ночью тут развернутся события, затмевающие не только классический роман Виктора Гюго про Нотр-Дам, но и вообще все выдумки про сказочных существ!

Какая мечеть?! Какая мечеть Хасана II?! Сейчас сдаётся мне, что белоснежный собор Сакре-Кёр – вот главная достопримечательность Касабланки, вот её главная “фишка”!
Ощутив очередной наплыв мурашек, я выхожу наружу. Здесь всё чинно, спокойно. Возле забытого верой собора маленькие африканцы гоняют мяч. Столь резкий контраст укладывается в голове не сразу.
На ныряющей в центр города Алжирской улице нет конца толстенным высоченным пальмам, которыми Касабланка буквально усеяна. Порой их причудливые формы, их расширяющиеся к кронам верхушки стволов просто не оставляют глаза равнодушными, притягивая к себе на целые секунды. Нет, не яблоневые сады здесь, не грушевые – вместо них целые аллеи из пальм, целые пальмовые сады, целые пальмовые парки! Поворот на бульвар Рачиди. До башни с городскими часами почти рукой подать.
Я оборачиваюсь всего на миг, и, о, боже! Прямо передо мной чёткое бледно-жёлтое солнце падает за горизонт, точно с силой пущенный мяч! Заместо штанг ворот – два ряда стройных зелёных пальм: они словно колодец для спуска жёлтого шара-ведра. Определённо, это лучший вид Касабланки, лучшая открытка с ней! Здесь, на пересечении проспекта Хасана II и бульвара Рачиди. Здесь, во время заката. И я, я замираю. Я просто не могу идти дальше.

Я остаюсь и досматриваю закат до конца. Солнце садится очень быстро. Оно настолько быстро падает вниз, что я даже не успеваю описать на белом листе всё то, что вижу. Пока я выводил предыдущие строки, уже более половины светила скрылась за домами! Всё происходит настолько скоро, что сейчас, именно сейчас мне кажется, что я снимаю полноценное видео, просто водя ручкой по бумаге. Я ни на мгновенье не останавливаясь. Это солнце... Это быстрое солнце… Будто за белыми зданиями и зелёными пальмами его проглатывает огромный крокодил из сказки Корнея Чуковского! Всасывает его в себя. Словно крокодил сидит там, за городом, и его язык уже толику прикоснулся к яркому круглому шару, почувствовав рецепторами приятное согревающее тепло. И всё – солнца уже почти не видно, осталась только запутавшаяся в ветках пальм его верхняя кромка. И всё, всё, солнца больше нет… Всё, лишь закатное светлое небо висит над домами. Боже, какая скорость! Какая скорость солнца в Касабланке! Видеть, её нужно просто видеть! В прямом эфире. Своими глазами.



Так вот где, оказывается, живёт сказочный крокодил. Он живёт в Касабланке! Такая традиция здесь – проглатывать солнце каждый вечер. Сколько же солнц у него уже внутри? И кто тогда их для него постоянно создаёт? Наши бабка с дедом, как колобка? Что, в России создают, а в Марокко съедают?

Мораль? Немного сюрреализма должно быть в каждом городе.
Наконец, схожу с места. Теперь перед моими глазами та самая часовая башня: высокий белый параллелепипед, увенчанный со всех четырёх сторон циферблатами. Глядя на сию симметричную геометрическую фигуру, в голову закрадывается мысль, что советский монументализм восходит корнями именно к исламской архитектуре – к её прямоугольным, кубическим формам: к парадным стенам медин, мавзолеям и минаретам. А все они – к главной мусульманской святыне Каабе, чёрному кубу во внутреннем дворе Запретной мечети в Мекке.

Чтобы насладиться красотой башни в полной мере, обхожу её – и попадаю на арабский митинг! Из уст оратора вылетают истошные возгласы, а толпа, держащая в руках транспаранты с фотографиями младенцев, через фразу заходится во всеобщем крике.

Раздаётся последний клич. Собравшиеся одновременно обтирают лица ладонями и за секунды разбредаются. Будто митинга и не было. Всё в точности, как с исчезновением солнца: словно не было светила. Словно не было митинга, словно ничего этого не было на Площади Мухаммеда V – самой большой площади Касабланки.
На краю площади – магазин “LE DON QUICHOTTE” (“ДОН КИХОТ”. – Прим. автора). Привет Мигелю Сервантесу и Санчо Пансе! Привет лучшему времени Испании! Привет романтизму средних веков и искателям Эльдорадо! Здесь тоже как в Эльдорадо – только не богатства несметные тут, а какой-то свет, какая-то светлость, какая-то светимость исходит отовсюду, потому что кругом сплошь белоснежные дома.

Первые этажи с белыми колоннами подпирают два, три, четыре следующих белых этажа с белыми балконами. Балкончики – под каждым рядом окон: лесенки, шахматки, гряды балконов! На каждый улице, в каждом квартале. Всё белым-бело. Если вас спросят, где в жаркой Африке можно встретить зиму, то, не задумываясь, отвечайте: “Конечно, в Касабланке!” Белый город под ярким солнцем. “Каса” по-испански – дом, “бланка” – белый. Касабланка – белый дом, светлый уютный дом, белый город. Как русский Белгород, как сербский Белград.

Правда, здесь город утопает в высоких зелёных пальмах, в пальмовых бульварах, в пальмовых садах! Если и называться какому-нибудь городу “Пальмирой”, то именно Касабланке. Она – первый претендент. Ведь что такое Пальмира, если не город с белоснежными домами, прореженными стройными рядами зелёных пальм, что возвышаются над всем вокруг?
Белый цвет всегда создаёт хорошее настроение – и в Касабланке душа словно сливается с гармонией белого цвета. Посмотрите на свою одежду в шкафу, посмотрите на абсолютно белые вещи. Ведь они все для праздника! Если вы одеваете хоть немного белого в обычный день, то знайте – вы одеваете на себя немного праздника, чуточку приятного цвета снега.
Но в сторону чистоту и белизну. На городских улицах – даже на самых центральных, – на пляжах и возле соборов, что в Касабланке, что в Агадире – везде играет в футбол юная марокканская беднота. Причём она играет настолько умно, что я совершенно не удивлюсь её возможной победе на чемпионате Африки или чемпионате мира в ближайшие годы.

А девушки… Как же восхитительны девушки в Касабланке! Каждая третья мне симпатична, у каждой второй большая грудь! Красотища!


Осмотрев главные “фишки” Касабланки, я, отныне никуда не спеша, приближаюсь к улице Льва Африканского – тому месту, где находится автобусная станция. Лев Африканский, он вообще почти как Лев Толстой, только не пишущий граф, а пишущий географ и путешественник. До полуночи, когда автобус отправится обратно в Агадир, остаётся ещё пара часов. Я вытаскиваю из пачки сигарету и закуриваю.

Мой взгляд упирается в старый город – медину, – в его древние стены. Возле главных ворот кубической формы, за которыми прячутся узкие улочки двухметровой ширины, высится старая часовая башня. Я выдыхаю дым и понимаю, что только ночью, только ночью (!) медина предстаёт в своём истинном обличии! Просто потому что темнота скрывает всё современное, оставляя ту самую, заветную, старину.


Я поворачиваюсь вправо, смотрю на пылающий огнями-софитами проспект Королевской армии. Делаю шаг вперёд, затем второй. И вот я уже шагаю по ночному проспекту. Достаю наушники, включаю музыку.
Я шагаю по проспекту,

По ночному городу,

Я иду, потому что у меня есть ноги,

Я умею ходить и поэтому иду.


Иду навстречу цветным витринам,

Мимо пролетают дорогие лимузины.

В них женщины проносятся с горящими глазами,

Холодными сердцами, золотыми волосами.



Танцы минус, “Город”
По проспекту Независимости в Минске, по Красному проспекту в Новосибирске, по Океанскому проспекту во Владивостоке, по Невскому проспекту в Петербурге, по Проспекту мира в Москве, по проспекту Королевской Армии в Касабланке.
Прохожу мимо бара, где местные смотрят футбол. Отчего ж не зайти и не поболеть вместе с марокканцами за их любимую команду?! И я захожу внутрь. Заказываю бокальчик пива, сажусь. На экране африканская Лига чемпионов: мы против заезжей братии из Судана, играем в городе Мекнесе на стадионе с деревянными скамейками. Я с душевной теплотой вспоминаю стадион “Торпедо” на Восточной улице, стадион “Динамо” в Петровском парке. Всё, всё с душой, только здесь всё с душой по-особенному, по-африкански!
Вот так вот, едешь в город из-за одного названия, из-за одного слова, а получаешь в ответ тысячу, ведь всё, что ты здесь увидел, все, кого повстречал, оставляют в тебе частичку себя, оставляют крохотный кусочек своей живой, трепещущей, души. Будь то смуглый-смуглый человек или белое-белое здание.
Впитав в себя точно губка всё предложенное Касабланкой, я, переполненный самыми светлыми, самими белыми чувствами, сажусь в автобус и уезжаю в ночь. Мимо белых “Мерседесов”, белых домов с балконами на каждом этаже, посреди засыпающей Касабланки. Я проезжаю мимо Атласных гор и всего того, что скрыто от меня в темноте. Темноте северо-западной африканской ночи.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет